ГКИНП-14-132-80. РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАРТ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК - часть 3

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-14-132-80. РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАРТ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

ГКИНП-14-132-80. РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАРТ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК - часть 3

 

 

4.4.7.  В  издании  по  штриховому  знаку  границ  составляемой  области,  республики  во 

внешнюю  сторону  дается  двойной  кант  отмывки  общей  шириной  в 6 см  красного  или 
фиолетового (на картах с показом горных территорий) цвета.

 

4.5. Рельеф 

4.5.1.  Изображение  рельефа  на  картах  должно  быть  наглядное,  давать  правильное 

представление о его основных формах, абсолютных и относительных высотах, протяжении 
хребтов,  размерах  площадей,  занимаемых  низменностями,  горами,  а  также  позволять 
учащимся производить построение гипсометрических профилей.

 

4.5.2.  Для  наглядного  воспроизведения  рельефа  применяется  гипсометрический  способ 

изображения, в сочетании с послойной окраской по ступеням высот и сплошной отмывкой 
рельефа.  Дополнительно  рельеф  характеризуется  надписями  отметок  высот,  урезов  вод, 
перевалов и орографическими названиями. Горизонтали в печати не подписываются.

 

4.5.3.  Сплошная  отмывка  применяется  для  выявления  глубоко-расчлененных  равнин, 

возвышенностей,  холмистого  рельефа,  имеющих  относительно  небольшие  амплитуды 
колебания высот, которые не могут быть выявлены только послойной окраской по ступеням 
высот.

 

4.5.4.  Типичные  формы  рельефа  следует  передавать  рисунком  горизонталей,  которые 

должны подчеркивать асимметрию речных долин и междуречий, крутые склоны гор.

 

4.5.5.  Долины  изображать  сравнительно  широким  и  более  округлым  замыканием 

горизонталей по рекам.

 

4.5.6. При обобщении небольших по площади высокогорных участков рельефа отдельные 

вершины следует объединять, чтобы четче читалась верхняя ступень.

 

4.5.7. Выбор шкалы сечения рельефа зависит от характера поверхности картографируемой 

территории.  Для  низменных  районов  (до 200 м)  горизонтали  проводятся  через 50 м,  для 
плоскогорных районов и плато (до 1000 м) - через 100 м, в горных районах - через 200, 300, 
500 м.

 

4.5.8.  В  отдельных  случаях  для  выделения  характерных  форм  рельефа  в  процессе 

редакционной  подготовки  конкретных  карт  района  картографирования  могут  допускаться 
изменения принятой шкалы сечения.

 

4.5.9.  При  разработке  фоновой  раскраски  по  ступеням  высот  следует  придерживаться 

следующих цветов:

 

а) территория района, имеющая высоты ниже 0 м окрашивается в холодный зеленый цвет;

 

б) до 200 м - в зеленые тона различной интенсивности;

 

в) до 500 м - светло-зеленые тона со слабым оттенком желто-оранжевого (как переход - от 

равнинных к горным территориям);

 

г)  свыше 500 м - в  оранжево-коричневых  тонах  с  возрастающей  интенсивностью 

раскраски.

 

4.5.10.  Высотные  отметки  отбираются  в  первую  очередь  по  списку,  разработанному 

специально для учебных карт (приложение 2), а дополнительные по дежурной карте СССР 
масштаба 1:2500000 или по картам крупных масштабов, если это требуется по содержанию 
карты.

 

4.5.11.  Отметки,  имеющиеся  в  списке,  не  подлежат  исправлению  по  дежурным 

материалам  ОСКС  ПКО  «Картография».  Они  являются  стабильными  для  учебных  карт  на 
ряд лет.

 

4.5.12. Частота высотных отметок (включая урезы воды) не должна превышать двух на кв. 

дм.

 

4:5.13. Рельеф дна моря показывается изобатами в шкале 50 - 100 - 200 - 500 - 1000 - 1500 - 

2000 - 3000 и далее через 1000 м.

 

4.5.14.  Рельеф  морского  дна  дополнительно  характеризуется  отметками  максимальных 

глубин,  которые  отбираются  по  материалу  составления  рельефа,  по  списку  глубин, 

составленному  в  институте  Океанологии  АН  СССР  для  учебных  карт  или  по  складным 
картам океанов (см. приложение 2).

 

4.5.15.  Орографические  надписи  на  суше  и  море  даются  по  «Карте  СССР»,  учебно-

краеведческим атласам, учебным физическим картам отдельных регионов СССР и складным 
картам  океанов,  а  также  по  справочным  картам  и  атласам  океанов  (например,  по  атласу 
Тихого океана).

 

4.5.16. Фоновая раскраска морей производится по принципу «чем глубже, тем темнее» в 

голубых и голубовато-синих тонах, при этом следовать правилу: до изобаты 200 м - границы 
шельфа - окраска  должна  быть  слабая,  до  изобаты 2000 м - нижняя  граница 
континентального склона - сильнее, а после 2000 м - ложе океана - наиболее интенсивная.

 

4.5.17.  Рельеф  суши  и  моря  составляется  по  «Карте  СССР»  с  привлечением  в 

необходимых случаях карт крупного масштаба, складных справочных карт океанов.

 

4.6. Прочие объекты 

4.6.1.  Из  объектов  почвенно-растительного  покрова  по  «Карте  СССР»  наносятся  болота, 

солончаки, пески без оконтуривания. Болота как и пески показываются без разделения их по 
видам. Минимальная площадь картографируемого объекта должна быть не менее 100 кв. мм.

 

4.6.2.  Из  других  объектов  нагрузки  на  карте  показываются  вулканы,  уступы,  ледники, 

пещеры, заповедники, заказники, границы многолетней мерзлоты, плавучих льдов, морские 
течения,  если  они  упоминаются  в  учебниках  физической  географии  СССР  для 7-го  класса, 
«Своя область» или даны на «Карте СССР».

 

4.7. Полезные ископаемые 

4.7.1.  Показываются  месторождения  полезных  ископаемых,  имеющие  общесоюзное, 

республиканское  и  областное  значение  которые  даны  на  учебных  картах  СССР  и  крупных 
физико-географических районов или упоминаются в учебниках «Своя область».

 

4.7.2.  Знаки  полезных  ископаемых  даются  двумя  размерами  по  значимости 

месторождений в соответствии с данными территориальных геологических управлений МГ 
СССР.

 

4.7.3.  В  легендах  карт  знаки  полезных  ископаемых  следует  располагать  в  порядке, 

принятом в таблице условных знаков, разработанных для данной серии карт.

 

4.7.4.  Списки  месторождений  полезных  ископаемых  на  картографируемую  территорию 

должны  утверждаться  территориальными  геологическими  управлениями  Министерства 
геологии СССР.

 

5. ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТЕКСТ 

5.1. Сведения по краеведению способствуют более глубокому изучению учащимися темы 

«Своя  область»,  позволяют  разностороннее  рассматривать  родной  край  с  историко-
краеведческих  позиций,  прививают  подрастающей  молодежи  чувство  гордости  и  любви  к 
родному краю.

 

5.2.  К  историко-краеведческому  тексту  учащиеся  обращаются  в  течение  двух  лет (7 - 8 

классы)  при  изучении  темы  «Своя  область»  на  уроках  физической  или  экономической 
географии СССР.

 

5.3.  Текст  должен  быть  краток,  лаконичен  и  доступен  для  понимания  учащимися.  Он 

должен  также  пояснять  условные  знаки,  относящиеся  к  объектам  краеведения,  особенно 
комплексным,  к  крупным  населенным  пунктам  или  пунктам,  связанным  с  большим 
историческим прошлым.

 

5.4.  Изложение  текста  следует  начинать  с  элементов  краеведения,  относящихся  к 

современной характеристике населенного пункта как административного промышленного и 
культурного центра.

 

Далее отмечаются историко-революционные, военно-исторические события и памятники, 

жизнь и деятельность замечательных людей с указанием дат их жизни и деятельности.

 

На карте показываются и поясняются в тексте наиболее известные:

 

а) музеи;

 

б)  археологические  памятники  (стоянки  древнего  человека,  могильники,  курганы; 

городища);

 

в) интересные объекты природы (геологические обнажения, пещеры, реликтовые деревья, 

рощи, старинные парки, заповедники);

 

г) пункты, связанные с развитием художественных промыслов;

 

д)  архитектурные  памятники,  построенные  до XIX века  включительно,  а  из  памятников 

более поздних - особо выдающиеся в архитектурном отношении;

 

е) значительные объекты сельского хозяйства и промышленности;

 

ж) детские туристские базы.

 

5.5. Историко-краеведческий текст может быть разработан редактором карты при участии 

методистов,  учителей,  краеведов.  В  дальнейшем  он  согласовывается  в  соответствующих 
министерствах  просвещения  республик  или  отделах  народного  образования  края  или 
области.

 

5.6.  Текст,  подготовленный  краеведами,  методистами  по  рекомендации  министерств 

просвещения  или  отделов  народного  образования,  редактором  тщательно  редактируется  и 
увязывается  с  содержанием  карты.  Отработанный  текст  посылается  на  согласование  в 
соответствующие министерства просвещения или отделы народного образования.

 

5.7. Текст в обоих случаях обязательно проходят литературную обработку.

 

5.8. При работе над текстом используются:

 

а) учебник по краеведению «Своя область»;

 

б) учебно-краеведческий атлас данной территории;

 

в) туристская карта-схема на картографируемую территорию;

 

г) литература по физической, экономической географии и истории, в том числе местных 

издательств;

 

д) энциклопедии, справочные издания Советской Энциклопедии;

 

е) материалы краеведческих и других музеев.

 

5.9.  В  первую  очередь  на  картах  показываются  объекты  краеведения,  упоминаемые  в 

учебниках «Своя область».

 

5.10.  Необходимо  обращать  внимание  на  тщательное  компактное  размещение  объектов 

краеведения у пунсонов населенных пунктов, но так, чтобы они не мешали чтению других 
объектов (рек, озер, путей сообщения и т.д.).

 

5.11.  В  тех  случаях,  когда  у  населенного  пункта  размещается  более  трех  объектов, 

рекомендуется 

применять 

общий 

знак 

под 

названием 

«многочисленные 

достопримечательности»,  а  перечень  их  выносить  в  историко-краеведческий  текст  данного 
пункта.

 

5.12.  После  учета  всех  замечаний  текст  дорабатывается  редактором  карты, 

просматривается  главным  (старшим)  редактором  и  направляется  на  утверждение  в 
контрольную редакцию ПКО «Картография».

 

6. КАРТЫ-ВРЕЗКИ 

Для  более  полного  и  разностороннего  освещения  вопросов,  связанных  с  темой  «Своя 

область», на сопредельной территории в пределах общей рамки учебной физической карты 
со 

сведениями 

по 

краеведению 

помещают 4 карты-врезки, 

рекомендуемых 

соответствующими  министерствами  просвещения  республик  или  отделами  народного 
образования, согласно данному списку:

 

геологическая карта;

 

климатическая карта;

 

почвенная карта;

 

карта растительности;

 

карта охраны и преобразования природы.

 

Карты-врезки даются в компоновке основной карты.

 

Масштабы  их  должны  быть  кратными  по  отношению  к  масштабу  основной  карты,  но  с 

уменьшением против него не более, чем в пять раз.

 

Картографическая сетка проводится через 2° по меридианам и параллелям.

 

Географическая  основа  всех  карт-врезок  должна  быть  согласована  между  собой  и 

основной картой, для чего составляется типовая основа.

 

Из  элементов  географической  основы  на  картах-врезках  показываются:  береговая  линия 

морей, озер, реки, границы СССР, союзных республик, областей и районов (при условии, что 
они  даны  на  основной  карте),  населенные  пункты - центры  областей,  районов  и  пункты, 
связанные со специальным содержанием.

 

Географическую основу всех карт-врезок следует составлять один раз по голубой копии, 

полученной с основной карты.

 

Болота,  пески,  солончаки,  показанные  на  основной  карте,  необходимо  согласовывать  с 

почвенно-растительными  элементами  на  соответствующих  картах-врезках,  учитывая 
разницу масштабов. Проводить между собой согласование карт почв и растительности.

 

Карты-врезки  должны  быть  согласованы  с  текстом  учебника  своей  области, 

соответствующими картами учебно-краеведческого атласа.

 

Специальное  содержание  показывается  в  пределах  границ  области  (края,  республики)  и 

должно  быть  предельно  генерализовано.  Минимально  допустимая  площадь  контура 
специального содержания - 5 кв. мм (воспринимается учащимися стоя у доски).

 

Название  карты-врезки  и  численный  масштаб  помещаются  под  северной  рамкой  на 

сопредельной  территории,  а  в  южной  части  врезки  название  учреждения  или  фамилия 
консультанта, разрабатывавших специальное содержание.

 

6.1. Геологическая карта 

6.1.1.  На  карте  показывается  геологическое  строение  картографируемой  территории  в 

геохронологической последовательности по эрам (кайнозойская, мезозойская, палеозойская, 
протерозойская,  архейская),  системам  (периодам) (четвертичная,  неогеновая,  полеогеновая, 
меловая,  юрская,  триасовая,  пермская,  каменноугольная,  девонская,  силурийская, 
ордовикская, кембрийская) и отделам (верхний, средний, нижний).

 

6.1.2. В отдельных случаях, когда территория области расположена на платформе, могут 

быть выделены ярусы и показаны выходы кристаллического фундамента.

 

6.1.3.  Площади  распространения  пород  показываются  качественным  фоном  и 

специальными буквенными обозначениями - индексами, принятыми для геологических карт.

 

6.1.4.  В  тексте  легенды  карты  дается  основной  литологический  состав  отложений, 

составляющих конкретную систему, отдел.

 

6.1.5.  Для  разработки  специального  содержания  макета  геологической  карты 

используются:

 

Геологические  карты  СССР  масштабов 1:1000000 и 1:2500000 издания  Министерства 

геологии СССР;

 

Геологические карты в учебно-краеведческих атласах областей;

 

Геологическая карта СССР (учебная) масштаба 1:5000000;

 

Учебники краеведения «Своя область»;

 

Тектоническая  карта  Европы  масштаба 1:2500000 на 16 листах  для  составления  изогипс 

поверхности кристаллического фундамента;

 

Тектоническая карта СССР (учебная) масштаба - 1:5000000.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..