ПАО Газпром. Квартальные отчёты за 2005-2014 годы - часть 64

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Квартальные отчёты за 2005-2014 годы

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     62      63      64      65     ..

 

 

ПАО Газпром. Квартальные отчёты за 2005-2014 годы - часть 64

 

 

Полное фирменное наименование

Sibneft Oil Trade Company Limited

Сокращенное фирменное наименование 

Sibneft Oil Ltd

Место нахождения

Австрия, Вена

Сумма кредиторской задолженности, тыс. руб.

23 697 024 

Размер просроченной кредиторской задолженности,
тыс. руб.

0,00

Условия просроченной кредиторской 
задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени)

Просроченная кредиторская задолженность 
отсутствует

Сведения об аффилированности

Данный кредитор  является аффилированным  
лицом  по отношению к Эмитенту 

Доля участия эмитента в уставном капитале 
аффилированного лица

Доли не имеет, входит в группу лиц эмитента

Доля обыкновенных акций аффилированного лица, 
принадлежащих эмитенту

Доли не имеет, входит в группу лиц эмитента

Доля участия аффилированного лица в уставном 
капитале эмитента

доли не имеет

Доля обыкновенных акций эмитента, 
принадлежащих аффилированному лицу

доли не имеет

2.3.2. Кредитная история эмитента

Описывается   исполнение   эмитентом   обязательств   по   действовавшим   в   течение   5   последних   завершенных
финансовых лет, и действующим на дату окончания отчетного квартала кредитным договорам и/или договорам
займа, сумма основного долга по которым составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов эмитента
на   дату   окончания   последнего   завершенного   отчетного   квартала,   предшествующего   заключению
соответствующего договора, а также иным кредитным договорам и/или договорам займа, которые эмитент считает
для себя существенными.

Наименование

обязательства

Наименование 

кредитора

(займодавца)

Сумма основного

долга на дату

заключения

договора 

тыс.руб. /

иностр. валюта

Срок кредита

(займа) / срок

погашения

Наличие просрочки исполнения

обязательства в части выплаты

суммы основного долга и/или

установленных процентов, срок

просрочки, дней

За 2002 год

Кредитный

договор

Salomon Braizers

500 000 000$

(15 928 900 тыс.

Руб.)

03.12.2002

Частично погашен, 

просрочек исполнения обязательств

нет

За 2005 год

Кредитный

договор

Citibank

4 271 900

тыс. руб.

16.09.2005 /

21.11.2008

Погашен досрочно

19.05.2006

За 2006 год

Кредитный

договор

AMRO BANK,

Citibank

630 000 000 $

долларов USA

(или 17 008 139

тыс.руб.)

15.05.2006 /

15.07.2009

Частично погашен, 

просрочек исполнения обязательств

нет

За 2007 год

Кредитный

договор

Calyon Credit Agricole

CIB

2 200 000 000 $

(или 55 231 333.6

тыс. руб.)

14.09.2007 /

14.09.2010

Частично погашен в марте 2008 г 

просрочек исполнения обязательств

нет

За 2008 год

Кредитный

договор

West LB AG

500 000 000$

(11 774 150,0 тыс.

руб.)

23.05.2008/

27.05.2013

нет

15

Существенные займы, действующие в 2008 году

Договор

займа

Gregory Trading S.A.

6 500 000

Тыс. руб.

28.10.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

Richard Enterprises

SA

6 500 000

Тыс. руб.

28.10.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

Sibneft Oil

TradeCompany

Limited

2 800 000

Тыс. руб.

28.10.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

Sibneft Oil

TradeCompany

Limited

304 277 421 $

(или 9 231 593,8

тыс. руб.)

10.06.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

Sibneft Oil

TradeCompany

Limited

228 274 685 $

(или 6 908 223

тыс. руб.)

10.06.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

ООО «Сибнефть-

Чукотка»

3 800 000

Тыс. руб.

24.01.2006 /

31.12.2008

нет

Договор займа

Sibneft Oil Trade

652 541 063 $

(или 18 579 272,3

тыс. руб.)

21.09.2005/

31.12.2008

нет

Договор займа

ОАО «Газпромбанк»

57 000 000,0 тыс.

руб.

22.06.2007/

15.10.2007

Погашен 3-мя траншами 17.09.2007,

26.09.2007, 15.10.2007

2.3.3.Обязательства эмитента из обеспечения, предоставленного третьим лицам:

Обязательства эмитента по предоставлению обеспечения третьим лицам, в том числе в форме залога или

поручительства,     составляющие   не   менее   5   процентов   от   балансовой   стоимости   активов   эмитента   на   дату
окончания последнего завершенного квартала, предшествующего предоставлению обеспечения. 

Такие обязательства у Эмитента отсутствуют.

2.3.4. Прочие обязательства Эмитента

Эмитент не имеет иных обязательств, в том числе соглашений, включая срочные сделки, 

не отраженных в его бухгалтерском балансе, которые могут существенным образом отразиться 
на финансовом состоянии Эмитента, его ликвидности, источниках финансирования и условиях 
их использования, результатах деятельности и расходах.

2.4. Цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате размещения 
эмиссионных ценных бумаг: 

В отчетном периоде эмиссии ценных бумаг не осуществлялось.

2.5.Риски, связанные с приобретением размещенных эмиссионных ценных бумаг: 

ОАО «Газпром нефть» осуществляет свою деятельность в области добычи и переработки углеводородного

сырья,   а   также   реализации   нефтепродуктов.   В   данном   пункте   приводятся   риски,   связанные   с   указанной
деятельностью Эмитента.

Представленный   перечень   факторов   не   является   исчерпывающим,   а   лишь   отражает   точку   зрения   и

собственные оценки Эмитента.

Эмитент предпримет все возможные меры по уменьшению влияния негативных изменений в случае их

наступления.

Политика эмитента в области управления рисками.

Развивающиеся   рынки,   в   частности,   рынки   Российской   Федерации   характеризуются   более   высоким

уровнем   рисков,   чем   более   развитые   рынки,  включая   значительные   правовые,   экономические   и   политические
риски.   Необходимо   учитывать,   что   развивающиеся   экономики,   такие,   как   экономика   Российской   Федерации,
подвержены   быстрым  изменениям,  и  что  приведенная  в   настоящем  документе  информация  может  достаточно
быстро устареть. Соответственно,  инвесторам  необходимо тщательным  образом  оценить   собственные  риски   и

16

принять решение о целесообразности инвестиций с учетом существующих рисков. На практике, осуществление
инвестиций  на  развивающихся  рынках  подходит   для квалифицированных  инвесторов,  полностью   осознающих
уровень   текущих   рисков,   при   этом   инвесторам   рекомендуется   проконсультироваться   с   собственными
юридическими и финансовыми консультантами до осуществления инвестиций в российские ценные бумаги.

Сущность   политики   управления   рисками   ОАО   «Газпром   нефть»   заключается   в   существовании

методологии в части идентификации и оценки рисков, разработке мер реагирования на риски и удержания их в
допустимых   пределах,   осуществлении   постоянного   мониторинга   за   динамикой   факторов   риска,   обеспечении
эффективности контрольных мер и мероприятий.

2.5.1. Отраслевые риски

ОАО «Газпром нефть» осуществляет свою деятельность в области добычи и переработки углеводородного

сырья, а также реализации нефтепродуктов.

Внутренний рынок:
В последние годы финансовые результаты в нефтегазовом секторе российского топливно-энергетического

комплекса (ТЭК) существенно улучшились за счет таких факторов, как рост цен на энергоносители, наращивание
объемов  производства   и  переработки.  Рост  цен  на  нефть   и  энергоносители   оказывает  позитивное  влияние  на
экономику   Российской   Федерации   в   целом,   в   силу   преобладающей   доли   сырьевой   составляющей   в   ВВП.   В
условиях   продолжающегося   роста   цен   на   нефть,   ситуация   в   российской   нефтяной   отрасли   будет   оставаться
благоприятной. В то же время,   резкое снижение цен на нефть и энергоносители окажет негативное влияние на
экономику России в целом и на нефтяную отрасль. 

Внешний рынок:
Стабильно высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках не предвещают в среднесрочной

перспективе   ухудшения   ситуации   в   отрасли.   При   изменении   ситуации   возможно   нивелирование   негативного
воздействия за счет изменения объемов экспорта и объемов реализации на внутреннем рынке в зависимости от
конъюнктуры цен.

Риски,  связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей

деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность эмитента и
исполнение обязательств по ценным бумагам.

Внутренний рынок:
Эмитент  существенным  образом   зависит  от  монопольных  поставщиков  услуг  по  транспортировке

нефти и нефтепродуктов и их тарифов.

ОАО   «Газпром   нефть»   зависит   от   монопольных   поставщиков   услуг   по   транспортировке   нефти   и

нефтепродуктов  и   не   имеет   контроля   над   инфраструктурой,   которую   они   эксплуатируют,   и   платежами,
которые они взимают. ОАО «АК «Транснефть» (далее – Транснефть) является государственной монополией
нефтяных трубопроводов. Транснефть, в целом, избегала серьезных срывов в транспортировке нефти по
своей трубопроводной системе и, до настоящего времени, ОАО «Газпром нефть» не несла серьезных убытков
из-за   поломок   или   утечек   в   системе   трубопроводов   Транснефти.   Любой   серьезный   срыв   в   работе
трубопроводной  системы  Транснефти   или  ограничение   в  доступе  к   ее   мощностям   может,  тем   не  менее,
сорвать   транспортировку   нефти,   что   негативно   отразится   на   результатах   деятельности   и   финансовом
положении ОАО «Газпром нефть». 

ОАО   «Газпром   нефть»,   наряду   со   всеми   другими   российскими   производителями   нефти,   обязана

производить   Транснефти   платежи   за   транспортировку.   Размер   платежей,   взимаемых   Транснефтью,
регулируется Федеральной службой по тарифам (далее – ФСТ).  Неуплата таких сборов может привести к
прекращению или временной приостановке доступа Компании к сети Транснефти, что может негативно
отразиться на операционных результатах и финансовом положении Компании.  Транснефть периодически
повышает   плату   за   пользование   своей   сетью.     Подобные   повышения   тарифов   приводят   к   повышению
затрат  ОАО  «Газпром  нефть»,  что  негативно отражается  на ее  результатах  деятельности   и  финансовом
положении.

ОАО   «Газпром   нефть»   также   зависит   от   железнодорожной   транспортировки   своей   нефти   и

нефтепродуктов, включая значительную часть нефти, поставляемой в Китай.  ОАО «Российские железные
дороги» (далее - РЖД) является государственной монополией в сфере транспортных услуг железной дороги.
Использование услуг железной дороги подвергает ОАО «Газпром нефть» рискам, таким как потенциальный
срыв   поставок   из-за   ухудшающегося   материального   состояния   российской   железнодорожной
инфраструктуры.   Несовместимость   российских   более   широких   железнодорожных   путей   с
железнодорожными путями большинства других стран создает дополнительные затраты и логистические
ограничения на возможности Компании экспортировать свою продукцию по РЖД. Более того, несмотря на
то,   что   тарифы   РЖД   подлежат   антимонопольному   контролю,   традиционно   они   имеют   тенденцию   к
увеличению.     Дальнейшее   повышение   транспортных   тарифов   РЖД   приведет   к   увеличению   затрат   на
транспортировку нефти и нефтепродуктов и может негативно отразиться на результатах деятельности и
финансовом положении ОАО «Газпром нефть». 

17

Тем   не   менее,   по   мнению   Эмитента,   реализация   данных   рисков   не   окажет   влияния   на   его

способность исполнять обязательства по ценным бумагам.

Внешний рынок:
Ограниченное отрицательное воздействие оказывают увеличение стоимости энергоносителей, услуг

и   транспортировки   нефти   и   нефтепродуктов,   что   практически   находится   вне   контроля   Компании.   Для
уменьшения влияния данных рисков Компания предпринимает меры по использованию альтернативных и
собственных   источников   энергии,   заключает   долгосрочные   контракты   и   осуществляет   оптимальное
перераспределение   транспортных   потоков   по   видам   транспорта   (трубопроводный,   железнодорожный,
морской).

Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги эмитента, и их влияние

на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам:

Внутренний рынок:
Основным   показателем,   определяющим   финансовые   и,   косвенно,   операционные   показатели

деятельности ОАО «Газпром нефть», являются цены на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты.
Компания   не   имеет   возможности   контролировать   цены   на   свою   продукцию,   которые,   большей   частью,
зависят от конъюнктуры мирового   рынка, а также баланса спроса и предложения в отдельных регионах
России. В течение последних лет цены на сырую нефть и нефтепродукты остаются стабильно высокими.
Цены   на   нефть,   газ   или   нефтепродукты   могут   в   дальнейшем   не   повышаться   или   останутся   на
существующем уровне.  Падение цен на нефть, газ или нефтепродукты может неблагоприятно отразиться на
результатах деятельности и финансовом положении ОАО «Газпром нефть». Снижение цен может привести к
уменьшению   объемов   рентабельной   добычи   нефти   и   газа,   осуществляемой   Компанией,   что   приведет   к
уменьшению   объема   запасов   ОАО   «Газпром   нефть»   или   к   снижению   экономической   эффективности
программ проведения поисково-разведочных работ.

ОАО «Газпром нефть» располагает достаточными возможностями перераспределения товарных потоков в

случае возникновения значительной ценовой разницы между внешним и внутренним рынком. Компания имеет
программу снижения капитальных и операционных затрат, позволяющую выполнять свои обязательства в случае
резкого падения цен на нефть и газ.

Внешний рынок:

Спрос и цены на нефть на внешних рынках стабильно высокие. Анализ показывает, что критическое для

отрасли   снижение  мировых  цен   на российскую  нефть   до 16  долларов  США  за баррель   не предвидится  и  не
прогнозируется.

Риски,   связанные   с   поисковым   бурением,   включая   риск   того,   что   нефтегазовые   компании   не

обнаружат продуктивных в коммерческом отношении запасов нефти или газа

ОАО «Газпром нефть» проводит поисково-разведочные работы в различных географических регионах, в том

числе на территориях с неблагоприятными климатическими условиями и с высоким уровнем затрат. Затраты на
бурение, обустройство и эксплуатацию скважин часто являются неопределенными.  В результате этого, Компания
может понести дополнительные затраты или может быть вынуждена сократить, приостановить или прекратить
проведение буровых работ ввиду наличия многих факторов, включая непредвиденные условия для проведения
буровых работ, пластовое давление или неоднородности в геологических формациях, поломку оборудования или
аварии,   неблагоприятные   погодные   условия,   соблюдение   требований   природоохранного   законодательства   и
требований   государственных   органов,   а   также   нехватку   и   несвоевременную   поставку   буровых   установок   и
оборудования. 

Если ОАО «Газпром нефть» не сможет провести эффективные разведочные работы или приобрести активы,

содержащие подтвержденные запасы, объем ее подтвержденных запасов будет уменьшаться по мере добычи ею
нефти и газа и истощения в результате этого существующих запасов.  Кроме того, объем добычи нефти и газа, в
принципе, уменьшается по мере истощения запасов.  Будущая добыча ОАО «Газпром нефть» в значительной мере
зависит   от   успешного   обнаружения,   приобретения   и   разработки   дополнительных   запасов.     Если   попытки
Компании не увенчаются успехом, она может не выполнить запланированные ею показатели нефтедобычи, что
приведет к уменьшению общего объема ее подтвержденных запасов и снижению объема нефтедобычи, что, в свою
очередь, неблагоприятно отразится на результатах деятельности и финансовом положении ОАО «Газпром нефть».

Риски, связанные с конкуренцией

В нефтегазовой отрасли существует жесткая конкуренция.  ОАО «Газпром нефть» конкурирует в основном с

другими ведущими российскими нефтегазовыми компаниями.

Важнейшими направлениями деятельности, в которых ОАО «Газпром нефть» сталкивается с конкуренцией,

являются следующие: 

-   приобретение   лицензий   на   разведку   и   добычу   на   аукционах   и   продажах,   организуемых   российскими

государственными органами; 

-   приобретение   других   российских   компаний,   которые,   возможно,   уже   владеют   лицензиями   или

существующими активами, связанными с добычей углеводородного сырья;

18

- привлечение ведущих независимых сервисных компаний, возможности которых по оказанию основных

услуг могут быть ограниченными;

- приобретение капитального оборудования, которое может оказаться дефицитным;
- привлечение наиболее высококвалифицированных и опытных кадров;
-   приобретение   существующих   предприятий   розничной   торговли   и   земельных   участков   под   новые

предприятия розничной торговли; 

- приобретение или получение доступа к нефтеперерабатывающим мощностям.
Компания занимает одно из лидирующих мест в отрасли, как в России, так и в мире, что существенно

улучшает её позиции в конкурентной борьбе. Компания обладает существенным портфелем новых проектов для
поддержания и улучшения своей позиции в конкурентной борьбе в будущем. 

Реализуя свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках, ОАО «Газпром нефть» может иметь риски,

связанные   с   обострением   конкуренции.   В   целях   минимизации   рисков   при   реализации   нефтепродуктов   на
внутреннем рынке в условиях острой конкуренции осуществляется следующее:

-   во   избежание   затоваривания   по   отдельным   видам   нефтепродуктов   загрузка   нефтеперерабатывающих

заводов Компании планируется с учётом прогноза ситуации, складывающейся на рынках; 

-   с   учетом   имеющейся   структуры   переработки   сырой   нефти   и   выработки   нефтепродуктов   и   наличия

собственных предприятий обеспечения нефтепродуктами и контрагентов, охватывающих практически все регионы
Российской  Федерации, производится оперативное перераспределение региональных товарных потоков, как на
внутреннем рынке, так и оперативное перераспределение объёмов между внутренним рынком и экспортом;

- дополнительно в случае экстренной необходимости наличие четырёх собственных перевалочных морских

терминалов   в   портах   Архангельска,   Находки,   Де-Кастри   и   Туапсе   позволяет   производить   оперативное
перераспределение   продукции   Компании   между   экспортом   и   внутренним   рынками   в   счёт   увеличения   доли
экспорта;

-   для   удовлетворения   растущего   спроса   на   высокооктановые   бензины   и   нефтепродукты   с   низким

содержанием серы производится реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, что позволит также увеличить
объём и глубину переработки;

-   уделяется   постоянное   внимание   развитию   сети   собственных   автозаправочных   станций   и   комплексов,

отвечающих   уровню   последних   европейских   требований,   как   самого   стабильного   сектора   реализации
нефтепродуктов   на   внутреннем   рынке,   менее   подверженного   спонтанному   изменению   цен   и   падению   спроса.
Дополнительно для привлечения клиентов, в первую очередь корпоративных клиентов, широко внедряется система
отпуска   нефтепродуктов   через   АЗС   на  основе  электронных   карт,   а  также   систем   обслуживания  на   АЗС   ОАО
«Газпром нефть»  карт других участников рынка. 

К   наиболее   действенным   мерам   по   регулированию   рисков   обострения   конкуренции   на   внешнем   рынке

сырой   нефти   и   нефтепродуктов   относится   географическая   диверсификация,   позволяющая   перераспределить
потоки сбываемой продукции из одного региона в другой, а также развитие сбытовых дочерних подразделений за
пределами России. 

2.5.2. Страновые и региональные риски

Эмитент осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.
В настоящее время наблюдается положительная тенденция повышения международных

рейтингов РФ.

На   протяжении   последних   лет   правительство   России   осуществляло   реформы,   которые   привели   к

стабилизации макроэкономической ситуации и улучшению инвестиционного климата в стране. 27 марта 2008 года
международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service (Moody's) изменило прогноз суверенного рейтинга
России со "Стабильного"  на "Позитивный" (долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной  и национальной
валюте - "Вaa2

Международное рейтинговое агентство Moody’s   16.07.08 г. повысило рейтинг гособлигаций  России и

национальный рейтинг по валютным депозитам с уровня Baa2 до Baa1 с позитивным прогнозом изменения. 

Эксперты Moody’s отмечают, что за последние девять лет Россия накопила значительный объем активов в

иностранной   валюте,   одновременно   погасив   государственные   долговые   обязательства   до   сравнительно
незначительного   уровня.   Передача   власти   в   стране   оказалась   плавной,   что   снизило   политические   риски.   Еще
одним аргументом при повышении рейтинга стала диверсификация экономики, связанная с ростом внутреннего
спроса и увеличением инвестиций вне углеводородного сектора. К тому же рост странового рейтинга позволит
российским   компаниям   удешевить   стоимость   зарубежных   заимствований,   даже   в   условиях   мирового   кризиса
ликвидности, и повысить цену размещения своих бумаг среди инвесторов. 

Международное   рейтинговое   агентство   Standard   &   Poor’s   11   марта   2008   года   изменило   прогноз   по

долгосрочным рейтингам Российской Федерации со "Стабильного" на "Позитивный". В то же время Standard &
Poor's подтвердило суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте:
долгосрочные рейтинги - на уровне "BBB+/А-", краткосрочные рейтинги - на уровне "A-2". Кроме того, Standard &

19

Poor's подтвердило оценку риска перевода и конвертации валюты на уровне "A-". При этом Standard & Poor's
отметило, прогноз "Позитивный" по рейтингам Российской Федерации отражает потенциал повышения рейтингов
вследствие политики преемственности, проводимой новым правительством, и большей координации  налогово-
бюджетной и монетарной политики как составляющей долгосрочной приверженности политике стерилизации и
сбережения доходов, полученных вследствие благоприятной конъюнктуры торговли. Долгосрочный прогноз может
быть вновь пересмотрен на "Стабильный", если политика аккумулирования резервов в специальные бюджетные
фонды   или   планируемые   изменения   политических   структур   не   будут   реализованы.   Любое   неожиданное
перемещение   в   зону   фискальных   дефицитов   также   может   привести   к   пересмотру   прогноза   "Позитивный"   по
долгосрочным рейтингам".

Fitch   Ratings   16   августа   2007   года   подтвердило   суверенные   рейтинги   Российской   Федерации   в

иностранной и национальной валюте на уровне "BBB+" со "Стабильным" прогнозом. Одновременно агентство
подтвердило краткосрочный рейтинг Российской Федерации на уровне "F2" и рейтинг странового потолка "A-" (A
минус).

Как   отмечается   в   пресс-релизе   агентства,   благоприятным   рейтинговым   фактором   для   Российской

Федерации является хорошая ситуация в сфере государственных финансов. По оценкам Fitch, профицит бюджета в
2007 году составит приблизительно 5% ВВП. Это должно позволить сократить совокупный государственный долг
к концу 2007 г. до всего лишь 9% ВВП (что значительно ниже среднего уровня для стран с рейтингами категории
"BBB"   в   31%)   и   увеличить   объем   активов   Стабилизационного   фонда   приблизительно   до   14%   ВВП.
Наблюдающееся   в   настоящее   время   заметное   ослабление   налогово-бюджетной   политики   может   привести   к
отсутствию бюджетного профицита в 2008 г. В то же время реформа налогово-бюджетной сферы и структуры
Стабилизационного фонда должна обеспечить усиление дисциплины управления средствами в будущем, и Россия,
по всей видимости, имеет хорошие позиции для того, чтобы справиться с возможными резкими изменениями цен
на нефть.

В сфере внешних финансов Российской Федерации также наблюдается благоприятная ситуация. Несмотря

на сокращение положительного сальдо счета текущих операций, Fitch ожидает, что растущий приток капитала
приведет   к   увеличению   валютных   резервов   приблизительно   до   434   млрд.   долл.   к   концу   2007   г.,   обеспечивая
значительный запас ликвидности. Наблюдается быстрый рост внешних заимствований частного сектора. Тем не
менее, по прогнозам Fitch, к концу 2007 г. Россия будет внешним нетто-кредитором в размере 21% от текущих
поступлений в иностранной валюте (среднее значение отношения долга к текущим поступлениям в иностранной
валюте для стран с рейтингами категории "A" составляет 2%).

В   то   же   время   рейтинги   Российской   Федерации   ограничены   структурными   недостатками,   которые

увеличивают ее уязвимость в случае резкого изменения ситуации. Это такие факторы как зависимость от цен на
сырьевые товары, относительная слабость банковского сектора, невысокое качество корпоративного управления и
неблагоприятный деловой климат. В то же время указанные факторы не стали препятствием для экономической
активности: по прогнозам Fitch, рост ВВП в 2007 году должен составить 7,7%, а темпы прироста инвестиций
должны повыситься до 20%. 

К повышению рейтингов Российской Федерации могут привести такие факторы как более высокие, чем

ожидается,   цены   на   нефть,   которые   будут   способствовать   существенному   укреплению   финансовых   позиций
России, поддержание более высокого роста инвестиций, способствующее улучшению среднесрочных перспектив
экономического   роста,   гладкая   передача   власти,   обеспечивающая   политическую   стабильность   и   общую
преемственность макроэкономической политики. В то же время более значительное, чем планируется, ослабление
налогово-бюджетной   политики,   существенное   резкое   изменение   цен   на   нефть,   чрезмерные   объемы   внешних
заимствований   со   стороны   частного   сектора   и   бум   на   рынке   банковского   кредитования,   перегрев   экономики,
ухудшение делового климата или значительный период политической нестабильности могут оказать негативное
давление на рейтинги.

Таким   образом,   в   настоящее   время   в   России   установилась   стабильная   экономическая   и   политическая

ситуация,   характеризующаяся   устойчивостью   федеральной   и   региональной   властей,   определенностью
экономической   политики   федерального   правительства.   Ожидается,   что     страновые   и   региональные   риски   не
окажут  существенного влияния на финансово-экономические показатели  ОАО «Газпром  нефть»  и выполнение
Обществом обязательств перед владельцами ценных бумаг.

Основными факторами возникновения политических рисков являются:

несовершенство законодательной базы, регулирующей экономические отношения;

недостаточная эффективность судебной системы;

неустойчивость власти субъектов Российской Федерации.

Эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика в г.Санкт-Петербург. 
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Rating Services 07 марта 2007 года повысило 

долгосрочный кредитный рейтинг города Санкт-Петербург в иностранной и национальной валюте до  «ВВВ-», 
прогноз «Позитивный». Как следует из пресс-релиза агентства повышение рейтинга обусловлено 
продолжающимся ростом экономики и высокими финансовыми показателями, а также прогрессом в решении 
проблем, связанных с финансированием инфраструктуры. Рейтинги отражают низкий уровень долга, высокие 

20

финансовые показатели на фоне растущей экономики, высокого качества управления долгом и улучшения 
ликвидности. Рейтинги по-прежнему ограничиваются низкой предсказуемостью и гибкостью доходов вследствие 
контроля со стороны федерального центра, а также высокими долгосрочными потребностями города в 
финансировании инфраструктуры, хотя город намерен наращивать капитальные расходы на инфраструктуру в 
рамках бюджета 2008-2010 гг. Другой ограничивающий фактор - сохраняющийся невысокий уровень 
благосостояния (в сравнении с европейскими городами с аналогичными рейтингами). 

Международное агентство Fitch Ratings 22 мая 2007 года повысило долгосрочный кредитный рейтинг 

в иностранной и национальной валюте до  «ВВВ», прогноз «Позитивный», а по национальной шкале до «АА+», 
прогноз «Стабильный».

Международное агентство Moody's Investors Service (Moody's) 15 декабря 2006 года повысило 

долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте до  «Ваа2», прогноз «Стабильный». 01 ноября 2005 года
был повышен долгосрочный кредитный рейтинг в национальной валюте до  «Ваа2», прогноз «Стабильный».

Санкт-Петербург - второй (после Москвы) по величине город Российской Федерации, является 

административным центром Северо-Западного федерального округа, в который входят Республика Карелия, 
Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская 
область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ. Северо-
Западный федеральный округ обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, высокоразвитой 
промышленностью, густой транспортной сетью, и через морские порты Балтики и Северного Ледовитого 
океана обеспечивает связи Российской Федерации с внешним миром.

Северо-Западный федеральный округ относится к перспективным регионам с быстро растущей 

экономикой. Эмитент оценивает политическую и экономическую ситуацию в регионе как стабильную и считает, 
что в настоящий момент риск негативных изменений в регионе незначителен.

Основные факторы, которые могут негативно повлиять на деятельность 

 

 ОАО «Газпром нефть»

 

 : 

  

 негативные события в экономике России; 

 изменения в экономической и политической сферах стран-импортеров, касающихся порядка и объемов 
импорта продукции; 

 военные конфликты в регионах расположения потребителей;

 смена политического режима;

 значительная девальвации/ревальвация национальной валюты.

Указанные факторы могут негативно отразиться на деятельности компании, однако вероятность таких 

событий низка. Важно отметить, что географическая диверсификация предприятий ОАО «Газпром нефть», в том 
числе за пределами Российской Федерации (в Киргизии, Казахстане и Таджикистане), увеличение собственной 
доли на российском и международном рынках нефтепродуктов снижают воздействие рисков.

В случае резких отрицательных изменений в стране, которые приведут к ухудшению инвестиционного 

климата, дочерние предприятия Эмитента планируют добиваться сохранения положительной рентабельности 
бизнеса за счет сокращения текущих производственных издержек, а также за счет корректировки в сторону 
повышения отпускных цен. Вероятное снижение спроса на продукцию ОАО «Газпром нефть» со стороны 
отечественных потребителей может быть частично компенсировано расширением экспортных операций компании.

Предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения ситуации в стране 

(странах) и регионе на его деятельность. 

В случае отрицательных изменений ситуации в стране и регионе Эмитент планирует осуществлять 

следующие действия:

 снизить издержки производства;

 сократить инвестиционную программу;

 реализовать программу антикризисного управления предприятием.

Риски,   связанные   с   возможными   военными   конфликтами,   введением   чрезвычайного   положения   и

забастовками в стране и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или
осуществляет основную деятельность.

Эмитент   зарегистрирован   и   осуществляет   свою   деятельность   в   г.Санкт-Петербург   Северо-Западного

федерального округа. Регион является экономически и социально стабильным, расположен вдали от возможных
мест   возникновения   вооруженных   (военных)   конфликтов.   Для   Северо-Западного   федерального   округа   риск
возникновения военных конфликтов, введения чрезвычайного положения и забастовок ничтожен и не скажется
существенно на изменении деятельности Эмитента и выполнении обязательств по ценным бумагам.

Помимо   этого,   дочерние   компании   ОАО   «Газпром   нефть»   представлены   в   Сибирском   и   Центральном

федеральных   округах.   Социально-экономические   риски   и   перспективы   развития   этих   округов   изложены   в
Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Влияние указанных рисков на деятельность Эмитента  применительно к Российской Федерации и регионам

присутствия оценивается как минимальное.

21

Риски,   связанные   с   географическими   особенностями   страны   и   региона,   в   которых   Эмитент

зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность, в том числе
повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с
удаленностью и/или труднодоступностью и т.п.  

Регионы   деятельности   ОАО   «Газпром   нефть»   имеют   устойчивый   климат   и,   в   основном,   не

подвержены природным  катаклизмам и стихийным бедствиям. Однако случающиеся аномально низкие
уровни температур в зимний период в ряде северных регионов могут осложнить работу нефтедобывающих
предприятий Компании.

Северо-Западный   федеральный   округ   характеризуется   развитой   транспортной   инфраструктурой,

риски   связанный   с   прекращением   транспортного   сообщения   вследствие   труднодоступности   и/или
удаленности  минимальны.

Изменения ситуации в стране и регионах, характер и частота таких изменений и риски с ними связанные,

мало предсказуемы, так же как и их влияние на будущую деятельность Эмитента. В случае возникновения таких
изменений,   которые   могут   негативно   сказаться   на   деятельности   Эмитента,   возможных   военных   конфликтов,
забастовок, стихийных бедствий, введения чрезвычайного положения, Эмитент предпримет все возможное для
снижения их негативных последствий.

2.5.3.  Финансовые риски

Подверженность   эмитента   рискам,   связанным   с   изменением   процентных   ставок,   курса   обмена

иностранных валют, в связи с деятельностью эмитента либо в связи с хеджированием, осуществляемым
эмитентом в целях снижения неблагоприятных последствий влияния вышеуказанных рисков. 

В   связи   с   тем   фактом,   что   Эмитент   активно   использует   заемные   средства   в   своей   деятельности,

деятельность   Эмитента   подвержена   риску   изменения   процентных   ставок.   Так   повышения   процентных   ставок
может ограничить темпы развития деятельности Эмитента. В связи с тем фактом, что обязательства и активы
Эмитента  номинированы   в   разных   валютах,  Эмитент   подвержен   риску   изменения   курса  обмена   иностранных
валют.

Подверженность финансового состояния эмитента, его ликвидности, источников

финансирования,   результатов   деятельности   и   т.п.   изменению   валютного   курса
(валютные риски). 

Компания интенсивно наращивает и расширяет свою деловую активность, привлекая для этих целей как

собственные, так и заемные средства. Текущее положение Компании и ситуация на рынке позволяют утверждать,
что риск ликвидности незначителен.

Часть валовой выручки ОАО «Газпром нефть» формируют экспортные операции по реализации нефти и

нефтепродуктов. Соответственно, колебания обменных курсов валют к рублю оказывают воздействие на результат
финансово-хозяйственной деятельности Компании, что является фактором валютного риска. 

Предполагаемые   действия   эмитента   на   случай   отрицательного   влияния   изменения
валютного курса и процентных ставок на деятельность эмитента.

Являясь заемщиком, ОАО «Газпром нефть» подвержено воздействию рисков, связанных с изменениями

процентных ставок. Основным источником заимствований является международный кредитный рынок. Большая
часть долгового портфеля – кредиты, номинированные в долларах США. Процентная ставка по обслуживанию
большей части этих кредитов базируется на основе ставок по межбанковским кредитам LIBOR. Увеличение этих
процентных ставок может привести к удорожанию обслуживания долга ОАО «Газпром нефть». Рост стоимости
кредитов для Компании может негативно сказаться на показателях ее платежеспособности и ликвидности.

Компания проводит сбалансированную политику в области использования собственных и заемных средств

и   имеет   действующие   рейтинги   Moody’s(Ba2)   прогноз   «Позитивный»   и   S&P(BВВ-)   прогноз   «Стабильный».
Растущая кредитоспособность ОАО «Газпром нефть», нашедшая свое отражение в росте кредитных рейтингов, а
также рост кредитоспособности России являются важными факторами снижения стоимости заимствований для
Компании в будущем и фактором, позволяющим понизить стоимость возможного хеджирования указанных выше
рисков. 

Компания не прибегает к хеджированию указанных рисков, но в каждой конкретной ситуации использует

внутренние инструменты и резервы управления финансовыми рисками, позволяющие гарантировать выполнение
Компанией своих обязательств.

  Влияние   инфляции   на   выплаты   по   ценным   бумагам.   Критические,   по   мнению

эмитента,   значения   инфляции,   а   также   предполагаемые   действия   эмитента   по
уменьшению указанного риска. 

22

Состояние   российской   экономики   характеризуется   высокими   темпами   инфляции.   В   таблице   ниже

приведены данные о годовых индексах инфляции за период с 1998 года по 2007 год. 

Период

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

2007 г.

Инфляция

за период

84,4 %

36,5 %

20,1 %

18,6 %

15,1 %

12 %

11,7 % 10,9 % 9,7 %

11,9 %

После   кризиса   1998   года   уровень   инфляции   постоянно   снижался   и  по   данным   Центрального   банка

Российской Федерации    составил   11,9% в 2007 году и прогнозируется дальнейшее снижение инфляции. Тем не
менее, уровень инфляции напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране.

Изменение   индекса   потребительских   цен   оказывает   определенное   влияние   на   финансовое   состояние

Компании.  Однако  существующие  и   прогнозируемые  уровни   инфляции  далеки   от  критических  для  отрасли   и
Компании значений. В качестве критического значения инфляции Эмитент признает уровень, втрое превышающий
уровень, соответствующий прогнозу инфляции МЭРТ на текущий год. Эмитент не предпринимает каких-то особых
действии по уменьшению указанного риска, так как считает его незначительным.

Показатели   финансовой  отчетности  эмитента,  наиболее  подверженные  изменению  в  результате

влияния   указанных   финансовых   рисков.   Риски,   вероятность   их   возникновения   и   характер   изменений   в
отчетности.

Результат влияния указанных рисков может найти отражение в «Отчете о прибылях и убытках». 
Снижение цен на нефть, в первую очередь, негативно скажется на объеме выручки от реализации и окажет

существенное негативное влияние на чистую прибыль Компании и, соответственно, найдет отражение в «Отчете о
прибылях и убытках». Вероятность реализации данных рисков, по мнению Эмитента, не велика.

2.5.4. Правовые риски

В   обозримой   перспективе   риски,   связанные   с   изменением   валютного,   налогового,   таможенного   и

лицензионного   регулирования,   которые   могут   повлечь   ухудшение   финансового   состояния   Эмитента,   являются
незначительными.   Эмитент   строит   свою   деятельность   на   четком   соответствии   налоговому,   таможенному   и
валютному законодательству, отслеживает и своевременно реагирует на изменение в них, а также стремится к
конструктивному диалогу с регулирующими органами в вопросах интерпретации норм законодательства.

Система   налогообложения   в   Российской   Федерации   постоянно   развивается   и   меняется   по   мере

осуществляемого центральным правительством перехода от командной к рыночной экономике. Возможный рост
ставок по налогам, выплачиваемым компанией в ходе своей производственно-финансовой деятельности, может
привести к увеличению расходов и снижению денежных средств, остающихся на предприятии на финансирование
текущей деятельности и исполнение обязательств, в том числе по выпущенным облигациям. Однако, учитывая
наблюдающуюся   в  последнее   время   тенденцию   к   снижению   налоговых   ставок   в  стране,   данный   риск   можно
признать маловероятным.

Практически любая компания может понести потенциальные убытки в результате претензий со стороны

российских   федеральных   и   региональных   природоохранных   органов,   которые   могут   возникнуть   в   отношении
прошлых периодов и текущей деятельности. Однако данные риски эмитент оценивает как минимальные.

На   деятельность   и   финансовое   положение   Эмитента   будет   по-прежнему   оказывать   влияние   развитие

политической   ситуации   в  России,  включая   применение   действующего  и   будущего  законодательства   и   режима
налогообложения.   Вероятность   таких   событий   и   их   последствий   для   Эмитента   может   оказать   существенное
влияние   на   способность   Эмитента   продолжать   деятельность.   Компания   не   считает,   что   эти   потенциальные
обязательства   в   отношении   ее   деятельности   носят   более   существенный   характер,   чем   потенциальные
обязательства аналогичных российских организаций.

Слабость   судебной   системы,   бюрократический   пресс,   непрозрачность   регулирования   приводят   к

недостаточной защите прав собственника, значительным рискам в сфере регулирования и налогообложения. 

Значительный   риск   –   по   мнению   Standard   &   Poor’s   -   по-прежнему   представляют   собой   коррупция   и

политическое давление на российские суды и органы регулирования.

Отрицательные   последствия   для   крупных   компаний   –   по   мнению   Standard   &   Poor’s   -   включают

политизированное регулирование, риски налоговых претензий за прошлые периоды и бессистемное применение
налогового законодательства.

Риски, связанные с изменением валютного регулирования
ОАО «Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений. Часть активов и обязательств

Общества   выражена   в   иностранной   валюте,   поэтому   изменение   государством   механизмов   валютного
регулирования, в целом, может повлиять на финансово-хозяйственную деятельность Общества. 

Вместе   с   тем,   в   настоящее   время   валютное   законодательство   РФ   существенно   либерализовано.   Это

связано с общей политикой государства, направленной на обеспечение свободной конвертируемости рубля.

23

Согласно вступившим в силу с 1 января 2007 г. изменениям, внесенным 26.07.2006 г. в Федеральный закон

от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», отменено:

регулирование Центральным банком РФ валютных операций движения капитала, включая требование
об использование специального счета;

требование о резервировании денежных средств при осуществлении валютных операций;

требование об обязательной продаже резидентами валютной выручки на внутреннем валютном рынке
РФ.

До 1 января 2007 г. уже были сняты следующие ограничения регулирования валютных операций:

регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала;

правило о резервировании при совершении валютных операций движения капитала;

ограничения   на   переводы   резидентами   средств   на   свои   счета   (во   вклады),   открытые   в   банках   за
пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках;

ограничения на операции по списанию и (или) зачислению денежных средств, внутренних и внешних
ценных бумаг со специального счета и на специальный счет.

Проведенная либерализация валютного регулирования уменьшает риски возникновения негативных последствий
для деятельности Общества, связанных с последующим изменением валютного законодательства.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства
В настоящее время процесс реформирования российского налогового права можно считать завершающимся.

Законодательный   массив   кодифицирован.   Общей   частью   Налогового   кодекса,   действующей   с   1999   года,
закреплены   основные   принципы   налогообложения   и   введения   новых   налогов,   действие   этих   принципов   и
направленность на защиту имущественных интересов налогоплательщиков реализовано в правоприменительной
практике. Особенной частью Налогового кодекса установлены налоги, формирующие налоговое бремя эмитента,
определены элементы налогообложения. За последние 10 лет на 2 % снижена ставка по налогу на добавленную
стоимость, на 11% ставка по налогу на прибыль, установлена регрессивная шкала ставок по единому социальному
налогу, отменен налог с продаж, налог на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств
и другие обязательные платежи.

Результаты налоговой реформы можно оценивать позитивно: система налогообложения структурирована,

механизмы и правила взимания налогов упрощены, налоговые ставки снижены.

Практика   рассмотрения   дел   в   Конституционном   Суде   РФ   показывает,   что   положения   основного   закона

влияют на налоговые права хозяйствующих субъектов и защищают налогоплательщиков от необоснованного и
внезапного утяжеления налогового бремени.

Упомянутые   факторы   позволяют   заключить,   что   налоговая   система   РФ   становится   более   стабильной,

деятельность хозяйствующих субъектов в РФ с точки зрения налоговых последствий - более предсказуемой.

Вместе с тем нельзя исключать возможности увеличения государством налоговой нагрузки плательщиков,

вызванной изменением отдельных элементов налогообложения, отменой налоговых льгот, повышением пошлин и
др.

ОАО   «Газпром   нефть»   является   крупнейшим   налогоплательщиком,   деятельность   которого   построена   на

принципах добросовестности и открытости информации налоговым органам. 

Компания несет бремя уплаты налога на добавленную стоимость, акциза, налога на прибыль, налога на

добычу   полезных   ископаемых   налога   на   имущество,   земельного   налога,   единого   социального   налога,
природоресурных платежей и сборов. 

В   ходе   деятельности   осуществляется   оперативный   мониторинг   изменений   налогового   законодательства,

изменений в правоприменении действующих законоположений. Компания участвует в законотворческом процессе
посредством оценки в том числе и налоговых законопроектов.

ОАО   «Газпром   нефть»   оценивает   и   прогнозирует   степень   возможного   негативного   влияния   изменений

налогового законодательства, направляя усилия на минимизацию рисков, связанных с подобными изменениями.

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин
ОАО «Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего Общество

подвержено   некоторым   рискам,   связанным   с   изменением   законодательства   в   области   государственного
регулирования внешнеторговой деятельности, а также Таможенного законодательства, регулирующего отношения
по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлению
и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Динамика и
характер изменений, внесенных в таможенное законодательство за время действия ТК РФ (введен в действие с 1
января 2004 года), позволяет оценить таможенное законодательство Российской Федерации как одну из наиболее
стабильных отраслей законодательства Российской Федерации. 

Наиболее   значимые   изменения   в   закон   «О   таможенном   тарифе»   (были   внесены   Федеральным   законом

08.11.2005 № 144-ФЗ, и вступили в силу с 1 июля 2006 года) касаются корректировки процедур по таможенному
оформлению   товаров   и   порядка   исчисления   таможенных   пошлин.   Указанные   изменения   коснулись
преимущественно импорта товаров, в то время как внешнеэкономическая деятельность ОАО «Газпром нефть»
связана преимущественно с экспортом сырой нефти и лишь частично с приобретением импортного оборудования и
материалов. Экспорт нефти в настоящее время осуществляется без количественных ограничений и экспортного

24

лицензировании,   за   исключением   экспорта   топлива   самолетного,   для   вывоза   которого     требуется   получение
разрешительного письма ФСТЭК РФ, согласно ФЗ №183 от 18.07.1999 г., Указа Президента РФ №230 от 20.02.2004
г., Приказа ФТС РФ №743 от 08.09.2006 г.и Приказа ФСТЭК №151 от 26.04.2005 г. . Введение количественных
ограничений экспорта возможно лишь по решению Правительства РФ в исключительных случаях, установленных
Федеральным законом РФ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности». 

К   осуществлению  деятельности,  связанной  с   оформлением   таможенных  операций,  уплатой   таможенных

пошлин   и   иных   действий,   связанных   с   соблюдением   таможенного   режима   экспорта   нефти   Компании   и
представлением   интересов   Компании   в   сферах   таможенного   контроля,   привлечены   профессиональные
организации – таможенные брокеры, действующие от имени и по поручению ОАО «Газпром нефть». Необходимо
отметить, что осуществление таможенных операций через таможенных брокеров, не освобождает ОАО «Газпром
нефть»   от   потенциального   риска   привлечения   к   административной   ответственности   в   случае   нарушения
таможенного законодательства, для предотвращения которого ОАО «Газпром нефть» осуществляет оперативное
взаимодействие и контроль над действиями таможенных брокеров.

В   качестве   риска   экономического   характера   (риск   увеличения   расходов)   можно   обозначить   возможное

изменение Правительством Российской Федерации ставок таможенных пошлин (как ввозных, так и вывозных) на
отдельные товары, в отношении которых ОАО «Газпром нефть» заключает внешнеторговые сделки.

Так, согласно последним изменениям в Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О

таможенном тарифе» (см. Федеральный закон от 27.07.2006 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона
Российской Федерации «О таможенном тарифе») порядок установления вывозных пошлин на нефть сырую был
также   распространен   на   отдельные   категории   товаров,   выработанных   из   нефти   и   включенных   в   перечень,
определяемый   Правительством   Российской   Федерации.   При   этом   конкретные   ставки   вывозных   пошлин
изменяются каждые 2 месяца.

Общество   выполняет   требования   таможенного   контроля,   своевременно   оформляет   всю   документацию,

необходимую   для   осуществления   как   экспортных,   так   и   импортных   операций   и   располагает   достаточными
финансовыми и кадровыми ресурсами для соблюдения норм и правил в сфере таможенного регулирования.

Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности эмитента либо

лицензированию   прав   пользования   объектами,   нахождение   которых   в   обороте   ограничено   (включая
природные ресурсы): 

Развитие   современного   законодательства   о   недрах   базируется   на   детальной   регламентации   процессов

недропользования   со   стороны   государства,   необходимости   повышения   рационального   использования   участков
недр, тщательного соблюдения законодательных норм об охране окружающей среды.

ОАО   «Газпром   нефть»     осуществляет   свою   деятельность   на   лицензионных   участках   с   учетом   высоких

требований   российского   законодательства   о   недрах,   обеспечивая   актуализацию   лицензионных   соглашений   с
учетом изменений действующего законодательства.

Последние изменения законодательства о недрах позволяют сделать определенные выводы, которые дают

возможность оценить риски Компании в этой сфере.

Действующий Закон РФ «О недрах» дополнен перечнем оснований перехода права пользования участками

недр и переоформления лицензий на право пользования участком недр. Право пользования участком недр теперь
может передаваться от основной организации дочерней, от дочерней организации основной и между дочерними
организациями одного и того же основного общества. При этом юридическое лицо, которому передается право
пользования, должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством РФ к пользователю недр.

Указанные изменения можно оценить, в целом, как положительные, поскольку в законодательство РФ были

введены положения о передаче лицензии внутри группы, что предоставляет ОАО «Газпром нефть»  возможности
по оптимизации системы управления лицензиями. 

В течение IV квартала 2006 года вносились изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О

лицензировании   отдельных   видов   деятельности»,   касающиеся   отмены   лицензирования   для   отдельных   видов
деятельности и введения лицензирования для определенных видов деятельности. 

По ряду видов деятельности были приняты новые положения, корректирующие публичные лицензионные

требования и условия. ОАО «Газпром нефть»  обеспечивает соответствие данным требованиям при осуществлении
деятельности, подлежащей лицензированию.

Среди иных изменений законодательства необходимо отметить:
Введение   с   1   января   2007   г.   единой   государственной   экспертизы   проектной   документации   и   единого

государственного   строительного   надзора.   При   этом   проведение   иных   видов   государственной   экспертизы
проектной документации и иных видов государственного надзора при строительстве запрещается. 

Изменения   законодательства   о   проведении   экологической   экспертизы   конкретизировали   объекты

экспертизы, число которых на федеральном уровне сокращено. 

Конкретизация положений о проведении экологической экспертизы и сокращение числа объектов, в целом,

благоприятно отразятся на процессе осуществления основных  направлений  деятельности  Компании. Введение
единой государственной экспертизы проектной документации и единого государственного строительного надзора
(в   соответствии   с   Градостроительным   кодексом   РФ)   потребует   детальной   проработки   разделов   технической
документации и проектов, подаваемых на экспертизу, критериев их оценки.

25

ОАО «Газпром нефть»   ведет работы по анализу и оценке законодательных инициатив заинтересованных

министерств и ведомств в сфере законодательства о недрах и лицензировании отдельных видов деятельности.
Предлагаемые и обсуждаемые поправки в действующее законодательство, в целом, благоприятно отразятся на
режиме недропользования и осуществлении лицензируемых видов деятельности  в Российской Федерации.

Правовые   риски,  связанные   с   изменением   требований   по  лицензированию   основной   деятельности   ОАО

«Газпром  нефть»,  могут  оказать   неблагоприятные  последствия  лишь  в   небольшой  степени,  так  как   Компания
располагает  всеми  необходимыми  основными  фондами и оборудованием, ведёт  свою   деятельность  на основе
соблюдения норм действующего российского законодательства.

В   связи   с   тем,   что   ОАО   «Газпром   нефть»   осуществляет   мониторинг   изменений   действующего

законодательства   РФ,   и   учитывает   их   в   своей   деятельности,   риски,   связанные   с   указанными   изменениями,
являются минимальными для ОАО «Газпром нефть».

Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью эмитента

(в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах текущих
судебных процессов, в которых участвует эмитент: 

Решения   Конституционного   Суда   РФ,   постановления   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда   РФ   и

Верховного Суда РФ имеют все большее значение для правильности разрешения споров.

ОАО «Газпром нефть» осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими судами, а

также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на уровне окружных арбитражных
судов,   активно   применяя   и   используя   ее   не   только   при   защите   в   судебном   порядке   своих   прав   и   законных
интересов,   но   и   при   разрешении   правовых   вопросов,   возникающих   в   процессе   осуществления   деятельности
Общества. В связи с этим риски, связанные с изменением судебной практики, оцениваются как незначительные.

На дату окончания отчетного периода ОАО «Газпром нефть» не участвует в судебных процессах, которые

могут существенно отразиться на его финансово - хозяйственной деятельности, данный риск оценивается как
незначительный.

2.5.5. Риски, связанные с деятельностью эмитента

Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует эмитент:

ОАО   «Газпром   нефть»  не   участвовало   в   судебных   процессах   за   последние   три   года,     которые   могут

существенно отразиться на его финансово - хозяйственной деятельности. 

Поскольку ОАО «Газпром нефть» и дочерние предприятия являются крупными налогоплательщиками, их

деятельность   является   предметом   регулярных   проверок   со   стороны     Счетной   Палаты   РФ,   Министерства   по
налогам и сборам, лицензионных, природоохранных и других контролирующих органов. В связи с этим   ОАО
«Газпром нефть» и дочерние предприятия подвержены риску претензий со стороны контролирующих органов и
риску участия по таким претензиям в судебных разбирательствах.

Риски, связанные с отсутствием возможности продлить действие лицензии эмитента на ведение

определенного   вида   деятельности   либо   на   использование   объектов,   нахождение   которых   в   обороте
ограничено (включая природные ресурсы).

В   действующем   законодательстве   предусмотрено   увеличение   сроков   действия   лицензий   на   разведку   и

добычу с 20-25 лет до полной отработки месторождений. У Компании, таким образом, имеется гарантированная
законодательством   четкая   взаимосвязь   лицензии   и   технического   проекта,   позволяющая   индивидуализировать
условия   пользования   недрами   в   зависимости   от   уникальных   характеристик   месторождения,   а   также
персонифицировать условия пользования недрами в части сроков действия соответствующих лицензий. С учетом
сроков прекращения права пользования недрами, указанных в лицензиях на право пользования недрами, Общество
будет организовывать работу по продлению этих сроков согласно с учетом положениями технических проектов –
до отработки месторождения.

Имеющиеся в  законодательстве  о недрах  конструкции  позволяют  оценивать  риски   не продления  сроков

действия лицензий на право пользования недрами как минимальные. Лицензии ОАО «Газпром нефть» на разведку
и  добычу могут  быть  приостановлены, изменены или  отозваны до окончания своих сроков,  и ОАО «Газпром
нефть» может не суметь получить или продлить различные разрешения и согласования  

Закон Российской Федерации № 2395-1 «О недрах» от 21 февраля 1992 г., с внесенными изменениями и

дополнениями (далее – «Закон о недрах»), а также нормативные акты, принятые в соответствии с этим законом,
регулируют в России режим лицензирования по разведке, разработке и добыче нефти и газа.   ОАО «Газпром
нефть»  осуществляет   свою   деятельность   на   основании   многочисленных   лицензий   на   разведку   и   добычу.
Держателями   большей   части   лицензий   являются   дочерние   предприятия.     Кроме   того,   ОАО   «Газпром   нефть»
обязано получать и продлевать другие лицензии, разрешения, согласования, права землепользования и одобрения
на  разработку  своих  месторождений.    Сроки   действия  большей  части   принадлежащих  ОАО  «Газпром   нефть»
лицензий на добычу и комбинированных лицензий на разведку и добычу истекают в 2013-2030 гг.   Закон о недрах
предусматривает  наложение штрафов, приостановление,  ограничение или  отзыв  лицензий, если  какое-либо из
дочерних предприятий ОАО «Газпром нефть», которое обладает лицензией, либо само ОАО «Газпром нефть» не

26

соблюдает требования лицензии или Закона о недрах.   Законом о недрах также предусмотрено, что держатели
лицензий вправе продлевать сроки их действия, если соблюдают их условия.

Если  государственные  органы сочтут,  что ОАО «Газпром нефть» не смогло  выполнить  условия своих

лицензий, разрешений или согласований, или если ОАО «Газпром нефть» работает на лицензируемых участках в
нарушение   российского   законодательства,   тогда   они   вправе   наложить   штраф   на   ОАО   «Газпром   нефть»,
приостановить или отозвать ее лицензии. Более того, ОАО «Газпром нефть» может быть вынуждена увеличить
расходы на соблюдение условий лицензии.   Любое приостановление, ограничение или прекращение лицензий
ОАО «Газпром нефть» может негативно отразиться на результатах деятельности и финансовом положении ОАО
«Газпром нефть».  

Риски, связанные с возможной ответственностью эмитента по долгам третьих лиц, в том числе

дочерних обществ эмитента.

Эмитент имеет обязательства по договорам поручительства, предоставленного третьим лицам, но риски

неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченных Эмитентом обязательств незначительны, поскольку
все   заемщики   (третьи   лица)   имеют   положительную   кредитную   историю,   четко   исполняют   свои   договорные
обязательства. Факторы, которые могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению на отчетную
дату , отсутствуют. Вероятность возникновения факторов – минимальная.

Риски, связанные с возможностью потери  потребителей, на оборот  с которыми  приходится  не

менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) эмитента.

Основная торговая деятельность ОАО «Газпром нефть» связана с реализацией нефти и нефтепродуктов. С

учётом рыночной ситуации и повышенным спросом на нефть и нефтепродукты риск потери таких потребителей
является незначительным.

Экологические   риски,   связанные   с   осуществлением   Эмитентом   деятельности   по   добыче,

переработке и реализации нефти и нефтепродуктов. 

Современное   российское   законодательство   об   охране   окружающей   среды   характеризуется   динамизмом,

большим   количеством   нормативных   источников   различного   уровня   и   коллизионностью   многих   положений.   В
настоящий   момент   Общество   строит   свою   деятельность   на   основе   комплекса   нормативных   актов   высшей
юридической   силы,   в  частности,  ФЗ   «Об   охране   окружающей   среды»,   ФЗ   «Об   экологической   экспертизе».   В
соответствии с положениями действующих документов в компании принимаются комплексные меры по принятию
мероприятий в сфере экологического нормирования и определения предельно допустимых уровней воздействия на
окружающую среду, производит постоянный мониторинг требований об экспертизах проектных документов на
разработку месторождений, требований по разрешительной документации объектов переработки углеводородного
сырья.

 Необходимо отметить произошедшие в недавнее время принятие комплекса природоресурсных кодексов – в

частности Лесного кодекса и Водного кодекса, подзаконная нормативная база и - правоприменительная практика
по которым пока не сформирована.

 С учетом положений нового законодательства от Компании потребуется предпринять комплекс мероприятий

по     актуализации   и   переоформлению   разрешительной   документации,   в   том   числе   заключению   договоров
водопользования. 

Производственная деятельность ОАО «Газпром нефть», сопряжена с риском привлечения к гражданской 

ответственности   в связи с возможным причинением ущерба окружающей среде или ее загрязнением.

ОАО «Газпром нефть» проводит последовательную экологическую политику, постоянно контролирует свою 

деятельность с целью обеспечения соблюдения соответствующих природоохранных стандартов, реализует 
программы по охране окружающей среды. 

Вместе с тем, введение новых законов и нормативных актов, ужесточающих экологические требования,

может потребовать увеличения расходов на:

технологическое совершенствование производственных процессов;

установку дополнительного оборудования для контроля за загрязнением;

дополнительную оплату сборов, штрафов или других выплат за нарушение экологических требований.

2.5.6. Банковские риски

Указанные риски у Эмитента отсутствуют, т.к. Эмитент не является кредитной организацией.

III. Подробная информация об эмитенте

3.1. История создания и развития эмитента

3.1.1 Данные о фирменном наименовании эмитента:

27

Полное фирменное наименование эмитента:
Открытое акционерное общество «Газпром нефть»
Полное фирменное наименование эмитента на английском языке: Joint Stock Company Gazprom neft
Сокращенное фирменное наименование эмитента на русском языке: ОАО «Газпром нефть»
Сокращенное фирменное наименование эмитента на английском языке: JSC Gazprom neft

Наименование юридического лица, полное или сокращенное наименование которого схоже с полным или 
сокращенным фирменным наименованием (наименованием) эмитента и пояснения, необходимые для избежания 
смешения указанных наименований:
Схожих полных или сокращенных фирменных наименований Эмитента с наименованием другого 
юридического лица не установлено.

В   случае   если   фирменное   наименование   эмитента   (для   некоммерческой   организации   -   наименование)
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания, указываются сведения об их регистрации.
Эмитент   заключил   лицензионный   договор   N   21165   от   5   декабря   2007   между   ОАО   «Газпром»   и   ОАО
«Газпром   нефть»,   зарегистрированного   Федеральной   службой   интеллектуальной   собственности   по
патентам и товарным знакам (Роспатент) 21 февраля 2008 г.  N РД-0032978. 

Сведения   об   изменениях   в   течение   времени   существования   эмитента   его   фирменного   наименования,   а   также
организационно-правовой формы 
В течение времени существования Эмитента изменялось фирменное наименование.

Предшествующее полное фирменное наименование:
Открытое акционерное общество  «Сибирская нефтяная компания»
Предшествующее сокращенное фирменное наименование: ОАО «Сибнефть»
Дата изменения: 01 июня 2006 года
Основание изменения: Решение внеочередного общего собрания акционеров (Протокол № 39 от 18 мая 2006 
года)

В течение времени существования Эмитента изменение организационно - правовой формы не происходило

3.1.2.Сведения о государственной регистрации.

Дата государственной регистрации эмитента: 06.10.1995г.
Номер свидетельства о государственной регистрации (иного документа, подтверждающего государственную 
регистрацию эмитента):  № 38606450.
Орган, осуществивший государственную регистрацию: Омской городской регистрационной палатой 
администрации г.Омска.

Дата регистрации в ЕГРЮЛ: 21.08.2002.
Основной государственный регистрационный номер: 1025501701686.
Орган, осуществивший государственную регистрацию: Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по 
Любинскому р-ну Омской области.

3.1.3.Сведения о создании и развитии эмитента

Краткое описание истории создания и развития эмитента.
Общество   (ранее   -   ОАО   «Сибнефть»)   образовано   в   соответствии   с   Указом   Президента   Российской

Федерации № 872  от 24 августа 1995 года и  Постановлением Правительства Российской Федерации №  972 от 29
сентября 1995 года. ОАО «Сибнефть» зарегистрировано 6 октября 1995 года. 

Решением внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «Сибнефть» (Протокол № 39 от 18.05.2006)

ОАО   «Сибнефть»   переименовано   в   ОАО   «Газпром   нефть»   (Свидетельство   о   внесении   записи   в   Единый
государственный   реестр  юридических лиц   от   01.06.2006 г.,  серии  55  № 002790652,  выданное  ИФНС  №  1  по
Центральному административному округу г. Омска).

Государство,   выступив   учредителем   общества,   создало   вертикально-интегрированную   компанию   путем

внесения   в   уставный   капитал   акций   Ноябрьскнефтегаза,   Омского   нефтеперерабатывающего   завода,
Ноябрьскнефтегазгеофизики   и   сбытового   предприятия   Омскнефтепродукт.   Приватизация   общества   была
полностью завершена в мае 1997 года, и в настоящее время ОАО «Газпром нефть» является полностью частной
компанией. 

ОАО   «Газпром   нефть»   является   правопреемником   следующих   присоединенных   хозяйственных   обществ:

Общества с ограниченной ответственностью «Оливеста»; Общества с ограниченной ответственностью «Вестер»;
Общества   с   ограниченной   ответственностью   «Терра»;     Общества   с   ограниченной   ответственностью   «Аргус»;

28

Общества с ограниченной ответственностью «Антарекс»; Общества с ограниченной ответственностью «Юникар»;
Общества  с ограниченной  ответственностью  «Кретанс Холдинг»;  Общества  с ограниченной  ответственностью
«Рубикон»; Общества с ограниченной ответственностью «Орион Лтд».

Срок деятельности  Эмитента  не ограничен.

Цели создания эмитента: Целью Общества является извлечение прибыли.

Миссия   эмитента:  Быть   устойчивым   лидером   в   секторах   разведки   и   добычи   нефти,   производства   и

реализации   нефтепродуктов   за   счет   использования   внутреннего   потенциала   компании   и   приобретения   новых
активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании
и доходов акционеров.

Основными видами деятельности ОАО «Газпром нефть»» являются: разведка и разработка нефтяных   и

газовых   месторождений,   добыча   нефти   и   газа,   переработка   нефти   и   газа,     производство   нефтепродуктов,
реализация нефти и нефтепродуктов.

Добыча нефти

ОАО «Газпром нефть»   и его дочерние добывающие предприятия осуществляют разведку, разработку и

добычу   нефти   и   газа   в   Ямало-Ненецком   и   Ханты-Мансийском   автономных   округах   (Западно-Сибирская
нефтегазоносная провинция), а также в Омской, Томской областях и на Чукотке. 

Крупнейшими   по   запасам   углеводородного   сырья   в   Ямало-Ненецком   автономном   округе   являются:

Сугмутское, Суторминское, Вынгапуровское, Спорышевское и Муравленковское месторождения. В 1-ом полугодии
2008 года  доля добычи на этих месторождениях составила  43,82% общего объема добычи нефти Компании. На
этих   месторождениях   осуществляют   производственную   деятельность   нефтедобывающие   предприятия   ОАО
«Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»   и   его   дочернее   общество   ООО   «Заполярнефть»,   владеющее   лицензией   на
разработку Вынгапуровского, Ярайнерского и Новогоднего  месторождений.

В Ханты-Мансийском округе  наиболее перспективным месторождением ОАО «Газпром нефть» является

Приобское   месторождение,   лицензией   на   разработку   которого   владеет   дочернее   общество   Компании   ООО
«Сибнефть-Югра», а операторскую деятельность осуществляет ООО «Газпромнефть-Хантос». В этом же регионе
расположена Пальяновская площадь и группа лицензионных участков, приобретенных Компанией в начале 2005
года («Салымский- 2», «Салымский- 3», «Салымский- 5») и Зимнее месторождение в Тюменской области.

Приобское месторождение является лидером по темпам роста.  За 6 месяцев 2008 года

 

объем добычи на

Приобском месторождении составил 22,85%.,

 

а к 2010 году, как ожидается, достигнет 33,4% объемов добычи

нефти   Компании.  Вторым   «новым»   центром   станет   региональная   группа   месторождений   Омской   и   Томской
областей.   Здесь лидерами в ближайшие пять лет должны стать Крапивинское месторождение, расположенное в
Омской области и приобретенные компанией в Томской области, Шингинское и Урманское месторождения.

На месторождениях, прошедших пик добычи, применяются методы вторичной нефтеотдачи. Цель компании

- максимизация коэффициента извлечения нефти (КИН). В планы «Газпром нефти» входит повышение КИН в
среднем по компании с 30% сейчас до 40% в 2020 году.

Программа  развития ресурсной базы Компании предусматривает до 2020 г. увеличение извлекаемых запасов

углеводородов, вовлеченных в разработку, более чем в 3 раза.

Значительная часть запасов Компании находится на ранней стадии освоения, что создает потенциал для

будущего роста. Разработка Приобского и других новых месторождений, принадлежащих «Газпром нефти», к 2020
позволит   увеличить   годовую   добычу   нефти   до   90-100   млн.   тонн,   что   почти   в   3   раза   больше   нынешних
показателей.

Добыча нефти и газового конденсата в 2000-2008 годах, млн. т.

29

0

10000

20000

30000

40000

50000

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г

2008 г

ОАО "Газпром нефть"

Доля НГК "Славнефть"

Доля ОАО "Томскнефть" ВНК

Развитие перерабатывающих мощностей 

Объем первичной переработки нефти на российских НПЗ за 2007 год вырос на 4,12% и составил 228,6

млн.   тонн.   Как   и   в   прошлом   году,   такая   динамика   объясняется   ростом   привлекательности   внутренней
нефтепереработки, снижением эффективности экспорта нефти железнодорожным транспортом и направлением
дополнительных объемов добытой нефти на внутренний рынок.

По объемам первичной переработки нефти лидирует «Роснефть» (48,76 млн. тонн). На долю лидирующих

четырех компаний приходится более половины (58,16%) всей переработанной нефти, поступившей на НПЗ в
России. Кроме того, следует отметить, что объемы переработки увеличиваются третий год подряд. Доля нефти,
перерабатываемая российскими НПЗ, в общем объеме добытой нефти, составила 46,5%.

ОАО «Газпром нефть» в нефтепереработке на территории России, 2007 год*.

Лукойл; 18,59%

ТНК-ВР; 9,58%

Сургут нефт егаз; 8,66%

Газпром нефт ь; 7,22%

Слав нефт ь; 5,55%

Роснефт ь; 21,33%

Башнефт ехим; 8,41%

Москов ский НПЗ; 4,37%

Салав ат нефт еоргсинт ез; 

2,97%

Нижнекамский НПЗ; 3,28%

Газпром; 2,68%

Мини-НПЗ; 0,10%

Хабаров ский НПЗ; 1,42%

Другие; 5,84%

Лукойл
ТНК-ВР
Сургутнефтегаз
Газпром нефть
Славнефть
Роснефть
Башнефтехим
Московский НПЗ
Салаватнефтеоргсинтез
Нижнекамский НПЗ
Газпром
Мини-НПЗ
Хабаровский НПЗ
Другие

*без учета НГК «Славнефть» и Московского НПЗ

ОАО   «Газпром   нефть»   эксплуатирует   мощности   по   переработке   сырой   нефти.   Основным

перерабатывающим активом Компании является Омский нефтеперерабатывающий завод (доля в переработке –

30

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     62      63      64      65     ..