Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 24

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  259  260  261   ..

 

 

Статистический анализ таможенных платежей на примере Дальневосточного таможенного управления

Статистический анализ таможенных платежей на примере Дальневосточного таможенного управления

Федеральная таможенная служба

Введение

1. Статистический учет таможенных платежей в специальной таможенной статистике

1.1 Предмет и задачи специальной таможенной статистики

1.2 Таможенные платежи: их виды и способы классификации

1.3 Статистика таможенных платежей

2. Исследование таможенных платежей на примере ДВТУ

2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2005 – 2009 гг.

2.2 Статистический анализ таможенных платежей в период 2005 – 2009 гг.

3. Исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, методом аналитического выравнивания

Заключение

Список используемой литературы

1. Статистический учет таможенных платежей в специальной таможенной статистике
Следовательно, понятие таможенных платежей объединяет различные по своей природе и назначению налоги и сборы. В связи с этим возникает необходимость их классификации (см. таблицу 1.1). Таблица 1.1 Классификация таможенных платежей

Критерий классификации Таможенные пошлины НДС и Акцизы Таможенные сборы
по функциональному назначению регулирующая, защитная и фискальная предоставляет иностранным товарам равный налоговый режим с отечественными товарами на внутреннем рынке страны оплаты услуг, оказываемых таможенными органами
по месту в системе налогов и сборов налоговый характер налоговый характер неналоговый характер
по факту перемещения через таможенную границу непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу непосредственно не связанные с перемещением через таможенную границу
по способу установления и регламентации применения определяются таможенным законодательством определяются таможенным и налоговым законодательством

определяются таможенным

по виду ставок определяется в процентном отношении от определенной базы исчисления (как правило, таможенной стоимости) определяется в процентном отношении от определенной базы исчисления (как правило, таможенной стоимости) определяется в абсолютных суммах
ИТОГО ДВТУ Сведения о таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет за период 2005-2009 г.г.
2005 2006 2007 2008 2009
Всего в бюджет (тыс. руб.) 74 473,79 102 767,50 131 226,83 180 763,15 115 821,11
в т.ч.:
вывозная пошлина (тыс. руб.) 24 780,31 32 291,00 35 306,73 55 558,37 47 330,29
ввозная пошлина (тыс. руб.) 20 876,42 26 695,99 34 322,08 44 337,22 25 278,61
НДС (тыс. руб.) 24 467,66 32 322,25 44 923,97 60 674,64 35 623,42
Акциз при ввозе(тыс. руб.) 1 071,63 1 080,19 1 721,38 2 568,45 256,86
Таможенные сборы (тыс. руб.) 3 277,78 1 139,06 1 329,97 1 425,49 1 011,65
Период Вывозная пошлина Ввозная пошлина НДС Акциз Таможенные сборы и иные платежи Итого
1 кв. 2005 3777,91 3810,34 4384,07 174,38 524,87 12671,57
2 кв. 2005 5393,63 4782,46 5598,09 281,09 762,12 16817,39
3 кв. 2005 5879,69 5958,52 7028,03 308,01 953,68 20127,93
4 кв. 2005 9729,08 6325,1 7457,47 308,15 1037,11 24856,91
За 2005 год 24780,31 20876,42 24467,66 1071,63 3277,78 74473,79
1 кв. 2006 7182,1 5584,91 6864,59 239,2 1280,91 21151,71
2 кв. 2006 8918,55 6194,31 7382,65 251,38 2190,58 24937,47
3 кв. 2006 8569,66 7858,1 8971,08 302,85 2835,94 28537,63
4 кв. 2006 7623,6 7057,43 9102,95 286,6 4069,66 28140,24
За 2006 год 32293,91 26694,75 32321,27 1080,03 10377,09 102767,05
1 кв. 2007 6181,11 5541,62 7423,81 311,91 2263,419 21721,87
2 кв. 2007 6917,82 8095,38 10300,5 475,88 3380,76 29170,34
3 кв. 2007 9830,76 10496,29 13946,31 462,16 3874,02 38609,54
4 кв. 2007 12377,06 10188,78 13253,35 471,42 5434,47 41725,08
За 2007 год 35306,751 34322,07 44923,97 1721,37 14952,669 131226,83
1 кв. 2008 10431,79 9033,07 11978,23 517,88 3574,33 35535,3
2 кв. 2008 14211,65 11025,51 15152,81 724,88 4588,19 45703,04
3 кв. 2008 18660,42 12109,87 16472,62 746,28 4201,42 52190,61
4 кв. 2008 12254,49 12168,75 17070,94 579,42 5260,63 47334,23
За 2008 год 55558,35 44337,2 60674,6 2568,46 17624,57 180763,18
1 кв. 2009 7860,23 3110,21 5456,08 30,08 130,36 23382,80
2 кв. 2009 9634,56 5345,89 7237,56 33,56 210,85 26126,71
3 кв. 2009 15673,16 9341,04 13810,78 116,01 377,80 34491,72
4 кв. 2009 14162,34 7481,47 9119,00 77,21 292,64 31819,88
За 2009 год 47330,29 25278,61 35623,42 256,86 1011,65 115 821,11

3. Исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, методом аналитического выравнивания

Исследование динамики социально-экономических явлений, выявление и характеристика основной тенденции развития и моделей взаимосвязи дают основание для прогнозирования – определения будущих размеров уровня экономического явления.

В отличие от предприятий, для которых величину конечного продукта можно определить, исходя из наличия сырья и материалов, а также норм расхода этих материалов при производстве конкретных изделий, в таможенном деле этот процесс несколько затруднен из-за присутствия субъективных факторов влияющих на размер таможенных платежей – конъюнктура рынка, текущее состояние экономики, уровень инфляции, политические факторы, технологии, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле, изменение в социальной и культурной среде.

Прогнозирование объемов таможенных платежей, перечисляемых в Федеральный бюджет РФ, является для современной российской экономики самым серьезным из аспектов при планировании Федерального бюджета на последующие годы. При долгосрочном прогнозировании учитываются тенденции развития мирового хозяйства и состояние экономики нашей страны, которые находят отражение в увеличении или уменьшении товарооборота через таможенную границу России.

Построение прогнозов является самым последним этапом анализа временных рядов. Общая последовательность этапов анализа временных рядов следующая:

1) графическое представление и описание поведения ряда;

2) выделение и исключение регулярных составляющих ряда, зависящих от времени;

3) подбор математической модели для описания регулярной составляющей и проверка ее адекватности;

4) прогнозирование будущих значений ряда.

Таблица 3.1 Таможенные платежи, взимаемые таможнями ДВТУ
помесячно за январь-сентябрь 2010 года

Период Вывозная пошлина Ввозная пошлина НДС Акциз Таможенные сборы и иные платежи
1 кв. 2005 - - - - -
2 кв. 2005 1,43 1,26 1,28 1,61 1,45
3 кв. 2005 1,09 1,25 1,26 1,10 1,25
4 кв. 2005 1,65 1,06 1,06 1,00 1,09
1 кв. 2006 0,74 0,88 0,92 0,78 1,24
2 кв. 2006 1,24 1,11 1,08 1,05 1,71
3 кв. 2006 0,96 1,27 1,22 1,20 1,29
4 кв. 2006 0,89 0,90 1,01 0,95 1,44
1 кв. 2007 0,81 0,79 0,82 1,09 0,56
2 кв. 2007 1,12 1,46 1,39 1,53 1,49
3 кв. 2007 1,42 1,30 1,35 0,97 1,15
4 кв. 2007 1,26 0,97 0,95 1,02 1,40
1 кв. 2008 0,84 0,89 0,90 1,10 0,66
2 кв. 2008 1,36 1,22 1,27 1,40 1,28
3 кв. 2008 1,31 1,10 1,09 1,03 0,92
4 кв. 2008 0,66 1,00 1,04 0,78 1,25
1 кв. 2009 0,64 0,26 0,32 0,05 0,02
2 кв. 2009 1,22 1,72 1,33 1,11 1,62
3 кв. 2009 1,63 1,75 2,53 3,46 1,79
4 кв. 2009 0,90 0,80 0,66 0,67 0,77
Месяц Платежи, тыс.руб.
Январь 8 138,73
Февраль 6 733,59
Март 8 510,48
Апрель 9 093,79
Май 7 523,76
Июнь 9 509,16
Июль 10 195,15
Август 10 069,73
Сентябрь 14 226,84
ИТОГО: 84 001,22

В таблице 3.1 представлены данные о суммах таможенных платежей перечисляемых таможнями ДВТУ за январь-сентябрь 2010 г. Из графика на рисунке 3.1, построенного по этим данным, хорошо видно, что объем таможенных платежей имеет во времени возрастающий тренд.

После того как установлено наличие тенденции роста, необходимо подобрать уравнение тренда. В нашем случае речь идет о линейном тренде, который описывается следующим уравнением прямой:

,

где – сглаженные (расчетные) уровни исходного временного ряда;

k , b – подлежащие определению зависимые переменные уравнения прямой;

t – независимая переменная (время).

Зависимые переменные в уравнении определяются по методу наименьших квадратов из системы уравнений:

,

где Qt – уровни исходного ряда;

t – независимая переменная (время);

n – число уровней ряда.

Решение системы относительно искомых параметров:

и

Упрощенный вариант расчета параметров уравнения заключается в переносе начала координат в середину ряда. При этом упрощаются сами нормальные уравнения, кроме того, уменьшаются абсолютные значения величин, участвующих в расчете. При нечетном числе уровней ряда такое преобразование производится следующим образом: t = -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4. Тогда и система уравнений будет иметь вид:

, откуда и

.

На основе рассчитанных коэффициентов получим искомое уравнение и рассчитаем прогноз показателей таможенных платежей до конца текущего года (октябрь – декабрь).


Таблица 3.2 Расчет прогноза таможенных платежей, взимаемых таможнями ДВТУ, на октябрь, ноябрь и декабрь по имеющимся данным 9 предыдущих месяцев 2010 года методом аналитического выравнивания по прямой

Месяц Платежи, тыс.руб., Qt , (время) Qt
Январь 8 138,73 -4 16 -32554,92 6790,43
Февраль 6 733,59 -3 9 -20200,77 7426,19
Март 8 510,48 -2 4 -17020,96 8061,95
Апрель 9 093,79 -1 1 -9093,79 8697,71
Май 7 523,76 0 0 0,00 9333,47
Июнь 9 509,16 1 1 9509,16 9969,23
Июль 10 195,15 2 4 20390,30 10604,99
Август 10 069,73 3 9 30209,19 11240,75
Сентябрь 14 226,84 4 16 56907,36 11876,51
Октябрь - 5 - - 12512,27
Ноябрь - 6 - - 13148,03
Декабрь - 7 - - 13783,79
ИТОГО: 84 001,22 - 60,00 38 145,57 123445,3

На рисунке 3.1 для исходного временного ряда приведен линейный тренд, его уравнение и коэффициент детерминации.

Рис. 3.1. Динамика таможенных платежей в ДВТУ за январь-сентябрь 2010 г.

Очевидно, что значения составляющих временного ряда находятся в зависимости от последовательности и методов их выделения.

Если выбранная для прогнозирования кривая не является единственной для описания тенденции, то для каждого уравнения тренда рассчитывается коэффициент детерминации (R2 ), F-критерий Фишера. Чем выше R2 , тем выше вероятность того, что временной ряд описывается данным уравнением тренда. Влияние случайного фактора оценивается как (1- R2 ). В нашем примере R2 для линейного уравнения тренда равен 0,6474, т.е. найденное уравнение регрессии объясняет 64,74% вариации объема таможенных платежей и 35,26% изменений происходит за счет влияния прочих факторов.

Проверка адекватности всей построенной модели осуществляется с помощью расчета F-критерия Фишера:

, где

k – число факторных признаков в уравнении (для линейной зависимости k=3),

n – количество наблюдений.

Так как Fрасч. >Fтабл. – 5,51 > 5,14 пристатистической существенности связи равной 0,95, то гипотеза о несоответствии заложенных в уравнение регрессии связей реально существующим - отвергается. То есть построенная модель на основе проверки по F-критерию Фишера в целом адекватна и все коэффициенты регрессии значимы. Такая модель может быть использована для принятия решений к осуществлению прогнозов.

При выборе уравнения тренда можно использовать среднюю ошибку аппроксимации, которая определяется по формуле:

.


Для нашего примера с линейным трендом средняя ошибка аппроксимации составила 10,82%. Если средняя ошибка не превысила 15%, то уравнение тренда подходит для описания тенденции временного ряда.

В приведенном примере при прогнозировании используется сравнительно небольшая глубина исходной статистики. По мере накопления статистической информации вид тренда, используемый для прогнозирования, может изменяться.

Прогнозирование объемов таможенных платежей может производиться по различным уровням агрегации данных: как на уровне таможенного управления в целом, так и на уровне отдельных таможен, таможенных постов, видам платежей.

Задача прогнозирования сумм таможенных платежей, перечисляемых в Федеральный бюджет РФ, является основой при планировании Федерального бюджета РФ на последующие годы.

Поскольку около 50% доходной части бюджета нашей страны составляют именно таможенные платежи, следовательно, оптимальность бюджета, получаемая при его планировании, зависит, прежде всего, от точности прогнозов.


Заключение

В первой главе работы на основе нормативно-правовой базы рассмотрена современная структура таможенных платежей, которая включает в себя ввозную и вывозную таможенные пошлины, НДС, акциз и таможенные сборы, также их характеристики, способы классификации. Во второй главе дана общая характеристика объема таможенных платежей, перечисленных Дальневосточным таможенным управлением в разрезе по таможням в период за 2005-2009 гг. Также произведен анализ таможенных платежей, полученных ДВТУ за период 2005-2009 гг., и факторов, определяющих их величину. И, наконец, в 3 главе было проведено исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, взимаемых ДВТУ в 2010 году методом аналитического выравнивания по прямой.

К косвенными факторам, влияющим на размер таможенных платежей, относят: конъюнктуру рынка, текущее состояние экономики, политические факторы, технологии, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле, изменение в социальной и культурной среде. Основными же факторами, влияющими на размер таможенных платежей, являются: режим под который помещается товар при перемещении его через таможенную границу Российской Федерации, сезон перемещения товара, количество товара в натуральном выражении и ставка пошлины при взимании специфической таможенной пошлины, таможенная стоимость и процентная ставка адвалорной пошлины, а сама ставка пошлины может дифференцироваться в зависимости от степени переработки товара, страна происхождения товара и применение минимальной, преференциальной и максимальной ставки таможенной пошлины. При взимании акциза – количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации, для НДС – основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар. Величина сборов за таможенное оформление исчисляется исходя из заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров, за таможенное сопровождение – исходя из вида транспорта и протяженности пути доставки, а за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа – таможенные сборы уплачиваются в зависимости от веса хранимых товаров и непосредственно срока хранения.

Счетная палата оценила эффективность работы ФТС. В 2008 году Федеральная таможенная служба (ФТС) увеличила поступления в бюджет в 1,4 раза по сравнению с 2007 годом. В 2007 году каждый таможенник обеспечил перечисление в федеральный бюджет 53,8 млн. рублей. В свою очередь, на содержание таможни государство потратило в 2008 году 63,26 млрд. рублей. В результате подсчетов Счетная палата выявила, что каждый вложенный в развитие ФТС рубль в 2008 году дал отдачу в 73,4 рубля.

Таможенные платежи являются одной из основ доходной части бюджета. По итогам 2008 года ФТС перечислила в федеральный бюджет рекордные 4,7 трлн. рублей (около 50% общей доходной части бюджета).

В 2009 году ФТС не показала таких результатов. Из-за кризиса за период с января по апрель 2009 года отчисления ФТС упали на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 872,56 млрд. рублей. В мае сборы ФТС упали на 46%. Только импорт легковых автомобилей в Россию в январе - марте 2009 года сократился, по данным ФТС, на 66,2%. Виной тому падение спроса на автомобили и введение более высоких пошлин на ввоз поддержанных машин. Ввоз грузовиков упал на 75,2%. Что касается импорта продовольственных товаров, то его стоимостный объем сократился на 17,5%. Физические объемы поставок фармацевтической продукции снизились на 8%, косметических средств - на 16,7%. Объем ввоза текстильной и обувной продукции снизился на 5,9%. Остается надежда на нефтегазовые доходы, которые, наоборот, начали вновь расти. С начала года растет цена на нефть, а вслед за ней и экспортная пошлина.


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010)

4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: закон Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ.

5. О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1.

6. Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России на 2010 г.: Приказ ФТС от 28 декабря 2009 г. № 2407.

7. Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики: Приказ ФТС РФ от 10.08.2010 г. № 1495.

8. О ставках таможенных сборов за таможенное оформление: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 863.

9. Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования: Постановление правительства Российской Федерации от 29.11.2003 г. №718.

10. О таможенных сборах за таможенное оформление: Письмо ФТС РФ от 20 апреля 2005 г. N 01-06/12388.

11. Ершов, А.Д. Льготы и преференции в таможенном деле: учебное пособие . - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса». 2004.

12. Козырин, А.Н. Таможенные режимы. -М.: Статут. 2000. - 247с.

13. Кузнецов, С.Н. Льготы на таможне: налоги, пошлины, акцизы: практ. пособие. - М.: Книжный мир. 2006. - 240 с.

14. Новиков, В.Е. Таможенные пошлины: методология обоснования и расчеты. - М.: РИО РТА. 2000.- 104 с.

15. Орешкин, В.А. Внешнеэкономический комплекс России (проблемы и перспективы развития). -М: РИО РТА. 2002. - 168 с.

16. Поштакова Г.А. Таможенная статистика: учебное пособие. Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА. 2005. - 196 с.

17. Пресняков, В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы . -М.: РИО РТА. 2004. - 220 с.

18. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе (роль и место в обеспечении экономической безопасности государства и стабилизации финансовой системы). - М.: РИО РТА. 2004. - 96 с.

19. Проектирование таможенной политики. В.Н. Иванов, В.Б Кухаренко, А.Г. Пашинский. - М.: РТА. 2003. - 348 с.

20. Савлук А.О. Актуальные вопросы методики расследования уклонения от уплаты таможенных платежей. - М.: Компания «Спутник+». 2004. - 125 с.

21. Таможенные платежи. - СПб.: ТИРЕКС. 2000. - 287 с.

22. Таможенные платежи. - СПб.: ТИРЕКС. 2005. - 512 с.

23. Таможня. Все пошлины, налоги и платежи: справочник. М.: Экономика и финансы. 2006. - 528 с.

24. Сайт ФТС России http:\www.customs.ru.


[1] Приказ ФТС РФ от 10.08.2010 г. № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»

[2] Поштакова Г.А. Таможенная статистика: Учебное пособие. – Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА, 2005. – 196

[3] Приказ ФТС РФ от 10.08.2010 г. № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»

[4] Поштакова Г.А. Таможенная статистика: Учебное пособие. – Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА, 2005. – 196

[5] Таможенный Кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010)

[6] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

[7] Таможенный Кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010)

[8] Поштакова Г.А. Таможенная статистика: Учебное пособие. – Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА, 2005. – 196

[9] Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.

[10] Приказ ФТС РФ от 10.08.2010 г. № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»

[11] Приказ ФТС от 28 декабря 2009 г. № 2407 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России на 2010 г.»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  259  260  261   ..