Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 55

 

Поиск            

 

Создание положительного имиджа как один из способов маркетинга

 

             

Создание положительного имиджа как один из способов маркетинга

Создание положительного имиджа как один из способов маркетинга

Панов И.А.

Имидж, имиджелогия, PR – технологии – эти понятия сегодня прочно вошли в нашу жизнь. Они имеют важное значение для маркетологов. Взяв их на вооружение, можно достичь определенных успехов в привлечении покупателей. Наличие у потребителя определенного образа, иначе имиджа фирмы, облегчает распознавание товаров и услуг данной фирмы и, следовательно, их выбор.

Цель исследования - изучение факторов создания положительного имиджа предприятия.

Задача исследования - сформулировать основные инструменты создания положительного имиджа предприятия.

В современной литературе существует множество рекомендаций и методов формирования положительного имиджа предприятия. Изучив и обобщив их мы можем сказать следующее.

Имидж – это образ, который помогает закрепить у потребителя привычки, представление о продукции. Имидж организации – это ее реклама. Фактически – это самопрезентация, конструирование фирмой своего образа для других. Ни один нормальный человек не будет обращаться в организацию, о которой ничего не знает или знает только негативную информацию, и наоборот, чем больше позитивной информации о вашей организации, тем больше у вас клиентов. Здесь замешана психология человека – люди боятся рисковать.

Формирование желаемого имиджа для фирмы – наиболее труднодостижимая из всех коммуникационных задач. Это обусловлено тем, что имидж фирмы формируется на синтетической основе, источником которой является «остаток впечатлений» различных категорий покупателей от опыта их взаимоотношений с фирмой, знания о ней, ее позиций на рынке, подходах в решении различных задач, формах и методах обслуживания.

Имидж организации формируется на основе следующих факторов.

Во-первых, это отзывы ваших предыдущих клиентов. Человек всегда стремится рассказать всем, как он «удачно к вам зашел», какой хороший товар купил, как с ним хорошо общались и так далее, тем самым рекомендуя вашу организацию в глазах своих слушателей, а они в свою очередь пойдут к вам. В случае же, если клиент будет негативно отзываться о вашей фирме, результат будет обратным. Опять работает психология.

Значит нужно заботиться о клиенте, быть вежливыми отзывчивыми и, естественно, производить качественную продукцию. Правило: «Клиент всегда прав» здесь работает на все 100%. Из этого формируется ваш имидж.

Значит, забота о клиенте – это один из элементов маркетинга.

Во-вторых – это различные PR – технологии. Public relations - это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью.Public relations обеспечивает фирме известность, формирует положительное мнение (о деятельности, надежности, качестве), противодействует распространению неблагоприятных слухов и сведений. Самое главное – это реклама. Она тоже формирует имидж. Очень важно сделать рекламу качественной, запоминающейся, бросающейся в глаза. Помощь высококвалифицированных маркетологов здесь просто необходима.

Также имидж формируется на основе публикаций в СМИ (важно устанавливать и поддерживать связь со СМИ для размещения в них желаемых сведений с целью привлечения внимания к фирме, товарам и услугам), различных акций, проводимых вашей организацией или в которых она принимает участие, на основе способов взаимодействия вашей организации и общества. Назначение мероприятий по созданию имиджа – внеценовая конкуренция, имеющая целью формирование управляемого имиджа. Как правило эти мероприятия состоят из системы взаимосогласованных акций, направленных на общественность.

В-третьих – это культура вашей организации. Сюда входят такие элементы как форма, эмблема, девиз, гимн, интерьер и экстерьер офиса и так далее. Здесь важно спроектировать различные варианты желаемой формулы имиджа на основе комплексного исследования, в котором ставится цель по возможности в более доступной для широкой массы покупателей форме воспроизвести миссию, цель и особенности предполагаемой деятельности фирмы на рынке. При этом должна быть выдержана основная линия – имидж фирмы должен учитывать ценности, культурные традиции, религиозные особенности, потребности и ожидания общественности. Все это формирует общее представление о вашей организации. И в зависимости от того, какое оно, и будет формироваться формировать желание клиента сотрудничать с вами. В-четвертых, и это, наверное, самое главное – качество вашей продукции, серьезность ваших намерений и легальность вашей деятельности. Без этого все остальное – напрасный труд. Какую рекламу вы бы не делали, как бы вы не относились к клиенту, если его не устраивает качество вашей продукции или услуг, он к вам не придет, более того он будет негативно отзываться о вас, создавая тем самым антирекламу. Если же ваша деятельность нелегальна и ваши намерения несерьезны, вы не планируете долго оставаться на рынке, то ни о каком имидже не может быть и речи. Здесь можно обойтись без комментариев – все и так понятно.

Характеристиками имиджа являются: группа восприятия, набор воспринимаемых и измеримых свойств организации, значения оценок свойств и их веса. Длительность существования, четкость и устойчивость имиджа, уро-278 вень позитивности/негативности, оптимальность, направления деятельности и затраты по созданию и поддержанию имиджа также являются характеристиками имиджа.

Имидж – это не только средство, инструмент управления, но и объект управления. Позитивный имидж создается основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Эта работа осуществляется в значительной мере посредством маркетинговых коммуникаций Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно. Создание имиджа организации в рыночной среде ведется на основе стратегического подхода, с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций. Следует помнить, что каждое из средств маркетинговых коммуникаций имеет свои сильные и слабые стороны. Системная интеграция этих средств (по времени и последовательности использования, по распределению бюджета между ними) обеспечивает усиление преимуществ каждого из средств и нивелирует их недостатки. Имидж можно создавать заново, изменять. Успешный процесс формирования имиджа требует управления (планирования, организации, контроля). Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнители, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономическая эффективность).

Научно обоснованная работа по управлению корпоративным имиджем должна вестись на основе моделирования имиджа.

В более общем смысле слово «имидж» - это репутация компании, то есть это создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках компании. Двойственный характер репутации проявляется в том, что она одновременно является прямым следствием работы компании и в определенной степени обусловливает возможности ее дальнейшей деятельности.

В конечном счете создание имиджа конкретной фирмы призвано:

1) показать размах фирмы;

2) информировать об ассортименте и качестве товаров и услуг;

3) информировать о традициях и времени создания фирмы;

4) продемонстрировать профессионализм сотрудников фирмы.

Таким образом, можно утверждать, что имидж организации это ее реклама. Он может быть либо положительным либо отрицательным.

Обобщив опыт в организации положительного имиджа предприятия, можно сказать, что имидж организации – это очень мощный инструмент в руках маркетолога. Умело используя знания о законах его формирования, о его действии на общество, можно создавать имидж своей организации, привлекая тем самым потребителя и увеличивая объемы продаж. А это и есть главная задача маркетинга. Соответственно – создание положительного имиджа есть один из способов маркетинга.

Список литературы

1. Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые исследования. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384с.

2. Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. – Маркетинг в россии и за рубежом, 2001, №3

3. Ульяновский А.В. Стратегии корпоративного имиджа и управление лояльностью. - Санкт-Петербург: Zero B2B Advertising : Хэд Лайн, 2006. - 368 с.