Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 24

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  84  85  86   ..

 

 

Оценка эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела в РК на примере таможни "Семей"

 

Оценка эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела в РК на примере таможни "Семей"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


1. Теоретические аспекты правоохранительной деятельности таможенных органов РК

Ситуация осложняется наличием большого количества объездных дорог в лесных, болотистых и песчаных массивах (свыше 700), проходящих через таможенную границу помимо таможенных постов.

Учитывая экономическую нестабильность приграничных населенных пунктов, безработицу на селе, многие жители данных регионов оказывают содействие в перевозке контрабандных грузов, обустройстве объездных дорог в зимний период на гусеничных тракторах, К-700. В летний период предоставляются услуги по перемещению контрабандных грузов на высокопроходимых двух- трехосных (ГАЗ-66, КРАЗ) грузовых автомашинах, при этом контрабандисты используют особенности местных условий, используют переносные и мобильные средства радиосвязи среднего и дальнего действия.

В распоряжении же таможенных постов и мобильных групп имеется лишь легковой автотранспорт и средства радиосвязи ближнего радиуса действия.

Проблемным вопросом остается и отдаленность сопредельных таможенных постов на таможенной границе РК и РФ, где большие территории остаются без таможенного контроля.

Так, таможенный пост «Коянбай» находится на удалении 20 км от сопредельного таможенного поста РФ «Малиново-Озерский». В отличие от сопредельной стороны, все таможенные посты РК находятся на физической границе РК.

Наличие бесконтрольного движения на данных участках служит одним из условий совершения недобросовестными участниками ВЭД различных манипуляций с грузом, его перегрузку, уклонение от маршрутов и самовольное распоряжение товарами и транспортными средствами находящимися под таможенным контролем.

На сегодняшний день в целях усиления контроля за миграционными процессами со стороны РФ приняты активные меры по усилению пограничной службы. Со стороны РК в зоне деятельности таможенных постов «Ауыл», «Железнодорожный» образованы соответственно две комендатуры, «Жезкент» и «Коянбай» (с. Коянбай и с. Сосновка) контролируются выездными группами. Несмотря на предпринимаемые меры структурными подразделениями таможни по борьбе с экономическими преступлениями, криминогенная ситуация, связанная с нелегальным оборотом товаров и транспортных средств на казахстанско-российской границе продолжает сохраняться.


2.2 Анализ борьбы с контрабандой наркотиков

Проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в республике, особенно обострившиеся в последние годы, связаны как с глобальными процессами военно-политического и экономического характера, происходящими в Азии и в Европе, так и растущим стремлением криминальных сил в различных странах решать частные социальные проблемы посредством провокации развития незаконной торговли наркотиками, религиозного фанатизма и экстремизма, международного терроризма.

Республика превращается в объект экспансии международного наркобизнеса, в который втягиваются отечественные наркодельцы и их организованные преступные группы. Формируются устойчивые каналы контрабанды наркотиков в страну и их дальнейшее распространение, как на ее территории, так и за пределами. Казахстан превратился в устойчивый "транзитный коридор" доставки наркотиков из стран Юго-Западной, Юго-Восточной Азии и других стран в Россию, Восточную и Западную Европу.

Основной период контрабанды наркотиков в Семипалатинском регионе приходиться на 2004-2005 годы. Это связано с несколькими причинами:

1. Война в Афганистане, в настоящее время для афганского народа единственный источник прибыли это выращивание растений, из которых затем получают тяжелые наркотики – героин, опий. Война в этой стране еще более усугубило социальные позиции населения Афганистана, многие регионы естественного произрастания наркотических растений не подконтрольны американским властям и официальному Кабулу,

2. С нестабильной обстановкой в таких странах как Кыргызстан, Узбекистан (события в Баткенте, «бархатная революция», андижанские события). Ведь ни для кого не секрет, что не стабильность в регионе приводит к ухудшению жизни населения, и людям, для того чтобы прокормить семью приходиться идти на преступления, государство тем самым само толкает их на это,

3. И третья причина, на мой взгляд, самая важная это, конечно же, уход российских войск из таджикско-афганской границы. Южные регионы Центрально Азии всегда считались стратегическим регионом, с точки зрения географии, транзитного потенциала. Пянджский, Московский погранзаставы в которых находились российские войска ставили ощутимый наркоторговле, в настоящее время данные функции переданы таджикским пограничникам.

Именно после этих событий в нашем регионе имеющим значительный транзитный потенциал наблюдался рост контрабанды наркотических средств.

Происходит интенсивная перестройка наркорынка в сторону вытеснения маковой соломки и наркотиков каннабисной группы более высокоактивными, дорогостоящими и наиболее опасными для здоровья наркотическими средствами и психотропными веществами.

Важнейшей задачей, стоящей перед таможенными органами, является обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан, защита ее экономических интересов, ведение борьбы с контрабандой, административными правонарушениями, пресечение незаконного оборота через таможенную границу, оружия, боеприпасов и других запрещенных предметов.

Таможенная служба Республики Казахстан, выполняя возложенные на нее задачи, противостоит незаконному перемещению наркотических средств не только через рубежи государства, но и пресекает приготовления к дальнейшему обороту наркотиков.

Пристальное внимание необходимо обратить на одну из самых серьезных проблем, вызывающих растущую тревогу в Республике Казахстан, которой является рост употребления и незаконного оборота наркотиков, что ставит под угрозу не только здоровье населения, но также оказывает негативное воздействие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в республике.

Для Казахстана, занимающего особое геополитическое положение в Центрально-азиатском регионе, существует объективная опасность дальнейшего роста транзита наркотиков, создание международными наркогруппировками перевалочных пунктов в крупных городах республики, имеющих развитую транспортную инфраструктуру.

Основными факторами, определяющими негативное развитие обстановки, связанной с контрабандой наркотиков, являются:

- многократно возросшие объемы пассажирских и грузовых перевозок через таможенную границу Республики Казахстан;

- наличие уже сформированного рынка наркотиков в развитых странах Западной Европы и других регионах, а также противодействие указанных стран распространению наркотиков, чем обусловлен процесс активного формирования новых рынков наркотиков;

- возрастание стоимости наркотиков по пути их транспортировки в 10-15 раз, что является стимулом, оправдывающий риск, особенно для жителей государств с низким уровнем жизни;

- низкий уровень жизни основной массы населения региона, что создает условия для вовлечения в сферу незаконного оборота наркотиков все большего контингента лиц;

- недостаточный уровень борьбы с производством, распространением и контрабандой наркотиков в сопредельных государствах;

- рост организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и интернационализация ее деятельности, тесная связь с международными структурами наркомафии.[36].

В целях искоренения создавшейся ситуации Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. на расширенном заседании Совета Безопасности РК от 15.03.2001г. по вопросам борьбы с наркобизнесом и наркоманией было дано поручение правоохранительным органам республики активизировать работу в данном направлении. В целях реализации поставленной задачи проведен ряд существенных организационных и практических мер. Пересмотрена организационная структура таможенных органов.

За 2005 год оперативная обстановка, связанная с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ в Казахстане, оставалась сложной.

Таможня «Семей» как структурное подразделение КТК МФ РК осуществляет борьбу с контрабандой наркотических средств, для чего согласно штатного расписания таможни «Семей» в ОБК созданы отделение по борьбе с наркобизнесом и кинологическое отделение.

Отделение поборьбе с наркобизнесом состоит из 2 единиц. Кинологическоеотделениесостоит из двух единиц, в настоящее время оба специалиста - кинолога обучаются заочно по специальности юриспруденция. За 15-ю специалистами – кинологами, состоящими в штате таможни «Семей» закреплены служебно-розыскные собаки.

Кроме того, в штате таможенных постов «Ауыл», «Коянбай», «Жезкент», «Железнодорожный», «Байтанат» есть должность специалиста - кинологи.

В целом по таможне «Семей» числится15 специалистов-кинологов, из них 4 главных специалистов-кинологов и 5 старших специалистов-кинологов, 6 специалистов-кинологов. На довольствии состоят 15 СРС. На сегодняшний день 13 специалистов-кинологов прошли обучениев Кинологическом Центре КТК МФ РК.

Зона деятельности таможни «Семей» распространяется в пределах административной территории бывшей Семипалатинской области протяженностью 310 километров. Географическое расположение территории зоны деятельности таможни «Семей» дает большую возможность участникам внешнеэкономической деятельности для экспорта, импорта и транзита товаров и транспортных средств, осуществляемых между Казахстаном, Россией, Китаем и другими странами Средней Азии, на долю которых приходится 95% товарооборота. В связи с расширением экономических и культурных связей Казахстана со странами ближнего и дальнего зарубежья, резко увеличилась нагрузка на таможенные органы. Одновременно возросло число наркодельцов, пытающиеся незаконно переместить наркотические средства через таможенную границу Республики Казахстан.

В структуре таможни находятся 5 таможенных постов, в том числе 4 из них на автомобильных переходах и 1 на железной дороге. Работа служб осуществляется на основе планов работы отдела, совместных планов с правоохранительными органами. Также имеется План мероприятий по реализации Городской программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2003 – 2005 годы, в котором усилия правоохранительных органов г. Семипалатинска направлены на установление лиц, занимающихся контрабандой наркотиков, пресечения их преступной деятельности, проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий, обменом информацией, опытом и методами борьбы, принятия мер по предотвращения импорта-экспорта, распространения и утечки прекурсоров из легального оборота.

За 2005 год отделением по борьбе с наркобизнесом, кинологическим отделением ОБК и сотрудниками таможенных постов таможни «Семей» проводилась активная работа по выявлению и пресечению устойчивых каналов поступления наркотических средств в РК и их изъятия из незаконного оборота.

Обратимся к данным о результатах работы таможни «Семей» за 2005 год по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Анализ работы, проведенный по результатам последних четырех лет, показывает, что все больше увеличиваются факты задержания наркотических средств. Так, за 2005г. произведено 23 задержание наркотических средств. Возбуждено 31 уголовное дело, из них по подследственности передано 22 дела, таможней до суда доведено 7 дел, из незаконного оборота изъято 89 кг 679,54 г различных наркотиков. За 2005 год выявлено 23 факта контрабанды наркотических средств, так же как и за 2004 год. Однако по выявленным фактам контрабанды наркотических средств за 2005 год возбуждено 32 уголовных дел по ст. ст. 250, 259 УК РК, что на 1 дело меньше, чем в 2004 году [29].


Рисунок 2.3 - Динамика уголовных дел по ст. 250 УК РК (Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено)

В целом, по Республике Казахстан, как показано на рисунке 2.3, также увеличилось количество фактов задержания наркотических средств: с 194 в 2005 году до 171 в 2004 году (рост на 12%), а также количество возбужденных уголовных дел по ст. 250 УК РК.

По статистическим данным за 2005 год структурными подразделениями таможни «Семей» изъято 89 679,54 г наркотических средств, что на 3476 г больше, чем за 2004 год: (марихуана – 1769,19 г, героин – 36278,66 г, опий – сырец – 44258,68 г, гашиш – 7373,01), что составляет 31,5 % от общего количества изъятых наркотических средств таможенными органами РК в 2005 г. (Таблица 2.1).[28].

Таблица 2.1 - Сравнительная таблица количества изъятых наркотических средств таможенными органами РК и таможней «Семей» в 2005 году

Республика Казахстан Таможня «Семей»

- героина – 111 кг 881,7 г

- опия – 44 кг 660,2 г

- марихуаны – 93 кг 837 г

- гашиша – 30 кг 548,8 г

- других – 3 кг 930,2 г

- героина – 36 кг 278,66 г

- опия – 44 кг 258,68 г

- марихуаны – 1769,19 г

- гашиша – 7373,01 г

- других – 0 г

ИТОГО: 284 кг 858,2 г ИТОГО: 89 кг 679,54 г

Анализ пресеченных фактов контрабанды показывает, что для перевозки и сокрытия наркотических средств наркодельцами используются практически все виды транспорта.

По-прежнему основным способом перемещения наркотиков остается автомобильный и железнодорожный транспорты, наибольшее количество задержания контрабанды наркотиков в 2005 году произведено сотрудниками таможенной службы у пассажиров, следующих именно этими видами транспорта.

Наблюдается резкое увеличение по весу изъятых наркотиков «тяжелой» группы, таких как героин, по сравнению с прошлым годом.

Одним из ярких примеров задержания наркотических средств сотрудниками таможни «Семей» в 2005 году стал случай 14.02.2005 года, когда примерно в 18 час 10 минут на таможенном посту «Ауыл» таможни «Семей» в ходе таможенного контроля с применением служебно-розыскной собаки сотрудниками таможенного поста была задержана автомашина TofashDogan под управлением гр. И.

Данная автомашина для производства таможенного досмотра была помещена в ангар таможенного поста «Аыул». В ходе осмотра указанной автомашины, в нишах между крыльями и подкрылками левого и правого задних колес были обнаружены тайники, из которых были извлечены 16 пластиковых контейнеров, обмотанных скотчем желтого цвета. При вскрытии и первоначальном осмотре в указанных пакетах было обнаружено вещество темно-коричневого цвета в виде вязкой массы и вещество светло-желтого цвета в виде гранул. Согласно заключения эксперта, изъятые вещества являются наркотическими средствами – опий-сырец весом 20 кг 494 гр., что относится к особо крупному размеру.

По данному факту 15.02.2005 г. возбуждено уголовное дело по ст. 250 ч. 1 УК РК (контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено),

Данные по выявлению контрабанды наркотических средств структурными подразделениями таможни «Семей» приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Количество выявлений наркотических средств структурными подразделениями таможни «Семей» за 2005 г. в сравнении с 2004 год

Наименование таможенных постов Возбуждено уголовных дел Ст. 250 УК РК Ст. 259 УК РК Факты задержания наркотических средств
2005 2004 Откл. 2005 2004 Откл. 2005 2004 Откл. 2005 2004 Откл.
1. Ауыл 16 18 -2 13 11 +2 3 7 -4 14 13 +1
2. Байтанат 2 -2 1 -1 1 -1 1 -1
3. Коянбай
4. Жезкент 5 7 -2 3 4 -1 2 3 -1 3 5 -2
5. Жел/дор. 10 4 +6 5 3 +2 5 1 +4 5 3 +2
6. ОБПП 1 2 -1 1 1 1 -1 1 1
ИТОГО 32 33 -1 25 20 +5 10 13 -3 23 23 -

На снижение показателей (по ст.259 УК РК на два дела - таблица 2.3) повлияло то обстоятельство, что в предыдущие годы практиковалось возбуждение уголовных дел не подследственных таможенным органам РК и выявления фактов наркотических средств совместно с правоохранительными органами региона.

В частности, при выявлении факта перемещения наркотических средств через таможенную границу РК возбуждались два уголовных дела по ст.250, ст.259 УК РК, а по выявленным совместным фактам материалы передавались по подследственности в правоохранительные органы.


Таблица 2.3 - Количество возбужденных уголовных дел таможней «Семей» в области борьбы с контрабандой наркотиков за 2004-2005 годы

Количество возбужденных уголовных дел 2004 год 2005 год
По ст. 250 – контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено 1 1
По ст. 259 ч. 1 УК РК – незаконное приобретение, перевозка или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере 1 0

Однако после указания заместителя Председателя АТК РК за № 5-2-10/1472 от 20.02.2003 года « О запрещении практики возбуждения уголовных дел не подследственным таможенным органам » факты возбуждения уголовных дел по статье 259 УК РК снизились.

Не ведется работа по обнаружению и изъятию прекурсоров, психотропных веществ и сильнодействующих препаратов. За отчетный период указанные вещества не выявлялись.

При этом общий анализ состояния борьбы с контрабандой наркотиков по республике в целом также свидетельствует, что таможенными органами не принимаются достаточные меры противодействию контрабанде и распространению наркотиков. Результативность работы должна строиться не столько на количественных, сколько на значимых показателях, на развитии взаимодействия с другими правоохранительными органами, а также необходимо уделять большое внимание кинологии, максимально использовать технические средства таможенного контроля.

Положительных результатов в данном направлении добились следующие таможенные подразделения: ДТК по Северо-Казахстанской, Актюбинской областям, таможня «Семей».

При контрабандном перемещении наркотиков через таможенную границу методы остаются традиционными. Основными из них являются: сокрытие среди предметов, личных вещей и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении таможенной границы, выявить которые возможно только с помощью специально обученной служебно-розыскной собаки.

Учитывая данное обстоятельство, основной упор в борьбе с незаконным оборотом наркотиков необходимо делать также и на развитие Кинологической службы, так как основная доля выявленных и задержанных фактов наркотических средств приходится в результате применения служебно-розыскных собак. В 2005 году все задержания наркотиков проводились с применением служебно-розыскных собак. Из 23 задержаний наркотических средств в 2005 году в 23 случаях принимали участие специалисты- кинологи таможни «Семей».

Оперативная обстановка на казахстанско-российской границе остается сложной по ряду следующих причин: большая протяженность «прозрачной» границы с Россией, охрану таможенной границы осуществляют мобильные группы в составе 2-3 человек, как обычно из числа свободной смены таможенного поста, которые реально не могут охватить весь периметр таможенной границы. Отдаленность таможенных постов друг от друга составляют от 70 до 100 километров. Сопредельные таможенные посты Российской Федерации находятся вглубь территории России, на удалении 30-60 километров от таможенной границы. Ситуация осложняется наличием большого количества проселочных и объездных дорог, проходящих через таможенную границу. В связи с этим считаем, необходимо увеличить штатную численность кинологов на таможенных постах. Так как на настоящий момент на таможенных постах находятся по одному кинологу, которые не могут реально охватить весь грузопассажирский поток, произвести соответствующий таможенный контроль. Соответствующее предложение об увеличении существующей штатной численности кинологов таможни до 18 единиц направлено в КТК МФ РК.

Созданный единственный в республике Кинологический центр КТК МФ РК, в основную задачу которого входит подготовка и переподготовка специальных кадров таможенных органов, дает большую возможность сотрудникам таможни профессионально подготовиться своему делу, обучить служебных собак поиску и обнаружению различных наркотиков, тем самым повысить эффективность работы кинологических подразделении на местах органов.

Для дальнейшего повышения эффективности применения организационно-правовых мер защиты экономических интересов таможенным органам необходимо совершенствовать формы и методы борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела, в том числе и с незаконным оборотом наркотических средств. Поскольку этот вид преступления представляет собой одно из наиболее сложных и опасных криминальных явлений международного характера, что обуславливает сложность предупреждения, выявления и расследования данного вида преступлений. Назрела необходимость создания единой информационной базы правоохранительных органов РК, обеспечивающей доступ должностных лиц для оперативного поиска необходимых сведений.


3. Эффективность борьбы с таможенными преступлениями и пути ее совершенствования

3.1 Оперативно-розыскная деятельность как один из методов совершенствования борьбы с таможенными преступлениями

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Республики Казахстан.

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями отводится оперативно-розыскным подразделениям.

Оперативно-розыскная деятельность является видом государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Ранее в ст. 243 Закона РК «О таможенном деле в РК» за таможенными органами было закреплено право на осуществление оперативно-розыскной деятельности: «Таможенные органы РК осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством РК преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РК, в целях обеспечения собственной безопасности таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами (соглашениями) по таможенным вопросам». [6]

Однако в 2001 году в Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» были внесены изменения и дополнения, и таможенные органы были исключены из перечня правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Для исключения противоречий законодательства республики с международными обязательствами, обеспечения эффективного взаимодействия с правоохранительными органами и специальными службами республики по вопросам выявления и пресечения преступлений в сфере экономики, следует законодательно закрепить за таможенными органами функции оперативно-розыскной деятельности, наделив правом проведения отдельных мероприятий, предусмотренных ст. 11 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» [5].

Введение оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах прежде всего положительно скажется на осуществлении борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Как правило, правоохранительные органы, задерживая крупную партию наркотиков, заранее обладают информацией о времени и месте пересечения таможенной границы и готовятся к этому.

Проблема контрабанды наркотических средств на сегодняшний день стоит очень остро. Наркотики идут нескончаемым потоком в Россию и Европу транзитом через Казахстан. И задача таможенных органов не только остановить распространение наркотиков на территории РК, но и не допустить их вывоз в сопредельные страны. Для более эффективной работы таможенных органов в данном направлении необходимо обладать информацией о готовящемся преступлении. В процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, таможенные органы должны взаимодействовать с иными правоохранительными органами: органами внутренних дел, органами национальной безопасности, финансовой полицией – и осуществлять обмен информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также возможном вывозе за рубеж оружия, наркотиков. Деятельность таможенных и иных правоохранительных органов должна быть согласованной и направлена не на соперничество, а на достижение одной цели – защиту национальной безопасности.

Для этого необходимо провести анализ расстановки кадрового состава подразделений таможенных органов, обеспечивающих борьбу с экономической контрабандой и контрабандой наркотиков для использования на этих участках наиболее подготовленных сотрудников, имеющих опыт осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность включает различные виды деятельности, основным из которых является информационная деятельность. Информационный аспект имеет большое значение, так как работа с информацией, работа над информацией, работа с источниками информации составляют главное содержание.

Одним из основных способов получения информации о преступлениях является работа с «агентурой» - лицами из преступной среды, обладающими такой информацией и сотрудничающими с оперативными работниками таможенных органов за определенное вознаграждение.

Работа с конфидентами (секретными источниками) направлена на добывание: предупреждающей информации о намерениях преступников и признаках возможных посягательств на интересы безопасности защищаемых объектов (выявление); ориентирующей информации о признаках и фактах подготавливаемого или совершаемого посягательства и предотвращение ее вредных последствий (выявление и предупреждение); конкретной фактической информации о состоявшемся преступлении, способствующей его раскрытию и привлечению виновных лиц к ответственности (пресечению) [13].

Необходимо отметить, что несомненным плюсом оперативно-розыскной деятельности являются небольшие затраты на ее введение. Для осуществления оперативно-розыскной деятельности из государственного бюджета будут выделяться денежные средства, которые главным образом будут использоваться для выплаты вознаграждения «агентам» за предоставленную информацию, а также для приобретения необходимых технических средств и средств связи.

Для уточнения и перепроверки добытой и полученной информации должны использоваться специальные технические устройства и криминалистические средства. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма преступления и розыска конкретных его участников.

С правовой точки зрения, действия сотрудников оперативных подразделений таможенных органов должны основываться на нормах закона и, будучи направлены на охрану правопорядка, интересов личности, общества и государства, принципиально отличаться от действий дознавателей-следователей тем, что они являются действиями «допроцессуальными», хотя и подчиненными изначально интересам соблюдения уголовно-процессуальных норм. В отличие от действий дознавателей и следователей, открыто, официально, от имени государства ставящих вопросы по поводу преступления подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, эксперту и т.д., сотрудники оперативных подразделений в рамках оперативно-розыскной деятельности, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность, проявляемый к нему интерес и желание получить от него или о нем те или иные сведения. Поэтому и характер отношений между сотрудником оперативного подразделения и объектом его заинтересованности должен быть, как правило, неправовым, неофициальным, где цели действий или поступков сотрудника замаскированы, так же, как и средства и способы, используемые им [13].

Добытая оперативным путем информация должна закрепляется в оперативных документах, использоваться в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление.

К оперативным подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должны быть отнесены: Управление внутренней безопасности КТК МФ РК и соответствующие подразделения на местах; Управление по борьбе с контрабандой КТК МФ РК и соответствующие подразделения таможенных органов.

Отдельные оперативно-розыскные мероприятия, в определенной дозировке и в основном разведывательно-поискового характера, неизбежно будут применяться и Управлением таможенной охраны и режима КТК МФ РК и соответствующими подразделениями местных таможенных органов - при решении ими задач обеспечения физической охраны таможенной инфраструктуры и должностных лиц, а также в целях выявления и перехвата нелегальных каналов перемещения товаров в обход таможенных постов.

Каждому из направлений правоохранительной деятельности должна соответствовать своя группа задач.

На подразделения внутренней безопасности таможенных органов возлагается выполнение следующих функций:

- обеспечение информационной безопасности и ведение борьбы с возможной утечкой охраняемых сведений определенной степени секретности;

- организация и осуществление координации и взаимодействия с оперативными подразделениями других правоохранительных органов в интересах обеспечения собственной безопасности.

- осуществление мобильных рейдов, с целью предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере таможенного дела;

- в рамках оперативной работы, проверка участников внешнеэкономической деятельности, а также структурных подразделений таможенных органов осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль участников ВЭД;

- предупреждение, выявление и пресечение фактов незаконного вмешательства представителей других правоохранительных органов в деятельность таможенных органов;

- группой быстрого реагирования – осуществление физической поддержки при оперативной разработке преступной деятельности отдельных лиц, либо группы лиц; непосредственное задержание лиц совершивших преступления, а также транспортных средств; физическая охрана сотрудников оперативного отдела, а также лиц проходящих по делу в качестве свидетелей, либо подозреваемых; иные мероприятия в рамках закона, направленные на предупреждение, выявление и пресечение преступлений.

Подразделения внутренней безопасности решают задачи выявления, предупреждения и пресечения, возможных с чьей-либо стороны попыток вовлечения отдельных сотрудников таможенных органов в неблаговидные действия с целью последующего проникновения в таможенные ряды, осуществляя проверку материалов в отношении таких лиц, полученных в результате собственных усилий и поступающих из других подразделений и органов.

В основном с помощью подразделений внутренней безопасности будет решаться задача самоочищения таможенных рядов от проникших в нее случайных лиц и в немалой степени – профилактики правонарушений.

Подразделения по борьбе с контрабандой решают задачи выявления, предупреждения и пресечения указанных нарушений закона. В них стекается основной поток оперативной информации со всех сторон. На основе анализа текущих оперативных материалов сотрудники этих подразделений должны выявлять признаки подготавливаемых или осуществляемых контрабандных операций и нарушений таможенных правил в крупных размерах, организовывать квалифицированную первичную проверку получаемых материалов и работу по дополнительному изучению.

В силу повышенной опасности и не снижающегося объема контрабанды наркотиков и незаконным оборотом оружия.

Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными преступлениями создает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.

Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

Поэтому понятно, что основным резервом повышения эффективности деятельности таможенных органов по борьбе с таможенными преступлениями является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.

3.2 Дополнительные мероприятия по повышению эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела

Еще одним недостатком, затрудняющим работу таможенных органов, является несовершенство нормативно-правовой базы в области регулирования борьбы с таможенными преступлениями. Для решения указанной проблемы предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы РК. В частности, необходимо отменить положение, зафиксированное в ст. 121 УПК о конфискации в качестве вещественных доказательств по уголовному делу изъятых товаров и транспортных средств. Вместо этого необходимо обязать владельцев изъятых товаров оформить товар в таможенном отношении, уплатить причитающиеся таможенные платежи и только после этого возвращать товар его владельцу. При этом, чтобы компенсировать потери государственного бюджета, необходимо увеличить сумму штрафа в санкции ст. 209 УК РК. Если владелец товара отказывается оформлять его, тогда изъятый товар переходит в собственность государства и реализуется; доходы от продажи товара поступают в государственный бюджет.

Другим дополнительным мероприятием, способным существенно повысить эффективность деятельность таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела, в частности, контрабанды наркотиков и взрывчатых веществ, является развитие Кинологической службы в таможенных органах.

В зоне деятельности таможни «Семей» все задержания наркотиков в 2005 году проводились с применением служебно-розыскных собак. Из 23 задержаний наркотических средств в 2005 году в 23 случаях принимали участие специалисты- кинологи таможни Семей».

Учитывая последние факты задержания наркотиков на таможенные посты «Ауыл», «Жезкент», через которые проходит основной грузопоток и перемещение физических лиц, для усиления работы в данном направлении были направлены инспектора-кинологи отдела. Из состоящих в штате ОБК 2 единиц специалистов-кинологов, все 2 специалиста-кинолога откомандированы на таможенный пост «Ауыл».

Вместе с тем, на сегодняшний день имеющееся количество специалистов-кинологов в таможне недостаточно для осуществления полного контроля и пресечения нелегального оборота наркотических средств через таможенную границу в зоне деятельности таможни «Семей».

Для нормальной и эффективной работы инспекторов-кинологов по выявлению наркотических средств на таможенных постах, учитывая требования Приказа №3394 от 12.12.2000 года АТК РК и Наставления по Кинологической службе АТК РК (где после активной поисковой работы служебно-розыскной собаки предусмотрен отдых не менее одних суток), необходимо увеличение их численности с 15 до 20 единиц.

Необходимая потребность инспекторов-кинологов в разрезе структурных подразделений таможни «Семей» приведена в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Потребность инспекторов-кинологов в разрезе структурных подразделений таможни «Семей»

п/п

Подразделения

Количество

кинологов

на 01.01.06

Увеличение

кинологов на 5 единиц

Итого должно быть

кинологов

1 Ауыл 4 5 5
2 Байтанат 1 1 1
3 Коянбай 1 1 1
4 Жезкент 3 5 5
5 Железнодорожный 4 6 6
6 ОБК 2 2 2
ИТОГО: 15 20 20

Важную роль в повышении эффективности работы таможенных органов имеет использование технических средств таможенного контроля и оснащение ими структурных подразделений таможни.

В 2005 г. оперативно-технической службой таможни «Семей» проведена сверка наличия технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК) на таможенных постах и подразделениях таможни «Семей». На основании проведенной сверки в КТК МФ РК направлено письмо о наличии ТСТК и необходимой потребности.

Следует отметить, что ходе таможенного контроля сотрудниками структурных подразделений за 12 месяцев 2005 года технические средства таможенного контроля применялись 85618 раз, при их помощи выявлено 700 правонарушений в сфере таможенного дела, в том числе и уголовных преступлений, что составляет 73,8% от общего числа правонарушений выявленных структурными подразделениями таможни «Семей»

В дальнейшем личному составу таможни «Семей» необходимо ежедневно на постоянной основе применять имеющиеся ТСТК в повседневной работе, с целью эффективного выявления преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела совершаемыми недобросовестными участниками ВЭД.

В настоящее время таможенные органы испытывают дефицит по многим позициям материально-технического обеспечения. Проведение эффективного контроля за перемещением товаров становится невозможным без применения надежных технических средств таможенного контроля (ТСТК: досмотровой рентгеновской техникой, приборами радиационного контроля, средствами идентификации), потребность в которых удовлетворена на сегодня в среднем только на 25 %.

Улучшение технической оснащенности таможенных органов, укрепление Кинологической службы позволит усилить борьбу с незаконным перемещением наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, культурных ценностей и др., что, в конечном итоге, будет способствовать укреплению национальной безопасности страны.

Заключение

Таким образом, преступления в сфере таможенного дела оказывают весьма негативное влияние на экономику страны, национальную безопасность государства, причиняют вред жизни и здоровью, законным интересам граждан.

Таможенные органы Республики Казахстан в числе прочих функций осуществляют и борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела.

В работе были исследованы теоретические аспекты правоохранительной деятельности таможенных органов РК; разновидности таможенных преступлений; процесс производства должностными лицами таможенных органов дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела; критерии оценки работы таможенных органов в данной области.

В ходе анализа борьбы таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела на примере таможни «Семей» было установлено, что в целом по Республике Казахстан количество возбужденных уголовных дел по ст. 209 УК РК «Экономическая контрабанда» в 2005 г. увеличилось по сравнению с 2004 г., не является исключением и таможня «Семей». В сфере борьбы с контрабандой наркотиков зафиксирована тенденция ежегодного роста количества выявляемых наркотических средств. Однако при этом работа по борьбе с контрабандой наркотиков ведется не на должном уровне. После прохождения таможенного контроля на таможенных постах РК российские таможенники выявляют факты перемещения наркотических средств.

В ходе анализа были выявлены существующие проблемы и недостатки, оказывающие влияние на эффективность работы таможенных органов в области борьбы с таможенными преступлениями. В частности:

1. несовершенство нормативно-правовой базы правоохранительной деятельности таможенных органов;

2. недостаточная оснащенность техническими средствами таможенного контроля и транспортом, дополняемая большим количеством объездных дорог;

3. недостаточное количество служебно-розыскных собак на таможенных постах.

Для решения этих и других проблем были предложены следующие пути повышения эффективности деятельности таможенных органов в области правоохранительной деятельности.

1. Обеспечить таможенные посты необходимыми техническими средствами таможенного контроля и транспортными средствами, что существенно повысит результативность работы таможенных органов.

2. Произвести комплектацию таможенных постов служебно-розыскными собаками для осуществления таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК.

3. Перекрыть часть объездных дорог через российско-казахстанскую границу помимо таможенных постов, что снизит нелегальный поток товаров и вынудит участников ВЭД перемещать товары в законном порядке.

4. Внести изменения в ст. 121 Уголовно-процессуального кодекса РК, а именно отменить конфискацию задержанных товаров и транспортных средств по ст. 209 УК РК, увеличить сумму штрафа и обязать нарушителя оформить в таможенном отношении товар и только после этого вернуть его владельцу.

Применение указанных мероприятий в деятельности таможенных органов позволит существенно повысить эффективность деятельности таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела и улучшит результаты работы.


Список использованной литературы

1. Конституция РК. – А.: Жетi-Жаргы, 1996.

2. Таможенный кодекс РК. – А.: ЮРИСТ, 2003.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РК. – А.: ЮРИСТ, 2002.

4. Уголовный кодекс РК. – Алматы: ЮРИСТ, 2002.

5. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон РК. – А.: ЮРИСТ, 2002.

6. Об утверждении запретов на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, перечней товаров, запрещенных к помещению под некоторые таможенные режимы, а также запретов и ограничений на проведение операций с товарами, помещенными под отдельные таможенные режимы: Постановление Правительства РК от 10.07.2003 г. №681.

7. О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду: Постановление Пленума Верховного суда РК от 18.07.1997 г.

8. Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право (Общая и Особенная части). – А.: ВШП «Адилет», 1999.

9. Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. Учебное пособие. – М., 1997.

10. Борчашвили И.Ш., Рахимжанова Г.К. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. – Караганда, 1999.

11. Менеджмент в системе таможенных органов Республики Казахстан. Учебное пособие. / С.К. Курманбаев – Семипалатинск, 2001.

12. Основы таможенного дела. Под ред. В.Г. Драганова – М., 1998.

13. Правоохранительная деятельность таможенных органов Республики Казахстан: Учебное пособие / С.К. Курманбаев, Р.Р. Мустакимов, О.С. Султанов, С.Х. Тойкин, Н.Г. Нурекенов. – А., 2003.

14. Сарсембаев М.А. Таможенное право: Учебник. – А.: Данекер, 2000.

15. Таможенное право. Учебник. Под ред. А.Ф. Ноздрачева, - А.: ЮРИСТ, 1998.

16. Уголовное право Республики Казахстан. Общая чать. – А.: Жетi Жаргы, 1998.

17. Абдикеев М.Н. Проблемы реализации законодательства о контрабанде // Вестник КазНУ. Серия юридическая.- 2003. - №3. – С. 26-29.

18. Борьба с контрабандой: проблемы и решения // Кеден, - 2002. - № 6.

19. Гармаев Ю.П. Источники методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Вестник криминалистики. – 2003. – вып. 1 (5), - С. 22-30.

20. Героин изымают килограммами // Таможня. - 2003. - №23 (96). – С.19.

21. Героиновый урожай // Таможня. – 2003. - №21 (94). – С.19.

22. Еримбетов С.С. О взаимодействии правоохранительных органов по выявлению и расследованию уголовных дел об экономической контрабанде, незаконном обороте оружия и наркотиков // Закон и время. – 2003. - №3. – С.11-15.

23. Итоги деятельности таможенных органов РК за 2003 год // Кеден – Customs. – 2004. – №1. – С.2.

24. Когда калькулятор опаснее ножа // Юридическая газета, №20 (495), 7 мая 2003 г. – С. 4.

25. Кожагапов Е. Роль таможенных органов в становлении независимого Казахстана // Кеден. – 2001. - №7. – С. 5.

26. Об итогах работы таможенных органов Республики Казахстан за 2003 год и задачах на 2004 год // Кеден – Customs. – 2004. – №2. – С.4-5.

27. Омарова З.Н. Причины и условия совершения контрабанды в РК // Вестник КазНУ. Серия международные отношения и международное право.- 2002. - №3. – С. 11-15.

28. Преступление и наказание // Кеден. – 2003. - №8(32). – С.7.

29. Пугаев А. Как бороться с контрабандой // Мысль. - 1999. - №1. С. 53-55.

30. Саматова Г.Б. Ответственность за контрабанду по новому Уголовному кодексу РК // Правовой вестник. – 2002. №9.

31. Семь тонн наркотиков не дошли до клиентов // Таможня. – 2003. №24(97). – С.4.

32. Степченко В. Регион большого трафика // Таможня. – 2003. №4(28). – С.13.

33. Таможенники на пути наркотиков // Кеден. – 2001. – №5. - С.8.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  84  85  86   ..