Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 14

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  184  185  186   ..

 

 

Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста

Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста

Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста

Введение

Глава I. Обзор литературы

Показатели

эксперимен.группа

контрольная группа

1 Вес, кг 19,2 ± 0,510 19,1 ± 0,448
2 Рост , см 115,7 ± 0,876 113,6 ± 0,867
3 ОГК, см 57,8 ± 0,465 57, 4 ± 0,475
4 Динамометрия 7,4 ± 0,948 6,9 ± 0, 653

Тесты

экспер. группа

контр.группа

t p
1

Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине

3,7 ± 0,20 3,8 ± 0,63 0,5 > 0,05
2 Бег 120 м (с) 39,6 ± 0,878 38,5 ± 0,678 1,3 > 0,05
3

Приседания за 10 с

4,2 ± 0,547 4,1 ± 0,637 0,2 > 0.05
4 Челночный бег 10 м х 3 (с) 24,5 ± 0,396 25,0 ± 0,455 1,6 > 0.05
5

Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами

5,8 ± 0,40 5,3 ± 0,58 1,2 > 0,05
6 Комплекс координационных упражнений (балл) 7,6 ± 0, 325 7,9 ± 0,143 1,0
7 Выкрут в плечевых суставах (см) 53,4 ± 0,35 53,1 ± 0,48 0,8 > 0,05

Список литературы

1. Абросимова Л.И., Карасик В.Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры. - Киев,1978.-Вып.6.-С.38-41.

2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС., 1983 - 176 .

3. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994.-110с.

4. Аганянц Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. - Краснодар, 1991

5. Аганянц Е.К. , Ваганов Н.В., Синкина З.П., Шкляренко А.П. Тактика лечебной физической культуры при сколиозе 1-2 степени у детей 8-15 лет. Методические рекомендации. –Краснодар 1995.

6. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993- 245с.

7. Алиев В.А., Андреева В.П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника //Гигиена и санитария, 1989. - №9. - С. 13-16.

8. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев.: Здоровье, 1985 - 80 с.

9. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Сериал «Гиппократ».- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-248 с.

10. Арсян А.Б. К вопросу о физическом состоянии детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Ереван, 1990

11. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М., Наука, 1991.-с. 282

12. Астоян А.Х. Если хочешь быть здоровым. - Краснодар, 1998

13. Баландин В.А. Сравнительная характеристика динамики и показателей физической подготовленности и морфологических особенностей детей 6-7 лет // сборник научно-методических трудов НИИ КГАФК, 1997.

14. Бальмагия Т.А. Морфофункциональное созревание детей с различным развитием скелетной мускулатуры //Вопросы антропологии. - 1975 б. - Вып. 50. - С. 152 - 161.

15. Бальсевич В.К., Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека. // Теория и практика физической культуры-1994.-№5-С.68

16. Беков Д.П. Индивидуальная анатомическая изменчивость органов, систем и форм тела человека// Под ред. Д.Б. Бекова - Киев.: Здоровье, 1988. - 224 с.

17. Борисевич А.И., Ерейменашвили А.В. Влияние антропогенных факторов на физическое развитие детей //Влияние антропогенных факторов на морфогенез и структурные преобразования органов: Тезисы докладов - Астрахань, 1991. - С. 18-19.

18. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М: Просвещение, 1983 - 128 с.

19. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение,1991. - 64 с.

20. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. М., Просвещение, 1991- с. 7-47

21. Варпаховская О.Г. Типы конституций и онтогенез //Конституция и здоровье человека: Тезисы докладов. - Л., 1991. - С. 10.

22. Волкова С.С. Как воспитать здорового ребенка. - Киев: Здоровье, 1972

23. Вопросы морфофункциональной адаптации опорно-двигательного аппарата. - Омск: ОГИФК, 1986. - 82 с.

24. Гальперин С.И. Физические особенности детей. - М: ПО"Сфера" ВГФ им. Пушкина, 1992 .- 89с.

25. Горшков В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды // Итоги науки и техники. Серия «Теоретические и общие вопросы географии». Т.7. М., 1990

26. Гронская А.С., Фомина И.Е. Возрастная динамика функциональной асимметрии. - Краснодар, 1994

27. Гулыга А.В., Андреев И.С., Пол и «золотой запас» человека // Медицинская газета 1990, 18 апр.

28. Дарская С.С. Акселерация физического развития восьмилетних школьников г. Москвы за последние 70 лет //Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1979. - №1. - С. 3-9.

29. Дворкин Л.С., Медведев А.С. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Методическая разработка. - М.,1985

30. Детская спортивная медицина / под. ред. Тихвинского С.Б., Хрущева С.В. М., Медицина, 1991

31. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1991. - 560 с.

32. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков /по материалам продольных соматометрических исследований: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук, - М., 1984. - 36 с.

33. Дубова А.Е. Потребность в занятиях спортивными и подвижными играми у людей разного возраста и пола. - Краснодар, 1994

34. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - Краснодар, 1996

35. Игнатова Л.Ф. Состояние здоровья детей как критерий готовности к обучению в школе / Школа здоровья. - 1996, № 4

36. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние). - М.: Просвещение, 1980. - 195 с.

37. Кардашенко В.Н., Суханова Н.Н. Изменение темпов роста и развития школьников //Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков: тезисы докладов. - М., 1990. - С. 121-122.

38. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. М., Медицина, 1989

39. Лысенко В.В., Долгов В.А. Методическое пособие по математической статистике. Краснодар, 1991

40. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: - М.: ФиС, 1991.-113 с.

41. Никитюк Б.А. - Факторы роста и морфофункционального созревания - М., 1987. - 144 с.

42. Никитюк Б.А. Конституция и онтогенез // Дифференцированная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. - Пермь, 1975. - С. 226-229.

43. Огапов Р.Г. Первичная профилактика ИБС. М., медицина, 1990 – с.167

44. Осик В.И. Валеология. Краснодар, Советская Кубань, 1997-с.147

45. Пекарь Р.А. Некоторые закономерности роста частей тела у детей 3-7 лет: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Донецк, 1970. - 19 с.

46. Покровская Т.И., Рыскулова А.Б. К вопросу акселерации детей в школьном возрасте// Здравоохранение Киргизии. - 1981. - № 2. - С.12 - 17.

47. Страновская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.:Новая школа, 1994. - 288с.

48. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - М.: Медицина, 1986. -240 с.

49. Сулимова Т.Г. Особенности тестирования и оценки физической работоспособности у детей и подростков: Автореф. кандид. дис.-Краснодар, 1997

50. Требмач А.Б., Анохов А.А. Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания. - Краснодар, 1996

51. Тюрина Т.В. Конституция, одаренность и здоровье детей на разных этапах онтогенеза //Конституция и здоровье человека: Тезисы докладов. - Л., 1991. - С. 63-64.

52. Фомин И.А. , Филин В.Т. Возрастные основы физического воспитания . - М.: ФиС., 1988- 32с.

53. Фролов В.Г., Юрио П.П. Физкультурные занятия на воздухе. - М.: просвещение, 1988 - 165с.

54. Экология человека: Словарь-справочник. / под. ред. Агаджаняна Н.А. М., 1997.


Приложение

Комплекс корригирующей гимнастики на занятиях по оздоровительной физической культуре

п/п Исходное положение Выполнение упражнений Дозировка

1. Стоя у зеркала (проверить осанку лопатки сведены) плечи развести 30 сек.

2. Стоя у стены - приседание, скользя спиной по стенке, руки вверх с 3-х раз

3. Ходьба на носках, палка на лопатках от 1-3 мин.

4. Ходьба на носках - палка вверх от 1-3 мин.

5. Лежа на животе, в руках палка. Самовытяжение на 8 счетов, вытягивая руки вперед с 3-х раз

6. Руки с палкой вытянутые 1 - поднять руки с палкой , 2 - палку над головой, 3-4 исходное положение - выдох с 3-х раз

7. Палка за спиной 1-2 отвести палку назад «вожжи» (свести лопатки), 3-держать,4-исходное положение с 3-х раз

8. То же. Поочередное поднимание ног невысоко от пола с отведением палки назад с 3-х раз

9. Сидя, в упоре руками сзади 1-2 поочередное поднимание ног, невысоко от пола, на 3-держать «угол», 4-отдых с 3-х раз. Каждой ногой

10. Сидя, руки вверх, в руках палка. От 1 до 8 медленно лечь на спину, опуская палку и медленно подняться, сесть с 3-х раз

11. Лежа на спине, ноги приподнять невысоко от пола, руки за голову Имитация работы ног при кроле, смотреть на носки ног с 3-х раз

12. Дыхательное упражнение. Лежа на спине, руки вдоль туловища 1-2 руки вверх-вытянуться-вдох, 3-4 колени к животу, прижимая палкой - выдох дыхательное упражнение 2 - 3 раза

13. Лежа на спине руки согнуты за голову, ноги согнуты в коленях 1-2 поочередное выпрямление прямых ног и «пистолет» с 3-х раз

14. Лежа на боку, другая рука вдоль туловища, ноги вытянуты 1-2 поднимание руки вверх с касанием головы, ноги поднять в «угол» вверх, 3- держать, 4 - отдых с 3-х раз

15. Тоже лежа на боку с 3-х раз

16. Стоять на четвереньках, ладони внутрь 1-2 медленно, сгибая руки, грудью коснуться пола, вытягивая голову вперед, 3-4 исходное положение с 3-х раз

17. Стоя на четвереньках 1-2-3 вытягивая спину сесть на пятки, 4- исходное положение «Кошечка»

30 сек.

18. Стоя у зеркала - проверить осанку см. № 1

19. Поза для отдыха (по рекомендациям врача ЛФК)

Подвижные игры, используемые для развития координационных способностей

"ЗАЯЦ БЕЗ ДОМИКА"

Дети, за исключением двух водящих, разделяются на группы 3-5 человек. Каждая группа образует кружок. Кружки размещаются в разных местах площадки на расстоянии 2-3 м один от другого. Кружок - домик. В каждом домике один из ребят становится в середину и изображает зайца. Первый водящий - охотник, второй - заяц, не имеющий домика. По команде ведущего охотник начинает ловить зайца. Заяц, спасаясь от охотника, может вбежать в любой домик. Тогда, заяц, находящийся там, выбегает, а охотник начинает его преследовать. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями. Чтобы все дети смогли поучаствовать в игре, ведущий может ввести правило: каждый раз, когда заяц вбежал в домик, он меняется местом с очередным игроком, стоящим в кружке, т.е. изображающим дом.

"БЕГ ПО КРУГУ"

На земле чертится круг диаметром 10 м. Отмечается линия старта. По сигналу ведущего дети начинают бег по кругу. После каждого круга из игры выбывает участник, который пересекает стартовую линию последним. Победителям становится игрок, опередивший всех других участников.

"ТЯНИ - ТОЛКАЙ"

Ребята становятся попарно спиной друг к другу и захватывают согнутыми в локтях руками. По сигналу ведущего пары устремляются к указанной им линии. Достигнув ее, возвращаются обратно. Сначала один игрок бежит лицом вперед, а другой спиной вперед, а потом наоборот. Выпрыгивает пара, быстрей других вернувшаяся назад.

"НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ"

На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

"УСПЕЙ ВСТАТЬ В ОБРУЧ"

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  184  185  186   ..

 

Тесты

экспер. группа

контр.группа

t p
1

Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине

5,1 ± 0,202 4,8 ± 0,135 1,5 <0,05
2 Бег 120 м (с) 35,1 ± 0,838 36,5 ± 0,185 1,75 <0,05
3

Приседания за 10 с

6,3 ± 0,378 5,5 ± 0,689 2,6 <0,05
4 Челночный бег 10 м х 3 (с) 20,5 ± 0,472 22,1 ± 0,803 3,4 <0,01
5

Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами

7,8 ± 0,831 6,7 ± 0,667 1,3 <0,05
6 Комплекс координационных упражнений (балл) 9,4 ± 0, 355 8,6 ± 0,531 2,2 <0,05
7 Выкрут в плечевых суставах (см) 49,0 ± 0,636 51,3 ± 0,785 3,6 <0,01