Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
Расчетно-пояснительная записка
к курсовому проекту по «Деталям машин и основам конструирования»
Тема: Расчет и проектирование привода лебедки
Выполнил:
студент гр.
специальность
Проверил:
2009
Содержание
Введение
1. Кинематический и силовой расчет
2. Расчет косозубой передачи
3. Расчет шевронной передачи
4. Расчет валов редуктора
5. Расчет и конструирование подшипниковых узлов
6. Подбор и проверочный расчет шпонок
7. Определение конструктивных размеров зубчатой передачи
8. Определение конструктивных размеров корпуса
9. Определение конструктивных размеров крышек подшипников
10. Выбор масла, смазочных устройств
16. Выбор и проверочный расчет муфт
17. Сборка редуктора
18. Техника безопасности
Список использованной литературы
Введение
В создании материально-технической базы значительная роль отводится подъемно-транспортному машиностроению, перед которым поставлена задача широкого внедрения во всех областях народного хозяйства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, ликвидации ручных погрузочно-разгрузочных работ и исключения тяжелого ручного труда при выполнении основных и вспомогательных производственных операций. Современные поточные технологические и автоматизированные линии, межцеховой и внутрицеховой транспорт, погрузочно-разгрузочные операции органически связаны с применением разнообразных грузоподъемных машин и механизмов, обеспечивающих непрерывность и ритмичность производственных процессов.
Правильный выбор грузоподъемного оборудования является основным фактором нормальной работы и высокой эффективности производства. Нельзя обеспечить устойчивый ритм производства на современной ступени его интенсификации без согласованной и безотказной работы современных средств механизации внутрицехового и межцехового транспортирования сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех стадиях обработки и складирования. Успешно осуществляется переход от применения отдельных видов подъемно-транспортной техники к внедрению высокопроизводительных комплексов. Создаются принципиально новые системы грузоподъемных машин для комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ. Современные высокопроизводительные грузоподъемные машины, имеющие высокие скорости и большую грузоподъемность, появились в результате постепенного совершенствования машин в течение долгого времени.
В грузоподъемных машинах применяют электропривод с двигателями постоянного и переменного тока. Основным преимуществом двигателей постоянного тока является возможность регулирования скорости в широких пределах и получения механических характеристик, наиболее полно удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к работе грузоподъемных машин. Кроме того, двигатели постоянного тока обладают большей перегрузочной способностью и более напряженным режимом работы.
Электропривод с двигателем переменного тока по сравнению с приводом постоянного тока обладает более низкой стоимостью и меньшими затратами при эксплуатации, вследствие более простой и надежной конструкции. Кроме того, электродвигатели переменного тока получают электроэнергию непосредственно из сети, а для электродвигателей постоянного тока требуются индивидуальные или цеховые преобразовательные устройства.
Примерный вид привода лебедки приведен на рис.1
Рис.1 Примерная схема привода лебедки
где: 1-двухступенчатый редуктор, 2-электродвигатель, 3-ограничитель подъема.
Кинематическая схема заданного привода лебедки приведена на рис.2.
Вращение привода передается от вала электродвигателя 1 к выходной муфте 4 через входную муфту 2 и двухступенчатый редуктор 3.
Рис.2 Кинематическая схема привода лебедки.
1. Кинематический и силовой расчет
Исходные данные:
- вращающий момент на выходном валу Т3
=1260Нм;
- угловая скорость выходного вала ω3
=4с-1
;
Определяем мощность на выходном валу Р3
= Т3
х ω3
=1260х4=5040Вт.
Определяем общий КПД привода по схеме привода
ηобщ
=ηкп
ηшп
ηм
ηп
(1.1)
где [1, с.5, табл.1.1]: ηкп
=0,97- КПД косозубой передачи;
ηшп
=0,97 - КПД шевронной передачи;
ηм
=0,982
– потери в муфтах;
ηп
=0,993
- коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 3-х валов.
Сделав подстановку в формулу (2.1) получим:
ηобщ.
=0,97*0,97*0,982
*0,993
=0,877
Определяем мощность, необходимую на входе [1,с.4]
Ртр
=Р3
/ηобщ.
(1.2)
где Ртр
– требуемая мощность двигателя:
Ртр
=5,04/0,877=5,75кВт
Выбираем электродвигатель [1,с.390,табл. П1,П2]
Пробуем двигатель 4А132М6У3:
Рдв.
=7,5кВт;
nс
=1000об/мин;
S=1,3%
dдв.
=38мм.
Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (1.3) [1,c.6]:
nном
=nc
·(1-S); nном
=1000·(1-0,013);
nном
=870 об/мин
По формуле (2.4) определяем угловую скорость вала двигателя
ωдв
=πnдв
/30=π*870/30=91,1рад/с;
Определяем общее передаточное число привода
U=ωдв.
/ω3
=91,1/4=22,8
Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода
Uобщ.
=U1
· U2
; (1.3)
Назначаем по рекомендации [1,табл.1.2]:
U1
=5;
тогда
U2
= Uобщ.
/U1
;
U2
=4,56, что входит в рекомендуемые пределы
Принимаем U2
=4,5.
Тогда уточняем передаточное число привода по формуле (2.3):
Uобщ.
=5х4,5=22,5
Принимаем окончательно электродвигатель марки 4А136М6 с dвых
=38мм.
Угловые скорости определяем по формуле
ω=πn/30 (1.4)
По схеме привода (рис.2) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала
n1
= nдв
n2
= nдв
/U1
=870/5=174об/мин;
ω2
=πn2
/30=π*174/30=18,2 рад/с;
n3
= n2
/U2
=174/4,5=38,7 об/мин;
ω3
=πn3
/30=π*38,7/30=4 рад/с.
Определяем мощность на каждом валу по схеме привода
Р1
=Рдв
ηм
=7,5*0,98=7,35 кВт;
Р2
=Р1
ηкп
ηп
=7,35*0,97*0,992
=7,06 кВт;
Р3
=Р2
ηшп
ηп
=7,06*0,97*0,99=6,78 кВт.
Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формуле
(Нм) (1.5)
;
;
;
.
Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.
Параметры кинематического расчета Таблица 1
№ вала |
n, об/мин |
ω, рад/с |
Р, кВт |
Т, Нм |
U |
Дв |
870 |
91,1 |
7,5 |
82,3 |
1 |
870 |
91,1 |
7,35 |
80,7 |
5 |
2 |
174 |
18,2 |
7,06 |
388 |
4,5 |
3 |
38,7 |
4 |
6,78 |
1964 |
2. Расчет косозубой передачи
2.1 Исходные данные
Мощность на валу шестерни и колеса Р1
=7,35 кВт
Р2
=7,06 кВт
Вращающий момент на шестерне и колесе Т1
=80,7 Нм
Т2
=388 Нм
Передаточное число U=5
Частота вращения шестерни и колеса n1
=870 об/мин
n2
=174 об/мин
Угловая скорость вращения шестерни и колеса ω1
=91,1 рад/с
ω3
=18,2 рад/с
Угол наклона зубьев β1
=13˚
Расположение колес относительно опор симметричное.
2.2 Расчет параметров зубчатой передачи
Выбираем материал для шестерни и колеса по табл.3.3 [1,c.34]:
шестерня – сталь 40Х, термообработка – улучшение 270НВ,
колесо - сталь 40Х, термообработка – улучшение 250НВ.
Определяем допускаемое контактное напряжение по формуле (3.9) [1,c.33]:
(2.1)
где σHlimb
– предел контактной выносливости при базовом числе циклов;
КHL
– коэффициент долговечности;
[SH
] – коэффициент безопасности;
по [1,c.33]: КHL
=1; [SH
] =1,1.
Определяем σHlimb
по табл.3.2 [1,c.34]:
σHlimb
=2НВ+70; (2.2)
σHlimb
1
=2×270+70; σHlimb
1
=610МПа;
σHlimb
2
=2×250+70; σHlimb
1
=570МПа.
Сделав подстановку в формулу (3.1) получим
;
МПа;
;
МПа.
Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле (3.10) [1,c.35]:
(2.3)
;
МПа.
Определяем межосевое расстояние передачи по формуле (3.7) [1,c.32]:
(2.4)
де Ка
– числовой коэффициент;
КHβ
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
- коэффициент ширины;
Т2
– вращающий момент на колесе
Выбираем коэффициенты:
Ка
=43 [1,c.32];
КHβ
=1,1 [1,c.32,табл.3.1];
=0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций [1,c.36];
Т2
=388Нм.
Подставив значения в формулу (3.4) получим:
;
мм;
Принимаем окончательно по ГОСТ2185-66 [1,c.36]
мм.
Определяем модуль [1,c.36]:
(2.5)
;
;
Принимаем по ГОСТ9563-60 модуль mn
=2,0мм [1,c.36]
Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]:
(2.6)
Так как β=13º (β=8º…12º), тогда cosβ=0,974
;
;
Принимаем
зуба.
Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [1,c.37]:
;
;
;
;
;
.
Уточняем фактическое передаточное число
;
;
Отклонения передаточного числа от номинального нет.
Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [1,c.37]:
(2.8)
;
мм;
;
мм.
Проверяем межосевое расстояние
(2.9)
;
мм.
Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам:
;
;
;
;
(2.10)
;
(2.11)
мм;
;
мм;
;
мм;
;
мм;
;
мм;
;
мм;
;
мм
;
мм;
;
мм;
;
мм.
Проверяем соблюдение условия (т.к. Ψba
<0,4)
;
;
;
0,315>0,223
Значит, условие выполняется.
Определяем окружные скорости колес
;
м/с;
;
;
м/с;
м/с.
Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 8В [1,c.32].
Определяем фактическое контактное напряжение по формуле (3.6) [1,c.31]
(2.12)
где КН
– коэффициент нагрузки:
КН
=КНά
× КНβ
× КН
u
;
КНά
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
КНβ
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине;
КН
u
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении.
Уточняем коэффициент нагрузки
КНά
=1,01; [1,c.39, табл.3.4]
КН
u
=1; [1,c.40, табл.3.6]
;
;
,
тогда КНβ
=1,09; [1,c.39, табл.3.7]
КН
=1,01×1,09×1; КН
=1,1.
Сделав подстановку в формулу (3.12) получим
;
МПа.
Определяем ∆σН
;
;
недогрузки,
что допускается.
Определяем силы в зацеплении
- окружная
; (2.13)
;
Н;
- радиальная
; (2.14)
;
Н;
- осевую
; (2.15)
;
Н.
Практика показывает, что у зубчатых колес с НВ<350 выносливость на изгиб обеспечивается с большим запасом, поэтому проверочный расчет на выносливость при изгибе не выполняем.
Все вычисленные параметры заносим в табл.2.
Таблица 2. Параметры закрытой зубчатой передачи
Параметр |
Шестерня |
Колесо |
mn
,мм |
2 |
βº |
13º |
ha
,мм |
2 |
ht
,мм |
2,5 |
h,мм |
4,5 |
с, мм |
0,5 |
d,мм |
53 |
267 |
dа
,мм |
57 |
271 |
df
,мм |
48 |
252 |
b, мм |
54 |
50 |
аW
,мм |
160 |
v, м/с |
2,4 |
Ft
, Н |
2906 |
Fr
, Н |
1086 |
Fа
, Н |
250,7 |
3. Расчет шевронной передачи
Исходные данные:
Мощность на валу шестерни и колеса Р1
=7,06 кВт
Р1
=6,78 кВт
Вращающий момент на шестерне и колесе Т1
=388 Нм
Т2
=1964 Нм
Передаточное число U=4,5
Частота вращения шестерни и колеса n1
=174 об/мин
n2
=38,7 об/мин
Угловая скорость вращения шестерни и колеса ω1
=18,2 рад/с
ω3
=4 рад/с
Угол наклона зубьев β=45˚
Расположение колес относительно опор симметричное.
Материал зубчатых колес сталь 45 с термообработкой – улучшение; для колеса твердость 235…262 НВ2
(248 НВ2ср
), sТ
= 540 Н/мм2
, наибольшая толщина сечения заготовки
; для шестерни 269…302 НВ1
(285 НВ1ср
), sТ
= 650 Н/мм2
, при диаметре заготовки шестерни
.
При этом обеспечивается прирабатываемость зубьев:
.
Интерполированием, т.е. находим промежуточные значения функции по известным ее частным значениям, [1,табл.4.15] находим число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости:
для колеса – NHO
2
= 16,2´106
,
для шестерни – NHO
1
= 22,5´106
.
Рекомендуется NF
0
= 4´106
– наработка.
Находим число циклов нагружения зубьев (колеса и шестерни) за весь срок службы:
;
;
;
;
где
- ресурс (срок службы) передачи, примерно три года при двухсменной работе.
Принимаем значения коэффициентов:
KHL
= 1, учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи,
KFL
= 1, учитывает долговечность работы.
Определяем допускаемые контактные напряжения [s]HO
и напряжения изгиба [s]FO
, соответствующие числу циклов напряжений NHO
и NFO
[3, табл. 4.6] для материалов зубьев колеса и шестерни:
;
;
;
;
;
;
Определяем допускаемые напряжения с учетом ресурса (срока службы) передачи:
;
;
;
;
;
;
Чтобы рассчитать межосевое расстояние, принимаем расчетные коэффициенты:
– коэффициент ширины венца [1,табл. 4.6],
,
– коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба (табл. 4.18; 4.20).
Тогда межосевое расстояние передачи равно:
где Ка
=43 – числовой коэффициент для шевронной передачи;
Т2
=232Нм.
Подставив значения в формулу (5.1) получим:
;
мм;
Принимаем окончательно по ГОСТ2185-66 [1,c.36]
мм.
Определяем модуль [1,c.36]:
;
;
Принимаем по ГОСТ9563-60 модуль mn
=4,0мм [1,c.36]
Определяем суммарное число зубьев по формуле:
β=45º, тогда cosβ=0,707
;
;
Принимаем
зуба.
Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам [1,c.37]:
;
;
;
;
.
Уточняем фактическое передаточное число
;
;
Отклонения передаточного числа от номинального нет.
Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.11):
;
мм;
;
мм.
Проверяем межосевое расстояние
;
мм.
Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам (2.10)
;
;
;
;
;
мм;
;
мм;
;
мм;
;
мм;
;
мм; принимаем b2
=80мм;
;
мм;
;
мм
;
мм;
;
мм;
;
мм.
Проверяем соблюдение условия (т.к. Ψba
<0,4)
;
;
;
0,315>0,056
Значит, условие выполняется.
Определяем окружные скорости колес
;
м/с;
;
;
м/с;
Принимаем для расчетов
м/с.
Определяем силы в зацеплении
- окружная
;
;
Н;
- радиальная
;
;
Н;
- осевого усилия нет.
Принимаем 9-ую степень точности изготовления колес [1,табл.4.5].
Принимаем коэффициенты динамической нагрузки: KHV
=1,2
(Н≤350HB); К
FV
=1,02
[1,табл. 4
.13]. Принимаем коэффициенты формы зуба некорригированного зацепления: для шестерни z1
= 16, YF
1
= 4,4; а для колеса z2
= 72, YF
2
= 3,61. Проверяем зубья колеса по контактным напряжениям и по напряжениям изгиба:
Расчетное контактное напряжение:
;
;
Определяем ∆σН
;
;
недогрузки, что допускается.
Расчетные напряжения изгиба в основании ножки зубьев колеса и шестерни:
;
;
;
;
Прочность зубьев на изгиб обеспечивается
Все вычисленные параметры заносим в табл.3.
Параметры закрытой шевронной передачи Таблица 3
Параметр |
Шестерня |
Колесо |
mn
,мм |
4 |
z |
16 |
72 |
βº |
45º |
ha
,мм |
4 |
hf
,мм |
5 |
h,мм |
10 |
с, мм |
0,5 |
d,мм |
90,5 |
409,5 |
dа
,мм |
98,5 |
422,5 |
df
,мм |
80,5 |
399,6 |
b, мм |
80 |
62 |
ω, рад |
18,2 |
4 |
аW
,мм |
250 |
v, м/с |
0,8 |
Т, Нм |
388 |
1964 |
Ft
, Н |
9593 |
Fr
, Н |
4938 |
4. Расчет валов редуктора
По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора. Для этого мысленно расцепим шестерню и колесо редуктора. По закону равенства действия и противодействия:
Fa1
= Fa2
= Fa1
;
Ft1
= Ft2
= Ft1
;
Fr1
= Fr2
= Fr1
;
Ft3
= Ft4
= Ft2
;
Fr3
= Fr4
= Fr2
.
Схема усилий приведена на рис.3.
Так как на валу промежуточного вала находится 3 зубчатых колеса, этот вал будет определяющим для внутренней ширины корпуса редуктора и расчет валов начнем с него.
4.1 Расчет промежуточного вала
Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:
Схема усилий действующих на валы редуктора
Fa
1
= Fa
2
= Fa
1
=251Нм;
Ft
1
= Ft
2
=Ft
1
= 2906Нм;
Fr
1
= Fr
2
= Fr
1
= 1086Нм;
Ft
3
= Ft
4
= Ft
2
=9592Нм;
Fr
3
= Fr
4
= Fr
2
=4938Нм;
Нм;
Нм.
Рис.4 Схема усилий, действующих на валы редуктора
d1=53мм;
d2=267мм;
d3=90,5мм;
Т1
=81Н;
Т2
=388Н;
Т2
=388Н;
b1
=54мм;
b2
=50мм;
b3
=82мм;
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4]
σв
=730Н/мм2
;
Н/мм2
;
Н/мм2
;
Н/мм2
.
Определяем диаметр выходного конца вала под подшипником из расчёта на чистое кручение
где [τк
]=(10…20)Мпа [1,c.161]
Принимаем [τк
]=30Мпа.
;
мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа
40:
мм.
Намечаем приближенную конструкцию промежуточного вала редуктора (рис.4), уменьшая диаметр ступеней вала на 5…6мм
Рис.5 Приближенная конструкция промежуточного вала
dв
=52мм;
Lст1=в1
=54мм;
Lст3=в3
=82мм;
х=8мм;
W=50мм;
r=2,5мм;
f=1,2мм;
dст
= dв
-3f=48мм;
dп
≥ dст
-3r=40мм;
l=2Lст1+Lст3+4х+W=326мм.
Так как осевые силы от двух косозубых колес взаимно компенсируются, их можно не учитывать в расчетах, поэтому предварительно назначаем предварительно подшипники шариковые радиальнные однорядные средней серии по
мм подшипник №308, у которого Dп
=90мм; Вп
=23мм [1,c.394, табл.П3].
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)
Изгибающий момент от осевой силы Fа будет:
mа
=[Fa×d/2]:
mа
=251·267×10-3
/2;
mа
=33,5Н×м2
.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
1åmF
у
=0
-RКу
·0,272-Ft
1
·0,0,06+Ft
3
·0,06+ mа
–Ft
1
·0,212=0
RК
y
=(4938·0,06-1086·0,212-1086·0,0,06)/ 0,272;
RК
y
==60Н
Учитывая симметричность нагрузок:
RFy
=60Н
Назначаем характерные точки 1, 2, 3, 4 и 5 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у
=0;
М2у(слева)
=-RFy
·0,06;
М2у(слева)
=-3,5
М2у(справа)
= М2у
-mа
;
М2у
=-37;
М3у
=-Fr
3
·0,076;
М3у
=-412,5Нм2
;
М4у(слева)
= М2у(справа)
=-37;
М4у(справа)
= М2у(слева)
=-3,5;
М4у
=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му
, Нм (рис.6)
Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
1åmF
х
=0
RКх
·0,272-Fr
1
·0,0,06- mа
+Fr
3
·0,06+ mа
-Fr
1
·0,212=0
RКх
=(-4938·0,06+1086·0,212+1086·0,06)/ 0,272;
RКх
==34,5Н
Рис.6 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.
Учитывая симметричность нагрузок: RF
х
=34,5Н
Назначаем характерные точки 1, 2, 3, 4 и 5 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у
=0;
М2у
=-Т2
/2;
М3у
=-Fr
3
·0,076;
М3у
=-194Нм2
;
М4у
=-Т2;
М4у
=-388;
М4у
=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му
, Нм (рис.6)
Крутящий момент
Т1-1
=0;
Т2-2
=-T2
/2=-194Нм2
;
Т3-3(слева)
=-T2
/2=-194Нм2
;
Т3-3(справа)
=T2
/2=194Нм2
;
Т4-4
=T2
/2=194Нм2
;
Т5-5
=0.
В соответствии с рис.6 наиболее опасным является сечение 3-3, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.
Исходные данные для расчета:
М3х
= 388Нм2
;
М3у
=412,5Нм2
;
Т3-3
=388Нм2
;
d=52мм;
в=16мм – ширина шпонки,
t=6мм – глубина шпоночного паза,
l=45мм – длина шпонки.
При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу.
Определяем результирующий изгибающий момент:
Нм2
.
Эквивалентный момент:
Нм2
.
Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ-1
]и
=60МПа:
мм.
Условие соблюдается.
Определяем напряжения изгиба:
σи
=Ми
/W;
где W – момент сопротивлению изгибу. По [1,табл.22.1]:
мм3
σи
=627000/7611=53,7Н/мм2
.
При симметричном цикле его амплитуда равна:
σа
= σи
=53,7Н/мм2
.
Определяем напряжения кручения:
τк
=Т3-3
/Wк
;
где Wк
– момент сопротивлению кручению. По [1,табл.22.1]:
мм3
τк
=338000/16557=13,2Н/мм2
.
При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:
τа
= τк
/2=13,2/2=6,6 Н/мм2
.
Согласно примечанию к табл. 0.2 [3] в расчет принимаем концентрацию напряжений от посадки зубчатого колеса, для которой по табл.0.5 [3] (интерполируя) Кσ
/Кν
=3,9; Кτ
/Кd
=2,8.
По табл. 0.3…0.4 [3]: КF
=1,0 – для шлифованной посадочной поверхности; Кν
=1,0 – поверхность вала не упрочняется.
Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала:
(Кσ
)D
=( Кσ
/Кν
+ КF
-1)/ Кν
=(3,9+1-1)/1=3,9;
(Кτ
)D
=( Кτ
/Кν
+ КF
-1)/ Кν
=(2,8+1-1)/1=2,8.
Определяем пределы выносливости вала:
(σ-1
)D
=σ-1
/(Кσ
)D
=370/3,9=94,9 Н/мм2
;
(τ-1
)D
=τ-1
/(Кτ
)D
=200/2,8=71,4 Н/мм2
.
Определяем коэффициенты запаса прочности:
sσ
=(σ-1
)D
/ σа
=94,9/53,7=1,8;
sτ
=(τ-1
)D
/ τа
=71,4/6,6=10,8.
Определяем расчетный коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям:
Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет вала на жесткость не проводим.
4.3 Расчет ведомого вала редуктора
Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:
Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.3
Ft
4
= 9592Н;
Fr
4
=4938Н;
d4=267мм;
Т4
=1964Н;
b4
=82мм;
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв
=730Н/мм2
;
Н/мм2
;
Н/мм2
;
Н/мм2
.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение
где [τк
]=(20…25)Мпа [1,c.161]
Принимаем [τк
]=20Мпа.
;
мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа
40:
мм.
Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.
Рис.7 Приближенная конструкция ведомого вала
мм;
мм – диаметр под уплотнение;
мм – диаметр под подшипник;
мм – диаметр под колесо;
мм – диаметр буртика.
Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по
мм подшипник №318, у которого Dп
=190мм; Вп
=43мм [1,c.394, табл.П3].
Из расчета промежуточного вала принимаем l=326мм, остальные размеры:
W=65мм;
lм
=105мм (длина полумуфты МУВП на момент 2000Нм;
l1
=35мм.
Определим размеры для расчетов:
l/2=163мм;
с=W/2+ l1
+ lм
/2=170мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.
Проводим расчет ведомого вала на изгиб с кручением.
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
-RЕ
y
·0,326+Fr
4
·0,163=0
RЕ
y
= 4938·0,163/ 0,326;
RЕ
y
= RС
y
=2469Н
Рис.7 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала
Назначаем характерные точки 1,2 и 3 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у
=0;
М2у
= -RС
y
·0,168;
М2у
=-400Нм2
;
М3у
=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му
, Нм2
(рис.8)
Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)
1åmЕх
=0;
-RСх
·0,336+ Ft
·a=0;
RСх
=(5540·0,476+9592·0,168)/0,11;
RСх
=38622Н
2åmСх
=0;
-RЕх
·0,336+Ft
·0,168+FМ2
·0,140= 0;
RЕх
=(9592×0,0,168+5540×0,14)/0,336;
RЕх
=7104Н
Назначаем характерные точки 1,2,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1х
=0;
М2х
= - FМ2
·0,14
М2х
=-7104·0,14;
М2х
=994Нм;
М3х
=-RСх
·0,168;
М3х
=38622·0,168;
М3х
=6488Нм
М4х
=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх
.
Крутящий момент
Т1-1
= Т2-2
= Т3-3
= T1
=1964Нм;
T4-4
=0.
Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:
Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.3
Ft
1
= 2906Н;
Fr
1
=1086Н;
Fа1
=250,7Н;
d1
=267мм;
Т1
=80,7Н;
b1
=54мм;
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв
=730Н/мм2
;
Н/мм2
;
Н/мм2
;
Н/мм2
.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение
где [τк
]=(20…25)Мпа [1,c.161]
Принимаем [τк
]=20Мпа.
;
мм.
Диаметр выходного конца двигателя по произведенному расчету в п.1равен 38мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа
40:
мм.
Намечаем приближенную конструкцию ведущего вала редуктора (рис.9), с учетом того, что уже известны межосевые расстояния между подшипниками и между шестернями.
Рис.9 Приближенная конструкция ведущего вала
dв
=32мм;
Lст1=в1
=54мм;
х=8мм;
W=50мм;
r=2,5мм;
f=1,2мм;
dу
=35мм-ближайшее большее стандартное значение диаметра под уплотнение
dп
≥ dу
принимаем ближайшее большее стандартное значение диаметра под подшипник dп =40мм;
d3
= dп
+2r=50мм;
Примем dст
=d1
=50мм, облегчение прохода шестерни через диметр d1
при сборке обеспечим заданием допуска d10(-0,08/-018) на размер d1
.
dст
= d3
+5f=63мм;
l=2Lст1+Lст3+4х+W=326мм.
lм
=58мм – принимаем для муфты МУВП с диметрами отверстий 32 и 36 мм;
l1
=52мм – принимаем предварительно.
Так как осевые силы от двух косозубых колес взаимно компенсируются, их можно не учитывать в расчетах, поэтому предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по dп =40мм подшипник №308, у которого Dп
=90мм; Вп
=23мм [1,c.394, табл.П3].
Производим расчет ведущего вала на изгиб с кручением.
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
1åmАу
=0
RBy
·0,172-Fr
·0,06-Fr
·0,212 =0
RBy
=1086·0,384 /0,172;
RBy
=2224Н
RА
y
= RBy
=2224Н
Назначаем характерные точки 1,2,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у
=0;
М2у
= RА
y
·а;
М2у
=2224·0,06;
М2у
=133,5Нм;
М3у
= М2у
=133,5Нм;
М4у
=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му
, Нм (рис.10)
Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)
1åmАх
=0;
FМ1
·0,327-RВх
·0,272-Ft
·0,06-Ft
·0,212=0;
RВх
=(2906(0,272+0,212)-718·0,327)/0,272;
RВх
»1019Н
2åmВх
=0;
RАх
·0,272-Ft
·0,212-Ft
·0,06+FМ
1
·0,055= 0;
RАх
=(2906(0,212+0,06)-718·0,055)/0,272;
RАх
»395Н
Рис.10 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведущего вала
Назначаем характерные точки 1,2, 3, 4, 5 и определяем в них изгибающие моменты:
М1х
=0;
М2х
= -RАх
·0,06;
М2х
=-395·0,06;
М2х
=-23,7Нм;
М3х
= -RБх
·0,06;
М3х
= -1019·0,06=-61,1Нм;
М4х
=FМ1
·0,055;
М4х
=-718·0,055=-39,5Нм;
М5х
=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх
.
Крутящий момент
Т1-1
=0;
Т1-1
=T1
/2=80,7/2=40,35Нм;
Т2-5
= T1
=80,7Нм.
5. Расчет и конструирование подшипниковых узлов
Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.5.
Таблица 5. Параметры выбранных подшипников
Ведущий вал |
Промежуточный вал |
Ведомый вал |
№ |
308 |
308 |
318 |
d, мм |
40 |
40 |
80 |
D, мм |
90 |
90 |
190 |
С, кН |
41 |
41 |
143 |
Со
, кН |
22,4 |
22,4 |
99 |
RАх
, Н |
395 |
34,5 |
36612 |
RАу
, Н |
1019 |
34,5 |
7104 |
RБх
, Н |
2224 |
60 |
2469 |
RБу
, Н |
2224 |
60 |
2469 |
Fr
, Н |
251 |
267 |
4938 |
Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Определяем долговечность подшипников ведомого вала, имеющего наибольшую радиальную нагрузку.
Определяем эквивалентную динамическую нагрузку
Fэ
=(ХV×Fr
А
+Y×FаА
) Kd
×Kτ
; [1,c.212];
где Kd
- коэффициент безопасности;
Kd
=1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19];
принимаем Kd
=1,3;
FаА
=0;
Х=1 для шариковых подшипников;
V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1
Kτ
– температурный коэффициент;
Kτ
=1 (до 100ºС) [1,c.214, табл.9.20];
Fэ
=1х1х4938х1,3х1=6,4кН<C=143кН
Определяем номинальную долговечность подшипников в часах
[1,c.211];
;
ч.
Долговечность обеспечена.
6. Подбор и проверочный расчет шпонок
Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [3]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.11.
Рис.11 Сечение вала по шпонке
6.1 Шпонки ведущего вала
Для выходного конца быстроходного вала при d=32 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=10x8 мм2
при t=5мм (рис.11).
При длине ступицы шкива lш
=58 мм выбираем длину шпонки l=50мм.
Материал шпонки – сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:
(7.1)
где Т – передаваемый момент, Н×мм; Т1
=80700 Н×мм.
lр
– рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр
=l-b,мм;
[s]см
– допускаемое напряжение смятия.
С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см
=110…190 Н/мм2
) вычисляем:
Условие выполняется.
Для шестерен быстроходного вала при d=50 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2
при t=5,5мм, t1
=3,8мм (рис.10).
При длине ступицы шестерни lш
=54 мм выбираем длину шпонки l=45мм.
Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (10.1):
Проверим толщину тела шестерни между впадиной зуба и пазом для шпонки (см. рис.12). Для изготовления шестерни отдельно от вала должно соблюдаться условие:
s≥2,5m, где m – модуль зубчатой передачи.
Рис.11 Схема для проверки возможности изготовления отдельной шестерни
s=[df
– (dк
+ 2t1
)]/2=[48 – (50+2х3,3)]/2=-8,6<0,
т.е. шестерню невозможно изготовить отдельно, необходимо изготовление вала-шестерни.
6.2 Шпонки промежуточного вала
Для зубчатых колес промежуточного вала при d=48 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2
при t=5мм, t1
=3,3мм (рис.10).
При длине ступицы шестерни lш
=54 мм выбираем длину шпонки l=45мм. Т2
=388Нм=388000Нмм. С учетом того, что на промежуточном валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([s]см
=170…190 Н/мм2
) вычисляем по формуле (7.1):
Для шевронной шестерни вала при d=52 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2
при t=5мм, t1
=3,3мм (рис.11).
При длине ступицы шестерни lш
=82 мм выбираем длину шпонки l=70мм.
Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (10.1):Условие выполняется.
Проверим толщину тела шестерни между впадиной зуба и пазом для шпонки (см. рис.12). Для изготовления шестерни отдельно от вала должно соблюдаться условие:
s≥2,5m, где m – модуль зубчатой передачи.
s=[df
– (dк
+ 2t1
)]/2=[80,5 – (52+2х5,5)]/2=11,5>10,
т.е. шестерню можно изготовить отдельно.
6.3 Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала
Передаваемый момент Т=1964Нм=1964000Нмм.
Для выходного конца ведомого вала при d=80 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=22x14 мм2
при t=9мм.
При длине ступицы полумуфты lМ
=105 мм выбираем длину шпонки l=100мм.
Для зубчатого колеса ведомого вала при d=82 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=25x14мм2
при t=9мм.
При длине ступицы шестерни lш
=82 мм выбираем длину шпонки l=70мм.
С учетом того, что на ведомом валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([s]см
=170…190 Н/мм2
) вычисляем по формуле (7.1):условие выполняется.
Таблица 6. Параметры шпонок и шпоночных соединений
Параметр |
вх.вал- полум |
промвал-косозуб |
промвал-шеврон |
вых.вал-шеврон |
вых.вал-полум. |
Ширина шпонки b,мм |
10 |
14 |
16 |
22 |
25 |
Высота шпонки h,мм |
8 |
9 |
10 |
14 |
14 |
Длина шпонки l,мм |
50 |
45 |
70 |
70 |
100 |
Глубина паза на валу t,мм |
5,5 |
5,5 |
6 |
9 |
9 |
Глубина паза во втулке t1
,мм |
3,3 |
3,8 |
4,3 |
5,4 |
5,4 |
7
.
Определение конструктивных размеров зубчатых передач
Так как зубчатые колеса имеют относительно небольшие диаметры, изготовление их планируем из круглого проката. Конструкцию колес принимаем стандартную, т.е. зубчатое колесо состоит из обода, диска и ступицы, а шестерня – из обода и ступицы. Определяем конструктивные размеры каждой из частей (см. рис.12).
Диаметр и ширина обода равны соответственно диаметру вершин зубьев и ширине зубчатого колеса.
Определяем толщину обода зубчатых колес:
S1
=2,2m + 0,05b2
=2,2х2 + 0,05х54=7,1мм.
S2
=2,2m + 0,05b2
=2,2х5 + 0,05х82=15,1мм.
Длины ступиц и внутренние диаметры определены ранее. Наружные диаметры ступиц определяем по формуле:
dст
=1,55d;
dст1
=1,55х48=62мм, dст2
=1,55х52=81мм, dст3
=1,55х95=147мм.
Рис.12 Конструктивные размеры зубчатых колес
Из ряда Rа40 линейных размеров (по ГОСТ6636-69) выбираем dст1
=63мм, dст2
=85мм, dст3
=150мм.
Определяем толщину дисков С≥b /4.
С1
=54/4=13,5мм. Принимаем С1
=15мм,
С2
=82/4=20,5мм. Принимаем С2
=21мм,
Радиус R=2мм.
Размеры фасок обода и ступицы выбираем в зависимости от их диаметров 2,5…4мм
Принимаем α=45º, γ=0°
Все рассчитанные и выбранные значения сводим в табл.7.
Таблица 7. Конструктивные размеры зубчатых колес
Составная часть |
Наименование |
Колесо косозуб |
Шестерня
шеврон
|
Колесо
шеврон
|
Обод |
Ширина, мм |
54 |
- |
82 |
Диаметр(da
), мм |
271 |
- |
422,3 |
Толщина, мм |
7 |
- |
15 |
Фаска, ммх45° |
2,5 |
4 |
содержание ..
538
539
540 ..
|
|