Техническое обслуживание гидромеханической передачи автомобилей
Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Ежедневно перед выездом автомобиля на линию проверяют уровень масла в
гидромеханической передаче, осматривают соединения маслопроводов и
шлангов. При появлении утечек масла через соединения маслопроводов и
шлангов их устраняют.
Уровень масла проверяют через 15 мин после остановки двигателя на
прогретой гидромеханической передаче при помощи маслоизмерителыюго
стержня, который вставляют в отверстие, не заворачивая пробку. Уровень
масла должен быть между верхней и нижней метками.
Перед началом движения следует убедиться в том, что лампочка аварийного
давления смазки не горит для автомобилей БелАЗ-540А и БелАЗ-548А и
одноосных автомобилей-тягачей при скорости вращения коленчатого вала
двигателя выше 1000 об/мин, а для автомобиля БелАЗ-540 — выше 750
об/мин. Если лампочка загорается, то движение автомобиля с места строго
запрещается. В этом случае необходимо остановить двигатель, выяснить
причину и устранить неисправность. При каждом техническом обслуживании №
1 надо проверить крепление масляного радиатора и фильтров, а также
регулировку привода переключения передач.
При каждом техническом обслуживании № 2 промыть фильтр и заменить
фильтрующие элементы. У автомобилей-самосвалов проверить эффективность
действия тормоза-замедлителя. Для проверки эффективности тормоза-замедлителя включить третью передачу, разогнать автомобиль до скорости 40
км/ч и включить тормоз-замедлитель у контрольной отметки. После снижения
скорости до 5 км/ч резко остановить автомобиль колесными тормозами и
замерить тормозной путь от контрольной отметки до остановки автомобили.
При этом тормоз-замедлитель должен обеспечить снижение скорости с 40
км/ч до 5 км/ч на пути не более 180 м для автомобилей БелАЗ-540 и
БелАЗ-540А и не более 200 м для автомобилей БелАЗ-548Л. Отклонение от
указанного требования свидетельствует о необходимости ремонта
тормоза-замедлителя. Эффективность действия тормоза-замедлителя
проверяют на автомобиле без груза на ровной горизонтальной площадке с
твердым покрытием.
Через 2000 ч работы заменить масло в гидромеханической передаче и
промыть систему.
Последовательность выполнения операции:
слить масло из коробки передач. Лучше это делать сразу после возвращения
автомобиля с линии, пока оно теплое. Если автомобиль не работал, пустить
двигатель и прогреть коробку передач;
снять поддон и промыть его в дизельном топливе;
снять маслоприемник, разобрать его, промыть детали, продуть их сжатым
воздухом;
разобрать масляные фильтры, промыть детали; заменить фильтрующие
элементы. При замене фильтрующих элементов обратить внимание на их
марку: на упаковке должен стоять индекс 240-I017038A;
установить маслоприемник, поддон и масляные фильтры;
заправить в гидромеханическую передачу свежее масло.
При заправке маслом гидромеханической передачи соблюдать следующие
требования:
заливать масло при помощи чистой посуды и воронки с сеткой или
специального приспособления, чтобы исключить попадание грязи и песка в
коробку передач (малейшее попадание грязи может привести к заклиниванию
золотников);
при смене в холодное время года масло подогреть до температуры не ниже
плюс 20° С.
Если в гидромеханической передаче вместо масла марки «А» по ТУ
38-1-110—67 используется смесь масел, состоящая из 30% авиационного и
70% веретенного масла «АУ» (см. Карту смазки, табл. 14), то замену
масла, промывку фильтра и замен\ фильтрующих элементов следует
производить через 500 ч.
Если при промывке гидромеханической передачи в поддоне и фильтрах будет
обнаружена алюминиевая стружка, снять передачу с автомобиля, разобрать и
внимательно осмотреть детали гидротрансформатора.
Перед буксировкой автомобиля снять карданный вал заднего моста во
избежание повреждения фрикционов.