Введение
Напряженная
экологическая
обстановка
в стране крайне
отрицательно
сказывается
на экологической
безопасности
населения и
требует значительных
затрат общества
на предотвращение
и ликвидацию
загрязнения
окружающей
природной
среды.
Платность
природопользования
является одним
из принципов
природопользования,
составной
частью экономического
механизма
охраны окружающей
природной среды
и одним из источников
финансирования
экологических
программ и
мероприятий
по охране окружающей
природной
среды.
В
соответствии
с Законом
РСФСР от 19.12.91 г.
№ 2060-1 (с изменениями
на 10.07.01 г.) «Об охране
окружающей
природной
среды» платежи
за загрязнение
окружающей
среды исполняют
не только фискальную,
но и стимулирующую
функцию, носят
компенсационный
характер за
негативное
воздействие
и должны использоваться
на ликвидацию
конкретного
нанесенного
вреда или
предотвращение
будущего загрязнения
окружающей
среде.
Актуальность
темы данной
курсовой работы
связана с
необходимостью,
в условиях
коренного
преобразования
всей эколого экономической
системы в нашей
стране, корректировки
нормативно правовых
документов,
обеспечивающих
расчет, сбор
и поступление
платежей за
загрязнение
окружающей
среды в федеральный
и региональные
бюджеты.
Объектом
исследования
будет являться
система платежей
за загрязнение
окружающей
среды.
Предмет
исследования
– методика
исчисления
и порядок уплаты
природопользователями
платежей за
загрязнение
окружающей
среды.
Целью
исследования
является анализ
действующей
системы экологических
платежей и
формулирование
предложений
по повышению
ее эффективности,
позволяющих
увеличить
доходную часть
бюджета и получить
дополнительные
средства для
реализации
государственной
политики в
области охраны
окружающей
среды.
В
настоящей
работе мы попробуем
решить следующие
задачи:
дадим
понятие видов
платежей и
определим
порядок их
зачисления;
раскроем
порядок предоставления
расчета, механизм
перечисления
платежей и
контроля их
поступления;
рассмотрим
порядок определения
размеров платежей
и покажем упрощенный
пример расчета;
раскроем
методику исчисления
платежей на
примере расчета
платежей за
загрязнение
окружающей
природной
среды конкретного
предприятия;
определим
направления
реформирования
и дальнейшие
перспективы
совершенствования
системы экологических
платежей в
условиях
преобразования
бюджетного
и налогового
законодательства
Источником
работы являются
законодательные
и нормативные
акты Российской
Федерации.
При
написании
работы использовались
такие научные
методы, как
анализ и системный
подход.
1.
Платежи за
загрязнение
окружающей
природной среды
как
объект исследования
1.1. Виды платежей
и порядок их
зачисления
Платежи
за пользование
природными
ресурсами в
соответствии
с Законом
Российской
Федерации от
27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах
налоговой
системы в
Российской
Федерации»
отнесены к
федеральным
налогам (п. «и»
ст. 19). Плата за
загрязнение
окружающей
природной
среды, размещение
отходов, другие
виды вредного
воздействия,
установленная
Законом РСФСР
от 19.12.91 г. № 2060-1 (с изменениями
на 10.07.01 г.) «Об охране
окружающей
природной
среды» (далее
- Закон № 2060-1) и
введенная на
территории
Российской
Федерации с
1991 г., относится
к указанным
платежам, а
значит, к федеральным
налогам.
Согласно
Закону № 2060-1 и
постановлению
Правительства
Российской
Федерации от
28.08.92 г. № 632 (с изменениями
на 27.12.94 г.) «Об утверждении
Порядка определения
платы и ее
предельных
размеров за
загрязнение
окружающей
природной
среды, размещение
отходов, другие
виды вредного
воздействия»
платежи вносят
организации,
деятельность
которых оказывает
вредное воздействие
на природную
среду.
Плата
взимается за:
выбросы,
сбросы загрязняющих
веществ, размещение
отходов и другие
виды загрязнения
в пределах
установленных
лимитов;
выбросы,
сбросы загрязняющих
веществ, размещение
отходов и другие
виды загрязнения
сверх установленных
лимитов.
При
нарушении
установленного
срока внесения
в бюджет платы
за загрязнение
окружающей
природной среды
с 1 января 1999 г.
применяются
пени в размере,
предусмотренном
ст. 75 Налогового
кодекса Российской
Федерации
(предприятие
уплачивает
пени в размере
одной трехсотой
действующей
на каждый день
просрочки
ставки рефинансирования
Центрального
банка Российской
Федерации).
Перерасчет
пеней осуществляется
в соответствии
с Федеральным
законом от
31.07.98 г. № 147-ФЗ «О введении
в действие
части первой
Налогового
кодекса Российской
Федерации»
и приказом
МНС России от
3.09.99 г. № АП-3-09/290 «Об
утверждении
Порядка пересчета
задолженности
налогоплательщиков
(налоговых
агентов) по
уплате пени
по налогам и
сборам».
Налогооблагаемой
базой при расчете
платежей являются
объемы вредного
воздействия
за выброс или
сброс 1 т загрязняющих
веществ, размещение
1 т или 1 м3
отходов.
Платежи
за загрязнение
окружающей
природной
среды, размещение
отходов, осуществляемые
в пределах
лимита, финансируются
за счет себестоимости
продукции
(работ, услуг),
сверхлимитные
- за счет прибыли,
остающейся
в распоряжении
природопользователей.
Расчет
платежей за
предусмотренные
законодательством
виды вредного
воздействия
на природную
среду производится
организацией
исходя из объемов
загрязнения,
связанных с
ее деятельностью.
В данном случае
не имеет значения,
находятся ли
различные
стационарные
и передвижные
источники
загрязнения
природной среды
в личной собственности
(владении) этой
организации,
привлечены
ли на условиях
аренды или
получены каким-либо
иным способом.
Указанные
организации
должны получить
в установленном
порядке разрешения
на выбросы,
сбросы загрязняющих
веществ и размещение
отходов. При
этом плата
вносится как
за сверхнормативные,
так и за нормативные
выбросы загрязняющих
веществ.
В
соответствии
с Законом №
2060-1 порядок исчисления
и применения
нормативов
платы за использование
природных
ресурсов
определяется
Правительством
Российской
Федерации. В
связи с этим
постановлением
Правительства
Российской
Федерации от
28.08.92 г. № 632 утвержден
порядок определения
платы и ее
предельных
размеров за
загрязнение
окружающей
природной
среды, размещение
отходов, другие
виды вредного
воздействия.
Кроме того, в
соответствии
с этим постановлением
разработаны
и утверждены
Министерством
охраны окружающей
среды и природных
ресурсов
Российской
Федерации
27.11.92 г. базовые
нормативы платы
за выбросы,
сбросы загрязняющих
веществ в окружающую
природную
среду и размещение
отходов, а также
коэффициенты,
учитывающие
экологические
факторы. Изменение
платы за загрязнение
окружающей
природной среды
осуществляется
путем индексации
нормативов
платы.
Ежегодно
государственным
органом, специально
уполномоченным
в области охраны
окружающей
среды (в настоящее
время - Министерство
природных
ресурсов Российской
Федерации) по
согласованию
с Минфином и
Минэкономразвития,
утверждается
федеральный
коэффициент
индексации
платы за загрязнение
окружающей
среды.
Поскольку
налоговыми
органами при
проверке уплаты
платежей
природопользователем
охватывается
период в несколько
лет, в таблице
1 приведены все
коэффициенты
индексаций.
Таблица
1.
Федеральный
коэффициент
индексации
платы за
загрязнение
окружающей
среды
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Федеральный
коэффициент
индексации
|
2 |
17 |
10 |
35 |
42 |
48 |
62
|
80
|
94
|
110.9 |
В
соответствии
со ст. 15 Закона
Российской
Федерации
«О федеральном
бюджете на
2002 год» от 30.12.2001 г.
№ 194-ФЗ, принятого
Государственной
Думой 14.12.2001 г. коэффициент
индексации
платы за загрязнение
окружающей
природной среды
– 110.9
Таким
образом, базовые
нормативы платы
за выбросы,
сбросы загрязняющих
веществ в окружающую
природную среду
и размещение
отходов, утвержденные
в 1992 году,
увеличились
в 110.9 раза.
Субъекты
РФ устанавливают
региональные
коэффициенты,
которые, как
правило, не
превышают
федерального.
Региональные
коэффициенты,
превышающие
федеральный,
должны пройти
утверждение
в МПР России,
а также согласование
с Минфином
России и Минэкономразвития
России.
Кроме
изложенных
выше коэффициентов,
введение которых
связано с инфляцией,
в расчетах
применяются
также коэффициенты
экологической
ситуации и
экологической
значимости
состояния
атмосферного
воздуха и почвы.
Эти коэффициенты
имеют разное
значение по
атмосферному
воздуху и почве
в зависимости
от экономического
района. Например,
по Северо Западному
экономическому
району этот
коэффициент
составляет
по атмосферному
воздуху 1.5,
а по почве
- 1.3.
В
расчетах платы
применяются
также коэффициенты
экологической
ситуации и
экологической
значимости
состояния
водных объектов,
установленные
уже по 101
бассейну морей
и основных рек.
При
этом следует
иметь в виду,
что коэффициенты
экологической
ситуации и
экологической
значимости
атмосферного
воздуха, водных
объектов и
почвы могут
увеличиваться
для природопользователей,
расположенных
в зонах экологического
бедствия, районах
Крайнего Севера
и местностях,
приравненных
к районам Крайнего
Севера, на территории
национальных
парков, особо
охраняемых
и заповедных
территориях,
в эколого курортных
регионах, а
также на территориях,
включенных
в международные
конвенции - до
2 раз, а для
природопользователей,
осуществляющих
выбросы загрязняющих
веществ в атмосферу
городов и крупных
промышленных
центров - на
20 %.
По
Интинскому
району коэффициенты
экологической
значимости
таковы: атмосферный
воздух - 2.8,
почва - 2.8, водные
объекты – 2.3.
В
соответствии
со ст.9 и 27 Федерального
закона от
27.12.2000 г. № 150-ФЗ «О
федеральном
бюджете на
2001 год» (с изм.
и доп. от 24.05.01 г.)
данного Закона
плата за нормативные
и сверхнормативные
выбросы и сбросы
загрязняющих
веществ, размещение
отходов распределяется
между федеральным
бюджетом и
бюджетами
субъектов
Российской
Федерации:
19% платы
в федеральный
бюджет, в том
числе 9%, ранее
поступавшие
в Федеральный
экологический
фонд Российской
Федерации;
81% платы
в бюджет субъекта
Российской
Федерации,
ранее поступавшей
в территориальный
экологический
фонд и подлежащей
дальнейшему
распределению
между фондом
субъекта и
местными фондами.
Плата
за загрязнение
окружающей
природной
среды не освобождает
природопользователей
от выполнения
мероприятий
по охране
окружающей
природной среды
и возмещения
вреда, причиненного
экологическим
правонарушением.
В
целях обеспечения
распределения
доходов в
соответствии
с нормативами
отчислений,
установленными
Федеральным
законом от
27.12.2000 г. № 150-ФЗ «О
федеральном
бюджете на
2001 год» (с изм. и
доп. от 24.05.01 г.), указанные
платежи, подлежат
зачислению
в полной сумме
на счета органов
федерального
казначейства
для осуществления
ими распределения
доходов от их
уплаты в порядке
межбюджетного
регулирования
между федеральным
бюджетом, бюджетами
субъектов
Российской
Федерации и
бюджетами
закрытых
административно-территориальных
образований.
Письмом
Минфина России
от 29.12.2000 г. № 3-01-08/524 дано
указание, органам
федерального
казначейства
начиная с 1 января
2001 г. перечислять
платежи за
загрязнение
природной
среды, рассчитываемые
за фактические
объемы загрязнения,
произведенные
в 2000 г., в пропорциях,
установленных
Федеральным
законом «О
федеральном
бюджете на 2001
год».
В
совместном
письме Минфина
России № 3-01-01/01-59 и
МНС России №
ФС-6-09/122 от 9.02.01 г. разъясняется,
что по регулирующим
доходам от
уплаты налогов
в счет погашения
недоимки и по
доначисленным
суммам налогов
по результатам
документальных
проверок и
перерасчетам
за прошедшие
периоды применяются
нормативы
отчислений
доходов в бюджеты
разных уровней
бюджетной
системы Российской
Федерации,
установленные
Федеральным
законом «О
федеральном
бюджете на 2001
год». Эта норма
относится и
к платежам за
загрязнение
природной
среды, так как
указанные
платежи предусмотрены
приказом Минфина
России от 29.12.2000
г. № 420 «О перечне
налогов и сборов,
подлежащих
зачислению
на балансовый
счет № 40101 «Доходы,
распределяемые
органами федерального
казначейства
между уровнями
бюджетной
системы Российской
Федерации».
Согласно данному
письму плата
за нормативные
и сверхнормативные
выбросы и сбросы
вредных веществ,
размещение
отходов подлежит
зачислению
на балансовый
счет № 40101 «Доходы,
распределяемые
органами федерального
казначейства
между уровнями
бюджетной
системы Российской
Федерации»
по статье 1050600
«Плата за
нормативные
и сверхнормативные
выбросы и сбросы
вредных веществ,
размещение
отходов»
Классификации
доходов бюджетов
Российской
Федерации
(федеральный
бюджет - 19%, бюджет
субъекта Российской
Федерации -
81%).
Пунктом
4 ст. 84 Закона №
2060-1 установлено,
что сумма
|