Шевченко П. В., Горбенко А. П. Вагоны промышленного
железнодорожного транспорта: Учебник для техникумов.—
Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1980, 224 с. 3*1802.
3602030000.
В учебнике описаны назначение и устройство основных типов отечественных
и зарубежных грузовых магистральных вагонов и вагонов промышленного
железнодорожного транспорта, конструкции их узлов и деталей. Даны расчет
и выбор технико-экономических параметров грузовых вагонов, методика
определения их габаритных размеров и расчеты на прочность основных
несущих узлов.
Для техникумов промышленного железнодорожного транспорта.
Табл. 20. Ил. 170. Список лит.: 27 назв.
Рецензенты: проф. И. И. Челноков, доц. Н. А. Чурков, инж. В. А. Чуб
Редакция литературы по строительству, архитектуре и коммунальному
хозяйству.
Зав. редакцией В. В. Г арку ша.
ВВЕДЕНИЕ
Железные дороги часто называют стальными артериями,
подчеркивая тем самым их важную роль в экономической жизни страны. Они
обладают многими преимуществами по сравнению с другими видами транспорта
(массовость, быстрота, универсальность, регулярность работы и пр.). Все
это способствовало бурному развитию магистрального и промышленного
транспорта во всех странах мира и в том числе в СССР.
Железнодорожный транспорт СССР и в дальнейшем сохранит роль основного
вида транспорта по массовым грузовым перевозкам. Перспективы роста
перевозок грузов показывают, что грузонапряженность железных дорог СССР,
в 5—6 раз превышающая грузонапряженность железных дорог США, со временем
будет еще больше увеличиваться. Железные дороги СССР, составляющие
примерно 11% протяженности мировой сети, выполняют половину грузооборота
железных дорог мира.
Повышение эффективности народного хозяйства предполагает улучшение
работы железнодорожного транспорта, на долю которого приходится основной
объем перевозок в стране. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров о
мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976—1980 гг., принятым
в январе 1977 г., определен комплекс мероприятий, направленных на более
полное использование имеющихся внутренних резервов, увеличение
пропускной и провозной способности железнодорожного транспорта.
Чтобы обеспечить своевременное выполнение всевозрастающего объема же-
лезнодорожных перевозок, необходимо прежде всего
создать и освоить производство грузовых магистральных вагонов повышенной
грузоподъемности с осевой нагрузкой до 215 кН (22 тс), построенных по
габариту Т, для скоростей движения 100—140 км/ч, а также вагонов
промышленного транспорта повышенной грузоподъемности, обеспечивающих
комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ.
Постановлением предусмотрено увеличение в текущей пятилетке поставок
железнодорожному транспорту подвижного состава и рельсов, в том числе
термически упрочненных; начиная с 1978 г. намечено выпускать все новые
полувагоны с металлическим кузовом и с 1980 г. — все грузовые вагоны на
роликовых подшипниках. Новые и модернизированные вагоны должны
удовлетворять потребности народного хозяйства в перевозках при
повышенных скоростях движения поездов, обеспс' чивать увеличение
пропускной и провозной способности железных дорог, снижение
себестоимости перевозок и уменьшение капитальных вложений. В связи с
этим повышаются требования к проектированию, постройке и содержанию
вагонов в эксплуатации, а также к подготовке специалистов по содержанию,
эксплуатации и ремонту подвижного состава промышленного железнодорожного
транспорта.
Учащиеся, изучающие дисциплину «Вагоны промышленного железнодорожного
транспорта», обязаны знать конструкцию вагонов и их узлов, отличающихся
многообразием, а в ряде случаев и значительной сложностью; уметь
правильно выбрать технико-экономические параметры вагонов; определить
габаритные размеры их и рассчитать несущие элементы
вагонов на прочность. Все эти вопросы изучаются на лекциях, практических
и лабораторных занятиях, на производственной практике, при выполнении
курсовых и дипломных проектов.
Конструкции современных грузовых вагонов магистрального и промышленного
транспорта представляют собой сложные инженерные сооружения. Создание
вагонов, удовлетворяющих высоким требованиям, а также правильное
содержание их в эксплуатации бы-
ло бы немыслимо без знаний современных методов расчета вагонов на
прочность. Поэтому специалисты, работающие в системе промышленного
подвижного состава, должны хорошо знать устройства вагонов, условия их
эксплуатации, владеть основами современных методов расчета на прочность
и методами их проектирования.
Введение, главы 1—4 и 10—17 написаны доктором технических наук
профессором П. В. Шевченко, главы 5— 9 — кандидатом технических наук
доцентом А. П. Горбенко.