ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (РД 37.009.015-98)

  Главная       Учебники - Транспорт      РД 37.009.015-98. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (РД 37.009.015-98)

 

Как уже отмечалось ранее, согласно п.18 «Стандартов оценки» оцен­щик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оцен­ке. Ниже рассматривается применение этих подходов при оценке АМТС.

2.1. Определение стоимости АМТС и их комплектующих сравнитель­ным подходом.

Сравнительный подход наиболее предпочтителен по сравнению с другими подходами при определении рыночной стоимости АМТС и их комплектующих, в том числе аварийных, не подлежащих восстановлению, крупносерийного и массового производства, имеющих, как правило, раз­ви­той рынок, что дает возможность оценщику выбрать достаточное по ста­ти­стическим критериям количество аналогов. Сравнительный подход наиболее эффективен при использовании статистических методов при сборе и обработке стоимостной информации.

В соответствии с пунктом 16 «Стандартов оценки» «...оценщик оп­ре­деляет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его ис­торию, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор...». Для анализа рынка используются ме­тоды математической статистики. При определении рыночной стои­мо­с­ти объекта оценки обычно используется следующая информация:

  • цены сделок купли-продаж;

  • цены из периодических изданий и прайс-листов;

  • цены из справочно-аналитических изданий.

Полученную информацию обрабатывают с помощью различных ста­тис­тических методов (корреляционный, дисперсионный, регрессион­ный анализы и т.п.) с целью определения статистических зависимостей между ценой объекта оценки и  параметрами, влияющими на цену.

Наиболее предпочтительной информацией, с точки зрения дос­то­верности, являются цены сделок купли-продаж. Однако, такая ин­фор­мация является малодоступной, поэтому, в основном, используются цены справочно-аналитических и периодических изданий, прайс-листов, скорректированные должным образом при помощи соответствующих методик.

Для определения рыночной стоимости АМТС и их комплектую­щих необходимо сформировать банк данных по стоимости аналогичных объектов оценки путем подбора аналогов и приведения их стоимости в сопоставимый вид путем ввода корректирующих поправок в виде коэффициентов или надбавок (скидок) к стоимости.

Используют следующие виды поправок:

-        на техническую сопоставимость;

-        на различия в условиях продажи;

-        на временную сопоставимость;

-        на различие в комплектации.

Поправки на техническую сопоставимость Для определения ве­ли­чи­ны поправки используются соотношения между ценами и пара­мет­рами объекта оценки.

-        типоразмер (мощность двигателя, грузоподъемность, пассажиро­вмес­ти­мость и т.п.);

-        возраст;

-        техническое состояние;

-        износ.

Внесение поправок на различия в условиях продаж означает при­ве­дение цен всех найденных аналогов к единым коммерческим усло­виям продаж. Различают следующие виды поправок:

-        на уторговывание;

-        на сроки поставки;

-        на условия платежа (авансовые платежи, платеж наличными, пла­теж в рассрочку, кредит, платеж в смешанной форме).

Поправка на временную сопоставимость. Величина поправки оп­ре­­деляется с помощью индексов или трендов.

2.2. Определение стоимости АМТС и их комплектующих затратным подходом.

Затратный подход наиболее успешно используется при оценке переоборудованных, эксклюзивных, раритетных АМТС, их комплектую­щих. Кроме того, затратный подход успешно используется для корректи­ров­ки стоимости объектов, имеющих незначительные повреждения (де­фек­ты) или имеющих дополнительное оборудование или при отсутствии некоторых элементов базовой комплектации (некомплектность).

Стоимость объектов оценки определяется затратным подходом с по­мощью следующих методов:

-        поагрегатный (поэлементный) расчет;

-        индексации цен;

-        расчет по цене однородного объекта.

Поагрегатный (поэлементный) расчет используется в тех случаях, когда оцениваемый объект может быть собран из составных элементов.

Суть определения стоимости АМТС, их комплектующих с по­мощью индексации цен заключается в приведении стоимости объектов к действующему уровню цен с помощью корректирующих индексов.

Расчет стоимости по цене однородного объекта производят с по­мощью подбора для оцениваемого объекта аналогичного, похожего по конструкции, используемым материалам и технологии изготовления.

Предполагают, что себестоимость изготовления аналогичного объек­та близка к себестоимости изготовления оцениваемого и форми­рует­ся под влиянием общих для данных объектов оценки производственных фак­то­ров.

При оценке АМТС, их комплектующих по цене однородного объек­та вначале необходимо определить стоимость воспроизводства нового аналогичного объекта, т.е. сумму затрат в рыночных ценах, сущест­вую­щих на дату проведения оценки, на создание нового объекта, иден­тич­ного объекту оценки, с применением идентичных материалов и техно­ло­гий. Затем полученная стоимость корректируется с учетом физи­чес­кого износа, стоимости устранения аварийных дефектов, функцио­наль­ного износа и экономического устаревания, дополнительной утраты товар­ной стоимости:

где:       – рыночная стоимость АМТС, руб.;

 – стоимость воспроизводства нового аналогичного АМТС, руб.;

– утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.;

– стоимость устранения аварийных дефектов, руб;

– потеря стоимости из-за функционального износа, руб.;

–  потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.;

– дополнительная утрата товарной стоимости, руб.

2.2.1.Определение стоимости воспроизводства.

В качестве стоимости воспроизводства нового объекта оценки выпуск которого не прекращен () принимается рыночная стоимость нового аналогичного объекта () соответствующей комплектации:

где:      - стоимость воспроизводства нового объекта оценки, руб.;

     – рыночная стоимость нового аналогичного объекта, руб.;

           – стоимость дополнительной комплектации, руб.;

           – стоимость дополнительного оборудования, руб.

Стоимость воспроизводства нового объекта оценки, снятого с произ­водства (), рекомендуется определять, используя цену нового объекта этой модели в последний месяц выпуска, приведенную к расчетному периоду:

где: - стоимость воспроизводства нового объекта оценки, снятого с произ­водства, руб.;

 - цена нового объекта этой модели в последний месяц вы­пус­ка по состоянию на последний месяц выпуска, руб.;

- коэффициент приведения к расчетному периоду  или коэффи­циент индексации.

2.2.2. Корректировка стоимости АМТС, оснащенных дополнительным оборудованием.

При наличии на объекте оценки дополнительного оборудования, приспособлений, не входящих в стандартную комплектацию, необходимо учесть стоимость установленного оборудования и затраты по его установке. Стоимость дополнительного оборудования, приспособлений рассчитывается с учетом их индивидуального износа.


 

2.2.3. Учет износа при определении стоимости АМТС и их комплек­тующих

2.2.3.1. Учет естественного физического износа.

Стоимость объекта оценки в общем виде определяется по формуле:

где:      – рыночная стоимость объекта оценки, руб.;

– рыночная стоимость нового аналогичного объекта, руб.;

– стоимость дополнительного оборудования, руб.;

– стоимость дополнительной комплектации, руб.;

– утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.;

– стоимость устранения аварийных дефектов, руб.;

– потеря стоимости из-за функционального устаревания, руб.;

–  потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.;

– дополнительная утрата товарной стоимости, руб.

В простейшем случае, когда объект оценки не имеет дополни­тель­ного оборудования и не имеет отклонений по комплектации по сравнению с новым аналогичным, а также отсутствуют аварийные дефекты и при­зна­ки функционального и экономического устаривания, то есть справедливы равенства:

и, следовательно, на изменение стоимости объекта оценки оказывают влияние только его естественный физический износ и при этом не выявлено замен дорогостоящих комплектующих изделий, то формула  (2.4) примет вид:

Учитывая, что:

после подстановки выражения (2.7) в формулу (2.6) получаем:

или: 

Введем понятие коэффициент физического износа ():

после подстановки выражения (2.10) в формулу (2.9) получаем:

В случае замены или ремонта в процессе эксплуатации дорого­стоя­щих комплектующих изделий стоимость объекта оценки корректируется с учетом разницы в стоимости заменяемых (ремонтируемых) комплек­тую­щих изделий, а также затрат на их замену и дополнительных затрат на ути­лизацию непригодных к дальнейшему использованию замененных комп­лектующих изделий.

 

2.2.3.2. Учет аварийного физического износа.

Для определения стоимости объекта оценки с учетом аварийного физического износа сначала определяют его стоимость в исправном со­стоянии (доаварийная стоимость), как правило, сравнительным подхо­дом, а затем корректируют ее на величину затрат по устранению аварий­ных де­фектов, повреждений и на величину дополнительной утраты товарной стоимости:

где:             - стоимость аварийного АМТС, руб.;

 - доаварийная стоимость АМТС, руб.;

 - величина затрат на ремонт, руб.;

 - дополнительная утрата товарной стоимости, руб.

2.2.3.3. Учет функционального износа и экономического устаривания.

Объект оценки может быть уценен по признаку функционального и экономического устареваний суммарно до 10%. Полученная стоимость мо­жет быть снижена дополнительно в дипазоне от 5 до 30%, если на момент осмотра прекращен его выпуск, и еще дополнительно до 15% в случае пре­кращения выпуска запасных частей для этого объекта.

При принятии окончательного решения о величине снижения стоимости объект оценки необходимо учитывать реальные цены на вто­ричном рынке.

2.2.3.4. Предельное значение снижения стоимости за счет износа.

 Расчетная стоимость объект оценки с учетом всех перечисленных выше видов износа (физического, функционального и экономического) не должна быть меньше стоимости его годных остатков.

2.3.Определение стоимости АМТС доходным подходом.

Доходный подход в основном используется для оценки предприя­тий, производственных комплексов и других объектов бизнеса. В связи с тем, что понятие дохода связывается с конкретным производством или оказанием услуг, то доходный подход малоэффективен при оценке отдель­ных видов средств труда, включая АМТС, которые, как правило, являются элементами системы, приносящей доход. Очевидно, что для серийно вы­пускаемых объектов оценки, включая АМТС и их комплектующие, широко представленых на рынке, степень эффективности исполь­зования таких объектов не отражается на их рыночной стоимости. Доходный подход дает хорошие результаты при оценке стоимости проек­тируемых АМТС и их комплектующих.

При определение стоимости объекта оценки доходным подходом вначале рассчитывается чистый доход от эксплуатации всего комплекса, включающего объект оценки, а затем выделяют из суммы чистого дохода ту ее долю, которая непосредственно создается объектом оценки. После этого по этой части дохода определяют стоимость самого объекта оценки.

Применение доходного подхода требует соблюдения принципа наиболее эффективного использования производственного объекта, в со­ответствии с которым стоимость объекта оценки определяется для такого варианта эксплуатации, когда отдача от него максимальная, в том числе, при условии дополнения его какими-либо устройствами или агрегатами. В этом случае оценку стоимости осуществляют с учетом этого дооснащения.

 

 

2.4. Определение итоговой величины стоимости АМТС (РД 37.009.015-98)

Согласно пунктам 18-20 «Стандартов оценки»:

-        оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки;

-        итоговая величина должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное;

-        итоговая величина может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

2.5. Особенности определения стоимости аварийных АМТС.

При определении рыночной стоимости аварийных АМТС, в том чис­ле не подлежащих восстановлению применяется сравнительный под­ход. Процедура применения сравнительного подхода подробно изложена в п.2.1. «Определение стоимости АМТС сравнительным подходом».

В случае невозможности реализации аварийного АМТС или от­сутствия экономической целесообразности в его реализации, учитывается стоимость утилизационных остатков.

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ РЕМОНТА АМТС.

3.1. Требования к объему и качеству технического обслуживанию и ремонта

К качеству технического обслуживания и ремонта  АМТС, согласно ст.18 закона «О безопасности дорожного движения», предъявляются сле­дующие требования: транспортные средства, прошедшие техническое об­служивание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участ­вую­щих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопас­ности дорожного движения, что подтверждается соответствующим доку­ментом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (п.4). Здесь и далее под ремонтом понимается исправление повреждений, неисправ­ностей.

3.2. Мероприятия по пожарной безопасности и охране труда, влияющие на стоимость ремонта.    

Требования по безопасности труда к технологическим процессам по ремонту автомобилей регламентирует ГОСТ 12.3.017-79 «Ремонт и тех­ническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности».

П. 2.3. ГОСТ 12.3.017-79 предписывает: «Перед установкой на пост ТО и ТР автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть».

П. 2.12. ГОСТ 12.3.017-79 предписывает: «Снятие с автомобиля де­талей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить толь­ко после полного удаления (слива) этих жидкостей».

Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобилей регламентируется ВППБ 11-01-96 «Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта».

Согласно п. 12.1.2. ВППБ 11-01-96, «При проведении ТО и ТР, свя­занного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливо­про­во­дов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, по­след­ние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива…».

Согласно п. 12.1.4. ВППБ 11-01-96, «Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина».

Согласно п. 12.5.2. ВППБ 11-01-96, «При необходимости проведения сварочных и других работ с открытым огнем непосредственно на авто­мо­биле топливный бак (или баллон с газом) должен быть снят или при­ня­ты меры, обеспечивающие полную безопасность, для чего горловину топ­ливного бака и сам бак закрыть листом железа от попадания в него искр…При электросварочных работах необходимо дополнительно за­зем­лить раму или кузов автомобиля….»

3.3. Определение объема и технологии ремонта.

Способ, вид, технология и объем ремонтных работ определяются в зависимости от характера и степени повреждения АМТС его отдельных узлов, агрегатов и деталей с учетом необходимости проведения сопут­ствую­щих работ по разборке, дефектовке, сборке, регулировке, подгонке, окрас­ке, антикоррозийной обработке и т.д., в соответствии с технологией ремонта, установленной предприятием-изготовителем автомототранспорт­но­го средства и общими принципами и методами ремонта.

При определении объема окрасочных работ специалист должен исходить из необходимости полной (а не частичной) окраски всех заме­нен­ных и подвергшихся сварке, рихтовке, правке, окрашиваемых деталей до видимой линии их раздела с сопряженной деталью, а также сопря­жен­ных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой. Частичная окраска возможна только по реко­мен­да­ции завода-изготовителя.

Специалист принимает решение о замене агрегата, узла, детали только при экономической нецелесообразности или технической невоз­мож­ности их восстановления, руководствуясь требованиями нормативных документов, действующих в Российской Федерации и технической доку­мен­тацией предприятий-изготовителей АМТС, регламентирующих норма­ти­вы технического состояния и безопасности эксплуатации.

Замена кузова, кабины АМТСдорогостоящих комплектующих изделий (двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, коробки от­бора мощности, ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колес­ных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса вы­сокого давления, а для специального и специализированного транс­пор­та - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового АМТС и т.п.) назначается в том случае, если их ремонт экономически нецеле­со­об­ра­зен или они не соответствуют требованиям приемки кузовов, кабин в ремонт .

Решению о замене дорогостоящих комплектующих изделий, как правило, должна предшествовать их дефектовка с разборкой.

 

3.4. Определение расходов на ремонт (РД 37.009.015-98)

Под ремонтом АМТС понимается приведение АМТС в состояние, в котором оно находилось до получения эксплуатационных, аварийных или иных повреждений, дефектов. При оценке стоимости ремонта АМТС ис­поль­зуются затратный и сравнительный подходы. Доходный подход не используется, т.к. при ремонте не подразумевается получение доходов ни одной из заинтересованных сторон.

Затратный подход используется для составления калькуляции (сме­ты) на ремонтные работы.

Сравнительный подход применяется при определении рыночной стоимости материалов, комплектующих изделий, трудовых затрат, и стоимости других ресурсов необходимых для ремонта АМТС.

Величина затрат на ремонт (устранение повреждений и дефек­тов) АМТС определяется по формуле:

где:      - величина затрат на ремонт, руб.;

- стоимость трудовых затрат и накладных расходов, руб.;

- стоимость материалов, руб.;

- стоимость запасных частей, руб.;

 

3.4.1. Определение расходов на оплату работ по ремонту.

Величина расходов на оплату работ по ремонту АМТС () опре­де­ляется на основании:

-        установленных предприятием-изготовителем АМТС нормативов трудоемкостей (если на какие-либо виды работ нормативы не установлены, то допускается использование норм времени, опре­де­ленных экспертным путем);

-        рыночной стоимости нормо-часа работ в данном регионе на дату оценки с учетом типа, модели и возраста АМТС;

по формуле:

где: – трудоемкость работ, выраженная в нормо-часах;

– рыночная стоимость нормо-часа, выраженная в  рублях.

3.4.2. Определение расходов  на материалы и запасные части.

Стоимость запасных частей, материалов, применяемых для ремонта, определяется по рыночной стоимости сложившейся в данном регионе на момент оценки с учетом типа, модели и возраста АМТС.

3.5. Особенности расчета стоимости ремонта для находящихся на гарантийном обслуживании АМТС.

При определении стоимости ремонтных работ для АМТС, нахо­дя­ще­гося на гарантии, должны быть учтены все затраты на восстановление АМТС до такого состояния, которое отвечает требованиям завода-изго­то­ви­теля для возобновления гарантийных обязательств.

3.6. Экономическая целесообразность ремонта АМТС

В случае, если стоимость ремонта, равна или превышает стоимость АМТС до аварии, то ремонтировать АМТС нецелесообразно по эко­но­ми­ческим соображениям.

То есть, если:

где:            - доаварийная стоимость АМТС, руб.;

- величина затрат на ремонт, руб.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..