Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 24

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  292  293  294   ..

 

 

Анализ истории развития международно-правовой регламентации режима морских пространств, выявление степени соответствия действующего законодательства положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г

Анализ истории развития международно-правовой регламентации режима морских пространств, выявление степени соответствия действующего законодательства положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ КОНВЕНЦИИ 1982 ГОДА ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО РОССИИ


2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ


3 ТАМОЖЕННАЯ ЮРИСДИКЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВАХ

3.1 Содержание таможенной юрисдикции морских пространств

Международный морской правопорядок складывается из двух видов регулирования: во-первых, из правового режима различных пространств Мирового океана, в частности, в территориальных и внутренних водах контроль включает в себя горизонтальное и вертикальное пространство (столб воды, дно и его недра); во-вторых, из функционального режима, включающего: торговое судоходство, военное мореплавание, рыболовство, охрану морской среды. «Правовое положение любого торгового судна - это совокупность слагаемых, включающих в себя не только функциональное назначение судна, его фактическую деятельность, время действия, но и статус акватории, в которой в данный момент находится судно. Эта акватория как бы «окрашивает» данное судно в соответствующий «юридический цвет»[38] .

Международно-правовой режим морских пространств – это совокупность юридических норм, определяющих признаваемые международным правом права и обязанности государств, их организаций и граждан и регулирующих взаимоотношения в процессе использования морских ресурсов и пространств в промысловых, научных и других целях[39] .

Как уже отмечалось, международным правом морские пространства подразделяются на четыре основные части: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона и открытое море. Объем прав и обязанностей, которыми обладает судно во внутренних морских водах, в территориальных водах, исключительной экономической зоне и открытом море, а также в прилежащих и рыболовных зонах, водах международных проливов и каналов, различен и зависит, в частности, от того, в сфере действия каких норм права - международного или национального находится судно. По мнению, К.К. Сандровского: «Таможенное пространство - это сфера, где наиболее зримо наблюдается взаимодействие норм национального и международного права, при котором обе правовые системы, сохраняя свою независимость, имея присущий им объект регулирования, призваны, возможно, полнее обеспечивать присущими им средствами правового воздействия поддержание установленного государством порядка пересечения их таможенных границ»[40] .

Таможенная юрисдикция государства во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне наполнена как международно-правовым режимом самих пространств, так и административно-правовыми режимами, установленными прибрежным государством. В первую очередь специальным административно- правовым режимом охраны Государственной границы. Под административно правовым режимом понимается совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления[41] . В каждом виде морских пространств содержится один из элементов данного режима: режим границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска через границу; особые полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота.

Содержание таможенной юрисдикции морских пространств рассматривается по принципу уменьшения объема юрисдикционных прав государства в морских пространствах от внутренних морских вод (в которых юрисдикция прибрежного государства ничем не ограничена) к открытому морю (на которое не распространяется юрисдикция ни одного государства).

Таможенное пространство государства включает в себя: таможенный суверенитет, который присущ государству так же, как экономический и другие действующие на территории страны суверенитеты (территория – это пространственный предел действия государственного суверенитета) и таможенную юрисдикцию, если рассматривать их с точки зрения сферы действия, которые при этом неразрывно связаны с политико-правовыми категориями таможенная территория и таможенная граница.

В международном праве под государственной территорией понимают часть земного шара, которая является национальным достоянием народа, включая в себя сушу с ее недрами, воду и воздушное пространство над ними, и которая полностью находится под суверенитетом государства. Это положение является одним из общепризнанных принципов международного права, исключения из принципа суверенитета государства над своей территорией допускаются только с его согласия. Согласно ст. 4 Конституции России суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. При этом следует учитывать, что суверенитет прибрежного государства в территориальном море осуществляется с учетом норм международного права. Согласно положениям п. 3 ст. 2 Конвенции ООН 1982 г. «суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права». Данные положения в первую очередь относятся к праву мирного прохода, широко признанного в законодательной практике государств.

В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государства. Территориальное верховенство включает в себя и юрисдикцию государства, то есть проявление законодательной, исполнительной и судебной власти в полном объеме на всей территории страны, а за ее пределами (экстерриториальная юрисдикция) она носит строго целевой и ограниченный по объему характер. В данном случае используется понятие «юрисдикция» в широком смысле. В строгом смысле слова «юрисдикция» означает полномочия органов и должностных лиц государства давать правовую оценку фактам, разрешать споры о праве, рассматривать правовые вопросы.

Содержание таможенной юрисдикции Российской Федерации составляют:

– исключительное право Российской Федерации осуществлять законодательное регулирование в сфере таможенного дела (согласно п. «ж» ст.71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации). Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса России и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения в области таможенного дела могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела[42] ;

– исключительное право Российской Федерации по наделению федеральных органов государственной власти функцией по реализации таможенного дела в Российской Федерации (Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли; ФТС России);

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами России, составляющими единую систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба (ФТС России); региональные таможенные управления (РТУ); таможни; таможенные посты.

Таможенные органы, непосредственно занятые процедурами таможенного оформления и таможенного контроля морских судов и перемещаемых на них грузов представлены в Дальневосточном регионе 9-ю таможнями (Амурская, Ванинская, Владивостокская, Камчатская, Магаданская, Находкинская, Сахалинская, Хасанская, Чукотская таможни.) и 37-ю таможенными постами.

– общественные отношения в области таможенного дела регулирование которых находится в ведении Российской Федерации. В морском таможенном пространстве это отношения, связанные с установлением порядка и правил перемещения морских судов и перевозимых на них грузов через таможенную границу Российской Федерации; осуществления таможенного оформления и таможенного контроля морских судов и грузов, перемещаемых этими судами; применения таможенных режимов к морским судам.

3.2 Территориальный признак таможенной юрисдикции

Один из признаков, характеризующий юрисдикцию Российской Федерации в области таможенного дела, – территориальный. Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела над таможенной территорией[43] . Часть 1 ст.2 ТК РФ говорит о том, что территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации, что отсылает нас к ст.67 Конституции Российской Федерации, согласно которой территория Российской Федерации включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации[44] .

В научной литературе встречается мнение как о необоснованности включения в таможенную территорию Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, так и о необоснованном распространении таможенной юрисдикции на данные объекты. «….Режим таких территорий (исключительная экономическая зона) определяется международным конвенционным правом и предусматривает распространение на них лишь ресурсной юрисдикции государства (за исключением случаев, когда такие острова признаются государственной территорией)»[45] . По мнению С.В. Халипова, «… при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны, которая должна рассматриваться как таможенная граница РФ (согласно ч.2 ст. 3 ТК РФ 1993 г.), не требуется подавать таможенную декларацию, заявлять избранный таможенный режим, а также проходить иные таможенные формальности, обязательные при прибытии товара на государственную территорию РФ. Представляется обоснованным, по аналогии с государственной территорией Российской Федерации, не относить к таможенной территории исключительную экономическую зону, что вовсе не уменьшает ее правовую защищенность[46] . Между тем ч.2 ст.60 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.[47] устанавливает исключительную юрисдикцию прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными эксплуатируемыми и используемыми в исключительной экономической зоне, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил. Эти положения Конвенции нашли свое развитие в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191 –ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации[48] ». Часть 4 ст. 5 этого Закона предусматривает юрисдикцию Российской Федерации над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных иммиграционных законов и правил. В части 3 ст. 5 Федерального закона от 30.11.1995 № 187 – ФЗ «О континентальном шельфе[49] » говорится о том, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных иммиграционных законов и правил.

Самый распространенный и имеющий наибольшее практическое применение вариант разрешенного международным правом расширения таможенной юрисдикции государства - институт прилежащей зоны в международном морском праве.

3.2.1 Соотношение таможенной территории и таможенной границы РФ

Рассмотрев территориальный признак таможенной юрисдикции, необходимо раскрыть понятие таможенной территории. При этом термин «таможенная территория» не может рассматриваться в отрыве от термина «таможенная граница», поскольку территория и граница - неразрывно связанные понятия. В самом общем виде таможенная граница есть граница таможенной территории.

Глава 2 Генерального приложения к Киотской конвенции 1973 г. содержит следующее определение таможенной территории - «Это территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся стороны».

Можно встретить несколько точек зрения на правовую сущность таможенной территории. Все мнения, как предлагает С.В. Халипов, необходимо рассматривать с учетом: 1) исторического периода времени, когда излагались взгляды на правовую сущность таможенной территории (В.Г. Храбсков, Т.Е. Усенко сформировали свои взгляды в 70-е гг. XX в.; А.Н. Козырин и К.К Сандровский в 90-е гг.); 2) целей, для которых исследовался правовой статус таможенной территории (законодательное закрепление понятия, исследование пространственных аспектов таможенного регулирования).

В настоящее время в Российской Федерации таможенная территории совпадает с государственной, за исключением территорий, находящихся за пределами государственной границы и не являющихся государственной территорией – искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации. По мнению К. К. Сандровского, «дело в том, что территория государства во всех случаях такого рода не изменяется, она сохраняет свои физические объемы и географические измерения - изменяется (расширяется или сокращается) только сфера действия таможенного законодательства данного государства, выходящего иногда за рамки собственно территории, в данном случае термин «таможенная территория» может приобретать тот же смысл, что и «условная территория» (например, применительно к морским судам в открытом море)»[50] .

Таким образом, таможенную территорию Российской Федерации для целей таможенного регулирования можно определить как государственную территорию Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, на которые распространяется таможенная юрисдикция Российской Федерации.

По аналогии с государственной территорией можно выделить такие виды таможенной территории, как: сухопутная, воздушная и водная, пределы которых являются сухопутной, воздушной и водной (которая подразделяется на речные, озерные и морские) таможенными границами Российской Федерации. Как уже отмечалось, в самом общем виде таможенная граница есть граница таможенной территории.

Пределы сухопутной и водной территории государства, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, определяются Государственной границей Российской Федерации - линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью; прохождение Государственной границы на море устанавливается по внешней границе территориального моря[51] .

Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. в ст. 2 дает следующее определение таможенной границы: «Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации; особых экономических зон».

Подобная формулировка позволяют говорить о возможности несовпадения государственной и таможенной границы, что наблюдается в Калининградской и Магаданской областях при функционировании особых экономических зон. Практически во всех существующих определениях особых экономических зон содержится признак, характеризующий их границу. Как бы ни была организована свободная экономическая зона, она всегда отделена от остальной страны (прежде всего от ее экономики) таможенной границей. Кроме того, свободные зоны всегда имеют границы и для граждан занятых на их территории.

3.2.2 Действие и содержание административно-правового режима таможенной границы

Сложившаяся в последнее десятилетие система регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяет говорить о действие специального административно-правового режима таможенной границы. При совпадении таможенной границы с Государственной границей Российской Федерации на таможенную границу распространяется действие специального административно-правового режима охраны государственной границы. Однако на пределы территорий свободных экономических зон и находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию, распространяет свое действие специальный административно-правовой режим таможенной границы.

3.2.2.1 Режим охраны государственной границы

Режим охраны государственной границы состоит из следующих элементов: режим границы - данный режим включает в себя правила: содержания границы; пересечения границы лицами и транспортными средствами; пропуска лиц, транспортных средств, товаров животных в специально установленных пунктах; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, которая не должна создавать помех в содержании границы: разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы; пограничного режима - служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны государственной границы и включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения классовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности; режима в пунктах пропуска через границу; особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота[52] .

3.2.2.2 Режим зоны таможенного контроля

Специальный административно-правовой режим таможенной границы содержит обязательный элемент – режим зоны таможенного контроля. Зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы Российской Федерации. Цель создания зоны таможенного контроля - проведение таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором (за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов).

Содержание режима таможенной границы складывается из следующих элементов (за основу берутся элементы, предложенные В.Б. Рушайло)[53] :

1. Целевое назначение режима таможенной границы состоит в определении порядка реализации гражданами и юридическими лицами права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в создании условий для эффективной деятельности таможенных органов, и результативного осуществления ими контрольных полномочий.

2. К правовым принципам режима таможенной границы относится в первую очередь принципы административно-правового регулирования общественных отношений, выделенных А.П. Кореневым[54] – законности, единства равных прав и равных обязанностей. А также ответственности таможенных и их должностных лиц, обязательности таможенного оформления и таможенного контроля; соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

3. Объектом регулирования являются общественные отношения, в области внешнеторговой деятельности связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; предметом – порядок перемещение лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу.

4. Юридическое положение субъектов характеризуется неравенством, участники отношений занимают социально-неоднородные позиции. Данное неравенство, как отмечает В.Б. Рушайло, содержит «систему противовесов». Так, согласно ст. 12 ТК РФ все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с ТК РФ. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу подлежат таможенному контролю, при этом таможенные органы несут ответственность за неправомерные решения, действия (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенная граница – это юридическая фикция, отражающая статус товара и транспортных средств при перемещении с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства. При этом на пределы территорий свободных экономических зон и находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию, распространяет свое действие специальный административно-правовой режим таможенной границы. Данный режим является функционально-деятельностным режимом, установленным с целью создания условий для эффективной деятельности таможенных органов.

Участки таможенной границы, вдоль которых создаются зоны таможенного контроля, определяются ФТС России. На морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря Российской Федерации, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений[55] .

Как уже было сказано, морские пространства подразделяются на четыре основные части: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона и открытое море. Территориальное море и внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне, а также порядок их осуществления устанавливаются Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации 1998 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

3.2.3 Правовой режим морских портов

Согласно п. 1 ст. 9 Кодекса Торгового Мореплавания России (далее КТМ) под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акваториях и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту (п. 5. ст. 9 КТМ России). КТМ России проводит деление морских портов на три категории: морской торговый порт, морской рыбный порт и морской специализированный порт. Правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов Российской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим морских портов[56] .

Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов (независимо от их предназначения и форм собственности) на основании решения Правительства Российской Федерации. Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в «Извещениях мореплавателей»В настоящее время в Перечень включены следующие морские порты в зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления: Александров-Сахалинский; Анадырь, Ванино; Владивосток (торговый порт); Восточный; Де-Кастри; Зарубино; Корсаков; Корф; Крабозаводский; Лазарев; Магадан; Морской порт Провидения; Находка; Невельск; Николаевск-на-Амуре; Ноглики; Ольга; Охотск; Петропавловск-Камчатский; Пластун; Поронайск; Посьет; Северо-Курильск; Славянка; Советская-Гавань; Холмск; Южно-Курильск.

Российское законодательство не устанавливает специальных требований для захода ледоколов, буксиров научно-исследовательских и иных судов, не осуществляющих перевозки груза или пассажиров. Однако в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении аналогичных судов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения[57] .

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает правила захода иностранных судов в морские порты: a) для всех иностранных судов (кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях); б) для военных кораблей и других государственных судов, эксплуатирующихся в некоммерческих целях; в) для всех судов, указанных в п. «а» и «б» при вынужденном заходе.

Как уже отмечалось, внутренние морские воды полностью находятся под суверенитетом Российской Федерации и на иностранные суда, а также находящихся на их борту пассажиров и членов экипажа во время пребывания указанных судов во внутренних морских водах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации[58] . Отличительной особенностью административной юрисдикции является то, что она применяется ко всем без исключения судам – государственным и частновладельческим. В области административной юрисдикции действует принцип полной компетенции власти прибрежного государства, и изъятия из него совершенно невозможны, так как они противоречили бы самой идее суверенитета прибрежного государства[59] .

3.2.3.1 Режим пункта пропуска через государственную границу на территории морского порта

Для обеспечения международного сообщения Российской Федерации с другими государствами в соответствии с законодательством Российской Федерации в морских и рыбных портах, открытых для международного сообщения, устанавливаются пункты пропуска[60] . В зависимости от характера международного сообщения и режима работы пункты пропуска в портах классифицируются по следующим видам: пассажирские, грузовые и грузопассажирские; постоянные, временные и сезонные. Пункты пропуска устанавливаются решениями Правительства Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления действуют 35 морских пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. На территории морского порта, открытого для международного сообщения, действует режим пункта пропуска через государственную границу, который включает правила:

– въезда в эти пункты;

– пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств;

– ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемых исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля[61] .

Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в которых осуществляют служебную деятельность федеральные органы исполнительной власти.

Режим в морских пунктах пропуска через государственную границу устанавливается нормативными правовыми актами транспортных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с положениями Закона РФ о Государственной границе и международных договоров Российской Федерации. Эти нормативные правовые акты согласовываются с органами и войсками Пограничной Службы (ПС) ФСБ России и ФТС России (в настоящий момент данного нормативного акта не существует).

Для обеспечения контроля за соблюдением установленных правил пересечения государственной границы физическими лицами, перемещения через нее транспортных средств, грузов, товаров и животных соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска в установленном порядке создаются подразделения органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, а для надзора за определением мореходных качеств морских и речных судов могут также создаваться инспекции государственного надзора.

Общий распорядок работы пункта пропуска - время начала и окончания работы, технологические перерывы, графики оформления физических лиц, транспортных средств и грузов, следующих через государственную границу, утверждается совместным решением руководителей государственных контрольных органов и начальника морского порта. Последовательность осуществления всех видов контроля в пункте пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу иностранных и российских судов заграничного плавания, членов экипажа, пассажиров и товаров в речных и морских портах Российской Федерации.

При прибытии судна последовательность осуществления контроля следующая: санитарно-карантинный контроль, пограничный контроль, таможенный контроль, другие виды контроля. Первоочередность санитарного контроля судна вызвана тем, что эпидемии чумы, холеры, оспы во многих случаях распространялись морским путем. Стремясь ввести единообразные правила санитарного контроля, государства неоднократно предпринимали попытки выработать соответствующие международные конвенции (на 32 Ассамблее Всемирной организации здравоохранения, состоявшейся в 1969 г., были приняты Международные санитарные правила).В Российской Федерации санитарная охрана территории осуществляется на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г. Для санитарной охраны территории России в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории, а также мероприятия по санитарной охране устанавливаются федеральным законом, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами (ст. 30 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.).

Морское судно по прибытию в пункт пропуска является объектом сразу целого комплекса административно-правовых режимов- в первую очередь режима пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статьей 23 Закона о Государственной границе определено, что въезд в пункты пропуска через государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией морских портов, по согласованию с органами ПС ФСБ России. Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией транспортных объектов по согласованию с органами и войсками ПС ФСБ России и таможенными органами.

Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости запрещается. Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы ФСБ России. Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию представителей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы. Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения пограничных и таможенных органов.

В соответствии со ст. 26 Закона «О Государственной границе РФ» в пунктах пропуска определяются территории, помещения, где непосредственно осуществляются пограничный и иные виды контроля. В этих местах вводятся дополнительные режимные ограничения. Таким образом, каждый государственный контрольный орган вправе вводить режимные ограничения, непосредственного связанные с осуществлением им определенного вида контроля, т.е. своих функций.

Приказ ГТК России от 23.12.2003 № 1520 установил, что на территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации создаются постоянные и временные зоны таможенного контроля Зона таможенного контроля– «четко ограниченная территория, предназначенная для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю»[62] ..

Зоны таможенного контроля могут быть созданы в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах.

Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в морском порту, должна включать в себя участки территории порта, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля, осуществляются досмотровые операции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещаются ожидающие таможенного оформления и задержанные транспортные средства, а также находятся места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю. При этом учитываются факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.

При создании зоны таможенного контроля в морском пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов загранплавания. Порядок создания зон таможенного контроля включает в себя принятие таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля, определение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, обозначение созданной зоны таможенного контроля, информирование других заинтересованных органов о создании зоны таможенного контроля. Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможенного органа. В приказе указываются основания и цели создания место нахождения, пределы зоны таможенного контроля, установленные места пересечения границы зоны таможенного контроля, а также средства, используемые для обозначения зоны таможенного контроля. Дополнительно в приложении к приказу приводится графическое отображение пределов и территории зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

3.3 Контроль, осуществляемый Российской Федерацией в таможенной прилежащей зоне

Впервые вопрос о прилежащих таможенных зонах в международном праве был урегулирован в Женевской Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. В настоящий момент правовой режим прилежащих зон определен ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г, п. 2. которой предусматривает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Конвенция упоминает о четырех видах прилежащих зон: таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной. Фискальные зоны устанавливаются в целях защиты финансовых интересов государства и предотвращения нарушений его финансовых правил. Иммиграционные зоны вводятся некоторыми государствами для усиления контроля за въездом в страну. Санитарные зоны устанавливаются для предотвращения завоза в страну инфекционных заболеваний. Наряду с зонами, упомянутыми в Конвенции, существует практика государств устанавливать и другие зоны. Зоны уголовной и гражданской юрисдикции устанавливаются для предотвращения нарушения уголовного и гражданского законодательства прибрежного государства. Зоны безопасности устанавливаются государствами в случае угрозы военных действий. Например, в начале Второй мировой войны была принята декларация об установлении вдоль всего Американского континента зоны безопасности шириной от 100 до 300 миль, в которой воюющим государствам запрещалось вести военные действия.

В таможенной прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для:

1) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

2) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Известная неопределенность режима прилежащей зоны связана с употреблением термина «контроль», что дает некоторые основания для предположения об отсутствии у прибрежного государства юрисдикционных прав в зоне. Такое предположение, однако, не соответствует смыслу Конвенции, в которой наряду с контролем предусматривается право прибрежного государства наказывать за нарушения, совершенные в пределах его территории, а также ст. 111 Конвенции, предоставляющей прибрежному государству право на преследование иностранного судна во время его нахождения в прилежащей зоне. Практическое же осуществление права на наложение наказания в отношении иностранного судна, совершившего нарушение в пределах территории прибрежного государства и вышедшего затем в прилежащую зону предполагает, разумеется, его остановку, задержание, проведение расследования и т. д. Таким образом, право прибрежного государства на осуществление контроля в данном случае предполагает право на принятие принудительных мер, как если бы такой контроль проводился в пределах территориального моря.

Аналогичным образом решен вопрос и о праве прибрежного государства, когда нарушение его соответствующих законов и правил имеет место в самой прилежащей зоне. Например, если на борту иностранного судна, направляющегося в порт прибрежного государства, в прилежащей таможенной зоне обнаружен контрабандный груз, то в отношении нарушителей могут быть приняты такие же меры, включая наказание, как и при совершении нарушения в пределах территориального моря данного государства. Практика установления прилежащих зон свидетельствует о том, что прибрежные государства не ограничиваются лишь предупреждением таких нарушений, а распространяют в ряде случаев соответствующее законодательство на прилежащую зону. Вполне естественно, что прибрежное государство может установить прилежащую зону и с менее строгим режимом.

Прилежащая зона Российской Федерации – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24-х морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря[63] .

В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для:

1) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ, включая территориальное море;

2) наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море.

А также принимает меры, необходимые для предотвращения указанных нарушений и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

3.3.1 Основания преследования по «горячим следам», предусмотренные международно-правовым обычаем

Давний международно-правовой обычай, а сейчас и Конвенция, предусматривают основания для такого преследования (нарушение законов и правил прибрежного государства). К.К. Сандровский выделяет следующие условия, при которых преследование в открытом море считается правомерным.

Первое условие по сути и определяет полное название деления – право преследования «по горячим следам» означает, что преследование может осуществляться только непосредственно вслед за совершением нарушения. В ст.111 Конвенции сказано: «Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прекращается».

Второе условие. Подвергаться преследованию за нарушение законов и правил прибрежного государства могут только суда, не обладающие полным иммунитетом. Иначе говоря, военные корабли или любые другие состоящие на некоммерческой государственной службе суда пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Третье условие. Преследование считается начатым только в случае, если преследующее судно удостоверилось, что преследуемое судно или одна из его шлюпок находятся в пределах территориального моря или (в зависимости от случая) в прилежащей зоне. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.

Четвертое условие. Право преследования может осуществляться только военными кораблями, либо другими судами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе и уполномоченные для этой цели.

Пятое условие. Прибрежное государство теряет право на преследование, как только преследуемое судно успевает войти в территориальное море своего или какого-либо третьего государства.

Есть еще одно важное положение, непосредственно связанное с рассматриваемым вопросом о прилежащей зоне, которое говорит, что преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена таможенная зона. Следовательно, основанием для преследования может быть нарушение законов и правил только в одной из четырех названных выше сфер защиты интересов прибрежного государства, а не любые другие нарушения[64] .


3.3.2 Охрана морской таможенной полосы РФ

С 1995 г. охрана морской таможенной полосы Российской Федерации осуществляется с использованием морских судов таможенных органов. Несмотря на столь долгий срок использования таможенными органами специальных средств для охраны таможенной границы лишь в Таможенном кодексе Российской Федерации в редакции 2003 г. впервые были определены права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием морских судов (ст. 409 ТК РФ), а именно: при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать транспортное средство и проводить его таможенный досмотр; задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов; преследовать и задерживать за пределами территориального моря морские суда, убывшие с таможенной территории без разрешения таможенных органов; при обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела задерживать транспортные средства для их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; производить сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц[65] .

3.4 Предложения по усовершенствованию Таможенного Кодекса РФ

Исследование института прилежащей зоны Российской Федерации позволяет говорить о необходимости внесения в текст ТК РФ (п. 3. ст. 409) дополнений, позволяющих эффективно и в полном объеме использовать право таможенных органов на осуществление таможенного контроля в прилежащей морской таможенной зоне, а также предотвращения нарушений таможенных правил. В этих целях необходимо расширить перечень оснований возникновения права «преследования по горячим следам», так как:

во-первых, убытие товаров является процедурой таможенного оформления, которая содержит правила: a) места убытия (в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации); б) времени убытия (время работы таможенных органов); в) наличия разрешения таможенного органа на убытие; г) фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим.

Пункт 3 ст. 409 ТК РФ устанавливает лишь одно основание для возникновения права преследования - нарушение разрешительного порядка убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации. Таким образом, можно сделать вывод о невозможности осуществлять преследование и задержание судна при тайном убытии с таможенной территории Российской Федерации (без осуществления процедуры убытия товаров и транспортных средств);

во-вторых, предметом правонарушения при перемещении товара морским транспортом может являться не только морское судно, но и товары, перевозимые на судне. Так, морское судно может убывать с таможенной территории с разрешения таможенных органов и при этом использоваться для незаконного перемещения на нем товаров. Существует множество способов незаконного перемещения товаров с помощью морского судна, убывающего с таможенной территории с разрешения таможенного органа. Из них наиболее распространенным является переход в район промысла, находящийся в пределах территориальных вод РФ, судов, убывших с таможенной территории для незаконной добычи морских биологических ресурсов. Судно возвращается в прежний район промысла после производства процедуры убытия, где бесконтрольно выбирает ранее выставленные орудия лова, догружается вновь выловленной продукцией, после чего перемещает её через таможенную границу и доставляет в иностранный порт в больших объёмах, чем задекларировано таможенным органам;

в-третьих, процедура убытия товаров с таможенной территории не распространяет свое действие на товары, перевозимые морскими судами, осуществляющими проход через территориальные воды Российской Федерации.

Также необходимо расширить пространственные пределы момента начала преследования «по горячим следам». Пункт 3 ст. 409 ТК РФ так говорит о моменте начала преследования – «если преследование было начато во внутренних водах». Однако преследование может быть начато не только когда судно-нарушитель, а также одна из его шлюпок, находится во внутренних водах и в территориальном море, но также и в прилежащей зоне Российской Федерации. При этом преследование судна в прилежащей зоне может быть начато только в связи с нарушением таможенных правил Российской Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования правового режима морских пространств позволяют сделать следующие выводы:

Конвенция 1982 года представляет собой уникальный международный договор, в котором тесное переплетение нашли обычные нормы международного права, договорные международно-правовые нормы, а также нормы-принципы международного морского права. Государства-участники этого договора призваны следить за тем, чтобы нормы их морского законодательства соответствовали не только основным принципам международного права, но и нормам международного морского права, ядром которого является Конвенция 1982 года. Государства несут международно-правовую ответственность за принятие внутреннего законодательства, нарушающего принципы и нормы международного морского права, закрепленные в Конвенции 1982 года.

При рассмотрении теоретических вопросов имплементации международного права во внутригосударственное право было установлено, что в силу принципа суверенного равенства, государства в своих правопорядках сами определяют свое отношение к международному праву и место международно-правовых норм в иерархии норм правовой системы государства. Таким образом, в силу объективных закономерностей взаимодействия международного и внутригосударственного права международно-правовые нормы могут быть обязательными для применения внутри страны только в том случае, если это прямо предусмотрено нормой внутригосударственного права. Ввиду действия принципа суверенного равенства государств, последние оставляют за собой прерогативу устанавливать соотношение международного права с их внутригосударственным правом, и, в частности, определять объем трансформируемого международного права, а также механизм его имплементации во внутригосударственное право.

В работе предлагается под термином «правовой режим морского пространства» понимать совокупность правовых норм, регламентирующих основные права и обязанности государств в соответствующем морском пространстве, содержание которых позволяет принципиально отличать его от других видов (категорий) морских пространств.

Исследование таможенной юрисдикции Российской Федерации в морских пространствах приводит к следующим заключениям:

1. Таможенная юрисдикция государства во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне наполнена как международно-правовым режимом самих пространств, так и административно-правовыми режимами, установленными Российской Федерацией. В первую очередь специальным административно-правовым режимом охраны Государственной границы. В каждом виде морских пространств содержится один из элементов данного режима: режим границы; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через границу; особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота. Правовые установления государства и организационно управленческие мероприятия в сфере таможенного дела в данных пространствах носят характер административных процедур, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

2. Таможенная юрисдикция государства ограничена пределами его территории, но морские пространства характеризуются наличием особенностей, предопределенных характеристиками данных пространств- действием таможенной юрисдикции государства за пределами государственной территории. Таможенная юрисдикция государства распространяется на находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, что позволяет сделать вывод о том, что таможенная территория Российской Федерации для целей таможенного регулирования это государственная территория Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения на которые распространяется таможенная юрисдикция Российской Федерации.

3. Особенности таможенной территории в морских пространствах предопределяют, и особенности таможенной границы, так как таможенная граница есть граница таможенной территории. И если на Государственную границу Российской Федерации распространяет свое действие специальный административно-правовой режим охраны Государственной границы, то на таможенную границу распространяет свое действие административно- правовой режим таможенной границы. Исследование позволяет сделать вывод, что при совпадении таможенной границы с Государственной границей Российской Федерации на таможенную границу распространяется действие специального административно-правового режима охраны государственной границы. При этом на пределы территорий особых экономических зон и находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию, распространяет свое действие административно-правовой режим таможенной границы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29.04.1958 г.) // ВВС СССР. 1964. № 43.

2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.

3. Конституция Российской Федерации, Проспект 2000.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Закон РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.

5. Кодекс торгового мореплавания СССР от 17.09.1968 г. // ВВС СССР. 1968. № 39. Ст. 351.

6. Кодекс торгового мореплавания: Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

7. О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 118-ФЗ // Рос. газ. 2004. № 182 (3559). 25 августа.

8. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

9. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 (с изм. и доп. от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

10. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694 (с посл. изм. и доп.).

11. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

12. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву: Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 30-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1013.

13. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 (с посл. изм. и доп.) // ВВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821.

14. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

15. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004.

16. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

17. Таможенный кодекс Российской Федерации: Закон РФ от 18.06.1993 г. № 5222-1 (с посл. изм. и доп.) // ВВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

18. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 23.05.2003 г. № 64-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 23.12.2003, 29.06.2004, 20.08.2004) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

19. Уголовный кодекс РФ: Закон РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

20. О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации: Указ Президента России от 18.07.1992 г. № 4.

21. О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы: Постановление Правительства РФ от 14.10.2003 г. № 624.

22. О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 02.10.1999 г. № 1102.

23. Об утверждении Порядка использования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля: Постановление Правительства РФ от 10.12.2003 г. № 747 // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4908.

24. Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.01.2000 г. № 44.

25. Авраменко И.М. Справочник: Международное морское право в документах. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 387 с.

26. Анашкина И.А. Международно-правовой режим территориального моря: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.

27. Аноприенко К.В. Административные правонарушения в области таможенного дела, предметом или орудием совершения которых являются морские суда: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

28. Аноприенко К.В. Территориальные пределы юрисдикционной деятельности таможенных органов России на море // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2003. № 4. С. 13−20.

29. Барсегов Ю.Г. Мировой океан :право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1983. 260 с.

30. Баскин Ю.А. Курс международного права/ Баскин Ю.А., Крылов Н.Б., Левин Д.Б., М.: 1989. 420 с.

31. Басов В.В. Правовой режим морских пространств. Владивосток, 2002. 256 с.

32. Бахрах Д.Н, Россинский Б.В, Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма,2004. 480 с.

33. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001. 640 с.

34. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ПРОСПЕКТ. 1999. 460. с.

35. Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М.: Колос, 2001. 358 с.

36. Бекяшев К.А. Сапронов В.Д. Мировое рыболовство: вопросы международного сотрудничества. М.: Агропром. 1990. 284 с.

37. Бирюков П.Н. Международное право. М.: Юристъ. 1998. 386 с.

38. Большой юридический словарь/ под ред. Сухарева А.Я., М.: ИНФРА-М, 2000. 704 с.

39. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. М.: РУДН, 1997. 224 с.

40. Бречалов К.Л. Правовая регламентация специальных административно-правовых режимов в таможенном деле Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА. 2001. № 3 (16). С. 60−72.

41. Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980. 346 с.

42. Гинсбургс Дж. Американская юриспруденция о взаимоотношении международного и внутренного права. // Государство и право. 1994.№ 11. С. 151-169.

43. Гуцуляк В.Н. Современный международно-правовой режим континентального шельфа // Морское право. 2003. № 2 С.17-29.

44. Данилин К.Н. Таможенные правонарушения на морском транспорте // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1998. № 4. С. 57-60.

45. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М.: Спарк, 2002. 296 с.

46. История таможенного дела и таможенной политики России (1811–1917 гг.): Хрестоматия. Ч. 2. М.: РИО РТА, 1998. 276 с.

47. Калинкин Г.Ф. Режим морских пространств. М., 1981. 402 с.

48. Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулирования // Моск. журн. междунар. права. 1995. № 1. С. 84−103.

49. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие. М.: СПАРК, 1995. 134 с.

50. Колодкин А.Л. Правовой режим территориальных вод и открытого моря. М.: Морской транспорт, 1961. 320 с.

51. Коломбос Д. Международное морское право. М.: Прогресс, 1975. 206 с.

52. Комарова Л.А. Современное международное морское право. М., 1985. 309 с.

53. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000. 734 с.

54. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Спарк, 1996. 602 с.

55. Константинов В.А. Международно-правовой режим морских пространств Дальневосточного бассейна: Автореф. … дис. канд. юрид. наук. М.,1998.

56. Коренев А.П. Пределы современного административного права. // Правоведенье. 1967. № 3. С. 72-78.

57. Косолобов Г.И. Порядок таможенного оформления и контроля морских и речных судов заграничного плавания и перевозимых на них товаров // Форум: Метод. сб. / Под ред. С.И. Чернышева. М.: РИО РТА, 1996. Вып. 2.

58. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983. 374 с.

59. Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охрана Государственной границы. М., 1999. 297 с.

60. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. 302 с.

61. Лукашук И.И. О применении международного права судами России // Государство и право. 1994.№ 2. С 141-163.

62. Маковский А.Л., Бойцов Ф.С. Иванов Г.Г. Морское право. М.: Транспорт, 1976. 380 с.

63. Международное морское право: Учебник / Отв. ред. И.П. Блищенко М.: Изд-во УДН, 1998. 359 с.

64. Молодцов С.В. Международное морское право. М.: Международные отношения, 1987. 403 с.

65. Правовой режим морских прибрежных пространств / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. М.: Наука,1987. 375 с.

66. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М., 2000. 264 с.

67. Сайко С.П. В прилежащей зоне таможенный контроль возможен // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1998. № 3. С. 68−71.

68. Сайко С.П. Исключительная экономическая зона России: вопросы по существу // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2000. № 3. С. 35−42.

69. Сайко С.П. Российская таможня на море: законность и целесообразность Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2001. № 1 (14). С. 49−58.

70. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев: О-во "Знання"; КОО, 2001. 461 с.

71. Сандровский К.К. Таможенное право. Общая часть: Учебное пособие. Киев, 1971. 305 с.

72. Спивакова Т.И., Косенков В.А. Некоторые проблемы морского права. М.: Знание, 1984. 284 с.

73. Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Ежегодник российского права.

74. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. 272 с.

75. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). М.: ИКД «Зерцало-М», 2004. 237 с.

76. Хрипко А. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации продукции морского промысла в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления // Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий региональный аспект: Сборник научных трудов/ Под общ. ред. В. Ю. Диановой. Владивосток: ВФ РТА, 2003. С.257–267.

77. Хрипко А.Ю. Административно-правовое регулирование отношений в области таможенного дела в морских пространствах. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

78. Шергин А.П. Административная юрисдикция М.: Юрид. лит., 1979. 274с.

79. Юридический справочник капитана судов заграничного плавания / Под ред. канд. юрид. наук. А.С. Кокина. Л.: Изд-во Межд. фонда истории науки, 1991. 600 с.


[1] Молодцов С.В. Международное морское право. М., «Международные отношения», 1987,С.44.

[2] Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М., «Международные отношения», 1983, С.160.

[3] 56,5 тыс. км, а с учетом береговой полосы островов –105 тыс. км. протяженность линии морской границы составляет 46 423 км.

[4] Ю.А. Баскин, Н.Б. Крылов, Д.Б. Левин Курс международного права. М., 1989. С. 272.

[5] Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева,-М.:ИНФРА-М, 2000. С.222.

[6] Лукашук И.И. О применении международного права судами России. //Государство и право, 1994, № 2. С. 141

[7] Гинсбургс Дж. Американская юриспруденция о взаимодействии международного и внутреннего права. // Государство и право, 1994, №11 С.151

[8] Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев.,1980.С. 58

[9] Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев.,1980.С.65

[10] Мировой Океан и международное право. Основы современного правопорядка в мировом океане. М., 1986. С.206

[11] Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1982. С. 141.

[12] Международное публичное право. Сборник документов. Том. 1. М., 1996. С. 67

[13] Конституция РФ М.,Проспект 2000,С. 7.

[14] Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. С. 48.

[15] Собрание законодательства РФ, 1995, № 29, Ст. 2757.

[16] Собрание законодательства РФ, 03.03.97, № 9, Ст. 1013

[17] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. № 10864-Х "Об экономической зоне СССР". Опубликован в: Ведомости ВС СССР, 1984. № 9 Ст. 137.

[18] Ст.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 16 июля 1998 г.

[19] Международное публичное право. Учебник./ Под ред. К.А.Бекашева.-М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. С.420

[20] Ст. 219 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

[21] Иванов Г.Г. Правовой режим судоходства в Российской Федерации. М.: Спарк, 2002. С. 85.

[22] Ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года

[23] Л.А. Комарова Современное международное морское право, Москва, 1985. С. 10-11.[24] П.Н. Бирюков Международное право, Москва: Юристъ, 1998. С.286.

[25] См. ст. 13 Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» правила безопасности судоходства и регулирования движения судов; защиты навигационных средств и оборудования; защиты подводных кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил Российской Федерации, сохранения окружающей среды и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографических съемок; предотвращения нарушения пограничных, таможенных, санитарных, иммиграционных и другие правила.

[26] Статья 13. П. 1 Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[27] Статья 13. П.5 Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 //Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[28] Статья 25 П.2 Международной конвенции по морскому праву от 10 декабря 1982 г. : О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву: Закон РФ от 26.02.1997 № 30-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1013.

[29] Ст. 27 Конвенции ООН 1982 г.

[30] Курс международного права, в 7 т. Т. 5. Отрасли международного права. М. 1992. С. 71.

[31] Калинкин Г.Ф. Режим морских пространств. М.,1981. С.129

[32] Деканозов Р.В. О правовой классификации морских пространств (постановка вопроса) // Советский ежегодник международного права. М., 1986. С. 127; Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987. С. 144; Курс международного права, в 7 т. Т. 5. Отрасли международного права./ B.C. Верещетин, СВ. Виноградов, Г.М. Даниленко и др. М., 1992. С. 63-64.

[33] Международное публичное право. Учебник./ Под ред. К.А.Бекяшева.-М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. С.432.

[34] Собрание законодательства РФ 27.03.2000, N 13, Ст. 1369.

[35] Международное морское право: Учебник. / Отв. ред. Блищенко И.П. М., 1988. С. 84.

[36] Гуцуляк В.Н. «Современный международно-правовой режим континентального шельфа» // Морское право № 2.,2003 г.

[37] Конституция РФ: Научно-практический комментарий. / Под ред. Акад. Б.Н. Топорнина. М, 1997. С. 400.

[38] Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983. С.123-134.

[39] Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М.: Колос, 2001. С.153.

[40] Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 3-е изд. Киев.: О-ва «Знание», КОО, 2002. С.58.

[41] Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охраны Государственной границы.- М.,1999. С.55–56.

[42] См. п. 4 ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации: Закон РФ от 23.05.2003 г. №64-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №22. Ст. 2066.

[43] Часть.1 ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе» // ВВС РФ. 1993. №23. Ст. 821.

[44] Часть 2. Ст. 2. Таможенного Кодекса Российской Федерации. Таможенный Кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во «НОРМА», 2003.

[45] Сайко С.П. Исключительная экономическая зона России: вопросы по существу // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2000. № 3. С.35.

[46] Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. М.: «Зерцало-М»,2003.С.67.

[47] СЗ РФ.1997. № 48. Ст. 5493.

[48] СЗ РФ.1998. № 51. Ст. 6273.

[49] СЗ РФ.1995. № 49. Ст. 4694.

[50] Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник.3-е изд.,- Киев. О-ва «Знание», КОО,2002.С. 69.

[51] Пункт 2 под-т «б» ст.5 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» // СЗ РФ.2000.№46. Ст. 4537.

[52] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА,2000.С.434.

[53] Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М.,2000. С.37.

[54] Коренев А. П. Принципы советского административного права // Правоведение. 1967. №3. С. 72–78.

[55] Пункт «е» Ст. 1 постановления Правительства РФ от 17.10.2003 № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы».

[56] Пункт 1.7 ст. 5. Федерального Закона Российской Федерации «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[57] Пункт 2 ст. 6 Закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[58] Статья. 6 п. Федеральный Закон Российской Федерации «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 //Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[59] Иванов Г.Г. Правовой режим судоходства в Российской Федерации. М.: Спарк,2002. С.174.

[60] См.: п.6 Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №60.

[61] Статья 22 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации»: от 01.04.1993 г. № 4730-1 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 23. Ст. 2808.

[62] С.В.Халипов. Таможенное право. М.: Зерцало, 2004.С.79.

[63] Закон Российской Федерации О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации от 16.07.1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[64] Сандровский К.К. Международное таможенное право:Учебник.К.: О-во «Знания», КОО,2001.С.81-82.

[65]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  292  293  294   ..