Магирус-290. Техническое обслуживание тормозных
систем
Тормозной путь автомобилей Магирус-290, как и для
отечественных тяжелых грузовых автомобилей, должен быть не более 11 м
при скорости движения 30 км/ч. Максимальное замедление должно составлять
не менее 4,2 м/с2. Тормозная система должна обеспечивать быструю
остановку автомобиля и одновременность начала торможения всех колес.
Для поддержания тормозной системы в исправном состоянии необходимо
следить за ее работой и в период эксплуатации автомобиля проводить
своевременное и тщательное техническое обслуживание.
Следует избегать резкого и частого торможения, так как это вызывает
ускоренный износ фрикционных накладок и тормозных барабанов.
Обслуживание тормозных систем заключается в периодическом их осмотре, в
очистке от пыли и грязи, в своевременной регулировке. Необходимо не реже
1 раза в год снимать тормозные барабаны, очищать их и детали тормозного
механизма от грязи и ржавчины, обращая внимание на состояние фрикционных
накладок и внутренней поверхности барабана.
Обслуживание пневматического привода заключается в периодическом выпуске
отстоя из воздушных резервуаров (зимой ежедневно), в проверке и
регулировке натяжения ремня привода компрессора, в заправке этиловым
спиртом или специальной жидкостью предохранителя против замерзания
конденсата, в устранении утечки воздуха в соединениях, а также в
наблюдении за надежностью крепления всех агрегатов и приборов привода.
При обслуживании тормозной системы прежде всего необходимо следить за ее
герметичностью. Особое внимание следует обращать на герметичность
соединении трубопроводов и гибких шлангов, так как в этих местах чаще
всего возникают утечки сжатого воздуха. Утечку воздуха из соединений
трубопроводов устраняют подтяжкой или заменой отдельных элементов
соединений.
Падение давления в пневмосистеме при выключенных потребителях сжатого
воздуха и неработающем компрессоре не должно превышать 0,15 кгс/см2 в
течение 15 мин. В момент нажатия на педаль давление в системе несколько
снижается, но далее изменяться не должно. Дальнейшее снижение давления
свидетельствует о неплотностях в соединениях трубопроводов и приборах
пневматического оборудования. Место большой утечки определяется на слух,
а малой — по мыльным пузырям с помощью мыльного раствора, которым
смачивают места предполагаемого выхода воздуха.
При подготовке автомобиля к зимним условиям эксплуатации необходимо
разобрать предохранитель против замерзания конденсата. произвести ему
техническое обслуживание, неисправные детали заменить. При наружных
температурах воздуха выше +5°С прибор при помощи рычага следует
отключать, однако и в летнее
время бачок прибора должен быть заполнен спиртом в
целях предохранения уплотняющих элементов oт высыхания.
Приборы пневмопривода не нуждаются в специальном обслуживании- н
регулировке. В случае неисправности их разборка и устранение повреждений
могут проводиться только в мастерских квалифицированными специалистами.
Регулировка рабочей тормозной системы заключается в
установке необходимого зазора между колодками и тормозными барабанами.
Нормальный эксплуатационный зазор между ними составляет 1,0—1,5 мм,
который удерживается весьма чувствительным автоматическим регулировочным
устройством. Однако после смены фрикционных накладок или других
ремонтных работ, а также ввиду отказа в работе регулировочного
устройства, регулировка зазора между тормозными колодками и барабаном
осуществляется вручную путем поворачивания в нужном направлении зубчатой
головки регулировочного болта 33 (см. рис. 99). Для удобства регулировки
и контроля величины зазора с помощью щупа в тормозном диске имеются
специальные окна.
После окончания регулировки тормозов всех колес проверяют действие
тормозов на ходу. Торможение колес одной оси должна начинаться
одновременно и быть равномерным. Проведя несколько торможений с большими
интервалами, необходимо проверить нагрев тормозных барабанов.
Выпускать конденсат из воздушных резервуаров
необходимо-ежедневно, особенно в зимнее время. Для слива конденсата в
нижней части воздушных резервуаров имеются краники. Сливая скопившийся
конденсат, необходимо следить за наличием в нем масла. Содержание
большого количества масла в конденсате указывает на неисправность
компрессора. При температуре окружающего воздуха ниже 0°С и в случае
безгаражной стоянки автомобилей необходимо особенно тщательно следить за
сливом конденсата из воздушных резервуаров. В случае замерзания
конденсата необходимо замерзшие участки отогреть горячей водой или
паром. Запрещается отогревать пневматические приборы, трубопроводы и
воздушные резервуары открытым огнем (факелом, паяльной лампой и др.).
Обслуживание тормозных камер с энергоаккумуляторами заключается в
периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке герметичности и работы
тормозных камер. Проверка пружинно-пневматических тормозных камер на
герметичность проводится на автомобиле при наличии сжатого воздуха во
втором и третьем контурах. Для проверки стояночного тормоза на
герметичность необходимо оттормозить его, при этом тормозные камеры
заполняются сжатым воздухом. Затем определить на слух или по мыльным
пузырям с помощью мыльного раствора утечку воздуха. Утечка воздуха
указывает на повреждение уплотнительных элементов тормозной камеры. При
утечке воздуха необходимо тормозную камеру с энергоаккумулятором
заменить. Самостоятельная разборка их для замены деталей запрещается.
Обслуживание клинового разжимного устройства
заключается в его проверке, очистке от пыли, грязи и ржавчины. Как
правило, эти работы выполняют при сезонных технических обслуживаниях
автомобиля. Для. этой цели снимают колеса и тормозной барабан.
Необходимо обращать внимание на исправность резиновых защитных манжет,
предохраняющих клиновое разжимное устройство от попадания воды и грязи.
Неисправные манжеты следует заменить новыми.
В случае неисправности разжимное устройство необходимо разобрать, детали
очистить и промыть в кероснне. Неисправные ' детали заменить.
Для смазки деталей клинового разжимного устройства следует использовать
консистентную смазку УНИОЛ-ЗМ, Литол или ЛЗ-158. Категорически
запрещается использовать для этой цели смазки типа солидол или ЦИАТИМ.
Особое внимание необходимо обращать на обслуживание регулировочного
узла. Если в процессе эксплуатации зазор между фрикционными накладками и
тормозным барабаном не превышает
1,5 мм, то это свидетельствует о нормальной его работе.