ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 34

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 34

 

 

 

 

299 

 

 

 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

 

Конкуренция на рынке России. 
В  соответствии  с  действующим  законодательством  Российской  Федерации  сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 

монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 

предоставляет  ОАО  «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 

Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 

ОАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 

июля 1997  г.  №  858  «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 

системе Открытого акционерного общества «Газпром» с изменениями и дополнениями, внесенными 

постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  мая  2001  г.  №  334  «Об обеспечении 

недискриминационного доступа к газотранспортным системам».     
В настоящее время группа компаний ОАО «Газпром» осуществляет около 75% всей добычи газа в 

России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения  и 

реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на  газ,  реализуемый 

ОАО  «Газпром»  потребителям  Российской  Федерации,  а  также  тарифы  на  услуги  по 

транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 

регулирующим государственным органом - Федеральной службой по тарифам. На долю независимых 

газодобывающих организаций, которым предоставлено право реализовывать газ по нерегулируемым 

(рыночным)  ценам,  складывающимся  на  основе  спроса  и  предложения,  приходится  порядка  25% 

объема добычи газа в России.   
Доля транспортировки по ЕСГ газа независимых поставщиков в общем объеме транспортировки 

газа, %: 

2013 г. 

2014 г. 

3 месяца 2015 г. 

19,24% 

21,86% 

20,53% 

ОАО  «Газпром»  осуществляет  деятельность,  в  основном,  на  регулируемом  сегменте  российского 

рынка  природного  газа,  что  ограничивает  его  конкурентные  возможности  по  сравнению  с 

независимыми производителями, реализующими свой газ по нерегулируемым ценам, что позволяет 

им предлагать покупателям более выгодную ценовую политику при оплате за газ.    
Основными  конкурентами  Общества  являются  такие  независимые  производители  газа,  как 

ОАО «НОВАТЭК», ОАО «НК «Роснефть» (в 2013 году данная компания стала одним из крупнейших 

игроков  на  газовом  рынке,  благодаря  приобретению  активов  ООО «НГК  «ИТЕРА»  и 

ОАО «ТНК-ВР Холдинг»), ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», поставляющие в газотранспортную систему (ГТС) 

около 95% объемов газа, суммарно сдаваемого в ГТС всеми независимыми производителями.   
Для  независимых  производителей  сложились  более  благоприятные  условия  реализации  газа 

отечественным  потребителям,  что  приводит  к  постепенному  вытеснению  газа  Общества  из 

регионов  и  увеличению доли  независимых  производителей  на  российском  рынке.  Основная  часть 

реализуемого  ими  газа  поставляется  платежеспособным  промышленным  потребителям  в 

субъектах  РФ,  наиболее  близким  к  местам  добычи.  Ряд  областей  снабжается  только  газом 

независимых  производителей  -  это  Свердловская,  Челябинская,  Костромская  области.   Большую 

долю  в  общих  поставках  газа  в  регион  независимые  производители  занимают  в  Новосибирской, 

Тюменской областях, ХМАО и Пермском крае. При этом в ряде регионов Центрального, Южного и 

Северо-западного  федеральных  округов  в  связи  с  их  удаленностью  от  мест  добычи  поставки  газа 

независимых производителей не осуществляются. 
21.11.2011 Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный Закон 

№  325-ФЗ  «Об  организованных  торгах».  Согласно  данному  закону  организованные  торги  могут 

проводиться Организатором торгов, в качестве которого должны выступать биржи либо торговые 

системы. Одно из главных отличий биржи от торговой системы состоит в том, что биржи могут 

организовывать  торги  как  товарными  ресурсами,  так  и  финансовыми  производными,  тогда  как 

торговая  система  в  обычной  практике  –  только  товарными  ресурсами.  Торговля  финансовыми 

производными в торговой системе допускается только при особом разрешении Центрального банка 

Российской Федерации (далее - Банк России).   

 

 

300 

 

16.04.2012  принято  постановление  № 323  «О  реализации  природного  газа  на  товарных  биржах  и 

внесении  изменений  в  акты  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам  государственного 

регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества 

«Газпром»,  согласно  которому   ОАО  «Газпром»  и  его  аффилированным  лицам  разрешено 

реализовывать добытый ими природный газ на товарных биржах в объемах до 15 млрд. куб. метров - 

в 2012 году и до 17,5 млрд. куб. метров в год - начиная с 2013 года. Объем природного газа, реализуемого 

в  соответствии  с  данным  постановлением,  не  может  превышать  объем  природного  газа, 

самостоятельно реализуемого независимыми организациями на товарных биржах. При этом данное 

постановление  не  дает  разрешения  ОАО  «Газпром»  реализовывать  добытый  им  природный  газ  в 

«торговых  системах»,  то  есть  структурах,  аналогичных  электронной  торговой  площадке 

ООО «Газпром межрегионгаз».   
С  учетом  мнения  заинтересованных  сторон  Минэнерго  России  разработало  дорожную  карту  по 

запуску  организованных  торгов  газом  в  России.  В  документ  включены  все  предложения,  ранее 

сформулированные ОАО «Газпром». 
По инициативе Минэнерго России создана рабочая группа по вопросам развития биржевой торговли 

газом,  которая  должна  осуществить  меры  по  выполнению  дорожной  карты  по  запуску 

организованных торгов газом в России. 
19.06.2014  Председателем  Правительства  Российской  Федерации  Д.А.  Медведевым  утверждено 

постановление Правительства Российской Федерации № 566 «О внесении изменений в некоторые 

акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации газа в Российской Федерации», 

которое  позволило  ОАО  «Газпром»  реализовывать  на  организованных  торгах  природный  газ  по 

свободным  ценам  как  на  товарных  биржах,  так  и  через  зарегистрированные  в  установленном 

порядке торговые системы.   
В июне 2013 года Минэнерго России приняло решение об определении ОАО «Газпром» оператором 

товарных поставок организованных торгов газом. 
В  рамках  выполнения  Плана  мероприятий  по  реализации  подпункта  «в»  пункта  2  раздела 
II 

Протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии 

развития  топливно-энергетического  комплекса  и  экологической  безопасности  от  4  июня  2014  г. 

№ А4-26-368,  утвержденного  Минэнерго  России,  ФАС  России  и  Банком  России,  ОАО  «Газпром» 

совместно  с  ЗАО «СПбМТСБ»  и  клиринговой  организацией  РДК (ЗАО)  обеспечило  принятие  мер, 

необходимых  для  начала  биржевых  торгов  природным  газом  на  Санкт-Петербургской 

Международной  Товарно-сырьевой  Бирже,  в  том  числе  предусматривающих  закрепление 

обязательств по доставке покупаемого на бирже газа до конечного потребителя в приоритетном 

порядке. 
В  соответствии  с  согласованной  Минэнерго  России,  ФАС  России  и  ОАО «Газпром»  схемой 

взаимодействия  организаций  при  биржевой  торговле  газом  в  августе  2014 года  было 

зарегистрировано  новое  юридическое  лицо  -  ООО «Газпром  межрегионгаз  поставка»,  входящее  в 

Группу  Газпром,  за  которым  закреплены  функции  Организатора  транспортировки, 

обеспечивающего  транспортировку  газа,  поставляемого  во  исполнение  договоров  поставки, 

заключенных участниками торгов на организованных торгах. 
Реализация  газа,  добытого  ОАО  «Газпром»  и  его  аффилированными  лицами,  на  организованных 

торгах осуществляется ООО «Газпром межрегионгаз», являющимся Участником организованных 

торгов и комиссионером Общества. 
24.10.2014, 24.11.2014 и 22.12.2014 в Секции «Газ природный» на ЗАО «СПбМТСБ» прошли биржевые 

торги, в ходе которых ОАО «Газпром» реализовало 429,4 млн куб. м газа. В первом квартале 2015 года 

ОАО «Газпром» реализовало 43,1 млн куб. м газа. 
В настоящее время ОАО «Газпром принимает участие в дальнейшей работе по развитию биржевой 

торговли  в  Российской  Федерации,  в  т.ч.    по  подготовке  к  запуску  биржевых  торгов  с  режимом 

поставки  на  «сутки»,  а  также  связанной  с  внесением  изменений  в  нормативно-правовую  базу, 

регулирующую рынок газа в Российской Федерации. 
 
 
 

Конкуренция на рынке стран бывшего СССР. 
Исторически магистральная система транспорта газа стран бывшего СССР создавалась как часть 

единой  системы  газоснабжения  СССР,  поэтому  технологически  эти  страны  находятся  в 

зависимости  от  поставок  газа  по  магистральной  сети  газопроводов,  принадлежащих 

ОАО «Газпром». В свою очередь, ОАО «Газпром» также находится в зависимости от этих стран в 

 

 

301 

 

области транзита природного газа в Европу и в Калининградскую область. В данных государствах, 

кроме государств Средней Азии, нет крупных месторождений, способных обеспечить их внутренние 

потребности в природном газе. После распада Советского Союза независимые государства оказались 

не в состоянии в полном объеме оплачивать поставки природного газа, что привело к возникновению 

значительной  задолженности  перед  ОАО  «Газпром».  В  результате  ОАО «Газпром»  пришлось 

существенно сократить поставки газа в некоторые государства СНГ. 
В  декабре  2014  г.  был  введен  в  эксплуатацию  СПГ-терминал  в  Клайпеде  (Литва)  проектной 

мощностью  до  4  млрд  куб.  м  в  год.  Компания  UAB  Litgas  заключила  договор  сроком  на  5  лет  с 

компанией  Statoil  ASA  о  поставках  СПГ  в  объеме  540  млн  куб.  м  в  год,  что  соответствует 

постановлению правительства Литвы об эксплуатации СПГ-терминала.   
 

Конкуренция на европейском рынке. 
ОАО «Газпром» на протяжении многих лет является самым крупным экспортером природного газа 

в  мире  и  в  Европе,  в  частности.  При  этом  в  Западной  Европе  и,  в  заметно  меньшей  степени,  в 

Центральной Европе, ОАО «Газпром» конкурирует с другими крупными поставщиками газа, такими 

как  «Статойл»  (Норвегия),  «СОНАТРАК»  (Алжир),  «ГазТерра»  (ранее  «Газюни»)  (Нидерланды),  а 

также с «гибкими» объемами СПГ из Катара.   
На  европейском  рынке  после  вступления  в  силу  в  1998  г.  Директивы  Европейского  Союза  по  газу, 

целью  которой  является  либерализация  рынка,  начался  процесс  значительных  структурных 

изменений, который продолжается и в настоящее время. В результате в условиях существенного 

превышения предложения газа над спросом все более обостряется конкуренция между основными 

поставщиками  этого  энергоносителя  в  регион  -  Россией,  Норвегией,  Алжиром,  Нидерландами. 

Однако значительные разведанные запасы газа, контролируемые ОАО «Газпром», дают Обществу 

весомые преимущества в конкурентной борьбе. 
Добыча  природного  газа  в  Европе  имеет  тенденцию  к  снижению  вследствие  истощения  его 

разведанных запасов. По итогам 2014 г. Норвегия нарастила экспорт этого энергоносителя. 
С  2014  г.  в  Нидерландах  вступила  в  силу  политика  правительства  страны,  направленная  на 

консервацию ресурсов, в частности, в январе 2014 г. было объявлено о сокращении объемов добычи 

газа  в  2014-2016  гг.  на  основном  газовом  месторождении  Гронинген  на  20%  из-за  участившихся 

случаев землетрясения. 
Экспорт газа и из Алжира (трубопроводныйи в виде СПГ) снижается с 2010 г. Снижение спроса в 

странах  –  основных  импортерах  алжирского  газа  (Италия,  Испания,  Франция)  обусловило 

сокращение поставок из Алжира и по итогам в 2014 г. 
Основной причиной снижения поставок катарского СПГ на европейский рынок по итогам 2014 г. 

стало  перенаправление  значительных  объемов  на  азиатский  рынок,  цены  на  котором  были 

существенно выше в течение большей части года. 
Собственная добыча и экспорт газа на европейский рынок продолжили снижение в 1-4 кв. 2014 г. в 

связи с сокращением объемов потребления. 
ОАО «Газпром» в настоящее время обеспечивает покрытие более чем 1/4 спроса на природный газ в 

Европе. Основным внешним рынком сбыта российского природного газа является Западная Европа, 

на которую приходится почти три четверти экспорта данного товара. При этом ОАО «Газпром» 

обеспечивает примерно треть его суммарного импорта в Западную Европу. 
Традиционно важную роль в экспортной политике ОАО «Газпром» играет центрально-европейский 

газовый  рынок,  вследствие  его  географической  близости  к  России  и  доминирующего  положения 

российского  газа  на  нем.  На  этот  рынок  приходится  около  четверти  экспорта  природного  газа 

Обществом.  Удельный  вес  российского  газа  в  потреблении  этого  энергоносителя  в  регионе 

оценивается  примерно  в  60%.  ОАО  «Газпром»  обеспечивает  почти  90%  совокупного  импорта 

природного газа странами Центральной Европы. 

 

Наименование 

компании 

Страна 

регистрации 

2008 г. 

2009 г. 

2010 г. 

2011 г. 

2012 г. 

2013 г. 

2014 г. 

Продажи газа в Европу

(1)

, млрд. куб. м 

ОАО «Газпром»

(2) (3)

 

Россия 

    
158,8 

140,6 

138,6 

150,0 

138,8 

161,5 

146,6 

«Статойл» 

Норвегия 

94,8 

  98,9 

99,8 

109,4 

121,4 

114,7 

116,5 

 

 

302 

 

Наименование 

компании 

Страна 

регистрации 

2008 г. 

2009 г. 

2010 г. 

2011 г. 

2012 г. 

2013 г. 

2014 г. 

Продажи газа в Европу

(1)

, млрд. куб. м 

«Сонатрак» 

Алжир 

55,0 

  51,4 

53,0 

52,5 

46,5 

36,4 

32,2 

«ГазТерра » 

Нидерланды 

77,0 

  71,5 

76,5 

72,9 

  72,6 

77,7 

61,0 

«КатарГаз», «РасГаз» 

Катар 

  7,9 

  18,8 

35,6 

57,9 

31,3 

24,0 

23,1 

Доля на европейском рынке

(4)

, % 

ОАО «Газпром» 

Россия 

26,4 

24,9 

22,7 

27,0 

25,4 

30,1 

30,6 

«Статойл» 

Норвегия 

15,8 

17,5 

16,4 

19,7 

22,2 

21,2 

24,4 

«Сонатрак» 

Алжир 

  8,6 

  9,1 

  8,7 

9,4 

8,5 

6,7 

6,7 

« ГазТерра » 

Нидерланды 

12,8 

12,7 

12,5 

13,1 

13,3 

14,4 

12,8 

«Катар Газ», «РасГаз» 

Катар 

  1,3 

3,3 

  5,8 

10,4 

5,7 

4,4 

4,8 

Источник:  МЭА  (Международное  энергетическое  агентство),  Евростат,  Cedigaz,  бухгалтерская  отчетность 

ОАО «Газпром», оценки ООО «Газпром экспорт» и отчетность Statoil. 

(1)

 

Все объемы природного газа приведены в соответствие с российскими стандартами учета (калорийность 8850 и 

температура 20 градусов С). 

(2)

 

Продажи  ОАО  «Газпром»  представляют  собой  объемы  находящегося  на  балансе  Общества,  поставленные 

ООО «Газпром экспорт» в страны дальнего зарубежья (ЕС24 плюс Швейцария и Турция). 

(3)

  

Без учёта поставок «Газпром Швайц», составивших 1,0 млрд. куб. м в 2014 г. 

  (4)

 

В потребление газа странами Европы не включены объемы потребления странами Балтии и СНГ.

 

 

В  приведенной  ниже  таблице  факторов  конкурентоспособности  ОАО  «Газпром»  на  европейском 

рынке  рейтинг  важности  фактора  определяется  в  долях,  в  зависимости  от  влияния  на 

конкурентоспособность.  Итоговое  значение  конкурентоспособности  определяется  как  сумма 

произведений балла участника рынка и рейтинга важности фактора. Вместе с тем отсутствие 

утвержденных  методик  определения  важности  факторов  конкурентоспособности  не  позволяет 

однозначно утверждать, что перечисленные факторы были приняты во внимание в той степени, в 

которой они реально оказывают влияние на рынок. 

 

Анализ факторов конкурентоспособности ОАО «Газпром» 

Наименование 

фактора 

Рейтинг 

важности 

фактора 

ОАО 

«Газпром»  Конкурент 1  Конкурент 2  Конкурент 3  Конкурент 4 

 

 

 

 

«Статойл»  «СОНАТРАК»  « ГазТерра »  «КатарГаз», 

«РасГаз» 

Цена 

0,1 

Географическое 

положение 

0,2 

Наличие 

долгосрочных 

контрактов 

0,3 

Размер разведанных 

запасов газа 

0,3 

Качество товара 

0,1 

Итоговое значение 

конкурентоспособнос

ти 

предприятия 

 

4,4 

3,9 

4,0 

4,1 

4,1 

 

 

 

 

 

 

303 

 

 

Раздел V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов 

управления эмитента, органов эмитента по контролю за его 

финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о 

сотрудниках (работниках) эмитента 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

Полное описание структуры органов управления эмитента и их компетенции в соответствии с уставом 

(учредительными документами) эмитента: 
Высшим  органом  управления  Общества  является  Общее  собрание  акционеров.  Общество  обязано 

ежегодно  проводить  годовое  Общее  собрание  акционеров.  Годовое  Общее  собрание  акционеров 

проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания 

финансового года. На годовом Общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании 

Совета директоров Общества, избрании Ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора 

Общества,  утверждении  годовых  отчетов,  годовой  бухгалтерской  отчетности,  в  том  числе 

отчетов о прибылях и об    убытках (счетов прибылей и убытков) Общества, а также распределение 

прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в 

качестве  дивидендов  по  результатам    первого  квартала,  полугодия,  девяти  месяцев  финансового 

года)  и  убытков  Общества  по  результатам  финансового  года.  На  годовом  Общем  собрании 

акционеров  могут  решаться  и  иные  вопросы,  отнесенные  к  компетенции  Общего  собрания 

акционеров  Общества.  Проводимые  помимо  годового  Общие  собрания  акционеров  являются 

внеочередными.   
Совет  директоров  Общества  осуществляет  общее  руководство  деятельностью  Общества,  за 

исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к 

компетенции  Общего  собрания  акционеров.  Члены  Совета  директоров  Общества  избираются 

Общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных 

обществах» и Уставом, на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. Если годовое 

Общее  собрание  акционеров  не  было  проведено  в  сроки,  установленные  пунктом  1  статьи  47 

Федерального  закона  «Об  акционерных  обществах»,  полномочия  Совета  директоров  Общества 

прекращаются,  за  исключением  полномочий  по  подготовке,  созыву  и  проведению  годового  Общего 

собрания акционеров. 
Лица,  избранные  в  состав  Совета  директоров  Общества,  могут  переизбираться  неограниченное 

число  раз.  По  решению  Общего  собрания  акционеров  полномочия  Совета  директоров  Общества 

могут быть прекращены досрочно. Решение Общего собрания акционеров о досрочном прекращении 

полномочий  членов  Совета  директоров  может  быть  принято  только  в  отношении  всех  членов 

Совета  директоров  Общества.  Членом  Совета  директоров  Общества  может  быть  только 

физическое лицо. Член Совета директоров Общества может не быть акционером Общества. 
Члены  коллегиального  исполнительного  органа  Общества  не  могут  составлять  более  одной 

четвертой состава Совета директоров Общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного 

исполнительного  органа,  не  может  быть  одновременно  Председателем  Совета  директоров 

Общества. Количественный состав Совета директоров Общества определяется Общим собранием 

акционеров,  но  не  может  быть  менее  9  членов.  Выборы  членов  Совета  директоров  Общества 

осуществляются  кумулятивным  голосованием.  При  кумулятивном  голосовании  число  голосов, 

принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в 

Совет  директоров  Общества,  и  акционер  вправе  отдать  полученные  таким  образом  голоса 

полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. 
Избранными в состав Совета директоров Общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее 

число голосов. Годовым Общим собранием акционеров 1996 года определен численный состав Совета 

директоров  Общества  -  11  человек  (протокол  собрания  от  31.05.1996).  Председатель  Совета 

директоров  Общества  избирается  членами  Совета  директоров  Общества  из  их  числа 

большинством  голосов  от  общего  числа  голосов  членов  Совета  директоров  Общества.  Совет 

директоров  Общества  избирает  заместителя  Председателя  Совета  директоров  из  числа  членов 

Совета  директоров  большинством  голосов  от  общего  числа  голосов  членов  Совета  директоров. 

Совет  директоров  Общества  вправе  в  любое  время  переизбрать  своего  Председателя  и/или  его 

заместителя  квалифицированным  большинством  голосов  -  не  менее  двух  третей  голосов  членов 

Совета директоров. 

 

 

304 

 

Исполнительными  органами  Общества  являются:  Председатель  Правления  Общества 

(единоличный  исполнительный  орган)  и  Правление  Общества  (коллегиальный  исполнительный 

орган).  Исполнительные  органы  подотчетны  Совету  директоров  Общества  и  Общему  собранию 

акционеров.  Председатель  Правления  и  члены  Правления  Общества  избираются  Советом 

директоров Общества сроком на 5 лет. Совет директоров Общества вправе в любое время принять 

решение  о  досрочном  прекращении  полномочий  Председателя  Правления  Общества,  членов 

Правления Общества и об образовании новых исполнительных органов. 
Права  и  обязанности  Председателя  Правления  Общества,  членов  Правления  Общества  по 

осуществлению  руководства  текущей  деятельностью  Общества  определяются  Федеральным 

законом  «Об  акционерных  обществах»,  иными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и 

договором, заключаемым каждым из них с Обществом. Договор от имени Общества подписывается 

Председателем  Совета  директоров  Общества  или  лицом,  уполномоченным  Советом  директоров 

Общества.  На  отношения  между  Обществом  и  Председателем  Правления  Общества  и  членами 

Правления Общества действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется 

в  части,  не  противоречащей  положениям  Федерального  закона  «Об  акционерных  обществах».   

Совмещение  лицом,  осуществляющим  функции  Председателя  Правления  Общества,  и  членами 

Правления Общества должностей в органах управления других организаций допускается только с 

согласия Совета директоров Общества. 
К компетенции исполнительных органов Общества относятся все вопросы руководства текущей 

деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания 

акционеров  или  Совета  директоров  Общества.  Исполнительные  органы  Общества  организуют 

выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества. 

 

Компетенция  общего  собрания  акционеров  эмитента  в  соответствии  с  его  уставом  (учредительными 

документами): 

1. К компетенции Общего собрания акционеров Общества относятся: 

1) внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение Устава Общества в новой 

редакции; 
2) реорганизация Общества; 
3) ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и 

окончательного ликвидационных балансов; 
4)  определение  количественного  состава  Совета  директоров  Общества,  избрание  его  членов  и 

досрочное прекращение их полномочий; 
5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, 

предоставляемых этими акциями; 
6) увеличение уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций, а 

также  путем  размещения  дополнительных  акций  по  закрытой  подписке  и  в  иных  случаях,  когда 

принятие  такого  решения  Федеральным  законом  «Об  акционерных  обществах»  отнесено  к 

компетенции Общего собрания; 
7) уменьшение уставного капитала Общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, 

путем приобретения Обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также 

путем погашения приобретенных или выкупленных Обществом акций; 
8) избрание членов Ревизионной комиссии Общества и досрочное прекращение их полномочий; 
9)    утверждение аудитора Общества; 
9.1) выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев 

финансового года; 
10)  утверждение  годовых  отчетов,  годовой  бухгалтерской  отчетности,  в  том  числе  отчетов  о 

прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) Общества, а также распределение прибыли (в 

том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве 

дивидендов  по  результатам  первого  квартала,  полугодия,  девяти  месяцев  финансового  года)  и 

убытков Общества по результатам финансового года; 
11) определение порядка ведения Общего собрания акционеров; 
12) дробление и консолидация акций; 

 

 

305 

 

13) принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 Федерального 

закона «Об акционерных обществах»; 
14)  принятие  решений  об  одобрении  крупных  сделок  в  случаях,  предусмотренных  статьей 
79 

Федерального закона «Об акционерных обществах»; 

15)  приобретение  Обществом  размещенных  акций  в  случаях,  предусмотренных  Федеральным 

законом «Об акционерных обществах»; 
16)  принятие  решения  об  участии  в  финансово-промышленных  группах,  ассоциациях  и  иных 

объединениях коммерческих организаций; 
17) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов Общества; 

1

7.1)  принятие  решения  об  обращении  с  заявлением  о  делистинге  акций  Общества  и  (или) 

эмиссионных ценных бумаг Общества, конвертируемых в его акции; 
18) решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах.» 

2.  Вопросы,  отнесенные  к  компетенции  Общего  собрания  акционеров,  не  могут  быть 

переданы  на  решение  исполнительному  органу  Общества.  Вопросы,  отнесенные  к  компетенции 

Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение Совету директоров Общества, за 

исключением вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах». 

3. Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, 

не отнесенным к его компетенции Федеральным законом «Об акционерных обществах». 

 

Компетенция Совета директоров эмитента в соответствии с его уставом (учредительными документами): 

1.  В  компетенцию  Совета  директоров  Общества  входит  решение  вопросов  общего 

руководства  деятельностью  Общества,  за  исключением  вопросов,  отнесенных  Федеральным 

законом «Об акционерных обществах» к компетенции Общего собрания акционеров. 
К компетенции Совета директоров Общества относятся следующие вопросы: 

1) определение приоритетных направлений деятельности Общества, утверждение перспективных 

планов  и  основных  программ  деятельности  Общества,  в  том  числе  годового  бюджета  и 

инвестиционных программ Общества; 
2)  созыв  годового  и  внеочередного  Общих  собраний  акционеров,  за  исключением  случаев, 

предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Федерального закона «Об акционерных обществах»; 
3) утверждение повестки дня Общего собрания акционеров; 
4)  определение  даты  составления  списка  лиц,  имеющих  право  на  участие  в  Общем  собрании 

акционеров,  предварительное  утверждение  годового  отчета  Общества  и  другие  вопросы, 

отнесенные к компетенции Совета директоров Общества в соответствии с положениями главы 

VII  и  иными  положениями  Федерального  закона  «Об  акционерных  обществах»  и  связанные  с 

подготовкой и проведением Общего собрания акционеров; 
5)  принятие  решения  об  увеличении  уставного  капитала  Общества  путем  размещения 

дополнительных  акций  в  пределах  количества  и  категорий  (типов)  объявленных  акций,  за 

исключением  случаев,  когда  принятие  такого  решения  Федеральным  законом  «Об  акционерных 

обществах» отнесено к компетенции Общего собрания акционеров; 
6)  размещение  Обществом  дополнительных  акций,  в  которые  конвертируются  размещенные 

Обществом привилегированные акции определенного типа, конвертируемые в обыкновенные акции 

или  привилегированные  акции  иных  типов,  если  такое  размещение  не  связано  с  увеличением 

уставного капитала Общества, а также размещение Обществом облигаций или иных эмиссионных 

ценных бумаг, за исключением акций; 
7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения или порядка ее определения и 

цены  выкупа  эмиссионных  ценных  бумаг  в  случаях,  предусмотренных  Федеральным  законом  «Об 

акционерных обществах»; 
8)  приобретение  размещенных  Обществом  акций,  облигаций  и  иных  ценных  бумаг  в  случаях, 

предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах»; 
9)  образование  исполнительных  органов  Общества  и  досрочное  прекращение  их  полномочий, 

установление размера вознаграждений и компенсаций Председателю Правления Общества и членам 

Правления  Общества,  согласование  вопроса  о  совмещении  ими  должностей  в  органах  управления 

других организаций; 
10) согласование по представлению Председателя Правления Общества назначения на должность и 

освобождения от должности заместителей Председателя Правления Общества; 

 

 

306 

 

11)  рекомендации  по  размеру  выплачиваемых  членам  Ревизионной  комиссии  Общества 

вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора Общества; 
12) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; 

13) использование резервного фонда и иных фондов Общества; 
14)  утверждение  внутренних  документов  Общества,  за  исключением  внутренних  документов, 

утверждение  которых  отнесено  Федеральным  законом  «Об  акционерных  обществах»  к 

компетенции  Общего  собрания  акционеров,  а  также  иных  внутренних  документов  Общества, 

утверждение  которых  отнесено  настоящим  Уставом  к  компетенции  исполнительных  органов 

Общества; 
15) создание филиалов и открытие представительств Общества и их ликвидация, внесение в Устав 

Общества соответствующих изменений; 
16)  одобрение  крупных  сделок  в  случаях,  предусмотренных  главой  X  Федерального  закона  «Об 

акционерных обществах»; 
17)  одобрение  сделок,  предусмотренных  главой  XI  Федерального  закона  «Об  акционерных 

обществах»; 
18) установление порядка совершения сделок; 
19)  установление  порядка  взаимодействия  с  хозяйственными  обществами  и  организациями, 

акциями  и  долями  которых  владеет  Общество,  и  принятие  решений  по  вопросам,  отнесенным  в 

соответствии с ним к компетенции Совета директоров Общества; 
20) утверждение регистратора Общества и условий договора с ним, а также расторжение договора 

с ним; 
21) образование комитетов и комиссий Совета директоров Общества, утверждение их составов и 

положений о них; 
22)  принятие решений  об  участии  и  о  прекращении  участия  Общества  в  других  организациях  (за 

исключением организаций, указанных в подпункте 18 пункта 1 статьи 48 Федерального закона «Об 

акционерных обществах»); 
22.1)  обращение  с  заявлением  о  листинге  акций  Общества  и  (или)  эмиссионных  ценных  бумаг 

Общества, конвертируемых в акции Общества; 
23) иные вопросы деятельности Общества. 

2. Вопросы, отнесенные к компетенции Совета директоров Общества, не могут быть 

переданы на решение исполнительному органу Общества. 

 

Компетенция  единоличного  и  коллегиального  исполнительных  органов  эмитента  в  соответствии  с  его 

уставом (учредительными документами): 
К компетенции Правления Общества относится: 

1) разработка для представления Совету директоров Общества перспективных планов и основных 

программ  деятельности  Общества,  в  том  числе  годового  бюджета  и  инвестиционных  программ 

Общества, подготовка отчетов об их выполнении,  а также разработка и утверждение текущих 

планов деятельности Общества; 

2)  организация  управления  потоками  газа,  его  транспортировки  и  реализации  и  осуществление 

контроля за функционированием Единой системы газоснабжения Российской Федерации; 

3) утверждение внутренних расчетных цен на газ и внутренних расчетных тарифов на услуги по 

транспортировке  газа,  установление  порядка  расчетов  за  поставки  газа  и  другой  продукции,  а 

также за оказание услуг по транспортировке газа; 

4) организация контроля за выполнением перспективных и текущих планов и программ Общества, 

реализацией инвестиционных, финансовых и иных проектов Общества; 

5) утверждение правил, обеспечивающих надлежащую организацию и достоверность бухгалтерского 

учета  в  Обществе  и  своевременное  представление  ежегодного  отчета  и  другой  финансовой 

отчетности  в  соответствующие  органы,  а  также  сведений  о  деятельности  Общества, 

предоставляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации; 

6) установление порядка ознакомления акционеров с информацией об Обществе; 

7) установление порядка учета аффилированных лиц Общества; 

8)  утверждение  внутренних  документов  Общества  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции 

Правления Общества; 

9)  решение  иных  вопросов  текущей  деятельности  Общества,  внесенных  на  его  рассмотрение 

Председателем Правления Общества. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..