ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 42

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 42

 

 

 

14 

Федор Алексеевич 

 

 

Царевна Софья Алексеевна 

 

15 

 

 
 

 

16 

Теремной дворец в Московском Кремле 

 

17 

Раздел: Задания для самостоятельной работы 

 

ТЕСТ 

 
I. 

Выберите правильный ответ: 

 
1. 

Воспользовавшись  приложенной  картой  Российского  государства  XVII  в. 

определите, когда был основан Нерчинский острог: 

1. 1645 

г. 

2. 1654 

г. 

3. 1655 

г. 

4. 166

5 г. 

 
2. 

Воспользовавшись  иллюстрациями  к  материалам  занятий  определите,  что 

держат в руках изображенные на парсунах царь Алексей Михайлович и царь Федор 

Алексеевич:  

1. 

Скипетр и державу 

2. 

Посох и яблоко 

3. 

Жезл и шар 

 
3. 

Резкое  подорожание  соли  накануне  Соляного  бунта  вызвало  недовольство 

горожан, потому что:  

1. 

Соль и так дорого стоила 

2. 

Соль стала большим дефицитом, и ее невозможно было купить 

3. 

Соль была основным консервантом, много продуктов испортилось без соли 

 
4. 

Приказ тайных дел при Алексее Михайловиче НЕ БЫЛ И НЕ ЗАНИМАЛСЯ: 

1. 

личной канцелярией царя 

2. 

не занимался контролем за деятельностью учреждений 

3. 

не занимался тайным сыском 

4. 

не занимался организацией поисков полезных ископаемых в стране 

 
5. 

Старообрядчество - это: 

1. 

Старцы (монахи) некоторых монастырей, требовавшие соблюдения старых правил 

жизни в монастырях 

2. 

Представители  монашества  окраин  России,  противившихся  реформам  Алексея 

Михайловича 

3. Религиозные течения и организации в русской православной традиции, 

отвергающие церковную реформу патриарха Никона 

 
6. 

«Медный бунт» 25 илюля 1662 г. произошел в: 

1. Устюге Великом 

2. Пскове 
3

. Новгороде 

4. Коломенском 

5. Москве 
 
7. 

Подворное обложение, введенное в 1679 г., НЕ ПРЕДПОЛАГАЛО: 

1. Замены посошного обложения налогами 

2. Определения общей суммы налога правительством 
3. 

Увеличения контингента налогоплатешьщиков 

4. Раскладку налогов внутри общины городовыми воеводами. 

 

18 

8. 

Война России со Швецией, начавшаяся в 1656 г. завершилась с заключением:  

1. 

Кардисского мира 

2. Андрусовского перемирия 
3. 

Поляновского мира 

 
9. 

Русская армия впервые достигла Перекопа в ходе: 

1. 

Войны с Османской империей 1677-1681 гг. 

2. 

Первого похода в Крым войска под командованием В.В. Голицына в 1687 г. 

3. 

Второго похода в Крым войска под командованием В.В. Голицына в 1689 г. 

 
10. 

Поход «за зипунами» казаков С.Т. Разина проходил в направлении: 

1. 

нижняя Волга – Азов – Крым 

2. 

нижняя Волга – Яик - Персия 

3. 

нижняя Волга – Астрахань - Царицын 

 
 

II. Внимание! В заданиях этой части один из предлагаемых вариантов ответов - 

лишний. 

 
11. 

Соотнесите  название  административной  должности  со  сферой  ее 

полномочий: 
1. 

Аптекарский приказ 

 

А.  заведование  царским  выездом  и 

сбором 

пошлин 

с 

торговли 

лошадьми 

2. 

Земский приказ 

 

Б. 

ведание 

вопросами 

землевладения,  фондом  поместных 

земель  

3. 

Поместный приказ 

 

В.  управление  Москвы,  суд  по 

уголовным и гражданским делам  

4. 

Приказ Новой четверти 

 

Г. ведание медицинской службой  

 

 

Д. кабацкое дело и кабацкие сборы 

 
 

III. Внимание! Необходимо выбрать все правильные, на Ваш взгляд, ответы. 
 
12. 

Алексеем  Михайловичем  был  подписан  Указ  «О  взимании  таможенной 

пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких 

товаров» - Торговый устав 1653 г., который предусматривал: 

1. Увеличение торговых пошлин с русских купцов  

2. Введение рублевой пошлины 

3. Снижение торговых пошлин с иноземных купцов 

4. Отмену многих прежде существовавших пошлин 

5. Беспошлинный вывоз российских товаров за границу иностранными купцами 
 
13

. Участниками земских соборов в XVII веке были: 

1. Царь 

2. Патриарх 
3. 

Городовые воеводы 

4. Думные дьяки 

5. Приказные дьяки 
 
 

 

19 

14. 

Новоторговый устав 1667 года предусматривал: 

1. 

Изъятие организации торговли и таможенной службы из ведения воевод 

2. 

Торговлю иностранцев во всех городах страны 

3. 

Разрешение вопросов о сроках и порядке уплаты пошлин, их размере 

4. 

Разрешение иностранным купцам на розничную торговлю 

5. 

Детализацию правил внутренней торговли на основе устава 1653 г. 

 
 
 
IV

. Необходимо обратиться к иллюстративному материалу данной темы  

(с. 11 и 12). 
 
15. 

Рассмотрите  изображение  герба  России  на  печати  царя  Алексея 

Михайловича (с. 11) и изображение герба России в левом верхнем углу карты России 

XVII века. Определите, какие отличия имеются: 

1.  Двуглавый  орел  на  печати  держит  в  лапах  скипетр  и  державу,  двуглавый  орел, 

изображенный на карте – нет 

2. 

На груди двуглавого орла на печати есть малый щит, на груди двуглавого орла на 

карте – щита нет 

3. Над головами двуглавого орлан на печати – три короны, над головами двуглавого 

орла на карте – две короны, а третья над картушем 

4. Вокруг герба на печати идет надпись с царским титулом, вокруг герба на карте – 

царского титула нет. 

 

 
 

Раздел: Календарно-тематический план 

 

Тема 10 

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ XVII ВЕКА 

 
 

Содержание темы 

 

Основные  черты  русской  культуры  в  XVII  веке:  формирование  нации  и  обмирщение 

культуры. 

Просвещение. Постепенное разрушение единого религиозного мировоззрения, отход от 

церковных  традиций.  распространение  книгопечатания.  Печатание  светской  и  учебной 

литературы. Школы. 

Литература. Появление новых жанров литературы: реалистической и бытовой повести. 

Исторические  повести.  Переводная  литература.  Изменение  существовавших  жанров: 

житийная литература. 

Архитектура.  Особенности  гражданского  и  культового  строительства  в  России. 

Светские  здания  и  посадские  храмы  Москвы,  Ярославля,  Ростова  Великого.  Московское 

барокко. Деревянное зодчество. Крепостные и оборонные сооружения. 

Живопись.  Иконописные  школы.  Обновление  традиций  иконописи.  Симон  Ушаков. 

Строгановская школа. Парсунное письмо. 

Научные знания. накопление знаний и формирование предпосылок складывания наук. 
 

В  истории  России  в  XVII  в.  завершается  период  Средневековья.  Передовые  страны 

Европы  вступили  уже  на  путь  буржуазного  развития,  а  Россия  продолжала  оставаться 

феодальной  страной.  Окончательно  оформилось  крепостное  право  (1649),  что  привело  к 

резкому обострению классовой борьбы, крестьянским волнениям. Недаром XVII в. называют 

бунташным. В начале столетия Россия пережила и годы великой смуты, которые начались 

походом  на  Москву  Лжедмитрия.  Захват  Москвы  поляками,  а  затем  освобождение  ее 

народным  ополчением  под  водительством  нижегородского  купца  Козьмы  Минина  и  князя 

Дмитрия  Пожарского,  избрание  русским  царем  Михаила  Романова  и  восстановление 

государственной власти в виде сословно-представительной монархии привели к перестройке 

общественных отношений. 

Начало  нового  периода  в  русской  истории  было  и  новым  этапом  в  истории  русской 

культуры.  В  XVII  в.  русская  культура  сохраняла  все  характерные  черты  феодальной 

культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко 

обозначились  лить  к  концу  века.  Во  многом  они  были  связаны  с  именем  Петра  I  и 

проводимыми им реформами. 

Начинается  формирование  русской  нации.  Обобщаются  народные  традиции, 

усиливается  взаимосвязь  местных  обычаев.  Рост  связей  между  отдельными  областями 

России  через  торговлю,  отходный  промысел,  переселение,  участие  в  войнах  и  т.п. 

способствуют  взаимопроникновению  различных  диалектов,  складывается  единый  русский 

язык,  в  основе  которого  диалект  Москвы  и  примыкавших  к  ней  с  юга  земель.  Сознание 

единого  русского  языка  еще  более  способствовало  росту  самосознания  людей  как  единой 

русской нации. 

 

Просвещение 

Культурно-исторический  процесс  этого  периода  характеризуется  начавшимся 

разрушением  средневекового  религиозного  мировоззрения.  Происходит  так  называемое 

обмирщение культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, 

гражданского характера (секуляризация). Этот процесс сказался на развитии образования и 

книгопечатания. 

 

Росту  грамотности  способствовало  появление  учебных  пособий  (рукописных  и 

печатных).  В  1634  г.  был  издан  первый  Букварь  Василия  Бурцева,  затем  неоднократно 

переиздававшийся и продававшийся по доступным ценам. В 1648 г. вышла Грамматика М. 

Смотрицкого,  а  в  1687  г.  -  "Считание  удобное"  -  таблица  умножения.  Широкое 

распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике. 

Распространение  грамотности  способствовало  росту  спроса  на  книги.  В  XVII  в. 

Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, среди которых были и светские. 

Продолжали выходить рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 

70-

х  гг.  XVII  в.  переводились  в  Посольском  приказе.  Это  были  произведения  как  на 

религиозные, так и на светские темы. 

Обучение грамоте велось "мастерами" из лиц духовного звания, обучали детей, начиная 

с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтири. Дети знати 

учились  в  семьях,  учителями  зачастую  были  иностранцы.  Многие  обучали  своих  детей 

иностранным языкам, латыни. 

Стали  устраиваться  школы,  в  основном  при  монастырях.  В  1680  г.  в  Москве  при 

Печатном  дворе  на  Никольской  улице  было  открыто  училище  с  двумя  классами:  в  одном 

изучали  славянские  языки,  в  другом  -  греческий.  Сначала  в  училище  преподавали  30 

учителей,  а  через  пять  лет  -  уже  более  200.  В  1687  г.  тоже  на  Никольской  улице  была 

открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия. В нее перевели старших 

учеников  из  училища  при  Печатном  дворе,  которое  стало  подготовительным  отделением 

Академии. Окончившие Академию получали служебные чины. 

 

Литература 

В  литературе  XVII  в.  также  происходило  обмирщение,  появляется  реалистическая 

бытовая  и  историческая  повесть,  где  постепенно  утрачиваются  церковные  элементы. 

Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события. 

Многие  произведения  повествовали  о  смутном  времени:  "Сказание"  Авраама 

Палицина, "Новая повесть о преславном Российском государстве" и др. В них рассуждалось 

о причинах "великой разрухи" и в то же время показывалось величие русского народа, его 

патриотизм. 

В произведениях литературы второй половины XVII в. появляется новое отношение к 

человеческой  личности  -  интерес  к  внутреннему  миру  человека,  признание  его  ценности 

независимо от положения в обществе. 

К  XVII  в.  относятся  первые  записи  фольклора  -  произведений  устного  народного 

творчества.  Это  оказало  влияние  на  письменную  литературу,  происходит  взаимное 

сближение  литературного  и  народного  языков.  Основными  литературными  жанрами 

остаются,  как  и  прежде,  летописи,  сказания,  жития,  но  они  наполняются  новым 

содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском 

осадном сидений казаков и др. 

Жанр "жития" приобретает характер автобиографии. "Житие протопопа Аввакума, им 

самим написанное" можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. 

Протопоп  Аввакум  (1620-1682)  -  один  из  крупнейших  деятелей  периода  раскола  русской 

церкви, был и выдающимся писателем (написал более 80 произведений). Язык его сочинений 

сочетание  церковнославянского  и  живого  разговорного  языка.  Большинство  его 

произведений  написано  в  последние  15  лет  жизни,  когда  он  сидел  в  остроге  в  ожидании 

смерти (сожжен в 1682). 

Появляются  и  новые  литературные  жанры,  особенно  во  второй  половине  XVII  в.,  - 

сатирические произведения, стихи. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала 

стихотворная  "Повесть  о  Горе  злосчастии",  которая  отражает  взаимоотношения  отцов  и 

детей.  Сюжет  повести  -  трагическая  судьба  молодого  человека  (безымянного  героя), 

купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и пожелал 

жить по своей воле, но это ему не удалось. Он терпит неудачу, послушавшись Горя, которое 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43   ..