Система смазки двигателя (рис. 6) комбинированная, часть деталей
смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием. Под давлением
смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники
распределительного вала механизма газораспределения, поршневой палец в
верхней головке шатуна, втулка шестерни привода топливного насоса, а
нижний агрегаты двигателя — турбокомпрессор, водяной насос,
автоматическая муфта опережения впрыска топлива, а также топливный
насос, если на нем предусмотрена циркуляционная смазка. Остальные узлы и
детали кривошипно-шатунного механизма смазываются разбрызгиванием.
Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину 19, которая
крепится на левом колпаке головки цилиндров Через имеющиеся в головке
цилиндров и блок-картере полости масло стекает в нижнюю крышку картера
(поддон). Уровень масла замеряется щупом маслоизмерителя 20,
расположенным с левой стороны блока Чтобы масло не вспенивалось, в
нижней крышке картера приварен маслоуспокоительный щиток 32 Сливается
масло через пробку 31, расположенную в нижней части крышки (поддона).
Для очистки масла на двигателе установлена полнопоточная масляная
центрифуга 14
Циркуляция масла в системе смазки осуществляется следующим образом
Масляный насос через маслозаборник 1 с сетчатым фильтром засасывает
масло из нижней крьшки картера одновременно в нагнетающую 3 и
радиаторную 2 секции. Нагнетающая секция масляного насоса подает масло
по каналам
Рис. 8 Система смазки:
в блок-картере в масляный фильтр, а радиаторная
нагнетает масло в радиатор, где оно охлаждается и сливается в нижнюю
крышку блок-картера. Масло, поступающее в корпус полнопоточной
центрифуги, по сверлениям попадает во внутренний канал оси ротора,
откуда часть его поступает к соплам форсунок. Струя масла, вытекая из
форсунок с большой скоростью, создает реактивный момент, вращающий
ротор, и затем через окно в блоке цилиндров сливается в нижнюю крышку
картера. Остальное масло, поступившее внутрь ротора, очищается под
действием центробежной силы от загрязнений, которые оседают на стенках
картера ротора, и по сверлениям в блоккартере поступает в главную
масляную магистраль 11 двигателя, проходящую вдоль блока
Из главной магистрали по наклонным каналам в блоке масло поступает к
коренным шейкам коленчатого вала и к опорным шейкам распределительного
вала. От коренных шеек масло по сверлениям в коленчатом валу поступает к
шатунным шейкам, а затем по сверлениям в шатунах к поршневым пальцам.
От первой и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в
блок-картере и головках цилиндров пульсирующим потоком подается во
внутренние полости 10 осей коромысел, откуда по сверлениям в коромыслах
поступает к регулировочным винтам и клапанам. Вытекающее из зазоров в
коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала масли разбрызгивается
вращающимися деталями и смазывает гильзы цилиндров и поршни. Масло,
вытекающее из сверлений в коромыслах, смазывает трущиеся поверхности
коромысел, стержней клапанов и направляющих втулок. Из клапанной коробки
большая часть масла стекает по сверлениям в нижнюю крышку картера, а
часть—по каналам, в которых установлены штанги, по пути смазывая
толкатели и кулачки распределительного вала. Шестерни распределения и
привода масляного насоса смазываются разбрызгиванием.
Если на двигателе установлен топливный насос с циркуляционной смазкой,
последняя осуществляется от системы смазки дизеля.
Кроме внутренней циркуляционной системы смазки, ряд узлов и агрегатов
двигателя имеет самостоятельную смазку. Так, передний подшипник вала
муфты сцепления смазывается через масленку солидолом Ус-2. Независимую
смазку имеют пусковой двигатель, редуктор пускового двигателя и
топливный насос с регулятором (если он не имеет циркуляционной смазки).
На блок-картере двигателя предусмотрено место для подсоединения датчика
аварийного давления масла.
Масляный насос шестеренчатого типа, двухсекционный, расположен в
передней части картера и приводится во вращение от шестерни коленчатого
вала.
Для обеспечения подачи масла в систему смазки перед
запуском на двигателе предусмотрен насос 30 (см. рис. 8) предпусковой
прокачки масла. Так как шестерня привода насоса предпусковой прокачки
находится в постоянном зацеплении с шестерней пускового двигателя, насос
сразу после запуска пускового двигателя (до включения сцепления
редуктора) начинает подавать масло из поддона двигателя через обратный
клапан 22 в главную масляную магистраль двигателя. После запуска дизеля
обратный клапан перекрывает доступ масла из блока в насос.
Основной частью центрифуги (рис. 9) является ротор.
Ротор центрифуги состоит из остова I6 и крышки 11, отлитых из
алюминиевого сплава и соединенных гайкой 9. Ротор вращается на оси 10,
которая установлена на резьбе в корпусе 17 центрифуги и имеет три
шлифованные шейки, из которых две являются опорами вращающегося ротора,
а третья служит для разделения полостей очищенного и неочищенного масла.
Внутри оси выполнено ступенчатое сверление для подвода масла внутрь
ротора и установки маслоотводящей трубки 18. Во время вращения ротора в
результате различных диаметров верхней и нижней шеек оси возникает
осевая сила, которая несколько приподнимает ротор, в результате чего
уменьшается трение в подпятнике нижней оси. Подъем ротора ограничивается
шайбой 8, закрепленной на оси гайкой 7. Сверху ротор закрыт стальным
штампованным колпаком 5, который плотно прижимается к корпусу центрифуги
специальной гайкой 6. Уплотнение стыка колпака с корпусом обеспечивается
прокладкой 15. Герметичность между крышкой ротора и остовом достигается
установкой резинового кольца 14. Чтобы не нарушалась балансировка ротора
при его разборке, на остове и крышке ротора нанесены метки в виде рисок.
При сборке ротора надо следить, чтобы эти риски совпадали. 3 бобышках
остова ротора ввернуты две форсунки с калиброванными соплами. В нижней
части
Рис 9. Масляная центрифуга:
остова двумя, винтами закреплен маслоотражатель 13
с защитной сеткой 12, насадком 4 и кольцом 3, препятствующий смыву
отложений со стенок крышки ротора crpvefi входящего масла. В корпусе
центрифуги размещен перепускной клапан 1, который при запуске холодного
двигателя направляет поток масла в главную масляную магистраль, минуя
масляный фильтр.
На боковой поверхности блок-картера на специальной площадке
устанавливается сливной клапан 26 (см. рис. 8), которым поддерживает в
главной магистрали прогретого двигателя заданное давление, пропуская
избыток масла в поддон.
Уход за системой смазки заключается в своевременной проверке уровня
масла и доливке его в картер двигатели, топливный насос (при установке
топливного насоса с автономной смазкой), полость привода шестерен (в
картере маховика дизеля), редуктор пускового двигателя, в смазке всех
точек двигателя согласно таблице смазки, а также в промывке масляных
фильтров — центрифуги и фильтра турбокомпрессора.
Во время работы двигателя следят за герметичностью соединений в масляной
системе, а также за давлением масла. Давление масла в прогретом
двигателе должно быть 2,5—4.0 кгс/см2 (U.24—0,39 МПа). При минимальном
числе оборотов на холостом ходу давление масла должно быть не ниже 1,5
кгс/см2 (0,147 МПа).
При падении давления масла в системе смазки двигатель следует немедленно
остановить, выяснить причину и устранить ее.
§ 5
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ СМД-68 ТЯГАЧА Т-157
Двигатель имеет закрытую принудительную систему охлаждения (рис 10),
циркуляция воды в которой осуществляется центробежным водяным насосом
Основными агрегатами системы охлаждения являются водяной насос с
вентилятором и радиатор. Вода заливается через горловину 2 радиатора 1 и
заполняет всю систему охлаждения дизеля, пускового двигателя и
компрессора Охлаждаемая в радиаторе вода нагнетается центробежным
насосом 5 в водоподводяшие каналы 16—17 блок-картера и через имеющиеся в
каналах окна 18 поступает в пространство 20 между стенками блока и
гильзами (водяную рубашку), омывает гильзы и таким образом охлаждает их.
Нагретая во время работы двигателя вода из блок-картера по
водоподводящим отверстиям 14 и 21 в блок-картере и головке цилиндров
поднимается в полость 13 водяной рубашки и головок цилиндров, откуда по
водоотводному кг-налу 6 и патрубку 12 поступает в верхний бак радиатора.
Проходя по трубкам сердцевины радиатора, вода охлаждается потоком
воздуха, создаваемым вентилятором.
Рис. 10. Система охлаждения
При запуске пускового двигателя, когда коленчатый вал основного
двигателя не вращается, в системе охлаждения воз-
пикает местная термосифонная циркуляция воды,
которая обеспечивает быстрый прогрев пускового двигателя.
Сливается, вода из системы охлаждения через два сливным краника 15 и 19,
расположенных с обеих сторон блок-картера. К передней крышке двигателя
на специальной площадке крепится водяной насос центробежного типа.
При работе двигателя температура охлаждающей воды должна быть в пределах
80--100° С. при кратковременном повышении до 105° С. При повышении
температуры сверх нормальной следует проверить, есть ли вода в
радиаторе, нет ли течи, не засорились ли трубки радиатора, не ослабло ли
натяжение ремня, полностью ли открыта шторка радиатора. Холодную воду в
систему охлаждения перегретого двигателя доливают постепенно и
обязательно при работающем двигателе. Натяжение ремня на ветви шкив
вентилятора — натяжной ролик должно быть таким, чтобы при нажиме с
усилием 4—5 кгс (39—49Н) прогиб ремня не превышал 8—14 мм.
На двигателях с закрытой системой охлаждения паровоздушный клапан
водяного радиатора способствует поддержанию рекомендуемого давления в
верхнем бачке радиатора и впуску воздуха при охлаждении двигателя.
Поэтому нужно обязательно следить за исправностью клапана и не допускать
его повреждения, а также периодически очищать от накипи отверстия в
верхней части предохранительной трубки бачка радиатора.