Главная      Учебники - Производство     Лекции по производству - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  379  380  381   ..

 

 

Машинный агрегат

Машинный агрегат

Задание

2.1 Определим частоту вращения и мощность двигателя

Потребляемая

Частота вращения n3, Термообработка зубьев Срок службы Lг , лет Ксут Кгод
7 36 Ц+ТВЧ 5 0,2 0,8
Рдв , кВт Скольжение, % nдв dэд , мм
11 3,5 1500 38 2,7

Консольная сила муфты на быстроходном валу редуктора.

Выберем муфту втулочно-пальцевую 250-38-1.1-32 – 11.2-У2 ГОСТ 21424-75

Консольная сила муфты на тихоходном валу редуктора.

Н×м.

Выберем муфту цепную 2000-80-1.1×80-1.2-У3 ГОСТ 20742-81,


5.3 Силовая схема нагружения валов редуктора


6. Проектный расчет валов

6.1 Выбор материалов валов

В проектируемом редукторе выбираем одинаковую для всех валов сталь 45, термически обработанную.

6.2 Определение допускаемых напряжений на кручение

Предварительный расчет на кручение проводится по пониженным допускаемым напряжениям. Для стали 45 - [t к ] = 10…20 Н /мм2 без учёта влияния изгиба.

6.3 Определение геометрических параметров валов

Наименьший диаметр при допускаемом напряжении.

вал быстроходный

Входной элемент открытой передачи (под шкив плоскоременной передачи):

мм .

Под полумуфту d м =32 мм .

Примем длину ступени под полумуфту l м = 58 мм стр. 401.

Под подшипники

,

где t =2,5 мм значение наименьшей величины бурта.

мм .

примем d п =40мм .

Примем длину ступени под подшипник l п = мм .

Вал средний

Ступень вала под подшипник:

мм .

Под подшипник d п = 50 мм .

Примем длину ступени под подшипник l п = мм .

Под колесо

,

где r = 3 мм значение наименьшей величины бурта.

мм .

примем d к = 61 мм .

Вал тихоходный

Выходной элемент вала (под полумуфту):

мм.

примем d к1 = 80 мм .

Под подшипники

,

где t =3,5 мм значение наименьшей величины бурта.

мм .

примем d п = 90 мм .

Под колесо цилиндрической передачи

,

где r = 3,5 мм значение фаски подшипника.

мм .

примем d к2 = 105 мм .

6.4 Предварительный выбор подшипников

По полученным данным при вычерчивании валов (габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипника). принимаем:

Для вала быстроходного:

Роликовые конические – типа 7000, средняя широкая серия α=120 .

Для среднего вала

Роликовые конические – типа 7000, легкая серия α=120 .

Для тихоходного вала

Шариковые радиальные однорядные – типа 100, особолегкая серия.

Параметр Формула Шестерня Колесо
мм
Диаметр делительный d = mZ 72 288
Вершин зубьев dа = d+2m 80 296
Впадин зубьев df = d-2,4m 62,4 278,4
Ширина венца

b2

48 44
Валы № Подшипника d D r В Cr Cor
мм. кН
Быстроходный 7608 40 90 2,5 33 90 67,5
Нейтральный 7211 55 100 2,5 21 57,9 46,1
Тихоходный 118 90 140 2,5 24 57,2 39

7. Расчетная схема валов редуктора

7.1 Определим реакцию опор в подшипниках быстроходного вала

Вертикальная плоскость.

Определим опорные реакции, Н :

Fa1 4 058 Н
Fr1 1 481 Н
Ft1 2 583 Н
d 1 48 мм
F м 124 Н
a 103,5 мм
b 103,5 мм
e 108,2 мм
L 207,0 мм

Н .

Н .

Проверка: .

Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси X :

0; ;;

27,9 , 125,3 .

Горизонтальная плоскость.

Определим опорные реакции, Н :

=1103Н ,

=1356 Н ,

Проверка: .

Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y :

; ;

;

.

Строим эпюру крутящих моментов ; :

62Н .

Определяем суммарные радиальные реакции, Н :


1136Н ,

Эпюры и схема нагружения подшипников быстроходного вала.

Н .

Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях, :

.

.

7.2 Определим реакцию опор в подшипниках среднего вала

Fr1 4727 Н
Ft1 12986 Н
d 1 72 мм
F a2 2 583 Н
Fr 2 1481 Н
Ft 2 4058 Н
d 2 240 мм
a 97,7 мм
b 63 мм
c 49,7 мм
L 210,4 мм

Вертикальная плоскость.

Определим опорные реакции, Н :

,

= 5833Н .

,

=8634Н .

Проверка: .

Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси X :

=-570 ;

-429 .

-119 .

.

Горизонтальная плоскость.

Определим опорные реакции, Н :

=1573Н ,

=-904Н ,

Проверка: .

Эпюры и схема нагружения подшипников нейтрального вала.

; ;

.

45 .

Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y :

Строим эпюру крутящих моментов ; :

468 ,

487 .

Определяем суммарные радиальные реакции, Н :

8681 Н ,

6041 Н .

Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях, :

590 .

431 .

7.3 Определим реакцию опор в подшипниках тихоходного вала.

Fr1 4727 Н
Ft1 12986 Н
d 1 288 мм
F м 1709 Н
a 124,5 мм
b 109,5 мм
e 178,5 мм
L 234 мм

Вертикальная плоскость.

Определим опорные реакции, Н :

3064Н .

8213 Н .

Проверка: .

Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси X :

Эпюры и схема нагружения подшипников тихоходного вала.

; ;

305 ;

899 .

Горизонтальная плоскость.

Определим опорные реакции, Н :

2212Н .

2515 Н .

Проверка: .


Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y :

; ; 0;

275 .

Строим эпюру крутящих моментов ; :

1870 .

Определяем суммарные радиальные реакции, Н :

3779 Н ,

8589 Н .

Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях, :

940 .

305 .


8. Проверочный расчет подшипников

Подшипник 7608 быстроходного вала, червячной передачи.

Определяем осевые составляющие радиальные реакции:

,

где e = 0,296,

Н ,

Н .

Определим осевые нагрузки подшипников. Так как и , то Н , Н .

Определим отношение

,

По соотношению и выбираем формулу и определим эквивалентные динамические нагрузки:

,

где V – коэффициент вращения, V =1;

X коэффициент радиальной нагрузки, X = 0,4;

Y – коэффициент осевой нагрузки, Y = 2,096;

Кб – коэффициент безопасности, Кб =1,2;

Кт – температурный коэффициент, Кт =1;

Н .

Н .

Рассчитаем динамическую грузоподъемность по более нагруженному подшипнику:

,

где m – показатель степени, m=3,3;

<Cr = 90000H,

Подшипник пригоден.

Рассчитаем базовую долговечность;

ч>Lh =4700ч.

Подшипник 7211 промежуточный вала, червячной передачи.

Определяем осевые составляющие радиальные реакции:

, где e = 0,41,

Н ,

Н .

Определим осевые нагрузки подшипников.

Так как и , то Н , Н .

Определим отношение

,

По соотношению и выбираем формулу и определим эквивалентные динамические нагрузки:

, ,

где V – коэффициент вращения, V =1;

Кб – коэффициент безопасности, Кб =1,2;

Кт – температурный коэффициент, Кт =1,0;

X – коэффициент радиальной нагрузки, X = 0,4;

Y – коэффициент осевой нагрузки, Y = 1,46;

Н .

Н .

Рассчитаем динамическую грузоподъемность по более нагруженному подшипнику:

,

где m – показатель степени, m=3,33;

<Cr =57900H,

Подшипник пригоден.

Рассчитаем базовую долговечность;

ч>Lh =4700ч.

Подшипник 118 тихоходного вала, цилиндрической передачи.

Так как передача является прямозубой, то осевая нагрузка отсутствует, поэтому выбираем формулу и определим эквивалентные динамические нагрузки:

,

где V – коэффициент вращения, V =1;

Кб – коэффициент безопасности, Кб =1,2;

Кт – температурный коэффициент, Кт =1,0;

Н .

Н .


Рассчитаем динамическую грузоподъемность по более нагруженному подшипнику:

,

где m – показатель степени, m=3;

<Cr =57200H,

Подшипник пригоден.

Рассчитаем базовую долговечность;

ч>Lh =4700 ч.


9. Проверочные расчеты

9.1 проверочный расчет шпонок

Используем в приводе шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок - сталь 40X нормализованная по ГОСТ 1050-74. Допускаемые напряжения смятия при чугунной ступице [s CM ] = 60 МПа, при стальной ступице [s CM ] = 120 МПа.

Напряжение смятия и условие прочности:

,

где Ас м – площадь смятия;

,

где h , t 1 – стандартные размеры;

l р – рабочая длинна шпонки.

тихоходный вал:

Шпонка под полумуфту (колесо чугунное).

d = 32 мм , b ´ h = 10´8 мм , t 1 = 5 мм , длина шпонки l = 50 мм , момент на валу Ft =2583 Н .

Н < [sCM ] = 190 Н .

Нейтральный вал:

Шпонка под червячное колесо червячной передачи (колесо чугунное).

d = 60 мм , b ´h = 18´11 мм , t 1 = 7 мм , длина шпонки l = 32 мм , момент на валу Ft =4058 Н .

Н < [sCM ] = 190 Н .

Тихоходный вал:

Шпонка под зубчатое колеса цилиндрической прямозубой передачи (колесо стальное).

d = 105 мм , b ´h = 28´14 мм , t 1 = 10 мм , длина шпонки l = 62 мм , момент на валу Ft =12986 Н .

Н < [sCM ] = 190 Н .

Шпонка под ведущее колесо открытой цепной передачи.

d = 80 мм , b ´h = 22´14 мм , t 1 = 9 мм , длина шпонки l = 114 мм , момент на валу Ft =12986 Н .

Н < [sCM ] = 190 Н .

9.2 Проверочный расчет валов

Быстроходный вал.

Определим напряжения в опасном сечении вала, такими сечениями является ступени вала под червяком, сечение в точке 2 – является наиболее нагруженным участком.


Нормальное напряжение

,

где М – суммарный изгибающий момент в опасном сечении, М2 = 188 Н ×м ;

W нетто – осевой момент сопротивления,

мм3 ,

Н /мм2 .

Касательное напряжение

,

где Мк – крутящий момент в опасном сечении, Мк = 62 Н ×м ;

W рнетто – полярный момент инерции,

мм3 ,

Н /мм2 .

Определим предел выносливости в расчетном сечении,

,

,

где σ-1 , τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, σ-1 = 420 Н /мм2 , τ-1 = 0,58 σ-1 = 244 Н /мм2 ;

(Кσ )D , (Кτ )D – коэффициенты концентраций нормальных и касательных напряжений,

,

,

где Кσ – коэффициент концентраций напряжений, Кσ =1,7;

Кτ – коэффициент концентраций напряжений, Кτ =1,55;

К d – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, К d =0,7;

К F – коэффициент влияния шероховатости, К F =1,5:

1,48,

1,36.

Н /мм2 ,

Н /мм2 .

Определим коэффициент запаса прочности,

,

.

Определим общий коэффициент запаса прочности,

Условие выполняется, вал имеет запас прочности.

Нейтральный вал.

Определим напряжения в опасном сечении вала, такими сечениями является ступени вала под шестерней, сечение в точке 2 – является наиболее нагруженным участком.

Нормальное напряжение

,

где М – суммарный изгибающий момент в опасном сечении, М2 = 590 Н ×м ;

W нетто – осевой момент сопротивления,

мм3 ,

Н /мм2 .

Касательное напряжение

,

где Мк – крутящий момент в опасном сечении, Мк = 467,5 Н ×м ;

W рнетто – полярный момент инерции,

мм3 ,

Н /мм2 .

Определим предел выносливости в расчетном сечении,

,

,

где σ-1 , τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, σ-1 = 420 Н /мм2 , τ-1 = 0,58 σ-1 = 244 Н /мм2 ;

(Кσ )D , (Кτ )D – коэффициенты концентраций нормальных и касательных напряжений,

,

,

где Кσ – коэффициент концентраций напряжений, Кσ =1,7;

Кτ – коэффициент концентраций напряжений, Кτ =1,55;

К d – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, К d =0,67;

К F – коэффициент влияния шероховатости, К F =1,5:

1,52,

1,41.

Н /мм2 ,

Н /мм2 .

Определим коэффициент запаса прочности,

,

.

Определим общий коэффициент запаса прочности,

Условие выполняется, вал имеет запас прочности.

Тихоходный вал.

Определим напряжения в опасном сечении вала, такими сечениями является ступень вала под колесом, проходящие через точку 2.

Нормальное напряжение

,

где М – суммарный изгибающий момент в опасном сечении, М2 = 940,5 Н ×м ;

W нетто – осевой момент сопротивления,


мм3 ,

Н /мм2 .

Касательное напряжение

,

где Мк – крутящий момент в опасном сечении, Мк = 1870 Н ×м ;

W рнетто – полярный момент инерции,

мм3 ,

Н /мм2 .

Определим предел выносливости в расчетном сечении,

,

,

где σ-1 , τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, σ-1 = 380 Н /мм2 , τ-1 = 0,58 σ-1 = 220 Н /мм2 ;

(Кσ )D , (Кτ )D – коэффициенты концентраций нормальных и касательных напряжений,


,

,

где Кσ – коэффициент концентраций напряжений, Кσ =2,15;

Кτ – коэффициент концентраций напряжений, Кτ =2,05;

К d – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, К d =0,62;

К F – коэффициент влияния шероховатости, К F =1:

2,67,

2,54.

Н /мм2 ,

Н /мм2 .

Определим коэффициент запаса прочности,

,

.

Определим общий коэффициент запаса прочности,

Условие выполняется, вал имеет запас прочности.


9.3 Тепловой расчет редуктора

Определим температуру масла в редукторе,

,

где Р1 – мощность на быстроходном валу редуктора, Р1 = 11 кВт ;

η – коэффициент полезного действия, η = 0,72;

К t – коэффициент теплопередачи, К t = 10;

А – площадь теплоотдающей поверхности, А = 0,56;

t в – температура вне корпуса, t в = 200 ;

<[t ]=800

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  379  380  381   ..