ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 26

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 26

 

 

 

18 

Вече уличанское 

Посадник 

Тысяцкий 

Владыка – новгородский архиепископ 

Новгородский архимандрит 

Золотая орда 

Хан 

Нукеры 

Яса Чингисхана 

Баскаки 

Рыцарские ордена в Прибалтике 
 
 

Документы эпохи 

Представляем Галицко-Волынскую летопись 

Галицко-Волынская  летопись  была  создана  в  XIII  в.  и  дошла  до  нас  в 

составе  Ипатьевской  летописи  XV  в.;  это  ценный  исторический  источник, 

содержащий сведения по истории Южной Руси, Литвы и частично Венгрии и 

Польши,  охватывающий  целый  век  —  век  наивысшего  расцвета  Галицко-

Волынского  княжества.  В  центре  повествования  стоит  фигура  великого  князя 

Даниила Романовича Галицкого — одновременно эпический и романтический 

образ  древнерусского  князя,  мужественного,  мудрого,  воинственного  и 

справедливого. Даниил Романович осенен ореолом народного героя, защитника 

отечества,  победителя  многочисленных  врагов;  и  в  то  же  время  это  мудрый 

дипломат, человек, не лишенный эстетических интересов, всегда стремящийся 

не только укрепить, но и украсить свою родную страну. Вся летопись состоит 

из описаний битв, «остросюжетных» политических интриг, и это перемежается 

с сообщениями о частных семейных делах, о симпатиях и антипатиях людей, о 

любви  к  родным  местам  и  о  беспокойной  жажде  деятельности  во  славу 

отечества.  Постоянной  трагической  нотой  звучит,  начиная  с  середины 

произведения, тема татарского нашествия, разорения и гибели. 

Галицко-Волынская  летопись  —  произведение  очень  сложное,  что 

определяется  и  историей  создания  памятника.  Летопись  состоит  из  многих 

компонентов,  порой  не  очень  удачно  соединенных  в  одно  целое.  Кроме  того, 

она четыре раза переделывалась и дополнялась. Четыре сводчика (составители 

сводов) имели разные взгляды на события, у них были разные «главные герои», 

и  им  не  удалось  (вернее,  они  и  не  хотели  этого)  избежать  пристрастности  в 

характеристиках  тех  или  иных  персонажей,  вершивших  историю  в 

описываемое  время.  Однако  тема  героического  подъема  и  эмоциональная 

насыщенность всех частей являются объединяющим началом в памятнике. 

Как  было  принято  в  то  время,  галицко-волынские  князья  имели  свою 

придворную летопись и своего летописца. Однако эта летопись составлялась не 

по годам, а единовременно — составитель собирал воедино все материалы, из 

которых  мог  составить  свое  описание:  летописные  известия  из  других 

источников, воинские повести (рассказы о битвах и походах, написанные  или 

 

19 

рассказанные очевидцами событий), документы из княжеского архива, отчеты 

военных  и  дипломатических  деятелей.  Все  это  дополнено  собственными 

рассказами  составителя,  а  также  цитатами  из  книг  (из  Библии,  переводных 

хроник и др.), показывающими широкую образованность составителя, а также 

круг литературы, который был в распоряжении галицко-волынского книжника. 

 

Отрывок. Перевод 

В  год  6748  (1240).  Пришел  Батый  к  Киеву  с  большой  силой,  с  многим 

множеством воинов своих, и окружили они город, и обступила сила татарская, 

и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружали город. 

И  нельзя  было  голоса  слышать  от  скрипения  телег  его,  от  рева  множества 

верблюдов  его,  ржания  стад  коней  его,  и  была  вся  земля  Русская  наполнена 

воинами. 

 

Захватили  у  них  татарина  по  имени  Товрул,  и  он  рассказал  им  про  всю 

силу их. Это были его братья, сильные воеводы: Урдю, Байдар, Бирюй, Кайдан, 

Бечак, Меньгу и Куюк (который вернулся, узнав о смерти хана, и стал ханом; 

не  из  рода  его,  но  первый  был  воевода  хана),  Себедяй-богатур  и  Бурундай-

богатырь  (который  взял  Болгарскую  землю  и  Суздальскую),  и  иных 

бесчисленное множество воевод, их мы не перечислим здесь. 

 

Поставил  Батый  пороки  около  города,  у  Ляшских  ворот.  Тут  вплотную 

подступали  заросшие  лесом  овраги.  Пороки  непрестанно  били  день  и  ночь  и 

пробили  стены.  Вышли  горожане  на  остатки  стены,  и  было  видно,  как  тут 

ломались копья, разлетались в щепки щиты, стрелы помрачили свет. Горожане 

были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в 

тот  же  день  и  ночь  горожане  построили  другие  стены  около  церкви  святой 

Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между 

ними  и  защитниками.  Люди  укрылись  в  церкви,  влезли  на  церковные  своды 

вместе со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. 

Так  город  был  захвачен  воинами.  Дмитра  вывели  раненым  и  не  убили  его 

мужества его ради. 

 

В то время Даниил уехал в Угорскую землю к королю и еще не слышал о 

приходе поганых татар на Киев. 

 

Батый же, взяв Киев, узнал, что Даниил в Угорской земле, пошел сам на 

Владимир и подошел к городу Колодяжну. Он поставил двенадцать пороков, но 

не  мог  он  разбить  стены  и  стал  подговаривать  людей.  Они  же,  послушав  его 

злого  совета,  сдалисци  были  перебиты.  Затем  Батый  пошел  к  Изяславлю  и 

Каменцу и взял их. Видел он, что не сможет взять города Кременец и Данилов, 

и отошел от них. И пришел к Владимиру, и взял его приступом, и перебил всех, 

не щадя. И так же Галич и многие другие города, которым и числа нет. 

 

Дмитр, киевский тысяцкий Даниила, сказал Батыю: «Не медли так долго 

на этой земле, пора тебе идти на угров. Если замедлишь, земля та укрепится! 

Соберутся против тебя и не пустят тебя в свою землю». Он так сказал потому, 

что видел, как гибнет Русская земля от нечестивого. 

 

20 

 

Батый послушал совета Дмитра и пошел на угров. Король Бела и Коломан 

встретили его на реке Солоне. Бились их войска, и бежали угры, и татары гнали 

их до реки Дуная. После победы пробыли они там три года. 

 

Еще  до  этого  ездил  Даниил-князь  к  королю  в  Угорскую  землю,  хотел 

породниться с ним, и не было между ними согласия. Он вернулся от короля и 

приехал  в  Синеволодский  монастырь  святой  Богородицы.  Наутро  он  встал  и 

увидел множество бегущих от безбожных татар и воротился назад в Угорскую 

землю.  Он  не  мог  пройти  в  Русскую  землю,  потому  что  с  ним  было  мало 

дружины. Он оставил сына своего в Угорской земле, чтобы не отдавать его во 

власть галичан; зная их коварство, он не взял его с собой. 

 

Он прошел из Угорской земли в Ляшскую землю через Бардуев и пришел 

в Сандомир. Он узнал о своем брате, о детях, и о княгине своей — что ушли 

они  из  Русской  земли  к  ляхам  от  безбожных  татар,  и  бросился  искать  их  и 

нашел  их  на  реке  под  названием  Полка,  —  они  порадовались  о  своем 

соединении  и  горевали  о  поражении  земли  Русской  и  о  взятии  множества 

городов иноплеменниками. 

 

Даниил сказал так: «Нехорошо нам оставаться здесь, близко от воюющих 

против  нас  иноплеменников».  Он  пошел  в  землю  Мазовецкую  к  Болеславу, 

сыну  Кондрата.  И  дал  ему  князь  Болеслав  город  Вышегород.  И  оставался  он 

там до тех пор, пока не пришла весть, что ушли из Русской земли безбожные. 

Вернулся Даниил в свою землю, и пришел к городу Дорогичину, и захотел 

войти в город, но ему заявили: «Не войдешь ты в город». Тогда он сказал: «Это 

был наш город и отцов наших, а вы не позволяете мне войти в него». И ушел 

он, думая так. 

 

Впоследствии  же  Бог  отмщение  сотворил  властителю  города  того  и 

предал  его  в  руки  Даниила.  Даниил  же,  обновив  город,  создал  прекрасную 

церковь святой Богородицы и сказал: «Это мой город, давным-давно я взял его 

в бою». 

 

Даниил  с  братом  пришли  к  Берестью  и  не  смогли  выйти  в  поле  из-за 

смрада  от  множества  убитых.  Ни  единого  живого  человека  не  осталось  во 

Владимире,  церковь  святой  Богородицы  была  наполнена  трупами,  другие 

церкви были полны трупов и мертвых тел. 

 

Потом  Михаил  пришел  от  дяди  своего  во  Владимир  с  сыном  своим  и 

оттуда  пошел  к  Пинску.  Ростислав  же  Владимирович  пришел  к  Даниилу  в 

Холм:  сохранил  Бог  Холм  от  безбожных  татар.  Ростислав  доказал  свою 

честность  —  что  он  не  в  союзе  с  Михаилом.  А  Михаил  не  показал  правды 

Даниилу и Васильку за их благодеяния, но ушел из земли Даниила, и, отправив 

послов,  пошел  к  Киеву,  и  жил  под  Киевом  на  острове,  а  сын  его,  Ростислав, 

пошел в Чернигов. 

 

Лев ушел из Угорской земли с галицкими боярами и приехал в Водаву к 

своему отцу, и был рад ему отец. 

 

Галицкие  бояре  называли  Даниила  своим  князем,  а  сами  всю  землю 

держали. Доброслав Судьич, внук попа, вокняжился, и грабил землю, и пришел 

в  Бакоту,  и  все  Понизье  захватил  без  княжеского  повеления.  Григорий 

Васильевич  думал  удержать  за  собой  всю  горную  страну  Перемышльскую.  И 

 

21 

был  великий  мятеж  в  земле  и  грабеж  от  них.  Даниил,  узнав  об  этом,  послал 

своего стольника Якова к Доброславу с великим укором, говоря им: «Князь ваш 
— 

я.  Вы  не  исполняете  моего  повеления,  грабите  землю.  Я  не  велел  тебе, 

Доброслав,  принимать  черниговских  бояр,  а  велел  дать  волости  галицким.  А 

Коломыйскую  соль  отпишите  на  меня».  Тот  сказал:  «Пусть  будет  так».  В  то 

время,  когда  Яков  сидел  у  него,  пришли  Лазарь  Домажирич  и  Ивор  Молибо-

жич,  два  беззаконника,  родом  смерды,  и  поклонились  ему  до  земли.  Яков 

удивился  и  спросил,  почему  они  кланяются.  Доброслав  сказал:  «Я  отдал  им 

Коломыю». Яков же сказал: «Как же ты можешь отдать ее им без княжеского 

повеления?  Великие  князья  держат  Коломыю  для  раздачи  воинам,  а  эти 

недостойны держать даже Вотьнин». Он же рассмеялся и сказал: «Что я могу на 

это  сказать?»  Яков,  приехав,  все  это  рассказал  князю  Даниилу.  Даниил 

опечалился  и  молился  Богу  об  отчине  своей,  что  эти  нечестивые  держат  ее  и 

владеют ею. 

 

В  год  6763  (1255).  Прислал  папа  почетных  послов,  принесших  венец, 

скипетр  и  корону,  которыми  выражается  королевское  достоинство,  с  речью: 

«Сын,  прими  от  нас  королевский  венец».  Он  еще  до  этого  присылал  к  нему 

епископа береньского и каменецкого, говоря: «Прими венец королевский». Но 

в то время Даниил их не принял, сказав: «Татарское войско не перестает жить с 

нами во вражде, как же могу я принять от тебя венец, не имея от тебя помощи?» 

Опизо  пришел  и  принес  венец,  обещая:  «Будет  тебе  помощь  от  папы».  Он, 

однако, не желал, и убедили его мать его, Болеслав, Семовит, ляшские бояре, 

чтобы  он  принял  венец,  говоря  ему:  «А  мы  будет  тебе  в  помощь  против 

поганых».  

Он  же  венец  от  Бога  принял  в  церкви  святых  Апостолов,  от  престола 

святого  Петра,  от  отца  своего  папы  Иннокентия  и  от  всех  епископов  своих. 

Иннокентий предавал проклятью тех, кто хулил православную греческую веру, 

и  хотел  собрать  собор  об  истинной  вере,  о  воссоединении  церквей.  Даниил 

принял венец от Бога в городе Дорогичине. 

 

 

Справочные материалы 

Основные даты периода феодальной раздробленности на Руси 

Дата 

Событие 

1097 год 

Любеческий съезд князей. 

1132 год 

Смерть Мстислава I Великого и политический распад Киевской 

Руси. 

1169 год 

Взятие Киева Андреем Боголюбским и разграбление города его 

войсками, что свидетельствовало о социально-политическом и 

этнокультурном обособлении отдельных земель Киевской 

Руси. 

1212 год 

Смерть Всеволода "Большое Гнездо" - последнего самодержца 

Киевской Руси. 

 

22 

1240 год 

Разгром монголо-татарами Киева. 

1252 год 

Вручение ярлыка на великое княжение Александру Невскому. 

1328 год 

Вручение ярлыка на великое княжение московскому князю 

Ивану Калите. 

1380 

год 

Куликовская битва. 

1471 год 

Поход Ивана III на Новгород Великий. 

1478 год 

Включение Новгорода в состав Московского государства. 

1485 год 

Включение Тверского княжества в состав Московского 

государства. 

1510 год 

Включение Псковской земли в состав Московского 

государства. 

1

521 год 

Включение Рязанского княжества в состав Московского 

государства. 

 

Основная литература 

(см. Программу) 

 

Источники и литература для самостоятельного изучения 

 

I

. Источники 

Древнерусская  литература  :  сборник  /  Ссст.,  авт.  справ.  и  метод. 

материалов Л.Д. Страхова ; вступ. ст. А. Демина. – М. : АСТ : Олимп, 1997. – 

605 с. – (Школа классики ШК). 

Изборник : повести Древней Руси / сост. и коммент. Л.А. Дмитриева, Н.В. 

Понырко  ;  вступ.  ст.  Д.С.  Лихачева.  -  М.  :  Худож.  лит.,  1987.  –  447  с.  – 

(Классики и современники). 

Повесть  временных  лет  /  подгот.  текста,  пер.,  ст.  и  коммент.  Д.С. 

Лихачева ; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 3-е изд. – СПб. : Наука, 2007. – 

668 с. – (Литературные памятники (ЛП)). 

Повесть  временных  лет  :  сб.  произведений  литературы  Древней  Руси  / 

сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. – М. : Эксмо, 2008. – 605 с. – 

(Русская классика). 

 

II

. Литература 

Горский А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. – М. : Наука, 2005. – 214 с.  

Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV веках : пути полит. развития / А. А. 

Горский. – М. : Изд. центр ИРИ, 1996. – 128 с. 

Горский  А.А.  Русское  Средневековье  :  мифы  и  историческая 

действительность / Антон Горский. – М. : Астрель : Олимп, 2010. – 223 с. : ил.  

Горский  А.А.  Русь  :  от  славян.  расселения  до  Моск.  царства  /  А.А. 

Горский. – М. : Яз. славян. культуры, 2004. – 390 с.  

 

23 

Котляр  Н.Ф.  Даниил,  князь  Галицкий  :  документальное  повествование  / 

Н.Ф. Котляр. – СПб. : Алетейя, 2008. – 313 с. : ил. 

Котляр Н.Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-

Волынской Руси IX-XIII вв. / Н.Ф. Котляр. – Киев : Наук. думка, 1985. – 184 с. 

Кучкин  В.А.  Волго-Окское  междуречье  и  Нижний  Новгород  в  средние 

века / В.А. Кучкин. – Н. Новгород : Кварц, 2011. – 271 с. : ил. 

Кучкин  В.А.  Формирование  государственной  территории  Северо-

Восточной Руси в X-XIV вв. / В.А. Кучкин. – М. : Наука, 1984. – 349 с. : ил. 

Лимонов  Ю.А.  Владимиро-Суздальская  Русь  :  очерки  социал.-полит. 

истории / Ю.А. Лимонов ; отв. ред. Б.А. Рыбаков. – Л. : Наука, 1987. – 215 с. 

Назаренко  А.В.  Древняя  Русь  и  славяне  :  (ист.-филол.  исслед.)  /  А.В. 

Назаренко.  –  М.  :  Русский  фонд  содействия  образованию  и  науке  :  Ун-т 

Дмитрия Пожарского, 2009. – 515 с. : ил. 

Рыбаков  Б.А.  Киевская  Русь  и  русские  княжества  XII-XIII  вв.  /  Б.А. 

Рыбаков. – 2-е изд., доп. – М. : Наука, 1993. – 565 с. : ил. 

Рыбаков Б.А. Мир истории : нач. века рус. истории / Б.А. Рыбаков. – М. : 

Мол. гвардия, 1984. – 351 с. : ил.  

Феннел Дж. Кризис средневековой Руси, 1200-1304 / Джон Феннел ; вступ. 

ст., общ. ред. А.Л. Хорошкевич, А.И. Плигузова. - М. : Прогресс, 1989. – 292 с. : 

ил. 

Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества 

Литовского / Ф.М. Шабульдо. – Киев : Наук. думка, 1987. – 183 с. 

 

24 

Раздел: Задания для самостоятельной работы 

 

Примерные варианты тестов по теме 

 

I

. Выберите правильный ответ 

 

1.  В  каком  году  состоялся  съезд  князей,  организованный  по 

инициативе Владимира Мономаха? 

1. 

в 1068 г. 

2. 

в 1097 г. 

3. 

в 1132 г. 

4. 

в 1113 г. 

 

2. Принцип «каждый да держит отчину свою» был принят князьями 

на съезде в: 

1. 

1068 г. 

2. 

1073 г. 

3. 

1097 г. 

4. 

1113 г. 

 

3. Владимира Мономаха на Киевский престол пригласили в: 
1. 

1068 г. 

2. 

1073 г. 

3. 

1097 г. 

4. 

1113 г. 

 
4. 

К  отрицательным  последствиям  раздробленности  русских  земель 

относится: 

1. 

развитие новых торговых путей 

2. 

развитие городов 

3. 

ослабление обороноспособности государства 

4. 

складывание новых культурных центров 

 

5. Князь Даниил Романович правил в: 
1. 

Новгороде Великом; 

2. 

Галицком княжестве; 

3. 

Владимиро-Суздальском княжестве; 

4. 

Рязанском княжестве. 

  
6

.    Битве на реке Калке предшествовало покорение ордынцами: 

1. 

Владимиро-Суздальской земли; 

2. 

городов Средней Азии-Бухары, Самарканда, Ургенча; 

3. 

Рязани; 

4. 

Киева. 

  

 

25 

7. 

В 1240 г. новгородцы на реке Неве разбили: 

1. 

датчан; 

2. 

ливонских рыцарей; 

3. 

шведов; 

4. 

литовцев. 

  
8. 

Русский князь в конце XIII века – первой половине XIV века имел 

право занять престол в случае: 

1. 

согласия Боярской думы; 

2. 

благословения митрополита; 

3. 

получения ярлыка на княжение в Золотой Орде. 

 
9.

 

 

Какой город не имел своей княжеской династии? 

1.  

Владимир 

2.  

Чернигов 

3.  Новгород 

4.  Переславль  
 

10. Соотнесите понятия и их объяснение: 

1. ярлык 

 

А. поборы с покоренных 

народов в пользу 

Золотой Орды 

2. дань 

 

Б. золотоордынцы, 

собирающие дань на 

Руси; 
 

3. баскаки 

 

В. ханская грамота, 

дающая право на 

княжение; 

 
 

Ответы: 
1.___; 2___; 3___. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..