Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 24

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  664  665  666   ..

 

 

Совокупный годовой доход граждан РФ и проблемы его формирования

Совокупный годовой доход граждан РФ и проблемы его формирования

1. История подоходного налога.

В соответствии с постановлениям Временного Правительства Роcсии от 12 июня 1917 года, в срочном порядке были сочинены три чрезвычайно важные новеллы в области прямого обложены изменены некоторые основания взимания и повышены ставки подоходного налога, а также налога на прирост прибылей и вознаграждены введен новый "единовременный " налог.

В связи с введением нового налога и повышением старых наивысшая ставка прямого обложения в совокупности была доведена до 90 процентов общего дохода плательщика.

Подобное обложение стало как бы "нацонализацией "доходов имущих классов и его следовало рассматривать лишь как временную меру, вызванную крайним истощением финансовых ресурсов государства, хотя эта мера противоречила некоторым положениям современной А.Ф Керенскому теории финансового права.

Следует отметить, что новые законы были приняты в развитие нормативно-правовых актов о государственном подоходном налоге от 6 апреля 1916 года и о временном налоге на прирост прибыли от 13 мая 1916 года.

Понятно, что Временное Правительство существовало недолго, действовало в условие экстремальных, а потому его налоговую политику вряд ли следует считать классическое И все же этот непродолжительный опыт но- ваторства в налогообложении имеет не только познавательное, но и поучительное значение. Хотя бы уже потому, что в России как нигде временные правила обладают способностью становиться перманентными устоям жизни целой огромной страны.

Постановлением Временного Правительства от 12 июня 1917 года "О повышении окладов государственного подоходного налога" было установлено, что доход, не превышающий одной тысячи рублей, освобождается от обложения указанным налогом. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, вклю­чавшая в себя доходы от одной тысячи руб­лей до 400 тысяч рублей. Низшая ставка за­фиксированной в ведомости суммы налога составляла 1 процент, высшая — 33 процен­та. Доход, превышавший четыреста тысяч рублей, облагался в размере ста двадцати тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по три тысячи пятьдесят рублей на каждые полные десять тысяч рублей сверх четырех­сот тысяч рублей. И ничего: ананасы ели, да рябчиков жевали.

В 1917 году плательщики обязаны были, не дожидаясь получения окладных листов, внести не позже 1-го августа в территориаль­ные казначейства или специальные кассы половину суммы подоходного налога, при­читавшегося с дохода, показанного в их за­явлениях. По получении же окладного листа им предписывалось донести недоплаченную сумму налога не позже 2-го октября. Платель­щики, не подавшие заявлений, должны были внести исчисленные с них суммы подоход­ного налога единовременно и полностью не позже 2-го октября.

Принятием данного нормативного акта Временное Правительство пыталось адапти­ровать к финансовой конъюнктуре 1917 гола закон о подоходном налоге, установленный еще царской администрацией в начале 1916 года и получивший одобрение как в Го­сударственной Думе, так и в Государствен­ном Совете. Введением подоходного налога царское правительство признало то, что от­рицало многократно: война не препятствует финансовым (как, впрочем, и другим) ре­формам. Наоборот, в периоды национально­го подъема преодолевается рутина и ослабе­вает сопротивление консервативной части общества, препятствующей политическому прогрессу и оздоровлению страны. Подоход­ный налог призван был стать первым шагом и необходимым условием дальнейших подат­ных реформ.

Как царское, так и Временное Прави­тельство понимали, что реформа реальных на­логов, замена их неимущественными немыслима без введения подоходного налога. Увы, законодатели тогдашней России, как всегда, очень долго "запрягали". Первые поступле­ния от подоходного налога планировалось получить в 1917 году. Однако если бы он был введен хотя бы в 1914 году, то власти в раз­гар военных действий имели бы точные дан­ные о размерах всех доходов граждан Рос­сийской империи, и указанный налог работал бы с полной нагрузкой.

Этого не произошло. Несмотря на нормотворческие усилия Временного Правительства, подоходный налог в 1917 году не при­нес в казну государства ни одной копейки поступлений. А произошедшие затем полити­ческие события и вовсе сломали худо-бедно действовавшую налоговую систему России. Тем не менее принципы и методы, которыми ру­ководствовалось Временное Правительство, внося коррективы в существовавшее до него налоговое законодательство, в чем-то сохра­няют свою актуальность и применительно к нашему сегодняшнему переходному периоду.


Министерство образования Российской Федерации

Иркутская государственная экономическая академия

Финансово – экономический факультет

Кафедра финансов

Специальность 06.04 - "Финансы и кредит"


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Налоги и налогообложение"

Тема:Совокупный годовой доход граждан РФ и проблемы его формирования


Выполнил: Абрамович Д.В.

Группа Ф-97-4

Проверил:Гущина И.В.

Старший преподаватель


Иркутск 2000


Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.История подоходного налога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.Сущность и понятия подоходного налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

3.Необходимость взимания подоходного налога. . . . . . . . . . . . . . . .

4.Проблемы связанные с налогообложением физических лиц и дальнейшие перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Введение.

Доходы населения - постоянно в центре внимания российского общества. Они являются наиболее обобщающим индикатором изменений в жизни людей. Можно долго обсуждать ситуацию в этой области, но дать окончательные оценки невозможно. При всех недостат­ках данного показателя, не затрагивающего существенные стороны качества жизни, его изучение является необходимым элементом государственного управления в целом. К сожа­лению, до конца не выработаны общепризнанные научно-объективные показатели, понятия и критерии доходов населения. В статистических наблюдениях существует противоречие между начисленными и фактическими выплаченными доходами, на смену реальным доходам пришли реально используемые. Первые отражали только потребление, вторые, напротив, включают и накопление, в условиях кризиса нередко вынужденное, а потому не всегда яв­ляющееся признаком роста благосостояния населения. Бартер, теневой рынок, гигантская дифференциация накладывают отчетливый отпечаток на современную ситуацию в целом, усложняя и искажая выводы. Но главное, нет общественно значимой экспертизы последст­вий в настоящем и стратегии на будущее, нет последовательности и приоритетности в проводимых государством мерах. Не акцентируется, что в регулировании доходов сводится экономическое и социальное воздействие государство, его законов на поведение главного и основного субъекта отношений населения.То есть наша цель сводится к подробному рассмотрению подоходного налога с физических лиц , этому и посвящается данная работа.


2.Сущность и понятия подоходного налога


1. Подоходный налог с физических лиц по сумме поступле­ний в бюджет занимает третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является ос­новным налогом с населения.Главным документом, регулирующим взимание подоходного налога, является Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” (с последующими изменениями). Методические разъяснения норм Закона содер­жатся в Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 “По применению Закона Российской Федерации “О по­доходном налоге с физических лиц”.

Плательщиками подоходного налога являются:

1) Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство в России (резиденты). К резидентам относятся лица, про­живающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

2) Физические лица, не имеющие постоянного местожи­тельства в Российской Федерации (нерезиденты), в случае по­лучения дохода на территории России.

К физическим лицам относятся граждане Российской Фе­дерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

3) Иностранные личные компании, доходы которых рас­сматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности кото­рого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложе­нию налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его пла­тельщиком подоходного налога.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

— у резидентов — от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

— у нерезидентов — от источников в Российской Федера­ции.

Устанавливая в качестве объекта налогообложения сово­купный годовой доход, законодатель не поясняет понятие. По этому поводу существуют два мнения. Согласно первому — все блага, полученные физическим лицом, являются его доходом, согласно второму — только часть благ является доходом, а ос­тальная часть к доходу не относится.В толковом словаре В. И. Даля читаем следующее толко­вание дохода: “Доход — действие или состояние доходящего, и самый предмет, что доходит до рук, приходит в руки, приход, денежная выручка, сбор, оброк; выгоды, получаемые с имуще­ства, вотчины, завода; жалованье, вообще содержанье. Валовой доход, итог прихода, без зачета расхода и издержек на заведенье; чистый доход, барыш, прибыль, настоящий, истинный доход, остающийся за вычетом из валового расхода”.

Как видим, слово “доход” может употребляться в различ­ных значениях, конкретное его значение будет зависеть от того, каким смыслом наполнит его законодатель.

Отсутствие законодательного определения дохода в насто­ящее время приводит к возникновению спорных ситуаций при уплате подоходного налога. Поэтому на основе анализа дей­ствующего законодательства и правоприменительной практи­ки необходимо выработать определенные критерии, которые позволят судить о возникновении объекта налогообложения, а следовательно, и правильно определять налогооблагаемую базу для уплаты подоходного налога.

Важным критерием понятия “доход” является также получение его на законных основаниях. Такой вывод следует из содержания ст. 1102 ГК РФ, предусматривающей обязанность лица возвратить имущество, приобретенное без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований (за исключением случаев, предусмотренных в ст. 1109 ГК РФ). Поэтому имущество, приобретенное в результате преступной деятельности или по иным незаконные основаниям, не отно­сится к доходам физических лиц, как приобретенное вслед­ствие неосновательного обогащения. Критерием дохода является поступление денежных средств или иного имущества в собственность физического лица.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Феде­рации или иностранной валюте), так и в натуральной форме. С 21 января 1997 года законодательство России предусматривает также получение дохода в виде материальной выгоды (в случаях, прямо установленных Законом о подоходном налоге). Суть выгоды со­стоит в получении блага в большем размере, чем полагается обычно, или в экономии, т. е. сохранении благ против обычного

В разъяснениях государственных органов прослежива­ется еще один критерий отнесения каких-либо поступлений к доходу. Например, если нормативными актами предусмотрено бесплатное образование (за счет государства или муниципали­тетов), то получение таких благ не включается в налогооблагаемый доход физического лица (см. письмо Госналогслужбы РФ от 17 мая 1996 г. № 08-1-07/584). Это же относится к передаче государством квартир в частную собственность граждан, полу­чению государственных пенсий, стипендий, субсидий и т. д. Многие из подобных случаев отражены в п. 1 ст. 3 Закона о подоходном налоге. Такое положение вещей вполне оправдано с экономической точки зрения, так как в противном случае происходило бы повторное перераспределение национального валового дохода, что с точки зрения экономики не имеет осо­бого смысла: государству проще удержать часть валового дохо­да из выплачиваемых им же сумм, чем требовать затем уплаты налога, поскольку, в конечном счете, результат будет тем же самым. Таким образом, любые предусмотренные законодатель­ством блага, полученные за счет государства или муниципали­тетов, к доходу физического лица не относятся.

Доход, с учетом вышеизложенного, можно определить как материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в резуль­тате осуществления своей трудовой, предпринимательской дея­тельности, а также полученные по иным основаниям и улучшаю­щие материальное положение лица в целом.

Сумма всех доходов, полученных физическим лицом за календарный год, за вычетом изъятий, предусмотренных в п. 1 ст. 3 Закона о подоходном налоге, составляет валовой (совокуп­ный) доход.

Совокупный годовой (чистый) доход (объект налогообложе­ния) — это разница между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденны­ми расходами, связанными с извлечением этого дохода.