НОВОСИБИРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
ВАЛОВА
ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
ПРОБЛЕМЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Авто
магистерской
диссертации
Новосибирск
1999
Общая характеристика
работы
Актуальность
темы исследования.
Важнейшая
задача экономики
страны на современном
этапе – превращение
ее в конкурентоспособное
хозяйство,
активно участвующее
в мирохозяйственных
связях. Налоговая
система - наиболее
активный рычаг
государственного
регулирования
социально-экономического
развития,
инвестиционной
стратегии,
внешнеэкономической
деятельности,
структурных
изменений в
производстве,
ускоренного
развития приоритетных
отраслей.
Обзор
литературы
по теме диссертационного
исследования
свидетельствует
о том, что действующая
в России уже
пять с половиной
лет налоговая
система вызывает
множество
нареканий со
стороны предпринимателей,
экономистов,
депутатов,
государственных
чиновников,
журналистов
и рядовых
налогоплательщиков.
С каждыми очередными
выборами создается
впечатление,
что первым
шагом новых
людей, пришедших
в выборные
органы власти,
станут коренные
изменения в
области налогов.
Проходит некоторое
время, ожидания
не оправдываются,
надежды на
улучшение
налоговой
системы рассеиваются,
поскольку новые
законодательные
акты в этой
области чаще
ухудшают ее,
чем совершенствуют,
а критика остается.
Предметами
для критики
выступают:
излишне
фискальный
характер налоговой
системы;
отсутствие
должного
стимулирования
отечественных
производителей;
чрезмерное
налогообложение
прибыли (дохода);
низкое
налогообложение
имущества;
высокое
налогообложение
физических
лиц при небольшой
по сравнению
с западными
странами оплате
труда;
слишком
жесткие финансовые
санкции к
уклоняющимся
от уплаты налога;
недостаточность
принимаемых
мер по пресечению
недоимок в
бюджет;
частые изменения
отдельных
налогов.
И этот перечень
можно продолжать
еще долго. Наиболее
радикальные
предложения
сводятся к
тому, что налоговую
систему следует
отменить и
вместо нее
"придумать"
какую-нибудь
новую.
Однако,
оценивая прошедшие
годы, следует
помнить, что
налоговая
система России
возникла и с
первых же дней
своего существования
развивается
в условиях
экономического
кризиса. В
тяжелейшей
ситуации она
сдерживает
нарастание
бюджетного
дефицита,
обеспечивает
функционирование
всего хозяйственного
аппарата страны,
позволяет, хотя
и не без перебоев,
финансировать
неотложные
государственные
потребности,
в основном
отвечает текущим
задачам перехода
к рыночной
экономике.
Таким образом,
актуальность
темы обуславливается
важностью и
необходимостью
реформирования
налоговой
системы, выработки
принципов и
методов работы
налоговых
органов, которые
бы отвечали
современным
условиям развития
отечественной
экономики и
обеспечили
реализацию
социально-экономической
политики и
условия для
экономического
роста России.
Цель работы:
выявление
проблем в налоговой
системе Российской
Федерации и
вынесение
предложений
по реконструированию
системы налогообложения
России.
В соответствии
с поставленной
целью в диссертации
рассматривались
и решались
следующие
задачи:
исследование
основных этапов
развития налоговой
системы в России;
проведение
анализа действующей
системы налогообложения
в Российской
Федерации;
рассмотрение
зарубежной
практики построения
налоговой
системы;
оценка влияния
последних
реформ в налоговой
системе на
финансово-хозяйственную
деятельность
предприятия.
разработка
предложений
по реконструированию
налоговой
системы России.
Объект
исследования
– совокупность
теоретических
и практических
вопросов, связанных
с формированием
налоговой
системы Российской
Федерации и
ее влиянием
на финансово-хозяйственную
деятельность
предприятий.
Теоретической
и информационной
базой исследования
служат труды
отечественных
и зарубежных
экономистов,
нормативные,
инструктивные
и методические
материалы,
касающиеся
рассматриваемых
в диссертации
вопросов, а
также фактические
материалы
деятельности
ООО «Титан»,
собранные
автором в период
стажировки.
Научная
новизна исследования:
рассмотрены
недостатки
существующей
налоговой
системы и обоснована
необходимость
их совершенствования;
проведено
обобщение
анализа влияния
действующей
системы налогообложения
на финансово-хозяйственную
деятельность
предприятий
и сделана попытка
усовершенствования
его методики.
Практическая
значимость:
предложена
методика расчета
налоговых
платежей на
основании
измененной
налогооблагаемой
базы и ставок
основных налогов;
произведены
расчеты основных
налогов до и
после реформирования,
и в результате
анализа выявлена
эффективность
снижения налоговых
ставок не только
для предприятия,
но и для повышения
собираемости
налогов, что
в глобальном
масштабе означает
увеличение
доходов консолидированного
бюджета.
Апробация
результатов
исследования:
Основные положения
диссертационной
работы обозначены
автором в статье
«Налоговая
система: от
проблем к их
решению», принятой
к опубликованию
в сборник научных
работ НГАЭиУ.
Структура
работы. Диссертационное
исследование
состоит из
введения, трех
глав, заключения
и списка литературы.
Во
введении обоснована
актуальность
темы исследования,
сформулированы
цель, задачи
научная новизна
и практическая
значимость
работы.
В
первой главе
«Налоговая
система: необходимость,
сущность и
принципы построения»
определяется
экономическое
содержание
налогов, подчеркивается
их роль для
государства
и предпринимательской
деятельности
в период становления
рыночной экономики,
раскрываются
сущность и
принципы построения
налоговой
системы в Российской
Федерации.
Во
второй главе
«Современное
состояние
налоговой
системы Российской
Федерации и
тенденции ее
изменения»
рассматривается
действующая
система налогообложения,
определяется
роль и значение
основных налогов,
их влияние на
предпринимательскую
деятельность
предприятий
и организаций,
исследуются
зарубежные
методики
налогообложения,
и оценивается
возможность
применения
некоторых
положений в
российской
практике.
В
третьей главе
«Налоговая
реформа и создание
эффективной
налоговой
системы в Российской
Федерации»
рассматривается
методика снижения
налоговых
ставок, изменения
существующей
системы налоговых
льгот, рассчитывается
эффективность
этих мер для
предпринимателей
и государства,
доказывается
необходимость
реформирования
налоговой
системы в
соответствии
с произведенными
расчетами.
В
заключении
сформулированы
основные выводы
и предложения
по результатам
научного
исследования.
Содержание
работы
Налоговая
система - наиболее
активный рычаг
государственного
регулирования
социально-экономического
развития,
инвестиционной
стратегии,
внешнеэкономической
деятельности,
структурных
изменений в
производстве,
ускоренного
развития приоритетных
отраслей.
С самого
начала построения
налоговой
системы России
был взят фискальный
ориентир. Налоговая
система стала
приобретать
конфискационный
характер. Через
различные
налоги у предприятий
изымается
85-90% прибыли. Современная
российская
налоговая
система лишена
стимулирующего
начала, которое
в современных
условиях развития
должно осуществляться
при реализации
всех функций
налогообложения
- фискальной,
распределительной
и регулирующей.
Основной
целью российской
налоговой
системы была
определена,
прежде всего,
ликвидация
дефицита бюджета.
Это определялось
не только
преобладанием
монетаристского
подхода к ее
построению
в его одностороннем
понимании без
учета конкретных
российских
условий, но и
требованиями
международных
финансово-кредитных
организаций,
которые для
предоставления
кредитов поставили
условия - стабилизация
рубля и сокращение
бюджетного
дефицита.
Основной
недостаток
налоговой
системы России
состоит в том,
что она ориентирована
на устранение
дефицитности
бюджета изъятием
доходов предприятий.
Нет достаточной
увязки налоговой
системы с развитием
экономики и
деятельностью
непосредственных
ее субъектов
- предприятий.
Потеря такой
взаимосвязи
привела к тому,
что налоговая
система развивается
сама по себе,
а предприятия,
испытывая ее
чрезмерное
давление, - сами
по себе. Многие
поставлены
на грань убыточности
и банкротства.
При этом предприятия
заинтересованы
в получении
минимальной
прибыли, чтобы
избежать высокого
налогообложения.
Экономика как
никогда становится
затратной.
Этому способствует
почти полное
отсутствие
конкуренции
при свободном
ценообразовании.
Налоговая
система должна
быть повернута
к производству,
стимулируя
его рост и тем
самым, увеличивая
базу налогообложения.
Налоговая
политика России
строится пока
исходя из принципа
- “чем больше
ставка, тем
лучше для государства
и построения
рыночной экономики”.
В итоге - недобор
налогов (как
минимум 20-30% налоговых
сумм), сокращение
производства
товаров, падение
инвестиционной
активности
и отсутствие
какой-либо
заинтересованности
предприятия
в развитии
производства.
Налоговая
система должна
базироваться
на оптимальном
сочетании
интересов всех
социальных
слоев общества
- предпринимателей,
работников,
государственных
служащих, учащихся,
пенсионеров
и других, которые
имеют большие
различия в
получаемых
доходах. Такая
социальная
функция налогов
имеет большое
значение для
обеспечения
социального
равновесия
в обществе. В
ведущих промышленно
развитых странах
мира соотношение
доходов 10% населения,
имеющего наибольшие
доходы, и такой
же численности
с наименьшими
доходами колеблется
в пределах
1:5-10 раз. В настоящее
время в России
такое соотношение
составляет
не менее 1:2-25. Это
значительно
усиливает
социальное
расслоение
общества по
доходам. Налоговая
система призвана
смягчать такие
различия путем
прогрессивного
налогообложения
доходов физических
лиц, что четко
прослеживается
в налоговых
системах Запада.
Российская
же налоговая
система не
выполняет в
достаточной
мере эту функцию,
что является
существенным
ее недостатком.
Налоговая
система России
не учитывает
и то, что она
функционирует
в условиях
монопольного
ценообразования.
Это обусловливает
ее инфляционный
характер, так
как она стимулирует
“вздувание”
цен. И такое
явление вполне
закономерно
- ведь производители
товаров стремятся
переложить
все бремя налогового
давления на
непосредственных
и конечных
потребителей
товаров - население.
Поэтому подавляющая
часть налогов
приобретает
косвенный
характер, когда
плательщик
налога фактически
перекладывает
его на потребителя,
включая в цену.
Это становится
возможным
благодаря тому,
что производитель
товара имеет
возможность
диктовать цену
потребителю
и увеличивать
ее, стараясь
получить большую
массу прибыли
для собственного
использования.
В России доля
косвенных
налогов в
налогообложении
возрастает.
Это указывает
на неблагополучие
в налогообложении,
стремление
увеличивать
налоговые
поступления
“любой ценой”.
А цена такой
политики высока
- экономическая
стагнация,
инфляция,
многократный
(в тысячи раз)
рост цен на
потребительские
товары.
Налоговая
система должна
соответствовать
элементарным
требованиям
теории налогообложения.
В России же
базой налога
на добавленную
стоимость
является не
только прибыль
и заработная
плата (реальные
элементы вновь
созданной
стоимости), но
и амортизационные
отчисления.
Кроме того, в
базу этого
налога включаются
акциз, а также
таможенные
пошлины, которые
никакого отношения
к добавленной
стоимости не
имеют. Необоснованно
и то, что одним
налогом (НДС)
облагается
другой налоговый
платеж - акциз.
Вследствие
этого налог
на добавленную
стоимость
теряет свое
действительное
содержание
и практически
превращается
в налог с продаж
(своеобразный
многократный
налог с оборота),
выступающий
в условиях
монопольного
рынка в качестве
элемента цены
на товар и косвенного
налога, значительно
увеличивающего
цену.
Часть налоговых
платежей из
прибыли предприятий
также перекладывается
на потребителя,
имея возможность
компенсировать
уплату налогов
ростом свободных
|