ГКИНП (ОНТА)-08-228-95. Обновление топографической карты масштаба 1:200000 с использованием космических съемок - часть 6

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП (ОНТА)-08-228-95. Обновление топографической карты масштаба 1:200000 с использованием космических съемок

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

ГКИНП (ОНТА)-08-228-95. Обновление топографической карты масштаба 1:200000 с использованием космических съемок - часть 6

 

 

- промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты; 
- дороги и дорожные сооружения; 
- элементы рельефа, не выражающиеся горизонталями; 
- растительный покров и грунты. 
Одновременно: 
-  проверяют  правильность  изображения  на  карте  форм  рельефа,  просматриваемых 

стереоскопически; 

-  устанавливают  соответствие  изображаемых  на  обновляемом  оригинале  форм  рельефа 

формам просматриваемой модели местности; 

-  уточняют  подписи,  качественные  и  количественные  характеристики  объектов  (по 

картографическим материалам крупного масштаба). 

С  крупномасштабных  картографических  материалов  переносят  на  фотоснимки  или 

фотопланы (либо на картографическую основу) следующие надписи: 

направлений  основных  для  данного  района  дорог;  названий  государств,  населенных 

пунктов, морей, рек, каналов, озер и других объектов гидрографии, горных систем, хребтов, 
вершин, скал, валунов, ледников, перевалов, болот, песков; 

пояснительные - для  дополнительной  характеристики  или  для  пояснения  сущности 

изображенных на карте объектов и элементов местности и т.д.; 

численные  характеристики  высот  опорных  пунктов  и  точек  местности,  уровней  вод, 

горизонталей, обрывов, высоты деревьев и т.п. 

4.3.1.8.  Вычерчивание  содержания  на  космоснимках  выполняют  упрощенными 

условными  знаками.  Границы  растительного  покрова  и  грунтов  вычерчивают  сплошными 
линиями желтого цвета; вместо заполнения условными знаками контуры подписывают: лес, 
луг, кустарник, пески, болото и т.д. 

Четкие,  надежно  дешифрируемые  линейные  контуры  большой  протяженности  (дороги, 

каналы и пр.) вычерчивают только у границ полезной площади снимка, в местах пересечения 
и на изгибах. 

4.3.1.9.  Результатом  проведенных  работ  по  дешифрированию  на  каждый  лист  карты 

должны  быть  отдешифрированные  снимки  или  фотопланы  (фотосхемы)  и  восковки  с 
помеченными  (оцифрованными)  участками,  подлежащими  полевому  обследованию - 
рабочие проекты полевого обследования. 

4.3.2. Дешифрирование отдельных топографических объектов 

4.3.2.1. Гидрография и гидротехнические сооружения 
На космоснимках крупного масштаба береговая линия морей, озер, прудов, водохранилищ 

и  рек  имеет  несколько  генерализованный  вид  и  достаточно  четкие  очертания. 
Дешифрирование озер и водохранилищ, как правило, не вызывает затруднений. 

На снимках пустынных районов небольшие водохранилища распознают по характерным 

для них темному тону и прямоугольной форме. 

Неглубокие  и  осыхающие  водохранилища  дешифрируют  по  более  светлому  тону  или 

контуру. 

Для  пересыхающей  береговой  линии  водоемов  (водохранилищ,  озер)  характерны 

несколько уровней высыхания, которые изображаются на фотоснимках полосами различного 
тона, границы которых напоминают горизонтали. 

4.3.2.1.1.  Водная  поверхность  водоемов  изображается  на  снимке  различными  тонами  от 

темного до светлого. В зависимости от угла между отраженным от воды солнечным лучом и 
лучом, проектирующим ее изображение, глубины, прозрачности или состояния поверхности 
воды она уверенно читается среди окружающих ее участков суши. 

Береговые  отмели  и  мели  выглядят  светлее  или  темнее  водной  поверхности  и 

дешифрирование их не вызывает затруднений. 

4.3.2.1.2.  Русла  рек  выглядят  извилистыми  линиями  различной  ширины  и  тона.  У 

небольших по ширине рек и ручьев русла редко дешифрируются и выделяют их в основном 

по  извилистому  рисунку  берегов  или  маскирующей  их  древесной  и  кустарниковой 
растительности. 

4.3.2.1.3.  Каналы  изображаются  прямыми  светлыми  или  светло-серыми  линиями,  имеют 

четкие  изгибы,  прямые  и  даже  острые углы  соединения  и  нередко  резко  обрываются.  Сеть 
каналов  часто  образует  правильные  геометрические  фигуры.  В  изображении  некоторых 
каналов (от 10 - 15 м шириной) на светлом фоне дамб выделяется узкая полоса воды. 

Часто изображения каналов и дорог на снимках выглядят одинаково. С учетом этого при 

дешифрировании  каналов  следует  использовать  их  косвенные  признаки,  например,  резкие 
изгибы, наличие мостов, выделяющихся на фоне воды, а также дорог, подходящих к мостам 
через каналы. 

4.3.2.1.4.  Мосты  через  реки  и  каналы  изображаются  на  снимках  в  виде  светлых  тонких 

линий, пересекающих водную поверхность. При невозможности отдешифрировать мосты их 
местоположение  определяют  по  косвенным  признакам,  например,  по  подходу  одной  или 
нескольких дорог к обоим берегам реки, канала или ручья. 

4.3.2.1.5.  Плотины,  как  и  мосты,  изображаются  на  снимке  светлой  полоской, 

пересекающей  русло  реки.  Чаще  плотины  распознают  по  резкому  расширению  реки  и 
образованию водохранилища. По плотинам, как правило, проложены дороги или тропы. 

4.3.2.1.6.  Дамбы  и  искусственные  валы  изображаются  на  снимках  в  виде  узких  светлых 

или светло-серых полос, соответствующих незадернованным и задернованным поверхностям 
этих сооружений; часто они бывают расположены вдоль каналов, в поймах рек. 

4.3.2.1.7. Крупные пристани, дебаркадеры, молы, причалы на фотоснимках дешифрируют 

по характерным для них формам светлых полосок, которые выступают за линию берега или 
располагаются рядом, отчетливо выделяясь на темном фоне воды. 

4.3.2.1.8.  Колодцы,  являющиеся  важными  объектами  для  районов,  бедных  ориентирами, 

непосредственно  на  фотоснимках  практически  не  опознаются.  Однако  их  местоположение 
довольно  уверенно  определяется  по  наличию  узла  дорог  около  колодца  и  по  темно-серому 
тону изображения вытоптанного скотом участка вокруг колодца. 

4.3.2.1.9. Родники также не опознаются на фотоснимках. Иногда они бывают приурочены 

к небольшим увлажненным участкам, выделяющимся на фотоснимке по каплевидной форме 
и  светло-серому  и  серому  тону  изображения  растительности;  однако  местоположение 
родника определить не удается. 

4.3.2.1.10.  Сведения  о  недешифрируемых  и  труднодешифрируемых  гидрографических  и 

гидротехнических объектах (водораспределительных устройствах, водопроводах, родниках и 
т.д.)  получают  по  картматериалам,  планам,  аэрофотоснимкам  прошлых  лет,  либо  по 
результатам полевого обследования. 

4.3.2.1.11.  Наиболее  удобны  для  выполнения  дешифрирования  гидрографической  сети 

фотоснимки,  полученные  в  инфракрасной  зоне (700 ÷ 840 нм),  на  которых  водоемы  и 
водотоки  изображаются  ровным  темным  тоном  и  отчетливо  выделяются  на  фоне 
поверхностей  суши.  При  дешифрировании  рек,  каналов,  а  также  других  гидрографических 
объектов  рекомендуется  применять  как  черно-белые,  так  и  цветные,  спектрозональные  и 
синтезированные фотоснимки. 

4.3.2.2.  Населенные  пункты,  промышленные,  сельскохозяйственные  и  социально-

культурные объекты 

4.3.2.2.1.  На  космических  фотоснимках  возможно  дешифрировать  как  крупные 

населенные  пункты,  поселки  городского  типа,  так  и  сельские  населенные  пункты  с 
квартальной или рядовой застройкой. 

Изображения названных населенных пунктов на фотоснимках отличаются рядами четких 

светлых  линий  проездов  и  улиц,  разделяющих  застроенную  часть  на  правильные 
геометрические фигуры. При увеличении 4

×

 и более в изображении на снимках кварталов и 

рядов  могут  быть  различимы  отдельные  постройки,  имеющие  прямоугольную  форму, 
подчеркиваемую тенями. 

Населенные пункты сельского типа с бессистемной застройкой в основном дешифрируют 

по  общему  контуру.  Светлые  пятна,  соответствующие  постройкам,  и  темные  пятна  крон 
деревьев  создают  характерную  зернистую  структуру их  изображения.  На  этом  фоне  в  виде 
светлых линий выделяют проезды. 

При дешифрировании отдельно расположенных дворов возможно выделение строении, не 

скрытых кронами деревьев. 

Наличие  стоянок  и  кочевий  определяют  по  косвенным  признакам - белесым  пятнам 

вытоптанной  поверхности  и  пучкам  грунтовых  дорог.  При  просмотре  фотоснимков  с 
увеличением изображения кочевий и стоянок могут быть выделены отдельные строения. 

Дешифрирование  по  космическим  снимкам  населенных  пунктов,  промышленных  и 

сельскохозяйственных  объектов  производят  стереоскопически  с  увеличением  до 4 - 5

×

Наиболее  удобны  для  этих  целей  черно-белые  фотоснимки,  границы  объектов  на  которых 
резче, чем на цветных и спектрозональных. 

4.3.2.2.2.  При  дешифрировании  населенных  пунктов  используют  крупномасштабные 

карты,  планы  населенных  пунктов,  справочники  административно-территориального 
деления, разносезонные космоснимки, аэрофотоснимки прошлых лет. 

4.3.2.2.3.  Выделяющиеся  городские  промышленные  и  хозяйственные  постройки 

дешифрируют по светлому тону крыш, форме, теням. 

Заводы  и  фабрики  распознают,  как  правило,  по  характерной  планировке  и  структуре, 

отличной от структуры жилой части населенных пунктов. 

Заводские  и  фабричные  трубы  на  фотоснимках  часто  демаскируются  шлейфом  дыма, 

который более резок у горловины трубы и расплывчат с удалением от нее. 

Карьеры  и  места  добычи  ископаемых  открытым  способом  (песчаные  карьеры, 

каменоломни и т.д.) дешифрируют на космоснимках по внешнему контуру, тону дна выемок, 
а также теням обрывов. Для изображения больших многоярусных промышленных карьеров 
характерны ряды параллельных темных полос, являющихся обрывами «террас». 

Нефтяные  и  газовые  промыслы  на  космоснимках  в  основном  опознают  по  светлым 

пятнам, соответствующим площадкам буровых скважин, и светлым линиям соединяющих их 
дорог.  Непосредственно  буровые  вышки  не  дешифрируются.  Демонтированные  буровые 
вышки  опознаются  в  виде  темных  точек  (рвы,  насыпи,  строительные  материалы  и  т.д.)  в 
центре светлых пятен площадок буровых. 

Крупные резервуары и цистерны складов горючего изображаются в виде светлых пятен, 

часто  подчеркнутых  характерной  тенью.  Обычно  склады  горючего  изолированы  от 
населенных  пунктов,  имеют  подъездные  пути  и  окружены  защитными  валами  или 
ограждениями. 

Вышки-ретрансляторы в редких случаях дешифрируют по длинной тени на светлом фоне, 

например, песков или степи. 

Взлетно-посадочные  полосы  аэродромов  дешифрируют  по  правильной  прямоугольной 

форме  и  светлому  тону  покрытия  (грунтовые  или  бетонные).  Аэродромные  постройки 
располагаются рядом с полосой и распознаются по форме, тону и теням. 

Постоянные  загоны  для  скота  на  космоснимках  дешифрируют  по  квадратной, 

прямоугольной  или  круглой  форме  и  темно-серому  тону  вытоптанной  скотом  земли.  В 
изображении  кошар  рядом  или  внутри  их  контура  распознают  крыши  навесов,  крытые 
загоны, пристройки. 

Крупные  мазары  частично  дешифрируют  по  теням  и  реже  по  форме  на  ровном  светлом 

фоне. 

Кладбища,  как  правило,  на  снимках  без  картматериала  не  распознаются.  При  наличии 

древесной  растительности  они  демаскируются  ею.  Кроме  того,  кладбища  обычно 
располагаются на возвышенных местах. 

Положение  опор  и  столбов  линий  электропередач  на  снимках  определяют  только  по 

невспаханным вокруг них участкам. Изображаются они темными линзообразными пятнами, 

располагающимися  через  равные  промежутки.  Чаще  всего  на  космоснимках  распознаются 
опоры электролиний, пересекающих угодья. 

4.3.2.2.4. Подземные трубопроводы на космоснимках изображаются светлыми линиями - 

следами  засыпанных  траншей  с  трубами.  Внешне  трубопроводы  похожи  на  дороги,  но  в 
отличие  от  последних,  для  них  характерны  резкие,  иногда  отходящие  под  прямым  углом 
ответвления, значительные по длине спрямленные участки и меньшая четкость линий. При 
дешифрировании  следует  использовать  крупномасштабные  карты  и  ведомственные 
материалы. 

4.3.2.2.5.  Недешифрируемые  промышленные,  культурные  и  сельскохозяйственные 

объекты  (нефтяные  вышки,  опоры,  радиомачты,  водонапорные  башни,  трансформаторные 
будки,  кладбища  и  т.д.)  переносят  с  крупномасштабных  карт,  планов  или  наносят  при 
полевом обследовании. 

4.3.2.2.6. 

Для 

лучшего 

выделения 

отдельных 

малых 

по 

размерам 

и 

труднодешифрирующихся  объектов  (построек  в  населенных  пунктах,  отдельных  деталей 
объектов  и  т.д.)  целесообразно  использовать  выборочно  (увеличенные  до  4

х

  и  более) 

фрагменты исходных снимков. 

4.3.2.3. Дороги и дорожные сооружения 
Железные дороги на дешифрируемых космоснимках изображаются в виде линий светлого 

и  светло-серого  тонов,  имеющих  значительные  спрямленные  участки  и  плавные  изгибы. 
Иногда  при  увеличении  изображения  свыше  4

×

  осевая  часть  этих  линий  выглядит  темнее, 

находясь как бы в обрамлении светлых полос. 

Наиболее высокие насыпи и глубокие выемки железных дорог дешифрируют по светлому 

тону и тени скатов - темным линиям, параллельным дороге. Особенно отчетливо выделяются 
насыпи  на  зимних  снимках.  Рядом  с  железнодорожным  полотном  по  форме  и  тону 
распознают станционные здания и различные железнодорожные постройки. 

Количество  путей  железнодорожного  полотна,  электрофицированность,  наличие 

незначительных по высоте насыпей и выемок по снимкам не определяется. 

Автострады  и  шоссе  так  же,  как  и  железные  дороги,  на  фотоснимках  изображаются 

тонкими линиями светлых и светло-серых тонов. При увеличении изображения 4 - 5

×

 и более 

на светлом фоне широкого земляного полотна может просматриваться темная тонкая линия 
асфальтового покрытия. 

Для автострад и шоссе характерны сочетания прямолинейных и криволинейных участков 

и более крутые, чем у железных дорог, изгибы. 

На  космоснимках  густонаселенных  районов  разделение  крупных  автодорог  и  железных 

дорог  по  внешнему  виду  не  всегда  возможно.  В  этом  случае  используют  для 
дешифрирования материалы картографической изученности района. 

Грунтовые,  проселочные  и  полевые  дороги  на  космоснимках  распознают  по  светлому 

тону  тонких  извилистых  линий,  обычно  имеющих  резкие  изгибы,  раздвоения.  Они  часто 
совпадают с контурами угодий. Полевые и проселочные дороги частично дешифрируют на 
светлом фоне, например, песчаных или каменистых поверхностей. 

Вьючные  тропы  на  снимках  выглядят  тонкими  нитевидными  линиями  светлого  тона  и 

прослеживаются  только  на  отдельных  участках,  исчезая  на  оголенных  каменистых 
поверхностях и под пологом растительности. 

Зимние дороги на космоснимках зимнего времени частично дешифрируют по темноватым 

тонким  линиям,  выделяющимся  на  светлом  фоне  заснеженных  пойм  рек  и  берегов.  В 
основном  зимние  дороги  тянутся  вдоль  пойм,  часто  срезают  излучины  рек,  переходят  с 
речного льда на сушу. 

При 

дешифрировании 

дорожной 

сети 

изображение 

следует 

просматривать 

стереоскопически с увеличением не менее 4 - 6

×

В  процессе  дешифрирования  в  необходимых  случаях  используют  крупномасштабные 

карты, планы, атласы дорог, ведомственные материалы. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..