глухих со школой слышащих. Для этого он ввел обучение глухих устной
речи и создал для учителей «Руководство по обучению глухих»,
опубликованное в 1826 году.
В проводимых М. Венусом преобразованиях обучения глухих в
Институте глухонемых в Вене было очевидным влияние идеи элементарного
образования И. Г. Песталоцци. М. Венус пытался практически осуществить
эти идеи в процессе обучения глухих словесной речи, особенно во время
накопления словарного запаса и его использования в письменной речи.
На первом этапе обучения словесной речи и грамоте глухие учащиеся
знакомились с буквами дактильной азбуки. Усвоение дактильного алфавита
шло параллельно с осмысленным усвоением письменного слова. По аналогии
с буквенным составом слова усваивался дактильный алфавит и значение
слова. Так, при изучении слова голова учитель показывал на голову, а затем
на написанное слово, разделяя слово (с помощью черточек) на буквы, и
одновременно обозначал каждую из них соответствующим дактильным
знаком. Учащиеся выучивались писать слово и дактилировать его во время
устного разговора. Таким образом необходимость в применении жестовой
речи с методическими знаками, обозначениями грамматических и
лексических понятий отпадала.
В преобразованной венскими учителями системе «мимический метод»
Эпе — Сикара основное, исходное положение заняли дактилология и
письменная речь. Используя преобразованную ими систему, они расширили
содержание обучения глухих. Ими было введено обязательное обучение
глухих устной речи.
В написанном М. Венусом руководстве «Методика или руководство по
обучению глухих» (1826) был выделен специальный раздел обучения глухих
произношению. Позднее, в 1833 году, он издал пособие «Книга для чтения
при обучении глухих устной речи», в которой содержались упражнения для
формирования звуковой устной речи.
«Венский метод» называют иногда «смешанным методом». И это не
случайно. Это была в известной мере компромиссная система. В ней
продолжали сохраняться, хотя и в ограниченном объеме, элементы
дидактической системы «мимический метод», но при этом более
определенно ставились задачи научить глухих словесной речи в дактильной,
письменной и устной форме. Введение этой системы в обучение глухих
детей было новым и прогрессивным явлением в сурдопедагогике. Глухие
дети овладевали знанием словесной речи и на ее основе получали знания
непосредственно, без посредничества конвенциональной жестовой речи.
Устная форма речи на основе дактильной и письменной формы речи заняла
определенное место в процессе обучения.
Школы для глухих и развитие сурдопедагогической мысля в
Германии. В 20—30-е годы XIX века в Германии было создано единое
Министерство просвещения и религиозных дел. Для подготовки учителей
народных школ были открыты учительские семинарии. В середине XIX века
были изданы реакционные «регулятивы», подчинявшие обучение в народной
49