ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - часть 73

 

  Главная      Учебники - Разные     ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  71  72  73  74   ..

 

 

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - часть 73

 

 

ка оказалась особенно полезной для изучения действия разного типа 
вознаграждений. Так, можно вознаграждать голубя не просто за каждый, а за 
каждый N-й удар клювом, устанавливая в итоге определенное отношение между 
числом ударов и числом вознаграждений. Такой метод называется 
вознаграждением по постоянному соотношению. Другие обычно применяемые 
схемы опыта включают переменное соотношение, постоянный интервал и 
переменный интервал. При интервальной схеме вознаграждение дается через 
интервалы времени, выбранные экспериментатором. Животное вознаграждается за 
первую реакцию после некоторого интервала. Оказалось, что разные схемы 
вознаграждения по-разному влияют на действия животного. Так, например, 
применение переменных интервалов создает очень равномерную частоту реакций и
служит хорошей опорной величиной, относительно которой можно испытывать 
влияние на поведение различных факторов, например величины вознаграждения.
Считается, что Скиннер рассматривал бихевиоризм как философию науки о 
поведении, а не как собственно науку. Его подход был операционалистским, а 
психология - антитеоретической. Хотя Скиннер полагал, что всякое поведение 
создается подкреплением, он признавал (1975), что «естественным отбором 
объясняется тот факт, что люди реагируют на стимулы, воздействуют на среду и 
изменяют свое поведение под влиянием связи с подкреплением». Точно так же «тот
факт, что оперантные условные рефлексы, подобно всем физиологическим 
процессам, являются результатом естественного отбора, проливает свет на вопрос о
том, какого рода последствия служат подкреплением и почему».
Подход Скиннера основан на том, что подкрепление способно изменять поведение. 
Его утверждение о возможности модификации любой деятельности 
иллюстрируется разными играми, которым можно обучать голубей. Так, он 
описывает (1958), как «голубя тренировали пускать деревянный шар по 
миниатюрному желобу в направлении расставленных игрушечных кеглей, толкая 
его резким боковым движением клюва. Результат поразил нас... Это зрелище 
произвело такое впечатление на Бреленда, что он отказался от многообещающей 
карьеры в области психологии и стал платным дрессировщиком».
По иронии судьбы именно К. и М. Бреленды (К. Breland, М. Breland, 1961) первые 
усомнились в том, что любая деятельность может быть изменена подкреплением. 
Они обнаружили, что при попытках научить животных разным трюкам некоторые 
виды активности оказывались устойчивыми, т. е. подкрепление на них не влияло. 
Так, например, они старались научить свинью вкладывать «монету» в особую 
«копилку». Свинья поднимала соответствующий деревянный значок, но вместо 
того, чтобы опустить в контейнер, многократно роняла его на пол, «толкала 
пятачком, поднимала, снова роняла, подгоняла пятачком, подбирала, подкидывала 
в воздух, роняла, снова толкала пятачком и т. д.» (К. Breland, М. Breland, 1961). 
Подобным же образом некоторые цыплята настойчиво скребли землю, когда от них
требовалось простоять 10-12 с на платформе, чтобы получить вознаграждение. 
Впоследствии появилось много сообщений такого рода. Так, Севенстер (Sevenster, 
1968, 1973) успешно обучал самцов трехиглых колюшек (Gasterosteus aculeatus) 
проплывать через узкое кольцо, чтобы приблизиться к самке. Но ему не удалось 
научить самцов за то же вознаграждение кусать стеклянный стерженек, потому что 
самец упорно направлял на него свое ухаживание. Обзор этих и других 
исследований дает С. Шеттлуорт (Shettleworth, 1972).
Бреленды (Breland, Breland, 1961) толкуют свои данные как свидетельство 
инстинктивного смещения, при котором «выученное поведение смещается в 
сторону инстинктивного» всегда, когда сильные врожденные инстинкты животного
сходны с условной реакцией. Эти авторы указывают, что их данные нарушают 
принцип наименьшего усилия, выдвинутый Скиннером (Skinner, 1938), согласно 
которому животные стремятся получить вознаграждение самым быстрым и самым 
удобным способом. В их исследованиях

293

вознаграждение значительно задерживается из-за «неправильного» поведения 
животных. В гл. 18 мы рассмотрим другие примеры такого рода и постараемся 
оценить, в какой степени их может объяснить общая теория научения.

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1. Классическая, или павловская, выработка условного рефлекса ведет к 
образованию связи между ранее значимым (безусловным) и ранее нейтральным 
(условным) стимулами, в результате чего животное начинает реагировать на 
последний (условным рефлексом) так, как раньше отвечало (безусловным 
рефлексом) на первый из этих стимулов.
2. Процесс установления связи, называемой выработкой условного рефлекса, 
обычно требует нескольких предъявлений условного стимула, сопровождающихся 
каким-нибудь подкреплением.
3. В результате привыкания или угасания происходит снижение реактивности. 
Привыкание наступает в результате многократного предъявления стимула без 
немедленных последствий. Угасание происходит при многократном предъявлении 
условного стимула без подкрепления.
4. Генерализация означает, что животное отвечает на какой-либо стимул, сходный с
условным.
5. Инструментальное научение, по-видимому, отличается от классической 
выработки условного рефлекса, потому что животное должно отреагировать 
прежде, чем получит подкрепление. Однако невозможно проводить опыт по 
инструментальному научению, не создавая одновременно предпосылок для 
классической выработки условного рефлекса. Возможно, что подкрепление на 
самом деле не является необходимым для образования приобретенных реакций.

Рекомендуемая литература

Breland К., Breland M. (1961) The misbehavior of organisms, American Psychologist, 
16, 661-664.
Mackintosh N.J. (1983) Conditioning and Associative Learning, Clarendon, Oxford.

18. Биологические аспекты научения

Механизмы научения животных сложны отчасти потому, что простые формы 
научения. такие, как привыкание, сосуществуют с более сложными процессами. 
Например. у людей мы находим привыканиe, условные рефлексы, 
инструментальное научение, рассудочную и когнитивную деятельность. Животные,
может быть, не так легко научаются на основе опыта и раccyдочной деятельности, 
однако многие из них в известной степени несомненно обладают этими 
способностями. Правда, разные виды животных значительно разтчаются по своей 
экологии и эволюционной истории. Не значит ли это, что естественный отбор 
формировал способности к научению каждого животного в соответствии с его 
экологической нишей? Многие биологи поддерживают эту точку зрения. 
Психологи склонны считать, что некоторые механизмы научения являются общими
для многих видов. Оправдан ли таой взгляд? В настоящей главе мы пытаемся 
ответить на этот вопрос.

18.1. Эволюционные аспекты научения

При научении поведенческий репертуар животного меняется навсегда. Хотя 
выученное поведение может угаснуть или забыться, животное никогда не вернется 
к своему прежнему состоянию. Как было показано в гл. 17. кажущаяся утрата 
навыка в действительности большей частью представляет собой выработанное 
торможение предшествующего научения. Научение меняет психологическую 
структуру животного и тем самым может, по-видимому, изменить его 
приспособленность.
Процессы научения издавна подвергаются естественному отбору. Поэтому можно 
ожидать, что последствия научения адаптивны и увеличивают приспособленность 
животного. Это давно признано и психологами (например, Thorndike, 1911; 
Seligman, 1970), и этологами (например, Lorenz, 1965), однако систематических 
попыток рассматривать научение в свете эволюционной теории сделано мало.
При неизменной среде животные ничего не выигрывали бы от научения. 
Естественный отбор устанавливал бы совокупность простых правил, 
определяющих надлежащее поведение в той или иной ситуации и входящих в 
качестве постоянного элемента в психологическую структуру животного. 
Некоторые свойства среды не меняются, и мы обычно видим, что реакция 
животных на них стереотипная, врожденная. Так, например, земное притяжение 
является универсальным свойством среды, и антигравитационные рефлексы имеют 
тенденцию к устойчивости и стереотипности (Mittelstaedt. 1964; Delius, Vollrath, 
1973).
Некоторые свойства среды меняются на основе суточных, лунных или сезонных 
циклов. Адаптироваться к таким изменениям животному также не обязательно. Как
указывалось в гл. 16, фундаментальные черты его физиологической и 
мотивационной структуры могут меняться периодически в ходе акклиматизации 
или под действием биологических часов. Обычно животное реагирует на 
предсказуемые с эволюционной точки зрения изменения среды с помощью заранее 
запрограммированных изменений своей структуры (McFarland, Houston, 1981).
Изменения в течение жизни животного
295

тоже могут быть предсказуемы с эволюционных позиций. В некоторых случаях 
поведение животного меняется при созревании без участия научения, однако 
иногда научение для этого необходимо, но является заранее запрограммированным,
т. е. происходит на определенной стадии развития животного более или менее 
независимо от изменчивости индивидуального поведения. Например, у человека 
дети обладают поразительной способностью к овладению языком в возрасте от 
двух до семи лет, какой бы язык они не слышали вокруг себя. Подобным же 
образом у некоторых птиц известны определенные периоды восприимчивости, в 
которые они обычно научаются пению, слыша своих родителей или сородичей. 
Такое научение заранее запрограммировано, т. е. происходит в определенный 
период жизни независимо от индивидуальных условий существования. Ребенок в 
одном окружении научится немецкому языку, в другом - английскому. Птица в 
одной среде может научиться одному типу пения, а в другой среде - другому.
В гл. 20 мы увидим, что у молодых животных на определенных стадиях развития 
происходит импринтинг, т. е. запечатление некоторых свойств среды, в ходе 
которого они узнают о некоторых особенностях родителей, братьев, сестер или 
местообитания. Такой импринтинг может повлиять на будущий выбор 
местообитания, ухаживание и общественное поведение животного. Почему одним 
животным нужно таким способом узнавать о свойствах их местообитания, 
родителей или будущих партнеров, тогда как у других видов животных 
импринтинг неизвестен? Ответить на этот вопрос трудно. Вероятно, в случае 
выбора местообитания импринтинг помогает животному попасть в условия, 
сходные с теми, в которых обитают его сородичи, и тем самым увеличить свою 
приспособленность (см. гл. 6).
Бейтсон (P. Bateson, 1979) высказал мысль, что некоторым птенцам нужно 
выделять родителей, которые заботятся о них среди прочих представителей вида, 
так как родители отличают своих птенцов от чужих, а на чужих могут напасть.
Бейтсон предположил также, что импринтинг, позволяя животному различать 
близких сородичей, впоследствии помогает ему выбрать несколько отличающегося 
партнера, за счет чего устанавливается равновесие между инбридингом и 
аутбридингом. Когда проблемы, встающие перед молодым животным, слегка 
меняются от поколения к поколению, особи, предрасположенные к узнаванию 
определенных особенностей среды, например характера местообитания, близких 
сородичей и источников пищи, могут получить определенное преимущество. Такой
вид научения является формой «сопряженного созревания» (contingent maturation), 
при котором процессу развития сопутствует приобретение определенного опыта.
Непредсказуемые изменения среды, происходящие в течение жизни отдельной 
особи, не могут быть предусмотрены наперед запрограммированными формами 
научения. Для того чтобы адаптироваться к таким изменениям, животное должно 
полагаться на собственные ресурсы. Способность изменять поведение надлежащим
образом перед лицом неожиданных изменений среды обычно считается признаком 
интеллекта. Но нельзя забывать, что многое можно объяснить обычными 
механизмами научения.
Исторически сложилось так, что научение исследовалось в искусственных 
лабораторных условиях, и мало внимания обращалось на специфические 
потребности и заботы животного. Однако, как было сказано в конце гл. 17, 
сомнения в эффективности подкрепления впервые возникли у психологов. Общая 
реакция на то, что подкрепление не всегда способно изменить поведение так, как 
намеревался экспериментатор, выразилась в отрицании каких-либо общих законов 
научения. Была высказана мысль, что способность к научению у разных видов 
животных строго соответствует экологическим ограничениям, типичным для 
образа жизни данного вида (например, Rozin, Kalat, 1972; Skettleworth, 1972). Для 
этологов и эволюционных биологов такая концепция, конечно, заманчива, но 
означает ли она, что мы обязательно должны отка-
296

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  71  72  73  74   ..