Литой чугунный картер 7 главной передачи (рис. 78) имеет обработанные
плоскости для крепления соединительного корпуса (впереди), тормозных
рукавов (по бокам), гидроподъемника (сзади), верхней и боковых крышек и
других деталей, а также расточки и отверстия для установки подшипников
валов, стаканов и валиков.
Первичный вал 1 главной передачи, изготовленный вместе с конической
шестерней, расположен в передней части картера и вращается в двух
шариковых радиальных подшипниках. Задний подшипник 9 у конической
шестерни установлен в перегородке картера главной передачи, а передний
подшипник 5 — в стакане 4 и закреплен в нем пружинным стопорным кольцом
46. Под фланцем стакана установлены прокладки 6 для регулировки бокового
зазора между зубьями конических шестерен. По наружному диаметру фланца
этого стакана центрируют соединительный корпус.
В средней части первичного вала установлена на шлицах цилиндрическая
ведущая шестерня 8 постоянного зацепления дополнительной передачи и вала
отбора мощности.
Внутреннее кольцо заднего подшипника, цилиндрическую шестерню и
внутреннее кольцо переднего подшипника зажимают на первичном валу гайкой
2 с контргайкой через распорную втулку 3. Наружная поверхность втулки
цементирована и закалена. По этой поверхности работает установленный в
стакане переднего подшипника самоподжимной каркасный сальник 47. В
стакане вырезана канавка для стока масла и разгрузки самоподжимного
сальника от давления масла. Первичный вал оканчивается цилиндрическим
хвостовиком с двумя шпоночными канавками и кольцевой канавкой под
пружинное стопорное кольцо соединительной муфты.
Коническая шестерня первичного вала главной передачи является ведущей
шестерней механизма 10 реверса, установленного в средней части
промежуточного вала главной передачи. Механизм реверса показан на
рисунке 80. Он состоит из двух ведомых конических шестерен 1, зубчатой
втулки 12, зубчатой муфты 4 переключения реверса и упорных шайб. Венец
каждой из конических шестерен реверса напрессован на фланец ступицы 5
шестерни реверса и закреплен к ней четырьмя болтами 3. Они попарно
застопорены пластинчатыми замковыми шайбами, концы которых отогнуты от
грани головки болта.
Крутящий момент с конической шестерни передается на ступицу посредством
болтов и двух штифтов 11. Они ограничивают перемещение зубчатой муфты 4
при переключении реверса.
Кроме фланца для крепления венца конической
шестерни, ступица шестерни имеет зубчатый венец, который подвижной
зубчатой муфтой 4 соединяется с зубчатой втулкой при включении шестерен
реверса. Внутри ступицы шестерни запрессована бронзовая втулка 6 с
канавками по внутреннему диаметру для подвода смазки к трущимся
поверхностям.
Конические шестерни со ступицами и бронзовыми втулками свободно
вращаются на шлифованных цилиндрических поверхностях зубчатой втулки 12.
Эти поверхности зацементированы и закалены. На шлицах промежуточного
вала 9, в его средней части, установлена зубчатая втулка,
зафиксированная от перемещений вдоль вала шайбами 7 и 5. Средняя часть
зубчатой втулки снабжена зубчатым венцом. Зубчатая муфта 4 реверса
выполнена в виде кольца такой же ширины, как и зубчатый венец зубчатой
втулки, и имеет внутренние зубья. В кольцевую канавку зубчатой муфты
входит вилка переключения реверса, при помощи которой перемешают муфту
по зубьям венца зубчатой втулки. Она вместе с механизмом реверса
установлена на шлицах промежуточного вала до упора в шлицованный буртик.
Между буртиком и комплектом реверса поставлена на валу шлицованная шайба
2, которая служит ограничивающей для венца правой конической шестерни и
воспринимает осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен
реверса при его включении на прямой ход.
Внутренняя шлицованная шайба 7 установлена за канавкой на шлицах
промежуточного вала. Наружная шайба 8 надета на шлицы промежуточного
вала и повернута в его кольцевой канавке на угол 30° так, что шлицевые
выступы отверстия шайбы стоят против шлиц промежуточного вала. Благодаря
этому наружная шайба 8 является ограничивающей для левой конической
шестерни и воспринимает осевое усилие, возникающее во время работы
механизма реверса при включении заднего хода. Внутренняя шайба 7
предупреждает проворачивание шайбы 8, так как она удерживается в таком
положении замковой шайбой 10 с усиками, отогнутыми в прорези на наружных
поверхностях шлицованных шайб. При отгибании усиков замковой шайбы
следят, чтобы они не выступали за торцы шайб.
Перемещением зубчатой муфты 4 вправо или влево соединяют зубчатый венец
зубчатой втулки с зубчатым венцом правой или левой ступицы конической
шестерни. При этом вращение от первичного вала передается на включенную
шестерню и далее через зубчатую муфту на зубчатую втулку 12 и
промежуточный вал 9. Невключенная коническая шестерня механизма реверса
в это время вращается свободно в противоположном направлении. При
перемещении зубчатой муфты вправо промежуточный вал вращается вместе с
правой конической шестерней реверса и трактор двигается вперед; при
перемещении зубчатой муфты влево трактор движется назад.
На шлицах промежуточного вала, по обе стороны механизма реверса,
установлены ведомые шестерни первой, второй, третьей и четвертой передач
(рис. 78). Шестерни изготовлены в виде двух блоков по две в
каждом с различным числом зубьев и общей
шлицованной ступицей. Между шестернями каждого блока выполнена кольцевая
канавка для вилки переключения передачи. Справа от механизма реверса
помещена подвижная двойная шестерня 11 второй и третьей передач, а слева
от него установлена двойная шестерня 45 первой и четвертой передач.
Промежуточный вал 18 установлен в картере главной передачи на двух
радиальных шариковых подшипниках. На левом конце промежуточного вала —
шариковый подшипник 43. Его наружное кольцо поставлено в расточку
картера главной передачи. Шариковый подшипник 22 правой опоры
промежуточного вала смонтирован на втулке 21 с буртиком для упора
подшипника. За внутренним кольцом подшипника поставлена шлифованная (по
наружной поверхности) и закаленная втулка 20. Правый конец вала
оканчивается шлицами для установки съемного приводного шкива при отборе
мощности для работы со стационарными машинами. Завод отгружает тракторы
без шкива, вместо которого ставит проставочную втулку 19.
Подшипник 22 со втулкой зажат на промежуточном валу корончатой гайкой 16
через проставочную втулку 19 и распорную втулку 20. Наружное кольцо
подшипника установлено в стакане 13, смонтированном в боковой расточке
картера передачи. Под фланцем стакана помещены регулировочные прокладки
12. Изменяя число прокладок, можно перемещать промежуточный вал в осевом
направлении так, чтобы был одинаковый зазор между зубьями в зацеплении
правой и левой конических шестерен механизма реверса с конической
шестерней первичного вала. Регулировочные прокладки состоят из двух
половинок, в стыке между которыми установлены войлочные прокладки.
Неодинаковая толщина набора прокладок может привести к перекосу стакана
и выходу из строя подшипника.
Все осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен механизма
реверса, воспринимает правый установочный подшипник 22. Наружное кольцо
его прижато к кольцевому бурту стакана 13 буртиком гнезда 14 сальников.
Гнездо сальника вместе со стаканом подшипника прикреплено к картеру
главной передачи четырьмя болтами.
Войлочный и самоподвижной каркасный сальники 15 работают по наружной
поверхности втулки 20, защищают главную передачу от пыли, грязи и
препятствуют вытеканию масла наружу. К гнезду сальников прикреплен
болтами штампованный защитный колпак, закрывающий конец промежуточного
вала при работе трактора без шкива.
С промежуточного вала вращение передается на шлицованный главный вал 41,
установленный в боковых расточках картера главной передачи параллельно
промежуточному валу. Главный вал вращается в двух радиальных шариковых
подшипниках. Левый установочный подшипник 42, затянутый на валу гайкой,
удерживает главный вал от осевых перемещений. В кольцевой канавке
наружного кольца этого подшипника смонтировано разрезное пружинное
кольцо. Общая крышка 44, закрывающая левые подшипники промежуточного и
главного валов, имеет проточку и зажимает стопорное кольцо между крышкой
и картером главной передачи. Этим и удерживается от осевых перемещений
наружное кольцо подшипника, а следовательно, и подшипник с валом.
На шлицах главного вала надеты ведомые шестерни 39, 27, 28 и 38 первой,
второй, третьей и четвертой передач трактора. Пятая ведущая шестерня 37
главного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней 34
дифференциала.
Между ступицами шестерен поставлены распорные втулки 40 и регулировочные
шайбы. Перестановкой шайб изменяют положение шестерни на валу и тем
самым обеспечивают расположение в одной плоскости торцов ведущих
шестерен главного вала и ведомых (по-
движных) шестерен промежуточного вала при
включенном положении. Шестерни главного вала вместе с втулками и
внутренним кольцом правого подшипника 26 затянуты на валу корончатой
гайкой 24. Крышка 23 закрывает правый подшипник. С главного вала главной
передачи вращение передается через ведущую шестерню 37 на ведомую
шестерню 34 механизма дифференциала главной передачи.
Дифференциал представляет собой шестеренчатый механизм, передающий
вращение на ведущие колеса трактора и обеспечивающий вращение их с
неодинаковыми оборотами при постоянных оборотах корпуса дифференциала
при движении трактора по неровной почве и поворотах, так как во время
поворота одно колесо трактора проходит меньший путь по сравнению с
другими и вращается с меньшими оборотами.
Дифференциал трактора ДТ-20 конический, двухсателлитный, с неразъемным
литым корпусом. Ведомая цилиндрическая шестерня 34, выполненная в виде
зубчатого венца, напрессована на корпус 32 дифференциала и закреплена на
нем четырьмя заклепками. Внутри корпуса дифференциала помещены: две
ведомые конические полуосевые шестерни 36 и два конических сателлита 35.
Они свободно вращаются на общей оси 33, установленной в отверстиях
корпуса дифференциала и удерживаемой от выпадения и проворачивания двумя
стопорными планками, прикрепленными болтами к корпусу. Для этой цели
конец оси сателлитов имеет лыску. Лыски на цилиндрической поверхности в
месте установки сателлитов служат для подвода смазки к трущимся
поверхностям сателлитов. Отверстия между зубьями шестерен и канавки в
корпусе обеспечивают смазку трущихся поверхностей полуосевых шестерен и
корпуса дифференциала.
При сборке дифференциала под опорные сферические поверхности сателлитов
устанавливают сферические шайбы, которыми регулируют зазор в зацеплении
зубьев конических шестерен.
Свободно вращающиеся в расточках корпуса дифференциала полуосевые
конические шестерни имеют шлицованные отверстия, в которые вставлены
шлицевыми концами валы ведущих шестерен бортовых передач трактора.
Корпус дифференциала вращается в двух шариковых радиальных подшипниках
31. Наружные кольца этих подшипников помещены в стаканах 30,
установленных в боковые расточки картера главной передачи, и закреплены
болтами к наружным его стенкам. По наружной цилиндрической поверхности
фланцев стаканов центрируют тормозные рукава с бортовыми передачами.
Самоподжимные каркасные сальники 29, вставленные в стаканы, охватывают
валы ведущих шестерен бортовых передач и препятствуют вытеканию смазки
из главной передачи в тормозные рукава.