В 2002 году Мытишинский машиностроительный завод начал испытания, а в 2003
году – серийный выпуск вагонов 81-740(741) «Русич». Данный тип подвижного
состава имеет принципиальные конструкционные отличия от всех ранее
эксплуатируемых серий:
двухсекционная конструкция кузова, установленная на три тележки (две
крайние – моторные, одна промежуточная – не моторная), что позволяет
эксплуатировать подвижной состав на линиях с большим количеством кривых
участков пути малого радиуса;
кузов вагона выполнен из нержавеющей стали, что позволяет увеличить его
износоустойчивость, в качестве боковых, торцевых и дверных оконных
блоков применены тонированные стеклопакеты, что улучшает шумоизоляцию и
повышает комфорт перевозок пассажиров;
вентиляция принудительная. Функцию вентиляции и обогрева выполняет
система обогрева и вентиляции салона (СОВС);
центральное пневматическое подвешивание кузова обеспечивает плавность
хода и гасит поперечные колебания кузова, что повышает комфорт перевозок
пассажиров;
установлен новый тип тягового привода, с асинхронными тяговыми
двигателями переменного тока, что позволило увеличить мощность тягового
привода по сравнению с применяемыми тяговыми приводами с двигателями
постоянного тока;
тяговая передача III класса, с опорно-рамным подвешиванием и
подрессориванием корпуса редуктора относительно оси колесной пары, что
позволило жестко соединить тяговый двигатель и корпус редуктора в единый
моторно-колесный блок, и также жестко установить его на раме тележки,
что позволяет повысить износоустойчивость механизмов и повышает
плавность хода. Ранее на подвижном составе метрополитена применялись
тяговые передачи I и II класса. Тяговая передача I класса с независимым
опорно-рамным подвешиванием тягового двигателя (вторая опора - на ось
колесной пары через моторно-осевые вкладыши) и редуктора (опора на раму
тележки) применялась на вагонах типов А, Б и Г. Тяговая передача II
класса с независимым опорно-рамным подвешиванием тягового двигателя (без
опоры на ось колесной пары) и редуктора применялась на вагонах типов Д,
Е и 81-717 (81-714);
принципиально новая конструкция дверного оборудования
прислонно-задвижного типа, с давлением в дверной магистрали 6 атм.;
принципиальные отличия от всех ранее эксплуатируемых типов в части оборудования
рабочего места машиниста:
увеличена площадь кабины управления;
установлено комфортабельное кресло машиниста с пневматической подставкой,
регулируемое по высоте, а также с регулировкой подголовника, подлокотников,
наклона спинки и подушки сиденья;
в потолочной части кабины установлен кондиционер, работающий как в режиме
охлаждения, так и в режиме обогрева воздуха;
в качестве устройств для наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров на
станциях, а также за наблюдением за состоянием подвижного состава применена
система видео наблюдения с выводом изображения на монитор и ручным
(кнопочным) управлением видео камерами;
в качестве системы управления и диагностики применена система «Витязь – 1М».
Вагоны метрополитена моделей 81-740.4 и 81-741.4 с асинхронным тяговым приводом
КАТП - 1 и рекуперативно-реостатным торможением предназначены для перевозки
пассажиров на открытых линиях наземного метро, а также в тоннелях действующих
линий подземного метро. Вагоны 81-740.4 и 81-741.4 являются самостоятельными
подвижными единицами. Вагон 81-740.4 с кабиной управления и предназначается для
эксплуатации в качестве головного вагона в составе с вагонами модели 81-741.4
или в составе с другим головным вагоном указанной модели.
Вагон 81-741.4 без кабины управления используется в качестве промежуточного
вагона в составе поезда. Каждый вагон представляет собой конструкцию из двух
сочлененных секций кузова со свободным сообщением салонов через межвагонный
переход и трех тележек, на которые устанавливается кузов (его секции). Крайние
тележки являются моторными, а средняя тележка не моторная, поддерживающая.
741.4 - из головной секции (без кабины управления) и концевой секции. Концевые
секции головного и промежуточного вагонов аналогичны.
При формировании поездов из вагонов 81-740.4 и 81-741.4 вагоны модели 81-740.4
располагаются в голове и конце поезда. Количество промежуточных вагонов в
поездах не более трех, а общее количество вагонов - не более пяти.
Предусмотренные в конструкции вагонов моделей 81-740.4 и 81-741.4 органы
управления и системы безопасности движения обеспечивают управление поездом одним
машинистом из кабины управления головного вагона. Управление поездом
дистанционное, по системе многих единиц.
Технические характеристики
Общий вид вагонов моделей 81-740.4 и 81-741.4, их габаритные размеры и основные
геометрические параметры.