культурное развитие.
Сама организация деятельности училищ, общепринятые в те времена
публичные экзамены — демонстрации учеников способствовали увлечению
всем тем, что могло произвести впечатление на высокопоставленных лиц и
богатых благотворителей — основных в то время «ценителей»
сурдопедагогического труда. В этих условиях самое большое впечатление
мог произвести глухонемой ребенок, научившийся отчетливо произносить
слова, а тем более поддерживать устную беседу. В этом и заключалась
главная причина того, что руководители столичных и крупных
провинциальных училищ предпочитали обучение устной речи как средству
общения.
Другой причиной было влияние идей Парижского (1878) и Миланского
(1880) конгрессов сурдопедагогов, на которых восторжествовали идеи и
системы обучения немецкой школы сурдопедагогов (Фаттер и др.), сущность
которых заключалась в признании единственного, т. е. «чистого устного
метода», обучения глухих.
По иному пути, как уже отмечалось выше, пошли провинциальные
мелкие училища и одно из крупных центральных — Варшавское училище.
Направление их педагогической деятельности определялось в основном
требованиями практической жизни, требованиями семейств менее
обеспеченных родителей. Неудивительно поэтому, что в этих училищах, как
правило, учителя использовали смешанный способ обучения, т. е. устную
речь, дактилологию, письмо, жесты и мимику.
В тех училищах, в которых работали менее квалифицированные учителя
(в отдельных случаях даже глухие), обучение иногда ограничивалось только
средствами дактильной и письменной речи с использованием жестов и
мимики (Новочеркасская школа, частью школа в г. Витебске). Эти давно
использовавшиеся в прошлом средства обучения глухих словесной речи
применялись и теперь. Однако методика их использования не
разрабатывалась и теоретически не обосновывалась. Вследствие этого такие
средства постепенно вытеснялись. Они применялись лишь в процессе
обучения неуспевающих детей и взрослых.
В рассматриваемый период все более актуальной становилась проблема
дифференцированного обучения глухих в зависимости от их возраста,
дефекта слуха, степени сохранности остатков слуха и многих других
условий.
Происходившие в учебно-воспитательной работе крупных и мелких
училищ для глухих в России преобразования, а также изменения
педагогических и методических систем обучения достаточно отчетливо
прослеживались в практической деятельности каждого из этих училищ.
Петербургское училище. С начала XX века и до Великой Октябрьской
революции в Петербургском училище происходили изменения, которые
никак нельзя было считать прогрессивными. Скорее наоборот: они сужали,
ограничивали принятый ранее курс общеобразовательной подготовки,
подчиняя содержание обучения практическим задачам обучения речи в
153