Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 24

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  546  547  548   ..

 

 

Единый социальный налог, уплачиваемый предпринимателями

Единый социальный налог, уплачиваемый предпринимателями

Содержание


Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I.

1.1. ЕСН: характеристика и сущность……………………………………..5

1.1.1. Эволюция развития ЕСН………………………………………..5

1.2. Характеристика ЕСН…………………………………………………...7

1.3. Объект налогообложения…………………………………………..…10

1.4. Порядок исчисления и сроки уплаты налога предпринимателями...12

1.5. Ставки налога…………………………………………………………..15


Глава II.

Роль ЕСН в доходах бюджетов всех уровней. Сравнение поступлений взносов в государственные внебюджетные фонды в 2000-2003г.г……..18


Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы, ссылок…….........................................................................26

Приложения……...………………………………………………………………27


Введение


Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для фи­нансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне - Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды ус­тановить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и пере­дать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предло­жения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос ос­тался открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Фе­дерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении измене­ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взно­сов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый со­циальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования - с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государст­венное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Отдельный порядок установлен для взносов на обязательное социаль­ное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельно­сти плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Таким образом, включение данных взносов в со­став ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий, не за­висимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значи­тельно усложнен.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Фе­дерального закона № 118 "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 ян­варя 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от не­счастных случаев).

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавли­ваются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Часть вторая Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после вве­дения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения ее в дей­ствие, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, кото­рые возникнут после введения ее в действие.


Глава I.

1. ЕСН: характеристика и сущность.

1.1.1. Эволюция развития ЕСН.


Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в об­щегосударственном масштабе выступает государственный бюджет.

Бюджет, согласно ст.6 Бюджетного кодекса, является формой образо­вания и расходования фонда денежных средств, предназначенных для фи­нансового обеспечения задач и функций государственного и местного само­управления.

Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования дру­гой формы аккумулирования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Возникновение и рост таких фондов явля­ется объективной закономерностью существования и развития общества.

Переход к рынку ознаменовался в России рядом кардинальных измене­ний в организационной структуре хозяйства, в ходе чего произошла модер­низация финансовой системы и, прежде всего ее центрального звена – обще­государственных финансов. Постепенно стали возникать, отделяться от бюджетной системы один за другим внебюджетные фонды.

В силу ряда обстоятельств, таких, как продолжающийся спад произ­водства, неплатежи, бюджетный дефицит, инфляция, рост непредвиденных расходов, средств для социальных программ хронически не хватает. Кризис­ная ситуация в финансировании социальной сферы в России имеет свою ис­торию. Недостаточность выделяемых ресурсов и их неэффективное исполь­зование были отмечены задолго до проведения коренных экономических преобразований. На рубеже 70-80-х гг. в стране велись поиски модернизации действующего механизма хозяйственно деятельности учреждений социаль­ного обслуживания, а также новых форм финансирования, к числу которых относится и институт внебюджетных фондов.

Социалистическая экономика, базировавшаяся на планово-централизо­ванной системе управления экономическим и социальным развитием, сфор­мировала и утвердила систему социального обслуживания населения, в ос­нову которой был положен принцип бесплатности. Ориентиры социальной политики на бесплатность в социально-культурном обслуживании населения были логическим следствием господствовавших идеологических установок. Данная система и связанная с ней модель финансирования основных отрас­лей социальной сферы за счет бюджета некоторое время достаточно успешно выполняли свои функции. Однако по мере роста спроса и увеличения выплат на социальные услуги централизованное финансирование социального об­служивания стало давать сбой. Поэтому через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последова­тельно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические про­граммы. В начале 90-х годов ситуация обострилась, так как в результате ги­гантского бюджетного дефицита, инфляции, продолжающегося спада произ­водства и его эффективности вся система пенсионного обеспечения и соци­ального страхования начала финансироваться по «остаточному» принципу. В этих условиях развитие социальной сферы стало отставать от требований времени.

Немаловажными факторами, обуславливающими целесообразность об­разования внебюджетных фондов, являются бюджетный дефицит, инфляция.

Создание в начале 90-х гг. внебюджетных фондов позволило ослабить негативные последствия либерализации цен и несколько сдержать снижение уровня жизни пенсионеров и других незащищенных слоев населения. Тогда самостоятельный статус фондов препятствовал прямому покушению госу­дарственных финансовых органов на средства внебюджетных социальных фондов при подготовке и исполнении федерального бюджета и других звеньев бюджетной системы. К сожалению, анализ практики бюджетирова­ния на федеральном и местном уровнях в последнее время показал, что ис­пользование средств внебюджетных фондов, и нередко не по назначению, получило достаточно широкое распространение. На федеральном уровне это проявилось, например, в отношении Пенсионного Фонда России, в форме платежей и задолженностей по формированию средств для выплаты военно­служащим рядового, сержантского и старшинского состава, а также социаль­ных пенсий. На местных уровнях – в форме прямого привлечения средств соответствующих подразделений ПФР для выплат местных пособий.

Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем, что они, в отличие, от государственного бюджета, находятся в распоряжении специального госу­дарственного органа. Поэтому, в сравнении с бюджетом, перераспределение внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляется более оперативно. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей. Таким образом, необходимость образования внебюджет­ных фондов вызвана объективной закономерностью существования и разви­тия общества, что связано в первую очередь с потребностью перераспределе­ния финансовых ресурсов для решения наиболее важных направлений, не предусмотренных бюджетом.


1.2. Характеристика ЕСН.


С вступлением в силу второй части Налогового кодекса на территории Российской Федерации вводится в действие единый социальный налог (далее - ЕСН). Он призван заменить собой страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицин­ского страхования РФ. Весь контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН возлагается на налоговые органы.1

Если сравнить законодательство о взносах, действующее до принятия главы 24 налогового Кодекса РФ и 24 главу НК РФ, то становится ясно, что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Фактически проведена лишь некоторая унификация правовых норм, вызванная объединением взно­сов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулиро­ваны некоторые из существующих спорных вопросов.

Плательщиками ЕСН являются те же категории лиц, что и платили взносы во внебюджетные фонды за одним исключением - с 01.01.2001г. пе­рестала существовать такая категория налогоплательщиков как наемные ра­ботники (до введения ЕСН они уплачивали в ПФР страховые взносы по од­нопроцентной ставке).

Существует две основные категории: работодатели и так называемые самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты, кре­стьянские (фермерские) хозяйства, а также родовые, семейные общины ма­лочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хо­зяйствования). До введения ЕСН последние были осво­бождены от уплаты взносов в ФСС с полученных доходов. Так и после введения главы 24 Нало­гового Кодекса индивидуальные предприниматели не исчисляют и не упла­чивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхо­вания РФ.2

В связи с этим до недавнего времени органы ФСС РФ настаивали на том, что у предпринимателей отсутствует право на получение пособий по не­трудоспособности. Но недавно законодатели решили данный вопрос наибо­лее простым способом - если предприниматель желает получать пособие по нетрудоспособности, то он должен дополнительно к сумме уплаченного ЕСН заплатить страховой взнос в ФСС РФ.

Так, согласно ст.2 Федерального закона от 31.12.02 №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граж­дан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других катего­рий граждан» индивидуальные предприниматели вправе добровольно всту­пать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ.

При этом право на получение соответствующих пособий будет сущест­вовать у предпринимателя лишь после уплаты страховых взносов в ФСС РФ в течение 6 месяцев, а порядок уплаты страховых взносов в ФСС РФ должен быть определен в специальном нормативном акте, изданном Правительством РФ.

Если налогоплательщик относится сразу к двум категориям, то он уп­лачивает налог по двум основаниям.3 Например, индивидуальный предприни­матель, использующий труд наемных работников, платит ЕСН как с полученных доходов от предпринимательской деятельности за вычетом связанных с ними расходов, так и с начисленных выплат в пользу работни­ков.