воспитании глухонемого ребенка», Н. Н. Траугот «Опыт изучения высшей
нервной деятельности глухонемых детей», Н. А. Скрицкого «Об учебных
занятиях с глухонемыми по развитию слуха на специальных аппаратах».
Л. С. Выготский на конференции вновь поднял вопрос о необходимости
разработки теории, сурдопедагогики. Выдвинутые им на II съезде СПОН
положения играли важную роль в теории и практике сурдопедагогики и во
многом оправдывали себя. Отражавшие требования социалистического
государства принципы социального воспитания служили общей основой для
сурдопедагогики. Для дальнейшего развития теории коммунистического
воспитания и обучения глухого ученика необходимо было разработать
методы воспитания словесной речи, изучения психологических особенностей
глухого. Высказанная Л. С. Выготским мысль об использовании различных
речевых средств, и в частности жестов и мимики, не прошла бесследно для
сурдопедагогики. Сурдопедагоги стремились совершенствовать методы
обучения родному языку путем оптимального сочетания письменной речи с
устной, а в дальнейшем с дактильной. Новой была выдвинутая Л. С.
Выготским идея развития языка и мышления на основе полиглосии. На
практике она вела к расширению используемых в процессе воспитания и
обучения глухих активных речевых средств. Вместе с тем она
способствовала преодолению узости и формализма «чистого устного
метода».
В опытах изучения высшей нервной деятельности детей-акупатов
(глухих) также проявились новые подходы к глухому ребенку. Изучение
личности глухих детей методами рефлексологии расширяло возможности для
научно обоснованного построения процесса обучения в специальной школе.
Состоявшаяся в 1930 году конференция сыграла важную роль в развитии
советской сурдопедагогики.
Подводя итоги развитию советской сурдопедагогики в 20-е годы, можно
сказать, что они были весьма положительными. Специально организованный
в Народном комиссариате просвещения подотдел учреждений для
дефективных детей с каждым годом проявлял все больше внимания к
обучению и воспитанию глухих детей. Сеть школ для глухих непрерывно
возрастала. Количество обучаемых увеличилось.
В педагогических коллективах школ для глухих шла напряженная работа,
направленная на приближение к массовой школе, обновлялось содержание
учебно-воспитательной работы на новых, социалистических началах.
Специальный детский дом со школой перерастал в школу для глухих с
интернатом, что было подтверждено постановлением Совета Народных
Комиссаров РСФСР от 19 декабря 1926 года «Об учреждениях для
глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков», а в 1927
году — постановлением СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы
по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей
и подростков». Этими постановлениями определялась ответственность ор-
ганов народного образования за материальное обеспечение школы для
глухих, а также за развитие специальной школьной сети для этих детей.
225