|
|
содержание .. 1 2 ..
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА Среди миллионов книг, вышедших во всем мире, не- много найдется таких, новое издание которых, приуро- ченное к 50-летию со времени первой публикации, было бы переработано и дополнено самим автором. Для это- го ему надо быть долгожителем и сохранить в пре- клонных годах ясную голову. Дело, однако, не только в Книга впервые вышла в 1927 году — через лет по- сле того, как профессор Карл фон Фриш задумался: возможно ли, чтобы пчелы не различали красок? С та- кого, по сути, азбучного вопроса началось изучение оби- тателей ульев на маленькой пасеке в Бруннвинкле, в Ав- стрии. Фриш обзавелся плоским остекленным ульем и, попробовав цветными крапинками помечать спинки пчел, прилетающих к выставленной неподалеку кор- мушке с сахарным сиропом, обнаружил, что, вернув- шись домой, пчелы кружат на соте, совершая харак- терные, ни на что другое не похожие движения — «тан- цуют». Разные фигуры танца, разные темпы кружений и направления пробегов оказались специфическими сиг- налами — «языком» пчел. «Я думаю,— писал впоследствии Фриш,— это было самое содержательное, самое плодотворное наблюде- ние, какое мне удалось Он имел основания так считать. Пятнадцать лет ушло на анализ наблюдения, которое касалось одного-единственного свойства одно- го-единственного вида. Фриш установил: танцуют на сотах только рабочие пчелы, и притом лишь те, которые заняты фуражировкой — заготовкой корма для нужд семьи. |