ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - часть 5

 

 

наблюдения - в последние годы дополняется непрямыми методами, основанными 
на использовании технических достижений, таких, как звукозапись и 
радиотелеметрия. Естественное поведение животных можно изучать и посредством
экспериментов, включающих определенные изменения среды обитания животного 
(см. гл. 6 и 23).
В лаборатории исследователь в значительной степени контролирует среду, в 
которой находится животное, и поэтому может тщательно планировать 
эксперименты для проверки конкретных гипотез, объясняющих различные стороны
поведения животных. Этот подход особенно важен при изучении сенсорных 
способностей животных (гл. 12 и 13) и научения у животных (гл. 17 и 18). Помимо 
лабораторных исследований все большее значение для понимания поведения 
животных приобретают физиологические эксперименты. Физиологический подход 
к изучению поведения пропагандировался уже давно, но лишь сравнительно 
недавно с его помощью были получены ценные данные (см. гл. 11 и 12).
Поведение животных достаточно сложно, и для того, чтобы хорошо его понять, 
необходим широкий набор теоретических и практических подходов. И именно 
междисциплинарный подход делает поведение животных такой захватывающей 
областью исследований.

Часть 

Часть 

I

I

.

.

Эволюция поведения

Эволюция поведения

В первой части книги мы обсудим поведение животного с эволюционной точки 
зрения. Со времен Чарлза Дарвина стало возможным объяснить роль поведения в 
выживании и размножении животного. Если глаза, уши, ноги или крылья можно 
считать механизмами, предназначенными для конкретного образа жизни 
животного, то к ним же можно отнести и механизмы, контролирующие 
поведение. Итак, мы можем спросить, почему у животного наблюдаются 
определенные типы поведения, и ожидать, что ответ можно найти, исходя из 
эволюционной истории вида.
Эволюционные объяснения такого рода требуют определенных знаний генетики и 
развития поведения, теории естественного отбора и эволюционной теории в 
связи с социальным поведением животных. Первые три раздела этой книги 
посвящены трем перечисленным проблемам.

I.1. Генетика и поведение

Этот раздел, состоящий из трех глав, вводит читателя в область генетики 
поведения. В гл. 2 рассматриваются законы Менделя и клеточные основы 
наследственности. В гл. 3 приводятся данные, касающиеся развития поведения в 
онтогенезе и проблемы врожденного поведения. Гл. 4 посвящена генетике 
поведения; она включает обсуждение действия мутаций, полигенной 
наследственности и наследуемости поведения.

Грегор Мендель (1822-1884)

(ВВС Hulton Library)

Рожденный в крестьянской семье, Грегор Мендель обучался в монастыре и был посвящен в духовный 
сан в возрасте 25 лет. Он готовился стать учителем, но не выдержал квалификационые экзамены на 
право преподавания естественной истории в школе высшей категории. В 1856 г. он стал учителем в 
школе более низкой категории, ученики которой его очень любили. Мендель начал свои исследования
в 1858 г. в саду при монастыре в Брно (Моравия). Полученные результаты и их теоретические 
обоснования были изложены в докладе, прочитанном на заседании Брненского естественнонаучного 
общества в 1865 г., и опубликованы в трудах этого общества в 1866 г. Работа Менделя оставалась 
неизвестной широкому научному миру по 1900 г., когда на нее обратили внимание более или менее 
одновременно и независимо друг от друга три исследователя -Корренз, фон Чермак и де Фриз 
(Correns, von Tschermak, de Vries). Ее значение быстро оценили, а результаты, полученные Менделем, 
были подтверждены и расширены.
Все свои основные опыты Мендель провел на обычном садовом горохе. Его особенно интересовали 
такие признаки гороха, которые четко различаются у разных особей. К числу таких признаков 
относятся окраска цветков (красная или белая), форма плода (гладкая или с перетяжками), окраска и 
форма семян (зеленые или желтые, гладкие или морщинистые), расположение цветков (пазушные или
верхушечные), длина стебля (длинный или короткий). Мендель высевал каждый сорт отдельно. 
Вручную перекрестно опылив выросшие растения, он получил различные гибриды на разных 
делянках. Не пытаясь оценить поколения в целом, он изучал наследование определенных признаков у 
всех потомков конкретной пары. На основе полученных данных Мендель сформулировал законы 
наследственности, произведшие революцию в биологии. В 1866 г. Мендель написал знаменитому 
биологу Карлу фон Негели, который использовал в качестве экспериментального объекта ястребинку. 
Описав свои опыты и сформулировав гипотезы, Мендель попросил помощи у Негели и предложил 
повторить проведенные им эксперименты на ястребинке. Однако сообщение Менделя не произвело 
впечатление на Негели, и он предложил Менделю продолжить работу на большем числе экземпляров 
гороха. Мендель к этому времени провел наблюдение уже на 13 000 растений гороха и теперь пытался
повторить работы Негели на ястребинке. Но эти растения малы, их трудно опылять искусственно, и 
они не годятся для работ по генетике. Некоторое время Мендель упорствовал, но успеха не достиг. 
Негели предложил вырастить семена гороха в ботаническом саду в Мюнхене, и Мендель послал ему 
140 пакетов. Однако Негели не вырастил эти семена и не сослался на Менделя, публикуя свою 
основную работу в 1884 г. Забавно, что фон Негели, первым открывший и описавший хромосомы под 
микроскопом в 1842 г., так и не понял важности работ Менделя. Связь между хромосомами и 
менделевской наследственностью была установлена лишь в 1914г. В 1875 г. монастырь в Брно был 
втянут в налоговую тяжбу, и Менделю, бывшему прелатом в этом монастыре, не осталось времени 
для наблюдений. Умер он в 1884г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..