ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года - часть 6

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года - часть 6

 

 

75

Правила  устанавливают  порядок  принятия  решения  о  предоставлении  права  пользования 
участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, в связи с принятием в Российскую 
Федерацию  Республики  Крым  и  образованием  в  составе  Российской  Федерации  новых  субъектов - 
Республики Крым и г. Севастополя (далее - участки недр). 

Предоставление  права  пользования  участками  недр  осуществляется  без  проведения  торгов 
(конкурсов, аукционов) по решению Правительства Российской Федерации. 

Также  определен  перечень  документов,  подаваемых  в  Роснедра  для  получения  права  пользования 
участком недр, установлен порядок их рассмотрения. 

3.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 31.08.2015 № 916 «О  принятии 
решения  об  отказе  в  предоставлении  права  пользования  участками  недр,  расположенными  в 
Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, 
суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым 
и  образованием  в  составе  Российской  Федерации  новых  субъектов - Республики  Крым  и  г. 
Севастополя,  право  пользования  которыми  предоставлено  на  основании  специальных  разрешений 
(лицензий),  выданных  государственными  и  иными  официальными  органами  Украины  до  дня 
вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию 
Республики  Крым  и  образовании  в  составе  Российской  Федерации  новых  субъектов - Республики 
Крым и города федерального значения Севастополя». 

Решение о предоставлении права пользования участками недр Черного и Азовского морей, ставших 
российскими, будет приниматься на основании заключения ФСБ России и Минобороны России. 

Для  получения  российского  разрешения  на  пользование  данными  участками  недр  лица, 
использующие  данные  участки  на  основании  разрешений,  выданных  Украиной,  обращаются  в 
Роснедра. 

Роснедра  в  трехдневный  срок  со  дня  поступления  от  пользователя  участка  недр  заявки  и  иных 
документов  направляет  их  копии  в  Минобороны  России  и  ФСБ  России  на  заключение  о 
возникновении (отсутствии) угрозы обороне страны и безопасности государства. 

При поступлении в Роснедра заключений Минобороны России и ФСБ России об отсутствии угрозы 
обороне страны и безопасности государства право пользования участком недр предоставляется в 
установленном порядке. 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2015 № 845 «О континентальном 
шельфе Российской Федерации в Охотском море». 

Континентальный шельф России в Охотском море расширен более чем на 50 тыс. кв. км. 

Правительством Российской Федерации установлено, что морское дно и недра подводного района в 
центральной части Охотского моря за пределами 200 морских миль являются континентальным 
шельфом России. 

Соответствующая  заявка  России  на  расширение  шельфа  была  удовлетворена  специальной 
комиссией ООН в 2014 году. 

Информации  об  иных  изменениях  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
эмитента  либо  лицензированию  прав  пользования  объектами,  нахождение  которых  в  обороте 
ограничено (включая природные ресурсы) не имеется. 

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 
органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ПАО «Газпром», и Общество 
не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 
негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 
характера,  связанных  с  усложнением  процедуры  получения  лицензий  либо  снижением 
возможности продления действия лицензий ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
Общества  (в  том  числе  по  вопросам  лицензирования),  которые  могут  негативно  сказаться  на 
результатах его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых 
участвует Общество, в настоящий момент оцениваются как незначительные.
 

76

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Репутационный  риск – риск  возникновения  у  ПАО  «Газпром»  убытков  в  результате  уменьшения 
числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления 
о финансовой устойчивости Компании, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в 
целом. 

ПАО «Газпром» прилагает значительные усилия по формированию положительного представления 
о характере своей деятельности как внутри страны, так и за ее пределами, в частности, путем 
повышения информационной прозрачности.  

Вместе  с  тем,  существует  ряд  объективных  рисков  ухудшения  деловой  репутации.  К 
формированию  рисков  ухудшения  деловой  репутации  могут  привести  как  подконтрольные,  так  и 
неподконтрольные ПАО «Газпром» факторы.  

В  числе  внешних  факторов  отметим  ухудшение  условий  внешней  среды,  ухудшение  образа 
российских  компаний  в  целом  в  глазах  зарубежных  контрагентов  и  в  средствах  массовой 
информации,  возможное  расширение  перечня  санкций  и  ограничений  со  стороны  Правительств 
зарубежных  стран  и  регуляторов,  судебные  разбирательства,  инициированные  российскими  и 
зарубежными  контрагентами  или  регуляторами,  дальнейшее  понижение  кредитных  рейтингов 
Российской  Федерации  и  вслед  за  этим  и  Газпрома  ведущими  мировыми  рейтинговыми 
агентствами. 

Из-за  давления  правительств  США  и  Европейского  союза  на  зарубежных  деловых  партнеров 
ПАО «Газпром», осложняется сотрудничество с ними, что соответственно, может повлиять на 
репутационные риски Компании.  

В  числе  подконтрольных  Компании  факторов  к  рискам  ухудшения  деловой  репутации  могут 
привести  ошибочные,  неоптимальные  либо  неправомерные  действия  персонала,  аварии  на 
производстве,  возможные  нарушения  технологий  при  проведении  работ,  нарушения  в  других 
областях деятельности Компании.    

 

Компания  осуществляет  постоянную  работу  по  поддержанию  своей  деловой  репутации, 
постоянный анализ и контроль риска снижения деловой репутации.  

 

К  числу  принимаемых  мер  по  управлению  рисками  снижения  деловой  репутации,  в  том  числе, 
относятся: 

- постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации; 
- мониторинг деловой репутации дочерних и зависимых организаций, контрагентов и партнеров 

ПАО «Газпром»; 

- контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной информации, представляемой 

органам регулирования и надзора, другим заинтересованным лицам; 

-  постоянный  мониторинг  информации  в  зарубежных  и  российских  открытых  источниках, 

касающейся  деятельности  ПАО  «Газпром»,  его  партнеров,  конкурентов,  органов  власти, 
экономических и общественных объединений;  

-  своевременная  подготовка  пресс-релизов,  комментариев  для  СМИ  и  информационных 

сообщений  о  ключевых  событиях  в  деятельности  Компании,  проведение  брифингов  и  пресс-
конференций  руководства  ПАО  «Газпром»  для  российских  и  зарубежных  СМИ,  представителей 
инвестиционного сообщества; 

-  оперативное  реагирование  на  негативные  сведения,  представленные  в  СМИ  о  деятельности 

ПАО  «Газпром»,  посредством  предоставления  объективной  информации  и  официальной  позиции 
Компании;    

- принятие мер, направленных на снижение технологических рисков; 
- проведение  консервативной  финансовой  политики,  постоянная  работа  по  снижению 

финансовых рисков;  

-  работа  в  области  совершенствования  управления  персоналом,  контроля  и  предотвращения 

возможных нарушений и минимизации влияния возможных ошибок со стороны персонала. 

 

2.4.6. Стратегический риск 

Стратегические  риски  ПАО  «Газпром»  вызываются  неопределенностью,  возникающей  под 
влиянием  различных  внутренних  и  внешних  факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на 
достижение  Стратегической  цели  Компании,  выраженной  утвержденными  Советом  директоров 
ПАО «Газпром» стратегическими целевыми показателями (СЦП). 
Среди  наиболее  значимых  для  Компании  рисков,  способных  в  долгосрочной  перспективе  оказать 

77

существенное воздействие на достижение СЦП, можно выделить следующие риски: 

Маркетинговые  риски,  связанные  с  усилением конкуренции  на  целевых рынках,  в т.ч.  в  силу 

снижения спроса на (российский) природный газ; 

Ценовые риски, связанные с изменением долгосрочной динамики цен на углеводороды (нефть, 

нефтепродукты); 

Инвестиционные  риски,  связанные  со  значительным  превышением  темпов  роста  цен  на 

основные материалы и ресурсы в газовой отрасли над темпами роста цен на газ; 

Финансовые  риски,  связанные  с  волатильностью  курсов  валют,  ростом  инфляции, 

процентных ставок и т.п.; 

Риск значительного изменения природно-климатических факторов; 
Риски  государственного  (таможенного,  тарифного,  валютного  и  налогового)  регулирования 

отрасли  (в  России,  европейских  странах,  странах  Северо-восточной  Азии  и  прочих  странах,  в 
которых Группа Газпром осуществляет основную деятельность); 

Транзитные риски; 
Риски, связанные с организацией производства новых продуктов и выходом в новые сбытовые 

сегменты  (малотоннажный  СПГ,  газомоторное  топливо,  СЖТ,  продукты  газопереработки  и 
газохимии в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке); 

Риски, связанные с внедрением технологических инноваций; 

Стратегические  риски  учитываются  при  разработке  стратегических  решений  и  выборе 
стратегических  инициатив  путём  оценки  их  влияния  на  достижения  установленных  целей  и 
выработки оптимальных ответных действий компании. 
Работа  ПАО  «Газпром»  по  управлению  рисками  на  стратегическом  уровне  проводится  в  рамках 
ежегодного  формирования  Программы  развития  Общества  на 10 лет,  разрабатываемой  в 
соответствии  с  утвержденным  Порядком  планирования  в  ПАО  «Газпром»  с  использованием 
стратегических  целевых  показателей.  Работа  по  управлению  рисками  на  оперативном  уровне 
закреплена  в  компетенциях  структурных  подразделений,  а  также  взаимоувязана  с  проводимой  в 
Группе Газпром работой, по совершенствованию корпоративной системы управления рисками. 

 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц. 

Гражданский  кодекс  и  Федеральный  закон  от 26 декабря 1995 года  № 208-ФЗ  «Об  акционерных 
обществах»  в  целом  предусматривают,  что  акционеры  российского  акционерного  общества  не 
несут  ответственности  по  обязательствам  своих  обществ  и  только  рискуют  потерять  свои 
инвестиции.  Данные  положения  не  применяются  в  случае,  когда  одна  компания («материнская 
компания»)  имеет  возможность  определять  решения,  принимаемые  другой  компанией («дочерняя 
компания»).  При  определенных  обстоятельствах  материнская  компания  несет  солидарную 
ответственность  по  обязательствам  дочерней  компании,  возникшим  в  результате  выполнения 
таких  решений,  а  в  случае,  если  дочерняя  компания  становится  неплатежеспособной  или 
банкротом  в  результате  действий  или  бездействия  материнской  компании,  последняя  несет 
субсидиарную  ответственность  по  ее  долгам.  Соответственно,  являясь  материнской  компанией 
дочерних  обществ,  в  которых  ПАО  «Газпром»  владеет  более  чем 50% уставного  капитала, 
Общество может стать ответственным по их задолженности.  

Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  в  своей  деятельности  использует  практику  предоставления 
обеспечения третьим лицам. Обеспечение предоставляется, в основном, в форме поручительства 

78

по  обязательствам  дочерних  и  зависимых  обществ  Компании.  По  условиям  договора 
поручительства,  а  также  в  соответствии  с  положениями  Гражданского  кодекса  Российской 
Федерации  в  случае  невозможности  полного  или  частичного  исполнения  должником  своих 
обязательств кредитор имеет право требовать исполнения обязательства от поручителя в лице 
ПАО «Газпром» в объеме, определенном таким договором.  

Исполнение подобного рода обязательств может оказать определенное негативное воздействие на 
результаты  деятельности  Компании.  Однако,  учитывая  отсутствие  судебных  процессов,  в 
которых  ПАО  «Газпром»  выступает  в  качестве  ответчика  по  обязательствам  дочерних, 
зависимых и иных обществ, в том числе по договорам поручительства, а также незначительные 
по  отношению  к  балансовой  стоимости  активов  объемы  выданных  обеспечений,  Общество  не 
усматривает критерия существенности в рисках, связанных с наступлением ответственности по 
долгам третьих лиц. 
 
Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

ПАО «Газпром» ведет свою операционную деятельность в соответствии с большим количеством 
лицензий  на  пользование  недрами  с  целью  поиска,  разведки  и  добычи  углеводородного  сырья  и 
геологического изучения недр. Регулирование указанных видов пользования недрами осуществляется, 
главным  образом,  в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от 21 февраля 1992 года 
№ 2395-1 «О недрах» и подзаконными нормативными актами. 

Большинством лицензий на пользование недрами с целью поиска, разведки, добычи углеводородного 
сырья  и  геологического  изучения  недр  владеют  дочерние  общества  и  зависимые  организации 
Общества.  Лицензии  на  пользование  недрами  с  целью  добычи  углеводородного  сырья  на 
месторождениях  Группы  покрывают  период 2015-2043 годов.  В  большинстве  лицензий  на 
пользование  недрами  предусматривается  возможность  их  отзыва,  если  не  выполняются 
существенные лицензионные требования по объемам и срокам геологоразведочных работ, по срокам 
ввода месторождений в эксплуатацию, по своевременной оплате сборов и налогов за использование 
недр, либо допущено систематическое непредставление информации. 

ПАО  «Газпром»  и  компании  Группы,  в  основном,  соблюдают  требования  условий  лицензионных 
соглашений,  предпринимают  все  необходимые  действия  для  получения,  поддержания  в  силе 
действия лицензий на пользование недрами и минимизации вероятности приостановки, и отзыва 
лицензий.  Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  намеревается  продлить  действующие  лицензии  на 
пользование  недрами  месторождений  углеводородного  сырья,  которые,  как  ожидается,  будут 
продуктивными после окончания срока действия лицензий.  

В настоящее время предпосылок правового, экономического или политического свойства, связанных 
с  усложнением  процедуры,  либо  снижением  возможности  продления  действия  лицензий  на 
пользование недрами ПАО «Газпром» и компаний Группы, не выявлено. 

Кроме  того,  Общество  направляет  в  Правительство  Российской  Федерации,  Государственную 
Думу,  Минприроды  России  предложения  по  совершенствованию  нормативно-правовой  базы  по 
недропользованию. 
 
 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

ПАО «Газпром» выполняет геологоразведочные работы в регионах Западной и Восточной Сибири, 
на континентальном шельфе Российской Федерации, которые характеризуются удаленностью от 
населенных пунктов, сложными климатическими и горно-геологическими условиями, что приводит 
к  определенным  издержкам  при  планировании  затрат  на  реализацию  проектов  поиска  и  разведки 
залежей  углеводородов.  Стоимость  геологоразведочных  работ  по  этим  причинам  может 
отличаться  от  сметной  стоимости  по  проекту.  В  результате  Компания  может  столкнуться  с 
необходимостью корректировки работ по реализации геологоразведочных проектов по ряду причин, 
включая  геолого-технические  осложнения  в  процессе  бурения  (нефтегазопроявления,  поглощения 
промывочной жидкости, образование каверн в стволе скважины и др.). Кроме того, при реализации 
проектов поиска и разведки углеводородов можно получить результат, отличный от ожидаемого. 
Вместе  с  тем,  ПАО  «Газпром»  обладает  значительным  опытом  проведения  подобных  работ  и 
использует при поисках и разведке углеводородов все имеющиеся геолого-геофизические данные, что 
ведет к снижению подобных рисков. 
 
 

79

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

Производственная  деятельность  ПАО  «Газпром»  сопряжена  с  потенциальной  опасностью 
нанесения ущерба окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является возникновение 
риска  гражданской  ответственности  и  необходимость  проведения  работ  по  устранению  такого 
ущерба.  

Для снижения таких рисков ПАО «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, 
совершенствует  систему  экологического  менеджмента  (СЭМ) в  соответствии  с  международным 
стандартом ISO 14001, постоянно  контролирует  свою  деятельность  с
  целью  соблюдения 
соответствующих  природоохранных  требований  стандартов  на  всех  этапах  производственной 
деятельности,  реализует  программы  и  мероприятия  по  охране  окружающей  среды  и  снижению 
воздействия  на  окружающую  среду.  В  ноябре 2014 г.  компанией DNV GL проведен 
ресертификационный  аудит  и  подтверждено  соответствие  СЭМ  ПАО  «Газпром»  требованиям 
международного стандарта ISO 14001:2004.  

Результатом такой деятельности стало значительное снижение риска загрязнения окружающей 
среды. 

Тем  не  менее,  ПАО  «Газпром»  формирует  резервы  на  покрытие  ответственности  за  загрязнение 
окружающей среды и осуществляет страхование ответственности для таких случаев. 
 
 
Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования. 

Деятельность  ПАО  «Газпром»  по  разведке,  добыче  и  транспортировке  газа  может  быть 
сопряжена  с  неблагоприятным  влиянием  многих  факторов,  включая  поломку  или  отказ 
оборудования,  возможные  проблемы  на  уровне  технологических  процессов,  снижение 
производственных  показателей  ниже  ожидаемых  уровней  добычи  или  эффективности,  трудовые 
споры,  природные  катастрофы,  погодные  условия,  террористические  акты  или  диверсии  на 
многочисленных  объектах  ПАО  «Газпром».  Вместе  с  тем,  Единая  система  газоснабжения 
обеспечивает системную надежность поставок газа (т.е. при аварии на каком-либо из ее участков 
поставки  газа  при  помощи  технологических  и  межсистемных  перемычек  могут  быть 
осуществлены  по  другим  маршрутам).  Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  осуществляет  постоянный 
контроль  за  состоянием  систем,  обеспечивающих  поставки  газа  потребителям,  проводит  их 
реконструкцию и модернизацию, что также снижает подобного рода риски. 
 

Риски роста затрат 

Удельные  затраты  в  капитальном  строительстве  в  нефтегазовой  отрасли  в  предкризисные  годы 
росли  темпами,  превышающими  темпы  инфляции.  Определяющими  факторами  этого  роста 
являлось увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, 
газоперекачивающие агрегаты, а также затраты на бурение скважин и т.д. 

В кризис затраты по отдельным статьям стабилизировались или даже снизились, но по-прежнему 
существует  вероятность  опережающего  роста  затрат  в  перспективе.  В  целях  минимизации 
данного  вида  рисков  ПАО  «Газпром»  использует  тендеры  по  выбору  поставщиков  товаров, 
исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками.  
 
 
Риски, связанные с возможностью потери потребителей, оборот с которыми составляет не менее 
10% общей выручки от продажи газа. 

В настоящее время группа компаний ПАО «Газпром» осуществляет около 75% всей добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения, 
собственником которой является Общество, и реализацию на внутреннем и внешних рынках.  

ПАО «Газпром» - основной поставщик на газовом рынке бывшего СССР. В 2006 году ПАО «Газпром» 
осуществляло  поставки  газа  в  страны  Союза  независимых  государств  в  соответствии  с 
ежегодными контрактами, а в государства Балтии - на основе долгосрочных договоров до 2015 года 
включительно. С 2009 года начал действовать долгосрочный контракт на поставку газа в Украину.  

В  связи  с  хроническими  неплатежами  и  в  полном  соответствии  с  условиями  контракта  купли-
продажи  газа  с 16 июня 2014 года  ПАО  «Газпром»  поставляет  природный  газ  НАК  «Нафтогаз 
Украины»  только  в  том  объеме,  который  был  предварительно  оплачен.  В  период  с 
декабря 2014 года–  по  март 2015 года  поставки  газа  НАК  «Нафтогаз  Украины»  осуществлялись  в 
предоплаченных  компанией  объемах. 16 июня 2014 года  в  связи  с  ненадлежащим  исполнением 

80

НАК «Нафтогаз  Украины»  своих  обязательств  по  контракту  купли-продажи  газа  в  виде 
накопления  этой  компанией  значительной  задолженности  за  поставленный  газ,  ПАО  «Газпром» 
обратилось  в  Стокгольмский  международный  арбитраж  с  иском  к  НАК  «Нафтогаз  Украины»  о 
взыскании задолженности в размере 4,5 млрд. долл. США (сумма задолженности на момент подачи 
иска). Политический и экономический кризис в Украине привел к увеличению задолженности за газ 
и  нарушению  контрактных  обязательств  по  оплате  со  стороны  Украины.  Задолженность 
«Нафтогаза  Украины»  перед  Газпромом  за  поставленный  в 2013-2014 годах  газ  без  учета  пени 
составляет  по  состоянию  на 30.09.2015 около 2,2 млрд  долл.  США.  Кроме  того,  в 2015 году 
образовалась  задолженность  за  поставки  газа  на  юго-восток  Украины  порядка 256,5 млн  долл. 
США.  Перспективы  взаимоотношений  компаний  по  поставкам  природного  газа  в  Украину 
полностью зависят от решения вопроса погашения задолженности. 
 

12 декабря 2014 года с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» заключены среднесрочные контракты на 
поставку газа и его транзит через территорию Республики Беларусь в 2015-2017 годах. 

Газпром  реализует  значительную  часть  природного  газа  в  европейских  странах.  Экспортные 
продажи газа формируют основную часть выручки компании.  

Экспорт природного газа в европейские страны осуществляется ПАО «Газпром» преимущественно 
в  рамках  долгосрочных  контрактов  по  ценам,  индексируемым  в  соответствии  с  изменением 
мировых  цен  на  конкурирующие  виды  энергоносителей.  Эти  цены  могут  претерпевать 
значительные  колебания  под  воздействием  ряда  факторов,  находящихся  вне  контроля 
ПАО «Газпром». 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  по-прежнему  являются  устойчивыми. 
Гарантией сохранения имеющихся позиций являются солидный портфель существующих и вновь 
заключаемых долгосрочных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также постоянно развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа.  

Организация экспортных поставок, основанных на долгосрочных контрактах, а также соблюдение 
принципа «бери или плати», являются важнейшими факторами, позволяющими минимизировать 
риски  снижения  объемов  экспортных  поставок  газа  ПАО  «Газпром»  в  период  временного 
сокращения спроса и цен на газ на зарубежных рынках.
 

Раздел III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента: Публичное акционерное общество «Газпром» 
Дата введения действующего полного фирменного наименования: 17.07.2015 

Сокращенные фирменные наименования эмитента: 

Сокращенное фирменное наименование: ПАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 
 
Сокращенное фирменное наименование: PJSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 
 

В уставе эмитента зарегистрировано несколько сокращенных фирменных наименований. 
 
Фирменное  наименование  эмитента  (наименование  для  некоммерческой  организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания.
 

Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Газпром» № 228275, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Gazprom» № 228276, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство  Роспатента  на  общеизвестный  товарный  знак  «ГАЗПРОМ»  № 30, внесен  в 
Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков 6 декабря 2004 г.
 

 
 

81

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования: 

Полное  фирменное  наименование:  Российское  акционерное  общество  открытого  типа 
«Газпром»
 
Сокращенное фирменное наименование: РАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 25.02.1993 
Основание введения наименования: 
указ  Президента  Российской  Федерации  от 5 ноября 1992 г.  № 1333 «О  преобразовании 
Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» 
и  постановление  Совета  Министров - Правительства  Российской  Федерации  от 
17 февраля 1993 г. № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром». 
 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: JSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 23.07.1998 
Основание введения наименования: 
Решением  годового  Общего  собрания  акционеров  Российского  акционерного  общества 
«Газпром» (протокол  от 26 июня 1998 года  № 1) внесены  изменения  в  Устав  Общества  о  его 
переименовании в Открытое акционерное общество «Газпром». 
 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации 

Номер государственной регистрации: 022.726 
Дата государственной регистрации: 25.02.1993 
Наименование 

органа, 

осуществившего 

государственную 

регистрацию: 

Московская 

регистрационная палата 

Данные о регистрации юридического лица: 
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1027700070518 
Дата  внесения  записи  о  юридическом  лице,  зарегистрированном  до 1 июля 2002 года,  в  единый 
государственный реестр юридических лиц: 02.08.2002 
Наименование регистрирующего органа: Управление МНС России по г. Москве 
 

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

3.1.4. Контактная информация 

Место нахождения эмитента: 

 Россия, г. Москва 

Адрес эмитента, указанный в едином государственном реестре юридических лиц: 

 Россия, г. Москва, Наметкина, д. 16 

Телефон: (495) 719-30-01 (справочный) 
Факс: (495) 719-83-33 
Адрес электронной почты: gazprom@gazprom.ru 
 
Адрес страницы (страниц) в сети Интернет, на которой (на которых) доступна информация об эмитенте, 
выпущенных и/или выпускаемых им ценных бумагах: www.e-isclosure.ru/PORTAL/company.aspx?id=934, 
www.gazprom.ru
 

 

Наименование специального подразделения эмитента по работе с акционерами и инвесторами эмитента: 
Отдел по работе с акционерами
 

82

Адрес нахождения подразделения: Россия, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16 
Телефон: (495) 719-26-01 (справочный), (495) 719-49-86, (495) 719-44-87 
Факс: (495) 719-14-94 
Адрес электронной почты: O.Egorova@adm.gazprom.ru 
 
Адрес страницы в сети Интернет: www.gazprom.ru 
 
Наименование специального подразделения эмитента по работе с акционерами и инвесторами эмитента: 
Отдел по работе с инвесторами
 
Адрес нахождения подразделения: Россия, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16 
Телефон: (495) 719-34-83 
Факс: (495) 719-10-37 
Адрес электронной почты: IR@gazprom.ru 
 
Адрес страницы в сети Интернет: www.gazprom.ru 
 

3.1.5. Идентификационный номер налогоплательщика 

7736050003 

3.1.6. Филиалы и представительства эмитента 

Изменений в составе филиалов и представительств эмитента в отчетном квартале не было. 

3.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента 

3.2.1. Основные виды экономической деятельности эмитента 

Код вида экономической деятельности, которая является для эмитента основной 

 

Коды ОКВЭД 

51.51.3 

 

3.2.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента 

Виды хозяйственной деятельности (виды деятельности, виды продукции (работ, услуг)), обеспечившие 
не менее чем 10 процентов выручки (доходов) эмитента за отчетный период: 

 
Единица измерения: тыс. руб. 
 
Вид хозяйственной деятельности: Реализация природного газа 

 

Наименование показателя 2014, 

мес. 2015, 

мес. 

Объем выручки от продаж (объем продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности, тыс. руб. 

2 041 745 434 

2 170 349 310

Доля выручки от продаж (объёма продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от 
продаж (объеме продаж) эмитента, % 

71.36 70.23

 

Изменения  размера  выручки  от  продаж  (объема  продаж)  эмитента  от  основной  хозяйственной 
деятельности  на 10 и  более  процентов  по  сравнению  с  аналогичным  отчетным  периодом 
предшествующего года и причины таких изменений 

Указанных изменений не было. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..