Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 14

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  607  608  609   ..

 

 

Степень влияния условий производственной среды и трудового процесса на функциональное состояние организма

Степень влияния условий производственной среды и трудового процесса на функциональное состояние организма

Введение

Глава 1. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности

Глава 2. Методы исследования, применяемые в физиологии труда

Глава 3. Результаты исследований

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет 60 и меньше 61-70 71-80 81-90 91 и больше
7 лет 55 и меньше 56-65 66-75 76-85 86 и больше
8 лет 50 и меньше 51-60 61-70 71-80 81 и больше
9 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
10 лет 40 и меньше 41-50 51-60 61-70 71 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

Характеристики

Количество

% от числа опрошенных
1 2 3 4
1.

Пол, в т.ч.

8

20

2.

Возраст, в т.ч.

7

17,5

3.

Образование, в т.ч.

1

2,5

4.

Стаж работы в аптеке, в т.ч.

4

10

Возраст Средние показатели систолического арт.давления Средние показатели диастолического арт.давления
20-25 лет 115 70
26-30 лет 117 68
31-35 лет 120 80
36-40 лет 125 80
Возраст Средние показатели систолического арт.давления Средние показатели диастолического арт.давления
20-25 лет 112 60
26-30 лет 115 68
31-35 лет 120 70
36-40 лет 122 73
ЖЕНЩИНЫ
Т1(с) Т2(с) Т3(с) Т4(с) Т5(с) Тср.=ЭР(с) ВР ПУ
1 34 35 30 32 37 34 1,0 0,94
2 30 33 35 35 30 33 0,90 1,06
3 25 26 24 27 35 27 0,92 1,0
4 27 29 29 31 37 31 0,87 1,0
5 30 37 38 29 32 33 0,90 0,87
6 45 29 28 41 27 34 1,32 1,20
7 38 32 32 27 49 36 1,07 1,38
8 32 31 27 27 34 30 1,0 0,90
9 34 35 30 32 37 34 1,0 0,94
10 25 26 24 27 35 27 0,92 1,0
11 32 31 27 27 34 30 1,0 0,90
12 30 37 38 29 32 33 0,90 0,87
13 33 29 40 48 33 36 0,93 1,33
14 34 35 31 32 37 34 1,0 0,97
15 31 36 38 29 32 33 0,90 0,87
16 31 32 40 48 33 36 0,89 1,33
17 31 32 40 48 33 36 0,89 1,33
18 23 28 24 27 35 27 0,92 1,0
19 34 35 30 32 37 34 1,0 0,94
20 31 32 40 48 33 36 0,89 1,33
21 25 26 24 27 35 27 0,92 1,0
22 31 32 40 48 33 36 0,89 1,33
23 30 37 38 29 32 33 0,90 0,87
24 31 32 40 48 33 36 0,87 1,32
25 30 37 35 32 32 33 0,90 0,87
26 32 31 27 27 34 30 1,0 0,90
27 31 32 40 48 33 36 0,87 1,32
28 30 33 27 27 34 31 0,89 0,91
29 30 37 38 29 32 33 0,90 0,87
30 32 31 27 27 34 31 1,0 0,91
31 30 37 38 30 32 32 0,90 0,87
32 31 30 40 48 33 36 0,87 1,33
МУЖЧИНЫ
1 31 30 40 48 33 36 0,87 1,33
2 40 45 43 43 41 42 0,95 1,02
3 31 45 35 41 33 37 0,83 1,11
4 40 48 49 34 33 41 0,97 0,82
5 31 26 23 21 29 26 1,19 0,80
6 32 53 36 39 43 40 0,8 0,9
7 43 42 44 44 41 43 1,0 1,0
8 41 43 39 43 41 41 1,0 1,0
Т1(с) Т2(с) Т3(с) Т(с) Кол-во ошибок Условный показатель переключения (П)
Черных чисел Красных числе
ЖЕНЩИНЫ
1 68 61 309 180 нет 0,40 0,37
2 64 60 402 278 нет 0,30 0,30
3 74 67 332 191 нет 0,50 0,37
4 73 68 302 161 6 0,50 0,40
5 85 64 400 251 3 0,40 0,30
6 110 87 368 171 2 0,65 0,43
7 120 90 720 510 16 0,20 0,17
8 72 63 314 179 нет 0,40 0,37
9 74 67 332 191 нет 0,50 0,37
10 68 61 309 180 2 0,50 0,37
11 74 67 332 176 нет 0,50 0,37
12 77 63 414 274 нет 0,12 0.12
13 74 67 332 191 нет 0,50 0,25
14 77 63 414 274 нет 0,12 0.12
15 74 67 332 190 нет 0,50 0,34
16 77 63 414 274 нет 0,12 0.12
17 74 67 332 191 нет 0,50 0,42
18 77 63 414 274 нет 0,12 0.12
19 83 64 400 250 3 0,40 0,32
20 82 62 461 322 нет 0,33 0,27
21 77 63 414 274 нет 0,12 0.12
22 80 62 464 251 нет 0,33 0,25
23 72 68 302 163 6 0,50 0,37
24 77 63 414 274 нет 0,12 0.12
25 85 64 400 251 3 0,40 0,30
26 80 62 464 322 нет 0,33 0,25
27 72 68 302 163 6 0,50 0,40
28 71 67 332 191 нет 0,50 0,39
29 73 68 302 161 6 0,50 0,37
30 70 68 302 163 6 0,50 0,40
31 80 62 464 322 нет 0,33 0,25
32 74 68 302 163 6 0,50 0,42
МУЖЧИНЫ
1 78 88 344 178 нет 0,50 0,46
2 134 123 396 139 нет 0,65 0,60
3 80 62 464 322 нет 0,33 0,25
4 180 135 540 225 11 0,25 0,25
5 140 132 934 662 3 0,25 0,25
6 67 104 349 178 нет 0,35 0,70
7 77 63 414 274 нет 0,12 0.12
8 107 89 452 256 нет 0,11 0,11

Заключение

Список использованной литературы

Приложени я

Приложение 1

Методика «Таблицы Шульте»

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Описание теста: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Обработка и интерпретация результатов теста: Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить такие показатели.

эффективность работы (ЭР),

степень врабатываемости (ВР),

психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5,

где Тi - время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с помощью таблицы.

пол Т1ср(с) Т2ср(с) Т3ср(с) Т4ср(с) Т5ср(с) ЭРср(с) ВР ПУ
женщины 33 32 30 31 35 32 0,99 1,04
мужчины 36 42 39 39 41 38 0,95 0,99
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Методика: Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева)

Цель : изучить переключение внимания с помощью черно-красных таблиц с буквенными символами.

Стимульный материал : таблицы Э. Шульте в модификации Марищука и Сысоева (таблицы с изображением 25 черных и 24 красных чисел). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число имеет свой символ - букву русского алфавита, написанную рядом с числом.

Ход выполнения работы: Эксперимент выполняется в 3 этапа.

1-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа черного цвета в возрастающей последовательности от 1 до 25 и записать на чистом листе символы чисел.

2-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа красного цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и записать символы каждого числа.

3-й этап. Испытуемый должен одновременно вести счет чисел (черных и красных), попеременно указывая на чистом листе символы черного, затем красного цвета. При этом считать попеременно черные числа в возрастающей последовательности, а красные — в убывающей. На этом этапе эксперимента используется табл. 2.

Инструкция (1-й этап).

«Найдите в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей последовательности от 1 до 25 и запишите на чистый лист их символы».

Инструкция (2-й этап).

«Найдите в таблице 1 числа красного цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и также запишите их символы».

Инструкция (3-й этап).

«В таблице 2 двадцать пять черных от 1 до 25 и двадцать четыре красных числа от 24 до 1. Каждое число имеет свой буквенный символ. Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попеременно записывая символы сначала черного цвета, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные — в убывающей».

Обработка и анализ результатов.

Проверить записи испытуемого на каждом этапе эксперимента, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора. Занести результаты опыта в таблицу.


Для этого необходимо:

Определить количество правильно найденных чисел (т) на 1,2,3-м этапах задания (на третьем этапе отдельно для черных и красных чисел);

Определить время (t) выполнения процедуры нахождения черных чисел на 1-м этапе, для этого общее время разделить на количество найденных чисел (это время выбора); Определить время выполнения процедуры нахождения красных чисел на 2-м этапе, для этого общее время разделить на количество найденных чисел (это время выбора);

Определить время выполнения процедуры нахождения черных и красных чисел на 3-м этапе задания, для этого общее время, затраченное на весь этап, разделить пополам. Затем один из полученных показателей времени разделить на количество найденных черных чисел, второй на количество найденных красных чисел на третьем этапе;

-Определить скорость выбора на 1-м этапе (S1), на 2-м тише (S2), на 3-м этапе раздельно для черных (S3ч) и красных чисел (S3к) по следующей формуле

S=m/t;

-Найти условный показатель переключения внимания (II) по формуле раздельно для черных Пч=S3ч/S1ч и красных чисел Пк=S3к/S2к;

3. На основе сравнения времени и скорости выполнения задания на трех этапах и условных показателей переключения сделать вывод об особенностях переключения внимания испытуемого.


[1] Руководство к практическим занятиям по гигиене труда // Под редакцией В. Ф. Кириллова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – с. 18.

[2] Агапова Е.Г. Физиология и психология труда. – Самара: Самар. экон. ин-т, 1991. – с. 32.

[3] Гурфинкель В. С., Коц Я. М.; Шик М. Л. Регуляция позы человека.— М.: Наука, 1965. – с. 19.

[4] Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко;Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. – с. 32.

[5] Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е.—М.—Л.: Медицина, 1974. – с. 63.

[6] Красовский В.О. Роль физиологии труда в будущем развитии отечественной промышленной гигиены (Аналитический обзор) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. - 2008. - № 7. – с. С. 44.

[7] Донская Л. В. Исследование утомления в практике физиологии и гигиены труда. — В кн.: Физиология труда. Тезисы докладов 7-й Всесоюзной научной конференции по физиологии труда.— Л., 1978. – с. 119.

[8] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 74.

[9] Крушельницкая Я.В. Физиология и психология труда. – Киев.: УМКВО 1989. – с. 108.

[10] Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко;Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. – с. 46.

[11] Мойкин Ю.В. Теоретические проблемы адаптации, работоспособности и утомления при различных видах трудовой деятельности. – М: НИИ гигиены труда и профзаболеваний, 1990. – с. 32.

[12] Физиология человека: Учебник для студ. вузов. специализирующихся в обл. медицины, биологии и валеологии / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова; Под ред Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина .— 3-е изд. — М.; Н. Новгород : Мед. кн.: Изд-во НГМА, 2001. – с. 97.

[13] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 79.

[14] Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу // Под редакцией профессора С.В. Клаучека.- Волгоград, 2006. – с. 43.

[15] Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. В. Гайворонский, Г. И. Нечипорук, А. И. Гайворонский. — М.: Академия, 2006. – с. 108.

[16] См.: Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса). Р 2.2. 2006-05. М., 2005

[17] Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко;Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. – с. 67.

[18] Антомонов Ю.Г., Котова А.Б., Белов В.М. и др. Концепция и структура профессионального здоровья // Актуальные вопросы физиологии умственного труда: Тез. докл. симпоз. Киев, 1993. С. 91

[19] Методические указания по общей гигиене: для студентов медико-профилактического фак. Ч. 2 / А. С. Фаустов [и др.] .— Воронеж : Истоки, 2007. – с. 96.

[20] Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. В. Гайворонский, Г. И. Нечипорук, А. И. Гайворонский. — М.: Академия, 2006. – с. 129.

[21] Физиология человека: Учебник для студ. вузов. специализирующихся в обл. медицины, биологии и валеологии / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова; Под ред Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина .— 3-е изд. — М.; Н. Новгород : Мед. кн.: Изд-во НГМА, 2001. – с. 108.

[22] Занина М.Я. Гигиеническая характеристика организации и условий труда // Современные наукоемкие технологии. – 2008. - № 8. – с. 19.

[23] См. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. –СПб.: Питер. н. изд–во, 2001. – с. 74.

[24] Полиевский С.А. Общая и специальная гигиена: учебник / С. А. Полиевский, А. Н. Шафранская.— М.: Академия, 2009. – с.74.

[25] Фролова А.В. Физиология человека: учеб. пособие / А. В. Фролова ; Воронеж. гос. техн. ун-т. — Воронеж : ВГТУ, 2008. – с. 74.

[26] Пинчук Н.В. Психоакустика и воздействие шума: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 540600 (050700) "Педагогика" / Н. В. Пинчук. - СПб.: Речь, 2007. – с. 63.

[27] Федюкович Н.Н. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие для учащихся мед. училищ по специальности "Медицинская сестра" / Н.И. Федюкович .— 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. – с. 186.

[28] Занина М.Я. Гигиеническая характеристика организации и условий труда // Современные наукоемкие технологии. – 2008. - № 8. – с. 22._

[29] Гейц И.В. Охрана труда. – М.: Дело и Сервис, 2008. – с. 64.

[30] Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. – М.: Высшая школа, 2007. – с. 127.

[31] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 124.

[32] Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены. – М.: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2005. – с. 208.

[33] Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: Форум, 2009. – с. 52.

[34] Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2009. – с. 73.

[35] Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. Издание 3. – М.: МПСИ, 2008. – с. 85.

[36] Данько Ю. И. Состояние устойчивой работоспособности и утомление при мышечной работе. — В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта.— Л., 1969, с. 324.

[37] Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека: учебное пособие для студ. / Ю.И. Савченков.— Изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д ; Красноярск : Феникс: Издательские проекты, 2007. – с. 75.

[38] Марченко Т.В. Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний. – М.: Медицина, 2008. – с. 109.

[39] Леман Г. Практическая физиология труда / Г. Леман; Под ред. Л.К. Хоцянова. — М.: Медицина, 1967. - .с. 75.

[40] Мунерман И.И. Физиология активности // Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. - 1997. - Т. 2. - № 2. – с. 64.

[41] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 153.

[42] Солодков А.С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для вузов физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб .— М. : Терра-Спорт:Олимпия PRESS, 2001. – с. 127.

[43] Измеров Н.Ф., Тарасова Л.А., Радионова Г.К. Охрана здоровья работающих России как основа государственной стратегии в решении проблемы трудовых ресурсов и социально-экономического благополучия общества // Социально-гигиенические проблемы оценки состояния здоровья и медицинского обслуживания работающих в современных условиях: материалы международной практической конференции. − М., 2001. – с. 5.

[44] Зинченко В.П. Физиология и психология активности // Успехи физиологических наук. - 2005. - Т. 36. - № 2. – с. 108.

[45] Фатыхов Д.Ф., Белехов А.Н. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту. – М.: Академия, 2009. – с. 85.

[46] Компаниец В.С., Бакаева Т.Н. Об использовании автоматизированной информационной системы для анализа напряженности трудового процесса // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 1998. - Т. 10. - № 4. – с. 60.

[47] Горшков С. И., Золина 3. М„ Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда.— М.: Медицина, 1974. – с. 96.

[48] Комин С.В., Рыжов А.Я., Оглоблин Д.Л., Шляпников М.Ф., Сурсимова О.Ю. К вопросу об управлении движениями кисти с произвольным и заданным ритмом // Физиология мышц и мышечной деятельности: материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 29.01–1.02 2003 г. − М., 2003. – с. 85.

[49] Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека: учебное пособие для студ. / Ю.И. Савченков.— Изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д ; Красноярск : Феникс: Издательские проекты, 2007. – с. 128.

[50] Гора Е.П. Влияние дыхания на функциональное состояние систем организма (сердечно-сосудистую систему и ЦНС) Учеб. пособие для слушателей ФПК, аспирантов и студентов-биологов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: МГПИ, 1987. – с. 58.

[51] Попов Ю.П. Охрана труда. – М.: КноРус, 2009. – с. 56.

[52]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  607  608  609   ..