Уход за колесами и шинами. Уход за колесами заключается в
систематической проверке затяжки болтов, крепящих колеса. Ослабление
болтов, крепящих диски задних колес к фланцу оси и обод к дискам,
приводит к быстрому повреждению колес и шин. Недостаточная затяжка
планок, прижимающих обод переднего кольца к бурту ступицы переднего
колеса, или ослабление затяжки этих болтов служит причиной
проворачивания шин относительно обода и повреждения воздушного вентиля
для накачки воздуха в камеры шин. На тракторах последних выпусков на
ободе имеются выдавки, препятствующие проворачиванию вентиля.
Для предохранения пневматических шин передних и задних колес от
преждевременного износа и повреждения необходимо соблюдать следующие
правила эксплуатации и ухода.
1. Ежедневно перед работой проверять шинным манометром давление воздуха
в шинах передних и задних колес. Для замера давления воздуха свинчивают
с вентиля защитный колпачок, прижимают плотно головку трубки манометра к
отверстию вентиля, нажимая на золотник вентиля.
2. Поддерживать нормальную величину давления воздуха в шинах:
а) для передних колес: 1,5—1,8 кг/см2 на сельскохозяйственных работах,
1,8—2 кг/см2 на транспорте;
б) для задних колес: 0,8—0,9 кг/см2 при работе на мягкой почве,
0,9—1,2 кг/см2 при работе на твердой почве с тяжелыми навесными
орудиями, а также при длительной работе на транспорте.
Приведенные нормы давления воздуха в шинах не зависят от времени года и
климатических условий.
С уменьшением давления воздуха в шинах задних колес повышаются сцепные
качества трактора, но уменьшается допустимая грузоподъемность и
долговечность шин. С увеличением же давления воздуха допустимые нагрузки
и скорости движения повышаются, но увеличивается удельное давление шин
на почву и ухудшаются тяговые качества при работе на мягкой почве, что
вызывает повышенное буксование и износ шин. Давление воздуха в шинах
задних колес, заполненных для улучшения тяго-вых качеств трактора
жидкостью, замеряют, когда вентиль камеры расположен в верхнем
положении.
3. Не работать на тракторе при пониженном или повышенном давлении
воздуха в шинах. Не совершать холостых, даже кратковременных переездов,
если нет воздуха в шинах; это приводит к повреждению камеры, покрышки и
обода колеса и преждевременному выходу шин из строя. Не допускать
стоянки трактора на шинах, в которых нет воздуха.
4. Если при работе в жаркое время давление воздуха в шинах в начале
работы было нормальное, а вследствие нагрева шин солнцем повысилось, то
воздух из шин выпускать не следует.
5. Не тормозить резко трактор на больших скоростях; трогаться с места,
особенно под нагрузкой, плавно, не допуская пробуксовки задних ведущих
колес, так как все это приводит к быстрому износу протектора шин.
6. Прекратить работу трактора, если его все время уводит в одну сторону,
и проверить давление воздуха в шинах передних и задних колес.
7. Следить за дорогой во время движения трактора, объезжать острые
предметы, стекло и другие препятствия, которые могут повредить шины.
8. Следить, чтобы бензин, дизельное топливо и масло не попадали на шины,
а на месте стоянки трактора не был разлит бензин, керосин, масло, так
как все нефтепродукты быстро разрушают резину покрышек.
9. При остановках трактора в летнее время более 4—4,5 ч поставить его в
тень или закрыть шины. При работе в солнечную погоду на стационаре шины
колес закрыть соломой, сеном и т. п.
10. Очищать покрышки от грязи и посторонних предметов, застряв ших в
протекторе.
11. Имеющаяся стрелка с надписью «направление вращения» на боковой
поверхности протектора задних колес должна соответствовать
преобладающему направлению движения трактора и направлена в сторону
вращения колес. При длительной работе на реверсе необходимо также
переставить и шины. Если такой стрелки на протекторе нет, шину
устанавливают так, чтобы рисунок протектора (углы его почвозацепов) был
направлен по направлению вращения колеса. Это улучшает сцепление шин с
почвой и уменьшает их износ.
12. В случае длительной стоянки установить трактор на подставки, чтобы
шины не касались почвы или пола. При стоянке более 10—15 дней снять шины
и сдать на хранение на склад.
Срок службы пневматических шин и их долговечность зависят также от
способа надевания их на обод колеса. Чтобы шина работала в нормальных
условиях, ее надевают па сухой, хорошо окрашенный обод колеса. Обод
должен быть очищен от грязи, песка, масла и не иметь острых кромок,
вмятин и других повреждений. Для установки шины обод следует положить на
ровное чистое место (пол или помост), чтобы при сборке внутрь покрышки
не попали камешки, песок и т.д.
Чтобы установить шину, необходимо выполнить следующее.
1. Осмотреть покрышку, очистить от грязи, песка, пыли и слегка
припудрить внутреннюю поверхность покрышки тальком.
2. Надеть на обод один борт покрышки, для чего надеть вручную половину
борта покрышки и поместить ее во впадине обода, а другую половину надеть
на обод с помощью монтажных лопаток.
3. Слегка надуть и припудрить тальком камеру, вставить в покрышку, а в
отверстие обода вставить без перекосов вентиль камеры.
4. Со стороны, диаметрально противоположной вентилю, надеть на обод
второй борт покрышки, ввести его в углубление обода и с помощью
монтажных лопаток постепенно перетягивать через окраину обода борт
покрышки. Надевание покрышки закончить против
вентиля, а при перетягивании борта покрышки внимательно следить, чтобы
не повредить монтажными лопатками камеру покрышки.
5. Накачать воздух в камеру до давления немного выше нормального,
постукивая при этом по покрышке, чтобы шина хорошо села на обод, и
выпустить весь воздух, нажимая на стержень золотника воздушного вентиля.
Снова накачать воздух до нормального давления, навинтить защитный
колпачок на вентиль и установить обод с шиной на трактор.
К каждому трактору приложена специальная аптечка для ухода за
пневматическими шинами и мелкого их ремонта. Ремонтировать
камеры-холодным способом в полевых условиях можно только в крайних
случаях. Все повреждения пневматических шин исправляют вулканизацией.
При разборке шин необходимо выполнить следующие операции.
1. Снять колесо с трактора и выпустить из шины остаток воздуха.
2. Сдвинуть оба борта покрышки с полок обода в углубление. Вставить со
стороны вентиля, между ободом и бортом покрышки, две монтажные лопатки
на расстоянии 10—22 см по обе стороны от вентиля и перетянуть через
закраину борта часть обода у вентиля и далее весь борт покрышки.
3. Вынуть вентиль из отверстия в ободе, вынуть из покрышки камеру,
перевернуть колесо и, сдвинув второй борт в углубление обода, снять
монтажными лопатками покрышку с обода.
При хранении шин на складе нужно соблюдать следующие правила.
1. Помещение, где хранятся шины, должно быть сухим, чистым и защищенным
от солнца и атмосферных осадков.
2. Температура воздуха в помещении должна быть в пределах минус 10 —
плюс 20°.
Различные отопительные устройства и приборы размещают на расстоянии не
менее 1 м от шин.
3. Покрышки хранят отдельно от камер в подвешенном вертикальном
положении на сухих и гладких цилиндрических вешалках. Допускается
хранение покрышек на вертикально установленных деревянных стеллажах. При
любом способе хранения надо не менее одного раза в месяц поворачивать их
на 90° для изменения точки опоры или подвеса.
4. Камеры хранят на сухих деревянных или железных, но окрашенных круглых
вешалках с радиусом кривизны не менее 300 мм. Чтобы избежать образования
на камерах трещин и перегибов, их хранят в слегка надутом состоянии.
Камеры, так же как и покрышки, надо периодически, не реже одного раза в
месяц, поворачивать, чтобы избежать образования трещин, складок и
перегибов.
5. Камеры и покрышки сдают на хранение очищенными от грязи, пыли, масла
и других нефтепродуктов.
6. Нельзя вместе с пневматическими шинами хранить топливо, масло-и
другие нефтепродукты, а также щелочи и кислоты.
Уход за передним мостом. Стяжные болты зажимов трубы поперечной
тяги и балансира должны быть плотно, до отказа, затянуты, а все гайки
зашплинтованы. Ослабление затяжки этих болтов приводит к усиленному
сминанию установочных штифтов, разбиванию отверстий в балансире и
поворотном кулаке, разбиванию углублений в стержнях поперечной тяги и
изгибу этих стержней.
Шпоночное соединение рычагов с осью обеспечивает высокую надежность и
долговечность только при плотной затяжке ступиц рычагов на осях.
Ослабление в сопряжении приводит к быстрому разбиванию шпонок и
шпоночных пазов на оси и рычагах. Шаровые пальцы рулевых тяг, посаженные
на конусе в отверстиях рычагов, должны быть плотно
затянуты гайкой. Недостаточная затяжка ведет к
быстрому разбиванию сопрягаемых деталей.
Для уменьшения нагрузок, воспринимаемых при повороте трактора передним
мостом и рулевым управлением, сделаны ограничители поворота передних
колес. Если они оторвались или сбиты, надо их приварить и восстановить.
Шаровые соединения рулевых тяг не должны быть повреждены. Сколы кромок
шаровых вкладышей, забоины поверхностей шаровых пальцев и поломка пружин
требуют замены этих деталей или ремонта. Крышку шарнира плотно
затягивают до упора и застопоривают отгибной шайбой. Шаровые пальцы
смазывают через масленку, ввернутую в наконечник тяги. Резиновый вкладыш
защищает шаровое соединение от пыли, грязи и предупреждает вытекание
смазки. Если резиновый вкладыш поврежден, необходимо заменить его или
поставить дополнительный.
Стальные цементированные втулки балансира и поворотных кулаков
длительное время работают без смазки. Значительное увеличение (до 1 мм)
зазоров в этих сопряжениях требует замены втулок. При одностороннем
износе оси качания ее повертывают на 180° и зажимают клином в другой
лыске.
Подшипники передних колес хорошо и надежно работают только при
правильной их регулировке и чистой смазке.
Для проверки величины осевого зазора в конических подшипниках необходимо
выполнить следующее.
1. Поднять переднее колесо домкратом, установленным под балансир или
поворотный кулак, так, чтобы оно не касалось почвы и свободно вращалось.
2. Перемещая ступицу переднего колеса в осевом направлении, определить
величину этого перемещения и, следовательно, осевой зазор в конических
подшипниках. Если величина осевого зазора будет больше
0,5 мм, отрегулировать и подтянуть подшипники переднего колеса в такой
последовательности:
а) отвернуть пробку ступицы переднего колеса, повернуть колесо спускным
отверстием вниз и слить все масло, промыть подшипники и внутреннюю
полость ступицы керосином или дизельным топливом;
б) отвернуть четыре болта, расшплинтовать корончатую гайку оси колеса и
снять наружную крышку ступицы;
в) навинчивая корончатую гайку и одновременно перемещая внутреннее
кольцо наружного конического подшипника вдоль оси, установить осевой
зазор в конических подшипниках. Передние колеса при этом должны легко от
руки вращаться в подшипниках без скачков, заеданий и торможений;
г) зашплинтовать гайку, установить на место и закрепить болтами крышку
ступицы, залить в ступицу колеса масло, завернуть пробку заливного
отверстия и снять трактор с домкрата.
Течь масла с внутренней стороны ступицы означает, что уплотнение ступицы
переднего колеса работает неудовлетворительно из-за повреждения
резиновой диафрагмы или повреждения трущихся поверхностей металлических
уплотнительных колец.
Чтобы установить причину течи масла и устранить ее, нужно сделать
следующее.
1. Поднять домкратом передние колеса, чтобы они не касались почвы и
свободно вращались.
2. Расшплинтовать корончатые гайки болтов, крепящих прижимные пластины
обода, свинтить гайки, вынуть болты и снять со ступицы колеса обод с
шиной.
3. Отвернуть пробку ступицы колеса, слить все масло из ступицы и
отогнуть концы замковых шайб. Вывернуть четыре болта крепления крышки.
4. Расшплинтовать корончатую гайку оси колеса,
свинтить гайку, сиять упорную шайбу и ступицу переднего колеса вместе с
наружным коническим подшипником и наружным кольцом внутреннего
подшипника.
5. Снять с оси колеса внутреннее кольцо роликового подшипника вместе с
роликами. При снятии подшипников, так же как и при их установке, следует
пользоваться съемниками или тихо ударять легким медным молотком по
кольцу подшипника.
6. Снять с оси колеса крышку ступицы (рис. 164) вместе с диафрагмой и
нажимным подвижным кольцом, вывернуть два болта 10, прижимающих
диафрагму и защитную шайбу к крышке ступицы, и осторожно отделить
резиновую диафрагму 8 с нажимным кольцом 11 от крышки 7.
7. Осмотреть резиновую диафрагму и рабочую поверхность нажимного кольца.
Поврежденную диафрагму заменить. Для этого нужно снять с нажимного
кольца И кольцо 4, прижимающее диафрагму к бурту нажимного кольца, снять
диафрагму, надеть на нажимное
кольцо новую резиновую диафрагму, напрессовать прижимное кольцо, плотно
прижав диафрагму к бурту, и закернить напрессованное кольцо в
четырех-пяти местах.
8. Если уплотнительные металлические кольца на трущихся поверхностях
имеют царапины, нужно снять с оси колеса упорное неподвижное кольцо и
прошлифовать рабочие поверхности обоих колец. Диафрагму нажимного
подвижного кольца нужно при этом снять. После шлифовки колец притереть
их рабочие трущиеся поверхности на ровной плите или в крайнем случае
один о другой до образования сплошного кольцевого пояска шириной не
менее 2,5 мм. Поясок должен отстоять от кромок кольца не более 2 мм.
9. Собрать ступицу колеса в обратной последовательности и установить
обод с шиной.
При неправильной сборке узла уплотнения переднего колеса или при большом
износе конических подшипников навинчивание корончатой гайки оси колеса
при регулировке зазора в подшипниках, а следовательно, и перемещение
ступицы вдоль оси может привести к упору штифтов 3 уплотнения в
нажимное, подвижное кольцо и сильному прижатию его к упорному кольцу 12.
Хотя осевой разбег ступицы переднего колеса в этом случае невелик, но в
действительности внутренний роликовый конический подшипник не будет
воспринимать нагрузку. Так как сильно зажатые уплотнительные кольца
будут воспринимать осевые нагрузки, то при работе они вместе с другими
деталями уплотнения будут повреждены. Все это может произойти вследствие
большого износа конических подшипников или недопустимого выступания
штифтов крышки уплотнения ступицы колеса, по которым должно свободно
перемещаться нажимное
подвижное кольцо с диафрагмой уплотнения. Эти
штифты должны выступать над поверхностью крышки, в месте запрессовки, от
7 до
7.5 мм.
При частых повторных подтяжках конических подшипников переднего колеса
следует проверять возможность перемещения нажимного кольца на штифтах и
отсутствие плотного прижатия колец. Для этой цели при полностью
собранной ступице и отрегулированном зазоре в конических подшипниках
нужно отвернуть болты крепления внутренней крышки (крышки уплотнения) к
ступице колеса и отжать крышку от ступицы. Крышка должна отойти от
ступицы равномерно не менее чем на 1 —
1.5 мм.
Если крышка че отходит от ступицы равномерно, это значит, что нажимное
кольцо прижато штифтами к неподвижному кольцу уплотнения на оси колеса.
В этом случае надо тщательно проверить правильность сборки уплотнения и
состояние конических подшипников;
Правильно установленные колеса должны иметь на уровне оси колеса
расстояние между шинами в передней части колеса на 1—3 мм меньше, чем в
задней части колеса на том же уровне от почвы.
В процессе работы трактора может быть «виляние» передних колес при
движении на высоких скоростях. Причины виляния — увеличение зазоров
вследствие износа в шарнирах тяг балансира, стопорной планки поворотного
кулака, ослабления затяжки рычагов, шаровых пальцев, поперечной тяги, а
также при увеличенных зазорах в конических подшипниках передних колес и
рулевого управления. В этом случае проверяют состояние деталей,
правильность регулировки, надежность затяжки болтов и гаек.