59
Приложение 6
ПОРЯДОК
составления бизнес-плана предприятия
Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко
используемый, практически во всех областях современной рыночной экономики неза-
висимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
Задача бизнес-плана - дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного
проекта. Бизнес-план выступает как форма представления результатов предварительного тех-
нико-экономического обоснования крупных и средних проектов в деловом планировании,
реализация которых обеспечивает поддержание высокой деловой активности предприятия.
Применительно к малым промышленным и иным бизнес-проектам он может являться доку-
ментом, представляющим результаты полного инвестиционного проекта.
Бизнес-план используется:
1. Персоналом управления предприятием:
- для определения круга проблем, с которыми встретится предприятие при реа-
лизации своих намечаемых целей;
- оценки финансового положения и конкурентоспособности предприятия на су-
ществующем и новом рынке товаров и услуг (например, цифровых карт);
- выработки концепции и стратегии деятельности предприятия в условиях кон-
курентной борьбы с другими производителями таких же товаров и сходных услуг (в
нашем случае, частных фирм, выпускающих картографическую продукцию, ведущих
кадастры и т.п.);
- формулировки и обеспечения путей решения этих проблем.
2. Потенциальным инвестором и партнером (местной администрацией, кредит-
ным банком и др.):
- для оценки экономической эффективности намечаемых предприятием бизнес-
проектов, реальности получения желаемой прибыли;
- возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.
Бизнес-план может быть подготовлен планово-экономическим отделом или мар-
кетинговой службой предприятия. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию
как внутри предприятия, так и вне его. Именно при помощи бизнес-плана руководство
предприятия принимает решение, какая часть прибыли останется в деле для накопле-
ния, а какая пускается на развитие производства. Наиболее активно бизнес-план ис-
пользуется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорных вложений и т. д. Многие
инвесторы любят читать одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана,
что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой доку-
мент носит название бизнес-предложение. Он используется при переговорах с возмож-
ными инвесторами и будущими партнерами, при приглашении ключевых сотрудников,
при подписании контрактов персоналом предприятия (фирмы). Бизнес-план является не
только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении
внешних контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению,
форме и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересо-
ванному лицу получить четкое представление о существе дела и степени заинтересо-
ванности своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана
определяется спецификой и областью ее деятельности.
Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Осо-
бое внимание следует уделить резюме. Этот раздел может быть написан только после
завершения работы над документом, но помещается обычно в его начале. Резюме - это
часть плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле