ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 55

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  53  54  55  56   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 55

 

 

 

красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге автор имел основание записать: “сей град 

столько распространен, приукрашен и возвеличен, что перед многими великими и древностью 

превозносящимися  городами  в  Европе  имеет  знатное  преимущество”.  В  Петербурге  впервые 

был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой. 

План  П.  М.  Еропкина  (1737)  и  последующие  за  ним  проекты  закрепили  эту  закономерность 

развития города. Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади. Они получили 

географические очертания с обстройкой их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий 

и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая площадь на Петроградской стороне. В 

середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на 

силуэте  Петербурга,  обогатившегося  множеством  новых,  высоко  поднятых  колоколен  и 

церквей.  Причем  в  их  виде  вместо  шпилей  появились  подчеркнуто  национальные  мотивы 

пятиглавия,  ярусности,  башнеобразности,  отчего  силуэт  города  получил  новые  объемно-

пластические  акценты  и  несвойственные  ему  ранее  живописный  характер.  “Регулярная” 

российская  столица  Петербург  становится  символическим  воплощением  образа  самой 

абсолютистской  империи  с  ее  идеей  всеобщего  порядка.  Сферой,  где  также  обретался  опыт 

регулярного  регламентированного  строительства,  были  основанные  в  первой  половине  века 

“города-крепости”  и  “города-заводы”.  Особое  значение  имел  опыт  строительства  Таганрога, 

Воронежа,  Азова,  перепланировки  таких  городов  как  Оренбург,  Тверь  и  многих  других. 

Неоценимую  роль  в  этом  сыграли  великие  русские  и  иностранные  архитекторы.  Одним  из 

известнейших  представителей  западной  архитектурной  школы,  работавший  в  России  был 

Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.), сын итальянского скульптора К. Ф. Растрелли, 

служившего  при  дворе  французского  короля  Людовика  XIV,  однако  архитектурно-

строительный  опыт  приобрел  в  России.  Будучи  одаренным  художником,  он  сумел  проявить 

себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение “обер-

архитектора”. Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г. Наиболее известные его творения 
— 

это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764 г.), созданный в традициях 

русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М. 

И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в 

создании  таких  шедевров  как  Зимний  дворец  (1754-1762  гг.)  в  столице,  Большой  дворец  в 

Царском  Селе  и  Петергофе  (Петродворце),  во  многом-многом  другом.  Все  они  ярко 

характеризуют  стиль  барокко  середины  XVIII  в.  и  эволюцию  творчества  замечательного 

зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем, работавшим в России, был Антонио 

Ринальди  (1710-1794  гг.).  В  своих  ранних  постройках  он  еще  находился  под  влиянием 

“стареющего  и  уходящего”  барокко,  однако,  в  полной  мере  можно  сказать,  что  Ринадьди  — 

представитель раннего классицизма. К его творениям относятся Китайский дворец (1762-1768 

гг.),  построенный  для  великой  княгини  Екатерины  Алексеевны  в  Ораниенбауме,  Мраморный 

дворец в Петербурге (1768-1785 гг.), относимый к уникальному явлению в архитектуре России, 

Дворец  в  Гатчине  (1766-1781  гг.),  ставший  загородной  резиденцией  графа  Г.  Г.  Орлова.  А. 

Ринальди  выстроил  также  несколько  православных  храмов,  сочетавших  в  себе  элементы 

барокко  —  пятиглавие  куполов  и  высокой  многоярусной  колокольни.  Известным  русским 

представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова — 

Кокоринов  А.  Ф.  (1726-1722  гг.).  К  известным  его  произведениям,  где  с  наибольшей 

отчетливостью проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в 

Петербурге,  выстроенного  на  Невской  набережной  Васильевского  острова  (1764-1788  гг.). 

Необычайно  красивый  фасад  и  многофункциональные  кабинеты  и  залы  этого  здания 

соответствовали  все  возрастающему  престижу  русского  искусства.  Известным  московским 

архитектором,  украсившим  облик  Москвы  по  праву  считается  Баженов  В.  И.  (1737-1799  гг.). 

Начальные  познания  в  зодчестве  он  получил  в  архитектурной  школе  Д.  В.  Ухтомского  и  в 

гимназии Московского университета. Дипломат Французской академии художеств, присвоение 

звания  профессора  Римской  национальной  академии  искусств,  членство  в  Флорентийской  и 

Болонской академиях художеств — поистине мировое признание его таланта. По возвращении 

в Петербург (1765 г.) В. И. Баженова избрали академиком Петербургской Академии художеств, 

 

а  в  1799г.  он  стал  ее  вице-президентом.  К  первым  работам  В.  И.  Баженова  относятся 

строительство  здания  петербургского  Арсенала  (ныне  не  существует)  и  до  сих  пор  не 

разгаданный  проект  Смольного  института  (не  осуществлен).  С  1767  г.  все  внимание  широко 

образованного зодчего поглотило ответственное поручение – проектирование и строительство 

колоссального сооружения – Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории 

Московского  Кремля.  В  связи  с  этим  в  1768  г.  была  создана  специальная  Экспедиция 

кремлевского  строения,  главным  архитектором  которой  был  назначен  В.  И.  Баженов.  В  его 

архитектурную команду вошли известнейшие проектировщики того времени, одним из которых 

был величайший впоследствии архитектор – М. Ф. Казаков. Новый дворец был задуман таким 

грандиозным  (соответственно  престижу  великого  государства),  что  мог  скрыть  за  собой 

древние строения Соборной площади, а это бы нарушило традиционный облик Кремля, именно 

поэтому  своей  “Инструкцией  к  строительству...”  сам  Баженов  провозгласил  необходимость 

сбережения  древних  построек  Кремля.  В  1772  г.  были  завершены  все  проектные  работы,  а  1 

июня  1773  г.  произведена  официальная  закладка  дворца.  В.  И.  Баженов  писал:  “народы 

европейские,  узрев  восставший  из  недр  земных  новый  Кремль,  объяты  будут  удивлением 

величавости  и  огромности  оного  и  не  увидят  уже  красот  своих  собственных  великолепий”. 

Однако дальше торжественной закладки строительство дворца дело не пошло, и в 1775 г. была 

даже распущена архитектурная команда В. И. Баженова. Широко разрекламированный проект и 

строительство  дворца  были  средством  укрепления  государственного  престижа  Екатерины  II, 

которая стремилась показать, что Россия под ее властью способна вести изнурительную войну 

и  одновременно  затевать  грандиозное  строительство.  И,  тем  не  менее,  несмотря  на  то,  что 

выдающийся замысел В. И. Баженова осуществлен не был, его значение для русской культуры 

было  весьма  велико,  и,  прежде  всего,  для  окончательного  утверждения  классицизма  как 

основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Кроме того, на 

проекте  перестройки  Кремля,  прошли  профессиональную  подготовку  многие  известные 

мастера. Отказ от строительства В. И. Баженов перенес стоически, неудачи не сломили зодчего. 

Он  занялся  разработкой  проектов  частных  строений  по  заказам  московского  дворянства.  К 

наиболее  значимым  строениям  этого  периода  стоит  отнести  ансамбль  усадьбы  и  господского 

дома Пашкова в Москве (1784-1786 гг.), неподалеку от Кремля. Это определило компактную и 

в  высшей  степени  оригинальную  планировочную  композицию.  При  проектировании  дома 

Пашкова  Баженов  выступил  блестящим  последователем  идей  французского  классицизма.  Из 

усадебных  городских  домов  в  Москве,  созданных  в  последний  период  жизни  Баженовым, 

следует  отметить  дом  Юшкова  на  Мясницкой.  Завершением  творчества  В.  И.  Баженова 

предстает  проект  строительства  Михайловского  замка  в  Петербурге,  однако  закончить  его 

Баженову не удалось, и со значительными изменениями дворец был достроен архитектором В. 

Ф. Бренном. Еще один выдающийся русский архитектор – Казаков М. Ф. Свое образование он 

получил  в  архитектурной  школе  Д.  В.  Ухтомского  в  Москве,  большую  роль  в  развитии 

природного дарования М. Ф. Казакова сыграла работа в Твери, а затем семилетнее пребывание 

в  архитектурной  команде  В.  И.  Баженова  в  период  работы  над  проектом  Большого 

Кремлевского  дворца.  Творческим  кредо  сформировавшегося  Казакова  был  классицизм  в  его 

строгом  проявлении.  Ярким  примером  этому  служит  огромное  здание  Сената  в  Московском 

Кремле,  искусно  сооруженное  им  в  1776  –  1787  гг.  Можно  предположить,  что  характер 

архитектурного  решения  этого  здания  был  навеян  архитектурой  неосуществленного 

Кремлевского  дворца  В.  И.  Баженова.  Следующим  крупным  общественным  зданием, 

возведенным  Казаковым  в  Москве,  было  четырехэтажное  здание  Университета  на  Моховой 

улице  (1786  –  1793  г.).  Это  здание  является  прекрасным  образцом  классицизма, 

соответствующее престижу русской науки, имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное 

место  в  архитектуре  московского  классицизма  и  в  творчестве  М.  Ф.  Казакова  занимает 

известное  общественное  здание  –  дом  Благородного  Собрания,  мастерски  перестроенный 

архитектором.  Также  Казаковым  была  выстроена  церковь  Филиппа  Митрополита  на  Второй 

Мещанской  улице  (1777-1788  гг.).  В  строительстве  мастер  также  использовал  классическую 

круглую  композицию  применительно  к  православному  храму.  Еще  очень  и  очень  многие 

 

выдающиеся русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их стараниями 

по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими 

странами.  В  XVIII  веке  в  России  происходил  небывалый  размах  развития  ваяния,  появления 

новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую 

перемену  в  развитии  русской  пластики  принесла  новая  эстетика  классицизма  эпохи 

Просвещения.  Важную  роль  в  освоении  классической  скульптуры  в  России  сыграл 

приглашенный  на  русскую  службу  французский  скульптор  Н.  Жилле,  долгое  время 

возглавлявший  скульптурный  класс  Академии.  Школу  Н.  Жилле,  заложившую  основы 

классического  ваяния  в  России,  прошли  все  ведущие  русские  скульпторы  второй  половины 

XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. 

Прокофьев,  Ф.  Щедрин,  Ф.  Шубин,  И.  Мартос  и  другие.  Рассмотрим  наиболее  известные 

работы и стилевые тенденции этих и некоторых других выдающихся скульпторов того времени. 

Наиболее полно овладевает принципами зрелого классицизма Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он 

создает вполне классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей 

формы  от  работ  других  мастеров.  После  окончания  Академии  художеств  Мартос  для 

совершенствования  мастерства  едет  в  Рим,  где  непосредственно  соприкасается  с  античной 

скульптурой. Мартос – мастер широкого диапазона, обращавшийся к разнообразной тематике. 

Особенно заметный след он оставил в разработке темы классического надгробия и городского 

монумента. Он был известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал 

заниматься  портретом.  Его  дарование  как  монументалиста  в  полной  мере  раскрылось  в 

памятнике  Минину  и  Пожарскому  в  Москве,  ставшем  эталонным  произведением  –  он  нашел 

новые пути соединения монументальной пластики не только с классическими зданиями, но и с 

пространственным  городским  ансамблем,  превзойдя  всех  своих  предшественников. 

Последователен  в  своей  эволюции  к  классицизму  был  и  Иван  Прокофьев  (1758-1828  гг.).  По 

сравнению с другими мастерами у Прокофьева сильнее чувствуется сентименталистская струя, 

придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии - это рельефы, 

созданные для петербургской Академии художеств, в которых он достигает исключительного 

совершенства формы в выражении величавой тишины, гармонирующих с классическим строем 

интерьера.  В  этом  же  контексте  развивалось  и  искусство  скульптора  Федота  Шубина  (1740-

1805  гг.).  Благодаря  своему  упорству  и  способностям  он  оказывается  в  Петербургской 

Академии  художеств,  где  начинается  блестящий  расцвет  его  таланта.  Ф.  Шубин  становится 

непревзойденным  мастером  скульптурного  портрета.  Он  выполнил  множество  заказных 

портретов,  бюстов.  Это  были  бюсты  А.  М.  Голицына,  З.  П.  Чернышева  и  других  известных 

деятелей  екатерининской  эпохи.  К  концу  XVIII  века  намечались  и  новые  формы  образного 

выражения  в  виде  сентименталистских,  а  затем  и  романтических  настроений.  Характерны  в 

этом отношении бюсты П. В. Завадовского и А. А. Безбородко (1798 г.), также выполненные 

Шубиным.  Вместе  с  тем  в  поздних  работах  художника  заметна  и  другая  тенденция  — 

усиливается  конкретизация  портретного  образа,  а  в  стиле  нарастают  черты  строгости  и 

простоты. Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты Г. А. Потемкина (1791 

г.),  Е.  М.  Чулкова  (1792  г.),  М.  В.  Ломоносова  (1793  г.),  и  др.  Ф.  Шубин  показал  своих 

современников в неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души. 

Шубинский  талант  обусловил  объективность  и  глубину  его  произведений,  отразивших  все 

многообразие  и  противоречивость  эпохи.  Художником  одного  творения  (созданного  для 

России) можно назвать французского скульптора Э. М. Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в 

России  им  всего  одна  работа  “Медный  всадник”  принесла  ему  славу  великого  мастера. 

Стремление  к  максимальному  обобщению  толкало  на  путь  отвлеченного  от  конкретности 

истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленный конь 

и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил, которые 

приходилось преодолевать Петру I. В результате родился символ, ставший олицетворением не 

только  великих  деяний  Петра,  но  и  преобразованной  им  России.  Еще  множество  прекрасных 

мастеров творило в этот период, и как бы подводя итог этой эпохи, хотелось бы отметить, что 

XVIII  век  стал  временем,  благоприятствующим  развитию  русской  культуры,  определив  две 

 

основные  ее  линии:  профессиональную,  ориентированную  на  общеевропейский  путь,  и 

местную, продолжающую развивать традиции народного творчества. Во второй половине XVII 

столетия  вместе  с  другими  видами  искусства  в  России,  живопись  переживает  серьезные 

изменения.  В  определенной  мере  они  подготавливают  те  коренные  реформы,  которые 

происходят  в  ней  в  начале  XVIII  века.  Вступая  на  позиции  искусства  нового  времени  со 

значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении 

европейскими  странами,  русская  живопись  по-своему  отражает  общие  закономерности  этой 

стадии  развития.  На  первый  план  выдвигается  светское  искусство.  Первоначально  светская 

живопись  утверждается  в  Петербурге  и  Москве,  но  уже  со  второй  половины  XVIII  века 

получает  значительное  распространение  в  других  городах  и  усадьбах.  Традиционное 

ответвление  живописи  –  иконопись  по-прежнему  широко  бытует  во  всех  слоях  общества. 

Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством 

западноевропейских  школ,  приобщаясь  к  всеобщему  достоянию  –  произведениям  искусства 

эпохи  Ренессанса  и  барокко,  а  также  широко  используя  опыт  соседних  государств.  Вместе  с 

тем, как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на 

протяжении  всего  XVIII  века  связаны  единой  направленностью  и  имеют  ярко  выраженный 

национальный  характер.  В  этот  период  в  России  творили  величайшие  мастера  своего  дела  – 

представители  отечественной  художественной  школы  и  иностранные  живописцы.  Наиболее 

интересным  явлением  в  искусстве  петровской  эпохи  стал  портрет.  У  истоков  портретной 

живописи  нового  времени  стоит  И.  Н.  Никитин  (ок.  1680  –  1742  гг.).  И.  Н.  Никитин  ярко 

воплощает  силу  человеческих  возможностей,  открытых  петровской  эпохой.  Крупнейший 

реформатор  русской  живописи,  он  разделяет  с  ним  триумфы,  а  под  конец  –  трагические 

невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне 

европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы 

начала  XVIII  века.  Используя  общеевропейский  опыт,  русский  художник  реализует  свои 

собственные  представления  о  мире,  красоте  и  индивидуальных  особенностях  модели.  Так 

возникает  свой  вариант  портрета  —  общепонятный  и  вполне  неповторимый.  К  кисти  этого 

великого художника принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны 

и  царевны  Прасковьи  Иоанновны  (предположительно  1714  г.).  Пожалуй,  самым  сильным 

произведением  после  возвращения  Никитина  из  Италии  является  портрет  государственного 

канцлера  Г.  И.  Головкина  (1720-е  гг.).  Помимо  возросшей  грамотности  в  рисунке  и  технике 

живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не 

меньшая  серьезность  присуща  и  “Портрету  напольного  гетмана”  (1720-е  гг.).  Авторская 

самостоятельность проявляется и в портрете С. Г. Строганова (1726 г.) и в картине “Петр I на 

смертном ложе” (1725 г.). Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника – 

он  был  судим  по  ложному  обвинению  и  сослан  в  Тобольск.  К  петровской  эпохе  по  духу 

принадлежит  и  творчество  другого  русского  живописца  –  Андрея  Матвеева  (1701-1739).  По 

указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. 

Еще в период прохождения обучения им были созданы картины – “Аллегория живописи” (1725 

г.) и “Венера и Амур”. Самое известное произведение Матвеева – “Автопортрет с женой” (1729 

г.).  Произведение  Матвеева  рисует  новую  для  России  культуру  отношений.  Муж  и  жена  не 

просто  выступают  как  равные:  художник  бережно  и  горделиво  представляет  зрителю  свою 

супругу.  Заинтересованность  в  делах  искусства  и  трудолюбие  выгодно  отличали  этого 

художника.  Живопись  последних  десятилетий  XVIII  века  отличается  значительным 

разнообразием  и  полнотой.  В  первую  очередь,  это  обусловлено  основанием  Академии 

художеств.  Русская  школа  овладевает  теперь  теми  жанрами  живописи,  которые  прежде  были 

представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее 

крупные  достижения  русской  живописи  последних  десятилетий  XVIII  века  связаны  с 

искусством  портрета.  Творчество  Ф.  С.  Рокотова  (1735-1808)  составляет  одну  из  самых 

обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно зрелом возрасте 

он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г. Г. Орлова (1762-

1763  гг.),  Е.  Б.  Юсуповой  (1756-1761  гг.)  свидетельствуют  о  его  причастности  к  культуре 

 

рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей 

образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов  вышло 

из-под кисти художника – поэт В. И. Майков (1769-1770 гг.), почти все семейство Воронцова – 

он  сам  (конец  1760-х),  его  жена  М.  А.  Воронцова  и  дети  (1770-е).  В  период  восьмидесятых 

годов  восемнадцатого  века  в  портретах  Ф.  С.  Рокотова  преобладает  оттенок  горделивого 

сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е. 

Новосильцевой  (1780  г.),  знатной  дамы  Е.  Н.  Орловой.  Современником  Рокотова  был  Д.  Г. 

Левицкий  (1735-1822  гг.).  Около  20  лет  Левицкий  возглавлял  портретный  класс  Академии 

художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, но задавал 

тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, 

чем  рокотовская.  Ему  одинаково  хорошо  удавались  и  камерные  портреты,  и  парадное 

изображение  в  рост.  Неудивительно,  что  круг  его  заказчиков  весьма  обширен.  Это  и  богач 

Демидов, чью картину он нарисовал в 1773 г., и светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.), и 

итальянская  актриса  Анна  Давиа-Бернуци  (1782  г.).  Важное  место  в  творчестве  Левицкого 

занимает работа над портретом Екатерины II, получившим отражение в “Видении Мурзы” Г. Р. 

Державина.  Возвышенная,  мифологизированная  интерпретация  не  могла  не  нравиться 

императрице,  которая  более  чем  внимательно  относилась  к  своим  изображениям.  В.  Л. 

Боровиковский  (1757-1825  гг.)  как  бы  замыкает  плеяду  крупнейших  русских  портретистов 

XVIII  века.  Боровиковский,  как  и  Левицкий,  родом  с  Украины.  Уже  в  первые  петербургские 

годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н. А. Львовым, и неоднократно портретировал 

близких  к  этому  обществу  лиц.  Довольно  быстро  при  поддержке  друзей,  знакомых  и 

пользовавшегося  успехом  при  дворе  австрийского  живописца  И.  Б.  Лампи,  Боровиковский 

становится  популярным  среди  широкого  круга  петербургского  дворянства.  Художник 

портретирует  целые  семейные  “кланы”  —  Лопухиных,  Толстых,  Арсеньевых,  Гагариных, 

Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его 

жизни относятся портреты Екатерины II, ее многочисленных внуков, министра финансов А. И. 

Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные 

портреты.  Полотна  художника  очень  нарядны  благодаря  грациозной  постановке  моделей, 

изящным  жестам  и  умелому  обращению  к  костюму.  Герои  Боровиковского  обычно 

бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это 

выражают  и портрет М. И. Лопухиной (1797 г.), и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и 

изображение  дочери  Екатерины  II  и  А.  Г.  Потемкина  –  Е.  Г.  Темкиной  (1798  г.).  Большое 

внимание  художник  уделяет  малоформатным  и  прекрасно  удавшимся  ему  миниатюрным 

портретам.  Так  же  Боровиковский  –  автор  ряда  двойных  и  семейных  групповых  портретов, 

которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, 

что  на  протяжении  всего  XVIII  века  русское  искусство  живописи  прошло  большой  путь 

становления  по  законам  нового  времени.  Потребности  эпохи  получили  отражение  в 

преимущественном  развитии  светской  живописи  –  портрета,  пейзажа,  исторического  и 

бытового жанров. 

 

Раздел: Учебно-методические материалы 

 

Методические указания 

 

1. 

Охарактеризуйте особенности развития русской культуры в первой и второй половинах 

XVIII века. Какие новые черты свойственны русской культуре этого времени? 

4

. Дайте характеристику основных стилей в русском искусстве и архитектуре в XVIII веке 

(барокко, рококо, классицизм) и приведите примеры наиболее ярких произведений. 

4.  Охарактеризуйте  основные  черты  и  этапы  развития  русской  живописи,  особенно 

портрета в XVIII веке.  

5. Дайте характеристику новых литературных жанров. 

 

6. Какие наиболее популярные журналы XVIII века вам известны? Охарактеризуйте этапы 

становления газетной и журнальной периодики в России в XVIII веке. 

 

Основные понятия и термины 

 

Анфилада  -  ряд  последовательно  размещенных  друг  за  друга  помещений,  дверные 

проемы  которых  расположены  на  одной  оси.  Принцип  анфилады  как  композиционной  оси 

здания особенно характерен для архитектуры дворцов барокко и классицизма. 

Архитектурный  ордер  -  наиболее  важная  из  тектонических  систем,  применявшихся  в 

классической  архитектуре;  представляет  собой  художественно-архитектурный  образ  стоечно-

балочной конструкции. Традиционно самой существенной частью ордера считаются колонны.  

Жанр - в изобразительных искусствах совокупность произведений, объединяемых общим 

кругом тем, предметов изображения (исторический или бытовой жанр, пейзаж или натюрморт и 

т.п.),  авторским  отношением  к  предмету  или  явлению  (карикатура,  шарж)  либо  способом  их 

истолкования  (аллегория, фантастика). 

Классицизм  -  художественное  направление  в  европейском  искусстве  XVII-XIX  веков, 

основанное на традициях античности и Высокого Возрождения.  

Сентиментализм  -  направление  в  литературе  и  искусстве  второй  половины  XVIII-  

начала XIX вв., считавшее главным раскрытие не разума, а чувств в духовном мире человека.  

Станковая живопись - живопись, не связанная непосредственно с архитектурой (икона, 

рисунок, портрет и т.п.). 

 

Контрольные даты 

1689 г. 10 сентября Торжественное возвращение Петра из Троицы в Москву 
1690-

1704  гг.  Построение  церкви  в  имении  князя  Б.А.  Голицына  в  Дубровицах, 

выполненной в стиле московского барокко 

90-

е гг. XVII в. Появление «Истории Сибирской» С.У. Ремезова 

1962 –

1701 гг. Сооружение Сухаревой башни в Москве 

1693 –

1694 гг. 

По

с

т

р

о

е

ние

 це

 

   

 

 

 

 

 

1694  г.  •

По

с

т

р

о

е

ние

  Во

е

нно

-

Никольского  собора  в  Киеве.  •

Ус

т

р

 

 

Аристовым железоделательного завода у р. Белый Колодец 

1695  – 

1697  гг.  Экспедиция  якутского  служилого  человека  Владимира  Атласова  на 

Камчатку 

1696 - 

1699 гг. Построение церкви Успения на Покровке П. Потаповым 

1699 г. 11 ноября 

Ус

т

р

 

 

 

 

 

 

 

 

на р. Неве 

1699 г. 20 декабря Указ о введении в России нового летосчисления с 1 января 1700 г. 

1701 г. февраль 

З

а

в

е

р

 

 

 

 

 

 

   

Тобольске 

1701  г.  14  апреля  •

Ос

но

 

 

   

 

   

 

З

а

к

л

юче

ние

  до

г

о

в

о

р

а

  с

о

  с

т

р

а

н

ствующей  труппой  Иоганна  Кунста  о  постановке  открытых 

спектаклей 

1702 г. октябрь •

Ук

а

з

 о

 в

ыпис

к

е

 в

 Ро

с

с

ию ино

 

 

1703 г. 2 января •

Выхо

д в

 с

в

е

т

 пе

   

 

 

 

 

1703 г. 16 мая •

 Выхо

д в

 с

в

е

т

 уч

е

бник

а

 «Ар

ифме

т

ик

а

, сиречь наука числительная» Л.Ф. 

Магницкого 

1704-

1707 гг. Построение Меншиковой башни в Москве 

1706 г. 19 октября •

 Ор

 

 

 

 

 

 

 

на Яузе. 

1708  г.  18  декабря  •

Вв

е

де

ние

  г

р

 

 

   

 

 

книги 

«гражданской  печати»  —  учебника  «Геометрия,  славянски  землемерие».  Издание  первого 

печатного календаря 

 

1709 г. •

Учр

е

жде

ние

 в

 Пе

т

е

р

бур

г

е

 Ка

нце

л

я

р

и 

 

1711 г. 23 сентября •

 Учр

е

жде

н  

 

 

 

 

 

З

а

ме

на

 це

р

к

о

вно-славянского шрифта «Ведомостей» латинизированным 

1714  г.  20  января  Указ  об  обязательном  обучении  дворянских  детей  «цыфири  и 

геометрии» 

1714 г. 27 июля •

Учр

е

жде

ние

. Мо

р

с

к

о

й а

к

 

   

 

 

Ос

но

в

а

ние

 в

 Пе

т

е

р

бур

г

е

 г

о

с

уда

р

с

т

в

е

нно 

ки, будущей Библиотеки Академии 

наук 

1716 г. 30 марта Принятие «Воинского устава», разработанного при участии Петра I 

1716 г. 10 ноября •

 Ор

г

а

низ

а

ция

 в

 г

о

р

о

да

х

 «цифи

 

 

1717  г.  26  сентября  –  1  октября  •

Вых

о   

 

   

 

 

войны», написанного вице-канцлера Шафировы по поручению Петра I 

1718 г. 26 июня •

Ук

а

з

 о

б учр

е

жде

нии а

с

с

а

мбл

е

й 

— 

«вольных собраний для забавы и для 

дела» 

1718 г. •

Учр

е

 

 

 

 

 

 

 

 

канала вокруг Ладожского озера (окончен в 1731 г.) 

1719  г.  август  Открытие  для  свободного  посещения  Кунсткамеры  и  государственной 

библиотеки 

1720 г. 28 июня •

 Вых

о

д к

ниг

и И.Т.П

 

 

   

 

1720-

1737гг. Работа В.Н.Татищева над «Историей Российской» 

1721  г.  22  октября  •

 Ор

 

 

 

 

 

хора в Москве 

1724 г. 28 января •

Ук

а

з

 о

б учр

е

жде

нии Ак

а

де

мии на

ук

.

 

1725-

1730 гг. Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга 

1731 г. •

Учр

е

жде

ние

 Шл

я

х

е

т

с

к

о

г

о

 к

а

де

т

с

к

о

г

о

 к

 

173

1 г. ноябрь Постановка первого оперного спектакля в России — «Календро» на музыку 

Ристори 

1732  г.  21  января  •

 На

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийской империи» 

1733-

1741 гг. Вторая Камчатская экспедиция В.Беринга 

1733-

1743  гг.  Академическая  экспедиция  по  Сибири  и  Камчатке  И.Г.  Гмелина,  Г.Ф. 

Миллера, Делиля, СП. Крашенинникова 

1738  г.  •

 Из

 

   

 

 

 

 

 

От

к

р

ыт

ие

 в

 Пе

т

е

р

б

 

 

 

 

 

. Ланде 

1745 г. Издание «Атласа Российского» 

1750  г.  •

Вых

о   

 

 

 

 

 

 

 

 

Миллером после его 10-летнего путешествия по Сибири (в 1733—1743 гг.). •

От

к

р

 

 

Волковым в Ярославле первого русского театра 

1752 г. •

От

к

р

ыт

ие

 Мо

р

с

к

о

г

о

 шл

я

х

е

т

с

к

о

г

о

 к

о

р

пус

а

 

1755 г. 12 января •

 Вы

   

 

 

 

 

 

 

Со

з

д

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Сумарокова 

1756  г.  30  августа  •

Ук

а

з

 

об  учреждении  «русского  для  представления  трагедий  и 

комедий театра» в Петербурге (труппа Ф. Волкова). •

От

к

р

 

 

 

 

типографии и издание второй русской газеты «Московские ведомости» 

1757  г.  декабрь  •

 От

де

л

е

ние

  Ак

а

де

мии  х

удо

же

 

от  Академии  наук  как 

самостоятельного учреждения 

1758  г.  1  августа  •

 Ос

   

 

 

 

 

научного «Общества для исторических исследований» 

1760-

1771 гг. Работа в России итальянского архитектора Бартоломео Растрелли 

1763-

1766 гг. Разработка И.И. Ползуновым проекта и создание первой паровой машины 

 

10 

1764 г. 10 ноября •

 Уч

 

 

 

 

 

 

Смольном монастыре в Петербурге 

1765 г. 31 октября Учреждение дворянского Вольного экономического общества 
1768-

1774  гг.  Академические  экспедиции  П.С.  Палласа,  С.Г.  Гмелина,  И.И.  Лепехина, 

Н.Я.Озерецковского  и  др.  с  целью  изучения  природных  ресурсов  и  собирания 

этнографического материала 

1769 г. Издание Екатериной II сатирического журнала «Всякая всячина» 
1769-

1770 гг. Издание Н.И. Новиковым сатирического журнала «Трутень» 

1772-

1773 гг. Издание Н.И. Новиковым сатирического журнала «Живописец» 

1772 г. Постановка первой русской оперы «Анюта» на либретто М.В. Попова в Царском 

Селе 

1773  г.  Основание  второй  в  России  балетной  школы  при  Московском  воспитательном 

доме 

1773 –

1775 гг. Издание «Древней российской вивлиофики» Новиковым 

1774  г.  15  сентября•

От

к

р

 

 

 

 

   

 

Из

да

ние

 Но

в

ик

о

в

ым с

а

т

ир

иче

с

к

о

г

о

 жур

на

л 

 

1775 г. ноябрь •

От

к

рыт

и   

 

 

 

 

 

— 

нового  государственного  органа,  ведавшего  делами  просвещения,  благотворительности  и 

здравоохранения. 

1779  г.  •

 От

к

р

ыт

и 

 

 

 

 

   

урге. 

Со

з

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московском университете. 

1781г.  •

Учр

е

 

 

   

 

 

 

таксы 

1782  г.  28  июня  •

 Со

з

да

ние

  к

о

ме

дии  Д.И 

 

росль»  и  оды  Г.Р. 

Державиным «Фелица» 

1783 г. 29 сентября •

Ос

но

в

а

ние

 Е.Р. Д

 

 

 

 

одного из 

первых  научных  обществ  России,  и  начало  работы  над  созданием  первого  толкового  словаря 

русского языка •

Ра

з

ре

ше

ние

 с

о

з

да

в

а

т

ь

 в

о

л

ь

ные

 т

ипографии 

1784 – 

1789 гг. Создание А.Н.Радищевым книги «Путешествие из Петербурга в Москву» 

1784  -

1791  гг.  Деятельность  в  Москве  основанной  членом  «Дружеского  общества 

масонов» Н.И. Новиковым Типографической компании, выпустившей свыше 400 книг 

1784  -  1787 

гг.  Строительство  Дома  Пашкова  в  Москве  по  проекту  архитектора  В.И. 

Баженова 

1786  г.  •

 Пр

 

   

 

 

 

 

 

сербского педагога Янковича де-Мириево. Начало проведения школьной реформы. Разработка 

Комиссией об учреждении народных училищ проекта создания сети провинциальных учебных 

заведений 

1787-

1792 гг. Издание первой в России экономической энциклопедии — «Коммерческого 

словаря» Левшина 

1790 г. май-июнь •

Из

да

ние

 А.Н 

   

 

 

 

 

книги 

«Путешествие из Петербурга в Москву». 

1790  г.  11  декабря  •

 От

 

 

 

 

 

 

 

иностранцем Госкойном первой в России паровой машины по типу машины Уатта 

1792  г.  июль  •

 Ар

е

с

т

  Н.И.  Нов

ик

о

в

а

   

 

 

 

 

азу  Екатерины  II  в 

Шлиссельбург  (освобожден  Павлом  I  в  1796  г.).  •

Вых

о   

 

 

 

 

«Бедная Лиза» 

1796 г. 16 сентября Закрытие частных типографий 

1796 г. 23 ноября Освобождение Павлом I из ссылки А.Н. Радищева с разрешением жить в 

имении под Малоярославцем 

1799 г. ноябрь 

Учр

е

жде

ние

 Ме

дик

о

-

хирургической академии в Петербурге 

1800 – 

1811 гг. Строительство Казанского собора в Петербурге А.Н. Воронихиным 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  53  54  55  56   ..