Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава
I.
1.1. ЕСН: характеристика
и сущность……………………………………..5
1.1.1. Эволюция
развития
ЕСН………………………………………..5
1.2. Характеристика
ЕСН…………………………………………………...7
1.3. Объект
налогообложения…………………………………………..…10
1.4. Порядок
исчисления
и сроки уплаты
налога предпринимателями...12
1.5. Ставки
налога…………………………………………………………..15
Глава
II.
Роль ЕСН
в доходах бюджетов
всех уровней.
Сравнение
поступлений
взносов в
государственные
внебюджетные
фонды в 2000-2003г.г……..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список
литературы,
ссылок…….........................................................................26
Приложения……...………………………………………………………………27
Введение
Одно из
направлений
мобилизации
средств, предназначенных
для финансирования
мероприятий
по государственному
социальному
страхованию,
связано с
совершенствованием
работы по учету
и контролю за
поступлением
страховых
взносов в
государственные
социальные
внебюджетные
фонды.
Идея введения
единого социального
налога, т.е.
объединения
всех страховых
взносов, возникла
еще в 1998 г., когда
Госналогслужба
России (ныне -
Министерство
по налогам и
сборам РФ)
предложила
при сохранении
механизма сбора
страховых
взносов в социальные
внебюджетные
фонды установить
для них единую
унифицированную
налогооблагаемую
базу и передать
функции учета
и контроля
одному ведомству.
Однако тогда
эти предложения
из-за их несовершенства
оказались
невостребованными,
и вопрос остался
открытым.
Теперь
же после принятия
части второй
Налогового
кодекса РФ
и Федерального
закона от 5 августа
2000 г. № 118-ФЗ “О введении
в действие
части второй
Налогового
кодекса Российской
Федерации и
внесении изменений
в некоторые
законодательные
акты Российской
Федерации о
налогах” с
1 января 2001 года
вступил в силу
новый порядок
исчисления
и уплаты взносов
в государственные
социальные
внебюджетные
фонды.
Главой
24 части второй
Налогового
кодекса РФ был
введен единый
социальный
налог (ЕСН).
В составе
ЕСН консолидированы
взносы в Пенсионный
фонд, Фонд
социального
страхования
и фонды обязательного
медицинского
страхования
- с целью мобилизации
средств для
реализации
права граждан
на государственное
пенсионное
и социальное
обеспечение
и медицинскую
помощь.
Отдельный
порядок установлен
для взносов
на обязательное
социальное
страхование
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний.
Подобное исключение
обусловлено
тем, что ставки
взносов на
обязательное
социальное
страхование
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний
дифференцированы
в зависимости
от категорий
профессионального
риска, к которым
относится сфера
деятельности
плательщика
(Закон РФ «Об
обязательном
социальном
страховании
от несчастных
случаев на
производстве
и профессиональных
заболеваний»
от 24 июля 1998 г. №
125-ФЗ). Таким образом,
включение
данных взносов
в состав ЕСН
не позволило
бы установить
единую для всех
предприятий,
не зависимо
от сферы деятельности,
шкалу ставок
и расчет налога
был бы значительно
усложнен.
Контроль
за правильностью
исчисления,
полнотой и
своевременностью
внесения в
фонды взносов,
уплачиваемых
в составе ЕСН,
согласно ст. 9
Федерального
закона № 118 "О
введении в
действие части
второй Налогового
кодекса РФ и
внесении изменений
в некоторые
законодательные
акты РФ о налогах"
осуществляется
налоговыми
органами Российской
Федерации. Они
же должны
осуществлять
и взыскание
сумм недоимки,
пени и штрафов
по платежам
во внебюджетные
фонды, образовавшиеся
по состоянию
на 1 января 2001
года (за исключением
взносов на
обязательное
страхование
от несчастных
случаев).
Порядок
расходования
средств, уплачиваемых
(зачисляемых)
в фонды, а также
иные условия,
связанные с
использованием
этих средств,
устанавливаются
законодательством РФ
об обязательном
социальном
страховании.
Часть вторая
Налогового
кодекса РФ
применяется
к правоотношениям,
регулируемым
законодательством
о налогах и
сборах, возникшим
после введения
ее в действие.
По правоотношениям,
возникшим до
введения ее
в действие,
часть вторая
НК РФ применяется
к тем правам
и обязанностям,
которые возникнут
после введения
ее в действие.
Глава
I.
1.
ЕСН: характеристика
и сущность.
1.1.1.
Эволюция
развития ЕСН.
Наиболее
известной
формой организации
финансовых
ресурсов в
общегосударственном
масштабе выступает
государственный
бюджет.
Бюджет,
согласно ст.6
Бюджетного
кодекса, является
формой образования
и расходования
фонда денежных
средств, предназначенных
для финансового
обеспечения
задач и функций
государственного
и местного
самоуправления.
Но ряд
факторов
обуславливает
целесообразность
использования
другой формы
аккумулирования
финансовых
ресурсов –
внебюджетных
фондов, обслуживающих
социальные
и экономические
потребности
отдельных групп
населения или
общества в
целом. Возникновение
и рост таких
фондов является
объективной
закономерностью
существования
и развития
общества.
Переход
к рынку ознаменовался
в России рядом
кардинальных
изменений
в организационной
структуре
хозяйства, в
ходе чего произошла
модернизация
финансовой
системы и, прежде
всего ее центрального
звена – общегосударственных
финансов. Постепенно
стали возникать,
отделяться
от бюджетной
системы один
за другим
внебюджетные
фонды.
В силу ряда
обстоятельств,
таких, как
продолжающийся
спад производства,
неплатежи,
бюджетный
дефицит, инфляция,
рост непредвиденных
расходов, средств
для социальных
программ хронически
не хватает.
Кризисная
ситуация в
финансировании
социальной
сферы в России
имеет свою
историю.
Недостаточность
выделяемых
ресурсов и их
неэффективное
использование
были отмечены
задолго до
проведения
коренных
экономических
преобразований.
На рубеже 70-80-х
гг. в стране
велись поиски
модернизации
действующего
механизма
хозяйственно
деятельности
учреждений
социального
обслуживания,
а также новых
форм финансирования,
к числу которых
относится и
институт внебюджетных
фондов.
Социалистическая
экономика,
базировавшаяся
на планово-централизованной
системе управления
экономическим
и социальным
развитием,
сформировала
и утвердила
систему социального
обслуживания
населения, в
основу которой
был положен
принцип бесплатности.
Ориентиры
социальной
политики на
бесплатность
в социально-культурном
обслуживании
населения были
логическим
следствием
господствовавших
идеологических
установок.
Данная система
и связанная
с ней модель
финансирования
основных отраслей
социальной
сферы за счет
бюджета некоторое
время достаточно
успешно выполняли
свои функции.
Однако по мере
роста спроса
и увеличения
выплат на социальные
услуги централизованное
финансирование
социального
обслуживания
стало давать
сбой. Поэтому
через государственный
бюджет, как
показала практика
прошлых лет,
не всегда удавалось
достаточно
последовательно
проводить в
жизнь те или
иные социальные
и экономические
программы.
В начале 90-х годов
ситуация обострилась,
так как в результате
гигантского
бюджетного
дефицита, инфляции,
продолжающегося
спада производства
и его эффективности
вся система
пенсионного
обеспечения
и социального
страхования
начала финансироваться
по «остаточному»
принципу. В
этих условиях
развитие социальной
сферы стало
отставать от
требований
времени.
Немаловажными
факторами,
обуславливающими
целесообразность
образования
внебюджетных
фондов, являются
бюджетный
дефицит, инфляция.
Создание
в начале 90-х гг.
внебюджетных
фондов позволило
ослабить негативные
последствия
либерализации
цен и несколько
сдержать снижение
уровня жизни
пенсионеров
и других незащищенных
слоев населения.
Тогда самостоятельный
статус фондов
препятствовал
прямому покушению
государственных
финансовых
органов на
средства внебюджетных
социальных
фондов при
подготовке
и исполнении
федерального
бюджета и других
звеньев бюджетной
системы. К сожалению,
анализ практики
бюджетирования
на федеральном
и местном уровнях
в последнее
время показал,
что использование
средств внебюджетных
фондов, и нередко
не по назначению,
получило достаточно
широкое распространение.
На федеральном
уровне это
проявилось,
например, в
отношении
Пенсионного
Фонда России,
в форме платежей
и задолженностей
по формированию
средств для
выплаты военнослужащим
рядового,
сержантского
и старшинского
состава, а также
социальных
пенсий. На местных
уровнях – в
форме прямого
привлечения
средств соответствующих
подразделений
ПФР для выплат
местных пособий.
Внебюджетные
фонды представляют
собой достаточно
динамичный
элемент финансовой
системы. Это
обусловлено
тем, что они, в
отличие, от
государственного
бюджета, находятся
в распоряжении
специального
государственного
органа. Поэтому,
в сравнении
с бюджетом,
перераспределение
внутри внебюджетных
фондов и их
использование
осуществляется
более оперативно.
Кроме того,
внебюджетные
фонды создаются
для реализации
конкретных
целей. Таким
образом, необходимость
образования
внебюджетных
фондов вызвана
объективной
закономерностью
существования
и развития
общества, что
связано в первую
очередь с
потребностью
перераспределения
финансовых
ресурсов для
решения наиболее
важных направлений,
не предусмотренных
бюджетом.
1.2.
Характеристика
ЕСН.
С
вступлением
в силу второй
части Налогового
кодекса на
территории
Российской
Федерации
вводится в
действие единый
социальный
налог (далее
- ЕСН). Он призван
заменить собой
страховые
взносы в Пенсионный
фонд РФ, Фонд
социального
страхования
РФ и фонды
обязательного
медицинского
страхования
РФ. Весь контроль
за правильностью
исчисления
и уплаты ЕСН
возлагается
на налоговые
органы.
Если
сравнить
законодательство
о взносах,
действующее
до принятия
главы 24 налогового
Кодекса РФ и
24 главу НК РФ,
то становится
ясно, что каких-либо
кардинальных
изменений не
произошло.
Фактически
проведена лишь
некоторая
унификация
правовых норм,
вызванная
объединением
взносов в ПФР,
ФСС, ФОМС под
одним общим
названием, а
также урегулированы
некоторые из
существующих
спорных вопросов.
Плательщиками
ЕСН являются
те же категории
лиц, что и платили
взносы во
внебюджетные
фонды за одним
исключением
- с 01.01.2001г. перестала
существовать
такая категория
налогоплательщиков
как наемные
работники
(до введения
ЕСН они уплачивали
в ПФР страховые
взносы по
однопроцентной
ставке).
Существует
две основные
категории:
работодатели
и так называемые
самозанятые
граждане
(индивидуальные
предприниматели,
адвокаты,
крестьянские
(фермерские)
хозяйства, а
также родовые,
семейные общины
малочисленных
народов Севера,
занимающиеся
традиционными
отраслями
хозяйствования).
До введения
ЕСН последние
были освобождены
от уплаты взносов
в ФСС с полученных
доходов. Так
и после введения
главы 24 Налогового
Кодекса индивидуальные
предприниматели
не исчисляют
и не уплачивают
ЕСН в части
суммы налога,
зачисляемой
в Фонд социального
страхования
РФ.
В
связи с этим
до недавнего
времени органы
ФСС РФ настаивали
на том, что у
предпринимателей
отсутствует
право на получение
пособий по
нетрудоспособности.
Но недавно
законодатели
решили данный
вопрос наиболее
простым способом
- если предприниматель
желает получать
пособие по
нетрудоспособности,
то он должен
дополнительно
к сумме уплаченного
ЕСН заплатить
страховой взнос
в ФСС РФ.
Так,
согласно ст.2
Федерального
закона от 31.12.02
№190-ФЗ «Об обеспечении
пособиями по
обязательному
социальному
страхованию
граждан, работающих
в организациях
и у индивидуальных
предпринимателей,
применяющих
специальные
налоговые
режимы, и некоторых
других категорий
граждан»
индивидуальные
предприниматели
вправе
добровольно
вступать в
отношения по
обязательному
социальному
страхованию
на случай временной
нетрудоспособности
и в связи с
материнством,
осуществляя
за себя уплату
страховых
взносов в ФСС
РФ по тарифу
в размере 3,5
процента налоговой
базы, определяемой
в соответствии
с главой 24 НК
РФ.
При
этом право на
получение
соответствующих
пособий будет
существовать
у предпринимателя
лишь после
уплаты страховых
взносов в ФСС
РФ в течение
6 месяцев, а порядок
уплаты страховых
взносов в ФСС
РФ должен быть
определен в
специальном
нормативном
акте, изданном
Правительством
РФ.
Если
налогоплательщик
относится сразу
к двум категориям,
то он уплачивает
налог по двум
основаниям.
Например,
индивидуальный
предприниматель,
использующий
труд наемных
работников,
платит ЕСН как
с полученных
доходов от
предпринимательской
деятельности
за вычетом
связанных с
ними расходов,
так и с начисленных
выплат в пользу
работников.
|