Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  194  195  196   ..

 

 

Реабилитация детей среднего школьного возраста при нарушении осанки с помощью ЛФК на санаторно курортном

Реабилитация детей среднего школьного возраста при нарушении осанки с помощью ЛФК на санаторно курортном

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Электростимуляция

Метод основан на применении импульсов или прерывистого гальванического тока для ритмических сокращений мышц. В результате электростимуляции наблюдается пассивное сокращение мышц, которое приводит к постепенному восстановлению ее сократительной функции, улучшению кровообращению и трофике мышечной ткани. Различают пассивную и пассивно-активную электростимуляцию. Первую проводят при невозможности мышечного сокращения, вторую при слабом активном сокращении мышц с целью ее усиления. До начала курса реабилитации определяют реакцию нервов и мышц на раздражение электрическим током для выявления их функционального состояния. При этом определяют оптимальные параметры тока, необходимые для стимуляции, в том числе частоту экспоненциального импульсного тока в секунду, количество модуляций. Электростимуляцию двигательных мышц туловища проводят через день по следующей методике: в течении 2 минут осуществляют перерыв, проводить процедуры следует в течении 10 – 20 минут с модуляцией 16 – 20 сокращений в минуту, сила тока 6 – 10 мА, 15 – 20 мА. Для предупреждения переутомления мышц необходимо рациональное сочетание ритмичности, формы, величины токов и пауз. Повторный курс лечения при наличии показаний проводят через месяц. Используются аппараты АСМ – 3, СНИМ – 1, "Амплипульс – 3", "Амплипульс – 3Т", "Стимул – 1", "Стимул – 2".

Противопоказания для применения: острые воспалительные заболевания, кровотечения, не сросшиеся переломы костей, злокачественные новообразования, непереносимость тока.

Возможно комбинирование электрофореза с другими физическими методами лечения [13,32,39].

Предварительное назначение УВЧ увеличивает проницаемость кожных покровов, усиливает фармакологическую активность лекарственных веществ.

Из методов аппаратной физиотерапии применяют индуктотермию в сочетании с электрофорезом кальция и фосфора, электростимуляцию мышц, общее ультрафиолетовое облучение.

Индуктотермия и электрофорез кальция и фосфора, проводяться по следующей методике. Два электрода площадью 150 см.2 накладывают паравертебрально параллельно друг другу на уровни дуги искривления позвоночника. Первый электрод с салфеткой смоченной 5% раствором хлористого кальция, соединяют с анодом гальванического аппарата, второй электрод с салфеткой смоченной 1% раствором фосфорнокислого натрия, соединяют с катодом. Поверх этих электродов устанавливают электродиск диаметром 20 см от аппарата для индуктотермии ДКВ – 1 плотность тока от 0,05 до 0,08 мА\см.2 . Процедуры проводят через день в течении 15 минут, курс лечения 10 – 12 процедур. В зоне сочетанного воздействия индуктотермии и электрофореза кальция и фосфора образуется электрическое поле и эндогенное тепло, в результате чего улучшается кровообращение и трофика мышц [30].

При сочетанном применении методов электрофорез проводят через 30 минут после ультразвука. УВЧ способствует большей концентрации лекарственных веществ в тканях, микроволны – увеличению проницаемости тканей. Электрофорез проводят через 30 – 90 минут после обеих процедур.

При применении парафиновых, озокеритовых, грязевых аппликаций на большие поверхности тела, электрофорез, как и другие методы аппаратной терапии, назначают в другие дни.

Ванны, гидрокинезотерапия, струйный массаж и лекарственный электрофорез применяют обычно в различные дни. У детей старшего возраста ванны можно проводить через 2 часа после электропроцедуры.

Массаж применяют в те же, либо различные, дни с электрофорезом. При сочетании обеих процедур в течении дня электрофорез проводят через 30 – 90 минут после массажа, либо массаж – через 2 – 3 часа после электрофореза лекарственного вещества.

Рациональное применение аппаратной физиотерапии у детей с нарушением осанки в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями позволяет повысить эффективность реабилитации, достигнуть лучших функциональных результатов [25,30,38].

Раздел II. Материалы и методы исследования

Тенденция роста больных с нарушением осанки, ухудшение показателей физического развития детей с данной патологией, выдвигают на первый план проблему изучения закономерностей изменения антропометрических и физиометрических показателей под влиянием различных методов ЛФК и определение критериев дозировки физических нагрузок. Уровень физического развития определяется по данным антропометрии. Были использованы основные показатели: рост, вес, сила флексоров кисти, измерение глубины изгибов позвоночника. Проводилось исследование детей с кифолордотической осанкой в возрасте от 10 до 12 лет. Динамическое наблюдение состояния здоровья и показателей физического состояния проводилось 3 раза с интервалом 10 дней в течение 21 дня, т. е. 1-й, 10-й и 21-й день.

2.1. Определение диагностических показателей

Было проведено обследование детей по стандартным методикам с соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил нагрузочного тестирования. Обследование и тестирование проводилось в кабинете ЛФК детского санаторного комплекса "Прометей". Проводились -визуальный метод исследования позвоночника для постановки диагноза, измерялась величина физиологических изгибов позвоночника, определялась гибкость позвоночника, основные гемодинамические показатели и функциональное состояние дыхательной системы.

Таблица 2.1.

Характеристика контингента обследованных

Ф.И. обсл-го Возраст(лет) Вес(кг) Пол Диагноз
1 Мищук В. 12 40 Муж Кифолордоз
2 Н- менко О. 12 30 муж Кифолордоз
3 Кавун В. 11 33 муж Кифолордоз
4 Онопр-ко С. 10 27 муж Кифолордоз
5 Иван-ко И. 12 35 муж Кифолордоз
6 Кравчук В. 12 40 муж Кифолордоз
7 Дейнека А. 12 39 муж Кифолордоз
8 Л-нев О. 12 49 муж Кифолордоз
9 Кот Б. 12 43 муж Кифолордоз
10 Р- ков И. 10 28 муж Кифолордоз

Определение глубины шейного изгиба и глубины поясничного лордоза

Для постановки диагноза ребенку существует ряд методических приемов по определению осанки. Ребенка осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскости, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольников талии, образуемых линией талии и опущенной рукой. При осмотре обнаженного по пояс ребенка ставят на расстоянии 1-1,5 м от врача, чтобы иметь в поле зрения всего ребенка. Чтобы увидеть свойственную ребенку осанку, необходимо в момент обследования отвлечь внимание ребенка рассказами, расспросами [7].

Детей желательно обследовать в первую половину дня, когда они еще не утомлены. Д ля установления типа осанки производят измерения :

1) глубины шейной точки;

2) глубины поясничного лордоза.

Обследуемому, стоящему в привычной позе, приставляют сзади антропометр так, чтобы он был в строго вертикальном положении и касался позвоночного столба. Линейкой измеряют расстояние от антропометра до остистого отростка седьмого шейного позвонка. Расстояние от антропометра до наиболее отдаленной точки поясничного отдела позвоночника и будет показателем глубины поясничного лордоза. В норме физиологические изгибы позвоночника в шейном отделе достигает глубины 2,5-3,5см, в поясничном-3,0-4,0см. Чрезмерная или недостаточная величина сагиттальных изгибов свидетельствует об отклонениях или неправильной осанке (Вайнруб Е.М.,Волощук А.С.,1988).

Рост учитывается по расстоянию от vertex до пола при помощи антропометра или ростомера.

Массу тела определяют с помощью медицинских весов. Измерение необходимо производить в одно и то же время дня (лучше утром).

Определение гибкости позвоночника

Гибкость позвоночника определяется путем измерения максимального наклона туловища вперед. Больной становится на подставку, высотой 20 -30 см от пола, после чего наклоняется вперед с вытянутыми руками, не сгибая нижних конечностей в коленных суставах. Расстояние от кончиков пальцев до поверхности подставки, измеренное в сантиметрах, характеризует флексорную подвижность. Если больной не достигает поверхности подставки, то расстояние в сантиметрах считают отрицательным (-), а если наклон глубже поверхности подставки- положительным (+) [3].

Определение силовых показателей

Силу флексоров кисти можно измерить стандартным способом с помощью ручного динамометра. Оценку силы производят с помощью силового индекса: сила(кг)/вес(кг) 100.

Признаком, указывающим на хорошую стабильность позвоночника, являются достаточно высокие показатели тонуса мышц спины и живота [16]. Функциональные способности мышц живота и спины к развитию длительного усилия можно оценить, используя пробу на максимальное количество повторений данного упражнения или развития максимального усилия (Фонарев М. И., 1983).

Силовая выносливость мышц- разгибателей спины оценивается по времени (в секундах) удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе. Измерения производятся следующим образом: обследуемый ложится на край стола или кушетки так, чтобы гребни подвздошных костей приходились на край опоры, а кисти упирались в пол или подставку. По команде он переводит руки на пояс, а туловище удерживает параллельно полу на весу, ноги фиксированы. Время удержания отсчитывается по секундомеру от команды до момента возвращения в исходное положение. Для детей 7-11 лет оно составляет 1,5-2 мин, для подростков 12-16 лет- 2-2,5 мин.

Силовая выносливость мышц живота определяется числом переходов из положения лёжа на спине, с фиксированными ногами, в положение сидя. Темп 15-16 подъемов в минуту в положении – руки на поясе. При нормальном развитии силовой выносливости мышц живота ребёнок 8-11 лет выполняет 15-20 движений, в возрасте 12-16 лет-25-30 (Герцен Г. Лобенко А.А.,1991).

Функциональное исследование дыхательной системы

Для оценки функционального состояния дыхательной системы используются пробы: проба Штанге и проба Генчи, а также измерение ЖЕЛ и оценка жизненного индекса. ЖЕЛ определяется с помощью спирометра. Оценку жизненной емкости легких можно произвести с помощью жизненного индекса: ЖЕЛ(мл)/масса тела(кг).

Проба Штанге заключается в задержке дыхания на вдохе.

Методика: обследуемый находится в покое 3-5 мин, далее проводится легочная вентиляция по схеме вдох- выдох- вдох в объеме 90% от максимального – задержка дыхания. В этот момент методист включает секундомер. Фиксируется чистое время задержки дыхания, т. е. до фибрилляции диафрагмы. Полученный показатель сравнивается со стандартными: норма – 2 мин (спортсмены); хорошо – 50 сек;

удовлетворительно – 40-49 сек; неудовлетворительно – менее 39 сек.

Проба Генчи выполняется с задержкой дыхания на выдохе.

Методика: обследуемый отдыхает 3-5 мин, далее проводится легочная вентиляция по схеме: выдох – вдох – выдох – задержка дыхания. Фиксируется чистое время задержки дыхания. Хорошо – более 40 сек; удовлетворительно – 35-39 сек; неудовлетворительно – менее 34 сек.

Определение физической работоспособности

В практике физической реабилитации до настоящего времени оценку физической работоспособности производят с помощью функциональных проб, которые предполагают определение "резервных возможностей организма" на основе ответных реакций сердечно-сосудистой системы. С этой целью была использована проба Руфье.

Характеристика теста:

Рекомендуется для косвенной оценки работоспособности детей. Метод основан на учете величины пульса, зафиксированной на различных этапах восстановления после относительно небольших нагрузок.

Методика: 1. Определяют исходный пульс после 5 мин отдыха в положении лежа за 15 сек до нагрузки.

2.Выполняют 30 приседаний за 45 сек.

3.Измеряют пульс стоя сразу после нагрузки (в первые 15 сек восстановления)

4.Измеряют пульс в последние 15 сек первой минуты восстановления.

Результаты тестирования: для оценки работоспособности рассчитывают индекс Руфье: И.Р.=4*(f.+f +f )-200

10

Оценка результатов: если индекс Руфье составляет

менее 0 – физическая работоспособность высокая;

1 – 5 – хорошая;

6 – 10 – удовлетворительная;

10 – 15 – слабая;

15 и более – неудовлетворительная.

Величина индекса Руфье обратно пропорциональна тренированности сердечно – сосудистой системы.

2.2 ЛФК - основное средство физической реабилитации

Комплекс упражнений для детей с кругло- вогнутой осанкой составлялся по схеме урока лечебной физкультуры при нарушении осанки (таблица №1) с использованием ОРУ, дыхательных упражнений, упражнений формирующих правильную осанку и специальных корригирующих упражнений для кифолордотической осанки. ОРУ и дыхательные упражнения подбираются с учетом биомеханики патологически измененного позвоночника, чтобы не увеличить патологические изгибы. Базовым является комплекс упражнений для кругло- вогнутой спины (комплекс №3), который может быть дополнен упражнениями из комплекса для круглой спины (комплекс №1), комплекса упражнений для вогнутой спины (комплекс №2) и комплекса упражнений для формирования правильной осанки (комплекс №4). В начальном периоде курса ЛФК использовались упражнения для малых, средних и крупных мышечных групп, в медленном и среднем темпе, амплитуда полная. Соотношение ОРУ, специальных и дыхательных упражнений составляло 3:1:1. В основном периоде курса ЛФК использовались упражнения для всех мышечных групп в среднем и быстром темпе, амплитуда полная, включая упражнения на растягивание мышц поясничного отдела позвоночника и мышц передний поверхности грудной клетки. Соотношение специальных, ОРУ и дыхательных упражнений составляет 4-5:1:1.

В заключительном периоде применялись упражнения для всех мышечных групп, в основном для крупных, темп быстрый, амплитуда полная, упражнения на растягивание. Соотношение специальных, ОРУ и дыхательных упражнений- 5-6:1:1 (смотреть приложения 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10).

При определении нагрузки учитывался возраст и физическая подготовленность детей.

Раздел III. Результаты исследований и их обсуждение

3.1. Влияние ЛФК на гибкость позвоночника и физиологические изгибы позвоночника

Курс физической реабилитации оказал положительное влияние на состояние опорно–двигательного аппарата: глубину шейного и поясничного изгиба и гибкости позвоночника. Так, глубина шейного изгиба в 1-й день 32,6 +0,7 мм составила, на 10-й день 31,4 +0,7 мм (р<0,05) и на 20-й день 30,2 +0,8 мм (р<0,05), таким образом, положительная динамика в результате реабилитации составила 2,4+0,65 мм (р<0,05),что на 7,4% лучше по сравнению с первым днем исследований.

Глубина поясничного изгиба обследованных также изменилась в результате проведенного курса ЛФК. Глубина поясничного изгиба в 1-й день реабилитации составила 55,9 +1,5 мм, на 10-й день -53,9 +1,08 мм (р<0,05) и на 20-й день – 51,9 +1,08 (р<0,05),таким образом, патологически увеличенные изгибы уменьшились на 4,0 +0,65мм (р<0,05), что на 7,1% лучше по сравнению с первым днем реабилитации табл. 3.1.1. (прил. 11).

Таблица 3.1.1.

Влияние ЛФК на физиологические изгибы.

п/п

Ф.И. Глубина шейного изгиба (мм) Глубина поясничного изгиба(мм)

1-й

день

10-й

день

20-й

день

1-й

день

10-й день

20-й

день

1 М – к В. 33 32 30 60 58 56
2 Н – ко О. 30 29 28 55 52 50
3 К – н В. 30 29 28 56 54 52
4 Он – ко С. 29 28 27 50 48 45
5 Ив – ко И. 31 30 29 58 56 55
6 Кр – к В. 40 38 37 63 60 56
7 Д – ка А. 34 33 32 53 52 50
8 Л – ев О. 36 35 34 60 57 55
9 К – т Б. 34 33 31 58 56 55
10 Р – ов И. 29 27 26 49 47 45
X ± Sx

32,6

±1,2

31,4

±0,7

30,2

±1,2

55,9

±1,5

53,9

±1,08

51,9

±1,08

P <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

продолжение таблицы 3.1.1

Проведенный курс ЛФК отразился на гибкости позвоночника, которая в 1-й день исследований составила +15,3 +1,3 см, на 10-й день + 7,5 +0,75 см (р<0,05) и на 20-й день +1,4 +0,65 см (р<0,05),таким образом, показатели гибкости позвоночника улучшились на 90,85% (р<0,05) по сравнению с первым днем исследований табл. 3.1.2. (прил. 12)

Таблица 3.1.2.

Влияние ЛФК на гибкость позвоночника.

п/п

Ф.И. Гибкость позвоночника(см)
1-й день 10-й день 20-й день
1 М – к В. +20 +10 +6
2 Н – ко О. +16 +8 +2
3 К – н В. +15 +7 0
4 Он – ко С. +12 +6 0
5 Ив – ко И. +18 +8 +2
6 Кр – к В. +22 +11 +4
7 Д – ка А. +14 +7 0
8 Л – ев О. +16 +8 0
9 К – т Б. +10 +5 0
10 Р – ов И. +10 +5 0
X ± Sx

+15,3

±1,3

+7,5

±0,65

+1,4

±0,65

P <0,05 <0,05

Таким образом, анализ представленных результатов отражает положительную динамику функциональных показателей позвоночника.

Известно, что гибкость- это способность выполнять движения в суставах с максимальной амплитудой. Поддержание достаточного уровня гибкости необходимо для обеспечения эффективного движения тела. Движение сегментов тела происходит при достаточном удлинении мышц (антагонистов), противоположных мышцам, выполняющим движение. Ригидность мускулатуры ограничивает удлинение мышц- антагонистов и, следовательно, снижает амплитуду движения сегментов тела. Более того, при осуществлении ригидной мускулатурой значительной мышечной работы может произойти травма (Курпан Ю.И.,1990).

Полученные результаты мы связываем с тем, что были использованы два метода улучшения гибкости: снижение сопротивления тугоподвижной мускулатуры и увеличение силы мышц- антагонистов. Снижение сопротивления мускулатуры возможно за счет увеличения длины соединительной ткани или более значительной релаксации тугоподвижных мышц. Для этого использовались упражнения на гибкость: пассивные, пассивно- активные и активные. Пассивные упражнения выполнялись с помощью инструктора или партнера, который своей силой увеличивает амплитуду движений соответствующего сустава. Иногда использовалась собственная масса тела, например, при выполнении шпагата, для увеличения гибкости в тазобедренных суставах. Для развития гибкости в поясничном отделе позвоночника использовались наклоны туловища вперед с касанием руками голеней, стоп, пола поочередно, если это упражнение выполнять с гантелями оно носит активно- пассивный характер (Аулик И.В. 1990). При этих упражнениях происходит продолжительное статическое растягивание мышц. Статическое растягивание, как правило, предполагает медленное увеличение длины мышцы до возникновения ощущения легкого дискомфорта; при достижении этого момента мышцу удерживаем в таком положении в течение 15-20 секунд, затем упражнение повторяем сначала (Буков Ю.А., 2004).

Для сохранения уровня гибкости мы использовали упражнения на гибкость один раз в день, например, во время УГГ. Следует учитывать, что в утренние часы гибкость уменьшена. Поэтому во избежание травм упражнения на гибкость выполняются только после достаточной разминки. Для увеличения гибкости гимнастика проводилась 2 раза в день, во время занятий УГГ и ЛФК (Попов С.Н.,1999).На занятиях ЛФК был использован еще один метод по увеличению гибкости - это упражнения для увеличения силы мышц- антагонистов тугоподвижной группе мышц. Метод направлен на увеличение активной гибкости.

3.2. Влияние ЛФК на силовые показатели

Регулярные занятия ЛФК в течение 3-х недель отразились на показателях силовой выносливости мышц туловища. В группе наблюдалась следующая динамика показателей: силовая выносливость мышц спины (время удержания верхней части туловища на весу в сек), зарегистрированная в первый день реабилитации составила 48,6 +2,06 сек, на 10-й день реабилитации - 50,5 +1,95 сек (р<0,001) и на последнем занятии она составила 62,5 +1,89 сек (р<0,001), что на 28,6% больше, чем до реабилитации.

Силовая выносливость мышц живота (количество подъёмов туловища) в 1-й день реабилитации составила в среднем 12,2 +0,5(р<0,001), на 10-й день - 18,0 +0,7(р<0,001), после реабилитации, таким образом, на 20-й день - 23,1 +0,8 (р<0,001) перехода из положения лежа в положение сидя, что на 37% выше , чем до реабилитации табл. 3.2.1. (прил. 14,15).


Таблица 3.2.1.

Влияние ЛФК на силовые показатели.

п/п Ф.И. Силовая выносливость мышц живота (к-во подъёмов) Силовая выносливость мышц спины (сек)
1-й день 10-й день 20-й день 1-й день 10-й день

20-й

день

1 М- к В. 14 18 22 55 60 65
2 Н – ко О. 12 17 22 42 49 55
3 К – н В. 10 15 21 45 52 60
4 Он- ко С. 10 15 20 37 45 53
5 Ив –ко И. 12 19 26 45 54 61
6 Кр – к В. 12 17 21 55 63 70
7 Д – ка А. 12 19 26 55 61 67
8 Л – ев О. 15 20 26 56 62 69
9 К – т Б. 14 19 24 55 62 69
10 Р – ов И. 11 17 23 41 49 56
X ± Sx 12,2 ±0,5

18,0

±0,7

23,1

±0,8

48,6

±2,06

55,5

±1,95

62,5

±1,89

P <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Отмечена положительная динамика в показателях динамометрии кисти: до начала реабилитации, т.е. в 1-й день он составил 18,3 +1,19 кг (р<0,05) , на 10-й день – 20,1 +1,29 кг (р<0,05) , на 20-й день он составил- 23,6 +1,4 кг (р<0,05), что на 29% больше, чем до реабилитации.

Силовой индекс до начала занятий ЛФК был в среднем- 47,9 +2,27, на 10-й день – 52,7 +2,02 (р<0,01), после реабилитации, т.е. на 20-й день он составил - 57,7+1,84 (р<0,01), что на 20,6% лучше по сравнению с первоначальными показателями табл. 3.2.2. (прил. 16, 17)


Таблица 3.2.2.

Влияние ЛФК на динамометрию кисти и силовой индекс.

п/п Ф.И. Динамометрия кисти (кг)

Силовой индекс

1-й день 10-й день 20-й день 1-й день 10-й день 20-й день
1 М- к В. 21 23 26 53 56 58
2 Н – ко О. 14 17 19 47 53 58
3 К – н В. 16 18 21 48 53 58
4 Он- ко С. 15 17 20 37 44 50
5 Ив –ко И. 15 18 20 43 49 52
6 Кр – к В. 20 22 25 50 53 57
7 Д – ка А. 20 24 28 51 58 65
8 Л – ев О. 25 28 30 41 48 57
9 К – т Б. 23 27 30 58 63 67
10 Р – ов И. 14 16 18 50 52 55
X ± Sx

18,3

±1,19

21

±1,3

23,6

±1,4

47,9

±2,27

52,7

±2,02

57,7

±1,84

P <0,05 <0,05 <0,01 <0,01

Известно, что ослабленная мускулатура туловища - фактор риска возникновения различных нарушений осанки. Мышечная система является единственным "неинвазивным механизмом", посредством которого можно эффективно и постоянно воздействовать на структуры и функции позвоночника. Особая роль принадлежит брюшным мышцам в обеспечении устойчивости позвоночника. Структура брюшных мышц уникальна- они образуют естественный "мышечный корсет". Однако если на него не обращать должного внимания, то нарушается осанка и возникают патологические изменения позвоночника (Фонарев М.И.,1983).

Таким образом, наши исследования подтверждают, что силовые упражнения укрепляют, увеличивают размеры и тонизируют мышцы. Для увеличения силы мышц должны производиться усилия, превышающие привычный уровень. Поэтому программы, направленные на развитие силовых способностей, должны строиться на постепенном увеличении нагрузки на мышцы. Программы занятий, в которых главное внимание уделяется развитию усилий для преодоления значительного сопротивления при небольшом количестве повторений, направлены на увеличение силы и объёма мышц, и в меньшей степени- на развитие выносливости. Программы, в которых используются небольшие сопротивления и большое количество повторений, обеспечивают развитие выносливости, и в меньшей степени - силы.

Наибольший эффект достигается комбинированием описанных выше упражнений (Аулик И.В. 1990). В мышцах развивается типичная рабочая гипертрофия: увеличивается объём мышечных волокон (с утолщением сарколеммы и увеличением количества саркоплазмы, миофибрилл и других структурных элементов). В результате этого мышечная масса может увеличиться (если ставиться такая задача), улучшается эластичность мышц.

При этом увеличивается число капилляров и анастомозов сосудов, следовательно, улучшается кровоснабжение и трофика мышц, Наблюдается повышенная возбудимость и лабильность, значительная биоэлектрическая активность и усовершенствование мышечных проприоцепторов. Мышечный тонус оптимально повышен в покое и максимален при сокращении. В мышцах обнаруживается повышение энергетического потенциала и усиление ферментативной активности. Таким образом, улучшаются химизм мышечного сокращения и сократительные свойства мышцы, повышается кислородная емкость мышц и т. д. Эти функциональные и биохимические изменения сильнее выражены при применении динамических упражнений (Ежов В.В., Ежова Л.В., Андрияшек Ю.И. Замша Т.Т.,2005).

3.3.Влияние ЛФК на функциональные показатели дыхательной системы.

Проведенные реабилитационные мероприятия оказали влияние на функциональное состояние дыхательной системы: пробы Штанге, Генчи, ЖЕЛ, ЖИ.

В 1-й день курса ЛФК результаты пробы Штанге составили 35,3 +0,86 сек, на 10-й день показатели составили 38,6+0,86 сек (р<0,05), на 20-й день курса ЛФК результаты пробы Штанге составили 42,6+0,86 сек (р<0,05),что на 20,7% лучше по сравнению с первоначальными показателями. Результаты пробы Генчи до начала реабилитации, т.е. в 1-й день составили 28,2 +0,54 сек, на 10-й день – 31,0 +0,75 сек (р<0,05),после занятий лечебной физкультурой 37,3 +0,86 сек (р<0,05), что на 23,6% лучше, чем в первый день курса ЛФК табл. 3.3.1. (прил. 18, 19).

Таблица 3.3.1.

Влияние ЛФК на функциональные показатели дыхательной системы.

п/п Ф.И. обсл-го Проба Штанге (сек) Проба Генчи (сек)
1-й д. 10-й д. 20-й д. 1-й д. 10-й д. 20-й д.
1 М- к В. 32 36 44 27 31 32
2 Н – ко О. 40 42 45 30 30 32
3 К – н В. 32 36 38 26 29 32
4 Оноп –ко С. 32 37 41 26 29 31
5 Ив – ко И. 32 36 43 27 29 31
6 Кр – к В. 40 42 45 26 29 31
7 Д – ка А. 34 37 43 27 30 35
8 Л – ев О. 32 35 40 27 31 36
9 К – т Б. 40 43 46 31 36 38
10 Р – ов И. 39 42 45 31 36 38
X+Sx

35,3

+0,86

38,6 +0,86

42,6

+0,86

28,2 +0,54

31,0

+0,75

37,3

+0,75

Р P<0,05 P<0,05 P<0,05 P<0,05

В 1-й день реабилитации ЖЕЛ детей с нарушением осанки в среднем составила 2034 +121 мл, на 10-й день – 2215 +119 мл (р<0,01), на 20-й день – 2389 +124 мл (р<0,01). Разница между ЖЕЛ до начала реабилитации и после занятий ЛФК составила в среднем 355 мл, таким образом, ЖЕЛ увеличилась на 17,5%. Соответственно жизненный индекс в 1-й день реабилитации был в среднем 56,6 +0,65 мл/кг, на 10-й день – 60,3 +0,7 мл/кг (р<0,01), на 20-й день жизненный индекс составил в среднем 63,9 +0,65 мл/кг (р<0,05). Таким образом, увеличение относительного показателя ЖЕЛ/масса (жизненный индекс) от 56,6 +0,65 до 63,9 +0,65 отражает улучшение функциональных возможностей респираторной системы на 15,8% табл. 3.3.2. (прил. 20, 21)

Таблица 3.3.2.

Влияние ЛФК на ЖЕЛ и жизненный индекс

п/п

Ф. И.

Жизненная емкость легких (мл) Жизненный индекс (мл/кг)
1-й день 10-й день 20-й день 1-й день 10-й день 20-й день
1 М – к В. 1900 2090 2280 48 51 54,3
2 Н - ко О. 1940 2150 2330 65 70,9 75
3 К – н В. 1810 2000 2170 55 59,7 62,5
4 Оноп – ко С. 1750 1920 2090 65 69,8 72,1
5 Ив – ко И. 1680 1850 2000 48 51,4 54,1
6 Кр – к В. 1740 1920 2090 44 46,6 48,6
7 Д – ка А. 2090 2300 2490 54 57,5 61,5
8 Л – ев О. 2800 2950 3100 57 58,4 66,7
9 К – т Б. 2800 2950 3150 65 67,5 70,8
10 Р – ов И. 1830 2020 2190 65 69,7 73
Х±Sx

2030

± 121

2215

±119

2389

±124

56,6

±0,65

60,3

±0,7

63,9

±0,65

P <0,01 <0,01 <0,01 <0,01

Следовательно, наши исследования показали улучшение функции дыхательной системы в ходе реабилитации. Известно, что при нарушении осанки нарушается механика внешнего дыхания и газообмен. Поэтому в занятия ЛФК обязательно включаются дыхательные упражнения. Использование физических упражнений, с одной стороны, имеет целью ликвидировать (или предотвратить) патологические процессы в органах дыхания, а, с другой, способствует развитию компенсаторных механизмов, улучшающих дыхание. В результате занятий ЛФК достигается усиление дыхательной и прежде всего экспираторной мускулатуры, увеличения подвижности грудной клетки и диафрагмы, усиления вспомогательной дыхательной мускулатуры (мышцы брюшного пресса, спины и шеи), улучшения лимфо- и кровообращения в легких, повышения жизненной емкости и других функциональных показателей дыхания (Апанасенко Г.Л., Попова Л. А.,1998).

3.4.Влияние ЛФК на физическую работоспособность

Курс физической реабилитации также оказал влияние на работоспособность детей с нарушениями осанки. Физическую работоспособность детей с нарушением осанки определяли при помощи пробы Руфье. До начала реабилитации индекс пробы Руфье составил 11,6 + 0,1, что соответствует слабой физической работоспособности, на 10-й день он снизился на 9,85 + 0,1 (р<0,05), на 20-й день реабилитации индекс пробы Руфье составил 8,1 + 0,1 (р<0,05), что соответствует удовлетворительной физической работоспособности. Сравнительный анализ полученных результатов показал рост физической работоспособности на 20,3%, в результате ежедневных занятий ЛФК табл. 3.4.1. (прил. 22)

Таблица 3.4.1.

Влияние ЛФК на физическую работоспособность

п/п

Ф.И.О.

Результаты пробы Руфье
1-й день 10-й день 20-й день
1 М – к Вл. 12,8 9,4 6
2 Н – ко О. 10,4 9,2 8
3 К – н В. 14,4 11,2 8
4 Оноп – ко С. 14 12 10
5 Ив – ко И. 10,4 8,7 7
6 Кр – к В. 10 9 8
7 Д - ка А. 12 10,5 9
8 Л – в О. 10 9 8
9 К - т Б. 10 9 8
10 Р – ков И. 12 10,5 9
Х + Sх 11,6 + 0,1 9,85 + 0,1 8,1 + 0,1
Р Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют об улучшении состояния не только опорно-двигательного аппарата, но и кардиореспираторной системы. Эти изменения, безусловно связаны с формированием двигательного динамического стереотипа.

Двигательный динамический стереотип- является физиологической основой двигательного навыка. Двигательные навыки и двигательный динамический стереотип обладают физиологическими особенностями. Они содержат в себе комплекс различных компонентов: двигательные компоненты (двигательный проприорецептивный анализатор, нервно-мышечный и опорно-двигательный аппарат); экстерорецептивные компоненты (зрительный слуховой, тактильный и другие анализаторы); вегетативные компоненты. Некоторые из этих компонентов унаследованы, филогенетически обусловлены (усиление кровообращения при физических усилиях). Другие из них приобретены (овладение различными типами дыхания- диафрагмальное, грудное, смешанное).

В результате формирования новых динамических двигательных стереотипов в ходе реабилитации с помощью ЛФК не только обогащается двигательная культура ребенка, но также создаются новые кортико- висцеральные связи, новые висцеральные динамические стереотипы. Таким образом, организм усовершенствуется функционально и структурно, улучшается общая регуляция и повышаются его адаптационные и компенсаторные возможности (Попов С.Н.,2004)

Известно, что каждое движение вызывает затраты мышечной энергии. Во время работы каждая мышечная клетка расходует свою энергию, причем входящие в её состав вещества при аэробном режиме физических упражнений, окисляются под действием кислорода. Чем большее количество мышц участвует в работе, тем больше кислорода требует организм.

Расход и восстановление двигательной энергии никогда не прекращается в организме, физические упражнения только усиливают его. Это благотворно сказывается на здоровье, так как активизируется пополнение организма необходимыми для энергетического обмена веществами.

При физической нагрузке происходит адаптация всех систем организма, и в первую очередь– сердечно- сосудистой системы. Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке, иначе его мышечная стенка прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным мышечным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно периферических органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Сердечная мышца тренированного человека с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно больше крови, чем у лиц, не занимающихся физическими упражнениями.

Кровь омывает ткани и органы всего организма и снабжает их кислородом. В промежутке между двумя сокращениями тренированное сердце дольше отдыхает. Таким образом, оно работает более экономно, меньше устает, становится выносливым. Чем лучше тренировано сердце, тем относительно реже пульс. Тренированное сердце хорошо справляется с длительной нагрузкой.

Физическая работоспособность, безусловно связана также с работой дыхательной системы. Известно, что влияние физических упражнений на легкие также чрезвычайно благотворно, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе. Организм при этом требует больше кислорода, ребенок полной грудью вдыхает воздух и также глубоко выдыхает, чувствуя потребность освободиться от углекислоты, обильно вырабатываемой клетками, и пополнить легкие свежим воздухом. Физические упражнения, усиливая дыхание, хорошо вентилируют легкие и предохраняют от заболеваний легких, которые часто возникают у детей с нарушением осанки как осложнение при патологии позвоночника. Таким образом, увеличение работоспособности детей в результате курса ЛФК является вполне закономерным.

3.5. Обсуждение полученных результатов

Таким образом, в результате проведенных исследований нами установлено, что в результате курса ЛФК у детей с нарушением осанки наблюдалось улучшение состояния позвоночника, повысилась силовая выносливость мышц туловища, улучшилось состояние кардио - респираторной системы. Положительное влияние физических тренировок на организм человека имеет много подтверждений в литературе.

Физические упражнения благотворно влияют в первую очередь на нервную систему. Нервные клетки получают больше питательных веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают. Каждое производимое человеком движение вызывается командой нервных центров, которые передают импульсы мышцам через двигательные нервы. Нервная система не сразу оказывается способной правильно управлять движениями человека. Для этого необходимы более или менее длительные упражнения. Постепенно, путем упражнения, нервная система приобретает навык точного управления движениями. Команды поступают именно тем мышцам, которые наиболее точно и ловко производят данное движение, а все остальные мышцы остаются расслабленными. Благодаря этому движения ребенка становятся свободными, грациозными и экономными. Организм расходует ровно столько энергии, сколько необходимо для того или иного движения. Эта способность нервной системы точно управлять работой мышц, называемая координацией движений, позволяет быстрее усваивать новую физическую работу, производить её точнее. Путём физ. упражнений развивается также быстрота реакции. Это способность нервной системы в кратчайший срок передавать импульсы мышце и тем самым заставить её молниеносно сократиться. Если быстрота реакции достаточна, то занятие ЛФК идет без напряжения; если реакция недостаточно быстрая, то нервная система, торопливо отсылая приказания мышцам, перенапрягается. В результате наступает нервное утомление (Штеренгерц А.Е.,1989).

Занятия физическими упражнениями и играми вырабатывают чувство ритма, то есть умение производить ряд движений в одинаковые промежутки времени. Чувство ритма, умение соразмерять свои движения во времени имеют огромное значение. Наше сердце работает строго ритмично, также ритмично дыхание, движение крови в сосудах и т. д. Неравномерные движения заставляют организм все время менять ритм работы внутренних органов, которые должны приспосабливать свою деятельность к изменяющимся условиям. Поэтому неритмичные движения быстрее утомляют и тем самым уменьшают производительность труда. Наконец, систематические занятия физическими упражнениями, подвижными играми, регулярные прогулки развивают выносливость и, следовательно, повышают уровень физического развития, укрепляют здоровье, исправляют дефекты осанки и вызывают рост физической работоспособности детей и подростков, способствуют улучшению умственной работоспособности. Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма; это помогает сохранить работоспособность в течение всего учебного года.

Кроме того, у ребенка под влиянием физических упражнений изменяется объем грудной клетки. Грудь становится шире, а ребра приобретают большую подвижность, укрепляются мышцы, участвующие в акте дыхания. Это ведет к увеличению жизненной емкости легких. Улучшается также состав крови. Благодаря обильному притоку кислорода и питательных веществ увеличивается количество красных кровяных телец, что предупреждает развитие малокровия. Кислород доставляется к клеткам организма кровью, которая получает его в лёгких. Чем больше организм требует кислорода, тем быстрее и в большем количестве должна приносить его кровь к тканям. Поэтому во время физических упражнений ускоряется кровообращение, сердце работает энергичнее и быстрее, дыхание становится более глубоким и частым.

Физические упражнения эффективно воздействуют и на пищеварительный аппарат. Из желудка и кишечника всасывается только то количество питательных веществ, которое необходимо организму (для жизнедеятельности и роста). Благодаря физ. упражнениям развиваются мышцы живота. Напряжение мышц живота способствует опорожнению кишечника. Они участвуют в акте дыхания, способствуя более глубокому вдоху и выдоху.

Таким образом, регулярные занятия, подкрепленные сильными мотивациями и постоянный самоконтроль за осанкой, создают очаг возбуждения в зоне двигательного анализатора, который по закону отрицательной индукции способен подавить очаг застойного, патологического

возбуждения в коре головного мозга, что и приводит к формированию правильной осанки и нового двигательного стереотипа, а следовательно к уменьшению патологических изгибов, повышению работоспособности, улучшению физического состояния.

Занятия физическими упражнениями, спортом должны проходить через всю жизнь как средство профилактики и коррекции нарушений осанки, как средство укрепления здоровья. Краткосрочные тренировки малоэффективны. Ведь, как говорил Ромен Роллан, нельзя победить раз и навсегда, побеждать надо ежедневно. И особенно важно учиться этому с детства.


ВЫВОДЫ

В ходе реабилитационных мероприятий выявили положительное влияние применения курса ЛФК на санаторно-курортном этапе реабилитации детей среднего школьного возраста при нарушении осанки.

1. Применение курса ЛФК в реабилитации детей с нарушением осанки оказало положительное влияние на изменение функционального состояния позвоночника.

· Гибкость позвоночника увеличилась на 90, 85% (р<0,05).

· Глубина патологически увеличенного шейного изгиба уменьшилась на 7,4% (р<0,05).

· Глубина патологически увеличенного поясничного изгиба уменьшилась на 7,1% (р<0,05).

2. К концу курса реабилитации улучшились силовые показатели реабилитируемых.

· Силовая выносливость мышц спины возросла на 28,6% (р<0,001).

· Силовая выносливость мышц живота возросла на 37% (p<0,001).

· Показатель динамометрии кисти увеличился на 29% (p<0,05).

· Силовой индекс соответственно увеличился на 20,6% (p<0,01.

3. За время реабилитации детей с нарушением осанки, под воздействием физической нагрузки улучшились функциональные показатели дыхательной системы.

· Величина пробы Штанге увеличилась на 20,7%(p<0,05).

· Величина пробы Генчи увеличилась на 23,6% (p<0,05).

· Жизненная емкость легких увеличилась на 17,5% (p<0,01).

· Соответственно увеличился и жизненный индекс, т.е. отношение ЖЕЛ/массе тела, на 15,8% (p<0,01).

4. Результаты исследований, проведенные в течение курса реабилитации, показали положительную динамику изучаемых показателей опорно-двигательного аппарата и кардиореспираторной систем на фоне физической нагрузки. Соответственно на фоне улучшения функционального состояния и резервных возможностей организма произошло повышение физической работоспособности (проба Руфье) на 20,3% (р<0,05).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Схема урока лечебной физкультуры при нарушениях осанки .

Части урока Задачи Содержание
Вводная 5 – 7 минут

1.Умеренное общетонизирующее воздействие на организм.

2. Организация внимания занимающихся и подготовка их к выполнению сложных по координации движений.

3. Фиксирование внимания на осанке.

1. Ходьба, бег.

2. Обшеразвивающие гимнастические упражнения

3. Упр. с фиксированием правильной осанки.

Основная часть 25 – 30 минут

1. Коррекция основных и сопутствующих проявлений дефекта осанки

2. Укрепление отдельных мышечных групп

3. Совершенствование деятельности дыхательной и с.с. систем.

4. Формирование мышечного корсета.

5. Создание мышечно-суставного ощущения правильной осанки

6. Совершенствование деятельности основных вегетативных систем

1. Спец. корригирующие упр. для коррекции нарушенных физиологических изгибов (лордозов, кифозов)

2. О.Р.У. без предметов и с предметами (в исходном положении лежа, с мячами, гантелями, в сопротивлении).

3. В и.п. – упор на коленях

4.Спец. упр, способствующие созданию мышечно-суставных ощущений.

5.Упр. на расслабление.

Заключительная 15 минут

1. Снижение уровня протекания вегетативных функций

2. Совершенствование контроля правильной осанки.

1. Ходьба.

2. Упр. на дыхание и расслабление

3. Упр. на фиксацию правильной осанки.

Приложение 2

Комплекс №1

Коррекция кифоза (по Штеренгерцу, 1989)

1. Ходьба. Методист следит за осанкой ребенка и за тем, как он переносит массу тела с одной ноги на другую.

2. И. п. – основная или узкая стойка. Встать на пятки затем на носки (перекат).

3. И. п. – стоя, гимнастическая палка в руках. Поднять палку вверх – вдох, опустить ее за спину – выдох, вверх – вдох и т.д.

4. И. п.– стоя, руки на пояс. Следить, чтобы плечи были отведены назад. Руки поднять вверх – вдох, опустить – выдох, развести руки в стороны – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

5. И. п. – то же. Руки поднять вверх – вдох, наклонить туловище вперед, отводя локти назад, - выдох, выпрямиться, руки поднять вверх – вдох, возвратиться в и.п. – выдох.

6. И. п. – о. с. Руки поднять в стороны, запрокинуть голову назад и отвести одну ногу назад – вдох, возврат в и. п. , то же другой ногой

7. И. п. – о.с., руки скрестить перед грудью. Руки развести в стороны, прогнуться, наклонить туловище вперед, голову поднять вверх, возврат в и. п.

8. И. п. – лежа на животе, под животом мешочек с песком. Поднять обе руки вверх, возврат в и. п.

9. И. п. – то же, под животом мешочек с песком. Поднять обе руки и обе ноги верх, возврат в и. п..

10. И. п. – лежа на спине. Подтянуть ноги к животу, затем выпрямить их вверх, возврат в и. п.. Вначале выполнять одной ногой, потом другой и обеими ногами сразу.

11. И. п. – то же. Сесть с махом рук, вернуться в и.п.

12. И. п. – упор на коленях. "Кошка лезет под забором" - прогнуть позвоночный столб вниз затем вверх, имитировать движения кошки.

13. И. п. – то же. Сесть на пятки и руки на пояс, прогнуться, соединив лопатки, голову наклонить назад, возврат в и. п..

14. И. п. – то же. Ползанье на четвереньках.

15. Целевая установка: укрепление глубоких мышц спины (1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 13, 14), укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении (4, 5, 6, 9, 10, 14), увеличивающих наклон таза (5, 10, 11), растяжение передних связок грудного отдела позвоночного столба (7, 8, 12, 13).

Приложение 3

Комплекс № 2.

Коррекция вогнутой спины (лордоза) (по Штеренгерцу, 1989)

1. И. п. – узкая стойка. Ходьба на носках.

2. И. п. – то же. Ходьба на наружных краях стопы.

3. И. п. – то же. Поднять руки вверх и стать на носки – вдох. И. п. – стоя спиной к стене. Присаживаться, скользя спиной вдоль стены.

4. И. п. – стоя. Маховые движения руками. Гимнастическая палка на полу рядом с носками. Нагнуться – выдох, взять палку руками, выпрямиться, поднять палку над головой – вдох, опустить палку за лопатки – выдох, поднять палку над головой – вдох, опустить палку – выдох, выпрямиться, руки поднять вверх без палки – вдох и снова повторить.

5. И. п. – стоя. Сделать выпад одной ногой вперед, наклонить вперед туловище – вдох, вытянуть в стороны руки. Сохранить равновесие. Возврат в и. п , то же другой ногой.

6. И. п. – стоя на левом колене, правую ногу вытянуть вперед, руки вверх. Наклониться вперед и отпустить руки – выдох.

7. И. п. – то же, но стоять на правом колене и левую ногу вытянуть вперед. Согнуть руки и поставить локти на пол – выдох.

8. И. п.- стоя на коленях, руки вниз. Поднять руки вверх, прогнуться– вдох возврат в исходное положение- выдох.

9. И. п. – на четвереньках. Выгибание позвоночного столба "Кошечка".

10. И. п. – то же. Поднимание левой руки и правой ноги, и наоборот.

11. И. п. – лежа на животе, руки вперед. Приподнять руки и ноги, "лодочка", возврат в и. п..

12. И. п. – то же. Поочередное или одновременное поднимание рук и ног, т. е. поднять левую руку- правую ногу, возврат в и. п., поднять правую руку – левую ногу, возврат в и. п..

13. И. п. – лежа на спине. Сесть (сначала с махом рук) – выдох, возврат в и. п. вдох.

14. И. п. – лежа на спине. Постараться прижать поясничный лордоз к полу, напрягать и расслаблять ягодичные мышцы и мышцы живота.

15. И. п. – лежа на спине. Согнуть ноги в коленных суставах и выпрямить их. Возврат в и. п..

16. И. п. – то же. Медленное поочередное поднятие ног.

17. И. п. – лежа на спине у гимнастической стенки, руки вверх, шире плеч. Захватить руками первую рейку. Вдох- поднять обе ноги, выдох- опустить.

18. И. п. – то же. Подтянуть колени к животу и опустить их налево, затем направо, и возвратиться в и.п.

19. И. п. – лежа на спине. "Езда на велосипеде".

20. И. п. – лежа на спине. "Ножницы".

21. И. п. – сидя спиной к гимнастической стенке, руки подняты вверх, захватывают рейку. Поочередное поднимание прямой ноги – выдох.

22. И. п. – стоя на коленях. Сесть слева от голеней, затем справа.

23. Целевая установка: укрепление мышц живота (3, 5, 10, 12, 13, 14-21, 22), мышц спины (1-5, 8, 9-13,), коррекция наклонного положения таза, (5, 7, 8, 10, 22), тренировка больших ягодичных мышц (1-3, 6-9, 12,13, 15, 16), укрепление мышц нижних конечностей (1, 2, 4, 5, 7, 8, 12-14,16-18,20) и тазобедренного сустава, противовыгибание позвоночного столба (4, 5-9, 11, 12, 14, 16-21, 22-23).

Приложение 4

Комплекс №3

Коррекция кругло-вогнутой спины (по Штеренгерцу, 1989 )

1. И. п. – стоя, ходьба на пятках.

2. И. п. – то же. Ходьба на носках.

3. И. п. – стоя спиной к стене. Руки вверх. Вытяжение, подтягивание.

4. И. п. – стоя спиной к стене, соприкасаясь с ней. Приседание – выдох, возврат в и. п..

5. И. п. –стоя, руки на поясе. Наклон, вперед прогнувшись– выдох, возврат в и.п. – вдох.

6. И. п. – стоя, руки за спиной, пальцы переплетены. Подтянуть левое коленок подбородку, затем правое.

7. И. п. – лежа на спине. Под лопатками мешочек с песком. Поясничный лордоз прижать к полу. Лежать 15-20 с.

8. И. п. – лежа на спине. Сесть с махом рук, потянуться к пальцам ног- выдох, возврат в и.п.- вдох.

9. И. п. – то же. Попеременно поднимать прямые ноги.

10. И. п. – то же. Поднять обе ноги и выполнять перекрестные движения (ножницы).

11. И. п. – лежа на животе, медленно поднять голову и обе руки.

12. И. п. – то же. Имитация руками плавательных движений.

13. И. п. – на четвереньках. Ползание.

14. И. п.–о.с. с согнутыми в локтях руками , локти прижаты к телу. Соединить лопатки– вдох, возврат в и.п. – вдох.

15. И. п.–о.с. Поднять обе руки вверх, отвести одну ногу вперед по возможности выше.

16. И. п. – лежа на спине. поднять прямые ноги, возврат в и.п., дыхание не задерживать.

17. И. п.- стойка ноги врозь, руки на поясе. Отвести руки в стороны, повороты туловища вправо, влево.

18. И. п.–стойка ноги врозь, руки вытянуты вперед, в руках гимнастическая палка. Поочередные повороты туловища в стороны – выдох, и.п. – вдох.

19. И. п.– стойка ноги врозь. Поднять руки вверх, наклониться вперед, правой рукой коснуться левого носка – выдох. То же повторить левой рукой, коснувшись правого носка.

20. И. п. – о.с. Выпад одной ногой вперед, отвести руки в стороны, сделать несколько пружинистых движений вверх вниз.

21. И. п. – то же. Поднять руки вверх, согнуть одну ногу в коленом суставе и руками взять стопу этой ноги. То же повторить левой ногой, следить за осанкой.

22. И. п.– стоя со сцепленными пальцами рук. Поднять руки вверх, несколько запрокидывая назад голову- вдох, энергично наклонить туловище вперед, опуская руки между ногами - выдох "Дровосек".

23. И.п.- стойка ноги врозь. Поднять руки вверх и сделать глубокое приседание, коснуться руками пола – выдох.

24. Целевая установка: укрепление мышц спины (1-3, 6, 11, 12, 19, 21-23), тренировка разгибателей тазобедренного сустава (11, 12, 20, 21), укрепление мышц брюшного пресса (6, 8, 16, 17, 18, 19-22), растяжение передних связок грудного отдела позвоночного столба (7, 11, 12, 13, 22, 23), растяжение задних связок поясничного отдела позвоночного столба (8, 11, 12, 23), укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении (14, 15), способствующих выполнению сгибания в тазобедренном суставе (8, 9, 10, 16, 22, 23).

Приложение 5

Комплекс № 4

Гимнастические упражнения формирующую правильную осанку.

1. Стоя у стены, и. п. – основная стойка. Принять правильную осанку, касаясь лопатками, ягодицами, икрами ног и пятками, голова приподнята. Инструктор ЛФК контролирует.

2. Стоя у стены, принять правильную осанку, закрыть глаза, сделать шаг вперед, держать осанку.

3. И. п. – то же, сделать 2 – 3 шага вперед, присесть, встать, проверить правильность осанки. То же с закрытыми глазами.

4. И. п. – то же. Сделать 1 – 2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловище. Вновь принять плавильную осанку. Проверить осанку, исправить дефекты.

5. И. п. – то же. Приподняться на носочки, удерживаясь 3 – 5 секунд, и. п.

6. То же, но без стенки.

7. То же и.п. – принять, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать, принять правильную осанку.

8. Стоя в правильной осанке, положить на голову мешочек с песком. Присесть, стараясь не уронить мешочек, возвратиться в и.п.

9. Ходьба с мешочком на голове и контроль правильной осанки.

10. Ходьба с мешочком на голове, направить с перешагиванием через препятствия – веревочку, гимнастическую скамейку и т. д.

11. Стоя в правильной осанке с мешочком на голове напротив партнера. Перебрасывание и ловля мяча с сохранением правильной осанки.

12. Ходьба с мешочком на голове с выполнением задания: в полу приседе, с высоким подниманием коленей, с крестным шагом, боком, приставным шагом и т.д.

13. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову и плечи – проверить симметричность расположения тела относительно позвоночника.

14. Лежа на спине, переход в положение, сидя с сохранением прямой спины. Встать, сохраняя правильную осанку.

15. И. п. – лежа на спине, согнуть левую ногу в колене и тазобедренных суставах, обхватить колено руками, прижать к животу, одновременно прижать к полу поясничную область. Вернуться в и.п. То же с правой ногой.

16. Лежа на спине, принять правильное положение. Проверить его, приподнимая голову и плечи. Лечь на живот, повернуться "бревнышком" на спину. Проверить и исправить положение тела.

17. Стоя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку.

18. То же упражнение. После принятия правил осанки расслабить последовательно мышцы шеи, плечи, пояса и т.д. закрыть глаза и по команде принять правильную осанку. Открыть глаза и проверить осанку.


Приложение 6

Дыхательные упражнения (по Штеренгерцу, 1989)

При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Поднятие рук вверх, разведение их в стороны, выпрямления туловища сопровождаются вдохом. Наклоны повороты туловища, сведение рук, приседания должны сопровождаться выдохом, который усиливается этими движениями. Воспитатель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание.

Статические.

1. И. п. – лежа на спине с выпрямленными или несколько согнутыми ногами, руки вдоль туловища. Глубоко вдохнуть, выпячивая живот, и глубоко выдохнуть, втягивая живот. Это упражнение нужно проводить под счет методиста, метронома так, чтобы вдох был на два, а выдох на четыре счета. 5 – 6 раз.

2. И. п. – сидя на стуле, расслабив мышцы рук и ног. Выполнять упражнение № 1.

3. И. п. – стоя, повторить 3 – 4 раза упражнение № 1.

4. И. п. – стоя, сидя или лежа. Выполнять ритмическое носовое дыхание с закрытым ртом в привычном для больного темпе. 30 с.

5. И. п. – то же. Зажав рукой одну ноздрю, выполнять ритмичное дыхание через другую. Попеременно 3 – 4 раза.

6. И. п. – то же. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха максимально выпячивать переднюю стенку живота, особенно ее нижнюю часть. Дышать через нос. Во время выдоха брюшная стенка энергично вытягивается для контроля правильности движений руки находятся на груди и животе. 4 – 8 – 12 раз. Тренируется брюшное дыхание.

7. И. п. – то же. Выдох через резиновую трубку, второй конец которой опушен в сосуд с водой.

8. И. п. – то же. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширить грудную клетку. При выдохе она энергично сжимается. Дышать через нос. Для контроля правильности движений руки находятся по бокам грудной клетки. 8 – 6 – 12 раз.

9. В целях тренировки полного статического дыхания рекомендуется расширение грудной клетки во время вдоха с одновременным выпячиванием передней стенки живота, особенно ее нижней части. Выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки. Дышать через нос. Для контроля одна рука находится на груди, другая на животе. 12 раз.

10. Произвольное дыхание, его углубление. Дышать через нос 30 – 60 с.

11. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот, имитирующим задувание свечи. 3 – 6 раз.

12. Равномерное дыхание с вдохом через нос и толчковым, в два-три приема, выдохом через рот. 3 – 6 раз.

13. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот с произнесением гласных или согласных звуков. 3 – 6 раз.

14. Медленный вдох через нос, быстрый выдох, через рот, затем задержка дыхания на 3 – 5 с. 4 – 8 раз.

15. Быстрый глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос. 4 – 8 раз.

Динамические.

1. И. п. – лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх – вдох, возвратиться в и. п. – выдох. 3 – 6 раз.

2. И. п. – лежа на спине руки вдоль туловища. Поднять руки вперед и опустить их за голову – вдох, возвратиться в и. п. – выдох. 10 – 12 раз.

3. И. п. – то же. Поочередно поднимать ноги – выдох, опускать - вдох. 4 – 6 раз.

4. И. п. – то же. Переход в положение, сидя – выдох. Сначала выполняется с помощью рук. 6 – 8 раз.

5. И. п. – коленно-кистевое. Поочередно поднимать руки вверх – вдох. 8 – 12 раз каждой рукой.

6. И. п. – коленно-кистевое. Поднять руку вперед-вверх и разноименную ногу назад – вверх, прогнуться – вдох, возвратиться в и. п. – выдох. 6 – 8 раз каждой рукой и ногой.

7. И. п. – то же. Сесть на пятки, подняв руки вверх – вдох, 4 – 6 раз, возврат в и.п. – выдох.

8. И. п. – сидя или стоя. Ноги врозь, руки сунуты, кисти сжаты в кулаки. Удары имитирующие бокс. Дыхание равномерное. 8 – 10 раз каждой рукой.

9. И. п. – сидя или стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклонить туловище вперед – выдох, возвратиться в и. п. вдох. 4 – 8 раз.

10. И. п. – сидя или стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Повороты туловища в стороны. При выполнении упражнения – выдох, при возвращении в и.п. вдох. 4 – 8 раз в каждую сторону.

11. И. п. – стоя ноги вместе, руки на поясе. Присесть – выдох, возвратиться в и.п. – вдох. 6 – 10 раз. Если трудно, то выполнять полуприседания или приседание с упором рук.

12. И. п. – равномерное дыхание при беге на месте или в движении. Темп медленный. 30 – 60 с.

Приложение 7

Упражнения для расслабления (по Язловецкому)

Для рук (каждое упражнение выполнять по 4 раза).

1. Встать прямо, руки вперед, напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча. Пальцы сжимать в кулак. Расслабленно "бросить" вниз руки и выполнять свободные маятникообразные движения.

2. То же упражнение в наклоне.

3. Соединив пальцы рук за спиной, наклониться. Расслабляя пальцы, дать рукам возможность соскользнуть со спины (мышцы рук не напрягать).

Для ног ( каждое упражнение выполнять по 2 – 3 раза).

4. Встать левой ногой на небольшое возвышение, левой рукой держаться за опору. Поднять прямую правую ногу как можно выше вперед, носок оттянуть. Расслабленно "уронить" ногу.

5. Лечь на спину, ноги согнуты, колени свободно развести. Напрягая мышцы стоп, голеней и бедер, свести с усилением колени, стопы прижать к опоре. Расслабляя ноги, вернуть из в и.п.

6. Лечь на правый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах. Левую ногу выпрямить вверх. Расслабляясь принять и.п.

Для туловища (выполнять по 3 – 4 раза).

7. Лечь на живот. Напрягаясь, прогнуться, стараться приподнять колени, плечи и голову. Расслабляясь принять и.п.

8. Лечь на спину. Напрягаясь, слегка согнуть туловище, приподняв плечи и ноги (если равновесие в этом положении держать трудно, можно немного помочь себе руками). Расслабляясь принять и.п.

Для головы и лица (повторять по 4 – 6 раз).

9. Напрягая мышцы лба, приподнять брови, широко раскрыть глаза. Расслабить мышцы, свободно опустить веки.

10. Зажмуриться. Расслабить веки, оставляя их согнутыми.

11. Крепко сжать челюсти и губы. Расслабляя их, свободно опустить нижнюю челюсть.

12. Напрягая язык, прижать его кончик к небу. Расслабить язык и челюсти.

Упражнения в расслаблении мышц успокаивают. Если выполнение упражнений на расслабление мышц сочетать с самовнушением, то их оздоровительный эффект значительно возрастает. Эффективность лечебной физкультуры учитывается на основании благоприятной динамики клинических признаков, положительных функциональных рентгенографических сдвигов, улучшения антропометрических данных, а также по оценке приобретенной в результате занятий лечебной физкультуры правильной осанки, умению сохранять ее в течении длительного времени.

Приложение 8

Лечебная гимнастика для голеностопного сустава и суставов стопы

(по Добровольскому В.К.,1989 )

1.И.п. лежа на спине или сидя со слегка согнутыми в коленных суставах ногами, сгибание и разгибание пальцев стоп попеременно и одновременно, круговые движения в голеностопных суставах. Поворот стопы внутрь и наружу, разгибание стопы с увеличением объема движений с помощью тесьмы с петлей. Темп медленный или средний. 20-30 раз.

2. И.п. –то же. Пальцы ног положены друг на друга. Сгибание и разгибание стопы с сопротивлением, оказываемым одной ногой при движении другой. Темп медленный, 15-20 раз.

3. И.п. сидя, со слегка согнутыми в коленных суставах ногами, захват пальцами ноги мелких предметов (шарики, карандаши и т. д.). 6-10 раз.

4. И.п.- сидя, стопы обеих ног на качалке. Покатать качалку ногами. Темп медленный и средний. 60-80 раз.

5. И.п. – стоя, держась за рейку гимнастической стенки, или стоя, руки на пояс. Подняться на носки и вернуться в исходное положение. Встать на пятки, подняв повыше пальцы ног, вернуться в и. п. Темп медленный и средний. 20-30 раз.

6. И.п.- стоя на 2-3 рейке гимнастической стенки, держась за рейку на уровне груди. Пружинящие движения на носках, стараться как можно ниже опускать пятку. Темп средний. 20-30 раз.

Приложение 9

Упражнения для пояса верхних конечностей

И.п. - основная стойка:

1.Поднять руки через стороны вверх- вдох,

2.Возврат в и.п.- выдох.

То же с хлопком рук над головой.

И.п.- то же. Руки к плечам, кисти сжаты в кулак. Поочередное разгибание рук вверх.

И.п.- то же. Руки согнуты в локтях, кисти у плеч. Круговые движения рук вперед и назад.

И.п.- широкая стойка, руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы касаются кончиками. Отведение локтей назад рывками.

То же, что в предыдущем упражнении, но с поворотами туловища вправо и влево.

И.п.- то же. Круговые движения выпрямленных рук вперед и назад, поочередно.

И.п.- то же. Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак, поочередное резкое разгибание рук вперед- "бокс".

И.п.- то же, кисти рук на затылке.

1.Отвести локти назад, прогнуться – вдох,

2.Расслабиться – выдох.

И.п.- то же, руки на пояс.

1.Отвести локти назад, соединить лопатки, прогнуться – вдох.

2.Возврат в и.п. – выдох.

И.п.- лежа на животе, руки вдоль туловища.

1.Поднять голову, плечи и удерживая данное положение, перевести руки вперед, хлопок в ладоши.

2.Возврат в и.п.

И.п.- то же, правая рука вверх, левая внизу.

1.Поднять голову и плечи, удерживая данное положение перевести правую руку вниз, левую вверх.

2.Повторить смену положений рук.


Приложение 10

Упражнения для пояса мышц нижних конечностей

И.п.- основная стойка, руки на поясе.

1.Присесть с переводом рук вперед- выдох.

2.Возврат и.п.- вдох.

И.п.- то же, руки вперед. Поочередное поднимание коленей с касанием коленями рук (ходьба с высоким подниманием коленей, до касания коленями рук).

И.п.- то же, руки вперед и в стороны на 45*.

1.Мах ногой до касания ногой ладони разноименной руки –выдох.

2. Возврат в и.п.- вдох.

И.п.- основная стойка.

1.Выпад правой ногой вперед с упором руками в колено правой ноги. Пружинящие приседания 2-3 раза.

2.Возврат в и.п.

3.- 4. то же, но левой ногой.

И.п. – сидя с упором рук сзади, соединить ступни. Разведение коленей в стороны.

И.п.- сидя на полу, ноги выпрямлены, руки согнуты в локтях.

"Ходьба" на ягодичных мышцах.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног – "велосипед".

И.п. – то же.

1.Согнуть обе ноги в коленях,

2.Разогнуть их вверх,

3.Согнуть в коленях,

4.Возврат в и.п.

То же, что и в предыдущем упражнении, но удерживая мяч между колен.

И.п.- лежа на животе, ладони под подбородок, локти в стороны.

1.Отвести прямую правую ногу назад.

2.Возврат в и.п.

3.Отвести прямую левую ногу назад.

4.Возврат в и.п.

И.п.- то же.

1.Отвести ноги назад, можно удерживать на счет м/с ЛФК(2-3-4-5-6-7 сек)

2.Возврат в и.п., расслабится.

3 – 4.Повторить то же.

И.п. – то же.

1.Отвести прямые ноги назад.

2.Не опуская развести в стороны.

3.Соединить.

4.Опустить (возврат в и.п.), расслабиться.


Приложение11

Изменение гибкости позвоночника (см) у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК

Приложение 12

Изменение глубины шейного изгиба (мм)
у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК

Приложение 13

Изменение глубины поясничного изгиба (мм)
у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК

Приложение 14

Изменение силовой выносливости мышц спины (сек)

у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК


Приложение 15

Изменение силовой выносливости мышц живота
(количество подъемов)

у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК

Приложение 16

Изменение показателей динамометрии кисти (кг)

у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК


Приложение 17

Изменение силового индекса
у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК

Приложение 18

Изменение пробы Штанге (сек)

у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК


Приложение 19

Изменение пробы Генчи (сек)

у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК


Приложение 20

Изменение жизненной емкости легких (мл)

у детей среднего школьного возраста


Приложение 21

.

Изменение жизненного индекса (мл./кг.)

у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК

Приложение 22

Изменение физической работоспособности (индекса Руфье)

у детей среднего школьного возраста в течение курса ЛФК


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.- М.: Медицина, 1990.-192с.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.- К.: Здоров'я,1998.-280 с.

3. Банков Ст. Руководство по кинезитерапии.- под ред. Бонева Л.- София: Медицина и физкультура, 1975.-С.120-125.

4. Бокша В.Г. Справочник по климатологии.-К.: Наука, 1989.-186с.

5. Буков Ю.А. Теоретические основы валеологии: Учебное пособие.- Симферополь, 2004.-135с.

6. Вайнруб Е. М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача.-К.: Гигиена здоровья, 1988.-120с.

7. Вайсфельд Д. Н. Голубь Т.Д. Лечебное применение грязей.- К.: Здоров'я, 1989.-142с.

8. Васичкин В.И.Сегментарный массаж.-СПб.: ООО Изд-во "Полигон", 2003.-171с.

9. Васичкин В.И. Справочник по массажу.- Л.: Медицина, 1991. – 192 с.

10. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 109с.

11. Гейхман П.З. Аэрофитотерапия.- К.: Здоров'я , 1986.-127с.

12. Герцен Г.И. Лобенко А.А. Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях. – М.: - Медицина, 1991 – 272 с.

13. Гидрокинезотерапия. под ред. Ежова В.В. Учебно-методическое пособие,-Ялта, Симферополь, 2005.-56с.

14. Готовцев П. И., Суботин А. Д. Селиванов В. П. Лечебная физкультура и массаж. - М.: Медицина, 1987. – 304 с.

15. Дубровский В.И. Лечебная физкультура. – М.: Владос,1999.-607с.

16. Иванова М. В, Лечение детей на курортах Украины. – Киев, Здоров’я,, 1988. – 196 с.

17. Каптелин А. Ф. "Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии". – М.: Медицина, 1986. – 224 с.

18. Куничев А.А Лечебный массаж - третие изд., - К. : Вища школа. , 1987. – 296с.

19. Курпан Ю.И., Талабум Е.А. Физкультура формирующая осанку.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 32.

20. Латогуз С.И. Руководство по технике массажа и мануальной терапии.- Ростов н/Д.:Феникс.,Харьков.: Торсинг, 2002.-512с.

21. Малыгина В.И. Нагрузочное тестирование в оценке реабилитационного потенциала: Методическое пособие.- Симферополь, 2004.-54с.

22. Ненько А.М. Кудинов В.В. Белоусов В. Ф., Денискина Л. Н. Комплексное санаторно-курортное лечение сколиотической болезни у детей , заболевания и лечение позвоночника у детей. – Л., 1989. – 254с.

23. Обрасов А.Н., Карачевцева Т.В. Ясногородский В. Г. и др. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний – М.: Медицина, 1987. – 383 с.

24. Оржешковский В.В., Волков Е.С. Гавриков Н.А. и др. Клиническая физиотерапия. – Киев. Здоров’я, 1984 – 448 с.

25. Пицевич Г. Н. Синицкий Ю.Ф. Дудин М.Г. Опыт применения некоторых методов лечения в условиях местного санатория ортопедического профиля Всесоюзная конф. по организации санаторно-курортной помощи детям. – М., 1989, - 170 c.

26. Приходько В.С., Пархоменко Л.К. Лечебная физкультура в клинике детских болезней. – Киев: Здоров’я, 1981 – 215 с.

27. Сермиев Б.В., Атаев А.К. Мерлен А.В. Физическое воспитание в семье. – К.: Здоров’я, 1986. – 259 с.

28. Синицкий Ю.Ф., Мурзина М.И., Дудин М.Г. Основные принципы реабилитации детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата в условиях санатория. Всесоюзная конференция по организации санаторно-курортной помощи детям. М., 1988. – 190 c.

29. Спортивная медицина, лечебная физкультура массаж. Под редакцией Попова С.Н. – М.: 1985. -280 c.

30. Сосин И.Н., Ланцман Ю.В.Физиотерапия в травматологии и ортопедии. – Томск: 1988. – 256 с.

31. Спекторов В. Б. Подвижные и спортивные игры на курортах и в санаториях. – Киев. Здоров’я, 1987 – 95 с.

32. Смиен И.С, Детская курортология . – киев. Здоров’я, 1985 – 351 с.

33. Студеникин М.Я. Яковлева А.А. Детская артрология. – Л.: Медицина, 1986. – 238 с.

34. Терновой К.С. Синило М.И, Ошибки осложнения в клинике травматологии и ортопедии. – К.: Вища школа, 1987. – 287 с.

35. Сравочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) – Л.: Медицтна, 1983 – 360 с.

36. Физическая реабилитация. Под ред. С.Н. Попова. (Учебник для академий и институтов ФК) - Ростов – на - Дону.: Феникс, 2004. – 608 с.

37. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье Знание, - 1993. - №1 – 96 с.

38. Шеина А.Н. О совместимости и несовместимости физиотерапевтических факторов и процедур. Вопр. Курортол. – 1987. - №3. – с. 60.

39. Штеренгерц А. Е, Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоров’я,, 1989. – 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  194  195  196   ..