ОНК-140-01, ОНК-140-01М, ОНК-140-18, ОНК-140-18М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140-01, ОНК-140-01М, ОНК-140-18, ОНК-140-18М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОНК-140-01, ОНК-140-01М, ОНК-140-18, ОНК-140-18М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 1

 

 

 

 

48 8122 1007 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Технический директор ОАО "АПЗ" 

________________ Червяков А. П. 

" ___ " ___________________ 2000 

 

 

 

 

ОГРАНИЧИТЕЛИ  НАГРУЗКИ  КРАНА 

( ОГРАНИЧИТЕЛИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ) 

 

ОНК-140-01,   ОНК-140-01М, 

ОНК-140-18,   ОНК-140-18М 

 

Руководство по эксплуатации 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

с Госгортехнадзором  России 
письмом № 12-07/533 от 29.05.98 г. 

Руководитель НИЦ ЛИСТ МосГУГК 
__________________Федоров И. Г. 
" ___ " " _______________ " 1998 г. 

СОГЛАСОВАНО

 

с МИИГАиК (МосГУГК) 
письмом № 77-03 / 17 от 28.01.97 г. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

Согласно  требований  "Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации  грузоподъем-

ных кранов" (ПБ-10-14-92) стреловые самоходные краны для предупреждения их опрокидыва-
ния и разрушения их узлов должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности, ав-
томатически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема 
груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более, чем на 10 %. 

Руководство по эксплуатации ограничителей нагрузки кранов на специальном шасси 

автомобильного типа ОНК-140-01, ОНК-140-01М, ОНК-140-18, ОНК-140-18М (в дальнейшем - 
изделие,  ограничитель  или  ОНК)  разработано  во  исполнение  требований  Правил  и  в  соот-
ветствии с ГОСТ 2.601-95. 

Настоящий документ является руководством по эксплуатации ограничителей нагруз-

ки  ОНК-140-01,  ОНК-140-01М,  ОНК-140-18,  ОНК-140-18М  на  кранах  КС-3574М,  КС-3574М1, 
КС-35714,  КС-35714-2,  КС-35714К,  КС-35715,  КС-35715-2,  КС-45717,  КС-45717-1,  КС-45717А, 
КС-45717А-1, КС-45717К, КС-45717К-1, КС-45717М и их модификаций. 

Документ  содержит  сведения  о  конструкции,  принципе  действия,  указания,  необхо-

димые  для  правильной  и  безопасной  эксплуатации  прибора,  указания  по  техническому  об-
служиванию, правила хранения, упаковки и транспортирования. 

Руководство по эксплуатации входит в состав обязательных эксплуатационных доку-

ментов, предусмотренных паспортом указанных выше кранов и их модификаций. 

1 Описание и работа изделия 

1.1 Назначение изделия 

1.1.1  Ограничитель  ОНК-140  предназначен  для  установки  на  самоходные  краны  на 

автомобильном шасси со стрелами, имеющими гидравлический привод, и служит для защиты 
крана от перегрузок и опрокидывания при подъеме груза, защиты рабочего оборудования от 
повреждения при работе в стесненных условиях или в зоне линий электропередачи (коорди-
натная  защита)  и  для  отображения  информации  о  фактической  массе  поднимаемого  груза, 
предельной  грузоподъемности,  степени  загрузки  крана,  величине  вылета,  высоте  подъема 
оголовка стрелы, ее длине и угле наклона относительно горизонта. 

Встроенный  в  ОНК  регистратор  технических  характеристик  [блок  телеметрической 

памяти  (БТП)]  обеспечивает  запись  и  долговременное  хранение  информации  о рабочих  па-
раметрах крана, указанных в п. 1.2.1, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока 
службы ограничителя (12 лет). 

Порядок  работы  с  БТП  изложен  в  инструкции  пользователя  ЛГФИ.408844.009  И1, 

входящей  в  состав  комплекта  поставки  считывателя  телеметрической  информации  СТИ-1 
(поставляется по отдельному заказу). 

1.1.2 Ограничитель в зависимости от режима работы и геометрии рабочего оборудо-

вания крана производит выборку одной из заложенных в память программ грузовых характе-
ристик и воспроизводит ее в виде заградительной функции, т.е. зависимости между вылетом 
и массой груза, при превышении которой формируются выходные команды управления бло-
кировочными устройствами грузоподъемных механизмов. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

1.2 Характеристики изделия 

1.2.1 Ограничитель выдает цифровую информацию: 

о моменте опрокидывания крана M

опр

 

(относительно его максимально допустимого зна-

чения;  с  учетом  момента,  создаваемого  пустой  стрелой),  в  процентах,  если  M

опр

    100  %, 

или  о 

степени загрузки крана относительно максимальной грузоподъемности, если M

опр

 > 100 %; 

о величине вылета крюка R, в метрах; 

о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах; 

о длине стрелы L, в метрах; 

о высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах; 

о максимальной грузоподъемности Q

max

 

(в тоннах) на данном вылете R; 

об угле азимута поворотной платформы  , в градусах; 

об угле наклона стрелы относительно горизонта  , в градусах; 

о давлениях в поршневой и штоковой полостях гидроцилиндра подъема стрелы, в 

атмосферах. 

1.2.2 Ограничитель сигнализирует: 

зеленой лампой НОРМА - о нормальном режиме работы крана; 

желтой или зеленой лампой "90 %" и прерывистым звуковым сигналом - о том, что 

кран загружен не менее, чем на 90 % ; 

красной  лампой  СТОП,  прерывистым  звуковым  сигналом  и  отключает  механизмы 

крана  при  превышении  допустимого  значения  грузового  момента,  заложенного  в  программу 
на любом из режимов его работы; 

красным  индикатором,  прерывистым  звуковым  сигналом  и  отключает  механизмы 

крана  при  приближении  оголовка стрелы  на  опасное расстояние к  проводам воздушных  ли-
ний электропередачи (ЛЭП) переменного тока частотой 50 Гц и напряжением свыше 0,22 кВ; 

красным индикатором - о срабатывании концевого выключателя подъема крюка; 

красным индикатором - о срабатывании обогревателя [термостата (ТС)] ОНК; 

красным индикатором - о наличии напряжения +5 В на ОНК; 

красными индикаторами - о выбранных крановщиком для работы стреловом обору-

довании, опорном контуре и схемы запасовки грузового каната; 

о введении режима координатной защиты включением соответствующих индикато-

ров (постоянным свечением) по числу введенных ограничений; 

красной  лампой,  прерывистым  звуковым  сигналом,  отключает  механизмы  крана  и 

дополнительно  включает  мигающим  светом  соответствующие  светодиоды  по  числу  введен-
ных ограничений без отключения лампы зеленого света при достижении заданных ограниче-
ний типа "Стена", "Потолок", "Поворот вправо", "Поворот влево" (координатная защита). 

Программно-аппаратные средства ограничителя обеспечивают проверку исправности 

основных его узлов, линий связи с датчиками и локализуют неисправность путем выдачи на 
индикатор кода неисправности. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

Ограничитель предназначен для работы в следующих условиях: 

при изменении температуры окружающей среды от минус 45 до плюс 55 °С; 

при относительной влажности воздуха 98 % при температуре плюс 25 °C. 

Степень защиты корпусов ограничителя по ГОСТ 14254-96: 

IР50 - для блока обработки данных (БОДа); 

IР55 - для датчиков. 

1.2.3 Диапазон измерения и допустимые изменения значений основных параметров и 

характеристик, а также основные технические данные (не указанные выше), которые обеспе-
чивает ограничитель, приведены в таблице 1. 

 

Таблица 1 

Параметр 

наименование 

значение 

Диапазон измеряемых давлений в гидросистеме, МПа

 

от 0,1 до 40

 

Диапазон измерения угла поворота датчиком угла поворота платформы, град.

 

от 15 до 345

 

Диапазон измерения угла подъема стрелы датчиком угла, град.

 

от минус 10 до + 85

 

Диапазон измерения приращения длины стрелы датчиком длины, м

 

от 7,5 до 24

 

Дальность обнаружения воздушной ЛЭП переменного тока частотой 50 Гц, м,   : 

при напряжении 0,22-1 кВ 

при напряжении свыше 6,0 кВ

 

 

5,0 

30,0

 

Погрешность отображения информации на ИЖЦ в статическом режиме, не более:

 

 

о степени загрузки (о моменте опрокидывания) крана, %

 

3,0 

о фактической массе поднимаемого груза, % * 

3,0 

о максимальной грузоподъемности, % ** 

1,5 

о длине стрелы, см 

о величине вылета, % 

 5,0 

1,5 

об угле наклона стрелы и/или крене платформы относительно горизонта, град. 

 0,2 

Погрешность срабатывания защиты при перегрузке ГПМ машины, %, не более

 

3,0 

Погрешность задания ограничений координатной защиты, %, не более: 

предельного угла поворота платформы крана (угла азимута) для ограничений "По-

ворот вправо" и "Поворот влево", град. 

высоты подъема оголовка стрелы для ограничения "Потолок" 

проекции вылета стрелы крана на исходную линию для ограничения "Стена"

 

 

 

 1,0 

1,5 

2,0

 

Коммутационная способность реле, А, не более 

10 

Напряжение питания, В 

20,4-30,0 

Потребляемая мощность, Вт, не более 

45 

---------------------- 

*

)

   

Относительно максимального значения на используемой длине стрелы. 

   

При массе груза менее 2 т погрешность равна   0,1 т. 

**

)

 

При массе груза менее 6 т погрешность равна   0,1 т. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

1.3 Состав ограничителя ОНК-140 

 

Таблица 2 - Состав ОНК-140 

Наименование составной части 

Тип, маркировка 

Обозначение 

Кол., шт. 

1 Блок обработки данных 

*

 

БОД-01 
БОД-18 

ЛГФИ.408843.005-01 
ЛГФИ.408843.005-18 

2 Преобразователь давления 

ПрД 

ЛГФИ.406233.001 

3 Датчик угла маятниковый 

ДУГМ 

ЛГФИ.401221.005 

4 Датчик азимута 

ДА 

ЛГФИ.401221.003 

5 Датчик длины стрелы (вылета) 

ДД 

ДД-03 

ЛГФИ.401161.002 

ЛГФИ.401161.002-03 

6 Модуль защиты от опасного 

напряжения 

**

 

 

МЗОН 

 

ЛГФИ.411117.001 

 

7 Жгут 

 

ЛГФИ.685623.005-01 

------------------- 

*

)

  Номер  модификации  БОДа  совпадает  с  номером  модификации  ОНК  (например,  БОД-01 

входит в комплект поставки ограничителей ОНК-140-01, ОНК-140-01М). 

**

)

  Модулем  комплектуются  только  ограничители  с  индексом  "М"  в  конце  обозначения  (на-

пример, ОНК-140-01М) 

 

1.4 Устройство и работа изделия 

1.4.1 Принцип действия ограничителя (рисунок 1) основан на последовательном оп-

росе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков в цифровой код, определении угла и 
длины стрелы, расчете цифровыми методами величины вылета, высоты подъема (по задан-
ным геометрическим размерам рабочего оборудования крана), а также вычислении фактиче-
ской  массы  груза  и  степени  загрузки  крана  с  последующим  их  сравнением  с  предельно-
допустимыми значениями при выбранном режиме работы. 

Ниже приведены сокращения, используемые при описании работы ОНК: 

АЦП -аналого-цифровой преобразователь; 

БОД - блок обработки данных; 

ДД -датчик длины стрелы; 

ДУГ - датчик угла (азимута); 

ДУГМ - датчик угла маятниковый (датчик угла подъема стрелы); 

МЗОН - модуль защиты от опасного напряжения; 

МК - микроконтроллер; 

ОЗУ - оперативное запоминающее устройство; 

ПЗУ - постоянное запоминающее устройство; 

ПрД -преобразователь (датчик) давления; 

- R

t

 - 

терморезистор - датчик температуры. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

Коммутатор

и

АЦП

ПрД

п

Дискретные входы

ПрД

ш

R

t

ДУ

ДУГМ

Д

ДД

Усилители

Схема защиты

от статического

электричества

Регистр

силовых

ключей

Регистр

дискретных

входов

Настроечная и телеметрическая

память

ОЗУ

Контроллер

дисплея

Вычислитель

ПЗУ

ОМК

Модуль

индикации

 5 В;   15 В

датчиков

К цепям

управления крана

 5 В БОДа

Источник

питания

Выходные

реле

Ограничитель
подъема крюка

МЗОН

"Выход"

"+U

БС

"

+U

БС

(24 В)

+U

БС

(24 В)

 

Рисунок 1- Блок-схема ограничителя 

 

1.4.2  ОНК  подключается  к  системе  управления  крана  (см.  рисунок  2)  посредством 

разъемов:  через  разъем  Х1  БОДа  проходят  цепи  управления  исполнительными  механизма-
ми, цепи питания изделия, сигналы с концевых выключателей, связанных с ручками управле-
ния крана; датчики подключаются к прибору через индивидуальные разъемы. 

1.4.3  Работа  изделия  осуществляется  под  управлением  программы,  заложенной  в 

память микроконтроллера (МК) БОДа. 

Программное  обеспечение  включает  в  себя  подпрограмму  тестирования,  подпро-

грамму настройки и рабочую программу. 

При запуске (нажатии клавиши ТЕСТ) подпрограммы тестирования вычислитель про-

веряет  исправность  оперативного  запоминающего  устройства  (ОЗУ),  постоянного  запоми-
нающего  устройства  (ПЗУ),  аналого-цифрового  преобразователя  (АЦП),  модуля  индикации 
(МИ) и однокристального микроконтроллера (ОМК). Кроме того, после подачи напряжения пи-
тания  и  в  процессе  работы  ведется  контроль  состояния  линий  связи  датчиков  (на  обрыв  и 
замыкание) и контроль исправности ОМК. 

При прохождении теста модуля индикации в трех младших разрядах всех индикато-

ров жидкокристаллических цифровых (ИЖЦ) последовательно отображаются цифры от 9 до 
1  с  частотой  смены  информации  около  1  с  и  поочередно,  слева  -  направо  и  сверху  -  вниз, 
кратковременно включаются светодиодные индикаторы. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

Подпрограмма  настройки  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА"  в положение НАСТРОЙКА. Переключатель находится в специальном люке на 

верхней или боковой стенке БОДа и используется при настройке и привязке ограничителя на 

кране. При этом имеется возможность изменения содержимого настроечного ПЗУ. 

Рабочая  программа  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА" в положение РАБОТА. 

1.4.4 Управление работой изделия  ввод режимов работы крана и (или) параметров 

координатной защиты, индикация режимов работы и (или) рабочих параметров крана  осуще-

ствляется с лицевой панели БОДа (см. рисунок 4). 

Расчет параметров грузоподъемности крана и степени его загрузки осуществляется в 

БОДе по значениям информационных сигналов с датчиков угла наклона стрелы, длины стре-

лы и давлений (зависящих от веса груза на крюке крана) в полостях гидроцилиндра подъема 

стрелы с учетом значений сигналов с датчика азимута и концевых выключателей положения 

рычагов управления крана и стрелы. 

По  результатам  расчета,  при  достижении  предельных  состояний  режимов  работы 

крана  (грузоподъемности,  углу  поворота  крана  в  режиме  координатной  защиты  и  др.),  БОД 

выдает сигналы на реле отключения механизмов крана. 

1.5 Маркировка и пломбирование 

1.5.1 Маркировка изделия наносится на боковой стенке БОДа и содержит: 

товарный знак предприятия-изготовителя (наносится на лицевой панели); 

условное обозначение типа изделия и его модификации; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.2 Маркировка на составные части ОНК наносится непосредственно на их корпуса 

или на жгуты, подходящие к ним, и содержит: 

условное обозначение блока в соответствии с таблицей 2; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.3  Пломбирование  изделий,  входящих  в  комплект  ОНК,  производится  ОТК  пред-

приятия-изготовителя в местах крепления их крышек (пломбы типа А и Б). 

В  БОДе дополнительно пломбируется  (см.  рисунок 3)  люк  для доступа к элементам 

настройки (пломба типа Б), который пломбируется пломбой завода-изготовителя крана. 

1.5.4  Снятие  и  установку  пломб  ограничителя  нагрузки  производит  инженерно-

технический  работник,  ответственный  за  содержание  грузоподъемных  машин  в  исправном 

состоянии, с отметкой в паспорте ограничителя. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

10 

02

41

07

41

Пломба типа Б

Пломба типа А

Образцы пломб

завода изготовителя

 

 

Рисунок 3 - Расположение пломб на БОДе 

2 Описание и работа составных частей изделия 

2.1 Блок обработки данных 

2.1.1  БОД  предназначен  для  выполнения  необходимых  расчетов,  индикации  пара-

метров и режимов работы, а также для управления механизмами крана. 

БОД, устанавливаемый в кабине крановщика, состоит из трех функционально закон-

ченных устройств (ФУ): источника питания (ИП), модулей индикации (МИ) и контроллера (МК), 
каждое из которых выполнено на отдельной печатной плате. 

Электрическая  связь  между  ФУ,  а  также  между  ФУ  и  выходными  разъемами  БОДа 

обеспечивается через кросс-плату. 

2.1.2  ИП  выполнен  по  схеме  импульсного  преобразователя  с  широтно-импульсной 

модуляцией (ШИМ) и предназначен для преобразования нестабильного входного напряжения 
ограничителя в стабилизированные напряжения. 

ИП вырабатывает следующие стабилизированные напряжения: 

для питания МК и ДУГМ:  

 

 

+ 15 В (15 мА) и минус 15 В (15 мА); 

для питания МК и МИ:   

 

 

 

 

+ 5 В (200 мА); 

для питания микросхемы ОМК:  

 

 

 

+ 5 В (15 мА); 

для питания датчиков:   

 

 

+ 5 В (100 мА) и минус 5 В (100 мА). 

2.1.3 МК выполнен на основе большой интегральной схемы ОМК. 
В состав ОМК входят: 

процессор; 

ПЗУ емкостью 16 кбайт; 

ОЗУ емкостью 512 байт; 

- 14-

разрядный АЦП; 

шестиразрядный коммутатор входа АЦП; 

контроллер клавиатуры и индикации. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

11 

Кроме ОМК, на плате контроллера (МК) размещены: 

блок телеметрической памяти; 

восемь силовых ключей управления исполнительными механизмами крана; 

входные усилители преобразователей давления и датчика угла маятникового; 

защитные диоды; 

настроечное ОЗУ для хранения параметров настройки конкретной модели крана. 

Функционирование  ограничителя  полностью  определяется  программой,  "зашитой"  в 

ПЗУ МК, и заключается в преобразовании сигналов с аналоговых датчиков в цифровой код, 
выполнении  необходимых  математических  расчетов,  отображении  в  цифровой  форме  рас-
считанных  значений  параметров  и  формировании  выходных  сигналов  управления  исполни-
тельными реле. 

2.1.4  МИ  предназначен  для  отображения  (на  трех  ИЖЦ)  в  цифровом  виде  рабочих 

параметров и режимов работы (светодиодные индикаторы) крана, выдачи предупреждающе-
го об опасности звукового сигнала и ввода режимов работы крана. 

На  плате  МИ  размещена  также  схема  управления  обогревом,  которая  включает  по-

догреватели под ИЖЦ при температуре менее минус 10  С. 

Плата МИ крепится к лицевой панели БОДа. 
Назначение элементов индикации и органов управления лицевой панели показано на 

рисунке 4 и приведено ниже. 

Зеленая лампа "Норма" (1) указывает, что кран работает с нагрузкой, безопасной для 

его конструкции. 

Желтая лампа "90 %" (2) указывает, что нагрузка крана по массе поднимаемого гру-

за составляет более 90 % от максимально допустимой величины. 

Красная  лампа  "Стоп"  (3)  сигнализирует  о нахождении  крана  в  опасной  зоне  (пре-

вышение допустимого значения грузового момента), при которой фактическая нагрузка дости-
гает более 105 %. 

Одновременное включение зеленой и красной ламп (1, 3) указывает о нахождении 

стрелы  за  пределами  разрешенной  рабочей  зоны  (нарушение  геометрических  размеров  ра-
бочей зоны крана). Одновременно с загоранием ламп срабатывает реле координатной защи-
ты, которое блокирует движение всех механизмов крана, и выдается звуковой сигнал. 

Индикатор режима работы с гуськом (14) горит, если ведется работа с гуськом. 
Индикатор подъема крюка и модуля защиты от опасного напряжения (18) мига-

ет, если сработал выключатель ограничения подъема крюка, горит постоянно , если антенна 
находится в зоне воздействия ЛЭП. 

Индикаторы запасовки полиспаста (19 - 22) отображают выбранную крановщиком 

схему запасовки полиспаста. Индикаторы мигают, если масса груза на крюке превышает до-
пустимое значение на данной запасовке. 

Пример  -  Если  горят индикаторы 8 и 4, это значит, что выбрана запасовка 12 (сумма цифр, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

12 

L, м

ВЫБОР РЕЖИМА

H

L

ТС ВКЛ

ОНК-140

8

4

2

1

R, м

90 %

НОРМА

СТОП

R

Q

Индикаторы степени
загрузки крана

Индикатор включения

подогрева ИЖЦ

Индикатор включения

питания

Кнопка выбора  параметра

в режиме НАСТРОЙКА или
переключения диапазона

напряжений МЗОНа

Индикаторы режима

работы с гуськом

Индикатор срабатывания
ограничителя подъема крюка

(мигает) или МЗОНа (горит
постоянно)

Индикатор вылета 
   или параметра
        (высоты)

Индикаторы выбранной

запасовки полиспаста

Индикатор фиксации второй

секции стрелы (палец)

Кнопки: включения-выключения

подсветки ИЖЦ (41), вызов теку-
щего времени (42), включение
теста самоконтроля ОНК (43)

Кнопка установки запасовки
палиспаста

Не используется 

Кнопка установки режима ра-
боты стрелового оборудова-

ния и положения опор

Кнопка смены группы
индицируемых на ИЖЦ
параметров

Указатель отображения на ИЖЦ параметров M, R, Qмах

Указатель отображения на ИЖЦ параметров L,  П(Н), Q

 

 

Рисунок 4 - Лицевая панель ОНК 

 

Индикатор  фиксации  второй  секции  гуська  (23)  указывает  на  срабатывание  вы-

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

13 

ключателей фиксации пальцев стрелы. 

Примечание - В данной модификации ОНК этот индикатор не используется. 
Индикаторы опорного контура (25-29) отображают выбранную крановщиком схему 

опорного контура для выполнения конкретного вида работ. 

Примеры 
1 Если включены индикаторы 26 и 28, значит кран работает на вдвинутых опорах. 
2 При включенных индикаторах 25, 29 левые и правые опоры выдвинуты полностью. 
3 При включенном индикаторе 27 работа крана производится с колес. 
Индикаторы  координатной  защиты  (30  -  33)  включаются  (горят)  при  введении  ог-

раничений "Потолок", "Стена", "Угол слева", "Угол справа" и мигают при достижении во время 
работы крана соответствующих ограничений. 

Кроме  того,  эти  индикаторы  мигают  при  нарушении  геометрических  размеров  рабо-

чей  зоны  крана:  кран  вошел  с  грузом  или  выдвинутой  стрелой  в  запрещенную  зону  работы 
над кабиной (мигают светодиоды 32, 33); превышен предельный угол подъема (30) или опус-
кания стрелы (31). 

При мигании хотя бы одного индикатора координатной защиты (30 - 33) срабатывает 

реле координатной защиты, блокирующее все движения крана, и звучит звуковой сигнал. 

Индикаторы смены группы индицируемых параметров (34, 35) указывают на од-

ну из двух групп параметров, которая будет выдаваться для отображения на ИЖЦ: 

при  включенном  индикаторе  34  индицируются  параметры,  обозначенные  на  лице-

вой панели БОДа синим цветом ("MRQ

мах

"); 

при  включенном  индикаторе  35  индицируются  параметры,  обозначенные  желтым 

цветом ["LП(Н)Q")]. 

Индикаторы  жидкокристаллические  цифровые  (ИЖЦ)  предназначены  для  ото-

бражения рабочих параметров крана. 

В  зависимости  от  выбранного режима индикации (индикаторы 34 35) на ИЖЦ выда-

ются значения следующих параметров: 

на  верхний  индикатор  -  момента  опрокидывания  крана  М

опр

 

в  процентах  от  макси-

мально допустимого значения на данном вылете (с учетом массы груза и пустой стрелы) или 
длины стрелы L в метрах; 

на средний индикатор - вылета R в метрах или высоты H в метрах; 

на нижний индикатор - максимально допустимого веса на крюке на данном вылете 

Q

max

 

в тоннах или фактической массы груза на крюке Q в тоннах. 

Последовательным  нажатием  кнопки  ВЫБОР  П  (36)  производится  выбор  номера 

настраиваемого параметра в режиме НАСТРОЙКА. 

Примечание - В некоторых модификациях ограничителей этой же кнопкой производится вы-

вод  на  средний  ИЖЦ  значений  давления  масла  в  двигателе,  температуры  охлаждающей  жидкости  и 
других дополнительных параметров (индикаторы 6-10). 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

14 

Кнопками  ввода  координатной  защиты  (37  -  40)  производится  ввод  ограничений 

"Потолок", "Стена", "Угол слева" и "Угол справа". 

Этими  же  кнопками  в  режимах  ТЕСТ  и  НАСТРОЙКА  производится  увеличение  ("+") 

или уменьшение ("-") номера параметра, выдаваемого на индикацию, и его величины, а также 
занесение их значений в настроечную память с помощью кнопки " " (40, - ввод). 

Кнопкой  ПОДСВЕТКА  (41)  производится  включение  и  выключение  (при  повторном 

нажатии кнопки) ламп подсветки индикаторов ИЖЦ в темное время суток. 

Кнопка  ЧАСЫ  (42)  обеспечивает  выдачу  на  средний  и  нижний  индикаторы  БОДа 

значений указанных на верхнем ИЖЦ параметров, хранимых в регистраторе технических ха-
рактеристик [блоке телеметрической памяти (БТП)] БОДа. 

Тип выдаваемого на индикацию параметра БТП зависит от числа нажатий на кнопку и 

отображается его кодом (номером) в двух младших (правых) разрядах верхнего ИЖЦ: 

00 - 

дата установки ОНК на кран; 

01 - 

наработка (моточасы работы) крана; 

02 - 

характеристическое число N (приведенная наработка крана за суммарное число 

циклов С его нагружения), по величине которого судят о степени износа крана. 

При однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра  "00",  а  на  среднем  и  нижнем  индикаторах  -  соответственно  дата,  месяц  (например, 
17.06) и год (например, 1999) установки ограничителя на кран. 

При  двукратном  нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "01", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды моточасов работы крана. 

При трехкратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "02", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды характеристического числа N. 

Примечания 
1 Время между двумя последовательными нажатиями кнопки не должно превышать 5 с. 
2  По  истечении  5  с  после  нажатия  кнопки  происходит  автоматическое выключение режима 

индикации времени. 

3 Методика занесения даты установки ограничителя на кран с помощью кнопки ЧАСЫ при-

ведена в инструкции по монтажу ОНК на кране (ЛГФИ.408844.009-01 ИМ). 

Кнопкой ТЕСТ (43) производится включение режима тестирования ОНК, при котором 

на  всех  ИЖЦ  перебираются  цифры  от  9  до  1,  затем  поочередно  группами  (слева  -  направо, 
сверху - вниз) зажигаются единичные индикаторы, используемые в данной модификации ОНК. 

После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение текущего момента оп-

рокидывания крана, на средний ИЖЦ - наименование параметра, а на нижний ИЖЦ - величи-
на одного из следующих параметров [Выбор одного из этих параметров осуществляется на-
жатием кнопок "+" (37) и " - " (38)]: 

AL (альфа )- угол наклона стрелы в градусах; 
GA 

(гамма) - угол поворота платформы (азимут) в градусах; 

Р

п

 - 

давление в поршневой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р

ш

 - 

давление в штоковой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р - результирующее давление на поршень гидроцилиндра в атмосферах; 
t - 

температура окружающего воздуха в градусах Цельсия; 

d1 - 

наличие на дискретных входах "D4" - "D1" напряжения 24 В. При этом появление 

цифры 1 в соответствующих разрядах (справа - налево) нижнего индикатора указывает на: 

в разряде 1 - срабатывание концевого выключателя подъема крюка; 

в  разряде  2  -  срабатывание концевого  выключателя  полностью  собранной  стрелы 

(если таковой имеется); 

в  разряде  4  -  срабатывание  концевого  выключателя  подъема  стрелы  вверх  (если 

таковой имеется); 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

15 

d2 - 

наличие на дискретных входах "D8" - "D5" напряжения 24 В. При этом появление 

цифры 1 в разряде 2 (при отсчете с справа - налево) нижнего индикатора указывает на сра-
батывание концевого выключателя выдвижения стрелы; 

Повторное нажатие на кнопку ТЕСТ переводит ограничитель в рабочий режим. 
Коды неисправностей ОНК приведены в таблице 3. 
Каждое  нажатие  на  кнопку  смены  индикации  (44)  приводит  к  смене  группы  пара-

метров  обозначены  на  лицевой  панели  синим  (MRQ

мах

)  и  желтым  (LНQ)  цветом ,  выдавае-

мых для отображения на ИЖЦ. При этом группа индицируемых параметров указывается од-
ним из включенных индикаторов 34 или 35 (см. выше). 

Кнопка  выбора  режима  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура 

(45)  предназначена  для  выбора  режима  работы  (стрела  или    гусек),  устанавливает  требуе-
мую  для работы конфигурацию опорного контура: выдвинутые опоры, вдвинутые опоры, ра-
бота с колес (индикаторы 25 - 29). 

Общий  режим  работы  опорного  контура  и  стрелового  оборудования  указывается 

цифрой (появляется после первого нажатия на кнопку 45) на нижнем ИЖЦ после знака "Р - ". 

Смена типа стрелового оборудования происходит при каждом нажатии кнопки 45. 
После завершения выбора режима работы стрелового оборудования и опорного кон-

тура необходимо нажать кнопку " " (40, - кнопка занесения режима в память ОНК). 

Кнопка выбора схемы запасовки полиспаста (46) предназначена для выбора (ус-

тановки) числа канатов в полиспасте крюка. 

Для установки требуемой кратности запасовки необходимо кратковременно нажимать 

кнопку 46 до тех пор, пока сумма цифр у включенных индикаторов запасовки (19 - 22) не бу-
дет равна необходимой кратности. Установленная кратность запасовки выдается на средний 
ИЖЦ сразу же после нажатия кнопки 46. 

Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит выбрана запасовка 12 (сумма цифр 8 и 4, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

После установки схемы запасовки необходимо нажать кнопку " " (40). 
Кнопка СБРОС предназначена для приведения ОНК в исходное состояние при сбоях 

(появление хаотичной, случайной информации на индикаторах) в его работе. 

2.2 Датчики первичной информации 

2.2.1 Преобразователи давления 
Преобразователи давления, устанавливаемые в поршневую (преобразователь "П") и 

штоковую (преобразователь "Ш") полости гидроцилиндра стрелы или в соединенные с ними 
трубопроводы, служат для определения усилия, создаваемого грузом на шток гидроцилиндра 
подъема стрелы. 

Преобразователь  -  тензометрический  резистивный  мост,  наклеенный  на  стальной 

цилиндр, на внутреннюю полость которого действует измеряемое давление. 

Два тензорезистора, приклеенные на тонкостенную часть цилиндра, под воздействи-

ем  давления  растягиваются,  что  приводит  к  изменению  (увеличению)  их  сопротивления,  а, 
следовательно, к изменению сопротивления моста. Два других тензорезистора, приклеенные 
на торец (основание) цилиндра, под воздействием давления не растягиваются и служат для 
термокомпенсации моста. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

16 

Выходное напряжение (13 мВ при 25 МПа) с диагонали моста преобразователя пода-

ется в БОД, усиливается и поступает на вход коммутатора АЦП. 

Примечание - В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя. 
Для  коррекции  температурного  ухода  параметров  преобразователей  давления  ис-

пользуется установленный в датчике азимута (см. п. 2.2.3.3) терморезистор, измеряющий те-
кущее значение температуры окружающего воздуха. 

2.2.2 Датчик угла маятниковый 
Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-

жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта. 

Датчик представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное на-

пряжение от минус 0,7 до + 0,7 В при изменении угла от 0 до 90 . Усиленное в БОДе (в три 
раза) выходное напряжение датчика поступает на вход коммутатора АЦП. 

Напряжения питания ДУГМ (  15 В) поступают из БОДа. 
2.2.3 Датчики длины стрелы и азимута 
2.2.3.1  Основным  элементом  датчиков  длины  стрелы  (ДД)  и  азимута  (ДА)  является 

проволочный переменный резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустойчивостью, 
вал которого жестко связан с соответствующими механизмами крана. 

Из БОДа на резистор подается опорное напряжение + 5 В. Напряжение, снимаемое 

со средней точки потенциометра и пропорциональное углу поворота (стрелы или платформы 
крана), через диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа. 

2.2.3.2 ДД устанавливается на корневой секции стрелы. Трос ДД соединяется с ого-

ловком стрелы и при выдвижение последней вращает пружинный барабан и связанный с ним 
через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществ-
ляется пружинным барабаном. 

Для исключения провисания троса датчика барабан закручивается на четыре оборо-

та от свободного состояния пружины при минимальной длине стрелы. 

2.2.3.3 ДА устанавливается на оси вращения платформы и служит для измерения уг-

ла поворота платформы крана относительно кабины водителя. 

Для  измерения  текущее  значение температуры  окружающего воздуха в  ДА установ-

лен  терморезистор,  обеспечивающий  температурную  коррекции  параметров  преобразовате-
лей давления (см. п. 2.2.1). 

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения 
Модуль защиты от опасного напряжения (МЗОН) вырабатывает: 

импульсный сигнал амплитудой (12-16) В и частотой 500 Гц, если антенна находит-

ся вне зоны воздействия ЛЭП; 

постоянное напряжение (12-16) В, если антенна находится в зоне воздействия ЛЭП; 

напряжение ноль вольт, если разомкнут концевой выключатель подъема крюка. 

Формируемый модулем сигнал по кабелю (тросу от ограничителя подъема крюка) пе-

редается в БОД для обработки. 

При наличие сигнала от ЛЭП БОД запрещает выполнения операций крана до введе-

ния координатной защиты. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-01 РЭ

 

 

17 

3 Использование по назначению 

ВНИМАНИЕ  !  В  ОНК  УСТАНОВЛЕНА  ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ,  ФИКСИРУЮЩАЯ 

РАБОЧИЕ  ПАРАМЕТРЫ,  УКАЗАННЫЕ  В  П.  1.2.3,  В  ТЕЧЕНИЕ  ЧЕТЫРЕХ  ПОСЛЕДНИХ  ЧАСОВ  РАБОТЫ 

КРАНА, А ТАКЖЕ СТЕПЕНЬ НАГРУЗКИ КРАНА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА СЛУЖБЫ ПОСЛЕДНЕГО. 

3.1 

Эксплутационные ограничения (Меры безопасности) 

Ограничитель не содержит источников опасности для обслуживающего персонала и 

при  его  эксплуатации  необходимо  руководствоваться  "Правилами  устройства  и  безопасной 

эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора России (ПБ-10-14-92). 

При проведении сварочных работ на кране ОНК должен быть обесточен. 

Запрещается  проводить  настройку  и  регулировку  ограничителя  на  кране  лицам,  не 

имеющим специальной подготовки и удостоверения на право проведения указанных работ. 

Запрещается эксплуатация ограничителя с поврежденными пломбами. 

Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае 

опрокидывания или поломки узлов крана. 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

3.2.1 Схема включения ограничителя приведена на рисунке 2. 

3.2.2  Перед  включением  ограничителя  необходимо  изучить  назначение  элементов 

индикации и органов управления на передней панели БОДа (см. рисунок 4 и п. 2.1.4). 

3.2.3 При работе с ограничителем необходимо помнить: 

работа кpана над кабиной в сектоpе 60° запpещена  гоpят кpасная и зеленая лампы, 

мигают индикаторы ограничений "Поворот вправо" (31) и "Поворот влево" (32), звучит звуко-

вой сигнал . Для вывода стрелы крана в рабочую зону необходимо нажать кнопку блокировки 

на пульте управления крана. При полностью втянутой стреле и массе груза на крюке менее 

0,8 т аварийная сигнализация не включается (для облегчения укладки стрелы в транспортное 

положение); 

при  больших  углах  наклона  стрелы  дается  предупреждение  о  приближении  к  мак-

симально допустимому углу наклона (когда гидроцилиндр подъема стрелы полностью выдви-

нут) миганием индикатора (30) ограничения по высоте ("Потолок"). При срабатывании ОНК на 

этих  углах  (горят  красная  и  зеленая  лампы)  необходимо  нажать  (для  снятия  координатной 

защиты) кнопку блокировки на пульте управления крана и опустить стрелу; 

при  попытке  опустить  стрелу  на  угол,  меньший  угла  наклона,  соответствующего 

максимальному  вылету,  запрещаются  все  движения  крана  горят  красная  и  зеленая  лампы, 

мигает индикатор "Стена" (31) координатной защиты  и дальнейшая работа возможна только 

с нажатой кнопкой блокировки на пульте управления крана; 

при отказе датчиков работа крана запрещается (блокируются все движения); 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..