ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО
Специальность: Физическая реабилитация.
РАБОТА ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ АДАПТИВНОЙ
ФИЗКУЛЬТУРЫ
НА ТЕМУ :
«Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП»
Выполнила: Студентка IV курса
Заочного отделения
Группа №Р401
Левицкая Екатерина
Владимировна
Принял____________________
Севастополь 2006.
ПЛАН
1. Введение
2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП
2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП
2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП
2.3 Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с ДЦП
2.4 Индивидуальные и групповые занятия
2.5 Формы занятий адаптивной физической культурой
3.Заключение
4.Литература
1. Введение
В широком смысле слова АДАПТАЦИЯ (от средневекового лат . adaptatio -
приспособление), в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих,
популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность
специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Адаптацией
называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине
обозначает также процесс привыкания. Социальная адаптация есть процесс
взаимодействия личности с социальной средой.
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА- это социальный феномен, целью которого
является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их
лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание
такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление
жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический
комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств
занятий.
Темой данного а является адаптивная физическая культура для детей с ДЦП. Для
всех форм ДЦП характерны двигательные нарушения рефлекторного характера,
нарушена координация, повышен тонус мышц, движения, если они возможны, не
управляются ребёнком. Лечение детей с ДЦП комплексное и включает
медикаментозное, ортопедическое, логопедическое, гидрокинезотерапию,
электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение имеет лечебная
физкультура и массаж. Трудотерапия необходима ребёнку для развития основных
приёмов самообслуживания, приобретения определённых трудовых навыков,
необходимых для социализации личности.
2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП
2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП
1.Создание мотивации.
Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и
потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может
проявить активность- потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать,
участвовать в игре. Формирование интереса, мотивации возможно при правильной
организации занятий: использование игровых моментов, особенно для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, правильный выбор сложности и темпа
выполнения упражнений, подбора различных упражнений и средств. Дети с ДЦП , как
и все дети, любят играть. В игре, особенно коллективной, они часто выполняют
движения, действия, которые в другой ситуации не выполняют. Лечебные игры
включают коррекцию двигательных, кинестетических, зрительно- пространственных,
речевых и других нарушений. Игр должно быть много, разнообразных и интересных
для ребёнка, но всегда целенаправленных. Если игры очень сложные, то ребёнок
отказывается работать, если слишком лёгкие- ему не интересно.
2.Согласованность активной работы и отдыха.
Высокая утомляемость при физической и психической нагрузке требует согласования
активной работы и отдыха, своевременного перехода к другой деятельности, до
наступления утомления, пресыщения, надо чуть-чуть «не доиграть», чтобы не
погасить желания действовать.
3.Непрерывность процесса.
Занятия не могут проводиться курсами. Они должны быть регулярными,
систематическими, адекватными, практически постоянными и в школе и дома.
4.Необходимость поощрения.
Ребята с ДЦП, как и все дети нуждаются в поощрении, и если на уроке сегодня
ребёнок был более активным, изобретательным, что-то сделал лучше, то это надо
отметить, похвалить его, в конце занятия подвести итог, но не в коем случае
нельзя сравнивать успехи детей.
5.Социальная направленность занятий.
Работать над социально значимыми двигательными актами(протянуть руку, взять
кружку, поднести ко рту, переложить игрушки),а не над отдельными движениями
(сгибание или разгибание в локтевом суставе).
6.Необходимость активизации всех нарушенных функций.
На каждом занятии активизировать наибольшее число пострадавших анализаторов
(двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые)
7. Сотрудничество с родителями.
Обязательно сотрудничать с родителями, чтобы и дома продолжалось адекватное
воздействие. Использовать лечебную силу движений в простом и разнообразном
домашнем труде - почистить зубы, застелить постель, помыть посуду, подмести пол.
Не отбивать желание у детей что- либо делать самим, поощрять их к этому, ни в
коем случае не делать за детей то, что они могут сами.
8.Воспитательная работа.
Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство
ответственности. Большую роль играет семья, в которой ребёнок проводит основную
часть времени, подход и отношение родителей к решению проблем ребёнка. Родители
должны создать условия для формирования максимальной самостоятельности и
двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Семье
нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и для
ребёнка и для родителей.
2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП
Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно-
восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных
возможностей для восстановления функции поражённых мышц, для коррекции дефектов
моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно- статических
функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом
активной терапии и педагогическим проссом ЛФК выполняет терапевтические и
педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно-
восстановительной работе. Основным средством ЛФК являются различные движения в
виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью
педагога ЛФК. Педагог ЛФК должен иметь чёткие знания по вопросам динамической
анатомии, средств и методик ЛФК, хорошо ориентироваться в особенностях моторики
и психики, интересов и наклонностей детей. Педагог ЛФК работает совместно с
врачами: логопедом , невропатологом, ортопедом. Особое внимание нужно уделять
выработке тонких движений пальцев рук, кисти и подготовки их к выполнению
заданий по лепке, рисованию, письму. Движения конечностями, головой, туловищем
должны постепенно усложняться, выполняться в разных исходных положениях, с
предметами и без предметов, при контроле за положением языка, нижней челюсти,
губ. Вначале дифференцируются артикуляционные движения от движений туловища и
конечностей. Затем начинается обучение сочетания различных движений с речевым
сопровождением (произнесение определённых слов, стихотворений, песенок с
исполнением соответствующих движений). Логопед присутствует на занятии и
контролирует упражнение.
Необходимость ЛФК конкретно для каждого ребёнка определяет врач по лечебной
физкультуре.
2.3 Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с ДЦП
Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском
церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики,
обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.
1.Задача: нормолизация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления
позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка
регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных
позициях, например лёжа на спине- голова- прямо, вправо, влево, согнута к груди,
сидя- голова- прямо, в сторону, вперёд, назад и т.д. Выполняется с открытыми и
закрытыми глазами, способствуют развитию мышечного чувства, чувства положения и
движения. Здесь же решается задача по нормализации элементарных движений.
2.Задача:содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических
рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что достигается использованием
упражнений на сохранение равновесия при преодолении противодействия, прыжки на
батуте, упражнения на качающейся плоскости, на уменьшенной площади опоры.
3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного
положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы. Применяются
упражнения для развития и тренировки возрастных двигательных навыков: ползание,
лазание по скамейке, метания. Используют зеркало, перед которым ребёнок
принимает положение правильной осанки у опоры.
4.Задача: систематическая тренировка равновесия тела, опороспособности
конечностей, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных
комплексах. Ребёнок пытается прямо стоять и ходить, вырабатываются правильные
двигательные навыки в самообслуживании, обучении, игре и трудовом процессе.
Совместно с родителями ребёнок осваивает основные виды бытовой деятельности (с
учётом умственного развития). Применяются игровые упражнения: «как я одеваюсь»,
«как я причёсываюсь» .Формирование движений должно производиться в строго
определённой последовательности, начиная с головы, затем руки, туловище, ноги и
совместные двигательные действия. Объём суточной активности детей по мере роста
и развития постепенно возрастает. Двухлетний ребёнок должен использовать
различные формы двигательной активности в объёме 2ч 30мин в день, а в возрасте
3-7лет- 6 часов.
Совместно с физическими упражнениями применяют массаж, трудотерапия,
гидрокинезотерапия, физиопроцедуры, ортопедия. Широко используется санаторно-
курортное лечение.
Украина имеет огромное количество рекреационных ресурсов для использования
климата, минеральных вод, лечебных грязей, морского купания. Основными курортами
Украины являются: курорты Южного берега Крыма, Закарпатские курорты, Евпатория,
Конча-Заспа, Одесская группа курортов, Саки, Судак, Хмельник и многие другие.
Важным звеном в комплексном лечении больных детей является детский
санаторий. На многих курортах (Евпатория, Ялта, Саки) действуют санатории для
лечения родителей с детьми в возрасте от 4 до 14 лет. Имеются также санаторно-
лесные школы, а для детей дошкольного возраста санаторные ясли и сады . В
детские местные санатории принимают детей в возрасте от1 до 14 лет. Детей с
нарушениями опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным
параличом принимают в санаториях с 3 лет. Занятия физкультурой и спортом
инвалидов является составной частью их досуга. Система коррекционной подготовки
подразделяется в зависимости от возраста детей и проводится в специальных
группах детских садов, в спецшколах для детей с различными патологиями, в
интернатах, в специальных профессиональных училищах.
2.4 Индивидуальные и групповые занятия
Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации
движений, равновесия, мышечной силы. С ребёнком- инвалидом часто работает
психолог с целью преодолеть в сознании чувство безысходности, представление о
бесполезности лечения, вселить веру в благополучный исход лечения, особенно при
некоторых , хотя бы незначительных, сдвигах в течении болезни. Важно знать
педагогику, чтобы принимать воспитательные меры в отношении больных детей.
Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел необходимым умением и
навыками по самообслуживанию, если возможно, получил школьное образование.
Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной
полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно
велика роль родителей. Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35
минут.
Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной
деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание
уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы
формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных
нарушений.
Оптимальное количество детей в группе- не больше 8-10 человек. В конце уроков
проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к
выполнению заданий.
На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее
осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень
важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное
сопровождение.
Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных
движений.
Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния
и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных
условиях им недоступны.
2.5 Формы занятий адаптивной физической культурой
Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-
сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется
благодаря набору разнообразных занятий с ним.
Малоподвижные игры
для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед
ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает,
что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все
действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик- это начало
дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый этаж.» На этом
простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная,
кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно-
пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры
(например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.
Подвижные игры
направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на
улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и
эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега,
метания, с преодолением различных препятствий.
Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол,
футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на
лошадях.
Гимнастические упражнения
позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую
очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений.
Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (
с гимнастической палкой, обручем, мячом) , с дополнительным грузом, упражнения
на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный
раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для
формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и
подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки
и точности движений.
Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП
можно выделить занятия в сухом бассейне
, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время
находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными
нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт
кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный
массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую
двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне
можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения
из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают
опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно-
моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.
Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика
- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в
лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с
церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между
собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками(
хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные
мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается.
Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть
45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом.
Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с
иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической
нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних
органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества
и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на
психо- эмоциональную сферу.
Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии
. С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений,
правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног
сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые дети по мере их
возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.
Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки
вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на
батуте.
Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с
поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах
используются кувырки, перекаты, группировки.
Можно использовать вращательные тренажёры
, постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с
различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину,
внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с
пациентом.
Совершенствование ритма движений осуществляется длагодаря музыкальному
сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно
или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топание. Обучающий вместе с
детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том
же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными
движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения
руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в
шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с
«живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).
3.Заключение
Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним
необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем
направлениям. Неправильно думать, что сперва нужно поработать с двигательными
нарушениями, а потом, когда ребёнок начнёт ходить.- с речевыми, зрительными и
другими проблемами. Чем раньше начато адекватное регулярное лечение, тем лучше
результат. Создаётся единая сеть лечебного воздействия и среды, где всё
направлено на стимулирование активности и посильной самостоятельности и в
двигательной и в психологической сферах.
Имея двигательные проблемы ребёнок с ДЦП что-то другое может делать лучше,
чем сверстники: играть в шашки или шахматы, рисовать, плести из бисера, писать
стихи. В школах работают кружки по игре в шахматы и шашки, учащиеся получают
возможность участвовать на районных и городских соревнованиях наравне со
сверстниками. Очень важно для детей с ДЦП трудовое обучение- занятия резьбой по
дереву, макраме, вышивкой, бисероплетением. Дети имеют возможность участвовать в
выставках. На уроках музыки возможно обучение игре на простейших инструментах:
бубнах, дудочках, ложках, ксилофоне. Дети могут выступать на школьных
праздниках. Дети, у которых нет возможности освоить навыки письма могут
обучиться работе на компьютере. Возможность повысить самооценку, уверенность в
себе и дать стимул к общению даёт изучение компьютера и английского языка.
Необходимо периодически приглашать здоровых сверстников как для общения, так для
возможности видеть другие «здоровые стереотипы». Необходимо расширять сферу
интересов детей с ДЦП: проводить адаптивные спортивные игры (уроки баскетбола,
мини футбола), уроки хореографии, танцы на колясках, иппотерапию и
гидрореабилитацию. Среди специализированных учебных заведений можно проводить
соревнования по плаванию, шашкам, шахматам.
Вывод: дети с ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи
при регулярном и правильном применении комплексного лечения.
4. Литература
1.А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена.-М.:
Просвещение, 1971.-255с.
2.Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред. Б.В. Петровский,-М.: Советская
энциклопедия,1987.-704с.
3.Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова. Ростов – на –
Дону : Феникс, 2005.-603с.
4.Васичкин В.И. Справочник по массажу.-Л.:Медицина,1991.-192с.
5.Савран Ю.Г.,Тюнин В.Л. Массаж. Методическое пособие для
студентов.Севастополь,2002
6.Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного
аппарата. Под/ред. И.В.Добряков, Т.Г.Щедрина. Санкт-Пит. : Издат. Дом
СПбМАПО,2004.-317с.
содержание ..
94
95
96 ..
|
|
|