Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 32

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 32

 

 

Ползание   быстро   утомляет   собаку,   поэтому   в   первые   дни   занятий   расстояние   для

переползания должно быть небольшим.

Дрессировщик,   преодолев   ползком   вместе   с   собакой   8–10 м,   делает   2–3-минутную

остановку, во время которой собака лежит около дрессировщика. После этого дрессировщик
вновь продолжает переползать и произносит команды «ползи», «хорошо», «ползи».

После того, как у собаки на поведение дрессировщика и команду «ползи» образуются

навыки   ползти   и   собака   на   расстоянии   10–12 м   будет   свободно   ползать   рядом   с
дрессировщиком, переходят на работу без поводка.

Если   при   этих   занятиях   собака   без   поводка   не   выполняет   команду   дрессировщика,

отбегает   от   него   в   сторону, —   необходимо   несколько   раз   повторить   прием   переползания
вместе   с   собакой   на   поводке.   После   нескольких   повторных   занятий   следует   продолжить
дрессировку собаки без поводка, лишь по команде «ползи».

Для того чтобы быстрее и прочнее закрепить у собаки навык правильного положения

для ползания, следует, когда собака лежит около дрессировщика, давать ей лакомство.

В зависимости от степени подготовленности собаки занятия постепенно усложняют.

Расстояние   для   переползания   удлиняют   до   15–20 м.   Занятия   проводят   на   пересеченной
местности при наличии отвлекающих раздражителей.

Навык   следует   считать   отработанным,   когда   собака   четко   и   правильно   без   поводка

переползает   вместе   с   дрессировщиком   расстояние   до   20–30 м   на   среднепересеченной
местности.

Прием: плавание собаки.  Цель приема — выработать у собаки стойкий навык смело

входить в воду и преодолевать вплавь небольшие водные препятствия.

Способность   держаться   на   воде,   производя   определенные   плавательные   движения,

является врожденной способностью собаки. Однако большинство собак, как правило, без
принуждения в воду не входят и не плавают. Практика использования собак в некоторых
видах   службы   требует,   чтобы   собака   самостоятельно   входила   в   воду   и   переплывала
небольшие водные препятствия.

Отработку этого навыка обычно совмещают с купаньем собак в теплые дни.
Методы и техника построения приема.   Вначале производят ознакомление собаки с

водой в неглубоких водоемах, с отлогими берегами в жаркое время дня.

Дрессировщик,   находясь   с   собакой   у   воды,   вначале   путем   игры   возбуждает   ее   и

увлекает за собой в воду. Если собака не входит за дрессировщиком в воду, то он, находясь в
воде, близко от берега, подзывает собаку командой «ко мне» и дает ей лакомство, произнося
команду «хорошо». Если собака не подходит, дрессировщик сам подходит к ней, осторожно
берет ее на руки и ставит в воду около берега. При этом ласкает ее, оглаживает и дает ей
лакомство. Таким приемом собаку постепенно приучают к воде. После этого дрессировщик,
играя с собакой в воде у берега, увлекает ее за собой дальше от берега.

Когда собака попадает в глубокое место, то она в первое время, чтобы удержаться на

воде, начинает бить по воде передними лапами. В этом случае надо слегка поддерживать ее
под живот и давать команду «вперед».

В   дальнейшем   собака   осваивается   с   водой,   начинает   принимать   более   правильное

положение   в   воде,   делать   правильные   повороты,   быстро   ориентироваться   и   плавать   в
требуемых направлениях.

Практикой   работы   по   дрессировке   собак   установлено,   что   для   собак,   сильно

заинтересованных в подноске предметов, лучшим раздражителем, заставляющим ее входить
в воду, является аппортировочный предмет, брошенный в воду дрессировщиком на виду у
собаки.   В   первое   время   аппортировочный   предмет   бросают   в   воду   недалеко,   в   5–6 м   от
берега. И когда собака смело будет входить в воду и уверенно плавать, аппортировочный
предмет забрасывают в воду до 20 м.

При первоначальном обучении собаку посылают в воду за брошенным предметом сразу

же, а в последующем — с некоторой выдержкой. Для отработки выдержки собаку перед
броском предмета в воду усаживают и пускают по команде «аппорт».

Каждый раз за принесенный из воды предмет собака поощряется.
Следует отметить, что обычно для собаки достаточно один раз войти в воду и некоторое

время побыть в ней, как у нее пропадает настороженность к воде.

В   начале   дрессировки   ни   в   коем   случае   нельзя   побуждать   собаку   входить   в   воду

принуждением. Совершенно недопустимо брать собаку на руки и бросать в воду. Такие и
подобные   им   приемы   ничего,   кроме   вреда,   не   приносят.   Собака,   брошенная   в   воду,   как
правило, начинает проявлять отрицательный рефлекс.

По мере выработки у собаки навыка безбоязненного и длительного нахождения в воде,

дрессировщик начинает приучать собаку плавать вместе с ним.

Делают   это   так:   дрессировщик,   находясь   в   воде   около   собаки,   произносит   команду

«рядом» и делает попытку отплыть от собаки. Последняя обычно плывет за дрессировщиком.
Дрессировщик поощряет ее командой «хорошо».

По окончании занятий с собакой следует поиграть, вызвать у нее усиленные движения и

дать возможность собаке хорошо обсохнуть.

Навык считается отработанным, когда собака смело входит в воду, продолжительное

время свободно находится в ней и хорошо плавает.

Групповые   занятия   по   общей   дрессировке.    Цель   групповой   отработки   —

совершенствование (шлифовка) навыков по приемам общей дрессировки.

Дрессировку в группе вводят после того, как с собаками будут проведены все занятия

по   общей   дрессировке.   Метод   групповых   занятий   с   собаками   позволяет   приучить   собак
безразлично относиться друг к другу, облегчает руководство дрессировкой и ускоряет курс
дрессировки. Навыки собак на занятиях в группе совершенствуются (шлифуются).

Группа вначале должна состоять не более чем из 3–4 собак и примерно с одинаковой

степенью  общей   дрессировки.  При  наличии   в группе   сук   последних  следует  расставлять
между кобелями.

Групповую   дрессировку   собак   проводят   в   поле   или   на   специально   оборудованной

площадке.

Групповым   методом   отрабатывают:   хождение   рядом,   укладку   собак,   посадку,   вызов

голоса, подноску предметов, аппортировку, подзыв и стояние.

Методы   и   техника   построения   приема.    По   указаниям   руководителя   занятий

дрессировщики с собаками выстраиваются в линию один от другого на расстоянии 4–5 м.

Первое время собак держат на длинных поводках.
Для   закрепления   общей   выдержки   у   собак   в   положениях   «сидеть»   и   «лежать»

руководитель   занятий   подает   команду   дрессировщикам   собак:   «от   собак   на   (столько-то)
шагов, прямо перед собой шагом (или бегом) марш».

При отходе каждый дрессировщик подает своей собаке команду «сидеть» и, соблюдая

равнение,   отходит   на   указанное   расстояние,   где   самостоятельно   поворачивается   лицом   к
собакам, выравнивается и, наблюдая за своей собакой, ожидает последующей команды.

Чтобы уложить собак с расстояния или посадить, подается команда «поочередно (или

всем одновременно), по жесту (или командой) положить (или посадить) собак». По этой
команде   дрессировщики,   предварительно   назвав   клички   собак,   дают   соответствующие
команды своим собакам (или жесты). Таким же порядком дрессировщики подзываюг собак к
себе. При подходе собака поощряется дрессировщиком.

Для возвращения к собакам руководитель подает команду: «к собакам шагом (бегом)

марш». По этой команде дрессировщики, соблюдая равнение, возвращаются к собакам, встав
на прежние места, оглаживают собак и дают им лакомство.

Если   собака   своевременно   не   выполняет   команду   или   жест   дрессировщика   с

расстояния, дрессировщик возвращается к собаке, повторяет команду и, в зависимости от
приема, соответствующим принуждением заставляет ее выполнить требуемое действие. При
срыве собаки с места дрессировщик берет собаку за поводок и легкими рывками с командой
соответственного приема в угрожающей интонации возвращает ее на прежнее место, а сам

возвращается   в   строй.   Собак   поочередно   посылают   за   брошенными   аппортировочными
предметами.

Производят   посадку   собак   по   кругу   и   отход   дрессировщиков   от   собак   в   разные

стороны.   Отрабатывают   хождение   собак   рядом   с   дрессировщиком   в   строю,   повороты   на
месте, на ходу.

По мере того как собаки свыкнутся, количество их в группе постепенно увеличивают и

доводят до 8–10. Интервалы между собаками сокращают, расстояние отхода дрессировщиков
от собак увеличивают (рис. 136–137).

Рис. 136. Групповые занятия с собаками

Вводят   различные   отвлечения   —   команды   дают   поочередно,   по   два,   по   три,   всей

группой, и другие отвлечения.

Рис. 137. Посадка в группе

Внимание   дрессировщиков   во   время   групповых   занятий   должно   быть   обращено   на

поведение собаки, чтобы своевременно предупредить срыв с места и не допустить драки с
другой собакой.

Групповые   занятия   по   дрессировке   собак   надо   чередовать   с   индивидуальной

дрессировкой.

Прием: приучение собаки к выстрелам и взрывам.   Цель приема — выработать у

собаки навык безразличного отношения к выстрелам и взрывам.

Установленных команд в этом приеме нет. Прием вводят параллельно приемам общей

дрессировки.

Методы и техника построения приема.   Вначале построение приема проводится в

местах   размещения   и   содержания   собак   во   время   кормления,   когда   собаки   находятся   в
состоянии пищевого возбуждения.

Выстрелы  (взрывы) производятся  вдали от  расположения собак (100–150 м). Если  в

моменты   выстрела   (взрыва)   та   или   другая   собака   проявляет   пассивно-оборонительную
реакцию, дрессировщик всемерно успокаивает собаку, оглаживает ее и дает ей корм.

По мере освоения собак с выстрелами и взрывами, производимыми вдалеке, выстрелы

(взрывы) постепенно приближают к собакам и повторяют на протяжении нескольких дней.

Там, где недалеко от места размещения собак имеются стрельбища, рекомендуется во

время проведения на них стрельбы выводить собак в районы этих стрельбищ.

Здесь собаки должны находиться на удлиненных поводках в свободном состоянии.
Собак,   которые   проявляют   отрицательный   рефлекс   к   выстрелам,   дрессировщики   в

моменты стрельбы увлекают игрой, вызывая у собаки возбуждение.

В последующем стрельба производится во время проведения полевых практических

занятий с собаками. Так же, как и в первом случае, вначале выстрелы производят в стороне
от   места   занятий.   Потом   их   постепенно   приближают.   При   непосредственной   близости   к
собакам стрельбу производят сначала во время их выгуливания.

Дрессировщик,   находясь   с   собакой,   все   время   влияет   на   нее   путем   игры   с   ней,

периодически дает собаке лакомство. Собака, не получая непосредственной неприятности от
звука   выстрелов   или   взрывов,   постепенно   свыкается   с   ними   и   начинает   безразлично
относиться к ним.

В   целях   закрепления   у   собак   безразличного   реагирования   на   выстрелы,   последние

производят на виду у собак, во время занятий по общей дрессировке.

Наиболее агрессивные собаки активно реагируя на выстрелы, иногда делают попытки

набрасываться   на   стреляющих.   В   этих   случаях   дрессировщик   в   повышенном   тоне
произносит запрещающую команду «фу» и делает рывок поводком.

С собаками, проявляющими боязнь выстрелов, следует заниматься отдельно.
В   этих   случаях   надо,   начиная   занятия,   использовать   звуки   трещотки   и   постепенно

переходить к выстрелам из малокалиберной винтовки, пугача. Выстрел производить во время
развития злобы, задержания и при аппортировке с игрой.

Для выработки у собак навыка на безразличное отношение к вспышкам и освещению

ракетами занятия проводят на рассвете или в сумерках, а затем ночью.

Навык   считается   отработанным,   когда   собака   безразлично   относится   к   выстрелам,

взрывам и осветительным ракетам.

Методы и приемы специальной дрессировки собак

Дрессировку   производят   с   тем,   чтобы   выработать   у   собаки   специальные   навыки,

необходимые при использовании ее в том или ином виде службы (розыскной, сторожевой,
пастушьей и др.).

К специальной дрессировке собак приступают после того, как будут отработаны такие

приемы общей дрессировки, как хождение рядом, подзыв и подноска предмета. Наиболее
сложной и длительной является дрессировка собак для использования на розыскной службе.
Наибольшую   трудность   представляет   выработка   у   собаки   навыка   четкой,   активной
диференцировки запахов, с чего и надо начинать специальную дрессировку розыскных собак
(рис. 138).

Первоначально отрабатывают выборку вещей («своих» н «чужих»).

Рис. 138. Приемы специальной дрессировки (схема)

Отработка   навыка   «работа   по   следу»   должна   быть   отнесена   примерно   к   середине

второго месяца специальной дрессировки и начаться лишь после того, когда у собаки будет
выработана   общая   «заинтересованность»   па   запах   человека,   собака   будет   достаточно
дисциплинирована и отработан прием выборка вещей.

Обыск   местности   для   розыскных   собак   вводят   лишь   после   перевода   собаки   на

отработку «слепого» следа, так как собака при сложной и трудной проработке следа нередко
переключается на обыск местности, как на наиболее легкую работу.

Развитие   злобы   и   задержание,   вырабатывающие   «заинтересованность   в   работе»   по

запаху человека для розыскных собак, вводят в начале отработки «слепых» следов.

Отработка   сторожовки,   окарауливания,   пастьбы   скота   и   «связь»   начинается   после

общих приемов, дисциплинирующих собаку.

Прием: выборка вещей (дрессировщика и помощника).   Цель приема — развить у

собаки навыки активного принюхивания и диференцировки запахов.

Основным условным раздражителем являются команда «нюхай» и жест — свободное

выбрасывание правой руки в сторону выбираемых предметов. Вспомогательными — команда
«аппорт» и «фу». В качестве безусловного раздражителя используют лакомство.

Прием вводят после того, когда собака «заинтересована» в подноске предметов, хорошо

подносит предмет к дрессировщику и выполняет подзыв и посадку.

Выборка предметов носит подготовительный характер, она облегчает переход к более

сложным приемам — к выборке человека по его индивидуальному запаху из других лиц и
выборке следа из ряда других следов.

Методы   и   техника   построения   приема.    Построение   приема   начинается   в

облегченных   условиях   окружающей   среды   —   рано   утром,   на   свободной   от   посторонних
запахов местности и с минимальным количеством отвлекающих раздражителей.

Прием   отрабатывается   в   четыре   последовательных   периода.   В   1   и   2-й   периоды

отрабатывается выборка «своих вещей» и в 3–4-й периоды — выборка «чужих вещей».

1-й   период.   Задачей   первого   периода   является   выработать   у   собаки   навык   выборки

«своей» вещи (вещи дрессировщика) из ряда одинаковых предметов, не имеющих запаха
посторонних лиц,

2-й   период.   Задачей   второго   периода   является   выработать   у   собаки   навык   выборки

«своей» вещи из одинаковых предметов имеющих запах посторонних людей.

3-й период. Задачей третьего периода является выработать у собаки навык выборки из

одинаковых   предметов,   не   имеющих   запаха   людей,   предмета   с   запахом   постороннего
человека.

4-й период. Задачей четвертого периода является выработать у собаки навык выборки

предмета с запахом одного постороннего человека из других предметов с запахом других
посторонних людей.

Выборка   собакой   предметов   в   этот   период   производится   в   самых   различных

комбинациях из 10–15 предметов и заканчивается «слепой» выборкой (рис. 139).

Рис. 139. Квадрат для выборки предметов

При   систематических   занятиях   этим   приемом   у   собаки   через   2–2,5   недели

вырабатывается четкий навык диференцировки запахов.

Прежде чем перейти к отработке навыка, рекомендуется предварительно подбрасывать

на виду у сидящей собаки аппортировочный предмет к другому предмету и, посылая собаку
за предметом, по команде «аппорт» добиться, чтобы она брала только свой аппортировочный
предмет.

Добившись этого, отработка выборки вещей будет происходить значительно легче.
Выборка   вещи   строится   так:   в   стороне   от   остальных   собак,   по   указанию

дрессировщика,   кладут   на   чистом   и   ровном   месте   два   одинаковых   по   форме
аппортировочных   предмета   (палочки)   на   расстоянии   20–30 см   один   от   другого.
Дрессировщик в 3–4 м от положенных предметов, лучше по направлению ветра, усаживает
собаку (собака находится на поводке). Дает ей обнюхать свой аппортировочиый предмет,
делая   это   так:   левой   рукой   легко   берет   собаку   за   морду,   держа   предмет   в   правой   руке,
подносит его к мочке носа и произносит команду «нюхай», После этого, потерев предмет
руками, отходит от собаки и на виду у нее кладет его к двум ранее положенным палочкам (а
иногда, не сходя с места, бросает его). Затем возвращается к собаке. Берет собаку за морду
левой рукой, а ладонь правой руки подносит к мочке носа. Одновременно с этим несколько

раз в ласковой интонации произносит команду «нюхай», «нюхай». Если рука ощущает, что
собака   принюхивается,   дрессировщик   одобряет   собаку,   произносит   команды   «хорошо»,
«нюхай».   После   этого   жестом   правой   руки   показывает   собаке   на   лежащие   предметы,
посылает собаку к ним, идя рядом за собакой и произнося команду «нюхай». Собака по жесту
дрессировщика и команде «нюхай» подходит к лежащим на земле предметам и, в некоторых
случаях, вначале схватывает первый попавшийся предмет, без принюхивания. Дрессировщик
не   допускает   этого,   произносит   в   угрожающей   интонации   команду   «нюхай»,   «нюхай»,
заставляя собаку бросить неправильно схваченный предмет, наводит на искомый предмет и
заставляет его взять. Когда собака возьмет искомый предмет, дрессировщик дает команду
«хорошо».

Если же собака принюхивается точно к искомому предмету, но самостоятельно не берет

его, дрессировщик оказывает собаке помощь — произносит команды «аппорт», «хорошо». И
как только собака возьмет искомый предмет, подзывает ее к себе и ласкает.

В том же случае, когда собака обнюхала предметы и правильно взяла искомую вещь,

дрессировщик   подает   команды   «хорошо»,   «хорошо»,   «ко   мне».   Берет   у   собаки   предмет,
ласкает ее и дает лакомство. Рекомендуется после этого 1–2 минуты поиграть с собакой.

В течение занятия собаку пускают на выборку не более 2–3 раз. Надо добиваться при

этом,   чтобы   последний   пуск   собаки   на   выборку   был   всегда   удачным   и   был   закреплен
лакомством.

В тех случаях, когда собака ошибается и берет один и тот же предмет два раза, следует

его изъять и заменить другим.

Если   дрессировщик   видит,   что   собака   слабо   диференцирует   предмет   или   проявляет

стремление брать любой предмет, следует отвести собаку от вещей и, усадив ее, дать снова
обнюхать вещь и руку, а потом снова пустить на выборку.

Отдельные собаки плохо идут на выборку вещей. В таких случаях рекомендуется на

виду   у   собаки   бросить   свой   аппортировочиый   предмет   к   другим   и   тут   же   по   командам
«аппорт» и «нюхай» пустить ее.

Стремясь   взять   брошенный   предмет,   собака   будет   принюхиваться   к   предметам   и

схватывать предмет со знакомым ей запахом. Этот момент и должен уловить дрессировщик и
увязать его с командой «нюхай», закрепляя лакомством.

Дрессировщик   четко   должен   знать   выбираемый   предмет   и   место,   где   он   лежит.

Путаница   здесь   совершенно   недопустима,   она   усложняет   и   затягивает   отработку   навыка.
Дрессировщик   не   должен   касаться   руками   других   предметов,   чтобы   не   оставить   на   них
своего запаха.

Не следует забывать, что основной командой в этом приеме является команда «нюхай»,

обозначающая   общий   сигнал   к   принюхиванию   и   к   диференцировке   запахов.   Команды
«аппорт» или «хорошо» применяют только тогда, когда собака точно обнюхивает искомый
предмет, но не берет его в зубы. Команду «фу» произносят только в мягком тоне и только в
том  случае,  если  собака  по   команде  «нюхай»,   поданной  в  угрожающем   тоне,  не   бросает
неправильно взятую вещь.

При правильной и своевременной даче перечисленных выше команд, своевременном

поощрении   собаки,   последняя   сравнительно   быстро   начинает   принюхиваться   к   лежащим
предметам и правильно выбирать искомый запах среди других.

При подходе с выбранной вещью собака должна садиться перед дрессировщиком и по

команде «дай» отдавать вещь.

После   того,   как   собака   будет   безошибочно   выбирать   предметы   дрессировщика   с

обнюхивания его руки, собаку посылают на выборку с обнюхивания вещи. Таким образом,
условия работы для собаки несколько усложняются. В этом случае дрессировщик вместо
руки дает обнюхивать собаке свою вещь.

Как   только   собака   при   обнюхивании   вещи   сравнительно   правильно   будет   выбирать

предмет   дрессировщика,   количество   посторонних   предметов   увеличивается   до   6.   Если

вначале предметы клало одно лицо, то теперь свои предметы кладут несколько лиц, этим
увеличивают количество запахов, среди которых собака будет выбирать искомую вещь.

В дальнейшем, с целью выработки у собаки более тонкой диференцировки, количество

предметов с различными запахами увеличивают до 6–8 штук. Аппортировочные предметы
перемешивают с другими вещами. Разнообразится раскладка предметов. Время пуска собаки
на   выборку   постепенно   оттягивается   на   несколько   минут.   Команды   вспомогательного
характера не применяют и остается лишь одна основная команда «нюхай». Собака переходит
работать без поводка.

Для   проверки   того,   насколько   правильно   собака   выбирает   вещь   дрессировщика,

последнюю   совершенно   закрывают   другими   предметами.   Собаке   дается   полная
самостоятельность при выборке.

После того, как собака с обнюхивания вещи дрессировщика будет четко и без ошибок

выбирать его вещь из других посторонних предметов, ее переключают на выборку «чужих»
вещей.

Выборка «чужих» вещей вначале проводится в облегченных условиях. Два лица кладут

три предмета на 12–20 см один от другого (аппорты). Первый кладет два предмета, второй —
один (второй будет служить помощником).

Помощник,   который   положил   один   предмет,   оставляет   дрессировщику   какую-либо

вещь со своим запахом (головной убор, перчатки и т. п.).

Дрессировщик, как и при выборке «своей» вещи, в 3–4 м от положенных предметов

сажает собаку, берет осторожно вещь, оставленную помощником, и дает ее обнюхать собаке.
После этого эту вещь кладет на землю около себя и жестом с командой «нюхай» посылает
собаку на выборку.

В первые два-три раза собака обычно будет искать среди лежащих предметов вещь с

запахом дрессировщика. Дрессировщик дает в угрожающей интонации команду «нюхай».

В некоторых случаях собака будет возвращаться к дрессировщику, не выбрав и не взяв

предмета.   В   таком   случае   дрессировщик   вторично   дает   собаке   обнюхать   вещь   и   снова
посылает на выборку. Иногда подводит собаку непосредственно к вещи, показывая на нее
рукой. Этот прием повторяется 3–4 раза.

При   правильной   выборке   дрессировщик   подзывает   собаку   и   поощряет   ее   командой

«хорошо», оглаживанием и дачей лакомства (мяса).

Поскольку обнюхивание вещи при выборке «своих» вещей у собаки отработано, прием

выборка «чужих» вещей отрабатывается гораздо быстрее. С переходом на выборку «чужих»
предметов не следует возвращаться к выборке вещи с запахом дрессировщика, так как это
будет сбивать собаку при последующих занятиях по выборке «чужих» предметов.

Выборка «чужих» предметов постепенно усложняется. Вещи разнообразят по форме,

размеру   и   количество   их   увеличивают.   Дрессировщик   должен   особенно   внимательно
наблюдать при выборке за действиями собаки, не допуская ошибок в даче вспомогательных
команд, хорошо знать выбираемый предмет среди других вещей помощника.

Места, где раскладывают предметы для выборки, должны чаще меняться. Меняют и

помощника.

Когда собака, пущенная на выборку без поводка, четко, без ошибок выбирает «чужую»

вещь,   эту   собаку   проверяют   так   называемой   «слепой»   выборкой.   В   этом   случае
дрессировщик не знает вещи, которую должна будет выбрать собака. Это занятие проводит
другое лицо — обычно руководитель занятиями.

Нередко   неопытные   дрессировщики   при   отработке   навыка   допускают   ошибки.

Наиболее характерные из них следующие.

1) Раскладка   вещей   с   наличием   на   них,   кроме   индивидуального   запаха,   других

нежелательных запахов, как-то: мяса, слюны собак и др. пахучих веществ, привлекающих
собаку к выборке и поднятию неискомой вещи.

2) Разность свежести запахов при выборке «чужих» вещей, т. е. когда выбираемую вещь

перед   раскладкой   усиленно   натирают,   а   остальные   вещи   в   руках   помощника   остаются   с

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..