ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 34

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 34

 

 

Царские врата (великие врата, святые врата) – главный вход и интерьера 

церкви в алтарь, двухстворчатая дверь в центральной части иконостаса, через которую во 
время литургии выносятся Святые Дары. 

Восьмерик  –  в  русской  средневековой  архитектуре  ярус  здания,  имеющий 

восьмиугольную  в  плане  форму  и  часто  утверждаемый  на  прямоугольном  ярусе 
(четверике). 

Шатровый  стиль  –  стиль  церковной  архитектуры,  восходящий  к  традициям 

деревянной  архитектуры  и  получивший  в  России  наибольшее  распространение  в  XVI  – 
первой половине XVII вв. Шатровый храмы не имеют внутри столбов: вся масса здания 
держится на фундаменте. 

Шатровое  покрытие  (шатер)  –  завершение  центрических  построек  (колоколен, 

башен, храмов, ворот) в виде четырехгранной или многогранной пирамиды или конуса.  

 

Контрольные даты 

 

1292  г.  -  возобновление  каменного  строительства  (Церковь  Николы-на-Липне  в 

Новгороде. 

1339-

1340 гг. – строительство деревянного московского Кремля. 

1340-

1405 гг. - годы жизни Феофана Грека. 

1408 г. – первый общерусский летописный свод. 
1442 г. – «Хронограф» Пахомия Логофета. 

1485-

1495 гг. – строительство Московского Кремля. 

1532  г.  –  Церковь  Вознесения  в  Коломенском  –  первая  каменная  церковь, 

построенная в шатровом стиле в честь рождения Ивана Грозного. 

1535-1538-

е гг. – строительство второго кольца укреплений Кремля (Китай-город). 

1564  г.  –  первая  известная  печатная  книга  «Апостол»,  изданная  Иваном 

Федоровым. 

1580-

е  гг.  –  строительство  третьего  кольца  укреплений  вокруг  Кремля  (Белый 

город). 

1590-

е  гг.  –  строительство  четвертого  кольца  укреплений  вокруг  Кремля 

(Скородом или Земляной вал). 

 

 

 

 

Вспомогательные историографические материалы 

 

Слава  Андрея  Рублева  (1370?  -  1430)  как  иконописца  была  так  велика,  что  в 

постановлениях  Стоглавого  Собора  1551  года  было  рекомендовано  писать  изображение 
Троицы  с  древних  образов  Рублева.  Многое  в  биографии  легендарного  иконописца 
вызывает споры исследователей. Также до сих пор неясно, какие именно иконы и фрески 
принадлежат  его  кисти.  Впервые  имя  Андрея  Рублева  встречается  в  летописях,  а  в 
«Житии Сергия» Епифания Премудрого содержатся сведения и о работах живописца.  

Первая  попытка  обобщенной  характеристики  творчества  Рублева  была  сделана 

Н.Н.  Пуниным  (Пунин  Н.Н.  Русское  и  советское  искусство.  М.,  1976),  но  эта  работа 
страдала  слишком  общим  характером  рассуждений.  Тогда  как  И.Э.  Грабарь,  тщательно 
изучив фрески и иконы мастера, сопоставив их со свидетельствами старых литературных 
источников, подробно изложил творческий путь мастера. (Грабарь И.Э. О древнерусском 
искусстве. М., 1966).  

В  исследовании  Н.А.  Деминой  (Демина  Н.А.  Андрей  Рублев  и  художники  его 

круга.  М.,  1972)  рублевские  иконы  обрели  реальный  исторический  фон,  а  Д.С.  Лихачев 
рассматривал  идеал человека,  созданный  в  произведениях  Рублева,  как  одно  из  высших 
культурных  достижений  Дрвней  Руси.  (Лихачев  Д.С.  Культура  Руси  времени  Андрея 
Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV – начало XV в.). М., 1962). 

Крупнейший  историк  искусства  В.Н.  Лазарев  посвятил  Рублеву  специальное 

исследование  (Лазарев  В.Н.  Андрей  Рублев  и  его  школа.  М.,  1966),  которое  кроме 
биографических сведений и анализа творчества включает антологию первоисточников и 
высказываний историков искусства и художественных критиков о Рублеве.  

В.А.  Плугин  в  своей  книге  (Плугин  В.А.  Мировоззрение  Андрея  Рублева: 

(Некоторые  проблемы):  Древнерусская  живопись  как  исторический  источник.  М.,  1974) 
впервые  попытался  ответить  на  вопрос  о  религиозном  мировоззрении  художника, 
обосновав возможную принадлежность Рублева к течению исихастов.  

 

Документы эпохи 

 

Самый  древний  список  русской  летописи  на  пергамене  сделан  в  XIV  в.  - 

Синодальный  список  Новгородской  первой  летописи,  а  в  1377  г.  монахом  Лаврентием 
была  переписана  Лаврентьевская  летопись  (Северо-восточный  свод).  В  1420  году  в 
Ипатьевском монастыре под Костромой появилась Ипатьевская летопись (Южно-русский 
свод), а в XV в. - Радзивиловская летопись, написанная полууставом и включавшая 617 

миниатюр в цвете. Составление каждого нового свода было связано с важным событием 
общественной  жизни  того  времени  -  вступлением  на  стол  князя,  освящением  собора,  
учреждением  епископской  кафедры  и  т.п.  Летопись  была  не  только  историческим  и 
литературным  памятником,    но  и  официальным  документом:  на  него  ссылались  при 
переговорах,  по нему решали проблемы, доказывали права на княжение и прочее.  

В начале XIV в. развивается летописание в Нижнем Новгороде,  Москве и Твери, 

для которого характерно  стремление  доказать верховенство своего княжества на Руси  и 
стать  общерусским  летописанием.  Первоначальное  летописание  Москвы  велось  при 
Успенском соборе, и записи были краткими  и  суховатыми.  Но  постепенно  летописание 
Москвы  выходит    за  рамки  своего  княжества  и  в  1408  г.  в  Москве  создан  первый 
общерусский  свод.  В  составленном  в  1418  году  при  участии  митрополита  Фотия 
Владимирском полихроне главной идеей стал союз московской великокняжеской власти с 
городским населением в целях политического объединения Руси.  

В Нижнем Новгороде при Василии Константиновиче была создана Лаврентьевская 

летопись,  содержащая самый древний список «Повести временных лет» и единственный 
список  «Поучения  Владимира  Мономаха».  В  Твери  летопись  велась  с  XIII  по  ХV  в.  и 
наиболее полно сохранилась в Тверском сборнике, Рогожском летописце и Симеоновской 
летописи. Сначала летописание велось при дворе епископа Симеона, а с 1305 г. началось 
великокняжеское летописание. 

XVI  

век  стал  временем  усиления  официального  характера  летописания,  когда 

включавшиеся  в  летописи  предшествующие  своды  подвергались  переработке  в 
политических  целях.  Самым  официальным  историческим  произведением  XVI  в.  была 
«Степенная книга царского родословия» - систематическое изложение русской истории в 
виде  жизнеописаний  великих  князей  от  Владимира  до  Ивана  Грозного.  Основными 
идеями  «Степенной  книги»  были:  прославление  правящей  династии,  обоснование 
божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности 
власти киевских и князей. 

 

Представляем книгу 

Очерки русской культуры 16 в. / Отв. ред. А.М. Сахаров. Ч. 1. М.: Изд-во 

МГУ, 1977. 387 с.; Ч. 2. М., 1977. 445 с. 

Выделяются  следующие  основные  черты  русской  культуры  XVI  в.,  на  которую 

сильное  влияние  оказали  освободительная  борьба  против  ига,  сдвиги  в  развитии 
товарного производства и обмена, процесс образования централизованного государства и 
господство  православной  идеологии:  век  великих  географических  открытий;  борьба 

религиозных  и  рационалистических  элементов  и  появление  вольнодумства; 
преемственность  с  культурой  Киевской  Руси  и,  одновременно,  связь  с  культурой 
Ренессанса  и  Реформации  Запада;  крупные  успехи  в  строительной  технике  и  расцвет 
прикладных искусств; начало книгопечатания. 

Около  1553  г.  в  России  появилась  первая  типография,  но  даже  в  XVII  в. 

книгопечатание  не  вытеснило  рукописную  книгу,  так  как  печатали  в  основном 
богослужебные книги. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали в Москве 
первую  печатную  книгу  «Апостол»,  но  затем  из-за  преследований  и  обвинений  в  ереси 
покинули  Русь  и  перебрались  в  Литву,  где  продолжили  свою  просветительскую 
деятельность. Так, во Львове Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. 

С 1542 г. вокруг митрополита всея Руси Макария сложился культурный кружок, в 

рамках которого были созданы Четьи Минеи - собрание книг, чтимых на Руси: житий и 
поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. В 
центре  внимания  русской  литературы  второй  половины  XV  -  XVI  вв.  стоят  коренные 
вопросы  жизни  страны:  «Сказание  о  князьях  Владимирских»  проводит  идею 
преемственности  власти  московских  князей  от  византийских  императоров,  а  в  послании 
Василию III псковский монах Филофей выдвинул идею «Москвы - третьего Рима». Одной 
из главных тенденций русской общественной мысли XVI в. стало обмирщение культуры, 
постепенное  освобождение  ее  от  доминирующего  церковного  мировоззрения.  Пример 
тому - творчество в первой половине века Федора Карпова и Ивана Пересветова. Хотя с 
другой  стороны  «Домострой»  Сильвестра  соединил  советы  по  домоводству  с 
наставлениями церковного характера. 

Со  второй  половины  XVI  в.  в  каменное  зодчество  проникает  шатровый  стиль  из 

народной  деревянной  культуры,  например,  60-ти  метровая  церковь  Вознесения  в  селе 
Коломенском.  В  1554-1561  гг.  в  честь  взятия  Казани  Яковлев  и  Барма  построили  собор 
Покрова  (Храм  Василия  Блаженного).  Традиции  Андрея  Рублева  в  живописи  второй 
половины  XV-XVI  вв.  отразились  в  фресках  Дионисия  Феропонтова  монастыря  в 
Белозерске.  Во  второй  половине  XVI  в.  появляются  уже  портретные  изображения  с 
чертами реального сходства. 

 

 

 

 

 

 

Справочные материалы 

Эволюция летописания XIV-XV вв. 

Самый  древний  список  русской  летописи  на  пергамене  сделан  в  XIV  в.  - 

Синодальный  список  Новгородской  первой  летописи,  а  в  1377  г.  монахом  Лаврентием 
была  переписана  Лаврентьевская  летопись  (Северо-восточный  свод).  В  этом  же  веке  в 
Ипатьевском монастыре под Костромой появилась Ипатьевская летопись (Южно-русский 
свод), а в XV в. - Радзивиловская летопись, написанная полууставом и включавшая 617 
миниатюр в цвете. Составление каждого нового свода было связано с важным событием 
общественной  жизни  того  времени  -  вступлением  на  стол  князя,  освящением  собора, 
учреждением  епископской  кафедры  и  т.п.  Летопись  была  не  только  историческим  и 
литературным  памятником,  но  и  официальным  документом:  на  него  ссылались  при 
переговорах, по нему решали проблемы в Орде, доказывали права на княжение и пр. 

В  конце  XIII  -  начале  XIV  вв.  развивается  летописание  в  Нижнем  Новгороде, 

Москве  и  Твери,  для  которого  характерно  стремление  доказать  верховенство  своего 
княжества на Руси и стать общерусским летописанием. Так, первоначальное летописание 
Москвы  велось  при  Успенском  соборе  и  записи  были  краткими  и  суховатыми.  Но 
постепенно летописание Москвы выходит за рамки своего княжества - в 1409 г. в Москве 
создан  первый  общерусский  свод.  В  Нижнем  Новгороде  при  Василии  Константиновиче 
была  создана  Лаврентьевская  летопись,  содержащая  самый  древний  список  Повести 
Временных  Лет  и  единственный  список  «Поучения  Владимира  Мономаха».  В  Твери 
летопись  велась  c  XIII  по  ХV  в.  и  наиболее  полно  сохранилась  в  Тверском  сборнике, 
Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Сначала летописание велось при дворе 
епископа Симеона, а с 1305 г. началось великокняжеское летописание. 

 
 

Основная литература (см. Программу) 

Дополнительная  литература 

 

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII веков. М., 1992. 

 

Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. 

М., 1976. 

Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М., 1947. 
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973. 

Лурье  Я.С.  Русь  XV  века:  отражение  в  раннем  и  независимом  летописании  // 

Вопросы истории. 1993. N11-12. С.3-17. 

Насонов  А.Н.  История  русского  летописания  XI  -  начала  XVIII  века.  Очерки  и 

исследования. Л., 1969. 

Очерки русской культуры XVI в. /Отв. ред. А.М.Сахаров. Ч.1-2. М., 1977. 

Памятники архитектуры Москвы. Т.1. М., 1982. 

 

Интернет-ресурсы 

 

http://www.hrono.ru/dokum/docum.html

  

• 

Домострой. 

• 

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.  

• 

Курбский А.М.  История о великом князе Московском. 

Раздел: Задания для самостоятельной работы 

 

ТЕСТ 

 

I

. Выберите правильный ответ: 

 

1. Герой новгородского былинного цикла: 

1. 

Микула Селянинович 

2. 

Василий Буслаевич 

3. 

Алеша Попович 

4. 

Волх Всеславьевич 

5. 

Дюк Степанович 

 

2. Архитектурный образец для Успенского собора Московского Кремля: 

1. 

Софийский собор в Новгороде 

2. 

Церковь Покрова на Нерли 

3. 

Церковь Николы на Липне  

4. 

Успенский собор во Владимире 

5. 

Спасский собор Андроникова монастыря 

 

3. Многоярусный иконостас сложился: 

1. 

В 980-990-х годах 

2. 

В конце XII – нач. XIII вв. 

3. 

В начале XIV века 

4. 

В конце XIV- нач. XV вв. 

5. 

В середине XV века 

 

4. Единственный сохранившийся ансамбль росписей Феофана Грека находится: 

1. 

В Благовещенском соборе Московского Кремля 

2. 

В Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря 

3. 

В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова Монастыря 

4. 

В Успенском соборе Владимира 

5. 

В церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде 

 

5. Автор «Задонщины» использует в качестве образца

1. 

«Слово о полку Игореве» 

2. 

«Поучения» Владимира Мономаха 

3. 

«Повесть временных лет» 

4. 

«Моление» Даниила Заточника 

5. 

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона 

 

6. Битва Пересвета с Челубеем  описана в: 

1.   

«Задонщине» 

2. 

«Житии Сергия Радонежского» 

3. 

«Слове о великом князе Дмитрии Ивановиче…» 

4. 

«Слове о погибели Русской земли» 

5. 

«Сказании о Мамаевом побоище» 

 
 
 
 
 

7. 

Инициатор и идеолог создания «Великих Миней Четиих»: 

1. 

Старец Филофей 

2. 

Митрополит Макарий 

3. 

Иоанн Грозный 

4. 

Сильвестр 

5. 

Карион Истомин 

 
8. 

Первая книга, напечатанная Иваном Федоровым: 

1. 

«Букварь» 

2. 

«Четьи-Минеи» 

3. 

«Апостол» 

4. 

«Домострой» 

5. 

«Евангелие» 

 
 

II

. Внимание! В заданиях этой части один из предлагаемых вариантов - лишний. 

 

Соотнесите понятие и его определение: 

9. 

Полукруглое завершение внешней части стены 

 

1. Тябла    

10. 

Стена с установленными на ней иконами,  

отделяющая алтарь        

 

 

 

 

2. Кокошник    

11. 

Декоративный элемент покрытий, напоминающий 

 

традиционный женский головной убор 

 

 

3. Закомара    

12. 

Горизонтальные брусья – полки, на которых  

ставились иконы в иконостасе   

 

 

 

4. Перспективный портал    

5. Иконостас 

 

III

. Выберите наиболее полный и правильный ответ:  

 

13. Характерные черты новгородского храмового зодчества  XIV-XV вв: 

1. 

Наличие одной апсиды 

2. 

Трехлопастное покрытие 

3. 

Наличие резных кокошников 

4. 

Приземистость храмов 

5. 

Наличие трех одноуровневых апсид 

 

14. Литературные памятники Куликовского цикла: 

1. 

«Моление» Даниила Заточника 

2. 

«Задонщина» 

3. 

«Сказание о Мамаевом побоище» 

4. 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» 

5. 

«Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче…» 

 

15. Произведения Андрея Рублева: 

1. 

Икона «Троица» 

2. 

Иконы «Звенигородского чина» 

3. 

Икона «Донская богоматерь» 

4. 

Фрески Иосифо-Волоколамского монастыря 

5. 

Фрески Успенского Собора во Владимире 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..