после усвоения произношения звука читать печатный текст. Прочитанные
слова ученик распознавал в речи учителя по чтению с губ. Очевидно, это был
механический процесс, связанный с многократностью повторения. Такие
многократные механические повторения оправдывались положением автора
о том, что чтение с губ весьма трудное дело и требует длительных
упражнений.
Третья группа правил была самой методически слабо разработанной. Она
касалась обучения грамматически и логически правильной речи. Амман не
задумывался над его методикой, поскольку, по его мнению, усвоение языка
происходит механически при заучивании фраз и текстов.
Оценивая разработанные И. К. Амманом правила обучения глухих устной
речи, следует сказать, что они преимущественно ограничивались
удовлетворяющей фонетическим требованиям постановкой звуков. И. К.
Амман не только формулировал эти правила, но и пытался дать им научное
обоснование.
Труды И. К. Аммана в течение многих лет пользовались огромной
популярностью у педагогов. Его метод обучения речи получил
распространение в XVIII—XIX веках в ряде стран Западной Европы. Книги
Аммана были переведены на многие языки.
В XVIII веке труды И. К. Аммана играли прогрессивную роль. В
последующем они стали играть также и некоторую отрицательную роль,
поскольку ими стали оправдывать ограниченное понимание методов и задач
обучения. Последователи И. К. Аммана сводили содержание обучения речи к
постановке звуков, что в свою очередь порождало формализм и придавало
обучению глухих механический характер. Искусственность методики работы
над устной речью у И. К. Аммана была связана с недооценкой умственных
сил глухих детей. Так, например, он недооценивал наличие у глухих
естественной жестовой речи, при помощи которой они общаются с
окружающими детьми.
Эти особенности сурдопедагогических взглядов и деятельности И. К.
Аммана послужили причиной того, что его педагогическое наследие
впоследствии оценивалось различным образом. Так, Н. М. Лаговский
говорил, что в трудах И. К. Аммана представлено основательное
исследование происхождения человеческой речи и дано подробное описание
каждого звука. С другой стороны, А. И. Дьячков высказывал резко
отрицательное отношение к И. К. Амману за его формализм и элементы
механического обучения глухих детей.
Обучение глухих во Франции. Во Франции учитель Якоб Родригос
Перейра (1715-1780) успешно обучал отдельных глухих учеников словесной
речи. Обучением глухих детей он занялся в связи с тем, что у него была
глухая сестра. В дальнейшем Я. Р. Перейра стал профессиональным
учителем глухих.
Известно, что, обучая устной речи, он широко пользовался дактильной
речью и придавал большое значение чтению. Я. Р. Перейра добился при этом
хороших результатов, о чем свидетельствует тот факт, что его достижения в
25