Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 24

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  344  345  346   ..

 

 

Правовое регулирование таможенного оформления в Российской Федерации

Правовое регулирование таможенного оформления в Российской Федерации

Введение

По результатам анализа таможенного оформления на Костромском таможенном посту Костромской таможни можно сделать следующие выводы:

Следует отметить, что дальнейшее совершенствование таможенного законодательства в области таможенного оформления не видится без консультаций разработчиками проектов нормативно-правовых актов у сотрудников таможенных органов – практиков. Ведь при любом законодательстве непосредственными его реализаторами являются практики.

Таким образом, совершенствование правовой базы таможенного дела в соответствии с требованиями нового Таможенного кодекса – это проблема не одного года. Такая работа будет проводиться постоянно. Главное в ней состоит в том, чтобы нормативные документы не тащились за практикой таможенного дела, а опережали ее и чтобы возникающие противоречия оперативно устранялись.

В завершении акцентируется внимание на том, что:

1. Таможенные посты являются структурным звеном общей системы таможенных органов и на них возложены функции, непосредственно, осуществлять таможенное оформление.

2. Объемы декларирования и таможенного оформления товаров и транспортных средств на Костромском таможенном посту Костромской таможни имеют заметную тенденцию к росту после вступления в законную силу нового Таможенного кодекса, что объясняется двумя причинами: во-первых, увеличение внешнеэкономической деятельности в регионе в общем и, во-вторых, за счет упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления.

3. Несмотря на общее благотворное значение нового ТК, существуют некоторые проблемы в реализации его норм, которые вполне разрешаться в процессе накопления статистического и практического материала по данным вопросам, разъяснений ФТС России, принятии изменений к положениям Таможенного кодекса, других действий.

Заключение

Рассмотрев проблему таможенного оформления товаров и транспортных средств с различных точек зрения, применительно к происходящим в настоящее время явлениям в таможенном праве: вступление России в ВТО, изменение таможенного законодательства, упрощение, ускорение таможенных процедур, стимулирование внешнеэкономической деятельности к развитию, представляется возможным сделать выводы, что:

1. Стратегическими направлениями, на основании Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации и вступившего в законную силу нового Таможенного кодекса, после 2004 года стали: дальнейшее упрощение процедур таможенного оформления и контроля, создание центров таможенного оформления; максимальное использование информационных технологий и автоматизированных систем управления; выявление и пресечение экономических преступлений и правонарушении, установление эффективного контроля за внешнеторговыми операциями;·развитие института таможенных брокеров; развитие партнерских отношений между таможенными органами и субъектами ВЭД; реализация концепции модернизации таможенных органов и другие.

2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур поставила перед российской таможенной службой России задачу в полной мере соответствовать требованиям современной международной торговли, а это подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских отношений с деловыми кругами. Одной из характерных черт современных тенденций в сфере мировой торговли является ее глобализация, в связи с чем, становится все более актуальной необходимость тесного взаимодействия таможенных служб различных государств. Национальные таможенные службы многих стран ориентируются на международные стандарты и нормативы, рекомендуемые Всемирной таможенной организацией.

3. Основными функциями таможенного оформления в развитии экономики России видится: защита национального производителя; сбор налогов и таможенных платежей, ведение и анализ статистики внешней торговли.

4. Нормы нового Таможенного кодекса РФ, регламентирующие процесс таможенного оформления товаров и транспортных средств должны способствовать внешней торговле, отличаются полнотой и достаточностью по сравнению с нормами предыдущего ТК. Кроме того, многие положения, регламентированные подзаконными нормативными актами, нашли отражение и закрепление в нормах нового ТК, что, несомненно, положительно сказывается на процессе таможенного оформления.

5. Для создания четкой и стабильной нормативной базы, регламентирующей процесс таможенного оформления, в новом Таможенном кодексе предусмотрено сократить число подзаконных актов, что и делается в настоящий момент: приблизительно с 1000 нормативных актов, регулирующих процесс таможенного оформления, снижено количество до 50.[24]

6. Изменение процедуры таможенного оформления, произошедшее в связи с вступлением в законную силу нового ТК, имеет большое положительное значение, позитивный характер нововведений, а также некоторые пробелы и противоречия, такие как недостаточное регламентирование норм, касающихся таможенных платежей, которые можно решить, издавая нормативные акты и разъяснения ФТС России.

7. Произошло сокращение и упрощение процедуры таможенного оформления в нормах нового Таможенного кодекса по сравнению с нормами предыдущего ТК, за счет изменения сроков таможенного оформления, введения специальных упрощенных процедур, предварительного и периодического декларирования.

8. Процесс таможенного оформления товаров и транспортных средств детально регламентирован в новом Таможенном кодексе, разработаны и приняты инструкции должностным лицам таможенных органов об их действиях при таможенном оформлении, другие нормативные акты в реализации норм Таможенного кодекса.

Таким образом, можно говорить о сложившейся процедуре таможенного оформления товаров и транспортных средств, основанной на нормах нового Таможенного кодекса РФ, отличающегося соответствием международным стандартам и правилам международной практики, носящего явный либеральный и прогрессивный характер по сравнению с ранее действовавшим. Процесс таможенного оформления стал проще и прозрачнее, что даст толчок к развитию внешнеторговой деятельности, наработке практической и статистической информации, совершенствованию процедур.


Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // РГ. – 1993. – №237. – 25 дек.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25.05.2003. // РГ. –2003. – №106 – 03 июн.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1. // РГ. – 1994. – №№238–239. – 08 дек.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1. // РГ. – 1994. – №№238–239. – 08 дек.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. // РГ. – 1998. – №№148–149. – 06 авг.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. // РГ. – 2001. – №256. – 31 дек.

7. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества // Ведомости Верховного совета СССР. -1991. – №38. – Ст. 1096.

8. Решение Совета глав государств СНГ «Об основах таможенных законодательств государств – участников Содружества Независимых Государств» от 10.02.1995 г. / Справочно-правовая система «Гарант»

9. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г. // Российская газета. – 2003. – 17 декабря.

10. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 08.12.2003 г. // Российская газета. – 2003. – 18 декабря.

11. Закон РФ «О таможенном тарифе» №5003–1 от 21.05.1993 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. – №31. – Ст. 1221.

12. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» №715 от 27.11.2003 г. // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №48. – Ст. 4683.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции развития таможенных органов Российской Федерации» №2225-р от 14.12.2005 г. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №2. – Ст. 260.

14. Приказ ГТК России «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» №1022 от 16.09.2003 г. // Российская газета. – 2003. – 15 октября.

15. Приказ ГТК России «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» №1069 от 26.09.2003 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

16. Приказ ГТК России «Об утверждении Положения о нормативных правовых актах ГТК России» №1155 от 14.12.2000 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

17. Приказ ГТК России «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» №1356 от 28.11.2003 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

18. Приказ ГТК России «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля» №1520 от 23.12.2003 г. // Российская газета. – 2004. – 21 января.

19. Приказ ГТК России «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» №395 от 30.03.2004 г. // Российская газета. – 2004. – 27 апреля.

20. Приказ ГТК России «О совершенствовании порядка учета и контроля распределения и использования бланков паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств таможенными органами» №400 от 31.03.2004 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

21. Приказ ГТК России «О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами» №741 от 21.08.2000 г. // Российская газета. – 2000. – 10 октября.

22. Приказ ГТК России «О порядке учета и регистрации в электронном виде грузовых таможенных деклараций» №763 от 18.07.2002 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

23. Приказ ГТК России «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях» №801 от 29.07.2002 г. // Российская газета. – 2002. – 19 августа.

24. Приказ ГТК России «Об утверждении Инструкции о порядке корректировки или аннулирования электронной копии грузовой таможенной декларации» №855 от 21.09.2000 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

25. Приказ ГТК России «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» №915 от 21.08.2003 г. // Российская газета. – 2003. – 18 сентября.

26. Приказ ГТК России «Об утверждении формы Обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений» №932 от 26.08.2003 г. // Российская газета. – 2003. – 9 октября.

27. Приказ ГТК РФ «О мерах по обеспечению декларирования и таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации в пределах государств-членов Содружества независимых государств (СНГ)» №14 от 22.01.1992 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

28. Приказ ГТК РФ «Об утверждении Порядка приема, хранения и формирования в дела первых экземпляров грузовых таможенных деклараций и документов к ним» №548 от 05.08.1998 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

29. Письмо ГТК России «О выпуске товаров до подачи таможенной декларации» №01–06/125 от 05.01.2004 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

30. Письмо ГТК России «О применении отдельных процедур при декларировании товаров» №01–06/127 от 05.01.2004 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

31. Письмо ГТК России «Об аннулировании ГТД в связи с невывозом экспортируемых товаров» №01–06/37223 от 17.09.2005 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

32. Письмо ГТК России «О складах временного хранения» №01–06/43956 от 10.11.2003 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

33. Письмо ГТК России «О порядке выдачи разрешений на изменение места доставки и таможенного оформления товаров» №01–06/611 от 10.01.2005 г./ Справочно-правовая система «ВЭД-info».

34. Письмо ГТК РФ «Об использовании временной грузовой декларации» №01–15/11875 от 04.07.1996 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

35. Распоряжение ГТК России «О распределении листов грузовой таможенной декларации» №01–99/245 от 21.02.2000 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

36. Распоряжение ГТК России «Об утверждении Инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите» №666-р от 09.12.2003 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

37. Распоряжение ГТК России «Об утверждении Порядка работы таможенных органов с генеральным обеспечением уплаты таможенных платежей» №700-р от 25.12.2003 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

38. Указание ГТК России «О некоторых особенностях учета и ведения данных таможенной статистики внешней торговли» №01–14/1260 от 12.11.1996 г. / Справочно-правовая система «ВЭД-info».

39. Проект Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004–2008 годы. // Таможня. – 2004. – №4. – С. 19-

22.

Научная литература

40. Авдеев А. Таможня – не барьер, а партнер // Таможня. – 2005. – №5. – С. 16–17.

41. Азаров Ю.Ф. Кодекс в зеркале практики // Таможня. – 2004. – №3. – С. 10–11.

42. Азаров Ю.Ф. Сколько нужно контролеров // Таможня. – 2005. – №23. – С. 23.

43. Азаров Ю.Ф. Что взять в залог // Таможня. – 2004. – №6. – С. 9.

44. Бакаева О.Ю. Таможенный кодекс РФ: анализ новелл // Законность. – 2005. – №12. – С. 2–5.

45. Баландина Г. Выпуск товаров: новации и конкретика // Таможня. – 2005. – №12. – С. 20–21.

46. Баландина Г. Закон будет работать напрямую // Таможня. – 2004. – №24. – С. 8.

47. Баландина Г. Как платить по новым правилам // Таможня. – 2005. – №19. – С. 8–9.

48. Баландина Г. Логика для импортера // Таможня. – 2003. – №14. – С. 19.

49. Баландина Г. Открытый мир новых правил // Таможня. – 2004. – №10. – С. 6–9.

50. Быстрее, проще, прозрачнее. ГТК выстраивает стратегию на завтра // Таможня. – 2004. – №5. – С. 6–9.

51. Верещагин П. Жить по новому Таможенному кодексу // Таможня. – 2004. – №4. – С. 12–13.

52. Галактионов А. Новые принципы контроля // Таможня. – 2004. – №24. – С. 9.

53. Гущина И.В. Порядок перемещения транспортных средств // Закон. – 2003. – №9. – С. 30–36.

54. Дудкова В. Кодекс в зеркале мнений // Таможня. – 2004. – №20. – С. 5.

55. Егоров В.В. Некоторые инструменты негосударственного регулирования в международной торговле: правовые аспекты // Государство и право. – 2000. – №8. – С. 61–70.

56. Истомин С.И. Противоречия в применении статьи 131 Таможенного кодекса // Законодательство. – 2002. – №2. – С. 47 – 50.

57. Калядинский М.А. Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль: перспективы развития нормативно-правовой базы // Законодательство. – 2002. – №1. – С. 69–70.

58. Козырин А.Н. Если к таможне запросы… // Закон. – 2003. – №9. – С. 51–54.

59. Козырин А.Н. О стране происхождения товаров // Закон. – 2003. – №9. – С. 8–15.

60. Корняков К.А. Основные направления таможенной реформы на основе Киотской конвенции // Внешнеторговое право. – 2003. – №1. – С. 40–41.

61. Круглов А.С. Таможня меняет приоритет // Экономика и жизнь. – 1993. – №17. – С. 16–17.

62. Круглов А.С. Таможня сегодня // Президентский контроль – 1994. – №1. – С. 58–61.

63. Кудряшев А, Чернышев В. Россия и страны СНГ: тенденции внешней торговли // Таможня. – 2003. – №19. – С. 20–23.

64. Курдюмов С. Процедуры можно ускорить // Таможня. – 2003. – №24. – С. 16.

65. Лозбенко Л. Экзамен на зрелость // Таможня. – 2003. – №24. – С. 6–7.

66. Мухутдинов Р. Первые шаги по новым правилам // Таможня. – 2004. – №1. – С. 6–7.

67. Пиляева В.В. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. – М, 2004. – 704 с.

68. Пляцевой А. Пошлины стоит снизить // Таможня. – 2004. – №5. – С. 11.

69. Попов А. Нормы требуют разъяснений // Таможня. – 2004. – №24. – С. 19.

70. Работа в условиях действия нового ТК РФ: взгляд брокера // Таможня. – 2004. – №6. – С. 12–13.

71. Самсонов В. Таможня в фокусе проблем // Таможня. – 2004. – №4. – С. 9–10.

72. Сафаров Э. Деньги любят счет // Таможня. – 2004. – №4. – С. 6–8.

73. Сафаров Э. Как платить по-новому // Таможня. – 2004. – №24. – С. 10.

74. Современная внешнеторговая политика России и инструменты ее регулирования // Внешнеэкономические связи России. – 1996. – №15. – С. 17–50.

75. Стрижова О.А. Комментарий главы 14 Таможенного кодекса // Закон. – 2004. – №9. – С. 22–30.

76. Таможенное законодательство: новые контуры или портрет в полный рост? // Закон. – 2003. – №9. – С. 3–7.

77. Таможня в меняющемся мире // Таможня. – 2004. – №3. – С. 6.

78. Трошкина Т.Н. Если к таможне вопросы… // Закон. – 2003. – №9. – С. 54–60.

79. Трошкина Т.Н. Платим по-новому. Порядок и формы обеспечения таможенных платежей // Закон. – 2004. – №9. – С. 40–43.

80. Тцикас А. Новый Таможенный кодекс – как этап на пути вступления России в члены ВТО // Юрист. – 2004. – №1. – С. 38–48.

81. Шепенко Р.А. Импорт товаров: плюсы и минусы нового закона // Закон. – 2004. – №3. – С. 3–15.

82. Шумилов В.М. Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву Всемирной торговой организации (ВТО) // Юрист-международник. – 2003. – №14. – С. 9–16.

83. Шумилов В.М. Международно-правовое регулирование международных экономических отношений // Государство и право. – 2000. – №7. – С. 79–93.

Материалы судебной практики

84. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. №8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Сибирское агентство «Экспресс» и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы «Y.& G. Reliable Services, Inc.» / Справочно-правовая система «Гарант».


[1] Таможенный кодекс Российской Федерации №61-ФЗ от 25.05.2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 22. - Ст. 2066.

[2] Баландина Г. Открытый мир новых правил // Таможня. – 2003. - №10. – С.6-9.

[3] Азаров Ю.Ф. Кодекс в зеркале практики // Таможня. – 2003. - №23. – С.23.

[4] Сафаров Э. Как платить по-новому // Таможня. – 2003. - №24. – С.10.

[5] Синюков В.Н. Россия в ХХI веке: пути правового развития // Журнал российского права. – 2000. - №11. – С.9-17.

[6] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 1997. – С. 196.

[7] Кудряшев А., Чернышев В. Россия и страны СНГ: тенденции внешней торговли // Таможня. – 2003. - №19. – С.16.

[8] Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. – М., 2002. – С. 383.

[9] Азаров Ю.Ф. Кодекс в зеркале практики // Таможня. – 2004. - №3. – С.10-11. Бакаева О.Ю. Таможенный кодекс: анализ новелл // Законность. – 2003. - №12 – С.2-5. Баландина Г. Закон будет работать напрямую // Таможня. – 2003. - №19. – С.8-9. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. – М., 1997. Корняков К.А. Основные направления таможенной реформы на основе Киотской конвенции // Внешнеторговое право. – 2003. - №1. – С.50-41. Данильцев А. Россия и ВТО: специфика присоединения // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - №5. – С.115-117. Синюков В.Н. Россия в ХХI веке: пути правового развития // Журнал российского права. – 2000. - №11. – С.9-17. Шумилов В.М. Международно-правовое регулирование международных экономических отношений // Государство и право. – 2000. - №7. – С.79-93.Трошкина Т.Н. Платим по-новому. Порядок и формы обеспечения таможенных платежей // Закон. – 2003. - №9. – С.40-43. Стрижова О.А. Комментарий главы 14 Таможенного кодекса // Закон. – 2003. - №9. – С.22-30.

[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Сибирское агентство «Экспресс» и гражданина С.И. Тенева, а также жалобой фирмы «Y. & G. Reliable Services, Inc.»/ Справочно-правовая система «Гарант».

[11] Ст. 135 Решения Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. «Об основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств» / Справочно-правовая система «Гарант»

[12] Приказ ГТК России «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» / Справочно-правовая система «ВЭД-info»

[13] Тимошенко И.В. Таможенное право России. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 267.

[14] Приказ ГТК «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения Грузовой таможенной декларации» №915 от 21.09.2003 г. // Российская газета. – 2003. – 18 сентября.

[15] Работа в условиях действия нового ТК: взгляд брокера // Таможня. – 2004. - №6. – С.12-13.

[16] Работа в условиях действия нового ТК: взгляд брокера // Таможня. – 2004. - №6. – С.12-13.

[17] Гамидуллаев С.Н., Кулешов А.В. Пособие для декларанта. Таможенные процедуры / Под общей ред. А.Н. Мячина. – СПб., 2003. – С.327.

[18] Гамидуллаев С.Н., Кулешов А.В. Указ. соч. С.15.

[19] Стрижова О.А. Комментарий главы 14 Таможенного кодекса // Закон. – 2003. - №9. – С.22-30.

[20] Баландина Г. Закон будет работать напрямую // Таможня. – 2003. - №24. – С.8.

[21] По данным Костромского таможенного поста Костромской таможни.

[22] По данным Костромского таможенного поста Костромской таможни.

[23] По данным Костромского таможенного поста Костромской таможни.

[24] По данным Костромского таможенного поста Костромской таможни.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  344  345  346   ..