Главная      Учебники - Производство     Лекции по производству - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  538  539  540   ..

 

 

Расчет и проектирование привода лебедки

Расчет и проектирование привода лебедки

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

Расчетно-пояснительная записка

к курсовому проекту по «Деталям машин и основам конструирования»

Тема: Расчет и проектирование привода лебедки

Выполнил:

студент гр.

специальность

Проверил:

2009

Содержание

Введение

1. Кинематический и силовой расчет

2. Расчет косозубой передачи

3. Расчет шевронной передачи

4. Расчет валов редуктора

5. Расчет и конструирование подшипниковых узлов

6. Подбор и проверочный расчет шпонок

7. Определение конструктивных размеров зубчатой передачи

8. Определение конструктивных размеров корпуса

9. Определение конструктивных размеров крышек подшипников

10. Выбор масла, смазочных устройств

16. Выбор и проверочный расчет муфт

17. Сборка редуктора

18. Техника безопасности

Список использованной литературы


Введение

В создании материально-технической базы значительная роль отводится подъемно-транспортному машиностроению, перед которым поставлена задача широкого внедрения во всех областях народного хозяйства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, ликвидации ручных погрузочно-разгрузочных работ и исключения тяжелого ручного труда при выполнении основных и вспомогательных производственных операций. Современные поточные технологические и автоматизированные линии, межцеховой и внутрицеховой транспорт, погрузочно-разгрузочные операции органически связаны с применением разнообразных грузоподъемных машин и механизмов, обеспечивающих непрерывность и ритмичность производственных процессов.

Правильный выбор грузоподъемного оборудования является основным фактором нормальной работы и высокой эффективности производства. Нельзя обеспечить устойчивый ритм производства на современной ступени его интенсификации без согласованной и безотказной работы современных средств механизации внутрицехового и межцехового транспортирования сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех стадиях обработки и складирования. Успешно осуществляется переход от применения отдельных видов подъемно-транспортной техники к внедрению высокопроизводительных комплексов. Создаются принципиально новые системы грузоподъемных машин для комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ. Современные высокопроизводительные грузоподъемные машины, имеющие высокие скорости и большую грузоподъемность, появились в результате постепенного совершенствования машин в течение долгого времени.

В грузоподъемных машинах применяют электропривод с двигателями постоянного и переменного тока. Основным преимуществом двигателей постоянного тока является возможность регулирования скорости в широких пределах и получения механических характеристик, наиболее полно удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к работе грузоподъемных машин. Кроме того, двигатели постоянного тока обладают большей перегрузочной способностью и более напряженным режимом работы.

Электропривод с двигателем переменного тока по сравнению с приводом постоянного тока обладает более низкой стоимостью и меньшими затратами при эксплуатации, вследствие более простой и надежной конструкции. Кроме того, электродвигатели переменного тока получают электроэнергию непосредственно из сети, а для электродвигателей постоянного тока требуются индивидуальные или цеховые преобразовательные устройства.

Примерный вид привода лебедки приведен на рис.1

Рис.1 Примерная схема привода лебедки

где: 1-двухступенчатый редуктор, 2-электродвигатель, 3-ограничитель подъема.

Кинематическая схема заданного привода лебедки приведена на рис.2.

Вращение привода передается от вала электродвигателя 1 к выходной муфте 4 через входную муфту 2 и двухступенчатый редуктор 3.

Рис.2 Кинематическая схема привода лебедки.


1. Кинематический и силовой расчет

Исходные данные:

- вращающий момент на выходном валу Т3 =1260Нм;

- угловая скорость выходного вала ω3 =4с-1 ;

Определяем мощность на выходном валу Р3 = Т3 х ω3 =1260х4=5040Вт.

Определяем общий КПД привода по схеме привода

ηобщкп ηшп ηм ηп (1.1)

где [1, с.5, табл.1.1]: ηкп =0,97- КПД косозубой передачи;

ηшп =0,97 - КПД шевронной передачи;

ηм =0,982 – потери в муфтах;

ηп =0,993 - коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 3-х валов.

Сделав подстановку в формулу (2.1) получим:

ηобщ. =0,97*0,97*0,982 *0,993 =0,877

Определяем мощность, необходимую на входе [1,с.4]

Ртр3общ. (1.2)

где Ртр – требуемая мощность двигателя:

Ртр =5,04/0,877=5,75кВт

Выбираем электродвигатель [1,с.390,табл. П1,П2]

Пробуем двигатель 4А132М6У3:

Рдв. =7,5кВт;

nс =1000об/мин;

S=1,3%

dдв. =38мм.

Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (1.3) [1,c.6]:

nном =nc ·(1-S); nном =1000·(1-0,013);

nном =870 об/мин

По формуле (2.4) определяем угловую скорость вала двигателя

ωдв =πnдв /30=π*870/30=91,1рад/с;

Определяем общее передаточное число привода

U=ωдв.3 =91,1/4=22,8

Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода

Uобщ. =U1 · U2 ; (1.3)

Назначаем по рекомендации [1,табл.1.2]:

U1 =5;

тогда

U2 = Uобщ. /U1 ;

U2 =4,56, что входит в рекомендуемые пределы

Принимаем U2 =4,5.

Тогда уточняем передаточное число привода по формуле (2.3):

Uобщ. =5х4,5=22,5

Принимаем окончательно электродвигатель марки 4А136М6 с dвых =38мм.

Угловые скорости определяем по формуле

ω=πn/30 (1.4)

По схеме привода (рис.2) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала

n1 = nдв

n2 = nдв /U1 =870/5=174об/мин;

ω2 =πn2 /30=π*174/30=18,2 рад/с;

n3 = n2 /U2 =174/4,5=38,7 об/мин;

ω3 =πn3 /30=π*38,7/30=4 рад/с.

Определяем мощность на каждом валу по схеме привода

Р1дв ηм =7,5*0,98=7,35 кВт;

Р21 ηкп ηп =7,35*0,97*0,992 =7,06 кВт;

Р32 ηшп ηп =7,06*0,97*0,99=6,78 кВт.

Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формуле

(Нм) (1.5)

;

;

;

.

Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.

Параметры кинематического расчета Таблица 1

№ вала n, об/мин ω, рад/с Р, кВт Т, Нм U
Дв 870 91,1 7,5 82,3
1 870 91,1 7,35 80,7 5
2 174 18,2 7,06 388
4,5
3 38,7 4 6,78 1964

2. Расчет косозубой передачи

2.1 Исходные данные

Мощность на валу шестерни и колеса Р1 =7,35 кВт

Р2 =7,06 кВт

Вращающий момент на шестерне и колесе Т1 =80,7 Нм

Т2 =388 Нм

Передаточное число U=5

Частота вращения шестерни и колеса n1 =870 об/мин

n2 =174 об/мин

Угловая скорость вращения шестерни и колеса ω1 =91,1 рад/с

ω3 =18,2 рад/с

Угол наклона зубьев β1 =13˚

Расположение колес относительно опор симметричное.

2.2 Расчет параметров зубчатой передачи

Выбираем материал для шестерни и колеса по табл.3.3 [1,c.34]:

шестерня – сталь 40Х, термообработка – улучшение 270НВ,

колесо - сталь 40Х, термообработка – улучшение 250НВ.

Определяем допускаемое контактное напряжение по формуле (3.9) [1,c.33]:

(2.1)

где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

КHL – коэффициент долговечности;

[SH ] – коэффициент безопасности;

по [1,c.33]: КHL =1; [SH ] =1,1.

Определяем σHlimb по табл.3.2 [1,c.34]:

σHlimb =2НВ+70; (2.2)

σHlimb 1 =2×270+70; σHlimb 1 =610МПа;

σHlimb 2 =2×250+70; σHlimb 1 =570МПа.

Сделав подстановку в формулу (3.1) получим

; МПа;

; МПа.

Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле (3.10) [1,c.35]:

(2.3)

;

МПа.

Определяем межосевое расстояние передачи по формуле (3.7) [1,c.32]:

(2.4)

де Ка – числовой коэффициент;

К – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;

- коэффициент ширины;

Т2 – вращающий момент на колесе

Выбираем коэффициенты:

Ка =43 [1,c.32];

К =1,1 [1,c.32,табл.3.1];

=0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций [1,c.36];

Т2 =388Нм.

Подставив значения в формулу (3.4) получим:

; мм;

Принимаем окончательно по ГОСТ2185-66 [1,c.36]

мм.

Определяем модуль [1,c.36]:

(2.5)

;

;

Принимаем по ГОСТ9563-60 модуль mn =2,0мм [1,c.36]

Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]:

(2.6)

Так как β=13º (β=8º…12º), тогда cosβ=0,974

; ;

Принимаем зуба.

Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [1,c.37]:

;

; ;

;

; .

Уточняем фактическое передаточное число

;

;

Отклонения передаточного числа от номинального нет.

Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [1,c.37]:

(2.8)

; мм;

; мм.

Проверяем межосевое расстояние

(2.9)

; мм.

Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам:

; ;

; ; (2.10)

; (2.11)

мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм

; мм;

; мм;

; мм.

Проверяем соблюдение условия (т.к. Ψba <0,4)

;

; ;

0,315>0,223

Значит, условие выполняется.

Определяем окружные скорости колес

; м/с;

;

; м/с;

м/с.

Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 8В [1,c.32].

Определяем фактическое контактное напряжение по формуле (3.6) [1,c.31]

(2.12)

где КН – коэффициент нагрузки:

КННά × КНβ × КН u ;

КНά – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;

КНβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине;

КН u - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении.

Уточняем коэффициент нагрузки

КНά =1,01; [1,c.39, табл.3.4]

КН u =1; [1,c.40, табл.3.6]

; ; ,

тогда КНβ =1,09; [1,c.39, табл.3.7]

КН =1,01×1,09×1; КН =1,1.

Сделав подстановку в формулу (3.12) получим

;

МПа.

Определяем ∆σН

;

; недогрузки,

что допускается.

Определяем силы в зацеплении

- окружная

; (2.13)

; Н;

- радиальная

; (2.14)

; Н;

- осевую

; (2.15)

; Н.

Практика показывает, что у зубчатых колес с НВ<350 выносливость на изгиб обеспечивается с большим запасом, поэтому проверочный расчет на выносливость при изгибе не выполняем.

Все вычисленные параметры заносим в табл.2.

Таблица 2. Параметры закрытой зубчатой передачи

Параметр Шестерня Колесо
mn ,мм 2
βº 13º
ha ,мм 2
ht ,мм 2,5
h,мм 4,5
с, мм 0,5
d,мм 53 267
dа ,мм 57 271
df ,мм 48 252
b, мм 54 50
аW ,мм 160
v, м/с 2,4
Ft , Н 2906
Fr , Н 1086
Fа , Н 250,7

3. Расчет шевронной передачи

Исходные данные:

Мощность на валу шестерни и колеса Р1 =7,06 кВт

Р1 =6,78 кВт

Вращающий момент на шестерне и колесе Т1 =388 Нм

Т2 =1964 Нм

Передаточное число U=4,5

Частота вращения шестерни и колеса n1 =174 об/мин

n2 =38,7 об/мин

Угловая скорость вращения шестерни и колеса ω1 =18,2 рад/с

ω3 =4 рад/с

Угол наклона зубьев β=45˚

Расположение колес относительно опор симметричное.

Материал зубчатых колес сталь 45 с термообработкой – улучшение; для колеса твердость 235…262 НВ2 (248 НВ2ср ), sТ = 540 Н/мм2 , наибольшая толщина сечения заготовки ; для шестерни 269…302 НВ1 (285 НВ1ср ), sТ = 650 Н/мм2 , при диаметре заготовки шестерни .

При этом обеспечивается прирабатываемость зубьев: .

Интерполированием, т.е. находим промежуточные значения функции по известным ее частным значениям, [1,табл.4.15] находим число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости:

для колеса – NHO 2 = 16,2´106 ,

для шестерни – NHO 1 = 22,5´106 .

Рекомендуется NF 0 = 4´106 – наработка.

Находим число циклов нагружения зубьев (колеса и шестерни) за весь срок службы:

;

;

;

;

где - ресурс (срок службы) передачи, примерно три года при двухсменной работе.

Принимаем значения коэффициентов:

KHL = 1, учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи,

KFL = 1, учитывает долговечность работы.

Определяем допускаемые контактные напряжения [s]HO и напряжения изгиба [s]FO , соответствующие числу циклов напряжений NHO и NFO [3, табл. 4.6] для материалов зубьев колеса и шестерни:

;

;

;

;

;

;

Определяем допускаемые напряжения с учетом ресурса (срока службы) передачи:

;

;

;

;

;

;

Чтобы рассчитать межосевое расстояние, принимаем расчетные коэффициенты: – коэффициент ширины венца [1,табл. 4.6], , – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба (табл. 4.18; 4.20).

Тогда межосевое расстояние передачи равно:

где Ка =43 – числовой коэффициент для шевронной передачи;

Т2 =232Нм.

Подставив значения в формулу (5.1) получим:

; мм;

Принимаем окончательно по ГОСТ2185-66 [1,c.36]

мм.

Определяем модуль [1,c.36]:

;

;

Принимаем по ГОСТ9563-60 модуль mn =4,0мм [1,c.36]

Определяем суммарное число зубьев по формуле:

β=45º, тогда cosβ=0,707

; ;

Принимаем зуба.

Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам [1,c.37]:

;

;

;

; .

Уточняем фактическое передаточное число

;

;

Отклонения передаточного числа от номинального нет.

Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.11):

; мм;

; мм.

Проверяем межосевое расстояние

; мм.

Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам (2.10)

; ;

; ; ;

мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм; принимаем b2 =80мм;

; мм;

; мм

; мм;

; мм;

; мм.

Проверяем соблюдение условия (т.к. Ψba <0,4)

;

; ;

0,315>0,056

Значит, условие выполняется.

Определяем окружные скорости колес

; м/с;

;

; м/с;

Принимаем для расчетов м/с.

Определяем силы в зацеплении

- окружная

; ; Н;

- радиальная

; ; Н;

- осевого усилия нет.

Принимаем 9-ую степень точности изготовления колес [1,табл.4.5].

Принимаем коэффициенты динамической нагрузки: KHV =1,2 (Н≤350HB); К FV =1,02 [1,табл. 4 .13]. Принимаем коэффициенты формы зуба некорригированного зацепления: для шестерни z1 = 16, YF 1 = 4,4; а для колеса z2 = 72, YF 2 = 3,61. Проверяем зубья колеса по контактным напряжениям и по напряжениям изгиба:

Расчетное контактное напряжение:

;

;

Определяем ∆σН

;

; недогрузки, что допускается.

Расчетные напряжения изгиба в основании ножки зубьев колеса и шестерни:

;

;

;

;

Прочность зубьев на изгиб обеспечивается

Все вычисленные параметры заносим в табл.3.

Параметры закрытой шевронной передачи Таблица 3

Параметр Шестерня Колесо
mn ,мм 4
z 16 72
βº 45º
ha ,мм 4
hf ,мм 5
h,мм 10
с, мм 0,5
d,мм 90,5 409,5
dа ,мм 98,5 422,5
df ,мм 80,5 399,6
b, мм 80 62
ω, рад 18,2 4
аW ,мм 250
v, м/с 0,8
Т, Нм 388 1964
Ft , Н 9593
Fr , Н 4938

4. Расчет валов редуктора

По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора. Для этого мысленно расцепим шестерню и колесо редуктора. По закону равенства действия и противодействия:

Fa1 = Fa2 = Fa1 ;

Ft1 = Ft2 = Ft1 ;

Fr1 = Fr2 = Fr1 ;

Ft3 = Ft4 = Ft2 ;

Fr3 = Fr4 = Fr2 .

Схема усилий приведена на рис.3.

Так как на валу промежуточного вала находится 3 зубчатых колеса, этот вал будет определяющим для внутренней ширины корпуса редуктора и расчет валов начнем с него.

4.1 Расчет промежуточного вала

Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:

Схема усилий действующих на валы редуктора

Fa 1 = Fa 2 = Fa 1 =251Нм;

Ft 1 = Ft 2 =Ft 1 = 2906Нм;

Fr 1 = Fr 2 = Fr 1 = 1086Нм;

Ft 3 = Ft 4 = Ft 2 =9592Нм;

Fr 3 = Fr 4 = Fr 2 =4938Нм;

Нм;

Нм.

Рис.4 Схема усилий, действующих на валы редуктора

d1=53мм;

d2=267мм;

d3=90,5мм;

Т1 =81Н;

Т2 =388Н;

Т2 =388Н;

b1 =54мм;

b2 =50мм;

b3 =82мм;

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4]

σв =730Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 .

Определяем диаметр выходного конца вала под подшипником из расчёта на чистое кручение

где [τк ]=(10…20)Мпа [1,c.161]

Принимаем [τк ]=30Мпа.

; мм.

Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа 40:

мм.

Намечаем приближенную конструкцию промежуточного вала редуктора (рис.4), уменьшая диаметр ступеней вала на 5…6мм

Рис.5 Приближенная конструкция промежуточного вала

dв =52мм;

Lст1=в1 =54мм;

Lст3=в3 =82мм;

х=8мм;

W=50мм;

r=2,5мм;

f=1,2мм;

dст = dв -3f=48мм;

dп ≥ dст -3r=40мм;

l=2Lст1+Lст3+4х+W=326мм.

Так как осевые силы от двух косозубых колес взаимно компенсируются, их можно не учитывать в расчетах, поэтому предварительно назначаем предварительно подшипники шариковые радиальнные однорядные средней серии по мм подшипник №308, у которого Dп =90мм; Вп =23мм [1,c.394, табл.П3].

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.

Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)

Изгибающий момент от осевой силы Fа будет:

mа =[Fa×d/2]:

mа =251·267×10-3 /2;

mа =33,5Н×м2 .

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

1åmF у =0

-RКу ·0,272-Ft 1 ·0,0,06+Ft 3 ·0,06+ mа –Ft 1 ·0,212=0

RК y =(4938·0,06-1086·0,212-1086·0,0,06)/ 0,272;

RК y ==60Н

Учитывая симметричность нагрузок:

RFy =60Н

Назначаем характерные точки 1, 2, 3, 4 и 5 и определяем в них изгибающие моменты:

М =0;

М2у(слева) =-RFy ·0,06;

М2у(слева) =-3,5

М2у(справа) = М -mа ;

М =-37;

М =-Fr 3 ·0,076;

М =-412,5Нм2 ;

М4у(слева) = М2у(справа) =-37;

М4у(справа) = М2у(слева) =-3,5;

М =0;

Строим эпюру изгибающих моментов Му , Нм (рис.6)

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.

1åmF х =0

RКх ·0,272-Fr 1 ·0,0,06- mа +Fr 3 ·0,06+ mа -Fr 1 ·0,212=0

RКх =(-4938·0,06+1086·0,212+1086·0,06)/ 0,272;

RКх ==34,5Н

Рис.6 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.

Учитывая симметричность нагрузок: RF х =34,5Н

Назначаем характерные точки 1, 2, 3, 4 и 5 и определяем в них изгибающие моменты:

М =0;

М =-Т2 /2;

М =-Fr 3 ·0,076;

М =-194Нм2 ;

М =-Т2;

М =-388;

М =0;

Строим эпюру изгибающих моментов Му , Нм (рис.6)

Крутящий момент

Т1-1 =0;

Т2-2 =-T2 /2=-194Нм2 ;

Т3-3(слева) =-T2 /2=-194Нм2 ;

Т3-3(справа) =T2 /2=194Нм2 ;

Т4-4 =T2 /2=194Нм2 ;

Т5-5 =0.

В соответствии с рис.6 наиболее опасным является сечение 3-3, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.

Исходные данные для расчета:

М = 388Нм2 ;

М =412,5Нм2 ;

Т3-3 =388Нм2 ;

d=52мм;

в=16мм – ширина шпонки,

t=6мм – глубина шпоночного паза,

l=45мм – длина шпонки.

При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу.

Определяем результирующий изгибающий момент:

Нм2 .

Эквивалентный момент:

Нм2 .

Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ-1 ]и =60МПа:

мм.

Условие соблюдается.

Определяем напряжения изгиба:

σии /W;

где W – момент сопротивлению изгибу. По [1,табл.22.1]:

мм3

σи =627000/7611=53,7Н/мм2 .

При симметричном цикле его амплитуда равна:

σа = σи =53,7Н/мм2 .

Определяем напряжения кручения:

τк3-3 /Wк ;

где Wк – момент сопротивлению кручению. По [1,табл.22.1]:

мм3

τк =338000/16557=13,2Н/мм2 .

При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:

τа = τк /2=13,2/2=6,6 Н/мм2 .

Согласно примечанию к табл. 0.2 [3] в расчет принимаем концентрацию напряжений от посадки зубчатого колеса, для которой по табл.0.5 [3] (интерполируя) Кσν =3,9; Кτd =2,8.

По табл. 0.3…0.4 [3]: КF =1,0 – для шлифованной посадочной поверхности; Кν =1,0 – поверхность вала не упрочняется.

Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала:

σ )D =( Кσν + КF -1)/ Кν =(3,9+1-1)/1=3,9;

τ )D =( Кτν + КF -1)/ Кν =(2,8+1-1)/1=2,8.

Определяем пределы выносливости вала:

-1 )D-1 /(Кσ )D =370/3,9=94,9 Н/мм2 ;

-1 )D-1 /(Кτ )D =200/2,8=71,4 Н/мм2 .

Определяем коэффициенты запаса прочности:

sσ =(σ-1 )D / σа =94,9/53,7=1,8;

sτ =(τ-1 )D / τа =71,4/6,6=10,8.

Определяем расчетный коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям:

Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет вала на жесткость не проводим.

4.3 Расчет ведомого вала редуктора

Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:

Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.3

Ft 4 = 9592Н;

Fr 4 =4938Н;

d4=267мм;

Т4 =1964Н;

b4 =82мм;

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв =730Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 .

Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение

где [τк ]=(20…25)Мпа [1,c.161]

Принимаем [τк ]=20Мпа.

; мм.

Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа 40:

мм.

Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.

Рис.7 Приближенная конструкция ведомого вала

мм;

мм – диаметр под уплотнение;

мм – диаметр под подшипник;

мм – диаметр под колесо;

мм – диаметр буртика.

Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по мм подшипник №318, у которого Dп =190мм; Вп =43мм [1,c.394, табл.П3].

Из расчета промежуточного вала принимаем l=326мм, остальные размеры:

W=65мм;

lм =105мм (длина полумуфты МУВП на момент 2000Нм;

l1 =35мм.

Определим размеры для расчетов:

l/2=163мм;

с=W/2+ l1 + lм /2=170мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.

Проводим расчет ведомого вала на изгиб с кручением.

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

-RЕ y ·0,326+Fr 4 ·0,163=0

RЕ y = 4938·0,163/ 0,326;

RЕ y = RС y =2469Н


Рис.7 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала

Назначаем характерные точки 1,2 и 3 и определяем в них изгибающие моменты:

М =0;

М = -RС y ·0,168;

М =-400Нм2 ;

М =0;

Строим эпюру изгибающих моментов Му , Нм2 (рис.8)

Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)

1åmЕх =0;

-RСх ·0,336+ Ft ·a=0;

RСх =(5540·0,476+9592·0,168)/0,11;

RСх =38622Н

2åmСх =0;

-RЕх ·0,336+Ft ·0,168+FМ2 ·0,140= 0;

RЕх =(9592×0,0,168+5540×0,14)/0,336;

RЕх =7104Н

Назначаем характерные точки 1,2,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:

М =0;

М = - FМ2 ·0,14

М =-7104·0,14;

М =994Нм;

М =-RСх ·0,168;

М =38622·0,168;

М =6488Нм

М =0;

Строим эпюру изгибающих моментов Мх .

Крутящий момент

Т1-1 = Т2-2 = Т3-3 = T1 =1964Нм;

T4-4 =0.

Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:

Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.3

Ft 1 = 2906Н;

Fr 1 =1086Н;

Fа1 =250,7Н;

d1 =267мм;

Т1 =80,7Н;

b1 =54мм;

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв =730Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 .

Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение

где [τк ]=(20…25)Мпа [1,c.161]

Принимаем [τк ]=20Мпа.

; мм.

Диаметр выходного конца двигателя по произведенному расчету в п.1равен 38мм.

Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа 40:

мм.

Намечаем приближенную конструкцию ведущего вала редуктора (рис.9), с учетом того, что уже известны межосевые расстояния между подшипниками и между шестернями.

Рис.9 Приближенная конструкция ведущего вала

dв =32мм;

Lст1=в1 =54мм;

х=8мм;

W=50мм;

r=2,5мм;

f=1,2мм;

dу =35мм-ближайшее большее стандартное значение диаметра под уплотнение

dп ≥ dу принимаем ближайшее большее стандартное значение диаметра под подшипник dп =40мм;

d3 = dп +2r=50мм;

Примем dст =d1 =50мм, облегчение прохода шестерни через диметр d1 при сборке обеспечим заданием допуска d10(-0,08/-018) на размер d1 .

dст = d3 +5f=63мм;

l=2Lст1+Lст3+4х+W=326мм.

lм =58мм – принимаем для муфты МУВП с диметрами отверстий 32 и 36 мм;

l1 =52мм – принимаем предварительно.

Так как осевые силы от двух косозубых колес взаимно компенсируются, их можно не учитывать в расчетах, поэтому предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по dп =40мм подшипник №308, у которого Dп =90мм; Вп =23мм [1,c.394, табл.П3].

Производим расчет ведущего вала на изгиб с кручением.

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.

Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

1åmАу =0

RBy ·0,172-Fr ·0,06-Fr ·0,212 =0

RBy =1086·0,384 /0,172;

RBy =2224Н

RА y = RBy =2224Н

Назначаем характерные точки 1,2,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:

М =0;

М = RА y ·а;

М =2224·0,06;

М =133,5Нм;

М = М =133,5Нм;

М =0;

Строим эпюру изгибающих моментов Му , Нм (рис.10)

Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)

1åmАх =0;

FМ1 ·0,327-RВх ·0,272-Ft ·0,06-Ft ·0,212=0;

RВх =(2906(0,272+0,212)-718·0,327)/0,272;

RВх »1019Н

2åmВх =0;

RАх ·0,272-Ft ·0,212-Ft ·0,06+FМ 1 ·0,055= 0;

RАх =(2906(0,212+0,06)-718·0,055)/0,272;

RАх »395Н

Рис.10 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведущего вала

Назначаем характерные точки 1,2, 3, 4, 5 и определяем в них изгибающие моменты:

М =0;

М = -RАх ·0,06;

М =-395·0,06;

М =-23,7Нм;

М = -RБх ·0,06;

М = -1019·0,06=-61,1Нм;

М =FМ1 ·0,055;

М =-718·0,055=-39,5Нм;

М =0;

Строим эпюру изгибающих моментов Мх .

Крутящий момент

Т1-1 =0;

Т1-1 =T1 /2=80,7/2=40,35Нм;

Т2-5 = T1 =80,7Нм.

5. Расчет и конструирование подшипниковых узлов

Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.5.

Таблица 5. Параметры выбранных подшипников

Ведущий вал Промежуточный вал Ведомый вал
308 308 318
d, мм 40 40 80
D, мм 90 90 190
С, кН 41 41 143
Со , кН 22,4 22,4 99
RАх , Н 395 34,5 36612
RАу , Н 1019 34,5 7104
RБх , Н 2224 60 2469
RБу , Н 2224 60 2469
Fr , Н 251 267 4938

Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Определяем долговечность подшипников ведомого вала, имеющего наибольшую радиальную нагрузку.

Определяем эквивалентную динамическую нагрузку

Fэ =(ХV×Fr А +Y×FаА ) Kd ×Kτ ; [1,c.212];

где Kd - коэффициент безопасности;

Kd =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19];

принимаем Kd =1,3;

FаА =0;

Х=1 для шариковых подшипников;

V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1

Kτ – температурный коэффициент;

Kτ =1 (до 100ºС) [1,c.214, табл.9.20];

Fэ =1х1х4938х1,3х1=6,4кН<C=143кН

Определяем номинальную долговечность подшипников в часах

[1,c.211];

; ч.

Долговечность обеспечена.


6. Подбор и проверочный расчет шпонок

Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [3]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.11.

Рис.11 Сечение вала по шпонке

6.1 Шпонки ведущего вала

Для выходного конца быстроходного вала при d=32 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=10x8 мм2 при t=5мм (рис.11).

При длине ступицы шкива lш =58 мм выбираем длину шпонки l=50мм.

Материал шпонки – сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:

(7.1)

где Т – передаваемый момент, Н×мм; Т1 =80700 Н×мм.

lр – рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр =l-b,мм;

[s]см – допускаемое напряжение смятия.

С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см =110…190 Н/мм2 ) вычисляем:


Условие выполняется.

Для шестерен быстроходного вала при d=50 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5,5мм, t1 =3,8мм (рис.10).

При длине ступицы шестерни lш =54 мм выбираем длину шпонки l=45мм.

Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (10.1):


Проверим толщину тела шестерни между впадиной зуба и пазом для шпонки (см. рис.12). Для изготовления шестерни отдельно от вала должно соблюдаться условие:

s≥2,5m, где m – модуль зубчатой передачи.

Рис.11 Схема для проверки возможности изготовления отдельной шестерни


s=[df – (dк + 2t1 )]/2=[48 – (50+2х3,3)]/2=-8,6<0,

т.е. шестерню невозможно изготовить отдельно, необходимо изготовление вала-шестерни.

6.2 Шпонки промежуточного вала

Для зубчатых колес промежуточного вала при d=48 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5мм, t1 =3,3мм (рис.10).

При длине ступицы шестерни lш =54 мм выбираем длину шпонки l=45мм. Т2 =388Нм=388000Нмм. С учетом того, что на промежуточном валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([s]см =170…190 Н/мм2 ) вычисляем по формуле (7.1):


Для шевронной шестерни вала при d=52 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5мм, t1 =3,3мм (рис.11).

При длине ступицы шестерни lш =82 мм выбираем длину шпонки l=70мм.


Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (10.1):

Условие выполняется.

Проверим толщину тела шестерни между впадиной зуба и пазом для шпонки (см. рис.12). Для изготовления шестерни отдельно от вала должно соблюдаться условие:

s≥2,5m, где m – модуль зубчатой передачи.

s=[df – (dк + 2t1 )]/2=[80,5 – (52+2х5,5)]/2=11,5>10,

т.е. шестерню можно изготовить отдельно.

6.3 Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала

Передаваемый момент Т=1964Нм=1964000Нмм.

Для выходного конца ведомого вала при d=80 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=22x14 мм2 при t=9мм.

При длине ступицы полумуфты lМ =105 мм выбираем длину шпонки l=100мм.


Для зубчатого колеса ведомого вала при d=82 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=25x14мм2 при t=9мм.

При длине ступицы шестерни lш =82 мм выбираем длину шпонки l=70мм.


С учетом того, что на ведомом валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([s]см =170…190 Н/мм2 ) вычисляем по формуле (7.1):

условие выполняется.


Таблица 6. Параметры шпонок и шпоночных соединений

Параметр вх.вал- полум промвал-косозуб промвал-шеврон вых.вал-шеврон вых.вал-полум.
Ширина шпонки b,мм 10 14 16 22 25
Высота шпонки h,мм 8 9 10 14 14
Длина шпонки l,мм 50 45 70 70 100
Глубина паза на валу t,мм 5,5 5,5 6 9 9
Глубина паза во втулке t1 ,мм 3,3 3,8 4,3 5,4 5,4

7 . Определение конструктивных размеров зубчатых передач

Так как зубчатые колеса имеют относительно небольшие диаметры, изготовление их планируем из круглого проката. Конструкцию колес принимаем стандартную, т.е. зубчатое колесо состоит из обода, диска и ступицы, а шестерня – из обода и ступицы. Определяем конструктивные размеры каждой из частей (см. рис.12).

Диаметр и ширина обода равны соответственно диаметру вершин зубьев и ширине зубчатого колеса.

Определяем толщину обода зубчатых колес:

S1 =2,2m + 0,05b2 =2,2х2 + 0,05х54=7,1мм.

S2 =2,2m + 0,05b2 =2,2х5 + 0,05х82=15,1мм.

Длины ступиц и внутренние диаметры определены ранее. Наружные диаметры ступиц определяем по формуле:

dст =1,55d;

dст1 =1,55х48=62мм, dст2 =1,55х52=81мм, dст3 =1,55х95=147мм.

Рис.12 Конструктивные размеры зубчатых колес

Из ряда Rа40 линейных размеров (по ГОСТ6636-69) выбираем dст1 =63мм, dст2 =85мм, dст3 =150мм.

Определяем толщину дисков С≥b /4.

С1 =54/4=13,5мм. Принимаем С1 =15мм,

С2 =82/4=20,5мм. Принимаем С2 =21мм,

Радиус R=2мм.

Размеры фасок обода и ступицы выбираем в зависимости от их диаметров 2,5…4мм

Принимаем α=45º, γ=0°

Все рассчитанные и выбранные значения сводим в табл.7.

Таблица 7. Конструктивные размеры зубчатых колес

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  538  539  540   ..

 

Составная часть Наименование Колесо косозуб

Шестерня

шеврон

Колесо

шеврон

Обод Ширина, мм 54 - 82
Диаметр(da ), мм 271 - 422,3
Толщина, мм 7 - 15
Фаска, ммх45° 2,5 4