ГКИНП (ОНТА)-17-2000. РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ - часть 15

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП (ОНТА)-17-2000. РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

ГКИНП (ОНТА)-17-2000. РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ - часть 15

 

 

 

59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6 

ПОРЯДОК 

составления бизнес-плана предприятия 

 

Бизнес-план  представляет  собой  специальный  инструмент  управления,  широко 

используемый, практически во всех областях современной рыночной экономики неза-
висимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. 

Задача бизнес-плана - дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного 

проекта. Бизнес-план выступает как форма представления результатов предварительного тех-
нико-экономического  обоснования  крупных  и  средних  проектов  в  деловом  планировании, 
реализация  которых  обеспечивает  поддержание  высокой  деловой  активности  предприятия. 
Применительно к малым промышленным и иным бизнес-проектам он может являться доку-
ментом, представляющим результаты полного инвестиционного проекта. 

Бизнес-план используется: 
1. Персоналом управления предприятием: 
- для определения круга проблем, с которыми встретится предприятие при реа-

лизации своих намечаемых целей; 

- оценки финансового положения и конкурентоспособности предприятия на су-

ществующем и новом рынке товаров и услуг (например, цифровых карт); 

- выработки концепции и стратегии деятельности предприятия в условиях кон-

курентной  борьбы  с  другими  производителями  таких  же  товаров  и  сходных  услуг  (в 
нашем  случае,  частных  фирм,  выпускающих  картографическую  продукцию,  ведущих 
кадастры и т.п.); 

- формулировки и обеспечения путей решения этих проблем. 
2.  Потенциальным  инвестором  и  партнером  (местной  администрацией,  кредит-

ным банком и др.): 

- для оценки экономической эффективности намечаемых предприятием бизнес-

проектов, реальности получения желаемой прибыли; 

- возврата кредиторам вложенных в этот проект средств. 
Бизнес-план может быть подготовлен планово-экономическим отделом или мар-

кетинговой  службой  предприятия.  Бизнес-план  оценивает  перспективную  ситуацию 
как внутри предприятия, так и вне его. Именно при помощи бизнес-плана руководство 
предприятия  принимает  решение,  какая  часть  прибыли  останется  в  деле  для  накопле-
ния,  а  какая  пускается  на  развитие  производства.  Наиболее  активно  бизнес-план  ис-
пользуется  при  поиске  инвесторов,  кредиторов,  спонсорных  вложений  и  т.  д.  Многие 
инвесторы любят читать одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана, 
что  позволяет  им  увидеть  важные  особенности  и  преимущества  проекта.  Такой  доку-
мент носит название бизнес-предложение. Он используется при переговорах с возмож-
ными инвесторами и будущими партнерами, при приглашении ключевых сотрудников, 
при подписании контрактов персоналом предприятия (фирмы). Бизнес-план является не 
только  внутренним  документом  предприятия,  но  и  используется  при  установлении 
внешних  контактов.  Это  предъявляет  определенные  требования  к  его  оформлению, 
форме  и  структуре.  Он  должен  быть  представлен  в  форме,  позволяющей  заинтересо-
ванному  лицу  получить  четкое  представление  о  существе  дела  и  степени  заинтересо-
ванности своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана 
определяется спецификой и областью ее деятельности. 

Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Осо-

бое внимание следует уделить резюме. Этот раздел может быть написан только после 
завершения работы над документом, но помещается обычно в его начале. Резюме - это 
часть плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле 

 

60

 

 

представляет  собой  «визитную  карточку»  дела  (предприятия).  Бизнес-план  предприятия  со-
ставляется, как правило, на несколько лет вперед, но пересматривается не реже чем раз в год. 
По мере накопления опыта облегчается не только процесс собственного планирования, но и 
корректировка бизнес-плана. В зависимости от конкретно поставленной цели (или ряда целей) 
необходимо  тщательно  продумать  концепцию  бизнес-плана,  его  логическое  развитие,  всю 
идеологию построения своего предложения, проекта, программы. 

Автор бизнес-плана должен представлять себе круг слушателей (которым адре-

сован бизнес-план), их реакцию, вопросы, выступления, заранее мысленно им отвечать 
на вопросы, на какое-то время мысленно меняться с ними местами и стараться объек-
тивно оценить свои ответы. Как только достигнуто состояние информационной напол-
ненности на заданную тему по вышеперечисленным показателям, тогда можно перехо-
дить в своей работе к разработке бизнес-плана. 

Выбор  конкретной  методики  составления  бизнес-плана,  глубина  и  временной 

горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие 
прилагаемых документов и справок зависит от различных факторов. Среди них можно 
отметить величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику 
потенциального инвестора (его интересы), специализацию, психологию, опыт инвести-
рования,  национальную  принадлежность.  При  принятии  решения  инвестором  о  выде-
лении  финансирования  имеет  значение,  какая  фирма  или  предприятие  претендует  на 
получение  инвестиций,  размер  их  уставного  капитала,  опыт  работ  в  рассматриваемой 
области, начальная стадия реализации проекта (есть ли заделы по реализации проекта), 
финансовое  положение  заявителя,  наличие  квалифицированного  штата  по  реализации 
проекта, наличие залогов и гарантий возвращения кредитов. 

На  какой  бы  методике  составления  бизнес-плана  не  остановились  авторы  проекта, 

важно основное: разработанный документ должен содержать ряд разделов, в которых анали-
зируются конкретные аспекты бизнес-плана, приводимая исходная и итоговая информация 
должна быть достоверной, обоснованной и базироваться на документальных источниках и 
расчетах. При составлении плана следует широко пользоваться статистической информаци-
ей, всякий раз подтверждая ее ссылкой на первоисточник, известных экспертов. Тщательно 
составленный бизнес-план может быть быстро переработан в бизнес-предложение или фи-
нансовую заявку, которая наверняка удовлетворит кредиторов. 

 

Макет бизнес-плана: 

 

• Местонахождение предприятия. 

• Цель бизнеса. 

• Отрасль. 
• Описание вида деятельности. 

• Продукт или вид услуг. 

• Анализ рынка. 
• Конкуренция и конкурентное преимущество данного предприятия. 

• Организация и практика внешнеэкономических связей. 

• Стратегия маркетинга. 
• Прогнозирование продаж. 

• Переменная составляющая затрат на продажи. 

• План производства. 

• Обложка:  название  предприятия,  фамилия  руководителя  предприятия,  адрес, 

номер телефона и факса предприятия. 

• Резюме: краткое содержание бизнес-плана. 

 

61

 

 

• Управление и персонал. 
• Планируемая прибыль. 

• Оценка риска. 

• Финансовый план. 
• Стратегия финансирования. 

• Деловое расписание. 

• Наиболее  актуальные  приложения к бизнес-плану (образцы продукции и  т. п.). 
Бизнес-план предприятия должен быть выполнен на высоком полиграфическом 

уровне. Вместе с тем он должен быть предельно скромным в оформлении. На титуль-
ном  листе  размещают  название  плана,  подтверждение  о  конфиденциальности  содер-
жащейся информации, проставляют номер и напоминание о том, чтобы потенциальный 
инвестор вернул экземпляр, если его не заинтересовало это дело. Общий объем доку-
мента - не более 50 - 60 страниц. 

Все предложения в плане должны быть четко обозначены. При необходимости в 

нем используют фотографии, таблицы, рисунки, картматериалы. Чтобы инвестору, по-
тенциальному  партнеру  легко  было  найти  интересующий  его  раздел,  план  должен 
иметь оглавление, а каждый раздел - свой шмуцтитул. 

 

Перечень исходных данных, необходимых для составления бизнес- плана 

 

Ответы  в  письменном  виде  на  следующие  разделы  позволят  Вам  разработать бизнес- 

план инвестиционного проекта, производственной деятельности предприятия (фирмы). 

 

1. Цель проекта 

 

Опишите проект, для которого требуется финансирование: 
- какой товар или услугу Вы предлагаете ? 
- как будут использованы деньги? Вы собираетесь открыть новое дело или рас-

ширить уже существующее? 

- какое влияние окажет финансирование на объем продаж, производство и прибыль? 
- какой наибольший риск несет инвестирование в этот проект? 

 

2. Краткие сведения о предприятии 

 

Дайте краткие сведения о Вашем предприятии (фирме): 
- как и для чего было основано Ваше предприятие? 
- кто является собственником имущества Вашего предприятия? 
- какие достижения имеются у Вашего предприятия на сегодняшний день? 
-  какие  трудности  стояли  на  пути  Вашего  предприятия?  Как  предприятие  их 

преодолело? 

 

3. Основное руководство предприятия 

 

Основное руководство предприятия: 
-  дайте  основные  данные  о  руководящих  сотрудниках  предприятия  (директор, 

главный  инженер,  начальник  планово-экономического  отдела)  включая  их  полные 
имена, возраст и образование. Расскажите об их опыте работы в данной отрасли и их 
последние достижения. Можно также приложить их резюме; 

-  подвергалось  ли  предприятие  за  последний  год  существенным  организацион-

ным преобразованиям; 

-  какие  навыки,  отсутствующие  у  руководящих  работников,  необходимы  для 

Вашего проекта; 

 

 

62

 

 

4. Описание продукции (товара или услуги) 

 

Опишите продукцию (товар или услугу), которую производит предприятие.  По 

мере возможности избегайте сложных технических терминов: 

- опишите продукцию (товар или услугу) и их характеристики; 
- как производится продукция (товар или услуга); 
- как представляется услуга; 
- является ли это необычным или уникальным? Почему? 
- почему Ваша продукция (товар или услуга) необходимы? 
- какие есть возможности на расширение или обновление производства в будущем? 
- какими каналами реализации продукции (товара или услуг) Вы пользуетесь? 
-  существуют  ли  какие-то  серьезные  ограничения  с  точки  зрения  охраны  окру-

жающей  среды,  налогообложения  и  законодательства?  Какие  необходимы  патенты, 
разрешения и (или) лицензии? 

 

5. Описание производства 

 

Опишите работу предприятия: 
- какие помещения и оборудование имеет или арендует предприятие? 
- в каком техническом состоянии находятся эти здания и оборудование? 
-  какое  основное  оборудование  необходимо  для  производства  традиционной  и 

новой продукции (товара или оказания услуги)? 

- какое дополнительное имущество и оборудование необходимо для выполнения 

целей бизнес-плана? 

 

6. Поставщики 

 

- какое требуется сырье: материалы, комплектующие и покупные изделия (услу-

ги сторонних организаций)? 

- сколько поставщиков имеет предприятие? Где они находятся? Производите ли 

Вы покупки за рубежом? В каком количестве? 

- есть ли у Вас проблемы с поставщиками? Как контролируются возможные не-

увязки: несвоевременность поставок и качество? 

- каков объем производства? Достаточно ли этого для будущего? 
 

7. Потребители 

 

- кто Ваши основные потребители? 
- где находятся Ваши потребители? Работает ли Ваше предприятие на экспорт? 

В каком объеме? 

-  что  является  наиболее  важным  для  потребителей?  Предоставляете  ли  Вы  это 

им? Можете ли Вы им это предоставить? 

- укажите самую существенную возможность рынка. Как оценивается доля рын-

ка и ее ожидаемый рост? 

- почему потребители выбирают именно Вашу продукцию (товар или услугу) из 

других альтернативных? 

- опишите маркетинговую и рекламную деятельность предприятия. 

 

8. Конкуренция 

 

- кто Ваши основные конкуренты? 
- с какой непредвиденной или возможной конкуренцией может столкнуться Ва-

ше предприятие? 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..