Проведенное в данной дипломной работе исследование позволяет сделать следующие выводы.
Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом Таможенного Союза, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми Федеральной Таможенной Службой.
Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями – таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля. Вместе с тем, механизм правового регулирования этой сферы, созданный в первые годы реформ на основе ТК 1993 года, несовершенен. Огромный массив разнородных, зачастую противоречащих друг другу нормативных актов вряд ли может обеспечить эффективную защиту интересов, как государства, так и частных лиц.
В современных условиях Федеральная Таможенная служба занимает важное место в социально-экономической жизни страны и играет значительную роль в государственном устройстве России. Таможня все больше и больше приобретает черты регулятора внешней торговли и экономической деятельности государства. Уже сегодня Российская таможня приблизилась к первой десятке государств с наиболее развитым таможенным законодательством.
Большинство авторов признают настоятельную необходимость приведения всего массива нормативно-правовых актов по таможенному делу в целом, и по таможенному контролю – в частности – в стройную систему. Есть надежда, что этому будет способствовать принятие нового Таможенного Кодекса Таможенного Союза
Большое значение в связи с общим ростом преступности является борьба с должностными преступлениями работников таможенных органов, коррупцией в сфере таможенного контроля.
Таким образом, таможенный контроля является важным элементом таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования.
Одним из необходимых условий таможенного контроля является создание таможенных зон, как места осуществления таможенного контроля.
В Таможенном Кодексе Таможенного Союза под таможенными зонами понимаются:
1) Места перемещения товаров через таможенную границу.
Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы либо иные места, определенные законодательством государств – членов таможенного союза.
2) Территории складов временного хранения.
Склад временного хранения - это место, где под таможенным контролем находятся грузы со времени представления таможенному органу до момента их выпуска после избрания соответствующего таможенной процедуры.
3) Таможенный склад.
Таможенным складом признается специально определенное и обустроенное сооружение, помещение и (или) открытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.
4) магазины беспошлинной торговли.
Магазин беспошлинной торговли - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
5) иные места, созданные для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
Таможенные зоны могут быть временными и постоянными. Это зависит, прежде всего, от времени нахождения в них товаров и предназначения данной таможенной зоны.
Таможенные зоны создаются:
- вдоль таможенной границы РФ;
- в местах производства таможенного оформления;
- в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
- в местах временного хранения;
- в местах стоянки транспортных средств, перевозящих, находящиеся под таможенным контролем товары;
- в иных местах, определяемых таможенным Кодексом таможенного Союза.
Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ.
Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне «Зона таможенного контроля» на русском и английском языке «Customs control zone». Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями.
Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно, осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором.
Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории РФ.
За 11 месяцев 2010 года в регионе деятельности Выборгской таможни было создано 87 временных зон таможенного контроля. Проведенные проверки нарушений положений приказа ГТК России от 23.12.2003 № 1520 не выявили.
В настоящее время в регионе деятельности Выборгской таможни функционируют 32 зоны таможенного контроля, из них:
- ВЗТК - 3;
- ПЗТК – 29.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации 1993 года// СПС «Консультант Плюс».
2. Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Просвещение, 2010 – 176с.
3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-З//www.tamognia.ru
4. Постановление Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы»// СПС « Консультант Плюс».
5. Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»// www.tamognia.ru
6. Приказ ФТС России от 9 марта 2009 года № 444 « О внесении изменений в Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520»// СПС «Консультант Плюс».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2008 г. N 26 «О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».
8. Приказ ФТС России от 23 сентября 2008 г. N 1161 «Об утверждении порядка создания постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»// СПС « Консультант Плюс».
9. Приказ ФТС России от 06.12.2007 № 1497 « Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения»//СПС « Консультант Плюс».
10. Федеральный закон № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года « О таможенном регулировании в Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».
11. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года № 5003-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
12. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (Заключена в г. Киото 18.05.1973).
13. О Концепции развития таможенных органов РФ : распоряжение Правительства РФ от 14.11.2005 № 2225-р // СПС «Консультант Плюс».
14. Андриашин X. А. Таможенное право: учебное пособие / Х.А. Андриашин, В. Г. Свинухов, В. В. Балакин. – М., 2008.
15. Бакаева О.Ю.таможенное право: курс лекций/ О.Ю.Бакаева, Г.В. Матвиенко. – М .: РАП, Эксмо, 2009. – 272с.
16. Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса /«Бизнес-адвокат», № 24, 2003.
17. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. - Л.: Закон и право, 2007. - 500 с.
18. Гуев А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. - 2 изд. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
19. Захаров А.А., Шершнёв Е.Л. Как подготовить и защитить курсовую или дипломную работы. — СПб.: Питер, 2006. — 128 с.
20. Косаренко Н. Н. Таможенное право: учебное пособие/ - М., 2006.
22. Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // «Законодательство и экономика», 2005, №12.
23. Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // «Право и экономика», 2005, № 12.
24. Тимошенко И. В. Таможенное право. М., 2008. – С. 246
25.Таможенное право: учебник; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 688с.
26. Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007.
27. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ИКД Зерцало, 2008. – 276 с.
28. Чинько В.А.Таможенное право ./ А.В. Чинько. –Издательство: Эксмо; 2007г. – 32 с.
[7]
Приказ ФТС России от 23 сентября 2008 г. N 1161 «Об утверждении порядка создания постоянных зон
таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»// СПС
« Консультант Плюс».
[8]
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 5, ст. 398
[9]
Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»// www.tamognia.ru
[11]
Конституция Российской Федерации 1993 года// СПС «Консультант Плюс»
[12]
Андриашин X. А. Таможенное право: учебное пособие / Х.А. Андриашин, В. Г. Свинухов, В. В. Балакин. – М., 2008.
[13]
Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Просвещение, 2010 – 176с.
[14]
Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Просвещение, 2010 – 176с.
[15]
Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Просвещение, 2010 – 176с.
[16]
Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Просвещение, 2010 – 176с.
[17]
Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Просвещение, 2010 – 176с.
[18]
Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Просвещение, 2010 – 176с.
[19]
Федеральный закон № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года « О таможенном регулировании в Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».
[20]
Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Просвещение, 2010 – 176с.
[21]
Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. - Л.: Закон и право, 2007. – с. 345
[22]
Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»// www.tamognia.ru
[23]
Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»// www.tamognia.ru
[24]
Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»// www.tamognia.ru
[25]
Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»// www.tamognia.ru