ОХРАНА ТРУДА И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОБРАБОТКИ ЦВЕТНОГО КАМНЯ

 

  Главная       Учебники - Металлургия      Художественная обработка цветного камня (Белицкая Э. И.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13

 

 


 

10

ОХРАНА ТРУДА И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОБРАБОТКИ ЦВЕТНОГО КАМНЯ


 

Общие положения. Каждый работающий должен хорошо знать и строго выполнять инструкцию по технике безопасности, которая определяет условия безопасности работы на данном производстве в конкретных условиях.

К работе на камнеобрабатывающих станках допускаются мастера, хорошо изучившие станок, обученные безопасным приемам работы на нем и знающие инструкцию по технике безопасности.

Работая на станке с отдельными электромоторами, рабочий должен уметь пользоваться электроаппаратурой управления:

кнопочными или магнитными пускателями, рубильниками, вы- ключателями, розетками.

Не допускается прикасаться к незащищенным или плохо защи- щенным частям электродвигателя и пусковой электроаппаратуре.

Корпусы электромашин, моторов, трансформаторов, генераторов, электроаппаратов, металлические щиты и каркасы, на которых расположены электрические приборы, электрооборудование и станки, должны быть обязательно заземлены, а открытые металлические токоведущие части должны быть надежно ограждены.

О всех неисправностях и недостатках станка, предохранительных устройств, электрооборудования и ограждений, подмостков, замечаемых при осмотре, необходимо сообщить мастеру и не при- ступать к работе до устранения неисправности и без его указания.

Охрана труда при работе электроинструментом. В зависимости от конструкции и назначения электроинструмента существуют различные приемы работы с ним. Их необходимо хорошо знать.

Прежде чем приступить к работе на электроинструменте, следует убедиться в его исправности. Для этого следует проверить крепление отдельных деталей, легкость и плавность движения ходовых деталей и узлов, убедиться в наличии смазки и особенно тщательно проверить исправность питающего шлангового шнура, изоляция которого не должна иметь повреждений.

Прежде чем включить инструмент, необходимо проверить со- ответствие напряжения и частоты тока в сети номинальным данным электродвигателя инструмента и наличие заземления (или зануления), если рабочее напряжение свыше 65 В. Выключатель сначала проверяют многократным включением и выключением вхолостую, а затем к электросети присоединяют инструмент и несколько раз включают и выключают его.

При работе необходимо следить за тем, чтобы электроинструмент не перегревался. Степень нагрева считается допустимой, если к поверхности корпуса инструмента можно прикасаться рукой.

Применяемый режущий инструмент должен соответствовать размерам и назначению электроинструмента. К работе можно приступить только после того, как рабочий убедится в полной исправности режущего инструмента и надежном его закреплении в патроне.

При включении электроинструмента запрещается его регулировать, устранять неисправности и т. д. При любом ремонте необходимо отключать питающий шнур электроинструмента от сети. Включать электродвигатель следует только перед самым началом работы, в перерывах он должен быть выключен. ,

Необходимо постоянно оберегать питающий шнур от повреждений и не допускать его перекручивания. При переходе с электроинструментом с одного места работы на другое не допускается натяжение шнура.

По окончании работы питающий шнур следует отключить от сети, протереть его сухой тряпкой и аккуратно смотать, а затем электроинструмент очистить от пыли, грязи, стружки и масла. Хранить его надо в закрытых ящиках. При длительных перерывах в работе электроинструмент следует сдавать в кладовую для проверки, смазки, профилактического ремонта и хранения.

Рабочему-камнерезу не разрешается самостоятельно разбирать и ремонтировать электроинструмент.

Охрана труда при работе на шлифовальных станках. Одной из причин травматизма при работе абразивными инструментами может быть разрыв круга при неправильной его эксплуатации. Во избежание этого должны тщательно выполняться все предусмотренные стандартами требования по транспортировке и хра-

нению кругов, их испытанию и балансировке, ограждению пре- дохранительными приспособлениями, а также использоваться ре- комендуемые скорости резания.

На складах круги должны храниться на специальных стеллажах, а на рабочем месте — отдельно от металлических предметов. Даже при незначительном ударе или толчке на круге могут появиться малозаметные трещины, которые будут способствовать его разрыву.

При шлифовании с охлаждением после окончания работы следует спустить воду и просушить круг в естественных условиях. Нельзя оставлять круг погруженным на длительное время в жидкость, так как одна его сторона, впитав влагу, станет тяжелее и при работе круг окажется несбалансированным. Если же температура в помещении ниже нуля, то вода в порах круга замерзнет, и на нем появятся трещины.

Для обеспечения безопасной работы на станках шлифовальные круги испытывают на механическую прочность в соответствии с ГОСТ 1262—001—74 на специальных стендах. Скорость при испытании кругов должна в 1,5 раза превышать рабочую.

Во время работы шлифовальные круги следует ограждать защитными кожухами. Зазор между периферией шлифовального круга и внутренней поверхностью защитного кожуха должен находиться в пределах 5—20 мм, а между боковой поверхностью круга и боковой стенкой кожуха — в пределах 5—10 мм. Для предотвращения разбрызгивания охлаждающей жидкости при скоростном шлифовании следует уменьшить зазор между стенками кожуха и абразивным кругом. Перед началом работы круг, закрепленный на шпинделе станка, в течение 1—2 мин должен вращаться вхолостую на рабочей скорости (обязательно с защитным кожухом!). Окружная скорость не должна превышать допустимую для данного круга, обозначенную на его торце.

Подача детали на круг или круга на деталь должна осуществляться плавно, без рывков и резкого нажима.

При уменьшении диаметра круга в процессе износа частота его вращения может быть увеличена в пределах установленных скоростей. Предельно допустимое уменьшение диаметра круга при разных типах крепления указано в стандартах.

Охрана труда при работе на ультразвуковых станках. Уль- тразвуковые станки, включающие в себя, кроме самого станка (установки) источник питания (генератор), относятся к электро- технологическому оборудованию, работа на котором выполняется в условиях одновременного применения электрического тока, механических движений и абразивной суспензии. Кроме того, работа на ультразвуковых станках связана с распространяемыми

шумами, источниками которых являются преобразователи. Все указанные факторы, как специфические для ультразвуковой обработки, так и общие для любого станочного оборудования, могут оказывать вредное воздействие на организм человека и требуют поэтому соблюдения общепринятых и специальных мер безопасности.

Практика показала, что соблюдение правил техники безопасности в сочетании с принятием необходимых мер предупреждения возможности нарушения этих правил позволяет полностью исключить случаи травматизма и профессиональных заболеваний персонала, работающего на ультразвуковых установках. Естественно, необходимо знать правила и приемы безопасности эксплуатации ультразвукового оборудования, а также регулярно, не менее одного раза в квартал, инструктировать весь персонал, связанный с работой на этом оборудовании.

Непременным условием допуска к работе на ультразвуковых станках является изучение руководства по эксплуатации станка и генератора, которое прилагается к этому оборудованию заводом-изготовителем. Обычно в этих руководствах подробно перечисляются все правила техники безопасности, специфические для данного станка или генератора. Соблюдение этих правил гарантирует безопасность работы и предотвращает возможность травматизма.

К работе на ультразвуковых станках должны допускаться лица, ознакомленные с гигиеническими требованиями эксплуатации этого оборудования.

Как правило, безопасность работы на ультразвуковых станках и генераторах обеспечивается конструкцией самого оборудования. При эксплуатации его необходимо следующее:

не приступать к работе без внимательного изучения устройства, принципа его работы и правил по технике безопасности, изложенных в руководстве и паспорте данного устройства;

проверить наличие заземления станка и генератора; проверить исправность всех проводов;

проверить наличие и исправность всех щитков, ограждений и кожухов;

проверить исправность системы подачи и сбора абразивной суспензии; нельзя работать, если брызги ее могут попасть на руки или в лицо оператора;

запрещается открывать щитки, дверцы и кожухи оборудования в случае обнаружения неисправности. Работы по ремонту электротехнологических установок могут выполнять только спе- циалисты-электрики, имеющие специальное разрешение, и только после отключения оборудования от электрической сети;

не разрешается работать при отсутствии на рабочем месте ис- правного резинового коврика;

категорически запрещается дотрагиваться руками до работающего ультразвукового инструмента.

Пожарная безопасность. Пожары на производстве могут возникать по разным причинам: от случайной искры, попавшей на горючие производственные отходы, от неаккуратного обращения курящих с огнем, вследствие короткого замыкания неисправных проводов, в результате самовозгорания.

При механической обработке материалов режущий инструмент охлаждается смазочно-охлаждающими жидкостями, содержащими минеральные масла, керосин, соду, мыльный раствор. Нередко применяются огнеопасные эмульсии, бензин, растворители, моющие средства, при небрежном обращении с которыми может возникнуть пожар.

Для предотвращения пожаров необходимо строго выполнять правила противопожарной безопасности.

Рабочее место следует содержать в чистоте и порядке. Необходимо осторожно обращаться с нагревательными приборами и различными легковоспламеняющимися материалами. Технические масла и обтирочные материалы, в особенности промасленные, легко самовозгораются, поэтому совместное хранение их недопустимо. Обтирочные материалы следует хранить в железных ящиках с плотными крышками, а материалы, пропитанные растительными маслами, необходимо заливать водой и ежедневно удалять из цеха. Масла хранят в бочках или в бидонах в цеховых кладовых, а при небольших запасах (не более суточной потребности) — в пределах цеха в железных шкафах. Так же хранят и отработанные масла.


 

Контрольные вопросы

1. Обязанности рабочего до начала работы.

2. Основные приемы безопасности работы с механизированным инструментом.

  1. Основные меры безопасности при работе на шлифовальных станках.

  2. Основные требования при работе на ультразвуковых станках.

  3. Основные меры пожарной безопасности.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


     

    Андреев В. Н. Материаловедение камнеобработки. М.—Л., 1939. Ардаматский А. Л. Алмазная обработка оптических деталей. Л., 1978. Алмазные инструменты в машиностроении. Сборник под ред. доц. И. Г. Космачева. Л., 1965.

    Бакуль В. Н. Порошки и пасты из синтетических алмазов и их применение. Киев, 1969.

    Банк Г. В мире самоцветов. М., 1979. Банн Ч. Кристаллы: их роль в природе и науке. М., 1970. Баранов Г. П., Яковлева М. Е. Минералогия яшм СССР. М., 1970. Белицкая Э. И., Свиридов А. П. Алмазный инструмент, изготовляемый методом спекания. ЛДНТП, 1959.

    Ефимова Е. Западно-европейская мозаика XIII—XIX вв. собрания Эрмитажа. Л. 1968.

    Ваксер Д. Б., Иванов В. А., Никитков Н. В., Рабинович В. Б.

    Алмазная обработка технической керамики. Л., 1976.

    Волосатов В. А. Ультразвуковая обработка. Л., 1973. Григорьев Д. П. Малахит в Эрмитаже. — Природа, 1968, № 9. Захарович Я. А., Маркова Г. А. Янтарь. Калининград, 1966. Киевленко Е. Я., Григорович М. Б., Еремеев В. П., финько В. И. Драгоценные и цветные камни как полезные ископаемые. М., 1973.

    Карюк Г. Г., Осетинский Б. Л. Обработка камня инструментом из син- тетического алмаза. Киев, 1968.

    Космачен И. Г. Инструментальные материалы. Л., 1975. Космачев И. Г. В помощь рабочему-инструментальщику. Л. 1981. Лоскутов В. В. Шлифование металлов. М., 1979.

    Макаров В. К. Цветной камень в собрании Эрмитажа. Л., 1938.

    Марченков В. И. Ювелирное дело. М., 1975.

    Павл»вский Д. П. Камнерезное искусство Урала. Свердловск, 1953.

    Персианова О. М. Эрмитаж. Л., 1979.

    Супрычев В. И. Сказание о камне-самоцвете. Киев, 1975.

    Шакипко И. М., Семенов В. Б. Завод «Русские самоцветы».

    Свердловск, 1976.

    Шальнов В. А. Шлифование и полирование высокопрочных материалов.

    Ферсман А. Е. Из истории культуры камня в России. АН СССР, 1946.

    Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. М., 1954, Т. 1, 1961, Т. 2. Френкель Ш. Г. Алмазный инструмент для сверления отверстий в не- металлических материалах. — Синтетические алмазы, 1974, № 2.

    Эсфирь Исааковна Белицкая


     

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ЦВЕТНОГО КАМНЯ


     

    Ргдактор

    О Н. ЦАРЕВА

    Художник

    Н. Т. НАТЕРУША

    Художественный редактор И. В. ТЫРТЫЧНЫЙ

    Технический редактор Н. В. ЧЕРЕНКОВА

    Корректоры

    Е. А. ПОСТНИКОВА, В. В. ГРАЧЕВА


     

    ИВ № 818


     

    Сдано в набор 08.06.82. Подписано в печать 13.01.83. Т-04310. Формат 60х84'/]в. Бумага типографская .№ 1. Обыкновенная новая гарнитура. Высокая печать. Объем 12.5+1,5 ВКЛ.-14 п. л. Усл. п. л. 11,63+1,4 вкл.-13,03. Усл. л. кр.-отт. 19,31. Уч.-изд.

    л. 12,49-1.39 вкл.-13,88. Тираж 30 000 экз. Заказ 1231. Цена 60 кои.


     

    Издательство «.Легкая и пищевая промышленность», 1130Я5, Москва, М-35, 1-й Кадашевский пер., 12.

    Ярославский по.чиграфкомоии.п- Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014Ярославль, ул. Свободы, 87.


     

    image

    1. Амазонит (слева), мраморный оникс (справа)


       

      image

    2. Опал, малахит (верхний ряд), гематит, тигровый глаз (нижний ряд)


       

      image

    3. Амазониг, змеевик (верхний ряд), янтарь (нижний ряд)


       

      image

    4. Обсидан, лазурит (верхний ряд), родонит, нефрит (внюу)


       

      image

    5. Агат (вверху); сердолик (внизу слева); моховой агат (внизу справа)

      image

    6. Роговик (слева), переливт (вверху справа), кахолош (внизу справа)


       

      image


       

    7. Яшма


 

image


 

8.Флюорит.


 

image


 

9. Малахитовый зал. Государственный Эрмитаж


 

image


 

image

  1. Вазы. Уральская «ямская» (слева) и калканская (справа) яшмы,

    Работа русских мастеров по рисункам А. Н. Воронихина


     

  2. Ваза-курильница, столешница мозаичная. Яшма. цветные камни. Работа русских мастеров XVIII в.


     

  3. Подсвечник и шкатулка. Яшма, агат.

    Автор — С. В. Березовская Мастер—И. С. Буграчева


     

  4. Шкатулка. Калканская яшма, нефрит, обсидиан. Накладная мозаика.

    Автор—Ю. И. Паас-Алек-сандрова Мастер — П. П. В о р о б ь е в

    image


     

    image

  5. Шкатулка, ковшик, чаша. Нефрит, эмаль, серебро. Авторы — Ю. И. П а а с - А л е к- санорова, В.Г.Поеолоц-к а я

    Мастера —П.П.Воробьев, И. С. Б у г р а ч е в а


     

  6. Письменный прибор. Яшма. Автор и исполнитель — Ю. В. Никитин


     

  7. Камеи «Суворов» и «Гоголь». Калканская яшма. Автор и исполнитель — И. П. Андреев


     

  8. Камеи «Времена года»: «Зима», «Весна»,

    «Лето», «Осень». Халцедон, хризопраз, сердолик. Автор и исполнитель — А. А. Журавлев

    image


     

    image


     

    image


     

    image

    211


     

  9. Шкафчик из красного дерева

    с мозаичным панно (Тропический .iec» и фрагмент панно. Государственный Эрмитаж. Работа русских мастеров Петергофской гранильной фабрики.

    Реставратор — И. П. Андреев

    image

    212


     

    image

    213


     

    image

  10. Шкатулки «Клен» и «Рябина». Яшма. Флорентийская мозаика. Авторы —Р. Е. Кузнецова,

3. Н. Ч у (> е н о в с. к а .ч Мастер -И.С.Бугра ч е в а Вставки к ювелирным тбе.тям. ЛПО «Русские самоцветы»

  1. Шкатулка чУвезу тебя я в тундру». Кварц, лазурит, яшма, Флорентийская мозаика. Автор—3. Н.Чуденовская, Мастер - И. С. Буграчева

  2. Шкатулка. Агат, обсидиан. мельхиор и др.

Автор и исполнитель —

В. П. L р ц е в

22. Шкатулка. Яшма, халцедон, кварцит.

Автор — Ю. И. П а а с - А л с к-с а и д р о в а Мастер — Ю. Золотое

  1. Мшанка «Осень». Яшма, лазурит, халцедон, малахит, агат, орлец и др. Автор и исполнитель — А.И. Войков


     

    image


     

    image

  2. Мозаика «Русские березки» и фрагмент. )-шма, кварц, халцедон, arai. сердолик, малахит. кахолонг. na'ypiii и др. Автор и исполнитель — А. И. Бойков

    image


     

    image


     

    image

  3. Фрагмент Малахитового зала. Государственный Эрмитаж

  4. Ваза. Малахит. Государственный Эрмитаж


     

  5. Шкатулка «Ветка жасмина». Яшма, кахолонг, нефрит. Объемная накладная мозаика Мастера — И. С. Б у г р а ч е в а, К. И. П о г о д и н

    image


     

    image

  6. Декоративные тарелки. Яшма. лазурит, халцедон. Накладная мозаика Лвюр —

    В. А. С ы ч е в а Мастер —Ю. Д ацюк


     

  7. Шкатулка «Муха». Агат, обсидиан, нефрит, мельхиор. Авюр и исполнитель —

    В. Е. Е р u e в

    image

    219


     

  8. Ваза. шкатулка и поостав-ка для авторучки. Нефрит, лазурит, кварц, орлец, флюорит, кахолонг. обсидиан, агат и др. Автор и исполнитель — Ю. В. Никитин

  9. Бра, кашпо, мозаичный столик, книги. Родонит, нефрит. кварцит, яшма, амазонит. лазурит и др.

    Автор и исполнитель — Ю. В. Никитин

    image


     

    image


     

    image

  10. Кабинет по мотивам Нащо-кинского домика. Яшма, нефрит, агат, лазурит, кварцит, обсидиан. кахолонг и др, Авюр и исполнитель— Ю. В. Н и

    к и г и н

  11. Вазочки по мотивам Эрмитажа. Яшма, порфир. Метод скоростного шлифования. Авюр

    —3. Н. Ч уд е н о в с к а я Мастера — П. С. Б ) i г а ч е в л

    image

  12. Рюмки. Яшма, металл. Автор — Ю. И. Паас-А-тек- сандрова

    Мастер — Л. II. Г] е т р о в а


     

  13. Ваза на постаменте. Яшма. Автор—В. В. Гущин Мастер — А.Коренков

  14. Ликерный набор. Родонит, обсидиан, металл. Филигрань, Авгор — Ю. И. Па ас- Алек-сан дрова Мастер — h. И. А р i е м ь е в

image


 

image


 

image


 

image


 

image


 

image

224


 

37. Кулоны. Малахит, серебро. Автор и исполнитель — А. Ф. Сержант


 

  1. Кулон. Халцедон с кварцевой щеткой в центре. Автор и исполнитель — А.Ф. Сержант


     

  2. Кулон. Родонит, серебро. Автор и исполнитель — А. Ф. Сержант


     

  3. Шкатулка, ку.юн, броши. Ла-)урит,сердолик.янтарь. Автор и исполнитель — А. Ф.Сержант

    image

  4. Брошь, запонки, кулон, серьги, подвеска. Родонит, Лабрадор, бирюза, лазури г

    ВНИИювелирной промышленности

  5. Броши, подвески, кольца, серьги. Агат, амаюнит. серебро. Авторы—Н. Быкова, В. П о-волоцкая

    image

    225


     

  6. Кулоны. Янтарь, орлец, жемчуг. ВНИИювелирной промышленности


     

    image

  7. Броши, серьги, кольцо, запонки. Яшма, агат. Автор — Ю. И. Паас-Алек-сандрова

    image

    226


     

  8. Брошь, запонки, кулон. серьги (а). Яшма, нефрит. Автор — Ю. И. П а а с - А л е к-саи дрова


 

Фрагмент художественной резьбы на янтаре (6). Камнерезы — В. Е р ц е в. А. Журавлев, П. Е р ц е в. А. П. Вани и. М Т. Е р-ц е в а, В. П. К р ы л о в

image


 

image

227


 

image

  1. Отрезной алмазный круг

  2. Набор флорентийской моз

image


 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13