Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 38

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  36  37  38  39   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 38

 

 

посылает собаку по дороге, сбоку от животных, следя за тем, чтобы собака не нападала на
них.   Правильное   поведение   собаки   немедленно   поощряют   командой   «хорошо»,   учащают
посылы   собаки   по   команде   «вперед».   Собаку   чаще   подзывают   командой   «ко   мне»   и
поощряют.

Установив,   что   собака   не   набрасывается   на   идущих   животных,   дрессировщик

увеличивает число животных, включительно до всего стада.

Посылы собаки по команде «вперед» становятся чаще и непременно по той стороне

дороги или полосы, с которой имеется посев, сад или огород.

При   нападении   собаки   на   животное,   уходящее   от   стада   в   сторону,   дрессировщик

поощряет ее, хвалит, но обязательно останавливает и подзывает к себе, как только животное
войдет в стадо.

Нападение собаки на животных, идущих правильно, дрессировщик резко прекращает,

применяя рывок поводком.

Обход вокруг объекта.   Отработку навыка окучивание стада на определенном участке

пастбища начинают вокруг какого-нибудь неподвижного предмета (например, здания). Взяв
собаку   на   поводок,   дрессировщик   обходит   здание   кругом,   подавая   команду   «кругом»;
постепенно поводок ослабляет, опускает на землю, а сам дрессировщик понемногу отстает от
собаки. При попытках ее отойти от здания дает команду «кругом» и, если надо, делает рывок
поводком.

Отстав от собаки, идущей вокруг здания, дрессировщик поворачивает обратно и быстро

идет навстречу собаке, подзывая ее к себе.

В дальнейшем встречи собаки с дрессировщиком все более и более приближаются к

исходному   положению,   и,   наконец,   дрессировщик   остается   на   месте.   Подход   собаки   к
дрессировщику необходимо одобрять дачей лакомства.

Для того, чтобы у собаки не выработалась нежелательная связь при движении вокруг

одного и того же здания, исходные места занятий меняют. Особенно удобно для занятий
место, огороженное невысокой изгородью, откуда дрессировщику видно движение собаки.

Отработав это упражнение, дрессировщик переходит к занятиям по окучиванию стада.

Вначале берут небольшую группу животных.

Дрессировщик,   имея   при   себе   собаку   без   поводка,   обходит   стадо   животных   па

некотором расстоянии от них, произнося команду «кругом».

Обход делают несколько раз. Неправильные движения собаки прекращают командой

«кругом»   в   повышенной   интонации.   Попытку   наброситься   на   пасущихся   животных
пресекают командой «фу» (особенно злым собакам надевается намордник). Встречать собаку,
обходящую стадо кругом, дрессировщик обязан сначала на половине пути, а потом все ближе
и ближе к пункту посыла.

За ходом посланнрй собаки дрессировщик наблюдает с удобного места.
При приходе на исходное место собаку обязательно ласкают или дают лакомство.
Занятия   проводят   на   открытом   месте.   После   отработки   данного   упражнения

дрессировщик   переходит   к   упражнениям   на   пастбище   с   кустарником   или   лесом.   Для
наблюдения за ходом собаки дрессировщик издали следует за ней, поправляет ее ошибки и
поощряет за верный обход стада, обязательно встречая собаку с противоположной стороны.

Собака может вернуться с пути. Тогда дрессировщик применяет команду «вперед» в

угрожающем   тоне   и   делает   обход   стада   вместе   с   собакой.   После   этого   дрессировщик
переходит к занятиям и во время движения стада по пастбищу.

Навык  можно   считать   вполне  усвоенным,  когда   собака  безотказно  обегает  стадо   по

команде «кругом».

Подгон   животных.   Цель   приема   —   выработать   у   собаки   навыки   подгонять   к   стаду

отставших или ушедших в стороны от него животных, ускорять движение стада на пастбище
или при возвращении домой, направлять животных при поворотах стада в сторону поворота.

Прием проводят так.

Выбрав   в   стаде   животное,   которое   боится   человека   (уходит   от   него)   и   не

сопротивляется собаке, дрессировщик, дав животному отстать от стада, резко нападает на
него, гонит его к стаду, ударяя бичом. При побеге за животным увлекает за собой собаку и
обращает ее внимание на бегущее животное командой «возьми».

Видя нападение своего хозяина на отставшее животное, собака обычно бросается к

последнему и также преследует его. Собаку за это поощряют.

Преследование животного собакой немедленно прекращается, как только оно войдет в

стадо. В этот момент дрессировщик останавливает собаку подзывом к себе командой «ко
мне» и при подходе поощряет ее.

При отработке навыка необходимо соблюдать следующие правила.
1. При   всяком   сопротивлении   животного   собаке   немедленно   вмешивается

дрессировщик   и   помогает   собаке,   ударяя   бичом   животное.   Это   приучает   животных
подчиняться собаке, уходить от нее в стадо, где собака не трогает и не беспокоит их.

2. Следить за тем, чтобы собака, загоняющая животное в стадо, не забегала вперед и не

гнала его с головы, т. е. не сбивала его с хода.

3. Не допускать покусов собакой животных (коров — за морду, бока и вымя, овец — за

морду,   шею   и   ноги).   Если   собака   злая   и   кусает   животных,   обучение   надо   проводить   в
наморднике, предотвращая командой «фу» попытки покусов.

4. Как только преследуемое собакой животное вошло в стадо, подать строгую команду

«фу» с одновременным сильным рывком поводка, после чего сделать подзыв собаки и при
подходе дать команду «хорошо».

Злобных (кусающихся) собак в начале обучения пускают в наморднике. Затем, снимают

намордник и пускают их на парфорсе и длинном поводке.

В   дальнейшем   дрессировщик   пускает   собаку   свободно,   прекращая   неправильные

действия командой «фу».

В ходе занятий расстояние отставших от стада животных увеличивают.
По команде «возьми» следует приучить собаку нападать на корову сзади с хваткой за

правую или левую заднюю ногу, а на овцу так же сзади, с хваткой за бок.

Попытку собаки схватить животное за хвост дрессировщик немедленно останавливает

командой «фу», а также сильным рывком поводка.

Никогда   нельзя   допускать   победы   животного   (быка,   барана,   коровы)   над   собакой.

Дрессировщик следит, чтобы корова не ударила собаку ногой, рогами.

Розыск животных.  Прием вводится после отработки навыка по обыску местности.
Навык   отрабатывается   как   обыск   местности   по   команде   «ищи»   (см.   прием   «обыск

местности»).

Участок для обучения выбирают не более 100x400 м, вначале ровный с кустами, а в

дальнейшем — гористый и лесистый.

Когда у собаки будет выработан навык обыска местности для поиска аппортировочного

предмета, переходят к замене его животным, которое помощник приводит заблаговременно в
установленное место.

Дрессировщик направляет собаку на участок командой «ищи», помогая ей.
При нахождении животного следуют  поощрение собаки и команда «голос» с целью

приучения собаки облаивать найденное животное.

Продолжая отработку навыка, дрессировщик оставляет на участке несколько животных,

добиваясь при подходе к ним собаки облаивания их.

Навык   будет   считаться   отработанным,   когда   собака   по   команде   «ищи»   безотказно

обыскивает местность и на участке 100X400 м находит животное и облаивает его.

Прием:   перевозка   груза.    Цель   приема   —   выработать   у   собаки   навык   свободно

находиться в упряжке и равномерно тянуть тележку (нарту) с грузом.

Условными раздражителями являются команды: «вперед», «стой», «вправо» и «влево».
Безусловным раздражителем — удар хлыстом и дача лакомства.

Навык отрабатывается после того, как у собаки будут отработаны основные приемы

общей дрессировки, позволяющие управлять поведением собаки в этом виде службы.

Методы  и техника отработки  приема.   Собак, предназначенных к работе в одной

упряжке, приучают друг к другу. Вначале лучше приучать друг к другу двух собак, а затем
постепенно всю группу, предназначенную для упряжки.

Приучение собак друг к другу проводится так.
Сводят   вместе   двух   самых   драчливых   собак,   находящихся   на   поводках   у

дрессировщиков. Дрессировщики, гуляя с собаками, все время внимательно наблюдают за их
поведением.

В том случае, если по отношению друг к другу собаки начнут проявлять агрессивную

реакцию,   пытаясь   наброситься,   со   стороны   дрессировщиков   немедленно   следует
запрещающая команда «фу» и удар хлыстом по крупу.

Во избежание сильных покусов рекомендуется при выгуливании собак в группе первое

время   надевать   на   них   намордники.   По   мере   того   как   собаки   привыкнут   друг   к   другу,
намордники с них снимают и начинают приучать их к движению в паре.

Это   делают   так:   дрессировщик   посредством   специального   снаряжения   (рис. 180)

соединяет двух собак вместе, берет их на поводок, затем произносит команду «вперед» и
вместе с ними рядом бежит по прямой, повторяя команду «вперед» и наблюдая за собаками,
чтобы они во время движения не мешали одна другой и не меняли своего места.

Рис. 180. Схема привязывания собаки к потягу

Если собаки равномерно бегут вперед, дрессировщик, немного отставая, поощряет их

командой «хорошо», а на остановках дает им лакомство.

После   ряда   таких   упражнений   собаки   привыкают   к   движению   в   паре,   равномерно

натягивают поводок, не мешая друг другу.

После   того,   как   собаки   будут   по   команде   «вперед»   быстро   ходить   по   прямому

направлению парами на поводке, их начинают приучать к передвижению тележки (нарты) в
упряжке.

Вначале приучают к упряжке двух собак.
Дрессировщик   впрягает   собак   в   упряжку   очень   осторожно   и   при   проявлении   ими

беспокойства успокаивает их дачей команд в ласковом тоне и лакомства.

Когда собаки будут впряжены в упряжку, дрессировщик, встав около собак с правой

стороны и держа в руках поводок, подает знакомую собакам команду «вперед» и вместе с
ними   бежит   по   прямому,   заранее   выбранному   маршруту   на   расстоянии   200–300 м,
периодически произнося команду «вперед».

Пройдя за собаками это расстояние, дрессировщик командой «стой» и осаживанием

поводка останавливает собак, дает им лакомство и небольшой отдых.

После 15–20 минут отдыха дрессировщик поворачивает упряжку собак с тележкой в

обратную сторону, становится сзади собак и подает команду «вперед», ударяя одновременно
хлыстом по тележке. Когда собаки по знакомому им маршруту побегут в обратную сторону,
дрессировщик легко, не останавливая собак, садится в тележку (нарту).

Подъехав   к   конечному   месту,   подает   команду   «стой»   и   натягиванием   поводка

останавливает собак и предоставляет им отдых. В одно занятие это упражнение повторяют не
более 3–4 раз.

Когда собаки по команде дрессировщика будут тянуть тележку (нарту) с грузом или

везти самого дрессировщика, расстояние пробега увеличивают до 500 м.

При   попытках   собак   свернуть   в   сторону   дрессировщик   хлыстом   заставляет   собак

бежать по прямому направлению.

Более   сложным   видом   дрессировки   будет   приучение   собак   к   поворотам   во   время

движения вправо и влево.

Чтобы приучить собак к поворотам, делают  так: достигнув места, где надо сделать

поворот, дрессировщик, находящийся в тележке (нарте), тормозит ее, и не давая собакам
двигаться вперед, произносит команду «вправо». Одновременно с командой ударами хлыста
по земле параллельно левой собаке побуждает собак свернуть в правую сторону. Как только
собаки изменят направление, дает «команду «вперед». Проехав в новом направлении 20–
25 м, дрессировщик по команде «стой» останавливает собак, поощряет их и предоставляет
им отдых.

Когда   у   собак   будет   выработан   условный   рефлекс   поворота   вправо,   переходят   к

отработке поворота влево. Делают это в таком же порядке, как и поворот вправо с той только
разницей, что удар хлыстом производят по земле параллельно правой собаке с командой
«влево».

Когда собаки будут хорошо ходить в упряжке парами, количество их увеличивают до 3–

4 пар в упряжке. В этих случаях, для перемены направления воздействуют, главным образом,
на ведущую пару собак.

Навык считается отработанным, когда собаки, находясь в упряжке в парах, равномерно

тянут тележку, по команде дрессировщика делают повороты в требуемых направлениях и по
команде «стой» останавливаются.

Тренировка служебных собак

Цель — закрепить и совершенствовать выработанные у собаки навыки для служебного

ее использования.

Чтобы   собаки   могли   безотказно   работать   в   разнообразных   условиях   местности,   в

разной   обстановке   и   быть   вполне   полноценными   служебными   собаками,   им   требуется
систематическая   плановая   тренировка.   Без   тренировки   выработанные   у   собаки   навыки
постепенно   угасают.   Кроме   того,   условия,   в   которых   проходит   дрессировка   собак,   не
обеспечивают всех тех требований, которые предъявляют к собаке в практике служебного ее
использования.

Особенно важно укреплять у собаки те навыки, которые являются главными при ее

использовании. Например, для розыскных собак такими навыками будут: работа по следу,
выборка предметов, обыск местности. Для караульных собак — длительное настораживание
и проявление громкого длительного лая на шорохи вблизи поста и т. д.

Тренировочные занятия не должны носить случайного характера. Они должны быть

заранее хорошо продуманы и спланированы.

При   тренировке   собак,   как   и   в   период   дрессировки,   следует   соблюдать   основное

правило — пока собака не будет достаточно четко выполнять тот или другой прием в менее
сложных условиях, нельзя резко усложнять эти условия. Например, нельзя увеличивать сразу
в   несколько   раз   время   выдержки   у   собак   или   вводить   слишком   сильные   отвлекающие
раздражители, к которым собака еще не подготовлена.

Характер вводимых усложнений и виды  совершенствования навыков должны всегда

соответствовать требованиям практики использования собаки.

Тренировка   приемами   общем   дрессировки.    Тренировка   собак   приемами   общей

дрессировки заключается, главным образом, в совершенствовании навыков собаки в местных
условиях.

В   ходе   тренировочных   занятий   у   собак   вырабатывается   четкость   и   безотказность   в

выполнении команды, их интонации, а также и жестов.

Занятия проводят без поводка.
В тренировке собак нельзя пренебрегать приемами общей дрессировки, так как они

служат   основой   для   специальной   дрессировки.   Если   собака   будет   безотказно   выполнять
команды приемов общей дрессировки, она хорошо и безотказно будет выполнять команды
любых специальных приемов.

Тренировка специальным приемам. 
а) Выборка вещей.  Тренировка собаки розыскной службы по приему «выборка вещей»

является одним из главных методов в улучшении навыка диференцировки запаха и развития
навыка принюхивания по команде «нюхай».

Для   тренировки   оборудуется   специальный   квадрат,   в   котором   постоянно   находятся

разнообразные предметы (см. рис. 139).

Если собака подготовлена к выборке вещи только своего дрессировщика, последний

подводит собаку к квадрату, сажает ее перед ним, бросает или кладет свой предмет в квадрат
среди   находящихся   там   вещей,   после   чего   возвращается   к   собаке   и   соответствующим
порядком посылает ее на выборку.

Если же собака подготовлена для выборки «чужих» предметов, дрессировщик приходит

к квадрату с помощником, который бросает одну свою вещь в квадрат, а вторую свою вещь
дает дрессировщику для обнюхивания ее собакой, после чего собаку пускают на выборку.

Тренировку   собак   в   выборке   вещей   последовательно   усложняют.   Количество

посторонних предметов с разными запахами постепенно увеличивают.

б) Следовая работа.   Тренировка собаки приемом «работа по следу» проводится на

разнообразной местности, приближенно к условиям, в которых применяют розыскных собак
в практической работе.

Как   и   в   период   дрессировки,   прокладка   следов   производится   с   последующим

постепенным их усложнением.

Нельзя увеличивать длину следа сразу на несколько километров или удлинять время

давности следа сразу на несколько часов. Это может привести к срыву работы.

Следы прокладывают контрольные и «слепые», чередуя их.
Большое   практическое   значение   имеет   тренировка   розыскной   собаки   по   следам   с

перерывами,   которые   образуются   встречающимися   на   пути   следа   разного   рода
препятствиями: дорогой, рекой и т. п.

Особенно большое внимание следует уделять проработке следов, проложенных через

населенные пункты, где собака чаще всего сбивается со следа.

Зимой   при   наличии   снежного   покрова   тренировку   собаки   в   работе   по   следу

рекомендуется проводить по тропам и дорогам. Не следует часто тренировать по следам,
проложенным по снежному покрову с ярко выраженными отпечатками обуви на снегу. При
частой тренировке по таким следам у собаки может выработаться нежелательная (условная)
связь на резко выраженные отпечатки, что в последующем будет мешать собаке в следовой
работе.

Тренировку собаки в работе по следу в населенных пунктах периодически проводят в

комплексе с обыском помещений. Для этого помощники уходят непосредственно со следа в
нежилые, а в дальнейшем и в жилые здания. Для укрытия помощников используют подвалы
и другие убежища.

У   собаки   розыскной   службы   в   процессе   тренировки   должна   совершенствоваться

диференцировка   запахов,   главным   образом   выборкой   следа   из   ряда   других   следов   и
самостоятельным   обнаружением   следа   на   местности.   Чаще   практикуется   проработка

«слепых» следов. В этом случае проверяется не только навык собаки в работе по следу, но и
умение дрессировщика в управлении собакой на исходной точке и на следу.

При тренировке собак значительную роль играют помощники дрессировщика.
В   качестве   помощников   иногда   привлекают   лиц,   не   знающих   дрессировки   собак,

поэтому они должны быть хорошо проинструктированы дрессировщиком.

В работе по следу помощники должны постоянно меняться, одежда и обувь на них

должна   разнообразиться.   В   качестве   помощников   лучше   привлекать   лиц   из   местного
населения разного пола.

Тренировка по обыску местности и сторожовке.  Тренировку проводят, как правило, в

усложненных условиях местности, в разное время и чаще всего в темное время суток.

Вещи на участке местности разбрасывают без всякой системы. Часть вещей тщательно

маскируют. Собаку пускают на обыск без поводка.

Тренировку по обыску местности производят в комплексе со сторожевкой и работой по

следу. В зависимости от подготовленности собак по обыску местности тренировка может
начаться сразу с пуска собаки на розыск предметов и человека.

От найденных собакой предметов прорабатывается след помощника.
Тренировка караульных собак.   Собак, подготовленных для окарауливания, тренируют

на тех же постах, где их предположено применять для службы, преимущественно в ночное
время и рано утром.

Собак, применяемых на блок-постах и постах глухой привязи, помимо вызова у них

громкого лая, периодически пускают на задержание помощника.

Время от времени караульных собак тренируют в комплексе с отказом от корма.
В   том   случае,   когда   собаку   применяют   на   свободном   окарауливании,   помощник

периодически   проникает   непосредственно   к   собаке   на   охраняемую   ею   территорию   и
вступает с нею в борьбу.

В остальных случаях собак тренируют, главным образом, на вызов у них длительного

настораживания и громкого лая.

Помощники,   привлекаемые   для   тренировки   караульных   собак,   должны   быть   всегда

одеты в прочные дрессировочные костюмы, чтобы избежать покусов собакой.

Тренировка по повышению активно-оборонительной реакции и общей недоверчивости

собак   к   посторонним   лицам   производится   параллельно   приемам   общей   дрессировки   и
приемам специального цикла.

Собак   ездовой   службы   тренируют   на   выносливость   путем   преодоления   больших

расстояний   в   разное   время   суток   и   при   различной   погоде.   Тренировкой   лучше
«сколачивается» сама упряжка собак.

Тренировка ездовых собак должна проводиться не реже двух раз в неделю.

5. Ошибки дрессировщика при дрессировке собак

В процессе дрессировки собак дрессировщики допускают ошибки, задерживающие и

затрудняющие   дрессировку.   Особенно   часты   ошибки   у   начинающих,   слабо   теоретически
подготовленных   и   практически   малоопытных   дрессировщиков.   Ошибки   возможны   и   у
опытных дрессировщиков из-за  недостаточного внимания  и отсутствия  должного анализа
своих действий при дрессировке.

Каждая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, приводит нередко к снижению

эффективности   дрессировки,   а   иногда   и  к   непоправимой   порче   собаки.   Поэтому   каждый
дрессировщик должен знать основные ошибки, возможные при дрессировке, их причины,
последствия, меры предупреждения и исправления.

Приводим наиболее часто допускаемые ошибки.
Субъективное   понимание   поведения   собаки.    Грубейшей   ошибкой   в   дрессировке

является субъективное понимание поведения собаки, «очеловечивание» ее.

Некоторые   дрессировщики,   особенно   теоретически   мало   подготовленные,   при

дрессировке   собаки   обращаются   с   ней,   как   с   животным,   которое   якобы   наделено,   как   и
человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, по аналогии с
человеком, они приписывают собаке способность понимать человеческую речь, способность
руководствоваться   в   своих   действиях   различными   «впечатлениями»,   «представлением»,
«желанием» или «нежеланием» и т. д.

Такое   «очеловечивание»   собаки   приводит   к   тому,   что   дрессировщик   начинает

предъявлять к собаке требования, не выполнимые для нее, происходит срыв в работе по
выработке навыка и даже порча собаки.

Приводим один пример.
Допустим, что собака при выгуливании погналась за кошкой. Дрессировщик подзывает

собаку к себе по команде «ко мне» и «наказывает» ее ударами поводка. В результате этого
собака   при   команде   «ко   мне»   начнет   убегать   от   дрессировщика,   так   как   дрессировщик
(«очеловечивая» собаку), считая, что собака понимает, за что ее наказывают, удары поводком
связал   не   с   броском   за   кошкой,   а   с   выполнением   собакой   команды   «ко   мне».   Условный
раздражитель команды «ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепились в этом
случае безусловным болевым раздражителем. Следовательно, дрессировщик совершил две
ошибки: «очеловечил» собаку и неправильно использовал поводок.

У некоторых начинающих дрессировщиков, в особенности у малоопытных любителей,

«очеловечивание» собаки проявляется и в том, что команду они сопровождают разговором с
собакой.   Это,   во-первых,   затрудняет   выработку   условных   рефлексов   на   определенные
звуковые раздражители — команды, так как звуки команды смешиваются с другими звуками
(словами),   и,   во-вторых,   лишние   слова,   как   новые   для   собаки   звуковые   раздражители,
вызывая у нее ориентировочную реакцию, затормаживают выполнение приемов дрессировки
по команде.

Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучая ее поведение,

выяснять условия, которые влияют на ее поведение и нарушают выполнение приемов.

Отсутствие индивидуального подхода при дрессировке собак.   Большой ошибкой

при дрессировке является отсутствие учета особенностей поведения дрессируемых собак, в
результате чего игнорируется индивидуальный подход к собакам при дрессировке. При этом
ко   всем   дрессируемым   собакам,   независимо   от   особенностей   их   поведения,   возраста,
надрессированности, применяется один и тот же метод дрессировки.

Например,   отработка   навыка   подачи   предмета   производится   механическим   методом

дрессировки или только на вкусопоощрение и т. д.

Эти   ошибки   происходят   от   слабого   изучения   поведения   дрессируемой   собаки,

недостаточного инструктажа молодых дрессировщиков.

Особенно   большое   значение   имеет   индивидуальный   подход   при   специальной

дрессировке. Нельзя применять одни и те же методы дрессировки как к возбудимым, смелым
и   злобным   собакам,   так   и   к   спокойным,   флегматичным,   так   как,   обладая   разным
темпераментом и особенностями поведения, они будут различно реагировать и воспринимать
один и тот же метод воздействия. Без индивидуального подхода к собакам при дрессировке
не только нельзя добиться эффекта в работе, но можно привести собак в полную негодность.

Отсутствие необходимой последовательности в проработке приемов дрессировки и

организации занятий по дрессировке.  Нередко дрессировщики, в стремлении во что бы то
ни стало отработать в короткий срок побольше навыков или скорее перейти к специальной
дрессировке,   отработку   отдельных   навыков   производят   небрежно.   Это   ведет   к   тому,   что
навыки при дрессировке закрепляются недостаточно прочно, стойкие условные рефлексы на
команды   и   жесты   не   вырабатываются,   в   результате   оказывается,   что   дрессировщик   не   в
состоянии   управлять   поведением   собаки   в   усложненных   условиях   и   вести   успешно
дальнейшую дрессировку.

Одним   из   основных   положений   при   отработке   навыков   при   дрессировке   служит

принцип   —   «от   простого   к   сложному».   Навыки   должны   отрабатываться   в   определенной

последовательности,   так   как   отработка   одного   облегчает   отработку   последующего,   более
сложного. Например, не отработав «посадки», не следует отрабатывать «укладки»; «выборка
вещи» должен отрабатываться после Подачи вещи, а к следовой работе можно переходить
лишь   после   хорошего   закрепления   «выборка   вещи   по   запаху».   Переходить   к   отработке
усложненных навыков при дрессировке, следует лишь после того, как у собаки образуются
прочные   условные   рефлексы   на   действия   дрессировщика,   что   облегчает   последующее
усложнение   навыков.   Так,   например,   высоту   барьера   следует   увеличивать   лишь   после
четкого преодоления собакой барьера меньшей высоты.

При   организации   занятий   по   дрессировке   и   проведении   их   необходимо   учитывать

строгую   последовательность   ввода   отвлечений.   Занятия,   проводимые   без   учета   условий
окружающей   среды,   ведут   к   грубейшим   ошибкам,   особенно   это   относится   к   первым
занятиям.   Если   первые   занятия   по   дрессировке   проводят   в   обстановке,   где   имеется
значительное   количество   отвлекающих   раздражителей,   это   весьма   затрудняет   быстроту
выработки необходимых условных рефлексов на сигналы дрессировщика.

Недопустимо   изо   дня   в   день   ставить   собаке   одни   и   те   же   задачи.   В   этом   случае

дрессировщик   не   совершенствует   работу   собаки,   а   довольствуется   примитивным
выполнением сигналов, упуская из виду обязательность постоянного усложнения работы.

Вот   характерные   примеры   таких   ошибок:   во   время   занятий   по   общей   дрессировке

дрессировщик, воспитывая выдержку, отходит всегда на одно и то же расстояние, и собака
находится в положении посадки или укладки всегда небольшой отрезок времени (одну-две
минуты);   при   хождении   рядом   дрессировщик   ограничивается   небольшими   расстояниями
(100–200 м).   При   таких   методах   дрессировки   собака   будет   способна   выполнять   только
облегченные задания.

Такой метод совершенно недопустим в работе по чутью. Прокладка следов на одно и то

же   расстояние   (причем   небольшое  —   1–2  километра)   в   облегченных  условиях:   по   следу
небольшой   давности   (до   двух   часов)   и   несложной   конфигурации,   при   благоприятных
атмосферных   условиях   и   т. п.,   приводит   к   тому,   что   собака   становится   работоспособной
только в облегченных условиях.

Дрессировщик   должен   последовательно   и   постоянно   усложнять   тренировку   собаки,

совершенствуя ее служебные качества.

При поиске собаки по чутью усложнять обстановку можно, как правило, путем ввода не

более одного отвлекающего фактора, с одновременным облегчением в необходимых случаях
остальных   условий.   Так,   запланировав   проработку   давнего   следа,   надо   предусмотреть
уменьшение   длины   его,   исключить   различные   отвлекающие   факторы,   заниматься   в
безветренную погоду и т. д.

Передрессировка   собаки.    Передрессировка   возникает   в   результате   переутомления

нервной   системы   вследствие   излишне   длительного   повторения   собакой   одних   и   тех   же
действий.

Ошибкой малоопытных дрессировщиков является их стремление во что бы то ни стало

скорее   отшлифовать   служебные   качества   собак,   что   зачастую   вызывает   у   собак   отказ   от
работы.

Передрессировать   собаку   можно   на   любом   приеме,   но   чаще   всего   при   занятиях   по

преодолению препятствий, подаче голоса, посадке, укладке, подаче брошенных предметов,
задержанию убегающего.

Опытные дрессировщики знают, что излишне частые занятия одним и тем же приемом

отрицательно   сказываются   на   результатах   дрессировки.   Поэтому,   например,   готовясь   к
состязаниям,   они   на   3–4   дня   до  состязания   предоставляют   собакам   отдых.  Отдохнувшие
собаки более четко выполняют привычные для них навыки.

Добившись от собаки четкого выполнения какого-либо навыка, в этот день заниматься

этим приемом больше  не следует. Если хотят  у собаки  выработать условный рефлекс на
какую-нибудь команду, не рекомендуется заставлять ее более 2–3 раз выполнять одно и то же
действие, чтобы сохранить заинтересованность к нему у собаки.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  36  37  38  39   ..