ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 1

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 1

 

 

Раздел: Календарно-тематический план 

 

Тема 1. 

 

РАННЯЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКИЕ 

ПЛЕМЕНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н. Э. ФОРМИРОВАНИЕ 

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН  

В VI-IX ВЕКАХ. 

 
 

Содержание темы 

Ранняя этническая история народов Восточной Европы. Расселение племен по территории 

Восточной  Европы  в  I  тысячелетии  до  н. э.  -  I  тысячелетии  н. э.  Финно-угорские  и  балтские 

племена. Тюркские племена. Появление славянских племен. 

Восточно-славянские  племена  в  первой  половине  I  тысячелетия  н. э.  Проблема 

происхождения  славян.  Влияние  великого  переселения  народов  на  расселение  восточных 

славян.  Территория  расселения  восточных  славян.  Природно-климатические  особенности 

Восточно-Европейской равнины и их влияние на занятия славян. 

Формирование  государственности  у  восточных  славян  в  VI-IX  веках.  Восточно-

славянские  племена  и  их  соседи:  западно-славянские  и  балтские  племена,  угры,  кочевые 

племена юга, Хазарский каганат, булгарские племена Поволжья. Племенные союзы восточных 

славян  в  VI-IX  веках: поляне,  древляне,  северяне,  дреговичи,  вятичи,  радимичи,  ильменьские 

словене,  уличи,  тиверцы,  дулебы,  полочане,  белые  хорваты.  Особенности  расселения 

славянских племен и взаимоотношения с финно-угорскими, балтскими и кочевыми племенами. 

Социальные отношения у восточных славян. Родовой строй и период военной демократии 

у  восточных  славян.  Род.  Старейшины.  Вече.  Князья  –  военные  вожди  и  их  дружина. 

Общинники. Проблема образования укрепленных поселений и появление первых городов. 

Быт  и  хозяйство  восточных  славян:  характер  земледелия,  скотоводства  и  промыслов. 

Ремесленные занятия восточных славян. Торговля. 

Языческие представления и картина мира восточных славян. 
 

 

Раздел: Учебно-методические материалы 

 

Методические указания 

1. 

Найдите на карте территорию первоначального размещения славян. Назовите соседние 

со славянами племена. 

2. 

Определите по карте направления расселения славянских племен. По берегам каких рек 

происходило расселение восточных славян? 

3. 

Определите,  по  берегам  каких  рек  расселились  племена,  известные  нам  из  Повести 

временных лет? 

4. 

Охарактеризуйте  природно-климатические  условия  расселения  славян  по  территории 

Восточно-Европейской  равнины.  Как  это  сказывалось  на  возможностях  хозяйственного 

основания территорий? 

5. 

Охарактеризуйте социальный состав славянских племен в эпоху военной демократии, 

каковы функции представителей различных социальных групп в племенах? 

6. 

Славянские  племена  и  их  укрепленные  племенные  центры.  Необходимо 

охарактеризовать особенности появления древнейших славянских городов. Почему Новгород – 

не самый первый племенной центр ильменских словен? 

7. 

Охарактеризуйте  хозяйственные  занятия  восточных  славян.  Что  можно  сказать  о 

сельскохозяйственных  культурах,  которые  выращивали  славяне?  Какими  ремеслами  они 

занимались? 

8. 

Охарактеризуйте  черты  верований  восточных  славян.  Какие  славянские  языческие 

божества известны? 

 

 

Основные понятия и термины 

 

Великое  переселение  народов  –  широкомасштабное  движение  народов  в  4  –  7  вв. 

Нашествием гуннов начинается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу (с 70-х гг. 

4 в.). Гунны – это кочевой народ, сложившийся из союза тюркоязычных и местных племен в 

Приуралье во 2 – 4 вв. Гунны открыли ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. 

Они прошли через южно-сибирские степи и через «великие ворота народов» между Уральским 

хребтом  и  Каспийским  морем  в  Восточную  Европу.  Они  разбили  готов  –  одно  из  восточно-

германских  племен,  обитавшее  в  первые  два  века  н.э.  на  южном  берегу  Балтийского  моря 

(нынешняя  Польша),  а  затем,  теснимые  какими-то  племенами  (предположительно 

праславянами ), ушли на юг Украины и России. Вождь готов Германарих в отчаянии покончил 

с  собой.  Возглавив  мощный  союз  племен,  гунны  предприняли  опустошительные  походы  во 

многие  страны.  Наибольшего  могущества  гунны  достигли,  когда  их  возглавил  (в  440  г.) 

свирепый вождь Аттила. Они перешли из черноморских степей на запад, в Дунайскую равнину, 

нападая  на  Восточную  и  Западную  Римскую  империи,  брали  у  них  выкуп.  После  смерти 

Аттилы в 453 г. союз гуннов распался. 

В 6 в. их сменили авары (согласно древнерусской летописи – обры), которые обитали в 

бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян. 

В  7  в.  появилось  новое  кочевое  племя  –  хазары  ,  которые  обосновали  обширное 

государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра – Хазарский каганат (до конца Х 

в.). Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской 

равнине  славянских  племен,  но  уже  и  соседствовали  с  ними  и  оказывали  друг  на  друга 

взаимное влияние. 

Венеды  –  древнейшее  название  славян,  или,  другими  славами,  праславян, 

встречающееся в трудах античных и арабских историков I в . Позднее, примерно в 3-4 веках по 

мере их расселения на юг, северо-восток и восток, стали выделять западных, восточных (анты) 

и южных славян (склавены). 

Вече  –  народное  собрание  в  древнерусском  городе,  один  из  органов  государственного 

управления, в работе которого участвовали все граждане, обладавшие правом голоса.  

Военная демократия – форма правления на этапе разложения первобытно-общинного 

строя,  когда  возникает  власть  наследственного  князя,  опирающегося  на  военную  силу  своей 

дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече. 

Восточные  славяне  (анты)  –  одна  из  трех  групп  древних  славян,  (праславяне) 

выделившаяся  наряду  с  западными  и  южными  (склавены)  славянами  из  общеславянской 

(венеды) этнической общности). Образование восточных славян датируется 1 тысячелетием до 

н.э. – второй половиной 1 тысячелетия н.э. Общие черты этнического облика восточных славян 

сложились  в  6  –  9  вв.  на  территории  Восточной  Европы.  На  этот  процесс  влияла 

полиэтническая среда, с которой взаимодействовали славянские племена (балты, угро-финны, 

тюрки,  арабы,  скандинавы  и  др.).  К  9  –  10  вв.  восточные  славяне  занимали  территорию  от 

Чудского  и  Ладожского  озер  на  Севере  до  Черного  моря  на  Юге;  От  Восточных  Карпат  на 

Западе до низовьев Оки на Волге. 

Ведущая  роль  в  хозяйстве  восточных  славян  в  8-9  вв.  принадлежала  земледелию  и 

оседлому  скотоводству,  занимались  также  охотой  и  рыболовством,  ремеслом,  бортничеством 

(сбор меда диких пчел), торговлей. Жили восточные славяне территориальными общинами. К 
9-

10  вв.  сложились  восточно-славянские  города:  Киев,  Ладога,  Новгород,  Полоцк,  Ростов, 

Чернигов и др. 

По летописям известно 15 восточно-славянских племенных союзов, на основе которых 

сформировалась древнерусская народность. На ее основе сложилось три восточно-славянских 

народа: белорусы, русские, украинцы. Религия – язычество. 

Дружина  –  1).  Отряд  воинов,  объединившихся  вокруг  племенного  вождя  в  период 

разложения  родового  строя;  2).  Вооруженные  отряды  при  князе  в  Киевской  Руси, 

участвовавшие  в  войнах,  управлении  княжеством  и  личным  хозяйством  князя.  Составляли 

привилегированный слой общества, являлись основой формирования землевладельцев (бояр). 

 

Князь  –  глава  феодально-монархического  государства  у  славян  и  некоторых  других 

народов, позднее – дворянский титул. 

Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени . В процессе 

формирования раннефеодального государства у славян происходило постепенное объединение 

прежних  племенных  княжеств  под  единой  княжеской  властью.  Княжеская  власть, 

первоначально  выборная  из  представителей  родоплеменной  знати,  постепенно 

сосредотачивается в руках представителей одного рода. 

Натуральное  хозяйство  –  тип  хозяйства,  при  котором  все  необходимое  для 

удовлетворения элементарных потребностей производится и потребляется на месте. При таком 

типе  хозяйства  нет  необходимости  существования  рынка.  С  развитием  торговли  натуральное 

хозяйство вытесняется товарным производством. 

Норманская  теория  –  направление  в  историографии,  сторонники  которого  считают 

норманов  (варягов)  основателями  славянского  государства.  Концепция  скандинавского 

происхождения  государства  у  славян  связана  с  фрагментом  из  «Повести  временных  лет  »,  в 

котором сообщалось, что в 862 г. для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам 

("руси")  с  предложением  занять  княжеский  престол.  В  результате  Рюрик  сел  княжить  в 

Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске.   

«Норманнская теория» была выдвинута в 18 в. немецкими историками Г. Байером и Г. 

Миллером,  приглашенными  Петром  I  работать  в  Петербургскую  Академию  наук.  Они 

попытались научно доказать, что Древнерусское государство было создано варягами.  Крайним 

проявлением  этой  концепции  является  утверждение,  что  славяне  в  силу  своей 

неподготовленности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не 

в состоянии управлять им. По их мнению, государственность была привнесена славянам извне. 

(Байер Готлиб Зигфрид (1694 - 1738) -  немецкий историк и филолог. Окончил Кёнигсбергский 

университет.  С  1725  г.  занимал  кафедру  древностей  и  восточных  языков  в  Петербургской 

Академии  наук.  Большое  научное  значение  имели  работы  Байера  по  ориенталистике, 

филологии,  исторической  географии;  в  частности  словарь  китайского  языка.  Миллер  Герард 

Фридрих (1705-1783) родился в Вестфалии. С 1730 г. профессор и член Академии наук. С 1732 

г.  редактор  издававшегося  по  его  предложению  первого  российского  исторического  журнала 

"Собрание российских историй". В 1733 г. присоединился к Камчатской экспедиции В. Беринга 

и  почти  десять  лет  провел  в  Сибири,  изучая  ее  географию,  этнический  состав  населения, 

архивные  материалы.    В  1747  г.  Миллер  перешел  в  русское  подданство  и  был  назначен 

Российским  историографом  и  ректором  университета.  В  1749  г.  произнес  речь  на 

торжественном  заседании  Академии  наук  в  связи  с  годовщиной  вступления  Елизаветы 

Петровны  на  престол,  в  которой  сформулировал  основные  положения  "норманской  теории" 

возникновения русского государства. Основные тезисы его доклада сводились к тому, что: 1) 

приход славян с Дуная на Днепр можно датировать не ранее правления Юстиниана; 2) варяги 

есть  ни  кто  иные,  как  скандинавы;  3)  понятия  "варяги"  и  "русь"  -  тождественны.  Из 

исторических сочинений принято считать крупнейшей его работой "Историю Сибири". Однако, 

кроме  этой  книги,  он  является  также  автором  другого  издания  -  "Опыт  новейшей  истории  о 

России",  которую  рассматривал  как  продолжение  "Истории  Российской"  В.Н.  Татищева. 

Большая  заслуга  Миллера  состоит  в  публикации  многих  важнейших  источников  по  русской 

истории). 

Против  этой  теории  первым  выступил  М.В.  Ломоносов.  Его  и  его  сторонников  стали 

называть антинорманистами. 

Особую остроту спор норманистов и антинорманистов приобрел в 30-е годы XX века на 

фоне  обострившейся  политической  ситуации  в  Европе.  Пришедшие  к  власти  в  Германии 

фашисты  использовали  существовавшие  теоретические  концепции  для  обоснования  своих 

агрессивных  планов.  Пытаясь  доказать  неполноценность  славян,  их  неспособность  к 

самостоятельному  развитию,  германские  историки  выдвинули  тезис  об  организующей  роли 

германского начала в Польше, Чехии, на Руси. 

Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и 

«антинорманистов»,  отмечая,  что  возникшие  предпосылки  образования  государства  у  славян 

были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины. 

 

 

Норманны  –  «северные  люди»,  или  жители  Скандинавии  –  понятие,  равнозначное 

термину «варяги».   

 

Община.  Выделяют,  во-первых,  родовую  общину  как  первичную  форму  социальной 

организации;  форму  объединения  людей,  сложившаяся  при  первобытнообщинном  строе, 

представляющую собой замкнутое образование, покоившееся на общественной собственности 

на средства производства, на коллективном труде с естественной формой его разделения между 

мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении и потреблении 

произведенного продукта. Стадию родовой общины прошли все народы. Во-вторых – общину 

соседскую (крестьянскую). Соседская община была не у всех народов. У восточных славян она 

возникла  в  период  «военной  демократии  »  (VI  –  IX  вв.).  Причинами  перехода  от  родовой 

общины к соседской у восточных славян были сложные природные условия (суровый климат, 

малоплодородные  почвы),  а  также  постоянные  набеги  агрессивных  кочевых  племен.  В  этих 

условиях выжить можно было только сообща. Так возникла соседская община – т.е. поселение 

людей,  не  связанных  родственными  узами,  но  занимающих  определенную  территорию, 

совместно  использующих  покосы,  лесные  угодья,  отвечающих  за  выполнение  повинностей  в 

пользу князя, справедливое распределение пахотной земли. Члены соседской общины связаны 

круговой порукой. 

Начиная  с  XIV  в.  соседская  община  («мир»)  приобрела  функции  общественно-

административной организации сельского населения. 

Перелог  –  система  обработки  земли  в  степной  зоне,  при  которой  выжигалась  трава, 

после чего производилась распашка и засев земли.  

Племя  -  этническая  и  социальная  общность  людей,  находящихся  на  первобытном 

уровне  развития.  Обычно  состоит  из  нескольких  родов,  объединенных  единой  территорией, 

общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, 

военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний 

и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей. 

Погост  –  центр  нескольких  общин,  место  религиозного  культа,  сбора  дани, 

периодических торгов, общественных собраний и общего кладбища. 

Подсечно-огневое  земледелие  –  система  обработки  земли,  распространенная  в  лесных 

районах,  основанная  на  вырубке  участка  леса,  выкорчевывании  и  выжигались  пни,  а  участок 

боронили и засевали.  

Протогорода  –  торговые  фактории  VIII-IX  вв.,  охранявшиеся  гарнизонами  воинов-

дружинников. 

Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя, 

которые объединялись в племена, которые распадались при образовании государства. 

Славяне – народ индоевропейской группы, окончательно сложившийся на рубеже новой 

эры.  

Совет старейшин - родоплеменная знать («старая чадь», «нарочитая чадь»), участвующая 

в княжеских советах. 

Угро-финны – языковая семья, принадлежащая к одной из ветвей уральских языков, в 

которую входили венгры, ханты, манси, финны, карелы, эсты, саами, мари, коми и др. 

Язычество  –  комплекс  ранних  политеистических  верований  (многобожие),  основным 

признаком  которых  является  одухотворение  природы,  отраженное  в  культах  богов,  духов, 

предков. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Контрольные даты 

 

Середина II тыс. до н.э. – время складывания праславянского этнического массива. 
VI 

в. - складывание союза среднеднепровских славян. 

VIII 

в. – складывание у славян ранних форм государственности – племенных княжений. 

Середина  IX  в.  Складывание  в  Среднем  Приднепровье  раннефеодального 

государственно-политического образования Киевская Русь 

839  г.  Упоминание  в  «Вертинской  летописи»  об  участии  людей  из  народа  «рос»  в 

посольстве от византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 

852 г. – первое упоминание в «Повести временных лет» о Русской земле. 

860 г. Первый упоминаемый в летописях поход русов на Царьград (Константинополь) 

862  г.  Год,  к  которому  «Повесть  временных  лет»  относит  призвание  в  Новгородскую 

землю варяжского конунга (князя) Рюрика. 

 

Вспомогательные историографические материалы 

 

Документы эпохи 

 

Повесть временных лет (перевод). Фрагмент 

Спустя  много  времени  сели  славяне  по  Дунаю,  где  теперь  земля  Венгерская  и 

Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, 

на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие 

назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи 

напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и 

сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – 

мазовшане, иные – поморяне.  

Так  же  и  эти  славяне  пришли  и  сели  по  Днепру  и  назвались  полянами,  а  другие  – 

древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались 

дреговичами,  иные  сели  по  Двине  и  назвались  полочанами,  по  речке,  впадающей  в  Двину, 

именуемой  Полота,  от  нее  и  назвались  полочане.  Те  же  славяне,  которые  сели  около  озера 

Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. 

А  другие  сели  по  Десне,  и  по  Сейму,  и  по  Суле,  и  назвались  северянами.  И  так  разошелся 

славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.  

Когда  же  поляне  жили  отдельно  по  горам  этим,  тут  был  путь  из  Варяг  в  Греки  и  из 

Греков  по  Днепру,  а  в  верховьях  Днепра  –  волок  до  Ловоти,  а  по  Ловоти  можно  войти  в 

Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и 

устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима 

можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в 

которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из 

того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет 

Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно 

плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – в землю 

варягов,  от  варягов  до  Рима,  от  Рима  же  и  до  племени  Хамова.  А  Днепр  впадает  устьем  в 

Понтийское море; это море слывет Русским, – по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, 

брат Петра.  

<…> 

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня 

устье  Днепра,  и  захотел  отправиться  в  Рим,  и  проплыл  в  устье  днепровское,  и  оттуда 

отправился вверх по Днепру. <…> И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел 

живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился 

в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво 

видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и 

разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые 

и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою 

 

студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя 

мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». <…> 

Поляне  же  жили  в  те  времена  отдельно  и  управлялись  своими  родами;  ибо  и  до  той 

братии  (о  которой  речь  в  дальнейшем)  были  уже  поляне,  и  жили  они  все  своими  родами  на 

своих  местах,  и  каждый  управлялся  самостоятельно.  И  были  три  брата:  один  по  имени  Кий, 

другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем 

Боричев,  а  Щек  сидел  на  горе,  которая  ныне  зовется  Щековица,  а  Хорив  на  третьей  горе, 

которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, 

и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи 

мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.  

Некоторые  же,  не  зная,  говорят,  что  Кий  был  перевозчиком;  был-де  тогда  у  Киева 

перевоз  с  той  стороны  Днепра,  отчего  и  говорили:  „На  перевоз  на  Киев».  Если  бы  был  Кий 

перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к 

царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же 

возвращался,  пришел  он  к  Дунаю,  и  облюбовал  место,  и  срубил  городок  невеликий,  и  хотел 

сесть  в  нем  со  своим  родом,  да  не  дали  ему  живущие  окрест;  так  и  доныне  называют 

придунайские  жители  городище  то  –  Киевец.  Кий  же,  вернувшись  в  свой  город  Киев,  тут  и 

умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.  

И  после  этих  братьев  стал  род  их  держать  княжение  у  полян,  а  у  древлян  было  свое 

княжение,  а  у  дреговичей  свое,  а  у  славян  в  Новгороде  свое,  а  другое  на  реке  Полоте,  где 

полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях 

Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же 

происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине 

озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем 

языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только 

кто  говорит  по-славянски  на  Руси:  поляне,  древляне,  новгородцы,  полочане,  дреговичи, 

северяне,  бужане,  прозванные  так  потому,  что  сидели  по  Бугу,  а  затем  ставшие  называться 

волынянами.  А  вот  другие  народы,  дающие  дань  Руси:  чудь,  меря,  весь,  мурома,  черемисы, 

мордва,  пермь,  печера,  ямь,  литва,  зимигола,  корсь,  нарова,  ливы,  –  эти  говорят  на  своих 

языках, они – от колена Иафета и живут в северных странах.  

Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть 

от  хазар,  так  называемые  болгары,  и  сели  по  Дунаю,  и  были  поселенцами  на  земле  славян. 

Затем  пришли  белые  угры  и  заселили  землю  Славянскую.  Угры  эти  появились  при  царе 

Ираклии,  и  они  воевали  с  Хосровом,  персидским  царем.  В  те  времена  существовали  и  обры, 

воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против 

славян  и  притесняли  дулебов  –  также  славян,  и  творили  насилие  женам  дулебским:  бывало, 

когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, 

четырех или пять жен и везти его – обрина, – и так мучили дулебов. Были же эти обры велики 

телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть 

поговорка  на  Руси  и  доныне:  „Погибли,  как  обры»,  –  их  же  нет  ни  племени,  ни  потомства. 

После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после – 

уже при Олеге.  

Поляне  же,  жившие  сами  по  себе,  как  мы  уже  говорили,  были  из  славянского  рода  и 

только  после  назвались  полянами,  и  древляне  произошли  от  тех  же  славян  и  также  не  сразу 

назвались  древляне;  радимичи  же  и  вятичи  –  от  рода  ляхов.  Были  ведь  два  брата  у  ляхов  – 

Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а 

Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. 

И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. 

Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле 

Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и 

доныне; и греки называли их „Великая Скифь».  

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой 

нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и 

сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; 

 

имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий 

день  приносят  за  нее  –  что  дают.  А  древляне  жили  звериным  обычаем,  жили  по-скотски: 

убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А 

радимичи,  вятичи  и  северяне  имели  общий  обычай:  жили  в  лесу,  как  и  все  звери,  ели  все 

нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались 

игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и 

здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, 

то  устраивали  по  нем  тризну,  а  затем  делали  большую  колоду,  и  возлагали  на  эту  колоду 

мертвеца,  и  сжигали,  а  после,  собрав  кости,  вкладывали  их  в  небольшой  сосуд  и  ставили  на 

столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и 

прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.  

<…> 

По  прошествии  времени,  после  смерти  братьев  этих  (Кия,  Щека  и  Хорива),  стали 

притеснять  полян  древляне  и  иные  окрестные  люди.  И  нашли  их  хазары  сидящими  на  горах 

этих в лесах и сказали: „Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и 

отнесли  их  хазары  к  своему  князю  и  к  старейшинам,  и  сказали  им:  „Вот,  новую  дань  нашли 

мы».  Те  же  спросили  у  них:  „Откуда?».  Они  же  ответили:  „В  лесу  на  горах  над  рекою 

Днепром».  Опять  спросили  те:  „А  что  дали?».  Они  же  показали  меч.  И  сказали  старцы 

хазарские: „Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, 
– 

саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных 

земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так 

было  и  при  фараоне,  царе  египетском,  когда  привели  к  нему  Моисея  и  сказали  старейшины 

фараона: „Этому суждено унизить землю Египетскую». Так и случилось: погибли египтяне от 

Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними 

самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день.  

В  год  6360  (852),  индикта  15,  когда  начал  царствовать  Михаил,  стала  прозываться 

Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как 

пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. 

„От  Адама  и  до  потопа  2242  года,  а  от  потопа  до  Авраама  1000  и  82  года,  а  от  Авраама  до 

исхода  Моисея  430  лет,  а  от  исхода  Моисея  до  Давида  600  и  1  год,  а  от  Давида  и  от  начала 

царствования  Соломона  до  пленения  Иерусалима  448  лет»  а  от  пленения  до  Александра  318 

лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 

318  лет,  от  Константина  же  до  Михаила  сего  542  года».  А  от  первого  года  царствования 

Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения 

Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до 

первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 

28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким 

образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти 

Святополка 60 лет.  

Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как уже начали: 

с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку года.  

В год 6361 (853).  

В год 6362 (854).  

В год 6363 (855).  

В год 6364 (856).  

В год 6365 (857).  

В  год  6366  (858).  Царь  Михаил  отправился  с  воинами  на  болгар  по  берегу  и  морем. 

Болгары  же,  увидев,  что  не  смогли  противостоять  им,  попросили  крестить  их  и  обещали 

покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех бояр и заключил мир с болгарами.  

В  год  6367  (859).  Варяги  из  заморья  взимали  дань  с  чуди,  и  со  словен,  и  с  мери,  и  с 

кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от 

дыма.  

В год 6368 (860).  

В год 6369 (861).  

 

В  год  6370  (862).  Изгнали  варяг  за  море,  и  не  дали  им  дани,  и  начали  сами  собой 

владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать 

друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». 

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, 

а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, 

кривичи  и  весь:  „Земля  наша  велика  и  обильна,  а  порядка  в  ней  нет.  Приходите  княжить  и 

владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, 

и  сел  старший,  Рюрик,  в  Новгороде,  а  другой,  Синеус,  –  на  Белоозере,  а  третий,  Трувор,  –  в 

Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. 

 

Радзивиловская летопись 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..