7.8. ДЕШИФРИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
7.8.1. Распознавание на аэроснимках оросительных, обводнительных,
осушительных, деривационных (подводящих воду для использования её энергии),
водосбросных и других каналов и канав, а также канализованных участков рек не
вызывает затруднений. Как правило, они характеризуются прямолинейностью
очертаний и четкостью углов поворотов.
7.8.2. Большинству названных объектов сопутствуют узкие отвалы вынутого при
строительстве грунта, образующие валы и дамбы с одной или двух сторон каналов и
канав. Все они хорошо видны на аэроснимках, особенно при стереоскопическом
просмотре. Валы и дамбы к тому же отбрасывают характерные тени. Типична и
разветвленность оросительной и осушительной сети. Наряду с ними имеется и
водосбросная (коллекторная) сеть. У условных знаков последней рекомендуется
помещать черные пояснительные надписи, например, «коллектор», «главный колл.»
7.8.3. При топографическом дешифрировании постоянные мелиоративные и
деривационные каналы и канавы следует показывать условными знаками каналов и
канав с водой независимо от того, была ли во время аэросъемки или полевого
обследования в них вода (она может подаваться только по мере необходимости). В то
же время заброшенные, недействующие ирригационные каналы и канавы,
противопожарные и различные граничные канавы, бывшие противотанковые рвы
изображают на планах условными знаками сухих каналов и канав, хотя в части из них
весной, а также после сильных дождей имеется некоторое количество воды.
7.8.4. Не следует наносить на планы различные канавы временного характера,
даже если они видны на аэроснимках. Например, канавы и выводные борозды на полях
(они ежегодно запахиваются и прокладываются в других местах), временные
осушительные так называемые «картовые» канавы на торфоразработках (они
уничтожаются в процессе добычи торфа). Их аэрофотоизображения зачеркивают
синими крестиками.
7.8.5. Обозначения прямых участков канализованных рек, каналов и канав
вычерчивают по линейке и четко фиксируют их углы поворотов. Старые арыки,
утратившие прямолинейность, показывают строго по аэроснимкам, не утрируя их
изображения.
7.8.6. У изображаемых в две линии каналов и канав на плане должны быть даны
их характеристики: ширина по верху и глубина. По дополнительным требованиям,
например, при съемках для мелиорации земель, в характеристику включают два
показателя ширины — по верху и по дну (атом числе и для канав в одну линию). У
мелиоративных каналов и канав в качестве их глубины обычно принимают расстояние
по вертикали от уровня бровки более низкого берега до уровня дна в центре
поперечного профиля канала. Соответственно, в качестве ширины канала по верху
принимают расстояние между берегами на уровне бровки более низкого берега. Это
нужно учитывать при вычерчивании обозначений каналов в две линии по
аэрофотоизображениям их верхних бровок.
Однако на местности есть много каналов и канав, у которых дамбы и валы на
берегах непосредственно (без бермы) примыкают к бровке вырытой части канала.
Отличить собственно верхнюю бровку самого канала на аэроснимке, а иногда и в
натуре, бывает трудно. К тому же многие из таких каналов могут пропускать гораздо
больше воды (за счет дамб и валов по берегам). Поэтому, в подобных случаях,
рекомендуется наносить знаки самого канала по краям аэрофотоизображения воды в
нем, либо по его верхним бровкам, если удается их выявить. Здесь же даются
соответствующие характеристики канала. Рядом с ними следует помещать и
«максимальные характеристики» — ширину и глубину между бровками ограждающих
дамб или валов (см. рис. 16).
7.8.7. Сами дамбы, валы и бермы на них (горизонтальные или слабо наклоненные
узкие площадки, сооружаемые вдоль откоса для повышения его устойчивости) должны
отображаться на планах с максимально возможной полнотой. Характеристики высоты
97