СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
КАМАЗ - ЧАСТЬ 2
На переднем торце корпуса, на выходе топлива из
насоса установлен перепускной клапан 56, открытие которого происходит
при давлении 58,8... 78,5 кПа (0,6... 0,8 кгс/см2). Давление открытия
клапана регулируется подбором регулировочных шайб внутри пробки клапана.
Смазывание насоса циркуляционное, под давлением от общей системы
смазывания двигателя.
На двигателе с турбонаддувом установлен; топливный насос высокого
давления мод. 334 с повышенной энергией впрыскивания, с противодымным
корректором и номинальной цикловой подачей топлива 96 мм3/цикл.
Регулятор частоты вращения (рис. 40) всережим-ный, прямого действия,
изменяет количество топлива, подаваемого в цилиндр в зависимости от
нагрузки, поддерживая заданную частоту. Регулятор установлен в развале
корпуса топливного насоса высокого давления. На кулачковом валу насоса
установлена ведущая шестерня 21 регулятора, вращение на которую
передается через резиновые сухари 22. Ведомая шестерня выполнена заодно
с державкой 9 грузов, вращающейся на двух шарикоподшипниках. При
вращении державки грузы 13, качающиеся на осях 10, под действием
центробежных сил расходятся и через упорный подшипник 11 перемещают
муфту 12. Муфта, упираясь в палец 14, в свою очередь перемещает рычаг 82
муфты грузов. Рычаг 32 одним концом закреплен на оси 33, а другим —
через штифт соединен с рейкой 27 топливного насоса. На оси 33 закреплен
рычаг 31, другой конец которого перемещается до упора в регулировочный
болт 24 подачи топлива. Рычаг 32 передает усилие рычагу 31 через
корректор 15.
Рычаг 1 управления подачи топлива (рис. 41) жестко связан с рычагом 20
(см. рис. 40). К рычагам 20, 31 присоединена пружина 26, к рычагам 25,
30— стартовая пружина 28.
Во время работы регулятора в определенном режиме центробежные силы
грузов уравновешены усилием пружины 26. При увеличении частоты вращения
коленчатого вала регулятора, преодолевая сопротивление пружины 26, грузы
перемещают рычаг 32 регулятора с рейкой топливного насоса — подача
топлива уменьшается. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала
центробежная сила грузов уменьшается, и рычаг 32 регулятора с рейкой
топливного насоса под действием усилия пружины переме-щается в обратном
направлении—подача топлива и частота вращения коленчатого вала
увеличиваются.
Подача топлива выключается поворотом рычага 3 останова (см. рис. 41) до
упора в болт 6, при этом рычаг 3, преодолев усилие пружины 26 (см. рис.
40), через штифт 29 повернет рычаги 31 и 32; рейка переместится до
полного выключения подачи топлива. При снятии усилия с рычага останова
под действием пружины рычаг возвратится в рабочее положение, а стартовая
пружина 16 через рычаг 30 вернет рейку топливного насоса в положение
максимальной подачи топлива, необходимой для пуска.
Насос топливный низкого давления поршневого типа предназначен для подачи
топлива от бака через фильтр грубой и тонкой очистки к впускной полости
насоса высокого давления. Насос установлен на задней крышке регулятора.
В корпусе 25 (см. рис. 39) установлены поршень, пружина поршня, втулка
27 штока и шток толкателя, во фланце корпуса — впускной клапан и пружина
клапана. Эксцентрик кулачкового вала через ролик 32, толкатель 29 и шток
сообщает поршню топливоподкачивающего насоса возвратно-поступательное
движение.
Схема работы насоса показана на рис. 42. При опускании толкателя поршень
10 под действием пружины 4 движется вниз. В полости А всасывания
создается разрежение, и впускной клапан 1, сжимая пружину 2, пропускает
в полость топливо. Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной
полости В, вытесняется в магистраль, минуя нагнетательный клапан 8,
соединенный каналами с обеими полостями. В свободном положении
нагнетательный клапан закрывает канал всасывающей полости.
При движении поршня 10 вверх топливо, заполнившее всасывающую полость,
через нагнетательный клапан 8 поступает в полость В под поршнем, при
этом впускной клапан 1 закрывается. При повышении давления в
нагнетательной магистрали поршень не совершает полного хода вслед за
толкателем, а остается в положении, которое определяется равновесием сил
от давления топлива с одной стороны, от усилия пружины — с другой
стороны.
Топливоподкачивающим ручным насосом заполняется система топливом и
удаляется воздух из нее. Насос поршневого типа закреплен на фланце
топливного насоса низкого давления с уплотнительной медной шайбой. Насос
состоит из корпуса, поршня, цилиндра, рукоятки в сборе со штоком,
опорной тарелки и уплотнения.
Систему питания прокачивают движением рукоятки со штоком и поршнем
вверх-вниз. При движении рукоятки вверх в подпоршневом пространстве
создается разрежение. Впускной клапан 1, сжи-мая пружину 2, открывается,
и топливо поступает в полость А топливного насоса низкого давления. При
движении рукоятки вниз нагнетательный клапан 8 открывается, и топливо
под давлением поступает в нагнетательную магистраль.
После прокачки рукоятку наверните на верхний резьбовой хвостовик
цилиндра. При этом поршень прижмется к резиновой прокладке, уплотнив
всасывающую полость топливного насоса низкого давления.
Муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива (рис. 43) изменяет
начало подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала
двигателя. Применение муфты обеспечивает оптимальное для рабочего
процесса начало подачи топлива по всему диапазону скоростных режимов.
Этим обеспечивается экономичность и приемлемая жесткость процесса в
различных скоростных режимах работы двигателя.
Ведомая полумуфта 13 закреплена на конической поверхности переднего
конца кулачкового вала топливного насоса шпонкой и гайкой с шайбой,
ведущая полумуфта 1 — на ступице ведомой полумуфты (может поворачиваться
на ней). Между ступицей и полумуфтой установлена втулка 3. Грузы 11
качаются на осях 16, запрессованных в ведомую полумуфту, в плоскости,
перпендикулярной оси вращения муфты. Проставка 12 ведущей полумуфты
упирается одним концом в палец груза, другим — в профильный выступ.
Пружина 8 стремится удержать груз на упоре во втулку 3 ведущей
полумуфты.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием
центробежных сил расходятся, вследствие чего ведомая полумуфта
поворачивается относительно ведущей в направлении вращения кулачкового
вала, что вызывает увеличение угла опережения впрыскивания топлива. При
уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием пружин
сходятся, ведомая полумуфта поворачивается вместе с валом насоса в
сторону, противоположную направлению вращения вала, что вызывает
уменьшение угла опережения подачи топлива.
Форсунка (рис. 44) закрытого типа с многодырчатым распылителем и
гидравлически управ-ляемой иглой. Все детали форсунки собраны в корпусе
6. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 2 присоединены проставка 3 и
корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла. Корпус и игла
распылителя составляют прецизионную пару. Распылитель имеет четыре
сопловых отверстия. Проставка 3 и корпус 1 зафиксированы относительно
корпуса штифтами. Пружина 11 одним концом упирается в штангу 5, которая
передает усилие на иглу распылителя, другим — в упор.
Топливо к форсунке подается под высоким давлением через штуцер 8. Далее
по каналам корпуса 6, проставки 3 и корпуса 1 распылителя топливо
поступает в полость между корпусом распылителя и иглой и, отжимая ее,
впрыскивается в цилиндр. Просочившееся через зазор между иглой и
корпусом распылителя топливо отводится через каналы в корпус форсунки.
Форсунка установлена в головке, цилиндра и закреплена скобой. Торец
гайки распылителя уплотнен от прорыва газов гофрированной шайбой.
Уплотнительное кольцо предохраняет полость между форсункой и головкой
цилиндров от попадания пыли и воды.
На двигателе с турбонаддувом форсунка мод. 271 с повышенной пропускной
способностью топлива и диаметром сопловых отверстий 0,32 мм.
Привод управления подачей топлива (рис. 45) механический, с
телескопическим толкателем, состоит из педали, тяг, рычагов и поперечных
валиков. Предусмотрен также ручной привод подачи топлива и останова
двигателя. Педаль 13 подачи топлива связана с рычагом 7 управления
регулятором частоты вращения. Рукоятки тяг дистанционного управления
двигателем установлены в кабине на кронштейне в нижней части панели:
левая 2 — для включения постоянной подачи топлива, связана гибким тросом
в защитной оболочке с рычагом управления регулятором частоты вращения;
правая 1 — для останова двигателя, соединена тросом с рычагом останова
двигателя, который находится на крышке регулятора частоты вращения.