Содержательную линию «Экономика» составляют следующие элементы:
экономика и экономическая наука; факторы производства и факторные доходы;
экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; переменные
и постоянные затраты; финансовые институты, банковская система; основные источники
финансирования бизнеса; ценные бумаги; рынок труда, безработица; виды, причины и
последствия инфляции; экономический рост и развитие, понятие ВВП; роль государства в
экономике; налоги; государственный бюджет; мировая экономика; рациональное
экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» трудными для
выпускников оказались задания на знание безграничности потребностей человека и
общества в целом, распределения и использования факторов производства, а также
понимание их ограниченности, признаков экономических систем. Основополагающими
законами рыночной экономики являются законы спроса и предложения. Задание в
большинстве вариантов проверяет умение читать графики спроса/предложения и находить
среди предложенных вариантов правильную интерпретацию этих данных. Задание смогли
выполнить чуть более половины выпускников. Сложными для выпускников оказались
задания на объяснение и конкретизацию примерами влияние конкуренции на
деятельность производителей, распознавание на конкретных примерах постоянные и
переменные затраты фирмы, понимание экономических функций государства и умение
распознать их конкретные проявления. Слабым местом в подготовке выпускников
является знание о налоговой системе и государственном бюджете.Трудными для
выпускников оказались задания, проверяющие понимание структуры банковской
системы, умение различать функции центрального банка и коммерческих банков. Из
заданий наиболее сложными оказались В3, В4, В6, С3, С4, С6, С7, С8.
Краткие выводы по разделу 1. Экономика – многозначное понятие, которое может
рассматриваться и как совокупность отношений в области производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ, и как хозяйство (хозяйственная деятельность)
конкретного субъекта (государства, фирмы, семьи), и как область знаний об особенностях
поведения людей в процессе производства и потребления материальных благ, о способах
распределения и потребления ограниченных ресурсов.
2. Ограниченность ресурсов – недостаточность производственных ресурсов,
необходимых для создания экономических благ. Потребности общества безграничны, а
ресурсы ограничены. Любое общество стремится найти пути оптимального использования
ограниченных ресурсов, и вынуждено выбирать варианты их распределения. Поэтому
вопросы: что, как и для кого производить, - являются главными вопросами экономики.
3. Факторы производства – это экономические ресурсы, непосредственно
задействованные в конкретном технологическом процессе. Выделяют три основных
фактора производства: труд (та часть трудоспособного населения, которая
непосредственно занята в производственном процессе на том или ином предприятии);
капитал (совокупность материальных и финансовых ресурсов предприятия,
представленная в двух формах – натурально вещественной (здания, сооружения,
станочный парк, оборудование и т.д.) и стоимостной (деньги на счетах, ценные бумаги));
земля (в широком смысле означает все используемые в производственном процессе
природные ресурсы; в узком – объект хозяйствования (пахотная земля) или объект
собственности). В качестве самостоятельных факторов современного производства
выделяют информацию и предпринимательские способности (способность человека
организовать производство, оптимально скомбинировав факторы производства и
определив стратегию производственной деятельности в условиях рыночной конкуренции,
добиться необходимого результата в виде прибыли).