Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 16

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  80  81  82   ..

 

 

Выделение и сравнение феноменологических особенностей органических патологий мозга сосудистого и интоксикационного генеза

Выделение и сравнение феноменологических особенностей органических патологий мозга сосудистого и интоксикационного генеза

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Патологии мозга сосудистого генеза

1.1.1 Патопсихологические особенности при органических патология сосудистого генеза

1.1.2 Нейропсихологические особенности при органических патологиях мозга сосудистого генеза

1.2 Патологии мозга интоксикационного генеза

1.3 Процессы памяти и внимания

1.3.1 Память

1.3.2 Внимание.

1.3.3 Нарушения памяти и внимания

1.3.4 Виды патологий памяти

1.3.4.1 Нарушение непосредственной памяти

1.3.4.2 Нарушение динамики мнестической деятельности

1.3.4.3 Нарушение опосредованной памяти

1.3.4.4 Нарушение мотивационного компонента памяти

1.4 Нарушения интеллекта

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1 Патопсихологическая диагностика.

3.1.1 Исследование внимания у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза.

3.1.2 Исследование процессов памяти у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза.

3.1.3 Исследование мышления у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза

3.1.4 Исследование личностной сферы у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза.

3.2 Нейропсихологическая диагностика

3.2.1 Изучение зрительно-пространственного гнозиса у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза.

3.2.2 Исследование движений и действий у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза

3.2.3 Исследование соматосенсорного гнозиса у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза

3.2.4 Исследование слухового и слухо-речевого гнозиса у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза

3.2.5 Речево-пространственная организация у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза

3.2.6 Исследование системы счета у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза.

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1 Обсуждение результатов патопсихологической диагностики

4.2 Обсуждение результатов нейропсихологической диагностики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение


ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.– М.: Медицина, 1976.

2. Блейхер В.М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных.– Ташкент, 1971.

3. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика.– К.: 3доровье, 1986.–280 с.

4. Верещагин Н.В. Инсульт: врачебный нигилизм пора остановить. –М. 2002 г.

5. Верещагин Н.В., Суслина З.А., Пирадов М.А. и др. Принципы диагностики и лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения.– М. 2000.

6. Гусев Е.И., Гречко В.Е. и Бурд Г.С. Нервные болезни.– М., 1988.

7. Зейгарник Б.В. Патология мышления.– М., 1962.

8. Зейгарник Б.В. Патопсихология.– М.: МГУ, 1986.– 208с.

9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология.– Сп-б: Питер, 2004.

10. Клиническая психиатрия / Под ред. Т.Б. Дмитриевой.– М.: Медицина, 1998.

11. Кобалава Ж.Д., Толкачева В.В., Цереброваскулярные осложнения АГ. Возможности антагонистов рецепторов ангиотензина II // Сердце– Т. 2– №4, 2003.

12. КомерР. Основы патопсихологии.– Библиотека психологической литературы BOOKAP.ru, 2002.13. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.– М.: МГУ, 1988.14. Ларионова А.П. Артериальная гипертензия и сосудистая патология мозга.– Омск: Клинический кардиоревматологический диспансер, 2000.

15. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.– М., 1973.

16. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская.– М.: Когито-Центр, 2000. - 289 с.17. Попов Ю.В., Вид В.Д., Клиническая психиатрия, С.-Петербург, 199418. Психиатрия. / Под. ред. В.П. Самохвалова.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.– 374 с.

19. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.– М: Политиздат, 1990.

20. Путилина М.В. Хроническая ишемия мозга // Лечащий Врач, № 6, М., 2005.

21. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.– М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.– 448 с.

22. Сербиненко Ф.А., Промыслов М.Ш., Габибов Г.А. и др. Категоризационный метод предоперационного окрашивания внутримозговых опухолей // Вопр. нейрохир.– № 2.– М., 1973.

23. Трифонов Е.Г. Клинические и социальные аспекты психической патологии позднего возраста и принципы организации геронтопсихиатрической помощи: Автореф. дисс. … доктора медицинских наук / М., 1999.

24. Хомская Е.Д. Нейропсихология.– Сп-б.: Питер, 2005.– 496 с.25. Хомская Е.Д. Хрестоматия по нейропсихологии.– М.: МПСИ, 2004.– 896 с.26. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение.– М.: МПСИ, 2000.27. Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 448 с.28. Noll R., Turkington C. The encyclopedia of memory and memory disorders. New York: Facts on File, 1994.
Таблица 1. Патопсихологические особенности больных с сосудистой и с интоксикационной патологией головного мозга.
Интеллектуально-мнестические функции Сосудистые патологии мозга Интоксикационные патологии мозга
Внимание Нарушение динамики работоспособности, неравномерный темп сенсорно-моторных реакций. Неустойчивость активного внимания, снижение длительности сосредоточения, нарастание истощаемости при выполнении однообразной монотонной деятельности. В соответствии с этим – снижение продуктивности выполнения тестового задания и интеллектуальной деятельности в целом. Легкая неустойчивость активного внимания. Колебания динамики работоспособности. При утомлении наблюдается отвлекаемость на посторонние раздражители.
Кратковременная механическая память У большинства испытуемых умеренное снижение продуктивности кратковременной механической памяти. Отмечается единичное привнесение новых слов. Кривая запоминания характеризуется медленным нарастанием. Легкое снижение продуктивности непосредственного запоминания. Присутствует тенденция к плато на кривой запоминания.
Отсроченное запоминание У большинства испытуемых выраженное снижение продуктивности отсроченного запоминания. Нарушение отсроченного запоминания варьируется от легкого до умеренного снижения продуктивности.

Опосредованная

память

Выраженное снижение продуктивности опосредованной памяти. При воспроизведении опосредованных стимулов воспроизводится не сам стимул, а его оценочное значение. Выраженное снижение продуктивности опосредованной памяти. При воспроизведении опосредованных стимулов воспроизводится не сам стимул, а его оценочное значение.

Смысловая

память

Степень снижения продуктивности смысловой памяти зависит от степени патологии и варьируется от умеренного до выраженного снижения. Особенностями пересказа простой басни являются привнесения собственных деталей, искажение смысла пересказанной басни. В единичных случаях требовались наводящие вопросы и комментарии. Преимущественно грубых нарушений продуктивности смысловой памяти не выявляется. У двух испытуемых пересказ басни вызвал трудности, потребовалась стимулирующая и организующая помощь.
Мышление Темп мыслительной деятельности снижен. Инертны, ригидны. С трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. С трудом справляются с вербальным материалом, требуют направляющей помощи. Тип решения задач интеллектуального плана преимущественно конкретно- ситуативный. Наблюдается обстоятельность суждений. Выполнение заданий интеллектуального плана фрагментарно. Мыслительная сфера в целом продуктивна. Наблюдается тенденция к конкретности. Особенностью выполнения заданий интеллектуального плана является целостность. В некоторых заданиях присутствует тенденция к трудности вербализации общих понятий, обобщенных признаков и объяснения отношений и связей. При интеллектуальных затруднениях присутствуют отказные реакции.
Обобщение и анализ Умеренное снижение процессов обобщения в виде актуализации конкретно-ситуативных признаков. Также исключительные нарушения аналитической функции при усложнении материала. Присутствуют единичные обобщения по малосущественным признакам. Отмечается привнесение индивидуально-значимых элементов и включение их в обобщение. Грубых нарушений способности к обобщению не выявлено. В единичных примерах затруднен подбор обобщающего признака или понятия. Исключение производят преимущественно верно. Нарушений аналитической сферы не выявлено.
Способность к абстрагированию Отличительной особенностью является то, что способность к абстрагированию на фоне общего снижения продуктивности мышления грубо не нарушена. Отмечается лишь некоторое снижение. У части испытуемых отмечается хорошая вербализация понимания переносного смысла простых метафор и распространенных пословиц. В пример приводят похожие формулировки. Другая часть испытуемых способна объяснять переносный смысл на конкретных примерах и оперировать собственным опытом. Особенностью выполнения задания на понимание условного смысла пословиц являются трудности абстрагирования от буквальной прямой трактовки смысла пословиц и метафор на фоне общей сохранности. Наблюдаются трудности вербализации. Характерной особенностью являются отказные реакции от дальнейшего выполнения методики при интеллектуальных затруднениях.

Способность

устанавливать причинно-следственные связи (на наглядно-образном материале)

Последовательности событий устанавливают с трудом, отвлекаясь на малосущественные детали. Объяснение причинно-следственной связи фрагментарно, поверхностно. Осмысление целостности сюжета и подтекста сюжетной линии нарушено в большинстве случаев. Последовательность событий устанавливают преимущественно верно. Целостно определяют сюжетную линию, но осмысление подтекста наглядно-образного материала (последовательность событий) недостаточно.

Способность

устанавливать простые логические связи

и отношения между понятиями

Грубо нарушена способность устанавливать простые логические связи и отношения между понятиями. Большая часть испытуемых не способна устойчиво поддерживать заданных ход рассуждений. Ошибки допускаются по принципу конкретно-ситуативных связей. В единичных случаях преобладание ассоциативных связей между стимулами внутри одной пробы. У большинства испытуемых отмечается незначительное снижение, но в целом способны устанавливать простые логические связи и отношения между понятиями. Особенностями выполнения заданий данной методики являются трудности вербализации этих связей.
Ассоциативные процессы 50% испытуемых не справились с заданием в связи с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Графическими особенностями остальных является сильный нажим, линии не доведены до конца, штриховочны, отрывисты. Темп образования ассоциативных реакций замедлен. Ассоциативные образы конкретно-ситуативные, конкретные, в некоторых случаях сюжетные. Единичное присутствие атрибутивных образов. Ассоциации адекватные. Формирование личностно-значимых персонифицированных образов. Характерен сильный нажим, не все линии доведены до конца. Хаотичное распределение рисунков. Темп образования ассоциативных реакций в пределах нормы. Ассоциативные образы конкретно-ситуативные, в некоторых случаях сюжетные. Единичное присутствие атрибутивных образов. Ассоциации адекватные. Формирование личностно-значимых образов.
Личность В большинстве случаев невротический профиль личности. Как правило, эпилептоидный тип личности.




Таблица 2. Нейропсихологические особенности больных с сосудистой и с интоксикационной патологией головного мозга.

Сосудистые патологии мозга Интоксикационные патологии мозга
Зрительный и зрительно-пространственный гнозис Распад структурной организации, распад зрительной формы, выпадение и замена структурных элементов свидетельствуют о дефицитарности лобных структур и затылочных областей ГМ обоих полушарий. Распад зрительной формы, наблюдаются единичные случаи искажения зрительной формы при работе левой рукой, что свидетельствует о функциональной недостаточности нижне-затылочных отделов.
Снижение зрительной памяти, искажение структурной организации свидетельствуют о затылочных областей ГМ обоих полушарий При воспроизведении по памяти искажение структурной организации, что свидетельствует о функциональной недостаточности затылочных областей ГМ обоих полушарий.

Оптико-пространственный

гнозис

Искажение понимания времени говорит о функциональном нарушении теменно-затылочных структур головного мозга Грубых нарушений нет.
Предметный гнозис Затруднения при узнавании фигур, затруднение выделения существенного образа, недостаточность синтеза образа выявляют функциональную недостаточность затылочных отделов правого полушария головного мозга. Грубых нарушений нет
Нарушения зрительного сличения с образом говорят о функциональных нарушениях лобных отделов ГМ Грубых нарушений нет
В зависимости от степени патологии можно выделить выраженное снижение, нарушение синтетической функции или функциональную недостаточность, что говорит о разной степени нарушения функционирования затылочных областей ГМ. Функциональна недостаточность синтетической функции свидетельствует о нарушениях функционирования затылочных отделов ГМ.

Буквенный и цифровой гнозис

Нарушение зрительной организации свидетельствует о нарушении функционирования затылочных областей левого полушария ГМ. Грубых нарушений нет, но в единичных случаях наблюдаются сложности с перевернутыми буквами, которые говорят о нарушении функционирования затылочных областей левого полушария ГМ

Исследование движений

и действий

Неспособность переноса поз, то есть их пространственной организации свидетельствует функциональной недостаточности затылочной зоны ГМ Грубых нарушений нет
Конструктивный праксис Ошибки при отзеркаливании и неспособности выделения фигуры говорят о функциональной недостаточности и дезорганизации зрительно-пространственных отношений, что свидетельствует о функциональной недостаточности теменно-затылочных областей ГМ. Ошибки при отзеркаливании и неспособности выделения фигуры говорят о функциональной недостаточности и дезорганизации зрительно-пространственных отношений, что свидетельствует о функциональной недостаточности теменно-затылочных областей ГМ.

Пространственный праксис

Застревание, трудности переключения, нарушение зрительно-пространственной организации –функциональная недостаточность теменно-затылочных областей ГМ. Трудности переключения свидетельствуют о функциональной недостаточности структур 1 блока (нижне-стволовых структур) ГМ
Реципрокная организация В зависимости от степени патологии сбой или полный распад структурной организации программы, низкий темп, торможение, пространственные ошибки, что свидетельствует о снижении межполушарного взаимодействия. Торможение свидетельствуют о функциональной недостаточности межполушарных взаимодействий.
Динамический праксис Сбой или полный распад структурной организации программы, коррекция вслух, низкий темп свидетельствует о дефицитарности лобных структур ГМ. Сбой структурной организации программы но при корригирующей помощи способны в медленном темпе выполнять пробу, это свидетельствует о функциональной недостаточности лобных структур ГМ (в результате функциональной недостаточности стволовых структур)
Соматосенсорный гнозис Размытость ощущений, нарушение локализации ощущений свидетельствует о нарушениях деинцефальных отделов ГМ. В единичных случаях наблюдаются грубые нарушения тактильных ощущений, что говорит о дисфункции теменных отделов обоих полушарий ГМ. Грубых нарушений не выявлено, в единичных случаях нарушение локализации ощущений, что свидетельствует о функциональной недостаточности теменных структур головного мозга.
Слухо-речевой гнозис Ошибки по звучанию и в единичном случае, произношению в повторении оппозиционных фонем, серий звуков, фраз свидетельствует о функциональной недостаточности лево-височных и нижнетеменных структур ГМ

Грубых нарушений не обнаружено.

Ошибки по произношению в единичных случаях говорят о функциональном нарушении нижнетеменных структур ГМ

Слуховой гнозис В зависимости от степени патологии наблюдается неумение освоить программу по воспроизведению ритмов, инертность свидетельствует о функциональном нарушении височных структур головного мозга. Грубых нарушений не обнаружено.
Грубые нарушения программирования при выработке условной реакции свидетельствуют о дисфункции лобных структур ГМ. Периодические сбои программирования при выработке условной реакции свидетельствуют о легкой функциональной недостаточности лобных структур ГМ и нарушении межполушарных взаимодействий

Речево-пространственная

организация

Нарушения пространственных отношений свидетельствует о функциональном нарушении в теменно-затылочной области левого полушария. Грубых нарушений не обнаружено
Мнестическая функция Повышенная тормозимость следов памяти свидетельствует о нарушениях функционирования средней структуры височной области. Снижение отсроченного запоминания
Исследование системы счета При выраженной сосудистой патологии больные не справляются с выполнением серийного счета, что свидетельствует о нарушении функционирования лобных структур ГМ. Ошибки при счете в пределах 10 говорят о нарушении функционирования структур 1 блока ГМ.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  80  81  82   ..